Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 4. Межличностные коммуникацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Межличностные коммуникации могут возникать в любом из рассмотренных выше видов коммуникаций и предполагают прямой межличностный обмен информацией, в котором преимущественно используется канал устной речи. При множестве методов коммуникации почти все свое время руководители тратят на прямой межличностный обмен информацией путем разговоров. Различие целей коммуникации с точки зрения организации и с точки зрения индивида приведено в табл.1. Изучение межличностных коммуникаций с целью их управляемости имеет наибольшую значимость. Таблица 1. Различие целей коммуникации
В межличностных коммуникациях самым главным является передача информации от одного лица к другому. Межличностные коммуникации обладают рядом отличительных характеристик, которые необходимо учитывать менеджерам в профессиональной деятельности. Межличностная коммуникация практически всегда более оперативна и достигает своего адресата при минимуме помех; она всегда избирательна, так как межличностный канал оперативно формируется в наиболее подходящий для передачи информации момент и способен выходить на нужного респондента. Межличностная коммуникация более свободна от формальных регламентирующих форму и стиль сообщения рамок, что делает ее более доступной и доходчивой. При личном общении эффект восприятия может быть усилен за счет обаяния говорящего, тембра его голоса, интонации, мимики, жестов, ориентированных исключительно на конкретного собеседника. В межличностной коммуникации открываются огромные неограниченные возможности для использования эффекта обратной связи. Нельзя переоценить значимость обратной связи, поскольку именно от нее зависит эффективность межличностных коммуникаций. Правильные последующие действия и обратная связь требуют создания соответствующих формальных и неформальных механизмов. Посредством них передатчик может проверить, насколько правильно интерпретировано его сообщение. Успешная деятельность посредством межличностных коммуникаций определяется эффективностью или неэффективностью обратной связи. Имеется в виду следующее. 1. Намерение. Цель обратной связи — улучшение качества работы, повышение ценности каждого отдельного работника. 2. Конкректность. Обратная связь должна обеспечивать реципиентов конкретной информацией, благодаря которой могут быть установлены способы исправления сложившейся ситуации. 3. Описательность. Обратная связь должна носить скорее описательный, чем оценочный характер и содержать объективные сведения о результатах деятельности работника. 4. Полезность. Обратная связь предоставляет информацию, которую работник может использовать для улучшения результатов и качества своего труда, помочь получить новые знания, сформировать новые навыки и умения. 5. Своевременность. Обратная связь должна осуществляться вовремя, так как дает возможность внести коррективы в действия и тем самым влиять на результаты процессов. 6. Готовност ь. Для эффективности обратной связи требуется готовность работников ее воспринять; если же она навязывается работникам, ее эффективность заметно падает. 7. Ясность и достоверность. Если информация неверна, это формирует предвзятое мнение и может исказить или привести к ошибочным коррективам в деятельности работников. Универсальное средство межличностных коммуникаций — язык. В процессе коммуникации язык реализуется в виде отдельных текстов. Текст — структурная единица простейшего акта общения, которая определяет поведение коммуниканта. Эффективность языковых средств межличностных коммуникаций удачно сформулирована У. Чейфом. Язык создает возможность говорящему брать понятия, находящиеся в его собственном сознании, и вызывать эти понятия в сознании своего слушателя. Звуки активизируют уже имеющиеся понятийные единицы слушателя, которые являются общими для говорящего и слушающего. Они могут и часто выводят новые конфигурации этих знаковых понятий в той мере, в которой говорящий человек сообщает что-то новое. Однако новыми являются лишь эти конфигурации, а не понятия, из которых они составлены. К коммуникативным символам также относятся рисунок, схемы, диаграммы, модели, макеты и т.д. В большинстве случаев они используются для пояснения словесных сообщений, поскольку позволяют наглядно иллюстрировать преподносимую идею и считаются мощным визуальным средством изображения. Еще один вид коммуникативных средств — невербальное общение, которое попало в фокус внимания исследователей только недавно. Предпринимаемые людьми действия выступают как средства коммуникаций в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими. Невербальные коммуникации — «язык молчания» — могут осуществляться не только, когда человек говорит, но и тогда, когда он ничего не произносит (табл. 2). Информация, посланная отправителем без использования слов, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации. Таблица 2. Невербальные средства межличностной коммуникации
В последнее время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает внимание ученых и специалистов. Эффект большинства посланий создается невербальной информацией: 37% — тональностью голоса и 55% — выражением лица. Особенно это проявляется, когда словесная часть послания отправителя противоречива. В такой ситуации получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания. Действие говорит громче слов, по крайней мере, в долгосрочном периоде. Менеджеры, утверждающие одно, а делающие совсем другое, вскоре обнаруживают, что их подчиненные «прислушиваются» главным образом к их делам. Поведение — значительно более сильный сигнал, чем слова. Существует множество форм невербальных коммуникаций. Очень важное значение в рабочих ситуациях имеет выражение глаз собеседника, визуальный контакт, улыбки и т.д. Язык тела полезен, но его интерпретация субъективна и заранее несет в себе возможные ошибки. Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу, так как свидетельствуют о действительных эмоциях участника коммуникационного процесса и являются надежным индикатором проявляемых чувств. Невербальной информацией трудно манипулировать и ее трудно скрывать в любой межличностной коммуникации. Этим во многом определяется то, как слова будут интерпретированы. Коммуникация — основной метод достижения поведенческих изменений, включающий в себя как психологические процессы, так и языковую практику. Вместе с тем, стремительное развитие современных телекоммуникационных технологий воздействует на процесс человеческого взаимодействия, в том числе на природу межличностных коммуникаций. Коммуникационный стиль — это способ построения коммуникаций, поведения, отношений с другими людьми. Существует много различных стилей, используемых людьми в межличностной коммуникации, так же как и много подходов к определению этих стилей. Знание стилей помогает определить, как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного с определенным стилем. За основу измерения межличностной коммуникации принимаются две основные переменные: открытость в коммуникациях по отношению к другим и адекватность обратной связи. Первая переменная связана с раскрытием себя для других людей и принятием их ответной реакции на нас и наши действия. Вторая переменная показывает степень, с которой мы делимся с другими чувствами, мыслями, идеями и т.д. На основе этих переменных строится матрица коммуникационных стилей, представленная на рис. 1.
Низкая высокая Адекватность обратной связи Рис. 1. Матрица коммуникационных стилей
Стиль «открытие себя характеризуется высокой степенью открытости (от среднего до максимального), концентрацией внимания на себе, однако реакция окружающих остается без адекватного ответа. Индивид идет на это, концентрируя тем самым внимание на себе, чтобы вызвать реакцию других на свое поведение. К сожалению, данный стиль страдает тем, что реакция других нередко остается без адекватного ответа или обратной связи со стороны вызывающего их индивида. Это может привести к высокой эмоциональности, не способствующей эффективным отношениям. При стиле «реализация себя* происходит постоянное регулирование раскрывающей человека информации, которая обеспечивает конструктивную и незащищенную связь. Этот стиль желателен, однако ситуационные факторы могут побудить к его изменению. Стиль «замыкание в себе характеризуется самоизоляцией человека и нежеланием реагировать на реакцию окружающих. Люди скрывают идеи, впечатления, чувства, мнения, расположенность и т.д. Стиль «защита себя используется, когда необходимо оценить и узнать людей. Характеризуется низким уровнем открытости, но высоким уровнем обратной связи. При его реализации мы мало открыты для других, но пытаемся использовать в своих целях информацию о других. Обычно индивиды, использующие данный стиль, мало открыты для других, но любят обсуждать других. Они любят слушать о себе, но не любят обсуждать свои качества, особенно плохие, с другими. Стиль «торговаться за себя* делает возможным продавать информацию о себе в обмен на информацию и действия других. Он характеризуется умеренной открытостью и обратной связью, обмениваемыми в процессе коммуникации. Неверно думать, что какой-то из названных выше коммуникационных стилей наиболее желательный. Однако практика эффективной коммуникации свидетельствует, что стиль, при котором индивид реализует себя, более желателен и используется в большем количестве ситуаций. Владение таким стилем — настоящее достоинство. В отношении использования других стилей важно понять проблемы эффективной обратной связи, умение раскрыть себя и слышать других. На основе конкретных исследований сформирована модель управленческих коммуникаций, определяющая формы осуществления коммуникаций менеджерами. Организационная модель управленческих коммуникаций представлена схематично на рис. 2.
Рис. 2. Модель управленческих коммуникаций
Первое измерение модели представляет собой континуум, на одном полюсе которого гуманист-коммуникатор, а на другом — механический изоляционист. Первый активно осуществляет процесс коммуникации в рамках организационной иерархии как сверху вниз, так и снизу вверх, и вообще склонен к деятельности, ориентированной на людей. Второй общается крайне редко и мало, а при общении — формален. Другое измерение описывает континуум, полюсами которого являются неформальный созидатель и формальный контролер. Первый осуществляет спонтанные коммуникации по всем направлениям и склонен к деятельности, направленной на развитие подчиненных. Второй осуществляет заранее запланированные формальные коммуникативные взаимодействия и склонен к деятельности, связанной с мониторингом и контролем. Специалисты Стэнфордского университета выявили следующие коммуникативные роли в межличностных коммуникациях: сторож, связной, лидер мнений, космополит, изолят. Индивиды, контролирующие потоки сообщений в организациях, называются сторожами. Они фильтруют поток сообщений, очищая его от маловажных сообщений. Связные находятся на пересечении информационных потоков, циркулирующих между группами, которые как бы объединяют на межличностной основе две и более групп в системе. Они занимают стратегические позиции в организациях и могут либо ускорять обмен информацией, либо тормозить его, становясь в коммуникационной сети узким местом. Индивиды, к чьим суждениям и оценкам прислушиваются в коллективе, чье мнение авторитетно в организации, относятся к «лидерам мнений». Они не обязательно руководители, но могут влиять на поведение и поступки сотрудников. Они осуществляют более частое общение с компетентными источниками информации и всегда доступны для контактов с другими членами коллектива. Космополиты чаще и активнее контактируют с внешней средой, зачастую являются поставщиками свежих идей и являются глазами и ушами организации. Изоляты практически не вступают в контакты с другими сотрудниками; не включенные в коммуникативную сеть организации, они характеризуются пониженной продуктивностью, что является следствием их изоляции. Адекватное выполнение описанных коммуникационных ролей значительно повышает жизнеспособность организаций. Дальновидное руководство поддерживает их коммуникационную активность, обеспечивающую полноценное функционирование неформальной структуры организации. Из всех видов коммуникаций межличностные сталкиваются с самым большим количеством барьеров, препятствующих эффективному восприятию информации получателем. При декодировании сообщения возможно действие помех, ограничивающих понимание информации и возникающих либо в физическом окружении, либо в сфере эмоций человека. Выделяют три типа барьеров: личностные, физические и семантические. Личностные барьеры — это коммуникативные помехи, порождаемые человеческими эмоциями, системами ценностей, неумением слушать собеседника, различиями в образовании, поле, расе, социально-экономическом статусе, потребностях, интересах, накопленном опыте, психологической несовместимостью людей, участвующих в коммуникации. Если барьеры непреодолимы, информация получателем либо полностью отвергается, либо искажается. Поразительные различия выявлены на основе идентификации образцов коммуникаций мужчин и женщин. Мужчины склонны акцентироваться на властных полномочиях, а женщины большее внимание уделяют доверительным взаимоотношениям. Мужчины стремятся замаскировать неуверенность в отличие от часто сомневающихся женщин. Мужчины отличаются прямолинейностью, тогда как женщины предпочитают обходные маневры. Женщины стремятся задать больше вопросов, проясняющих проблему а мужчины считают лишние вопросы подтверждением. Физические барьеры — это коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций. Окружающая обстановка, шумы, невербальные средства коммуникаций способны препятствовать или, наоборот, содействовать восприятию, пониманию и усвоению передаваемой информации. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов (жесты, движение, позы, выражение лица, взгляды, улыбки, интонация, модуляция голоса, плавность речи, время, пространственное расположение и т.д.). 55% информации воспринимается через жесты, позы и выражение лица, 38% через интонации и модуляции голоса, и только 7% — через слова. Практически невербальная информация подавляет вербальную и важнее не что говорится, а как говорится. Соответственно, значение и влияние невербальной коммуникации огромно. Методы управления экологией позволяют преодолеть физические барьеры. Отправитель стремится так изменить окружающую обстановку, чтобы повлиять на чувства и поведение получателей, поэтому экологические методы позволяют преобразовать физические барьеры в позитивные факторы коммуникаций. Исследование коммуникаций в пространстве называют проксемикой (взаимодействие человека и окружающей физической среды). Установление межличностной дистанции влияет на результат коммуникации. Так, публичное расстояние превышает 3,5 м, социальная дистанция — 1-3,5 м, личностная дистанция — до 1 м, интимная дистанция — от 15 до 50 см. Семантические барьеры — это различные значения, приписываемые разными людьми одним и тем же символам. Символы многозначны, и при выборе одного из них может возникнуть непонимание. Используемые в коммуникациях ограничения сужают возможность интерпретации и понимания сообщений и привносят субъективность в толкование и оценку информации. Семантика приводит к ограниченной базе используемых в коммуникациях символов. Практически все коммуникации осуществляются посредством символов. Их декодирование и субъективная интерпретация могут привести к эмоциональным барьерам, блокирующим межличностное общение. Особенно сложные проблемы возникают при построении коммуникаций между представителями разных культур. Обе стороны должны знать не только буквальные значения слов используемого языка, но и интерпретировать их в контексте использования (интонации, громкость, сопровождающие жесты). Отправители сообщений могут увеличивать искажение: * использованием языковых средств, которые реципиент может не понять; * использованием языковых средств, провоцирующих эмоциональный ответ, который мешает передаче сообщений; * неуверенностью в том, что они хотят сказать; * тем, что плохо выражают свои мысли; * тем, что могут оказаться несоответствующими естественные, социальные и эмоциональные обстоятельства, в которых происходит связь; * возможными различиями между словами и звучанием, т.е. слова могут говорить одно, а сообщение, возможно, будет передавать другие оттенки смысла из-за стиля, невербальных сигналов, тона голоса и т.д.; * выбором неподходящего средства, например, сообщение может передаваться письменно, в то время как оно должно осуществляться лично; * тем, что специфические интересы и желания получателя не были продуманы, сообщение не было приспособлено к тому; чтобы помочь получателю понять его; * чрезмерной затянутостью сообщения, что может вызвать скуку и досаду слушающего. Получатель может создать препятствия в коммуникации при помощи: * фильтрации информации, которая ему не нравится, он ее не понимает или она его беспокоит; * искажения сообщения, потому что ему не нравится говорящий, а также из-за ряда различий, таких как классовая принадлежность или образование, в результате чего могла возникнуть предвзятость; * слов и фраз, используемых без всякого умысла передающим сообщение: они вызывают в слушателе чувства, которые омрачают восприятие, вызывают нетерпение, закрывают путь к коммуникации еще до того, как возникает шанс ее начать; * возникшей усталости, мешающей воспринимать связь, когда тело и разум не могут усваивать информацию. Барьеры в коммуникации можно преодолеть. Процесс коммуникации может проходить гладко, если соблюдается ряд простых правил. Правила для отправителей сообщений: Цель. Участники коммуникации должны иметь четкие цели. Чем больше они знают, о чем хотят сообщить, тем легче другим будет понять это. Подготовка. Они обязательно должны систематически анализировать проблему или идею, которую необходимо обсудить, потому что чем лучше они будут понимать ее, тем больше вероятность, что они поймут отношение к сообщению других сторон. Оформление. Они должны рассматривать общее оформление процесса коммуникации. В конце концов, сообщение содержит нечто большее, чем просто слова. Например, могут быть важными распределение времени и обстоятельства, в которых заключается соглашение или принимается решение. Нужно подумать, следует ли передавать сообщение в устной или письменной форме, публично или конфиденциально, за письменным столом или поблизости от стола, потому что различные естественные ситуации несут в себе различные настроения. Нужно подумать о существующих обычаях и практике в компании, которые влияют на ожидания людей. Помощь и советы. Нужно рассмотреть, с кем следует посоветоваться перед тем, как посылать сообщение, чтобы знать мнение других людей, получить их помощь и поддержку Тон. Изменение интонации, восприимчивости других, сам процесс выражения мысли, жесты — все это элементы сообщения. При письме имеют значение выбор слов, скорость, фразеология и языковые средства. Предвидение. Нужно обязательно предвидеть реакцию получателей сообщения: какие помехи для общения существуют, как их устранить, как можно заинтересовать людей посредством определения потенциальных преимуществ или пользы для них. Обратная связь. Установите обратную связь в процессе общения, чтобы помочь выяснению, где этот процесс был успешным, а где неудачным, чтобы его можно было улучшить в следующий раз. Личность. Убедитесь, что существующий процесс общения согласуется с долговременными интересами и целями, чтобы можно было построить модель коммуникации. Поведение. Убедитесь, что поведение поддерживает коммуникацию. Бесполезно ожидать, что люди будут делать одно, а вы сами что-нибудь другое. Не имеет смысла навязывать желаемый образ поведения и вознаграждать за это или игнорировать тех, кто в какой-то степени ведет себя не так, как требуется. Слушание. Крайне важная составляющая процесса коммуникации. Этому процессу помогает зрение, так как мы учимся понимать сигналы, передаваемые языком жестов — непроизносимые слова и движения других людей, речь которых мы воспринимаем. Слушание дает возможность менеджерам делиться опытом с теми, с кем они общаются. Оно демонстрирует желание потратить время и усилия на то, чтобы понять другого человека или других людей. Оно открывает возможность для заимствования идей. Стиль. Передающий должен решить, рассказать ли ему свое сообщение, обсудить, проконсультироваться в зависимости от цели коммуникации, ему следует тщательно обдумать соотношение между целями и стилем. Средства. Отправителю следует тщательно обдумать средство передачи информации. Должно ли сообщение быть в устным или письменным. Ему нужно взвесить достоинства и недостатки каждого средства в свете этих целей. Может ли одно средство быть использовано для поддержки другого. Например, могут ли использоваться визуальные средства, чтобы поддержать устную коммуникацию. Подготовка. Нужно использовать каждую благоприятную возможность, чтобы тренировать и улучшать коммуникативные навыки. Отправители и получатели сообщений взаимодействуют. Если отправители соблюдают правила принятой практики, то им нужно уменьшить помехи или шум. Но и получатели должны обязательно предпринять некоторые конструктивные шаги по улучшению межличностных коммуникаций. Правила для получателей сообщений: * осознавать свои собственные предубеждения и предрассудки, могущие вызвать помехи; * уделять пристальное внимание сообщению; * использовать невербальные сигналы, например зрительный контакт, прямая поза при сидении, чтобы показать свое положительное отношение к отправителю сообщения; * реагировать на сообщение спокойно, избегать проявления эмоций; * поддерживать полезную обратную связь, чтобы выяснить значение сообщения и показать, что оно понято. Если все эти правила соблюдаются отправителем и получателем сообщения, возможность успешной коммуникации в значительной степени возрастает.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1047; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.206.84 (0.016 с.) |