Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие ролей и ролевая теория личности.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Роль — это модель или тип поведения, ожидаемые в социальной группе от людей, занимающих разные позиции. Можно также сказать, что роль — это совокупность ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как обладателя определенной социальной позиции. Обладатель позиции вынужден вести себя сообразно этим ожиданиям, правам и обязательствам, исполнять требуемую ими роль.Роль довольно стабильна: человек меняется, но его социальная роль остается. «Исполнению» coциальной роли обучаются в процессе социализации, ориентируясь на те ожидания, которые выставляет социум. Роль можно понимать как «ответ» на совокупность ожиданий, устремленных на человека в обществе. Этот «ответ» детерминирован его позицией, профессией, должностью, полом и другими факторами. Роль ставит своему исполнителю поведенческие пределы. Если поведение, свойственное данной роли, не выходит за эти пределы, то оно удовлетворяет и индивида и его окружение, т. е. отвечает требуемым нормам. У разных ролей все-таки разные пределы дозволенности, и в каждой роли есть специфические ситуации этой «дозволенности». Диапазон этой ролевой свободы может быть больший или меньший, строгость соблюдения «ролевых» правил слабее или сильнее — так называемая дихотомия роли. Также чем выше у индивида социальное положение, тем позволительнее ему «необычное поведение». Специализация в одной определенной роли имеет даже экономический смысл — особенно в плане распределения труда — так как очевидно, что один человек не может справиться с разнообразными требованиями и «заданиями», предъявляемыми ему обществом. Билет 10: Социологическая теория: определение и структура. Социологическая теория — это теория о социальных явлениях или обществе. На основе научной социологической теории можно делать определенные прогнозы о состоянии общества и возможных социальных событиях. Более частной составляющей теории являются «понятия». теоретические понятия выражают нечто отвлеченное и являются при этом противоположностью эмпирического факта, который конкретен и наблюдаем. Типичными социологическими понятиями являются, например, группа, норма, роль и статус. Можно выделить несколько типов социологических теорий. — Объясняющая теория выявляет и изучает социальные причины существующих в обществе явлений. — Прогнозирующая теория стремится прогнозировать будущее на основе знаний о существующих в обществе тенденциях. — Классифицирующая теория является в большей степени описывающей, чем объясняющей или прогнозирующей, она представляет собой выявление наиболее отвлеченных существенных признаков явления. Например, «идеальный тип» Вебера может служить примером такой теории. — Функциональная теория относится к классифицирующим теориям. Она классифицирует и интерпретирует явления и их последствия. Функциональная теория показывает причинно-следственные взаимосвязи различных частей системы и воздействие каждой части на целое. Некоторые исследователи сопоставляют теорию с парадигмой, которая понимается как образ мышления или направление науки. Теория является парадигмой или моделью действительности. Социологическая теория базируется на отношениях факторов, переменных, понятий. «Грамотная», корректная социологическая теория не должна являться чем-то оторванным от действительности, самоцелью, а должна быть способом к открытию новых взаимосвязей и закономерностей. Уровни социологического знания:
Билет 10: Метод наблюдения. Конт определял в социальной системе две основные части: социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой прежде всего структуру и строй общества, а также законы человеческого существования, вторая означает изменение как таковое и его законы. Для выяснения и понимания деталей социальной статики и динамики применяется метод наблюдения, опыта и сравнения. Таким образом, выявляются социальные законы и закономерности общего социального развития. Согласно Конту, позитивистский метод ведет к познанию основ. При объяснении общественных явлений исследователь сталкивается с самыми разнообразными и многозначными причинными связями, но, изучая общество достаточно долго и тщательно, как в статическом, так и в динамическом состоянии, можно постепенно выявлять общие законы общественных событий и явлений. По мнению Конта, теологический и метафизический подходы лишены научности, т. к. игнорируют метод наблюдения. Социология же не исключает наблюдение, а базируется на нем. Само наблюдение также представляет собой метод сбора информации, так как путем участвующего (включенного) и неучаствующего (невключенного) наблюдения можно систематически и надежно собирать сведения о явлениях, к которым другие методы не подходят.
Билет 11: Теоретический и эмпирический уровни социологии. В самом широком значении к «теории» относится все, что является формальным или отвлеченным в противоположность эмпирическому. С помощью корректной социологической теории можно объяснить поведение человека, обусловленное прежде всего влиянием окружающей среды, социальных ожиданий и социальной структуры. Хотя теория отражает сущность рассматриваемого объекта, при этом ее как таковую, в чистом виде, нельзя наблюдать в действительности. Например, положение о том, что члены общества разделяются на социальные слои — не теория, а эмпирический факт или знание. Однако объяснение глубинных причин этого деления представляет собой уже социологическую теорию. Уровни социологии:
Эмпирический социологический уровень теоретический уровень тесно связаны между собой и один не мыслим без другого. Только их совместное существование делает любую науку возможной: эмпирические факты, полученные на основе теорий даёт возможность построения новых теорий, базирующихся на полученных от исследований данных, выдвигают новые гипотезы, подтвердить которые можно только прибегнув к эмпирическому.
Билет 11: Понятие ценности в социологии. термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту. Ц. задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека (любого другого социального субъекта). Им приписывается внеличностный, надличностный, а в ряде случаев и внеисторический характер. Они трактуются как порождаемые культурой и (или) задаваемые трансцендентно содержания, вплетаемые в изменчивое многообразие социальной жизни как ее инварианты, позволяющие: связывать разные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее); семиотизировать пространства человеческой жизни, наделяя все элементы в нем аксиологической значимостью; задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок; строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире; обосновывать смыслы. Например, Франкл трактовал сами Ц. как смыслы и через них (или "напрямую") как стратегии жизни, деятельности, поступки, решения и т.д. (в этом отношении их можно рассматривать как механизмы смыслового удержания и укоренения человека в мире). Ц. позволяют простраивать системы ценностных отношений в социуме, конституируют процессы оценивания (вынесения оценок как способов установления значимостей чего-либо для субъектов).
Понятие Ц. играет центральную роль при анализе механизмов целеполагания и долженствования как вариантов ценностного причинения (телеологической причинности). В этом отношении Ц., обеспечивая временную преемственность, позволяют разделить мир сущего ("данность" с ее ресурсными ограничениями) и мир должного (независимо от ресурсных ограничений) и структурировать будущее как преодоление наличных условий, как мир ценностно-обоснованных целей (не обязательно достижимых, но всегда определяющих вектора изменений и развития как возможный мир (возможные миры). Одновременно Ц. вносят "метафизическое измерение" в мир человеческого бытия - они всегда абсолютны как самодостаточные сущности, как кладущие "пределы" изменчивости, как "последние аргументы", не подлежащие обсуждению и оспариванию, в силу своей безусловности. "Метафизичность" Ц. усиливается, если они при этом трактуются как внеисторические (существующие в пространстве культуры) и (или) трансцендентные, что позволяет полагать систему религиозных отношений. В силу того, что Ц. непосредственно "не даны" и "не представимы" они воплощаются и реализуются посредством иных универсальных культурных механизмов. Прежде всего - через нормы. Конструктивность же понятия Ц. в классической социологии связана прежде всего с разработкой типологий Ц. на уровне "идеальных типов", что обеспечивает работу по созданию эмпирических типологий. В этих случаях Ц. определяется как любой предмет, материальный или идеальный, идея или институт, в отношении которых индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывая им важную роль в своей жизни и стремление к обладанию которыми ощущают как необходимость (Я. Щепаньский), или как то, к чему стремятся как к цели, или рассматривают как средство достижения цели (Н.З. Чавчавадзе), или как предмет любой природы, обладающий значимостью для субъекта, т.е. способностью удовлетворять его потребности (А.А. Ручка). Билет 12: Понятийный аппарат социологии и его уровни. Социология имеет свой специфический понятийный аппарат, отделяющий ее от других областей науки. Социологическое понятие абстрактно в том отношении, что не соотносится с действительностью непосредственно. Это значит, что понятие полностью никогда не идентично тем явлениям, которые оно именует. С другой стороны, само понятие уже содержит существенные признаки объекта хотя непосредственно и не указывает, что конкретно имеется в виду. Социологическая терминология (т. е. названия социологических понятий) включает в себя собственно социологические термины (которыми оперирует социологическая теория), термины, заимствованные из других областей науки, а также слова общелитературного, обиходного языка. Как наука, изучающая человека и общество, социология должна, естественно, применять многие понятия и выражения, которые употребляются в обиходной жизни. Использование этих понятий в исследовательской работе разумно и полезно, если они могут выполнять функции собственно научных понятий, а именно функцию типизации, классификации и описания явлений, а также выявления связей между переменными. Дефиниции, взятые из обиходного языка, должны обладать устойчивостью и контролируемостью, чтобы функционировать как научные понятия. Следует отметить, что социологические понятия изменяются и развиваются по мере развития социологических исследований и разработки теории.
Билет 12: Партия как социальный институт. Существуют отличительные признаки социальных институтов. 1. Они делают возможным удовлетворение различных потребностей. 2. Они регулируют действия индивидов в рамках социальных отношений, т. е. обеспечивают выполнение желаемых действий и подавление нежелательного поведения. 3. Они обеспечивают непрерывность общественной жизни, в том числе и при изменениях в составе членов общества. 4. Они соединяют стремления, действия и отношения индивидов, т. е. содействуют социальной сплоченности и тем самым предотвращают противообщественные акции. Перечисленные функции выполняются административными, политическими, культурными и другими учреждениями, обеспечивающими удовлетворение потребностей способами, которые регулируются принципами общежития. ПАРТИЯ политическая - организованная группа единомышленников, представляющая интересы части людей, отстаивающая ту или иную идею организации или трансформации общества, устремленная к достижению политической власти или участию в ней для реализации своих программных установок. Зарождение П. традиционно относят к Античному миру, когда в Древней Греции и Древнем Риме возникают особые группы людей, активно отражающие интересы различных общественных слоев. Однако предшественниками П. современного типа принято полагать политические организации, возникшие в ходе борьбы буржуазии против абсолютной монархии, в процессе становления политической системы и политической жизни раннебуржуазных государств Западной Европы и Америки в конце 17 - начале 18 в. Окончательно современный облик политических П. сложился в 19 в. Это было тесно связано с введением всеобщего избирательного права, послужившего значительному развитию представительной системы. Именно П. стали индикатором осознания своих интересов различными группами населения с учетом истории и традиций общества: П. являются продуктом социально-экономического и общественно-исторического развития каждой конкретной страны. Весьма значима роль П. в отборе и формировании лидеров и элит для всех уровней политической системы. В зависимости от типа своей организационной структуры П. могут быть кадровыми и массовыми. Кадровые П. активизируются в основном во время предвыборных кампаний. Они немногочисленны. В них отсутствует система членства, регулярная уплата взносов и другие организационные элементы. Для массовых П. характерны многочисленность сторонников, сложная организационная и иерархическая структура, партийная дисциплина, система членства с уплатой взносов. Возглавляют их профессиональные политики. По отношению к правящему политическому режиму П. делятся на правящие и оппозиционные. В зависимости от идеологических позиций, П. можно подразделить на идейно-политические (реформистские, консервативные, реакционные, революционные); прагматические, или избирательные, фактически действующие лишь в период предвыборных кампаний; харизматическо-вождистские, полнота власти в которых сосредоточена в руках вождя, лидера (ленинско-сталинская, маоистские, гитлеровская). Классификации П. не могут носить статичного характера. Одни и те же П. воплощают в себе признаки разных классификаций. Билет 13: Понятие общества: признаки и определения общество есть объединение людей, основанное на деятельностном взаимодействии; общество есть система субъектного типа, основанная на деятельностном взаимодействии людей. В обоих случаях видовое отличие остается одним и тем же. Не исключены и другие определения понятия "общество". Но логически корректными они будут в том случае, если в них будет указан ближайший род и видовое отличие. Что касается содержательной стороны определения, то едва ли можно предложить в качестве видового отличия другой признак, чем деятельностное взаимодействие людей.
Билет 13: Социальные институты и их определения. социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Существуют отличительные признаки социальных институтов. 1. Они делают возможным удовлетворение различных потребностей. 2. Они регулируют действия индивидов в рамках социальных отношений, т. е. обеспечивают выполнение желаемых действий и подавление нежелательного поведения. 3. Они обеспечивают непрерывность общественной жизни, в том числе и при изменениях в составе членов общества. 4. Они соединяют стремления, действия и отношения индивидов, т. е. содействуют социальной сплоченности и тем самым предотвращают противообщественные акции. Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается. есть важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что таких институтов в развитых обществах всего пять: это институты семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Кроме того, поскольку ценности и процедуры научной жизни стали очень важными и высокостандартизированными, к важнейшим можно было бы причислить и институт науки. Билет 14: Общественное сознание как понятие социологии Коллективное, или общее, сознание означает совокупность тех верований и чувств, которые разделяются средними членами системы. Существующие в общности нормы усвоены и осознаны, результатом чего является унификация социального поведения. Коллективное сознание базируется на существующих в обществе ценностях. Коллективность выражает нормативный характер общества. Согласно Дюркгейму, все аспекты социальной структуры, в частности институты, базируются на нормативной системе общества. Итак, нормы представляют собой, по его мнению, ядро социальной действительности.
Билет 14: Общественно-экономическая формация - общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. В основе формации лежит известный способ производства, представляющий собой единство базиса (экономики) и надстройки (политики, идеологии, науки и др.). История человечества выглядит как последовательность пяти формаций, следующих друг за другом: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций. 1. Никакая отдельно взятая страна, культура или общество не может составлять общественную формацию, но только совокупность многих стран; 2. Тип формации определяется не религией, искусством, идеологией и даже не политическим режимом, а ее фундаментом - экономикой; 3. В самой экономике надо выделить центральный элемент, чтобы догадаться, к какой формации принадлежит ваша или соседняя страна; 4. Таким элементом выступают производственные отношения, а в них - отношения собственности; 5. Надстройка всегда вторична, а базис первичен, поэтому политика всегда будет только продолжением экономических интересов страны (а внутри нее - экономических интересов господствующего класса); 6. Все общественные формации, выстроенные в последовательную цепочку, выражают прогрессивное восхождение человечества от низших ступеней развития к высшим; 7. Если в жизнь страны не вмешиваются чужеродные факторы, то она, или представляемое ею общество, в своем развитии должны пройти все ступени, не перепрыгивая и не пропуская ни одной формации.
Билет 15:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.119.34 (0.01 с.) |