Понятие и предмет конституционного права.(5(2)) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и предмет конституционного права.(5(2))



Понятие и предмет конституционного права.(5(2))

Конституционное право- ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, которые:

· Характеризуются внетренним единством, определенными общими признаками

· Отличаются от норм других отраслей права

· Закрепляют и регулируют общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной системы(т.е основы конституционного строя РФ, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления)

 

Предмет конституционного права составляют правоотношения, которые регулируются конституционными нормами. Такие отношения обязательно складываются в процессе взаимодействия общества и государства. Но не любое взаимодействие государства с обществом регулируется нормами конституционного права, а только в сфере государственного устройства, определения формы правления и основ конституционного строя. Такие отношения имеют самый важный для государства и общества, массовый характер. Они нацелены, главным образом, на защиту прав и свобод гражданина, на суверенитет всего народа.

 

Методы конституционного права.(5(2))

Методы конституционного права- совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования.

Конституционно-правовые методы- императивный, диспозитивный и др

 

 

Субъекты конституционного права.

 

Субъекты конституционного права подразделяются на две большие группы: физические лица и общественные образования.


К первой группе субъектов относятся граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы (в Италии, например, группы избирателей являются субъектами права законодательной инициативы). Нормы конституционного права определяют наиболее общие стороны правосубъектности индивидов, устанавливая их основные права и обязанности. Причем общая правосубъектность провозглашается равной для всех, а основным правам и свободам придана всеобщая значимость.
Ко второй группе субъектов принадлежат государство в целом, его органы, а иногда и их обособленные части (например, палаты, комиссии, партийные группы в парламентах), территориальные единицы, учреждения и органы самоуправления, а также политические партии и другие общественные объединения.

Органы государства как субъекты конституционного права наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнение законов и т. д.). Они выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.

Конституционно-правовые отношения.

Конституционно правовые отношения -массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также защиту прав и свобод гражданина и личности.

Возникаю во всех сферах жизнедеятельности общества:

· -конституционного строя РФ

· -федеративного устройства

· -защиты прав и свобод личности; основ государственной власти принципов ее функционирования в РФ и иных сферах регулируемых нормами КП.

Возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов.

Виды КПО:

1. Конкретные конституционно-правовые отношения (в них четко определены субъекты, их права и обязанности)

2. Правоотношения общего характера (в них не закрепляются четко субъективный состав и не определяются их права и обязанности)

Субъекты КПО:

  1. Физ.лица (Граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства(апатриды), лица со специальной правоспособностью)
  2. Гос. образования (РФ, субъекты РФ, федеральные органы гос-ва РФ и субъектов РФ)
  3. Общественные объединения.

Объект КО: предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

 

Институты конституционного права.

Конституционно-правовой институт – совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. Институты конституционного права: 1) основы конституционного строя; 2) основы правового статуса человека и гражданина; 3) федеративное устройство государства; 4) система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

Конституционно-правовые нормы.(9(9)) (вырезать)

Отличительные особенности:

· Содержание

· Источники

· Виды

· Характер предписаний

· Механизм реализации

· Характер субъектов

· Структура

 

Конституционно-правовая ответственность.(5(4))(вырезаем)

Конституционно-правовая ответственность закреплена в конституционно-правовых нормах, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет рассматриваемой отрасли. В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения.

Основные черты конституционно-правовой ответственности отличаются своим содержанием; возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет КП. Им свойственен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

Принципы конституционного права.

К принципам конституционного права относятся основополагающие идеи, которые провозглашают ценности, защищаемые государством. Такие принципы отличаются повышенной нормативностью, что означает их первоочередное значение в деятельности всего государства. Все остальные отрасли права для того и существуют, чтобы обеспечивать выполнение основных принципов, закрепленных в конституции. Также главной задачей государства является защита регламентированных право и свобод личности, конституционного строя и формы власти, которые закреплены в Конституции.

Основными принципами конституционного права являются:

  • Приоритета прав и свобод гражданина РФ (ст.2,6,17-19)

Закрепляют общие основы к закреплению прав и свобод граждан.
ст.17 ч.3 –Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Ст.18 – Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.
ст.6 – Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права его изменить.

  • Народного суверенитета (ст.3)
  • Государственного суверенитета (ст.4 – Территория РФ,

Ст.4 ч.2 – правовое сплочение + внесение законопроекта о привлечении к уголовной ответственности за пропаганду отделения субьектов от РФ.

Ст.67 – Определяет структуру территории РФ

  • Политического плюрализма РФ (ст.13 – содержит в себе идеологические и политические многообразия.) – нация не может жить без скрепляющей идеологии.

А)Идеологичнский плюрализм (ч.1-2)

Б)ПОлитический плюрализм (ч.3-5)

  • Социального государства(ст.38,39,7) – Количественые показатели качества жизни.
  • Светского хар-ра гос-ва(ст.14 28) -

 

Источники конституционного права РФ.(5(3)) (вырезаем)

 

Основы конституционного строя РФ.(9(10)) (вырезаем)

 

Народовластие в РФ.(11(14))

В РФ единственный источник власти – народ.

Народовластие – волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.

Элементы народовластия в РФ: 1) коллективный субъект – граждане РФ; 2) объект – власть.

Формы народовластия: 1) непосредственная (прямая) демократия; 2) представительная (косвенная) демократия.

Непосредственное народовластие – это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.

Виды непосредственной демократии: 1) референдум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия – выборы в РФ проводятся на основе: 1) всеобщего; 2) равного; 3) тайного голосования.

В зависимости от содержания института институты прямой демократии могут быть: 1) способами принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум); 2) формами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.

Представительная демократия (народовластие) – это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Органы представительной демократии:

1) высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);

2) единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).

В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.); 2) органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека); 3) органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.

Формы косвенного народовластия: 1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства; 2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ; 3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан; 4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

 

 

Постановления палат Федерального Собрания РФ.

Правовые акты, принимаемые СФ и ГД по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ и ФЗ.Конституция РФ устанавливает в ч. 2 и 3 ст. 102 и в ч. 2 и 3 ст. 103. что палаты ФС принимают постановления по вопросам, отнесенным к их ведению ч. 1 ст. 102 и ч. 1 ст. 103 Конституции РФ и только в этих случаях. Однако перечень вопросов, отнесенных к компетенции СФ и ГД. расширен относительно Конституции РФ ФКЗ и ФЗ. Так, в соответствии с ФЗ РФ от 19 сентября 1994 г. № 56-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" палаты ФС назначают каждая по 5 членов ЦИК. ФЗ РФ от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусм. атривает назначение на должность и освобождение от должности ГД членов Совета директоров ЦБ. Решения палат в данных случаях оформляются постановлениями. На практике постановления палат ФС принимаются также по политическим вопросам и вопросам организации внутрипарламент-ской деятельности.Согласно ст. 94 Регламента ГД субъектами права внесения в палату проектов постановлений могут быть: Президент РФ. депутаты ГД. комитеты, комиссии. а также депутатские объединения палаты. Правительство РФ. субъекты РФ. Однако детальная регламентацияпроцедуры внесения проектов постановлений в ГД отсутствует.Порядок принятия постановлений палатами ФС в наиболее общем виде определен в ст. 102, 103, 105.107.108, 117 и 135 Конституции РФ. Общим правилом для обеих палат является принятие постановлений большинством голосов от общего числа депутатов. Вместе с тем Конституция РФ допускает и иной порядок принятия постановлений палатами ФС. в некоторых случаях для их принятия устанавливается требование квалифицированного большинства. При этом термины "общее число членов СФ" и "общее число депутатов ГД" допускают различные толкования. Это потребовало специального разбирательства КС, который в своем постановлении от 12 апреля 1995 г. № 2-П по делу о толковании ч. 3 ст. 103. ч. 2 и 5 ст. 105. ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108, ч. Зет. 117 и ч. 2 ст. 135 Конституции РФ разъяснил содержащееся в указанных статьях Конституции РФ понятие "общее число депутатов (членов) палаты ФС" как число членов палаты, определенное Конституцией РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 65 и ч. 2 ст. 95 Конституции РФ общее число членов СФ составляет 178; в ГД в соответствии с ч. 3 ст. 95 Конституции РФ общее число депутатов составляет 450.Порядок обнародования П.п. ФС РФ регламентирован ФЗ РФ от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Акты палат ФС публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. Официальным опубликованием акта палаты считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства РФ". В "Собрании законодательства РФ" постановления палат публикуются во втором разделе. Акты палат ФС публикуются и в виде отдельных изданий, например в "Ведомостях Федерального Собрания" или в сборнике "Государственная Дума. Постановления и другие документы". Все указанные издания являются подписными и имеют соответствующий индекс.Некоторые исследователи полагают, что П.п. ФС РФ по вопросам, не отнесенным Конституцией РФ и ФЗ к их ведению. следовало бы именовать как-то иначе и, возможно, принимать по более простой процедуре.Парамонов А.Р.,

Счетная палата РФ.

Счетная палата РФ — орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему. Счетная палата РФ является юридическим лицом.

Задачами Счетной палаты РФ являются:

1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

5) анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

6) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных кредитных организациях;

7) регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий

Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. С этой целью Счетная палата РФ обеспечивает:

организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

экспертизу проектов федерального бюджета, законов и других нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и других документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ;

анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;

подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ

 

Федерализм

89 – 83

В 91 году шла война за объем полномочий и статус.5 статья конституции ч1, 4 дублируют. 6 субъектов фед равноправные.

Принципы федеративного устройства ч 3 к кот относятся

Гос целостность, единство, разграничение….+ 2 спорных: равноправие, что такое равноправие народов? Если учесть что по офиц док-там не сущ русского народа.

Ч 2 – република – там прожив народ, имеет право на самоопред, имеет конституцию,……Право на самоопределение, любой народ может

Статья 4 ч 3. РФ обеспечивает целостность и неприкосн чвих территорий.

Законопроект об усил ответственности за прпаганду сепаратизма

 

76 статья устанавливает вопросы соотношения законодательств

 

 

Понятие и предмет конституционного права.(5(2))

Конституционное право- ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, которые:

· Характеризуются внетренним единством, определенными общими признаками

· Отличаются от норм других отраслей права

· Закрепляют и регулируют общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной системы(т.е основы конституционного строя РФ, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления)

 

Предмет конституционного права составляют правоотношения, которые регулируются конституционными нормами. Такие отношения обязательно складываются в процессе взаимодействия общества и государства. Но не любое взаимодействие государства с обществом регулируется нормами конституционного права, а только в сфере государственного устройства, определения формы правления и основ конституционного строя. Такие отношения имеют самый важный для государства и общества, массовый характер. Они нацелены, главным образом, на защиту прав и свобод гражданина, на суверенитет всего народа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.047 с.)