Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовой статус трудового коллектива в управлении государственными и производственными процессами.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Впервые правовой статус и значение трудовых коллективов были закреплены в Конституции СССР 1977 г., Конституции БССР 1978 г., а также в специальном Законе СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» от 17 июня 1983 г. Конституции придавали трудовым коллективам значение элементов политической системы общества. Они возлагали на них обязанность участвовать в обсуждении и решении общественных и государственных де, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями и т.д. Следует отметить, что белорусское право частично сохранило роль трудовых коллективов как субъектов политических отношений. В правовой системе Республики Беларусь немаловажное значение отводится месту трудового коллектива, его значению в управлении государственными процессами. Трудовой коллектив как самостоятельный субъект конституционно-правовых отношений, а в частности – политико-правовых отношений, предусмотрен различными нормами конституционного права, касающимися избирательного процесса (например, выдвижение кандидатов в депутаты), форм реализации непосредственной демократии (например, обсуждение государственных и общественных дел), социально-экономических прав граждан (право на забастовку) и т.д. И хотя в Конституции Республики Беларусь о трудовых коллективах сказано немного, тем не менее, иные конституционно-правовые нормы более детально определяют их статус. Если обратиться к Конституции, то можно обнаружить следующие нормы, прямо либо косвенно касающиеся статуса и роли трудового коллектива. Ст. 13 устанавливает: «Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни». Отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон (ст. 14). Ст. 41 определяет право граждан на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку. В ст. 69 Конституции говорится, что право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам. 33. Форма правления в Республике Беларусь. В научной литературе существуют два основных подхода к понятию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица – главы государства, монарха или президента. С точки зрения широкого подхода форма правления – это характеристика организации, структуры и взаимоотношений органов государственной власти. В теории права выделяют две основные формы правления – монархию и республику, в рамках которых имеется собственная классификация форм правления. Так, республика, главной чертой которой является выборность главы государства на определенный срок, подразделяется на несколько разновидностей в зависимости от объема полномочий и особенности взаимодействия высших органов власти: президентская республика, парламентарная республика, смешанная республика.РБ имеет республиканскую форму правления. С момента обретения независимости и до момента внесения изменений и дополнений в Конституцию (1996 г.) Беларусь являлась президентской республикой, однако после указанных событий система государственных органов, их роль и объем компетенции претерпели существенные изменения, касающиеся в первую очередь усиления властных полномочий главы государства. Анализ конституционных норм позволяет говорить о РБ как смешанной республике, которая вобрала в себя черты как президентской, так и парламентарной:1. Президент Республики Беларусь избирается непосредственно народом – что характерно для президентских республик;2. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина. Президент формально не является главой исполнительной власти (что не характерно для президентских республик), однако фактически руководит ею (назначает на должность Премьер-министра, определяет структуру Правительства РБ; принимает решение об отставке Правительства или его членов; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь; имеет право отменять акты Правительства). 3. Президент может в определенных случаях распустить Парламент, а последний имеет право выразить вотум недоверия Правительству (что свидетельствует об ответственности Правительства перед парламентом) – это характерно для парламентарных республик. 34. Понятие экономической системы и ее конституционные основы. Характеристика конституционных форм собственности. Экономическая система – это сложная упорядоченная совокупность всех видов хозяйственной деятельности общества, реализующаяся через функционирование производительных сил и осуществляющаяся в формах определенных производственных отношений, целью которой является удовлетворение общественных потребностей в материальных благах и услугах. Структуру экономической системы составляют: - производительные силы (люди и средства производства); - экономические отношения; - движущие силы экономической системы (потребности человека, экономический интерес, соперничество). Особая роль в экономической системе принадлежит государству, которое в данной области выполняет важные функции: - определяет приоритеты развития системы, цели, выделяет ресурсы для достижения этих целей, прогнозирует возможную отдачу ресурсов и возможные последствия; - создает правовую базу для эффективного функционирования экономики, обеспечивает защиту прав собственника, создает денежную систему, регулирует отношения между производителями и потребителями; - воздействует на элементы экономической системы с целью поддержания их функционирования в заданных параметрах; - осуществляет меры по социальной защите населения от безработицы, инфляции и других негативных явлений в экономике. Конституционные основы экономической системы Конституционные основы экономической системы – это совокупность конституционных норм-принципов, устанавливающих базовые, основополагающие отношения экономической системы страны, находящие затем детализацию в отраслевом законодательстве. . К конституционным принципам, регулирующим основы экономической системы, можно отнести следующие: - свобода труда и экономической деятельности; - многообразие и равенство различных форм собственности; - основы права собственности; - развитие предпринимательства и кооперации; - участие трудящихся в управлении предприятиями, организациями, учреждениями; - поддержка конкуренции и ограничения монополистической деятельности; - установление принципов финансово-кредитной системы. Современная политика белорусского государства ориентирована на регулируемый рынок и активную роль государства в экономике. Причиной этому служит собственный и зарубежный негативный опыт отрицания роли государства в экономической системе, а также сложности переходного процесса при формировании и развитии социально ориентированной рыночной экономики. Экономическая политика государства – это различные меры, применяемые государственно-властными органами, с целью воздействовать на экономические процессы. Государство осуществляет ориентирующие, регулирующие и контролирующие функции в сфере экономики, и в связи с этим можно выделить следующие конституционно-правовые принципы и направления государственного регулирования экономической системы. 1) Конституционная регламентация института собственности. 2) Развитие кооперации и предпринимательской деятельности. 3) Социальная справедливость. 4) Прогнозирование и планирование. 5) Конституционная регламентация финансов. 6) Охрана окружающей среды, контроль за состоянием, сохранением и использованием природных ресурсов. 7) экономическое сотрудничество с другими странами, международными организациями, интеграция в мировое хозяйство. Понятие собственности Собственность занимает центральное место в экономической системе. Содержание собственности составляют исторически определенные отношения по поводу присвоения и отчуждения средств и результатов производства, а также рабочей силы. Формы собственности Ученые предлагают несколько классификаций форм (типов) собственности. Так, выделяют частную (делится на трудовую и нетрудовую) и общественную (делится на коллективную, и государственную) собственность. В РБ Конституция определяет две формы собственности – государственную и частную Отмечено, что государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством. Далее раскрывается содержание права собственности: «Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами». Закреплен принцип неприкосновенности собственности. Охраняется законом как сама собственность, так и право ее наследования. Государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 717; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.82.90 (0.009 с.) |