Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы психологической диагностикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одна из важнейших задач медицинской психологии в наше время – использование методов психологической диагностики для оценки эффективности лечебных и реабилитационных программ. Ее принято определять как дисциплину о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам. Основные методы психологических исследований, применяемые для сбора первичных данных: наблюдение, опрос, тесты, эксперимент, моделирование. Экспериментальные оценки свойств личности могут быть получены в результате беседы и наблюдения за поведением испытуемого в различных условиях. Целью ПТ пациентов, страдающих хроническими соматическими заболеваниями является изменение отношения больного к своей болезни, к самому себе и к своему окружению. В связи с этим объектом психотерапевтического воздействия является личность больного, понимаемая с позиции психологии отношений. Свойства личности — важный, но далеко не единственный фактор определяющий отношение к болезни. Отношение к ней и ко всему, что с ней связано и на что она оказывает влияние, определяется тремя важнейшими факторами: природой самого соматического заболевания; типом личности, в котором важнейшую составную часть определяет тип акцентуации характера и отношением к данному заболеванию в том значимом для больного окружении, в той микросоциальной среде, к которой он принадлежит. Под влиянием этих факторов вырабатывается отношение к болезни, лечению, врачам, своему будущему, к работе, к своим родным и близким, к окружающим и вырабатываются определенные потребности. П.В.Симонов предлагает следующую классификацию потребностей: 1) биологические (продуктивные или материальные потребности в пище, жилище, технике, необходимой для создания материальных благ, в средствах защиты от внешних воздействий, обеспечении индивидуального и видового существования); 2) социальные (в узком и собственном смысле слова, поскольку социально детерминированы все побуждения человека. В данном случае речь идет о потребности принадлежать к социальной группе (общности) и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви; 3) идеальные (духовные, культурные, познания окружающего мира и своего места в нем, смысла и назначения своего существования на земле). Для оценки индивидуальных различий в потребностях используются различные опросники: Эдвардса (EPPS), Джексона (PRF), Калифорнийский (CPI) и др. В целях систематизации и выделения базовых потребностей используется факторный анализ (работы школы R.Cattell). Теоретические изыскания завершились подготовкой методик для практической психодиагностической работы: «Тест мотивационного анализа» (МАТ) и в дополнение к нему разработан: «Тест исследования профессиональных интересов»(VIM). Наибольшее распространение и использование в прикладных целях получили опросники E.Strong-Strong Vocational Interest Blank (SVIB) и G.Kuder-Kuder Preperence Record (KPR). ЛОБИ (личный опросник Бехтеревского института) разработан с целью диагностики типов отношения к болезни и других, связанных с нею личностных отношений у больных хроническими соматическими заболеваниями. С его помощью могут быть диагностированы следующие типы отношений: 1. Гармоничный. 8. Сенситивный. 2. Тревожный. 9. Эгоцентрический. 3. Ипохондрический. 10. Эйфорический. 4. Меланхолический. 11. Анозогнозический. 5. Апатический. 12. Эргопатический. 6. Неврастенический. 13. Паранойяльный. 7. Обсессивно-фобический. Объективные личностные тесты ориентированы на объективное изучение особенностей поведения испытуемого или его психофизиологических реакций в различных экспериментальных ситуациях без опоры на экспертные суждения или самооценки свойств личности. Тесты сконструированы и предъявляются таким образом, что для испытуемого остается неясным, какие стороны его поведения подвергаются измерению и как оцениваются его результаты. Работа группы R.Cattell завершилась опубликованием руководства, содержащего описание 688 объективных тестов. Выявление ценностной установки. В свете общефизиологической теории эмоций совершенно иное звучание получили такие психологические понятия как «установка» и «воля к болезни». Установка — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы. Теория установок предложена Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы. «На основе актуальной в каждом данном случае установки в сознании субъекта вырастает ряд психических содержаний, переживаемых им с достаточной степенью ясности и отчетливости для того, чтобы … быть в состоянии ориентироваться в условиях ситуации» (Узнадзе Д.Н., 1976). С понятием установки в теории Узнидзе связано понятие объективизации. Оно трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученого при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, становится объектом внимания (отсюда название — объективизация). Физиологической основой установки (стойкого превалирования определенных потребностей и целевых представлений с крайне односторонней направленностью чувств и мыслей) служит след в памяти. За генерализованной установкой на инвалидизацию или гибели от болезни скрывается патологически измененная матрица, формирующаяся в долговременной памяти вследствие повторных патогенных влияний. Сама установка при этом выступает как физиологически детерминированная готовность организма к определенным видам жизнедеятельности – неосознанная адаптивная перестройка ЦНС и целого ряда функций внутренних органов. Клиническим отражением «воли к болезни» становится психологический шаблон психосоматических переключений: любое тревожное представление у таких пациентов немедленно оборачивается «осязательным фактором». Установка индивида на выздоровление или болезнь получает чрезвычайное, если не кардинальное значение для развития и течения самых различных заболеваний. Почти неизбежным исходом установки на болезнь становится физиологически обусловленная трансформация еще обратимых, функциональных соматических нарушений (клинического отражения определенного эмоционального состояния, зафиксированного в матрицах долговременной памяти) в необратимые органические изменения внутренних органов. Чрезвычайное сходство доминанты и условного рефлекса (способность ответить одной и той же реакцией на самые разнообразные, в том числе и новые раздражители) многократно подтверждались нейрофизиологами. Принципиальное их различие (аффективная насыщенность переживаний в первом случае и отсутствие их — во втором) сводится по существу к особенностям разных форм эмоциональной памяти. Основное отличие условного рефлекса от доминанты отражает трансформация «истинной» эмоциональной памяти (способность к воспроизведению определенного чувственного состояния) в абстрагированную (когда первоначальное эмоциональное состояние уже не возрождается, хотя известный аффективный отпечаток сохраняется иногда на всю жизнь). Поскольку в основе образования любого рефлекса лежат фиксация и воспроизведение эмоционально заряженных следов, именно эмоция выступает в качестве важнейшего звена, выключение которого позволяет воздействовать на матрицу долгосрочной памятью в процессе психофармокотерапии и психотерапии. Своеобразным проявлением способности мозга к автоматизации стереотипных видов деятельности («задалбливанию», по Н.П.Бехтеревой, однотипной деятельностью с общей или сходной схемой реализации) при затянувшихся психовегетативных реакциях становится формирование патологического динамического стереотипа. Установки — более всего фиксированные в неосозноваемом отношении к себе, другим и к жизни, ожидания, притязания, потребности, выводы из опыта и приобретенных знаний, матрицы эффективных действий. Установки — фиксированные в неосозноваемом переживания, пережитые эмоции. Установочно и то, в каких случаях и как надо поступать. Установки приобретаются с рождения, и чем раньше, тем они сильнее. Они могут приобретать могущество инстинктов и находиться в непримиримом противоречии с инстинктами, темпераментом, принципами сознания. В этих случаях человек обречен на глубочайший внутренний конфликт с самим собой. При согласии с инстинктами, темпераментом, принципами сознания человек целен и гармоничен.
Варианты психотерапевтического воздействия на больного При всем разнообразии психотерапевтических подходов существует три основных направления в ПТ — психотерапевтическое, поведенческое и «опытное» — соответственно трем основным направлениям психологии (психоанализу, бихтевиоризму и экзистенциально-гуманистической психологии). Каждое из них характеризуется своим собственным подходом к пониманию личности, личностных нарушений и логически связанной с этим собственной системой психотерапевтических воздействий. В настоящее время насчитывается более 500 самостоятельных методов ПТ. Приведем характеристику лишь наиболее часто применяемых. Психотерапевтическое убеждение способствует установлению контакта врача с больным, создает систему их взаимоотношений, оказывающую воздействие на эмоциональную сторону деятельности, на интеллект и личность больного в целом. Такое воздействие подготавливает больного к переработке всего сказанного врачом, к усвоению его слов. Врач, пользуясь этим методом воздействует не только на представления и взгляды больного, но и влияет на качество его личности. При этом врач использует и критику поведения больного, его неадекватной оценки ситуации, но критика не должна оскорблять или унижать больного. Он должен всегда чувствовать, что врач понимает его затруднения, сочувствует ему, испытывает к нему уважение, стремится помочь. Суггестивная психотерапия. Термин объединяет группу методов, в основе которых внушение выступает в качестве ведущего лечебного фактора. Внушение реализуется в состоянии бодрствования, гипноза, наркотического сна. Внушение — целенаправленное словесное воздействие на психику больного с терапевтической целью. Оно может быть прямым и косвенным. Прямое словесное внушение содержит непосредственное указание, что болезненные симптомы исчезнут после внушения. Косвенное внушение заключается в том, что внушается особое значение какого-то фактора, после воздействия которого наступит улучшение состояния, например, что после определенной процедуры у него исчезнут боли в сердце при невротической кардиалгии, кардиофобии. Внушение в бодрствующем состоянии использует элемент убеждения, но решающая роль принадлежит именно внушению, иногда даже в виде приказа (особенно при истероидных нарушениях). Успех лечения зависит от повышения внушаемости больного, особенностей его личности, от подготовленности больного, от авторитета врача, веры в него больного. Так, при выписке больного из кардиологического отделения после аортокоронарного шунтирования хирург, опираясь на свой авторитет, должен убедить больного в необходимости дальнейшей реабилитации. Без этого внушения у больного может сформироваться ложное убеждение в том, что успешная операция завершает лечение и даже что дальнейшие физические усилия, которые требуются при проведении ЛФК, могут быть опасными для оперированного сердца (кардиофобия). Гипнотерапия — словесное внушение в состоянии гипноза, т.е. частичного сна, при котором между врачом и больным сохраняется речевая связь (раппорт), подразумевающая не только словесный контакт, но и реализацию словесных внушений. Гипнотический сон оказывает сам по себе успокаивающее, охранительное действие и повышает внушаемость. Больному должна быть объяснена сущность гипноза как искусственно вызванного сна, во время которого усиливается восприимчивость больного к словам врача, которые, будучи услышанными в гипнозе, окажут на больного сильное и длительное действие. При этом совершенно не допустимы даже намеки на какую-то магическую, сверхъестественную силу такого воздействия, которой грешат так называемые экстрасенсы. Аутогенная тренировка (АТ) Создателем метода АТ считают Иогана Генриха Шульца, ему и принадлежит сам термин. Временем создания метода считается 1932 г., однако корни его рождения уходят в далекое прошлое. В 1961 г. был создан Интернациональный координационный комитет для клинического применения и обучения аутогенной терапии (USAT), куда вошел и представитель СССР. Особо широкое распространение аутогенная терапия получила в Германии, США, Канаде. Метод заключается в том, что специальными упражнениями больной обучается внушать себе ощущение тяжести, тепла в руке, сердцебиение или изменение частоты дыхания. Эти упражнения направлены на то, чтобы переключить болезненные симптомы на регулируемые вегетативные функции. Управлять ими больной должен научиться в процессе подготовки. АТ показана в тех случаях, когда необходимо научить быстро истощающегося больного восстановить работоспособность, уменьшить или снять душевное напряжение, функциональные расстройства внутренних органов, когда надо научить больного владеть собой. АТ — это самовнушение в состоянии релаксации (низшая ступень) или гипнотического транса (высшая ступень). АТ, предложенная как самостоятельный метод, по своему характеру является методом синтетическим. В его основе лежат находки древнеиндийской системы йогов, опыт исследования ощущений людей, погружаемых в гипноз, практика использования самовнушения нансийской школой психотерапевтов (Куэ, Бодуэн), психофизиологические методы исследования нервно-мышечного компонента эмоций и опыт применения мышечной релаксации (Джекобсон), а также рациональная психотерапия (Дюбуа). В последние годы все большее распространение получает форма обучения больных, разъяснение им сущности болезни и ее лечения, с главной целью выработки у них мотивации к деятельному участию в реабилитационном процессе и разумно-оптимистическому отношению к болезни и ее лечению. Эта форма ПТ реализуется в виде школы для больных инфарктом миокарда, «астма – клубов» и др. В групповой форме больные получают в ходе занятий необходимую и доступную информацию о сущности их болезни. Ключевым элементом методики, призванной решающим образом повлиять на создание мотивации к активному участию в реабилитации, является групповая дискуссия участников школы, направляемая руководителем занятия. Обсуждение проблем, сопоставление усвоенной информации и индивидуальных позиций участников дискуссии приводят к более адекватному и глубокому пониманию путей решения проблем, способствует выработке правильных установок и активной позиции, что в конечном итоге и создает столь необходимую мотивацию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.131 (0.011 с.) |