Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Председатели палат. Порядок их избрания, полномочия.

Поиск

Статья 96 Конституции Республики Беларусь регулирует вопросы руководства палатами. Палата представителей избирает из своего состава Председателя Палаты представителей и его заместителя. Совет Республики также избирает из своего состава Председателя Совета Республики и его заместителя. Председатели палат, их заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат.

Так, Председатель Палаты представителей и его заместитель избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней.

Полномочия Председателей палат Парламента.

Статья 20 Регламента Палаты представителей определяет компетенцию Председателя. Председатель Палаты представителей:

Ø осуществляет общее руководство Палатой представителей;

Ø ведет заседания Палаты представителей;

Ø возглавляет Совет Палаты представителей;

Ø направляет в Совет Республики принятые Палатой представителей проекты законов;

Ø представляет Палату представителей;

Ø координирует деятельность Палаты представителей с Советом Республики, Президентом Республики Беларусь, другими государственными органами, политическими партиями, общественными объединениями и профсоюзами;

Ø подписывает постановления Палаты представителей и решения Совета Палаты представителей;

Ø дает поручения постоянным комиссиям, Секретариату и иным органам Палаты представителей по вопросам, относящимся к их ведению;

Ø вносит вопросы для рассмотрения Советом Палаты представителей;

Ø отменяет распоряжения заместителя Председателя Палаты представителей;

Ø осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством и Регламентом.

Председатель Палаты представителей издает распоряжения по вопросам организации деятельности Палаты представителей и ее Секретариата.

Статья 24Регламента Совета Республики определяет компетенцию Председателя. Председатель Совета Республики:

Ø осуществляет общее руководство Советом Республики;

Ø ведет заседания Совета Республики, осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Регламентом;

Ø ведает внутренним распорядком Совета Республики;

Ø представляет на рассмотрение членов Совета Республики проект повестки дня заседания Совета Республики;

Ø организует работу Президиума Совета Республики;

Ø подписывает постановления Совета Республики и Президиума Совета Республики;

Ø направляет для рассмотрения в постоянные комиссии Совета Республики проекты законов, принятые Палатой представителей;

Ø дает поручения постоянным комиссиям о разработке законопроектов, которые предполагается внести в Палату представителей в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Республики;

Ø визирует принятые Палатой представителей и одобренные Советом Республики законы;

Ø направляет Президенту Республики Беларусь для подписания принятые Палатой представителей и одобренные Советом Республики законы;

Ø представляет Совет Республики во взаимоотношениях с Президентом Республики Беларусь, Палатой представителей, Правительством Республики Беларусь, другими государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами, а также парламентами иностранных государств, международными парламентскими и другими организациями;

Ø принимает участие в церемонии приведения к присяге судей Конституционного Суда Республики Беларусь;

Ø осуществляет общее руководство деятельностью Секретариата Совета Республики;

Ø решает иные вопросы организации деятельности Совета Республики в соответствии с законодательством Республики Беларусь и настоящим Регламентом.

Председатель Совета Республики издает распоряжения и дает поручения по вопросам, относящимся к его компетенции.

Председатель Совета Республики по своей инициативе либо по предложению членов Совета Республики информирует членов Совета Республики о деятельности палаты.

Законодательный процесс

ПП – Палата представителей;

СР – Совет Республики;

ПЗИ – право законодательной инициативы;

ПЧ – первое чтение;

ВЧ – второе чтение;

РБ – Республика Беларусь.

Создание закона предполагает наличие определенной процедуры, стадий, т.е. существование законодательного процесса. Понятие законодательного процесса призвано:

1)-установить систему взаимосвязанных институтов, обеспечивающих содержательную подготовку законов;

2)-закрепить стабильные демократические формы выражения и использования общественного мнения, народного волеизъявления;

3)-отразить применение различных форм деятельности высших органов государственной власти в процессе создания и принятия закона.

Т.о. законодательный процесс является составной частью процесса правотворчества.

В литературе называется разное число стадий законодательного процесса.

Ю.А. Тихомиров называет шесть таких органически связанных между собой стадий:

-прогнозирование и планирование законодательства;

-внесение предложений об изменении законов;

-разработка концепции закона и подготовка законопроекта;

-специальное и общественное обсуждение проекта закона;

-рассмотрение и принятие закона;

-опубликование закона и вступление его в силу.

Законодательный процесс в белорусском Парламенте состоит из нескольких стадий.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

Прогнозирование законодательства должно основываться на общей тенденции развития общества, т.е. экономической, социальной и политической сфер. Прогнозирование предполагает не только определение тех областей, где должны быть приняты акты, но и возможные последствия их действия.

Планирование делает возможным: 1) направление законодательной деятельности на достижение заранее определенных общественных целей; 2) комплексное рассмотрение процессов создания права и концентрацию законодательной работы на актах, имеющих важнейшее общественное значение; 3) ограничение изменений законодательной деятельности; 4) проведение правотворческой работы учреждениями, лучше всего к этому подготовленными; 5) согласование планов работы государственных учреждений и органов разного типа и разных уровней; 6) согласование работы научных учреждений с планами развития законодательства.

В отличие от прогнозирования планирование включает перечень законодательных актов.

В новой Конституции определяются отношения, которые должны быть урегулированы законом. Это также оказывает влияние на планирование. Принятие актов, вытекающих из Конституции, является первоочередным. При составлении планов подготовки законопроектов должны учитываться первоочередные потребности общественного развития.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА.

Право законодательной инициативы – это специальное, закрепленное Конституцией правомочие государственного органа или члена законодательного собрания вносить подготовленные ими законопроекты непосредственно в законодательный орган, который, в свою очередь, обязан принять и рассмотреть его по существу по докладу данного органа или лица, вынесшего законопроект.

В Регламенте Палаты представителей РБ раскрывается сущность права законодательной инициативы. Законодатель понимает под ПЗИ внесение проектов (предложение о необходимости его разработки или принятия не относится к ПЗИ).

Конституция закрепляет лишь круг органов и лиц, обладающих правом законодательной инициативы (ст.99) – Президент РБ, депутаты ПП, СР, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек. Совершенно новым для РБ явлением стало закрепление в Конституции народной инициативы: определенное число граждан, обладающих избирательным правом, может внести предложение о принятии закона или даже о внесении изменений или дополнений в Конституцию.

В Основном Законе выделен особый уровень законодательной инициативы, который касается изменения или дополнения Конституции. Круг таких субъектов значительно уже: вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Законопроект или проект постановления Палаты представителей, внесенный субъектом законодательной инициативы в соответствии с законом и правилами, установленными Регламентом, подлежит обязательному рассмотрению Палатой представителей.

Следует обратить внимание на существование как бы двух уровней законодательной инициативы:

1) в связи с предложением о принятии обыкновенного законодательного акта; 2) об изменении Конституции.

Процедура изменения основного Закона республики должна быть более сложной, а круг инициаторов достаточно узким для того, чтобы обеспечить взвешенный подход уже на стадии постановки самого вопроса об изменении Конституции.

Проекты законов, предлагаемые государственными и общественными органами, не владеющими правом законодательной инициативы, либо отдельными гражданами, могут быть внесены в Парламент через органы и лиц, которые владеют правом законодательной инициативы.

Субъект права законодательной инициативы информируется Секретариатом Палаты представителей о регистрационном номере внесенного проекта и головной комиссии по подготовке заключения по проекту.

Субъект права законодательной инициативы вправе отозвать внесенный проект до рассмотрения в палате представителей во втором чтении.

Проект закона должен содержать исчерпывающую информацию о целях и существе регулируемых отношений, их субъектах, объектах, соответствовать отраслевым принципам построения системы права.

Проекты законов представляются с приложением следующих материалов:

· сопроводительного письма;

· обоснования необходимости принятия данного закона;

· финансового обоснования законопроекта и информации и предполагаемых затратах, связанных с реализацией законопроекта;

К проекту могут быть приложены информация о предварительной экспертизе законопроекта учеными и специалистами, а также заключения заинтересованных государственных органов, их замечания и предложения.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТА.

Поступившие в Палату представителей проекты законов и постановлений направляются Председателем ПП (его заместителем) в управление Секретариата ПП, осуществляющее экспертно-правовую деятельность, для подготовки заключения о соответствии законопроекта требованиям регламента (если представленный проект или прилагаемые материалы не соответствуют установленным требованиям, такой законопроект возвращается субъекту ПЗИ с предложением выполнить эти требования).

Председатель ПП (его заместитель) назначает головную комиссию для предварительного рассмотрения законопроекта и подготовки по нему заключения.

Головная комиссия по законопроекту направляет его в постоянные комиссии и структурные подразделения Секретариата ПП, самостоятельно определяет других субъектов, привлекаемых к предварительному рассмотрению проекта, и сроки для представления замечаний и предложений по проекту, которые должны быть не менее 10 дней.

Работа комиссий над законопроектом должна проводиться открыто и гласно. В необходимых случаях по решению головной комиссии законопроект направляется на научную экспертизу, по нему могут запрашиваться заключения министерств и ведомств, мнения различных организаций.

Замечания и предложения, поступившие в процессе обсуждения законопроекта, рассматриваются на заседаниях головной комиссии и согласовываются с субъектом ПЗИ, внесшим законопроект. В законопроект включаются только те замечания и предложения, по которым достигнуто согласие с субъектом ПЗИ, внесшим законопроект (законопроект с внесенными замечаниями и предложениями, по которым достигнуто согласие, должен быть завизирован субъектом ПЗИ).

По завершении работы головная комиссия направляет заключение и законопроект со всеми необходимыми материалами в Совет ПП для предварительного рассмотрения вопроса о включении законопроекта в повестку дня сессии ПП для рассмотрения в первом чтении.

При этом законопроект должен быть завизирован:

· -субъектом ПЗИ, внесшим законопроект, или уполномоченным на то его представителем;

· -представителем головной комиссии;

· -руководителями структурных подразделений секретариата ПП, осуществляющих экспертно-правовую и редакционную деятельность.

Отрицательное заключение головной комиссии о целесообразности принятия данного законопроекта не отменяет необходимости обязательного рассмотрения ПП проекта в авторской редакции, если проект не отозван субъектом ПЗИ.

Важной гарантией права на законодательную инициативу является закрепление в Регламенте правила о том, что при несогласии субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, с изменениями и дополнениями законопроекта, предлагаемыми головной комиссией, законопроект рассматривается в авторской редакции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.10.200 (0.012 с.)