Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые стратификационные тенденции современного российского общества.

Поиск
  1. Постепенное становление классовой системы при сохраняющемся влиянии этакратической.
  2. Происходят изменения в структуре занятости. Появляются новые профессии, развивается самозанятость.
  3. Поляризация по имущественному признаку. Формируются слои сверхбогатых и тех, кто находится за чертой бедности.
  4. Актуализация физико-генетической системы стратификации.

 

Билет 15:

Понятие личности в социологии.

СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ - предметная область социологии, занимающаяся: 1) исследованием социокультурной обусловленности человеческой сущности, 2) механизмов, способов и институционализируемых стратегий индивидуально-надындивидуальных взаимоотношений и взаимодействий в обществе. Может пониматься как: 1) специальная социологическая теория (см.), объектно-ориентированная на изучение индивидуального уровня (само)организации и структурации социума, а также протекающих на этом уровне социокультурных процессов (так или иначе связанных с предельно широко понимаемыми процессами социализации и социальной адаптации); 2) совокупность разнопарадигмальных социологически ориентированных теорий личности (статусно-ролевые, диспозиционные, психологизированные, культурологизированные и т.д. теории личности); 3) метатеоретический уровень рефлексии, ориентированный на выявление и критический анализ возможностей и ограничений социологических средств и социологии как научной дисциплинарности (см.) в целом в исследовании личностной проблематики (в этом случае необходим анализ и внедисциплинарной критики основных социологических парадигм и исследовательских стратегий).

 

Билет 16:

О понятии "социальная структура"

Демо­графическая, экономическая и классовая структура общества, территориальные факторы, господствую­щие этические, моральные и духовные ценности – всё это формирует социальную структуру общества. Социология стремится понимать и объяснять пове­дение человека именно с помощью этих структур­ных и ситуативных факторов. Одни структурные факторы весьма конкретны, как, например, демографическая и экономическая структура общества. Другие, в свою очередь, явля­ются отвлеченными и как будто не столь очевидны­ми. К ним относятся, в частности, социальные от­ношения, которые, как и социальная структура, регулируют взаимодействие индивидов.

Социальные структуры включают в себя соци­альные признаки и социальные образования. К пер­вым относятся, в частности, возрастная, экономи­ческая и профессиональная структуры, доходная структура и социальная стратификация общества. К социальным образованиям относятся, например, такие социальные организации, как коммуны, цер­ковь и промышленные предприятия. Социальны­ми образованиями можно считать также круг друзей и различные общественные организации. На отвлеченном уровне социальные структуры вклю­чают в себя такие институты, как семья, религия и экономическая формация, а также существую­щие институциональные ценности и нормы.

Данное понятие является ключевым в описании общества так как даёт характеристику обществу во всех его ипостасях и, следственно, активно используется при построении социологических теорий, описании социальных явлений и проч.

Билет 16:

Определение объекта социологии.

Объект - та реальность, на которую направлено изучение науки – общество.

Предмет - те объекты и особенные черты, которые исследователи выделяют в объекте, руководствуюсь своими научными интересами, т.е. представлениями о важных существенных явлениях и процессов, т.е. все социальные процессы и явления, феномены и проч.

Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей.

Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

Билет 17:

Определение понятия "социальный класс"

социальный класс - это реальная социологическая категория, которая позволяет выделить по ряду (социально-экономических) признаков группу индивидов, выступающих в социальных и социально-экономических отношениях как большая замкнутая система с определенным динамическим алгоритмом поведения и специфической внутренней структурой, меняющейся в зависимости от стадии развития класса - от степени его "зрелости" (класс-слой, социальный дистрахо-класс и т.д.).

Билет 18:

Э.Дюркгейм о предмете социологии.

Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция, начало которой положил Декарт. Для Дюркгейма социология означала науку ин­ститутов. Ядро института — различные формы регу­лируемой совместной деятельности индивидов.

Ин­ституты — это компоненты реальной жизни в опре­деленные промежутки времени, в определенных (типичных) ситуациях, в определенных обществах и локусах. Они — элементы живой культуры.

“Манифест” дюркгеймовской социологии, книга “Метод социологии”, удивительным образом перекликается с “Рассуждением о методе” Декарта. Оба труда объединяет одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от личных склонностей, общепринятых мнений и общественных предрассудков всякого рода. Несмотря на то что Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений социологии Конта, он признавал за ним титул “отца” социологии и подчеркивал предшествовало связь своих и контовских идей. Отвергая обозначение своей социологии как “позитивистской” (так же, впрочем, как и материалистической, и спиритуалистской), Дюркгейм в то же время вдохновлялся тем идеалом позитивной социальной науки, который сформулировал родоначальник философского позитивизма. Вслед за Контом он рассматривал естественные науки как образец для построения социологии. Дюркгейм воспринял также контовский подход к изучению общества как органического, солидарного целого, состоящего из взаимосвязанных частей. В отличие от Конта он усиленно искал глубинные причины социальных явлений. Необходимо отметить влияние Канта и кантианства на Дюркгейма, прежде всего на его концепцию морали и нравственного долга, пронизывающую всю теорию основателя Французской социологической школы. Дюркгейм стремился объединить принцип свободы и достоинства индивида с представлением о его долге и зависимости, но отношению к другим индивидам.

Дюркгейм внес в социологию понятие «аномия», что, по его определению, озна­чает ненормативное состояние в обществе или груп­пе, возникающее тогда, когда желания и ожидания людей превышают реальные возможности их осу­ществления и когда между ценностными целями и разрешенными методами существует противоре­чие. Аномия касается культуры и структурных свойств общества в целом, а не частных человечес­ких свойств.

Аномия — это состояние, при котором общест­во не может дать индивиду регулирующих норм, или же состояние, при котором в обществе вообще не существует норм относительно некоторых вещей. Наиболее типично возникновение аномии в связи с социальными переменами. Аномия, как правило, свидетельствует о дефиците порядка и контроля на уровне общества.

Несмотря на то, что научное творчество Дюркгейма находилось на пересечении множества влияний и традиций социальной мысли, он не считал, что социология как наука уже сформировалась. Самостоятельную науку об обществе со своим собственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать. Дюркгейм ощущал себя призванным осуществить эту задачу.

 

Билет 18:

История и социология.

Социология является отнюдь не единственной наукой, область исследования которой охватывает всю сферу человеческого поведения. К таким на­укам относятся также философия, история и антро­пология. Социология имеет тесные связи с этими науками и использует накопленные ими знания в своих целях. Как выше уже отмечалось, социоло­гия стала самостоятельной наукой, отделившись от философии или истории, так что она имеет и те­перь естественную связь со своими истоками.

У истории и социологии есть 4 наиболее перекликающиеся и тесно взаимодействующие области: антропология, этнология, фольклористика и археология. Только сочетание социологии и истории даёт возможность получить полную картину происходящих событий, по-иному взглянуть на прошлое, переосмыслить настоящее и прогнозировать будущее, опираясь на понимание прошлого.

Билет 19:

М.Вебер и его определение предмета социологии.

Макс Вебер (1864-1920) органично продолжал великие традиции немецкой философии, прежде всего неокантианства и философии жизни. Он предложил новый путь развития социологии, объединив методы естественных и гуманитарных наук, но не механически, а органически. Он намеревался оставить в социологии все ценное и от методов естествознания и от методов гуманитарных наук. Вебер предложил объединить в социологии два метода - качественный, направленный на постижение скрытых мотивов и присущий гуманитарному знанию, и количественный, призванный измерять степень корреляции повторяющихся действий на основе статистических связей, присущий естествознанию. Социальную реальность, по Веберу, надо, во-первых, интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков, сопереживая с другими, во-вторых, объективно измерять при помощи статистики. Оба метода не противостоят друг другу, они дополнительны и только в совокупности дают полную картину реальности. Каждый порознь дает только частичную истину. Субъективное "подразумевание" значения или мотивов действия дает такую же приблизительную картину, как и объективное измерение при помощи статистических средних величин. Предложенный М.Вебером проект переустройства социального знания можно сравнить только с научной революцией, совершенной Коперником. Гуманистическая и естественно-техническая составляющие социологического знания отныне не разрывались, а соединялись в некую органическую целостность. У социологии появился двойной статус, который одновременно и усложнял ее жизнь, и открывал ей новые перспективы в познании мира. По существу М.Вебер заложил фундамент современной социологии. Социология должна стремиться к пониманию не просто человеческого поведения, а его значения. Любой общественный институт (государство, производство, право, семья), как и общество в целом, надо рассматривать как бы с точки зрения интересов индивида. Социолог призван понятьсмысл поступков человека. Ученый должен выяснить, какой смысл придает своим поступкам сам человек, какую цель и значение вкладывает в них, какими мотивами и стимулами движим. Логика социологического изучения должна строиться таким образом, чтобы каждое отдельное действие можно было поместить в цепочку других мотивируемых и рационально понятых движений. Главная идея М. Вебера, его вклад в социологию – концепция социального действия: социальное действие необходимо исследовать двумя методами: научное наблюдение и причинный анализ.

Социология - наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие. М. Вебер – автор многих хрестоматийных социологических трудов, наиболее известный из которых его «Экономика и общество», «История Хозяйства» и «Город». Он активно занимался экономической стороной социологии.

Билет 19:

Социология и экономическая теория.

Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономи­ческое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь, стремится разработать модели экономического пове­дения различных групп и исследовать экономи­ческие силы, влияющие на жизнь людей. Таким образом, социология интересуется прежде всего со­циальным поведением человека в различных эконо­мических действиях. Эта специальная отрасль со­циологии называется экономической социологией. Связи социологии с экономикой и экономичес­кими основами традиционно весьма тесны. Маркс и Вебер являются, пожалуй, самыми известными из исследователей этих связей. Многие социоло­ги, особенно в бывших социалистических странах, вышли из сферы экономики. Следует помнить, что науки по мере их развития и усложнения объектов исследования постоянно специфицируются. Некоторые отрасли социологии также детально специализированы.

 

Билет 20:

П.Сорокин о предмете социологии

Питирим Сорокин (1889-1968),социолог удивительно многосторонний и талантливый исследователь логической проблематики, по значению теоретического и методологического вклада в мировую социологию можно сравнить разве что с М.Вебером. Именно этот мыслитель, родившийся в России, а умерший в США, прославил нашу социологию. Именно благодаря в первую очередь ему Россию наряду с Италией (где жили и трудились выдающиеся социологи ХIХ-ХХ вв. Вильфредо Парето, Гаэтано Моска и Михельс) можно причислить к разряду социологических держав мира, но, быть может, поставив ее не в первый, а во второй эшелон. В 1922 начались массовые аресты среди научной и творческой интеллигенции. В России оставаться было опасно и С. вместе с женой эмигрируют за границу. Сначала С. жил и работал в Праге, а потом переехал в Америку и прожил там весь остаток своей жизни.

 

Билет 20:

Социология и философия

Социология является отнюдь не единственной наукой, область исследования которой охватывает всю сферу человеческого поведения. К таким на­укам относятся также философия, история и антро­пология. Социология имеет тесные связи с этими науками и использует накопленные ими знания в своих целях. Социоло­гия стала самостоятельной наукой, отделившись от философии или истории, так что она имеет и те­перь естественную связь со своими истоками.

Изучаемые социологией проблемы не новы. Во все времена в той или иной форме существовали власть, различные отношения между людьми, вза­имовлияния и споры. И всегда их стремились изу­чать и толковать, хотя и не под названием социо­логии, поскольку она как самостоятельная наука весьма молода. Например, уже Платон и Аристо­тель рассматривали вопросы, которые можно от­нести к общественным наукам и социологии.

Платон (427-347) разработал структуру идеально­го государства, возглавляемого философами. Государство занимает главенствующее положение, и люди приспосабливаются к его прин­ципам: человек — продукт государства. Речь идет о ярко выраженной кол­лективности, когда индивид — зависимая, а общест­во — независимая переменная.

Взгляд Аристотеля (384-322) является проти­воположным: индивиды образуют общество и тем самым и государство. Качества индивидов определяют характер и своеобразие общества. Речь идет о концепции индивидуализ­ма, по которой индивид — независимая, а обще­ство — зависимая переменная.

И сегодня социология вскрывает многие острые проблемы общества, находит порой неразрешимые вопросы, тем самым предоставляя почву для размышления современным философам.

Билет 21:

О.Конт и система его социологии.

Огюст Конт (1798-1857), давший название науке социологии, в своём творчестве руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, надеждой на то, что с помощью науки и просвещения можно решить все социальные проблемы. В созданной им классификации наук социология считалась самым сложным, труднопостигаемым видом знания. Как фундаментальная наука о законах общества, которое есть высшая реальность, подчиняющаяся только естественным законам. Историки находят у Конта зачатки того, что впоследствии стали называть системным подходом. Конт отвергал рыночную конкуренцию, полагая, что она развивает в человеке самые худшие, эгоистические черты. Он считал разделение труда внутренней пружиной прогресса, но отрицательно относился к социальным последствиям. Конт исповедовал принцип разделения моральной и политической власти. Совокупность утопических рекомендаций он назвал программой создания "позитивной религии". В области социальной динамики О.Конт сформулировал основной закон общественного прогресса - закон трёх стадий, по которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума. Первую теологическую, или фиктивную стадию, охватывающую древность и раннее средневековье (до 1300 г.), Конт делил на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов. При политеизме (Древняя Греция и Рим) обожествлялись природные явления. Эпоха монотеизма - эпоха христианства. Метафизическую стадию (с 1300 по 1800 г.) Конт рассматривал как переходную, для которой характерно разрушение старых верований - фундамента общественного порядка. Важнейшие события этой эпохи - Реформация, Французская революция. Им сопутствовало распространение критической философии, приведшей к упадку авторитетов. Общество, погружённое в анархию, нуждается в новой идеологии, выполняющей интегрирующую роль. Такова, по Конту, философия позитивизма, знаменующая наступление третьей стадии – позитивной: распространение наук, рост их общественного значения, развитие промышленности, гармоничное развитие всех элементов социальной жизни. Он сформулировал задачи социологии: наблюдать, регистрировать и систематизировать факты и на этой основе выявлять определенные закономерности. В промежу­ток с 1817 по 1824 год он был секретарем и помощ­ником Сен-Симона.

Мировоззрение Конта формировалось под влия­нием философии просветительства, а также тех политических переворотов, свидетелем которых он оказался. Конт читал цикл лекций, в которых формули­ровал свои социологические идеи. На основе этих лекций он написал впоследствии свое главное про­изведение — шеститомный «Курс позитивной фи­лософии». Конт стремился предотвратить мораль­ное разложение общества и организовать общество заново по законам «позитивного гуманизма». Он подчеркивал самоценность идей как основу общест­венного строя и придавал особое значение тем иде­ям, которые укрепляли бы моральный порядок. Согласно Конту, позитивистский метод ведет к познанию основ. При объяснении общественных явлений исследователь сталкивается с самыми раз­нообразными и многозначными причинными свя­зями, но, изучая общество достаточно долго и тща­тельно, как в статическом, так и в динамическом состоянии, можно постепенно выявлять общие зако­ны общественных событий и явлений. Он сделал также набросок иерархии наук. В этом смысле он является социологом в теории познания (гносеологии), так как он пытается постичь сущ­ность и развитие науки, результатом чего явилось открытие им некоторых существенных признаков науки как таковой.

Билет 22+29.2:

Содержание социологического мышления

Первая стадия социологического мышления: Платон и Аристотель, а так же многие христианские философы. (общество верующих) Вторая стадия: индивидуализм мышления Возрождения и раз­личные новые общественные и религиозные взгляды, вытеснившие духовное наследие схоластики, и, с дру­гой стороны, развитие естественных наук создали новые возможности для рассмотрения общества и об­щественного строя. Социологическое мышление это­го периода представляют прежде всего английские эмпирики Джон Локк (1632-1704) и Дэвид Юм (1711-1776), которые сильнейшим образом способ­ствовали распространению реалистического подхода к рассмотрению объектов действительности. Третья стадия является продолжением преды­дущей и относится к XVIII столетию. Первыми пред­ставителями этого периода были Сен-Симон и Конт. В социологическом мышлении господствовал тог­да естественнонаучный позитивизм. К более позд­ним представителям социологии этого периода отно­сятся среди прочих Маркс и Герберт Спенсер.

Четвертая стадия представляет собой новейший период развития социологии, хотя весьма затруд­нительно провести четкую грань между четвертой и третьей стадиями. Самостоятельный характер со­циологии проявляется в том, что объекты исследо­вания анализируются здесь с помощью собствен­ных понятий и методов данной области науки. (по П. И. Боуман (1955) – становление социологии как самостоятельной науки)

Уровни социологического знания:

  1. Теоретическая социология
  2. ТСУ
  3. Отраслевая социология
  4. Эмпирический уровень

Билет 23:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.119 (0.014 с.)