Основания возникновения прав на землю 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания возникновения прав на землю



Основания возникновения субъективных прав на земельные участки — это определенные юридические факты: действия и события.

Действия в свою очередь подразделяются на правомерные и неправомерные, а события — на кратковременные и длящиеся. Среди способов возникновения прав на землю выделяют две большие группы: административно-правовые основания и гражданско- правовые основания.

Все правомерные действия и события, влекущие возникновение субъективных прав на землю, по существу составляют земельный оборот — переход земельных участков от одних лиц к другим, а также переход государственных и муниципальных земель гражданам и юридическим лицам на установленных законом основаниях.

Земельный оборот может быть двояким — рыночным и внерыночным.

Частью земельного оборота является земельный рынок, на котором установление, изменение и прекращение прав на земельный участок происходит в результате гражданско-правового или иного договора. При этом он опосредован денежными и натуральными платежами.

Внерыночный земельный оборот является способом государственного регулирования земельно-правовых отношений. Этот способ сочетает удовлетворение интересов граждан и юридических лиц в области земельной собственности, а также соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, связанных с использованием соседних земельных участков..

Административно- правовые и гражданско-правовые основания возникновения субъективных прав на земельные участки:

— постановления органов государственной власти и решения органов местного самоуправления;

— решение суда, установившего право конкретного лица на земельный участок;

— приобретательная давность (данный юридический факт не может являться основанием для возникновения прав собственности на земельные участки, находящиеся в государственной либо муниципальной собственности);

— договоры и иные сделки с землей между гражданами и юридическими лицами, а также между государственными, муниципальными органами и гражданами, юридическими лицами;

— иные юридические факты, с которыми закон или иной нормативный акт связывает возникновение прав на земельные участки и обязанности по их использованию.

Субъективные права лиц, осуществляющих владение либо пользование земельными участками, удостоверяются документами установленных образцов в соответствии с ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Проявлением рыночного земельного оборота являются сделки либо договор. Выделяются следующие виды сделок: купля-продажа, дарение, наследование земельных участков, обмен земельными участками, передача земельных участков в уставной (паевый) капитал; аренда земельных участков. Каждая сделка, совершенная в отношении земельного участка, подлежит заключению в письменной форме и нотариальному удостоверению. Несоблюдение письменной формы договора, по которому передается земельный участок, влечет его недействительность.

В договоре должны содержаться следующие условия: стороны, вид, предмет (план, точное описание земельного участка, правовой режим, принадлежность, сведения о недвижимом имуществе, находящемся на земельном участке); указание на отсутствие запрета на совершение сделок в отношении земельного участка и недвижимого имущества, а также на отсутствие или наличие обременений земельного участка правами третьих лиц; дата передачи прав на земельный участок; цена сделки; обязательства. По желанию сторон в него могут быть включены и иные условия.

 

Основания прекращения прав на землю

ЗК РФ устанавливает перечень оснований, по которым производится прекращение субъективных прав и юридических обязанностей в отношении земли.

При этом основаниями могут быть как правомерные действия и события, так и неправомерные, т. е. противоправные, а также бездействие.

Согласно ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается при: отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам; отказе собственника от своего права собственности на земельный участок; при принудительном изъятии у собственника его земельного участка в порядке, предусмотренном нормами гражданского законодательства. К основаниям изъятия у собственника земельного участка относятся юридические факты: обращение взыскания на земельный участок по обязательствам собственника; отчуждение земельного участка, который в силу закона не может принадлежать другому лицу; изъятие земельного участка, используемого с нарушением правил о

рациональном использовании и охране земли, и иные основания, указанные в земельном законодательстве (реквизиция, конфискация).

В гл. 7 ЗК РФ рассматриваются такие основания прекращения субъективных земельных прав и юридических обязанностей, как изъятие (в том числе путем выкупа) земельных участков для государственных и муниципальных нужд, конфискация и реквизиция земельного участка, принудительное прекращение прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду его ненадлежащего использования, а также отчуждение земельного участка собственником и добровольный отказ собственника от принадлежащего ему земельного участка.

В соответствии со ст. 45 ЗК РФ основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого земельными участками делятся на две группы: добровольные и принудительные. Добровольным основанием является юридический факт — отказ землепользователя либо землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок.

В роли принудительных оснований выступают такие юридические факты, как: использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к снижению плодородия почвенного слоя сельскохозяйственных земель либо к ухудшению окружающей среды; неустранение совершенных с прямым умыслом земельных правонарушений (отравление, загрязнение, порча либо уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и др.) и др.

Также основаниями прекращения права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения земельными участками являются ликвидация юридического лица или смерть гражданина, которому был пред оставлен земельный участок.

В соответствии со ст. 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом, если арендатор пользуется земельным участком с существенным нарушением условий договора аренды или его целевого назначения либо с неоднократными нарушениями, существенно ухудшает качество земельного участка, более двух раз подряд по истечении установленного срока не вносит арендную плату.

В п. 2 ст. 47 ЗК РФ отмечается, что право гражданина на предоставленный ему предприятием, организацией, учреждением служебный надел прекращается в связи с прекращением работником трудовых отношений и производится на основании документального решения соответствующей организации, предприятия, учреждения.

Право на служебный надел должно сохраниться за работником, если он прекратил трудовые отношения при переходе на пенсию по старости либо по инвалидности и в др. случаях.

Разрешение земельных споров

Разрешение земельных споров, осуществляемое компетентными судебными органами, является одним из способов защиты прав и законных интересов собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей и землевладельцев.

Земельные споры могут быть рассмотрены в судебном порядке (ст. 64 ЗК РФ).

В судебном порядке должны рассматриваться любые земельные споры: об отказе в предоставлении земельного участка; о возмещении убытков, причиненных в результате загрязнения земельного участка; об устранении препятствий в пользовании земельным участком и т. д.

До декабря 1993 г. в соответствии со ст. 120 ЗК РФ некоторые категории земельных споров обязательно рассматривались в досудебном порядке.

Досудебный (административный) порядок разрешения земельных споров новым ЗК РФ не предусматривается.

Земельные споры рассматриваются судами общей и арбитражной юрисдикции в соответствии с гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 22.04.1992 г. № 6 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» суды общей юрисдикции рассматривают дела по спорам, одной из сторон которых выступают граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью, а также по жалобам указанных лиц на решения местной администрации по земельным вопросам.

Земельные споры с участием юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, рассматриваются арбитражными судами.

Защита нарушенных субъективных земельных прав может быть осуществлена в порядке разрешения земельных споров, предметом которых является тот или иной земельный участок.

К земельным спорам также относятся споры, которые связаны с обжалованием решений уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти и управления или органов местного самоуправления.

Разрешение земельных споров является одним из способов защиты прав и законных интересов собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей и землевладельцев.

Земельный спор имеет своим объектом субъективное право на конкретный земельный участок.

До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на рассмотрение в третейский суд. Третейские суды бывают как постоянно действующие третейские суды, так и третейские суды для разрешения конкретного спора.

Постоянно действующие третейские суды создаются юридическими лицами и их объединениями и действуют при этих организациях.

Спор может быть передан на рассмотрение третейского суда, только если между сторонами заключено третейское соглашение, которое может затрагивать все возможные споры либо определенную их категорию.

Решения третейских судов исполняются добровольно. В противном случае они исполняются принудительно по исполнительным листам, которые выдаются судом (ст. 45 Закона).

В случае удовлетворения требований истца ответчик принуждается к исполнению предписанных судом правомерных действий либо к правомерному бездействию. Ответчик должен выполнить определенные положительные действия, направленные на признание права истца на земельный участок, пресечение действий, нарушающих права и законные интересы землевладельцев, исполнение обязанности в натуре, возмещение вреда, причиненного нарушением субъективного права на земельный участок.

35. Государственное управление земельным фондом — отдельная сфера государственного управления. Областью действия является земля в широком смысле слова. Предметом регулирования является система земельных правоотношений в области рационального использования и охраны земельных ресурсов как объекта экономического хозяйствования.

Все земли, которые находятся в пределах Российской Федерации, составляют единый земельный фонд РФ.

Он обусловливает наличие общего правового режима всех земель, составляющих земельный фонд РФ, независимо от формы собственности на землю, целевого назначения и принадлежности к той или иной категории земель.

Все земли РФ подразделяются на два вида:

— земли, которые используются в качестве пространственного экономического базиса, средства производства;

— земли, которые выполняют природно-заповедные, рекреационные, оздоровительные функции.

В зависимости от целевого предназначения все земли РФ подразделяются на:

1) земли сельскохозяйственного назначения. В этой категории выделяют два вида земель: земли, предназначенные для целей сельскохозяйственного производства, т. е. используемые в качестве производственного фактора; земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства, т. е. используемые в качестве обеспечительного, вспомогательного фактора;

2) земли населенных пунктов (поселений). К их числу относят все земли, которые расположены в пределах городской, поселковой территории, а также территории населенных пунктов и те, которые находятся за пределами территории населенных пунктов, но переданы в их ведение;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли могут быть предоставлены только организациям, предприятиям и учреждениям в порядке, установленном федеральным законодательством;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов. К их числу относятся земли, которые носят природоохранный, природно-заповедный, рекреационный, оздоровительный и историко-культурный характер;

5) земли лесного фонда. В его состав входят все земли, покрытые лесом и лесопосадками, а также земли, не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства;

6) земли водного фонда. Эти земли включают в себя три вида земель: занятые водными объектами; выделяемые под полосы отвода; водоохранные зоны водных объектов;

7) земли запаса не находятся ни на праве собственности, ни на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и т. д. Земли запаса составляют единый резервный земельный фонд Российской Федерации, находящийся под контролем федеральных исполнительных органов государственной власти в области рационального использования и охраны земель.

Структура земельного фонда постоянно меняется под влиянием различных факторов: политических, экономических, социальных, биологических, экологических и др.

С изменением структуры земельного фонда в целом происходят изменения и в структуре категории земель.

Такие же изменения могут происходить в рамках всех остальных категорий земель в связи с их переводом из одной категории в другую, приватизацией земель, развитием предпринимательской деятельности в области использования земельных ресурсов и т. д.

Возможно появление новых, ранее незнакомых Земельному кодексу РФ категорий земель в составе единого земельного фонда Российской Федерации.

 

36. Основной задачей контроля за соблюдением требований земельного законодательства, рациональным использованием и охраной земель является обеспечение исполнения земельно-правовых норм, соблюдения установленных требований (норм, правил, нормативов), выполнения мероприятий по использованию и охране земельных ресурсов органами государственной власти, органами местного са- мо-управления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, осуществляющими владение и пользование земельными участками. Под контролем за использованием и охраной земель понимается деятельность органов управления по осуществлению проверок за состоянием земель, выполнением мероприятий по их охране, соблюдением земельного законодательства.

Различают следующие виды контроля:

— мониторинг земель;

— государственный контроль;

— производственный контроль;

— муниципальный и общественный контроль.

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения негативных процессов.Объектом мониторинга являются все земли РФ независимо от форм собственности и их целевого использования.В зависимости от целей наблюдения мониторинг может быть федеральным, региональным и локальным.

Его задачами являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению негативных процессов;

2) информационное обеспечение ведения земельного кадастра, государственного земельного контроля, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Государственный контроль осуществляют:

1) Федеральная служба земельного кадастра осуществляет контроль за состоянием всех земель независимо от форм собственности и целевого использования;

2) Министерство природных ресурсов осуществляет соблюдение экологических норм при использовании земельных участков;

3) Органы санэпидемнадзора осуществляют надзор за соблюдением санитарно-гигиенических норм при использовании земельных участков;

4) Министерство по строительству и жилищно-коммунальному комплексу осуществляет соблюдение строительных норм и правил.

Полномочия контролирующих органов:

1) проведение проверок; 2) получение информации, касающейся состояния земель; 3) привлечение специалистов при необходимости заключения компетентных органов управления; 4) наложение административных штрафов; 5) вынесение предписаний об устранении допущенного правонарушения и др.

Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка.

Муниципальный контроль осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями, гражданами.

Общественный земельный контроль проводится в целях соблюдения исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления установленного порядка подготовки и принятия решений, затрагивающих субъективные земельные права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.37.128 (0.062 с.)