Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой статус трудового коллектива в управлении государственными и производственными процессами.

Поиск

Впервые правовой статус и значение трудовых коллективов были закреплены в Конституции СССР 1977 г., Конституции БССР 1978 г., а также в специальном Законе СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» от 17 июня 1983 г.

Конституции придавали трудовым коллективам значение элементов политической системы общества. Они возлагали на них обязанность участвовать в обсуждении и решении общественных и государственных де, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями и т.д.

Следует отметить, что белорусское право частично сохранило роль трудовых коллективов как субъектов политических отношений. В правовой системе Республики Беларусь немаловажное значение отводится месту трудового коллектива, его значению в управлении государственными процессами. Трудовой коллектив как самостоятельный субъект конституционно-правовых отношений, а в частности – политико-правовых отношений, предусмотрен различными нормами конституционного права, касающимися избирательного процесса (например, выдвижение кандидатов в депутаты), форм реализации непосредственной демократии (например, обсуждение государственных и общественных дел), социально-экономических прав граждан (право на забастовку) и т.д. И хотя в Конституции Республики Беларусь о трудовых коллективах сказано немного, тем не менее, иные конституционно-правовые нормы более детально определяют их статус.

Если обратиться к Конституции, то можно обнаружить следующие нормы, прямо либо косвенно касающиеся статуса и роли трудового коллектива.

Ст. 13 устанавливает: «Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни».

Отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон (ст. 14).

Ст. 41 определяет право граждан на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.

В ст. 69 Конституции говорится, что право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам.

33. Форма правления в Республике Беларусь.

В научной литературе существуют два основных подхода к понятию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица – главы государства, монарха или президента. С точки зрения широкого подхода форма правления – это характеристика организации, структуры и взаимоотношений органов государственной власти. В теории права выделяют две основные формы правления – монархию и республику, в рамках которых имеется собственная классификация форм правления. Так, республика, главной чертой которой является выборность главы государства на определенный срок, подразделяется на несколько разновидностей в зависимости от объема полномочий и особенности взаимодействия высших органов власти: президентская республика, парламентарная республика, смешанная республика.РБ имеет республиканскую форму правления. С момента обретения независимости и до момента внесения изменений и дополнений в Конституцию (1996 г.) Беларусь являлась президентской республикой, однако после указанных событий система государственных органов, их роль и объем компетенции претерпели существенные изменения, касающиеся в первую очередь усиления властных полномочий главы государства. Анализ конституционных норм позволяет говорить о РБ как смешанной республике, которая вобрала в себя черты как президентской, так и парламентарной:1. Президент Республики Беларусь избирается непосредственно народом – что характерно для президентских республик;2. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина. Президент формально не является главой исполнительной власти (что не характерно для президентских республик), однако фактически руководит ею (назначает на должность Премьер-министра, определяет структуру Правительства РБ; принимает решение об отставке Правительства или его членов; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь; имеет право отменять акты Правительства). 3. Президент может в определенных случаях распустить Парламент, а последний имеет право выразить вотум недоверия Правительству (что свидетельствует об ответственности Правительства перед парламентом) – это характерно для парламентарных республик.

34. Понятие экономической системы и ее конституционные основы. Характеристика конституционных форм собственности.

Экономическая система это сложная упорядоченная совокупность всех видов хозяйственной деятельности общества, реализующаяся через функционирование производительных сил и осуществляющаяся в формах определенных производственных отношений, целью которой является удовлетворение общественных потребностей в материальных благах и услугах.

Структуру экономической системы составляют:

- производительные силы (люди и средства производства);

- экономические отношения;

- движущие силы экономической системы (потребности человека, экономический интерес, соперничество).

Особая роль в экономической системе принадлежит государству, которое в данной области выполняет важные функции:

- определяет приоритеты развития системы, цели, выделяет ресурсы для достижения этих целей, прогнозирует возможную отдачу ресурсов и возможные последствия;

- создает правовую базу для эффективного функционирования экономики, обеспечивает защиту прав собственника, создает денежную систему, регулирует отношения между производителями и потребителями;

- воздействует на элементы экономической системы с целью поддержания их функционирования в заданных параметрах;

- осуществляет меры по социальной защите населения от безработицы, инфляции и других негативных явлений в экономике.

Конституционные основы экономической системы

Конституционные основы экономической системы – это совокупность конституционных норм-принципов, устанавливающих базовые, основополагающие отношения экономической системы страны, находящие затем детализацию в отраслевом законодательстве.

. К конституционным принципам, регулирующим основы экономической системы, можно отнести следующие:

- свобода труда и экономической деятельности;

- многообразие и равенство различных форм собственности;

- основы права собственности;

- развитие предпринимательства и кооперации;

- участие трудящихся в управлении предприятиями, организациями, учреждениями;

- поддержка конкуренции и ограничения монополистической деятельности;

- установление принципов финансово-кредитной системы.

Современная политика белорусского государства ориентирована на регулируемый рынок и активную роль государства в экономике. Причиной этому служит собственный и зарубежный негативный опыт отрицания роли государства в экономической системе, а также сложности переходного процесса при формировании и развитии социально ориентированной рыночной экономики.

Экономическая политика государства – это различные меры, применяемые государственно-властными органами, с целью воздействовать на экономические процессы.

Государство осуществляет ориентирующие, регулирующие и контролирующие функции в сфере экономики, и в связи с этим можно выделить следующие конституционно-правовые принципы и направления государственного регулирования экономической системы.

1) Конституционная регламентация института собственности.

2) Развитие кооперации и предпринимательской деятельности.

3) Социальная справедливость.

4) Прогнозирование и планирование.

5) Конституционная регламентация финансов.

6) Охрана окружающей среды, контроль за состоянием, сохранением и использованием природных ресурсов.

7) экономическое сотрудничество с другими странами, международными организациями, интеграция в мировое хозяйство.

Понятие собственности

Собственность занимает центральное место в экономической системе. Содержание собственности составляют исторически определенные отношения по поводу присвоения и отчуждения средств и результатов производства, а также рабочей силы.

Формы собственности

Ученые предлагают несколько классификаций форм (типов) собственности.

Так, выделяют частную (делится на трудовую и нетрудовую) и общественную (делится на коллективную, и государственную) собственность.

В РБ Конституция определяет две формы собственности – государственную и частную

Отмечено, что государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством.

Далее раскрывается содержание права собственности: «Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами».

Закреплен принцип неприкосновенности собственности. Охраняется законом как сама собственность, так и право ее наследования.

Государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 717; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.82.90 (0.009 с.)