Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство – важнейший элемент политической системы общества. Его характерные конституционные особенности: унитарное, демократическое, социальное, правовое, светское.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Государство является важнейшим элементом политической системы общества в силу того, что оно располагает системой государственных органов, обладающих правом принятия властных решений, действие которых распространяется на всю его территорию и на всех членов данного общества. Государство также определяет статус и других институтов политической системы.В первую очередь необходимо остановиться на характеристиках формы территориально-политического устройства государства. Применительно к нашей стране рассмотрим основные положения, касающиеся унитарного государства. Унитарное государство (от латинского слова «унус» – один, «унитас» – единство) – это единое государство, которое не имеет в своем составе государственных образований (хотя в его составе могут быть автономии), а его территория состоит только из административно-территориальных единиц, которые не обладают политической самостоятельностью. Признаки унитарных государств: - единая конституция и правовая система;- единая система высших органов государственной власти и управления;- единое общенациональное гражданство;- отсутствие в составе территории государственных образований. Виды унитарных государств. Унитарное государство состоит в основном из административно-территориальных единиц, но в сложном унитарном государстве имеются автономные единицы. В простом унитарном государстве существует только административно-территориальное деление, автономных образований нет.В зависимости от сочетания центрального управления и местного самоуправления в административно-территориальных единицах в научной литературе предлагается несколько классификаций. По степени централизации принято различать: централизованные; децентрализованные; относительно децентрализованные государства. В централизованном унитарном государстве во все звенья административно-территориального деления назначаются «сверху» чиновники Органы местного самоуправления, как правило, отсутствуют. В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных на места (в административно-территориальные единицы) представителей «центра», обладающих общей компетенцией по управлению. На местах, в мелких административно-территориальных единицах созываются сходы, собрания граждан, в более крупных избираются советы. Местные должностные лица (например, казначей, шериф, мер, губернатор и т.д.) тоже зачастую избираются непосредственно населением.Республика Беларусь является унитарным государством. Об этом свидетельствует ст. 1 Конституции Республики Беларусь, которая прямо определяет нашу республику как унитарное государство. Далее это подтверждается в ст. 9: «Территория Беларуси едина и неотчуждаема. Территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы». В Беларуси действует единая Конституция, единые органы власти, единое гражданство. Государство не содержит в себе каких-либо государственных образований с самостоятельным политическим статусом, а также автономий.Также выделяют такие характеристики государства как правовое, демократическое, социальное, светское. О сущности и признаках правового государства написано много, исследователи выделяют различные признаки правового государства, однако в них неизменно включаются два главных аспекта:1) Свобода человека и наиболее полное обеспечение его прав. В основу правового государства всегда ложится свобода человека, выраженная в системе его неотъемлемых прав.2) Ограничение правом государственной власти. Среди правоограничивающих мер можно выделить принцип разделения властей и верховенства закона.Правовое государство для выполнения своей основной функции – защиты и охраны прав и свобод граждан – должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих защиту субъективных прав человека. Следует отметить, что в исторических реалиях не было еще идеального правового государства. Необходимо учитывать трудности реализации всех принципов правового государства, их зависимость от состояния экономики и расстановки политических сил, от уровня социальной культуры и степени солидарности общественных интересов, от внешних факторов и взаимоотношений в мировом сообществе, от национальных и исторических особенностей страны. Поэтому провозглашение правового государства не есть конституционная констатация уже достигнутого и завершенного процесса, а длительное развитие, поэтапный процесс, который не имеет конечных границ. О демократизме государства судят по таким важнейшим конституционным установлениям как народовластие, разделение властей, политическое, экономическое и идеологическое многообразие. В практической деятельности государства особенно важен политический режим, который служит гарантией реализации конституционных прав и свобод граждан.Возможность пользоваться основными правами и свободами может быть ограничена, причем конституции по-разному формулируют основания таких ограничений: «в целях сохранения единства нации», «в интересах общего блага», «защиты конституции и существующего строя», «охраны принципов морали», «обеспечения требований социального и правового государства». Характеристика государства как социального означает, что государство служит обществу и стремится свести к минимуму социальные различия, создает такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство явилось продолжением и дополнением правового государства и связано с поддержкой и развитием прав второго поколения. Перед социальным государством, во-первых, стоит задача создать условия или обеспечить достойный уровень жизненного существования человека. Во-вторых, оно принимает индивидуальные права в их сочетании с общественными интересами и коллективными правами различных групп людей. В-третьих, социальное государство защищает права человека посредством соединения государственного регулирования с саморегулированием гражданского общества.Социальное государство обязывается помогать тем, кто не способен к труду, а также тем, которые в силу разных обстоятельств не в состоянии обеспечить себя прожиточным минимумом (удовлетворительным, достойным). Деятельность социального государства связана с перераспределением имеющихся в обществе благ в соответствии с принципами социальной справедливости. Для этого государство направленной политикой стимулирует предпринимательство и экономический рост, финансирует программы образования, здравоохранения, поддержки науки и культуры, создает благоприятные условия для развития творческих способностей человека, занимается поддержкой безработных, инвалидов, пожилых людей, женщин-матерей, несовершеннолетних, беженцев и т.д. Основные функции социального государства: обеспечение социальной устойчивости общества;ограничение социальной конфликтности и напряженности;охрана труда и здоровья граждан; установление минимального размера заработной платы;поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты.Республика Беларусь является светским государством. Ст. 16 Конституции устанавливает, что религии и вероисповедания равны перед законом, а взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Церковь в Беларуси отделена от государства. Законом, регулирующим статус религиозных организаций, является Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 866; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.138.129 (0.008 с.) |