К.- это состояние или степень материального и духовного развития, достигнутого в течение длительного времени, со всеми вытекающими из этого явлениями.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К.- это состояние или степень материального и духовного развития, достигнутого в течение длительного времени, со всеми вытекающими из этого явлениями.



Основные социологические направления (парадигмы)

Парадигма- концепция, принятая в данном научном сообществе в качестве образца постановки и решения исследовательских проблем.

Данное понятие в социологию было введено американским историком и социологом Томасом Куном (1922-1994) в своей знаменитой книге «Структура научных революций» (1962). Кун называл парадигмами научные концепции, достаточно беспрецедентные, чтобы привлечь на длительное время группу сторонников, и в то же время достаточно открытые, чтобы новые поколения молодых ученых могли в их рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида.

Три главных признака существования парадигмы:

  1. наличие оригинальной концепции, служащей универсальным инструментом описания объяснения исследуемых явлений.
  2. наличие классиков, труды которых являются образцом разработки концепции и её применения в исследовании конкретных явлений.
  3. наличие научного сообщества, которое использует концепцию и опирается на труды классиков при формулировке и решении новых исследовательских проблем.

Социология является мультипарадигмальной наукой (при появлении новой парадигмы, старые не исчезают, а увеличивающиеся концептуальное разнообразие позволяет описывать и объяснять различны аспекты социальных феноменов)

Наиболее часто употребляемые в социологии парадигмы:1) макросоциологические парадигмы и 2) микросоциологические парадигмы

Структурный функционализм- научный подход, основывающийся на рассмотрении общества как системы, т.е. внутренне дифференцированной и упорядоченной целостности, части которой – структурные элементы. В качестве социальных структур рассматриваются любые устойчивые образцы деятельности людей. Классики: Талкотт Парсонс : «Структура социального действия» и «Социальная система»; Роберт Мертон: «Социальная теория и социальная структура».

Исторический материализм- подход, опирающийся на концепцию современного общества как системы отношений, основывающихся на неравном распределений экономически значимых ресурсов между людьми, чью жизнедеятельность данная система организует и упорядочивает. Все отношения в системе - экономические, правовые, политические, религиозные, семейные и пр.- рассматриваются как формы закрепления неравенства, господства привилегированных категорий людей и эксплуатации обездоленных и дискриминируемых. Классик: карл Маркс: «Экономическо-философские рукописи», « Тезисы о Фейербахе», « Немецкая идеология», « К критике политической экономии»

Критическая теория общества- подход, опирающийся на концепцию общества как системы тотального, всепроникающего контроля. Классики: Маркс Хоркхаймер; Герберт Маракузе; Теодор Адорно. « Диалектика просвещения»

Теория социального обмена- научный подход, основывающийся на концепции социального взаимодействия как процесса обмена, каждый участник которого получает выгоду в результате действий других участников и в свою очередь совершает действия, приносящие выгоду им. Классики: Джордж Хоманс: « Социальное поведение : его элементарные формы»; Питер Блау.

Теория символического интеракционизма - это исследовательский подход, основывающийся на концепции социального взаимодействия как процесса согласования людьми своих поступков с поступками других людей путем установления и изменения значений этих поступков. Классики: Джордж Герберт Мид, Герберт Блумер, Ирвин Гофман.

Феноменологическая социология – это подход, основывающийся на рассмотрении социального взаимодействия как процесса координации поступков людей, наделяющих действия друг друга смыслом, типичным для их жизненного опыта. Классики: Альфред Шюц. Томас Лукман, Питер Бергер, Гарольд Гарфинкель.

Билет 5:

Социальное пространство как категория социологии.

Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого — совокупность всех членов общества, как целое. Где есть 1 индивид и нет коммуникации – нет социального пространства, как только индивидов становится больше и между ними возможна коммуникация социальное пространство возникает и каждый индивид занимает в нём подобающее место. Соц. пространство никак не связано с географическим, например: слуга и король. Прямосопряжённая тема с темой социальной мобильности. В обществе где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве. Соц. пространство по Сорокину представляет собой абстрактное, условное пространство, где люди и целые группы людей занимают то или иное место в общественных представлениях. Важное значение для понимания особенностей социального пространства имеет учение выдающегося французского социолога Пьера Бурдье (1930-2002). Социальное пространство структурируется объективно (существующими социальными отношениями) и субъективно (представлениями людей об окружающем мире). Люди, понимаемые как агенты социального процесса, производят практики и через них влияют на изменение социальной структуры. Габитус - система диспозиций, порождающая и структурирующая практику агентов, их представления; функционирует как матрица восприятия, постановки целей, решения задач, действий. В нем воплощены способы оценивания и мышления, эстетический вкус, манера поведения и речи, характерный стиль и образ жизни, которые отличают представителя одного класса, профессии, национальности от других. Габитус позволяет агенту спонтанно ориентироваться в социальном пространстве и адекватно реагировать на события и ситуации. Общество представляет совокупность отношений, складывающихся в различные поля (экономическое, политическое и др.), каждое из которых имеет специфические типы власти. Классы понимаются как группы агентов, различающиеся не только экономическим положением, но также стилем жизни. Господствующий класс состоит из ряда групп, представляющих экономический, политический, религиозный, культурный «капитал», каждая из которых стремится мобилизовать поле власти в собственных интересах.

Билет 6:

Социология в СПбГУ: этапы развития.

В 1912г. – общество социологии в СПбГУ

Одним из первых современных отечественных социологических факультетов является факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета, который был создан в 1989г. на базе действовавшего с 1984 г. отделения прикладной социологии. Задачей факультета была, в первую очередь, подготовка специалистов-социологов, нацеленных, во-первых, на преподавание социологии, на культивирование новой научной дисциплины в учебных заведениях; во-вторых, готовых обеспечить рост научного знания для объяснения и понимания тех социальных процессов, которые происходят в стране и в современном мире; в-третьих, способных к широкой социальной деятельности в различных сферах общественной жизни (экономика, культура, политика, управление). Эти задачи определили концепцию развития факультета с самого начала его становления. Концепция развития факультета предполагает развитие перспективных отраслей современной социологии, таких как экономическая, этническая, политическая, гендерная социология, социология управления и т. д. здесь в 1993 г. воссоздано "Русское социологическое общество им. М. М. Ковалевского" и начаты работы по изучению социогуманитарного наследия России. С первых дней на факультете проводятся конференции и семинары, посвященные творчеству выдающихся российских (Ковалевский, Сорокин, Кареев, Михайловский) Начато издание серии "Российские социологи". В этой серии вышли сочинения М. М. Ковалевского "Социология" в 2-х томах; Н. К. Михайловского "Герои и толпа. Избранные труды по социологии" в 2-х томах; подготовлена к изданию книга социологической публицистики П. А. Сорокина "Заметки социолога" и готовятся 2 тома социологических работ Е. де Роберти. Издается сборник статей "Российская социология". В сборниках этой серии освещаются основные этапы развития русской социологии и незаслуженно забытые имена ее творцов и их идеи.

 

Билет 6:

О понятии "цивилизация".

Современный термин "цивилизация" произошел от "civitas". Так римляне называли греческий полис. Цивилизация - глобальное понятие, обозначающее степень и своеобразие культурного развития общества или обществ. Ее понимают в двух смыслах : как историческое (время) и географическое (место) образование. Начальной точкой цивилизации служит "гражданская община" древних греков, а ее высшим этапом является западноевропейское "гражданское общество". Цивилизация отражает глобальный уровень развития человеческого общества, на котором происходит интеграция социальных систем. Цивилизация принимается в двух значениях: 1. В первом случае цивилизация означает историческую эпоху, пришедшую на смену «варварству», иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества. К нему примыкает определение О. Шпенглера: цивилизация - высшая стадия развития культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. 2. Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, Восточную или западную цивилизации. Они различаются экономическим укладом и культурой, куда входит специфическое понимание смысла жизни.

Оба подхода роднит то, что цивилизацию мыслят исторически - как этап прогрессивного либо регрессивного движения общества. При всем при этом, примитивные общества оказываются вне цивилизации ( Там, где нет письменности - нет цивилизации). Таким образом, за всю историю существования человечество жило в условиях цивилизации не более 2% времени.

Билет 7:

Структура социологического знания: различные подходы.

Структурный функционализм- научный подход, основывающийся на рассмотрении общества как системы, т.е. внутренне дифференцированной и упорядоченной целостности, части которой – структурные элементы. В качестве социальных структур рассматриваются любые устойчивые образцы деятельности людей. Классики: Талкотт Парсонс : «Структура социального действия» и «Социальная система»; Роберт Мертон: «Социальная теория и социальная структура».

Исторический материализм- подход, опирающийся на концепцию современного общества как системы отношений, основывающихся на неравном распределений экономически значимых ресурсов между людьми, чью жизнедеятельность данная система организует и упорядочивает. Все отношения в системе - экономические, правовые, политические, религиозные, семейные и пр.- рассматриваются как формы закрепления неравенства, господства привилегированных категорий людей и эксплуатации обездоленных и дискриминируемых. Классик: карл Маркс: «Экономическо-философские рукописи», « Тезисы о Фейербахе», « Немецкая идеология», « К критике политической экономии»

Критическая теория общества- подход, опирающийся на концепцию общества как системы тотального, всепроникающего контроля. Классики: Маркс Хоркхаймер; Герберт Маракузе; Теодор Адорно. « Диалектика просвещения»

Теория социального обмена- научный подход, основывающийся на концепции социального взаимодействия как процесса обмена, каждый участник которого получает выгоду в результате действий других участников и в свою очередь совершает действия, приносящие выгоду им. Классики: Джордж Хоманс: « Социальное поведение : его элементарные формы»; Питер Блау.

Теория символического интеракционизма- это исследовательский подход, основывающийся на концепции социального взаимодействия как процесса согласования людьми своих поступков с поступками других людей путем установления и изменения значений этих поступков. Классики: Джордж Герберт Мид, Герберт Блумер, Ирвин Гофман.

Феноменологическая социология – это подход, основывающийся на рассмотрении социального взаимодействия как процесса координации поступков людей, наделяющих действия друг друга смыслом, типичным для их жизненного опыта. Классики: Альфред Шюц. Томас Лукман, Питер Бергер, Гарольд Гарфинкель.

Уровни социологического знания:

  1. Теоретическая социология
  2. ТСУ
  3. Отраслевая социология
  4. Эмпирический уровень

 

Билет 7:

Методы социологических исследований.

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью. Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа: подготовку исследования; сбор первичной социологической информации ; подготовку собранной информации к обработке и ее обработку; анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций. Несмотря на то что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует. Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами. Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных методов повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяет дать более обоснованные выводы и рекомендации. Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. Разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования - точечное и повторное. Точечное – проводится один раз, повторное – отслеживает изменение ситуации во времени.

Следует различать два феноменологически разных метода анализа социальных явлений: количественный (замер статистических показателей, анализ числовых данных) и качественный (изучение истории семьи, архивов и проч.). Не смотря на разность этих методов, вместе они прекрасно дополняют друг-друга, способствуя формированию социологии как мультиметодологической науки.

Билет 8:

Социологические теории среднего уровня: основные принципы формирования и характеристики.

Теория Среднего Уровня - организованная по правилам построения научной теории совокупность концептуальных, методолого-методических и языковых средств, призванных обеспечить процедуры перехода от теоретического уровня знания к эмпирическому и обратно в пределах той или иной выделенной (локализованной) предметной (проблемной, тематической) области исследований. В этом качестве они, согласно Р.К. Мертону (см.), введшему в 1947 сам термин и предложившему первоначальную разработку данного понятия, задают пределы возможной степени общности утверждениям (через соответствие заданным эпистемологическим и методологическим критериям), являющимся правомерными для данного конкретного знания и адекватными исследуемой в нем предметной области (проблематике, тематике).

Согласно Мертону, Т.С.У. - это "теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных ориентаций и социальных изменений".

Трехуровневая схема социологического знания: общесоциологическая (фундаментальная) теория - специальные (частные) социологические теории - эмпирические (конкретные) социологические исследования.

ТСУ находятся на стыке наук, понятий, уровней. ТСУ – медицинская социология, военная социология, социология права и проч. ТСУ обеспечивают переход от эмпирического к теоретическому уровням и обратно. Так же ТСУ описывают соц. феномены, яркие факты. Всего 20-25 ТСУ в социологии.

Уровни социологического знания:

  1. Теоретическая социология
  2. ТСУ
  3. Отраслевая социология
  4. Эмпирический уровень

Билет 8:

Социологические законы.

О.Конт сформулировал основной закон общественного прогресса - закон трёх стадий, по которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума. Первую теологическую, или фиктивную стадию, охватывающую древность и раннее средневековье (до 1300 г.), Конт делил на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов. При политеизме (Древняя Греция и Рим) обожествлялись природные явления. Эпоха монотеизма - эпоха христианства. Метафизическую стадию (с 1300 по 1800 г.) Конт рассматривал как переходную, для которой характерно разрушение старых верований - фундамента общественного порядка. Важнейшие события этой эпохи - Реформация, Французская революция. Им сопутствовало распространение критической философии, приведшей к упадку авторитетов. Общество, погружённое в анархию, нуждается в новой идеологии, выполняющей интегрирующую роль. Такова, по Конту, философия позитивизма, знаменующая наступление третьей стадии – позитивной: распространение наук, рост их общественного значения, развитие промышленности, гармоничное развитие всех элементов социальной жизни.

Билет 9:

Отраслевые социологии: предмет и основные признаки.

Уровни социологического знания:

  1. Теоретическая социология
  2. ТСУ
  3. Отраслевая социология
  4. Эмпирический уровень

Отраслевые социологии: экономическая. политическая, культуры, повседневности и т.д. Всего 10-15.

 

 

Билет 9:

Создателем классической теории социального действия в мировой социологии является великий немецкий мыслитель Макс Вебер. С нее берут начало все другие концепции человеческого поведения и деятельности, которые можно квалифицировать как социологические. Во многом опираясь на нее много лет спустя другой выдающийся социолог - американец Толкотт Парсонс сформировал собственную концепцию социального действия. Признавая Вебера своим учителем. Он многое унаследовал от него.

М. Веберу принадлежит множество фундаментальных открытий, которые обогатили мировую социологию. Однако его имя в кругу специалистов по социальному знанию - психологов, экономистов, юристов, антропологов, политологов - прежде всего связывают с концепцией социального действия. Она отличалась двумя выгодными чертами - прекрасно подходила под каноны точных наук, прежде всего статистики, и великолепно гармонировала с принципами гуманитарного знания.

Вебер утверждал, что при анализе социального действия надо использовать два метода: Научное наблюдение внешних поведенческих акций по объективным признакам; например, когда человек раздражен и Причинный анализ, при помощи которого социолог могут узнать более глубокий слой явлений, заглянуть в сущность социального действия, для чего ему необходимо узнать мотивы, цели и намерения субъекта действия. Здесь на помощь приходит мысленное усмотрение сущности вещей, или философское понимание. Вебер определяет действие, независимо от того, проявляется ли оно внешне или сокрыто внутри субъективного мира личности, в качестве такого поведения, в качестве такого действия, которое субъект наделяет смыслом. "Социальным" действие становится только в том случае, такое действие воспринимается или понимается другими лицами как действие, обладающее смыслом. Социальное действие - такого поведения, которое соотносится с поведением других, ориентировано таким соотнесением, корректируется и регулируется им. Структура социального действия включает два компонента: 1) субъективную мотивацию индивида или группы, вне которой в принципе нельзя говорить ни о каком действии, и 2) ориентацию на других, которую Вебер называет "ожиданием" или "аттитюдом" и без которого действие не является социальным.

Билет 23:

Социальная структура российского общества.

Некоторые стратификационные тенденции современного российского общества.

  1. Постепенное становление классовой системы при сохраняющемся влиянии этакратической.
  2. Происходят изменения в структуре занятости. Появляются новые профессии, развивается самозанятость.
  3. Поляризация по имущественному признаку. Формируются слои сверхбогатых и тех, кто находится за чертой бедности.
  4. Актуализация физико-генетической системы стратификации.

Билет 24:

Марксистская социология, её принципы.

Социологические воззрения К. Маркса. Марксистская школа в социологии.1. Маркс внес большой вклад в теорию стратификации общества, т.е. расслоение общества, в основе которого лежит владение собственностью, т.е. экономический фактор. Экономика и экономический фактор доминируют все социальные отношения в обществе.2. Любое общество разделено на имущие и не имущие классы. Между этими классами существует непримиримые противоречия.3. Эти противоречия могут быть устранены в результате классовой борьбы, которая является движущей силой развития общества.4. Равенство людей, а следовательно справедливое общественное устройство, может быть достигнуто в результате социальной революции. Задача которой перераспределение собственности, через передачу его во владение государству.5. История показала, что эта схема Маркса утопична, а социальное неравенство невозможно устранить, его можно только сгладить.

 

 

Билет 24:

Государство как социальный институт.

1. Они делают возможным удовлетворение раз­личных потребностей.

2. Они регулируют действия индивидов в рам­ках социальных отношений, т. е. обеспечивают вы­полнение желаемых действий и подавление неже­лательного поведения.

3. Они обеспечивают непрерывность обществен­ной жизни, в том числе и при изменениях в соста­ве членов общества.

4. Они соединяют стремления, действия и отно­шения индивидов, т. е. содействуют социальной сплоченности и тем самым предотвращают противо­общественные акции.

Перечисленные функции выполняются адми­нистративными, политическими, культурными и другими учреждениями, обеспечивающими удов­летворение потребностей способами, которые регу­лируются принципами общежития.

Все эти функции выполняет самый большой социальный институт – государство. Для выполнения своих задач государство создаёт целую сеть других социальных институтов, наделяя их обязанностями и разграничевает сферы их влияния. Такое разделение, система социальных институтов, в конечном счёте, образует систему самого государства. Существует несколько видов государств по устройству (президентская республика, суперпрезидентская республика, парламенская республика, абсолютная и конституционная монархия, тоталитарное государство и т.д.). Все эти виды государств(как соц. институтов) – это разные системы социальных институтов, устанавливаемых самим государством.

Билет 25:

Наука как социальный институт.

Существуют отличительные признаки социальных институтов.

1. Они делают возможным удовлетворение раз­личных потребностей.

2. Они регулируют действия индивидов в рам­ках социальных отношений, т. е. обеспечивают вы­полнение желаемых действий и подавление неже­лательного поведения.

3. Они обеспечивают непрерывность обществен­ной жизни, в том числе и при изменениях в соста­ве членов общества.

4. Они соединяют стремления, действия и отно­шения индивидов, т. е. содействуют социальной сплоченности и тем самым предотвращают противо­общественные акции.

Перечисленные функции выполняются адми­нистративными, политическими, культурными и другими учреждениями, обеспечивающими удов­летворение потребностей способами, которые регу­лируются принципами общежития.

Наука удовлетворяет всем этим признаком и поэтому может считаться социальным институтом. Как и любой другой социальный институт наука постоянно развивается по всем возможным направлениям, открывая новые области знаний и расширяет кругозор в уже известных областях, чтобы удовлетворять постоянно растущим требования, потребностям. От своевременного ответа на поставленные науке вопросы зависит мир на Земле и процветание всего человечества.

Билет 25:

О понятии глобализация.

Среди ученых, как зарубежных, так и отечественных, не сложилось окончательного мнения насчет того, можно ли считать глобализацию продолжением в иных условиях предшествующих этапов развития цивилизации или налицо полный разрыв с прошлым, что это принципиально новая точка отсчета в истории человечества, не имеющая прецедента в прошлом.

Если глобализация - относительно недавнее образование, то в таком случае о ней надо говорить как о всемирном процессе. Если считать ее древним явлением, то глобализация - всемирно-исторический процесс. Два понимания глобализма: 1) глобализм как онтологическое явление, 2) глобализм как гносеологическое явление. Расцвет глобалистского мировоззрения оказался подготовленным не только внутренней логикой развития самой науки, но и объективными внешними событиями. Гносеологический спектр глобализма, постепенно и на протяжении многих столетий формировавшийся в недрах теоретической мысли, соединился с онтологическим, означавшим, что для глобализма созданы необходимые институциональные условия, что мировое общество на практике становится или уже стало глобальным. В США глобализация описывает процесс интенсификации экономических, социальных, политических и культурных отношений, разворачивающихся поверх государственных границ. Его итогом становится гомогенное мировое пространство, которое охватывает все или большинство стран. Это пространство, воспринимаемое как глобальная сцена, включает такие сегменты, как 1) геоэкономика, 2) геополитика и 3) геокультура. Глобализация влечет за собой совершенно разные последствия, делая одни страны еще богаче, другие - еще беднее, вследствие чего приходится говорить о глобальном неравенстве. Глобальное общество - это новый расклад социальных связей, культурных норм, психологических установок, духовных ценностей, индивидуальных моделей поведения, политических режимов, экономических институтов. В процессе повседневной деятельности люди все чаще вступают в контакты с иноземцами и иноверцами. Глобализация - историческая тенденция современной эпохи. Стираются традиционные границы и общества превращаются в одну политическую систему. Вместе с тем глобализация - это еще и такие гигантские проблемы, с которыми не могут справиться отдельные страны и которые касаются всего человечества: угроза термоядерной катастрофы тесно, ядерной войны, техногенные катастрофы, СПИД, наркомания. Важное значение имеет проблема возрождения культурных и нравственных ценностей. Демографическая проблема характеризуется глубоким противоречием: в развивающихся странах идёт интенсивный рост населения, а в развитых странах происходит демографический спад, что порождает огромные трудности для экономического и социального развития. 3 проблемы ООН: климатические изменения, вызванные деятельностью человека; исчезновение биологических видов; продолжающийся рост народонаселения и уровня потребления. Мир взаимосвязан – значит мир взаимоуязвим.

Билет 26:

Понятие и социология маргинальности.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ (лат. margo - край, граница) - понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни. Категория М. была введена американским социологом Р. Парком с целью выявления социально-психологических последствий неадаптации мигрантов к условиям городской среды. В ситуации М. оказываются т.наз. "культурные гибриды", балансирующие между доминирующей в обществе группой, полностью никогда их не принимающей, и группой, из которой они выделились. Философское понятие М. характеризует специфичность различных культурных феноменов, часто асоциальных или антисоциальных, развивающихся вне доминирующих в ту или иную эпоху правил рациональности, не вписывающихся в современную им господствующую парадигму мышления и тем самым довольно часто обнажающих противоречия и парадоксы магистрального направления развития культуры. К представителям культурной М. принято относить таких мыслителей, как Ф. Ницше, маркиз де Сад, Л. фон Захер-Мазох, А. Арто, Ж. Батай, С. Малларме и др.

 

 

Билет 26:

Религия как социальный институт.

Существуют отличительные признаки социальных институтов.

1. Они делают возможным удовлетворение раз­личных потребностей.

2. Они регулируют действия индивидов в рам­ках социальных отношений, т. е. обеспечивают вы­полнение желаемых действий и подавление неже­лательного поведения.

3. Они обеспечивают непрерывность обществен­ной жизни, в том числе и при изменениях в соста­ве членов общества.

4. Они соединяют стремления, действия и отно­шения индивидов, т. е. содействуют социальной сплоченности и тем самым предотвращают противо­общественные акции.

Перечисленные функции выполняются адми­нистративными, политическими, культурными и другими учреждениями, обеспечивающими удов­летворение потребностей способами, которые регу­лируются принципами общежития.

Религия соответствует всем этим признакам и поэтому может считаться социальным институтом. На протяжении многих тысяч лет религия выполняла задачи, свойственные социальным институтам. Религиозное сознание человека – ключ религии к умам людей, именно поэтому религия имеет особое влияние, сосредотачивает в себе власть над людьми. В средневековой Европе религия (в основном католическая) олицетворяла собой власть моральную и зачастую преобладала над властью мирской. Именно божественное происхождение этой правящий силы вселяло уверенность в её истинность и заставляло повиноваться. Но и как всякий социальный институт религия меняется: меняется её организационная структура, правовое положение, значение в обществе и т.д. Тем самым обеспечивается связь традиций и современности, что является залогом выживания религии как социального института.

Билет 27:

Семья как социальный институт.

Существуют отличительные признаки социальных институтов.

1. Они делают возможным удовлетворение раз­личных потребностей.

2. Они регулируют действия индивидов в рам­ках социальных отношений, т. е. обеспечивают вы­полнение желаемых действий и подавление неже­лательного поведения.

3. Они обеспечивают непрерывность обществен­ной жизни, в том числе и при изменениях в соста­ве членов общества.

4. Они соединяют стремления, действия и отно­шения индивидов, т. е. содействуют социальной сплоченности и тем самым предотвращают противо­общественные акции.

Семья – ячейка общества. Семья – место социализации человека, он так или иначе связан с ней от рождения до самой смерти. Семья – один из важнейших социальных институтов. Семья несомненно наиболее тонко устроенный и уязвимый из социальных институтов. Именно от него зависит формирование человека, общества, нации, а значит и будущее всего человечества.

Билет 28:

Предмет экономической социологии.

Социология и экономическая теория.

Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономи­ческое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь, стремится разработать модели экономического пове­дения различных групп и исследовать экономи­ческие силы, влияющие на жизнь людей. Таким образом, социология интересуется прежде всего со­циальным поведением человека в различных эконо­мических действиях. Эта специальная отрасль со­циологии называется экономической социологией. Связи социологии с экономикой и экономичес­кими основами традиционно весьма тесны. Маркс и Вебер являются, пожалуй, самыми известными из исследователей этих связей. Многие социоло­ги, особенно в бывших социалистических странах, вышли из сферы экономики. Следует помнить, что науки по мере их развития и усложнения объектов исследования постоянно специфицируются. Некоторые отрасли социологии также детально специализированы

 

Билет 28:

Понятие социализации.

Под социализацией имеют в виду то взаимодей­ствие поколений, в результате которого от одного поколения к другому передается созданная и накоп­ленная к этому времени культура. Культура пони­мается здесь широко, как совокупность тех достиже­ний и обретений, которыми руководствовались предшествующие поколения для решения проблем, жизненно важных для существования человека.

Социализация — это тот путь, который прохо­дит биологическое существо, чтобы стать зрелым членом общества. Социализация — это одно из ос­новополагающих понятий в общественных науках, опирающееся на соотношение «индивид» и «обще­ство». Социализация — это путь становления личнос­ти и одновременно гарантия непрерывности соци­ума. Система символических привычек и действий, свойственных той или иной культуре, передается через социализацию от поколения к поколению. Социализацией в широком смысле можно счи­тать все то усвоенное, выученное и воспринятое, в результате чего индивид на разных этапах своей жизни может осуществлять ролевые ожидания, направленные на него. В этом смысле социализа­ция продолжается в течение всей жизни; особенно важен период роста, из-за стремительности изме­нений. В узком смысле социализация — это процесс усвоения и присвоения, в результате которого чело­век получает и присваивает основополагающие цен­ности социума и нормы той культуры, в которой он живет. Социализация является объектом исследования многих наук: психологии, социальной психологии, педагогики, социологии и антропологии. Социология рассматривает социализацию широко:

1. Проблемы социализации личности в конкрет­ном обществе и возможные пути решения этих проб­лем.

2. Специфика групп и институтов общества, за­тронутых процессом социализации, будь то «инсти­тут брака» или любой коллектив: от детского сада до штата учреждения или завода.

3. Ценности, нормы и поведенческие привычки, передающиеся в процессе социализ



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.144.31 (0.016 с.)