Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов. Правомочия Президента. Исключительная компетенция Президента.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Если по Конституции 1994 г. Президент обладал статусом Главы государства и исполнительной власти, то после изменения Конституции в 1996 г. Президент был выведен за рамки классической триады властей (законодательной, исполнительной, судебной), что существенно изменило его положение и роль в системе государственных органов. Определяя место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов, необходимо в первую очередь исследовать конституционно-правовые нормы о правовом положении Главы государства, его функциях, компетенции, полномочиях во взаимоотношениях с другими органами государственной власти (Парламентом, Правительством, судебной властью и др.), а также учитывать форму правления и государственный режим, существующие в стране. В Конституции, а также Законе «О Президенте Республики Беларусь» содержатся нормы, указывающие на место и роль Президента в системе органов государственной власти. Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Правомочия Президента. Все правомочия Президента можно разделить на несколько групп, в зависимости от характера полномочий, и сферы, где они реализуются. 1) Полномочия как Главы государства (исходящие из представительских функций Главы государства). - Обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики. - Ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях. - Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств. - Устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания. - Решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища. 2) Полномочия в отношении Правительства. Прежде всего следует отметить, что хотя по Конституции Республики Беларусь Президент не является главой исполнительной власти, фактически он ею руководит и имеет в отношении ее широкий перечень полномочий: - согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра; - определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов; - назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля; - имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь; - назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией; - имеет право отменять акты Правительства. 3) Полномочия в отношении законодательной власти. Кроме того, что Президент в определенных отношениях является самостоятельным субъектом законодательной власти (принятие декретов, имеющих силу закона, а также указов, изданных в соответствии с Конституцией и имеющих большую юридическую силу чем закон в случае их противоречия), он также имеет полномочия по воздействию на законодательную власть и участию в законодательном процессе: - назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы; - распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией; - обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; - имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением; - подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей; - Президенту принадлежит право законодательной инициативы; - законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению – Правительства; - Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным (Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в течение десяти дней со дня внесения на их рассмотрение); - по требованию Президента либо, с его согласия, Правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством. Важны полномочия Президента в отношении республиканских референдумов, которые назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска. Президент после внесения на его рассмотрение в соответствии с законом предложений Палаты представителей и Совета Республики либо граждан о проведении референдума назначает республиканский референдум. Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь 4) Полномочия в отношении судебной власти. - с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов; - с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда; - назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь; - освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики; - осуществляет помилование осужденных. 5) Полномочия в отношении местных органов власти. Президент непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству. Руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов. 6) Полномочия в сфере национальной безопасности и обороны государства: - в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики; - в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок; - вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики; - формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности; - является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил. К исключительным полномочиям Президента также можно отнести его правотворческие прерогативы: - Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. - В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений. Особо можно выделить группу полномочий Главы государства в отношении кадровых назначений, в рамках которых Президент: - с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра; - с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов; - с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; - назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов; - образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте; - определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов; - назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь; - освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики; - назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля; - назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией; - формирует Совет Безопасности Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности; - назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил; - назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях; - назначает самостоятельно или устанавливает порядок назначения руководителей местных исполнительных и распорядительных органов. Важно отметить, что указанный в Конституции Республики Беларусь и Законе «О Президенте Республики Беларусь» перечень полномочий не является исчерпывающим, поскольку в Основном законе сказано, что Президент осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами. Более того, Закон «О Президенте Республики Беларусь» вообще позволяет Главе государства осуществлять иные полномочия, если это не противоречит Конституции Республики Беларусь. Данная норма предоставляет Президенту возможность осуществления полномочий, не указанных в Конституции и законах Республики Беларусь: главное, чтобы они не противоречили Конституции. Кроме того, ст. 79 Основного закона определяет функциональной назначение Президента, в рамках которого можно подразумевать любые полномочия, не противоречащие Конституции и не отданные в компетенцию другим органам власти. В науке по данному вопросу высказывается мнение о наличии у Президента «скрытых» прерогатив, которыми он может воспользоваться в случае необходимости.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.135.4 (0.007 с.) |