Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые стратификационные тенденции современного российского общества.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Билет 15: Понятие личности в социологии. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ - предметная область социологии, занимающаяся: 1) исследованием социокультурной обусловленности человеческой сущности, 2) механизмов, способов и институционализируемых стратегий индивидуально-надындивидуальных взаимоотношений и взаимодействий в обществе. Может пониматься как: 1) специальная социологическая теория (см.), объектно-ориентированная на изучение индивидуального уровня (само)организации и структурации социума, а также протекающих на этом уровне социокультурных процессов (так или иначе связанных с предельно широко понимаемыми процессами социализации и социальной адаптации); 2) совокупность разнопарадигмальных социологически ориентированных теорий личности (статусно-ролевые, диспозиционные, психологизированные, культурологизированные и т.д. теории личности); 3) метатеоретический уровень рефлексии, ориентированный на выявление и критический анализ возможностей и ограничений социологических средств и социологии как научной дисциплинарности (см.) в целом в исследовании личностной проблематики (в этом случае необходим анализ и внедисциплинарной критики основных социологических парадигм и исследовательских стратегий).
Билет 16: О понятии "социальная структура" Демографическая, экономическая и классовая структура общества, территориальные факторы, господствующие этические, моральные и духовные ценности – всё это формирует социальную структуру общества. Социология стремится понимать и объяснять поведение человека именно с помощью этих структурных и ситуативных факторов. Одни структурные факторы весьма конкретны, как, например, демографическая и экономическая структура общества. Другие, в свою очередь, являются отвлеченными и как будто не столь очевидными. К ним относятся, в частности, социальные отношения, которые, как и социальная структура, регулируют взаимодействие индивидов. Социальные структуры включают в себя социальные признаки и социальные образования. К первым относятся, в частности, возрастная, экономическая и профессиональная структуры, доходная структура и социальная стратификация общества. К социальным образованиям относятся, например, такие социальные организации, как коммуны, церковь и промышленные предприятия. Социальными образованиями можно считать также круг друзей и различные общественные организации. На отвлеченном уровне социальные структуры включают в себя такие институты, как семья, религия и экономическая формация, а также существующие институциональные ценности и нормы. Данное понятие является ключевым в описании общества так как даёт характеристику обществу во всех его ипостасях и, следственно, активно используется при построении социологических теорий, описании социальных явлений и проч. Билет 16: Определение объекта социологии. Объект - та реальность, на которую направлено изучение науки – общество. Предмет - те объекты и особенные черты, которые исследователи выделяют в объекте, руководствуюсь своими научными интересами, т.е. представлениями о важных существенных явлениях и процессов, т.е. все социальные процессы и явления, феномены и проч. Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей. Билет 17: Определение понятия "социальный класс" социальный класс - это реальная социологическая категория, которая позволяет выделить по ряду (социально-экономических) признаков группу индивидов, выступающих в социальных и социально-экономических отношениях как большая замкнутая система с определенным динамическим алгоритмом поведения и специфической внутренней структурой, меняющейся в зависимости от стадии развития класса - от степени его "зрелости" (класс-слой, социальный дистрахо-класс и т.д.). Билет 18: Э.Дюркгейм о предмете социологии. Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция, начало которой положил Декарт. Для Дюркгейма социология означала науку институтов. Ядро института — различные формы регулируемой совместной деятельности индивидов. Институты — это компоненты реальной жизни в определенные промежутки времени, в определенных (типичных) ситуациях, в определенных обществах и локусах. Они — элементы живой культуры. “Манифест” дюркгеймовской социологии, книга “Метод социологии”, удивительным образом перекликается с “Рассуждением о методе” Декарта. Оба труда объединяет одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от личных склонностей, общепринятых мнений и общественных предрассудков всякого рода. Несмотря на то что Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений социологии Конта, он признавал за ним титул “отца” социологии и подчеркивал предшествовало связь своих и контовских идей. Отвергая обозначение своей социологии как “позитивистской” (так же, впрочем, как и материалистической, и спиритуалистской), Дюркгейм в то же время вдохновлялся тем идеалом позитивной социальной науки, который сформулировал родоначальник философского позитивизма. Вслед за Контом он рассматривал естественные науки как образец для построения социологии. Дюркгейм воспринял также контовский подход к изучению общества как органического, солидарного целого, состоящего из взаимосвязанных частей. В отличие от Конта он усиленно искал глубинные причины социальных явлений. Необходимо отметить влияние Канта и кантианства на Дюркгейма, прежде всего на его концепцию морали и нравственного долга, пронизывающую всю теорию основателя Французской социологической школы. Дюркгейм стремился объединить принцип свободы и достоинства индивида с представлением о его долге и зависимости, но отношению к другим индивидам. Дюркгейм внес в социологию понятие «аномия», что, по его определению, означает ненормативное состояние в обществе или группе, возникающее тогда, когда желания и ожидания людей превышают реальные возможности их осуществления и когда между ценностными целями и разрешенными методами существует противоречие. Аномия касается культуры и структурных свойств общества в целом, а не частных человеческих свойств. Аномия — это состояние, при котором общество не может дать индивиду регулирующих норм, или же состояние, при котором в обществе вообще не существует норм относительно некоторых вещей. Наиболее типично возникновение аномии в связи с социальными переменами. Аномия, как правило, свидетельствует о дефиците порядка и контроля на уровне общества. Несмотря на то, что научное творчество Дюркгейма находилось на пересечении множества влияний и традиций социальной мысли, он не считал, что социология как наука уже сформировалась. Самостоятельную науку об обществе со своим собственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать. Дюркгейм ощущал себя призванным осуществить эту задачу.
Билет 18: История и социология. Социология является отнюдь не единственной наукой, область исследования которой охватывает всю сферу человеческого поведения. К таким наукам относятся также философия, история и антропология. Социология имеет тесные связи с этими науками и использует накопленные ими знания в своих целях. Как выше уже отмечалось, социология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии или истории, так что она имеет и теперь естественную связь со своими истоками. У истории и социологии есть 4 наиболее перекликающиеся и тесно взаимодействующие области: антропология, этнология, фольклористика и археология. Только сочетание социологии и истории даёт возможность получить полную картину происходящих событий, по-иному взглянуть на прошлое, переосмыслить настоящее и прогнозировать будущее, опираясь на понимание прошлого. Билет 19: М.Вебер и его определение предмета социологии. Макс Вебер (1864-1920) органично продолжал великие традиции немецкой философии, прежде всего неокантианства и философии жизни. Он предложил новый путь развития социологии, объединив методы естественных и гуманитарных наук, но не механически, а органически. Он намеревался оставить в социологии все ценное и от методов естествознания и от методов гуманитарных наук. Вебер предложил объединить в социологии два метода - качественный, направленный на постижение скрытых мотивов и присущий гуманитарному знанию, и количественный, призванный измерять степень корреляции повторяющихся действий на основе статистических связей, присущий естествознанию. Социальную реальность, по Веберу, надо, во-первых, интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков, сопереживая с другими, во-вторых, объективно измерять при помощи статистики. Оба метода не противостоят друг другу, они дополнительны и только в совокупности дают полную картину реальности. Каждый порознь дает только частичную истину. Субъективное "подразумевание" значения или мотивов действия дает такую же приблизительную картину, как и объективное измерение при помощи статистических средних величин. Предложенный М.Вебером проект переустройства социального знания можно сравнить только с научной революцией, совершенной Коперником. Гуманистическая и естественно-техническая составляющие социологического знания отныне не разрывались, а соединялись в некую органическую целостность. У социологии появился двойной статус, который одновременно и усложнял ее жизнь, и открывал ей новые перспективы в познании мира. По существу М.Вебер заложил фундамент современной социологии. Социология должна стремиться к пониманию не просто человеческого поведения, а его значения. Любой общественный институт (государство, производство, право, семья), как и общество в целом, надо рассматривать как бы с точки зрения интересов индивида. Социолог призван понятьсмысл поступков человека. Ученый должен выяснить, какой смысл придает своим поступкам сам человек, какую цель и значение вкладывает в них, какими мотивами и стимулами движим. Логика социологического изучения должна строиться таким образом, чтобы каждое отдельное действие можно было поместить в цепочку других мотивируемых и рационально понятых движений. Главная идея М. Вебера, его вклад в социологию – концепция социального действия: социальное действие необходимо исследовать двумя методами: научное наблюдение и причинный анализ. Социология - наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие. М. Вебер – автор многих хрестоматийных социологических трудов, наиболее известный из которых его «Экономика и общество», «История Хозяйства» и «Город». Он активно занимался экономической стороной социологии. Билет 19: Социология и экономическая теория. Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь, стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Таким образом, социология интересуется прежде всего социальным поведением человека в различных экономических действиях. Эта специальная отрасль социологии называется экономической социологией. Связи социологии с экономикой и экономическими основами традиционно весьма тесны. Маркс и Вебер являются, пожалуй, самыми известными из исследователей этих связей. Многие социологи, особенно в бывших социалистических странах, вышли из сферы экономики. Следует помнить, что науки по мере их развития и усложнения объектов исследования постоянно специфицируются. Некоторые отрасли социологии также детально специализированы.
Билет 20: П.Сорокин о предмете социологии Питирим Сорокин (1889-1968),социолог удивительно многосторонний и талантливый исследователь логической проблематики, по значению теоретического и методологического вклада в мировую социологию можно сравнить разве что с М.Вебером. Именно этот мыслитель, родившийся в России, а умерший в США, прославил нашу социологию. Именно благодаря в первую очередь ему Россию наряду с Италией (где жили и трудились выдающиеся социологи ХIХ-ХХ вв. Вильфредо Парето, Гаэтано Моска и Михельс) можно причислить к разряду социологических держав мира, но, быть может, поставив ее не в первый, а во второй эшелон. В 1922 начались массовые аресты среди научной и творческой интеллигенции. В России оставаться было опасно и С. вместе с женой эмигрируют за границу. Сначала С. жил и работал в Праге, а потом переехал в Америку и прожил там весь остаток своей жизни.
Билет 20: Социология и философия Социология является отнюдь не единственной наукой, область исследования которой охватывает всю сферу человеческого поведения. К таким наукам относятся также философия, история и антропология. Социология имеет тесные связи с этими науками и использует накопленные ими знания в своих целях. Социология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии или истории, так что она имеет и теперь естественную связь со своими истоками. Изучаемые социологией проблемы не новы. Во все времена в той или иной форме существовали власть, различные отношения между людьми, взаимовлияния и споры. И всегда их стремились изучать и толковать, хотя и не под названием социологии, поскольку она как самостоятельная наука весьма молода. Например, уже Платон и Аристотель рассматривали вопросы, которые можно отнести к общественным наукам и социологии. Платон (427-347) разработал структуру идеального государства, возглавляемого философами. Государство занимает главенствующее положение, и люди приспосабливаются к его принципам: человек — продукт государства. Речь идет о ярко выраженной коллективности, когда индивид — зависимая, а общество — независимая переменная. Взгляд Аристотеля (384-322) является противоположным: индивиды образуют общество и тем самым и государство. Качества индивидов определяют характер и своеобразие общества. Речь идет о концепции индивидуализма, по которой индивид — независимая, а общество — зависимая переменная. И сегодня социология вскрывает многие острые проблемы общества, находит порой неразрешимые вопросы, тем самым предоставляя почву для размышления современным философам. Билет 21: О.Конт и система его социологии. Огюст Конт (1798-1857), давший название науке социологии, в своём творчестве руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, надеждой на то, что с помощью науки и просвещения можно решить все социальные проблемы. В созданной им классификации наук социология считалась самым сложным, труднопостигаемым видом знания. Как фундаментальная наука о законах общества, которое есть высшая реальность, подчиняющаяся только естественным законам. Историки находят у Конта зачатки того, что впоследствии стали называть системным подходом. Конт отвергал рыночную конкуренцию, полагая, что она развивает в человеке самые худшие, эгоистические черты. Он считал разделение труда внутренней пружиной прогресса, но отрицательно относился к социальным последствиям. Конт исповедовал принцип разделения моральной и политической власти. Совокупность утопических рекомендаций он назвал программой создания "позитивной религии". В области социальной динамики О.Конт сформулировал основной закон общественного прогресса - закон трёх стадий, по которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума. Первую теологическую, или фиктивную стадию, охватывающую древность и раннее средневековье (до 1300 г.), Конт делил на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов. При политеизме (Древняя Греция и Рим) обожествлялись природные явления. Эпоха монотеизма - эпоха христианства. Метафизическую стадию (с 1300 по 1800 г.) Конт рассматривал как переходную, для которой характерно разрушение старых верований - фундамента общественного порядка. Важнейшие события этой эпохи - Реформация, Французская революция. Им сопутствовало распространение критической философии, приведшей к упадку авторитетов. Общество, погружённое в анархию, нуждается в новой идеологии, выполняющей интегрирующую роль. Такова, по Конту, философия позитивизма, знаменующая наступление третьей стадии – позитивной: распространение наук, рост их общественного значения, развитие промышленности, гармоничное развитие всех элементов социальной жизни. Он сформулировал задачи социологии: наблюдать, регистрировать и систематизировать факты и на этой основе выявлять определенные закономерности. В промежуток с 1817 по 1824 год он был секретарем и помощником Сен-Симона. Мировоззрение Конта формировалось под влиянием философии просветительства, а также тех политических переворотов, свидетелем которых он оказался. Конт читал цикл лекций, в которых формулировал свои социологические идеи. На основе этих лекций он написал впоследствии свое главное произведение — шеститомный «Курс позитивной философии». Конт стремился предотвратить моральное разложение общества и организовать общество заново по законам «позитивного гуманизма». Он подчеркивал самоценность идей как основу общественного строя и придавал особое значение тем идеям, которые укрепляли бы моральный порядок. Согласно Конту, позитивистский метод ведет к познанию основ. При объяснении общественных явлений исследователь сталкивается с самыми разнообразными и многозначными причинными связями, но, изучая общество достаточно долго и тщательно, как в статическом, так и в динамическом состоянии, можно постепенно выявлять общие законы общественных событий и явлений. Он сделал также набросок иерархии наук. В этом смысле он является социологом в теории познания (гносеологии), так как он пытается постичь сущность и развитие науки, результатом чего явилось открытие им некоторых существенных признаков науки как таковой. Билет 22+29.2: Содержание социологического мышления Первая стадия социологического мышления: Платон и Аристотель, а так же многие христианские философы. (общество верующих) Вторая стадия: индивидуализм мышления Возрождения и различные новые общественные и религиозные взгляды, вытеснившие духовное наследие схоластики, и, с другой стороны, развитие естественных наук создали новые возможности для рассмотрения общества и общественного строя. Социологическое мышление этого периода представляют прежде всего английские эмпирики Джон Локк (1632-1704) и Дэвид Юм (1711-1776), которые сильнейшим образом способствовали распространению реалистического подхода к рассмотрению объектов действительности. Третья стадия является продолжением предыдущей и относится к XVIII столетию. Первыми представителями этого периода были Сен-Симон и Конт. В социологическом мышлении господствовал тогда естественнонаучный позитивизм. К более поздним представителям социологии этого периода относятся среди прочих Маркс и Герберт Спенсер. Четвертая стадия представляет собой новейший период развития социологии, хотя весьма затруднительно провести четкую грань между четвертой и третьей стадиями. Самостоятельный характер социологии проявляется в том, что объекты исследования анализируются здесь с помощью собственных понятий и методов данной области науки. (по П. И. Боуман (1955) – становление социологии как самостоятельной науки) Уровни социологического знания:
Билет 23:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.119 (0.014 с.) |