Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Смысл термина «право», его признаки и функции.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теории происхождения права. Единства мнений о том, как возникло право, в юридической науке не существует; каждая точка зрения акцентирует внимание на от дельных факторах возникновения права. К числу самых ранних можно причислить теологическую теорию происхождения права. Она рассматривает его как божественный промысел. По мнению одного из авторов данной теории — средневекового философа-богослова Аврелия Августина (354—430), именно Бог, а не человек является «творцом вечного закона», единственным источником моральных норм и оценок. В Библии утверждается, что «Бог дал народу устав и закон и тем испытывал его». Естественно стремление первых правителей прел ставить собственные законы исходящими от Бога для придания им большей силы и авторитета, поскольку нарушение божественны заповедей признается одновременно смертным грехом. Сторонники теории естественного права делят его на естественное (негативное) и позитивное. Естественное право представляет собой совокупность вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку с рождения. Среди них — права на жизнь, свободу, собственность равенство и т.п. В противоположность естественному праву позитивное право было создано государством путем правотворчества. Представители этой теории – Гроций, Локк, Гоббс считали, что существуют постоянно действующие, независимые от государства правила поведения и принципы жизнедеятельности. Задача органов государственной власти не разрабатывать свои нормы, навязывая их гражданам, а возводить в ранг закона уже существующие нормы поведения людей. Конституция РФ признаёт естественно-правовую доктрину, указывая, что «основные права и свободы человека неотчуждаемые и принадлежат каждому от рождения (ст. 17). Нормативистская теория права. Ее автором являлся австрийский юрист Ганс Кельзен (1881—1973), который считал, что право возникло вместе с государством, а само государство представляет со-«централизованный правопорядок». Право рассматривается им своеобразная «лестница норм», на вершине которой находится «основная норма», обычно зафиксированная в конституции. Нижестоящие ступени занимают нормы, которые соответствуют конституционным нормам, но в конституции могут быть не записаны. Принцип соответствия нижестоящих норм «основной норме» и обеспечивает правопорядок. Сторонники нормативистской теории отрицают проблему происхождения права, поскольку, с их точки зрения, государство и нераздельны, следовательно, и их происхождение — это единый процесс. Нормативисткую теорию права еще называют чистой теорией права за стремление ее создателя Г. Кельзена отделить право от ценностей добра, справедливости, равенства, так как, по его мнению, ценностные суждения не могут быть объективными, независимыми э Психологическая теория права признает, что право является результатом психологических переживаний людей. Она, как и аналогичная теория происхождения государства, выводит право из психологических установок, из потребности людей жить по определенным правилам, подчиняться воле другого либо подчинять других своей воле. Петраржицкий подразделял право на интуитивное (основанное на внутреннем голосе совести) и позитивное (основанное на внешних предписаниях). По его мнению, законы, судебная практика – это факты, которые переживаются индивидом как позитивное право, но принимаются им во внимание ровно настолько, насколько соответствуют интуитивному праву. Л.И. Петражицкий справедливо отмечал особую роль социальной психологии, т.е. психологии больших масс людей, отличающейся от психологии отдельных индивидов, в формировании правового порядкаI. При принятии того или иного закона невозможно игнорировать настроения в обществе. История знает еще и марксистско-ленинскую теорию права (материалистическая), согласно которой право - это совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса. Данная теория связывает происхождении государства и права с социально-экономическим факторами, такими как рост производительности труда, появление прибавочного продукта, возможность его обмена, появление на этой основе частной собственности и раскол общества на имущие и неимущие классы. Исходя из этого, «всё законодательство имеет целью защиту имущих классов от неимущих… Только потому, что есть неимущие, нужны законы» (Энгельс). При таком подходе право рассматривается как инструмент государства, орудие осуществления воли господствующих классов. Лекция 4. Содержание правовых отношений в обществе. 1. Понятие правоотношения, его структура. Классификация правоотношений. 2. Понятие правомерного поведения. Правонарушения, их признаки, виды. 3. Юридическая ответственность и ее виды.
Смысл термина «право», его признаки и функции. Право появляется вместе с возникновением государства. Это было естественно, поскольку государство является организацией, которая объединяет уже не родственников, а население, проживающее на определенной территории. Для регуляции взаимоотношений между соседями оказываются недостаточными обычаи, традиции, нормы морали и религиозные верования, кровнородственные связи. Тогда и возникло право как регулятор взаимоотношений в обществе, где люди неравны в имущественном и социальном положениях. Многовековая история существования права не закрепила за ним однозначного понимания. В повседневной жизни мы сталкиваемся с различными толкованиями термина «право». Во-первых, под правом понимаются социально-правовые притязания людей на определенные блага, удовлетворение которых позволяет им полноценно существовать. В основном они составляют естественные права человека, т.е. притязания, обусловленные его природой: право на жизнь, человеческие условия существования, право на свободу, собственность, счастье, честь, достоинство, сопротивление угнетению и т.п. В связи с этим мы часто произносим: «Я имею право», когда претендуем на получение каких-либо благ. Цицерон связывал право с самой природой, с естественным состоянием человека. По его мнению, право — это «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга». Правда, на практике эти притязания могут быть государством только провозглашены, но не гарантированы. Во-вторых, другое значение термина «право» — право в объективном смысле. В этом случае право понимается как мера допустимого поведения, зафиксированная в системе общеобязательных правил поведения, которая создается государством и действует независимо от воли и сознания отдельных лиц. Обязательность соблюдения и исполнения этих юридических норм каждым человеком обеспечивается государственным принуждением. В этом значении право, по мнению Аристотеля, выступает «регулирующей нормой политического общения» и должно являться «критерием справедливости». В-третьих, существует толкование термина «право» в субъективном смысле. В этом случае право выражает официально признанные возможности, которыми располагают люди, организации и которые гарантируются государством. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья и т.п. Здесь социально-правовые притязания получают не только официальное закрепление в законодательных актах государства, но и обеспечиваются гарантиями их осуществления. В-четвертых, предельно широкое понимание права, включающее в себя все правовые явления: субъективное право, объективное право, правовую психологию, правовую культуру, правовое сознание, принципы права и т.п. В этом случае понятие «право» отождествляется с термином «правовая система», которая объединяет всю совокупность правовых явлений, существующих в обществе: правовые идеи, источники права, институты права, отрасли права, правовые традиции, правосознание, правовую культуру, правопорядок, способы толкования норм права и т.п. Признаки права. Право является одним из регуляторов взаимоотношений людей в обществе наряду с моралью, религией, традициями, обычаями, ритуалами и т.п. Однако право в отличие от них обладает рядом свойств (признаков), 1. Нормативность права. Право состоит из норм, в которых выражается общий масштаб поведения, который определяет границы дозволенного, запрещенного, обязательного. Наличие норм права говорит человеку о том, какие его действия будут правомерными, а за какие поступки возможно наступление неблагоприятных последствий, т.е. санкций. 2. Системность. Право представляет собой не простой набор норм, а целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга правил поведения. Основу этой системы составляют нормы конституции (основного закона), которым не должны противоречить все иные нормы права. (например, нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения — нормы гражданского права). 3. Обязательность. Общеобязательный характер норм права выражается в том, что все члены общества обязаны выполнять их требования. Большинство правовых норм исполняется добровольно. Но за каждой нормой стоит потенциальная возможность государственного принуждения и ответственности за её нарушение. Т. е. государство в прямом смысле слова охраняет право. Государственное принуждение не только ограничивает свободу человека, но и в определенных законом случаях лишает человека свободы. 4. Формальная определенность. Нормы права выражены в официальной форме: они закреплены в нормативно-правовых актах государства (законах) либо в других юридических документах (решениях судов, прецедентах). Формальная определённость выражается и в том, что юридические нормы отличаются по своему содержанию отличаются чётки, лапидарны (написаны предельно сжатым, кратким, выразительным слогом). Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями применения законодательной техники. Этот признак предохраняет право от произвольного изменения и толкования. 5. Неперсонофицированность и неоднократность действия права. Нормы права не имеют конкретного адресата, они обращены ко всему населению. Норма права продолжает действовать вплоть до ее отмены уполномоченным на то государственным органом (чаще всего парламентом). Таким образом, право – это система обязательных правил поведения, формально определённых и закреплённых в официальных документах, поддерживаемые силой государственного принуждения. Функции права. Функции права – основные направления воздействия на общественные отношения в ходе осуществления задач и целей, стоящих перед обществом. Функции права в целом соответствуют функциям государства, но имеют свою специфику. В зависимости от сферы воздействия выделяют экономические, социальные и другие функции. По субъектам правовой деятельности можно выделить законодательные, исполнительные и судебные функции права, в которых выражаются направления деятельности органов государственной власти. Чаще всего выделяют две функции права: регулятивную и охранительную, в которых проявляется социальное назначение права. Регулятивная функция заключается в его способности воздействовать на поведения субъектов правовыми средствами. 1. Регуляция экономических отношений, связанных с перераспределением собственности, ведением хозяйственной и предпринимательской деятельности. 2. Регуляция политических отношений в сфере государственной и общественной деятельности (юридическая регистрация партий, общественных объединений, законодательная регламентация и контроль избирательных кампаний, референдумов и т. д.). Говоря о связи права и политики, важно подчеркнуть, что право является юридическим обоснованием существующей в государстве политической власти. Без юридического обоснования никакая власть существовать не может. Она становится нелегитимной. 3. Регуляция социальных отношений представляет собой государственно-властные предписания, регулирующие поведение людей в обществе. 4. Регуляция мировоззренческих ориентации личности относится к сфере субъективного права. Охранительная функция права заключается в пресечении и предотвращении противоправного поведения и защите позитивных отношений. Действие этой функции выражается: а) в определении запретов; б) в установлении юридических санкций за возможное неправомерное поведение; в) в применении юридических санкций за совершенные неправомерные деяния. Иногда выделяют и третью функцию права - воспитательную, или, как ее еще называют, предупредительную. Она осуществляется путем информирования населения о неблагоприятных последствиях, которые могут наступить в случае нарушения норм права. Теории происхождения права. Единства мнений о том, как возникло право, в юридической науке не существует; каждая точка зрения акцентирует внимание на от дельных факторах возникновения права. К числу самых ранних можно причислить теологическую теорию происхождения права. Она рассматривает его как божественный промысел. По мнению одного из авторов данной теории — средневекового философа-богослова Аврелия Августина (354—430), именно Бог, а не человек является «творцом вечного закона», единственным источником моральных норм и оценок. В Библии утверждается, что «Бог дал народу устав и закон и тем испытывал его». Естественно стремление первых правителей прел ставить собственные законы исходящими от Бога для придания им большей силы и авторитета, поскольку нарушение божественны заповедей признается одновременно смертным грехом. Сторонники теории естественного права делят его на естественное (негативное) и позитивное. Естественное право представляет собой совокупность вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку с рождения. Среди них — права на жизнь, свободу, собственность равенство и т.п. В противоположность естественному праву позитивное право было создано государством путем правотворчества. Представители этой теории – Гроций, Локк, Гоббс считали, что существуют постоянно действующие, независимые от государства правила поведения и принципы жизнедеятельности. Задача органов государственной власти не разрабатывать свои нормы, навязывая их гражданам, а возводить в ранг закона уже существующие нормы поведения людей. Конституция РФ признаёт естественно-правовую доктрину, указывая, что «основные права и свободы человека неотчуждаемые и принадлежат каждому от рождения (ст. 17). Нормативистская теория права. Ее автором являлся австрийский юрист Ганс Кельзен (1881—1973), который считал, что право возникло вместе с государством, а само государство представляет со-«централизованный правопорядок». Право рассматривается им своеобразная «лестница норм», на вершине которой находится «основная норма», обычно зафиксированная в конституции. Нижестоящие ступени занимают нормы, которые соответствуют конституционным нормам, но в конституции могут быть не записаны. Принцип соответствия нижестоящих норм «основной норме» и обеспечивает правопорядок. Сторонники нормативистской теории отрицают проблему происхождения права, поскольку, с их точки зрения, государство и нераздельны, следовательно, и их происхождение — это единый процесс. Нормативисткую теорию права еще называют чистой теорией права за стремление ее создателя Г. Кельзена отделить право от ценностей добра, справедливости, равенства, так как, по его мнению, ценностные суждения не могут быть объективными, независимыми э Психологическая теория права признает, что право является результатом психологических переживаний людей. Она, как и аналогичная теория происхождения государства, выводит право из психологических установок, из потребности людей жить по определенным правилам, подчиняться воле другого либо подчинять других своей воле. Петраржицкий подразделял право на интуитивное (основанное на внутреннем голосе совести) и позитивное (основанное на внешних предписаниях). По его мнению, законы, судебная практика – это факты, которые переживаются индивидом как позитивное право, но принимаются им во внимание ровно настолько, насколько соответствуют интуитивному праву. Л.И. Петражицкий справедливо отмечал особую роль социальной психологии, т.е. психологии больших масс людей, отличающейся от психологии отдельных индивидов, в формировании правового порядкаI. При принятии того или иного закона невозможно игнорировать настроения в обществе. История знает еще и марксистско-ленинскую теорию права (материалистическая), согласно которой право - это совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса. Данная теория связывает происхождении государства и права с социально-экономическим факторами, такими как рост производительности труда, появление прибавочного продукта, возможность его обмена, появление на этой основе частной собственности и раскол общества на имущие и неимущие классы. Исходя из этого, «всё законодательство имеет целью защиту имущих классов от неимущих… Только потому, что есть неимущие, нужны законы» (Энгельс). При таком подходе право рассматривается как инструмент государства, орудие осуществления воли господствующих классов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.166 (0.008 с.) |