Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Когнитивная психология: основные 30 терминов для проверки

Поиск

27 1066

Индивидуализацяя

Уровни обработки

Гипотеза лингвистического релятивиз-

ма

Долговременная память

Анализ целей и средств

Память

Память: практические навыки

Метол фокуспровки

Мнемоннка

Мотивированное забывание Постоянство объекта Системное различение Восприятие

Перцептуальная организация Пиаже, Жан Процедурное знание Мышление Выготский, Л. Рабочая память

 

ПЕРСПЕКТИВЫ: ОСНОВНЫЕ 30 ТЕРМИНОВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ

Реклама

Альфа-предпочтение

Эксперименты над животными

Теория «дурных генов»

Бихевиоризм

Бета-предпочтение

Кодекс психологической практики

Конфиденциальность

Согласие

Постэкспериментальное интервью

Введение в заблуждение

Этика

Личностный опросник Айсенка

Свободная воля (ѵегзиз детерминизм)

Фрейд, Зигмунд

Половые предпочтения

Гуманистическая психология

Тесты на умственное развитие

Маслоу, А.

Природа ѵегзіі5 научение

Пиковое переживание

Пропаганда

Психоанализ

Психологическая война

Психометрическое тестирование

Редукционизм

Психология как наука

Научный метод

Социальный контроль

Социально значимые исследования

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ 40 ТЕРМИНОВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ

Выборочное искажение Исследования личности Клиническое интервью Контент-анализ Контрольная группа

Коэффициент корреляции Позиционное уравнивание Межнациональное исследование Метод поперечных срезов Зависимая переменная

Экологическая валидность

Экспернмент

Эксперименталыіый план

Эффект экспериментатора

Гистограмма

Гипотеза

Независимая переменная

Уровші измерения

Лопгнтюдиое псследование

Среднее

Естественное наблюдение

Нсэкспериментальные методы

Нормальное распределение

Нулевая гипотеза

Наблюдение

Открытые вопросы

Эффект тренировки

Вероятность

Качественпые методы исследования

Ранжирование

Достоверность

Выборка

Диаграмма рассеивапия

Статистическое значсние

Стандартное отклонение

Обзоры и ннтервью

Ошибка тнпа 1

Ошибка типа II

Валидиость

Дисперсия

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТЕРМИНЫ

Вступление

Одна из проблем, с которой сталкиваются студенты на экзаме-нах, заключается в неточном понимании требований. выдвигае-мых экзаменатором. На всех курсовых экзаменах различные тре-бования к знаниям и навыкам студентов определяются особыми «командными» словами. Описапие вместо обсуэісдеиия или оцеика вместо рассмотрения — наиболее распространснные примеры не-понимания инструкций, которые содержатся в вопросах. Знание терминов, используемых в экзаменационных вопросах, очень важ-но для того, чтобы вся подготовительная работа не пропала впус-тую.

Проанализировать/критически проанализировать

Показать свои знания, рассмотрев различные компоненты за-данной темы. К примеру, теоршо можно проанализировать, рас-сказав о том, как она подкреплена доказательствами, можно ли проверить ее эмпирическим путем и является ли она логически последовательной, т.е. не противоречит ли она самой себе.

Области применения

Фактические или возможные способы использования знаний по психологии в практических или экспериментальных ситуациях. К примеру, знание исследований памяти используется для того, что-бы помочь пациентам лучше усваивать медицинскую информа-цию.

Сравнить и противопоставить

Рассмотреть сходные особенности и различия между двумя те-мами. Это довольно трудное требование, так как оно подразуме-вает краткий обзор каждой теории (или темы), а затем наглядную демонстрацию их сходства и различия. Сравнивая психоаналити-ческую теорию нравственного развития с теорией социального

научения, можно прийти к выводу. что обе они являются примера-ми теорий нравственного релятивизма (т. е. понятия правильного или неправильного определяются нормами общества. к которому принадлежит человек). С другой стороны, если в первой теории нравственное развитие рассматривается в основном как процесс неизбежных эмоциональных конфликтов в детском возрасте, со-гласно второй теории нравственное развитие рассматривается как продукт научения в соответствии с возможностями, сушествующи-ми в том или ином обществе.

Концепция

Идея или группа идей, которые можно использовать как основу для психологической теории.

Рассмотреть

Показать знание и понимание заданной темы. Составление конспекта с подробной информацией по предмету может проде-монстрировать знание, но редко служит доказательством реально-го понимания предмета. Понимание определяется не только ин-формацией, но и качеством подачи материала — иными словами, построением аргументов и четкой формулировкой ответов.

Критически рассмотреть

Показать знание и понимание предмета, а также его сильные и слабые стороны. По сути дела, это близко к рассмотрению матери-ала, но требует критического отношения к нему. Существует мно-го разных способов для достижения этой цели, но самая распрост-раненная стратегия заключается в удачном выборе контраргумен-тов (например: «Хотя Фрейд сказал то-то и то-то, Айсенк утверж-дает, что...») или в оценке валидности результатов исследования.

Подвергнуть критике

Оценить предмет в терминах его достоинств и недостатков. Студентам часто кажется, что «критика» означает перечисление недостатков. Иногда им бывает трудно понять, что критический анализ подразумевает также определение достоинств теории или методологического подхода. Хотя большинство студентов может подвергнуть негативной критике теории Фрейда и Пиаже, немно-гие способны обсудить позитивный и очень ценный вклад этих теорий в наше понимание детского развития.

Определить (дать определение)

Объяснить, что означает данный термин. К примеру. «дайте оп-ределение восприятия». Определение. которое дается на экзамене, не обязательно должно соответствовать определению из учебника. Это может быть ваша собственная интерпретация, при условии, что вы способны четко и обоснованно раскрыть смысловое значе-ние термина.

Описать

Показать свои знания о предмете. Как и в случае с термином «рассмотреть», трудно получить высокую оценку за простое опи-сание темы. не продемонстрировав ее понимания. Когда экзамена-тор говорит: «Расскажите мне, что вы знаете о...». он просит опи-сать предмет. Такое предложение обычно сопровождается содер-жательным требованием, например, «опишите две теории» или «опишите экспериментальные открытия».

Обсудить

Описать и оценить заданную тему. Это пример термина, имею-щего на экзаменах по психологии совершенно иное значение, чем в повседневной жизни. Важно отметить, что вас просят не только описать содержание предмета, но также оценить материал. К при-меру, «обсудите результаты исследований в области разделенного внимания».

Провести различие

Рассмотреть различие между двумя предметами. Термин сходен с «оценкой и противопоставлением», но ограничен лишь демонст-рацией различий между предметами.

Эмпирический

Практически любой вид исследований с целью сбора данных. Этот термин часто используется для иллюстрации количественных методов психологического исследования и рассматривается как важный компонент научного метода в психологии.

Оценить/критически оценить

Дать осведомленное суждение о ценности аргумента, теории или результатов исследования. Ваша оценка вполне может быть положительной, но гораздо болыпе распространены негативные

оценки. К примеру, исследования в области социопсихологии час-то подвергаются критике за незначительную практическую цен-ность из-за отсутствия репрезентативных выборочных методов (чаще всего эксперименты проводятся с участием студентов).

Доказательства

Материалы, используемые для поддержки или опровержения научного аргумента или теории.

Объяснить

Показать понимание предмета через связное и разумное объяс-нение. Подразумевается нечто большее, чем обычное определение. Этот справочник основан на формате определение/объяснсние, оп-тимальном для ответа на подобные вопросы.

Открытия

Результаты научного исследования. Экзаменаторы часто пользуются этим термином, когда хотят услышать описание, объяснение, оценку и т. д. результатов исследования.

Методы

Различные способы выполнения научных исследований. К при-меру, мы говорим об экспериментальных методах, неэксперимен-тальных методах и т. д. Полезно вырабатывать навыки критичес-кого изучения методов, используемых в научных исследованиях, так как это позволит вам впоследствии без труда формулировать критические замечания.

Резюмировать/изложить

Дать общее описание заданной темы. Это подразумевает, что вы должны продемонстрировать определенное понимание предме-та, но не следует углубляться в подробности, чего можно ожидать, когда вас просят рассмотреть тему.

Качество языка

Необходимый навык для успешной сдачи экзамена. Чтобы по-лучить высокую оценку, вы должны четко и ясно выражать свои мысли, демонстрировать хорошее владение грамматикой, прави-лами пунктуации и произношения, а также свободно пользоваться специальной терминологией.

Исследовапие

Процесс приобрстения знаний либо через изучение соответству-ющих теорий, либо через сбор эмпирических данных.

Теория

Ряд взаимосвязанных идей или принципов. которые можно ис-пользовать для объяснения наблюдаемых феноменов (см. опреде-ление этого термина в тексте книги).

 

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Абсолютный порог 9 Абстинентные симптомы 9 Аверсивная терапия 9 Аверсивный 9

Автоматическая обработка 10 Автономная нервная система (АНС) 10 Автономная этика 10 Авторитарная личность 11 Авторитарный стиль воспитания 12 Авторитетное воспитание детей 12 Агорафобия 12 Агрессия 13

Адаптация к освещенности 14 Адаптация к темноте 14 Аккомодация 14 Активация (тонус, реакция

пробуждения, возбуждение

ЦНС) 15 Активное наблюдение 15 Алгоритм 15 Аллель 15

Альтруизм (биологический) 16 Альтруизм (человеческий) 17 Альфа-предпочтение 18 Альфа-ритм 18 Альфа-самец 18 Американский язык жестов 18 Амнезия 19 Амплитуда 19

Анаклитичсская (эмоционалыіая)

депрессия 19 Анаклитпческая (эмоциональная)

идентификация 19 Анализ вариантности 19 Анализ целей и средств 19 Анализант 20 Анальная личность 20 Андрогиния 20 Андроцентрическая теория 21 Анимизм 21 Анкета 21 Аноксия 21

Анормальная психология 21 Анормальное поведение 22 АНС 23 Антабус 23

Антероградная амнезия 23 Антецедентная переменная 23 Антидепрессанты 23 Антиобщественная личность 24 Антиобщественное поведение 25 Антипсихиатрия 25 Антисемитизм 26 Антропоморфизм 26 АПА 26 Ареал 26

Асимметричное распределение 26 Асимметричный эффект порядка 27 Ассимиляция 27 Ассоциативная игра 27

Ассоциатпвное спаривание 27 Атрибутивные искажения 28 Атрибуция 28 Аттенюаторная (затухающая) модель

внимания 29 Аттракция 29 Аутизм 29

Аутистическая враждебность 31 АутокинетическнГі эффект 31 Аутосомы 31 Афагия 31 Афазия 31 Афазия Брока 31 Афазия Вернике 32 Афония 32 Аффект 32

Аффективная психопатия 33 Афферентные нейроны 33 Аффилиация 33 Ацетилхолин 33

Б

Базисная линия 34 Безусловная реакция 34 Безусловное принятие 34 Безусловный стимул 34 «Бей или беги» 35 Белое вещество 35 Бессознательное 35 Бессознательный мотив 35 Бета-предпочтение 35 Бета-ритм 36 Билатеральная ЭШТ 36 Бимодальная дистрибуция 36 Биологическая готовность 36 Биологическая модель анормальности 37 Биологическая обратная связь 38

Биомеднцинская модель

анормалыгости 39 Бпопсихология 39 Биполярные расстройства 40 Бихевиоризм 40 Болезнь Альцгеймера 42 Болезиь Паркинсона 43 Боулби, Дж. 43

Бредовое состояние(делирий) 43 Британская ассоциация

психологов 44 Брюнер, Дж. 44 Булимия 45 «Быстрый старт» 46

в

Валидность 48

Валиум 49

Введение в заблуждение 49

Вдовство 50

Вероятностная теория лидерства 50

Вероятность 51 ѵ'Взаимный альтруизм 51

Вид 52

Видоспецифичное поведение 52

Визуальный порог 52

Височные доли 53

ВИЧ 53

Вкусовая антипатия 53

Влияние большинства 54

Внешняя атрибуция 54

Внешняя валидность 54

Внимание 54. Внутренний половой отбор 56

Внутренняя атрибуция 56

Внутренняя валидность 56

Возбуждение 57

Воображаемое исполнение желаний 57

Воспоминание 57

Восприятие 57

Восстановлепные воспомннанпя 58

Времениой срез 59

Время реакции 59

Врожденпый 59

Врожденныіі мехапизм-релизер 60

Вспышкн воспоминания 60

Вторнчная память 60

Вторичное подкреплепие 60

Вторпчные половые признаки 61

Вторнчный процесс 61

Выборка 61

Выборка по группам 62

Выборка по событиям 62

Выборочная совокупность 62

Выборочное искажение 62

Выводковые виды 63

Выготский, Л. 63

Вымысел 64

Выработка инструментальных

условных рефлексов 64 Выработка моторной схемы 65 Вырождение 65 Вялотекущая шизофрения 65

г

Гала-эффект 66 Галлюцинация 66 Галлюциноген 66 Гедонизм 67

Гедоническая релевантность 67 Ген 67

Генерализация (обобщение) 67 Генерализация стимула 68 Гепетика 68 Генетика поведения 68 [/ Генстический летермшшзм 68

Генотпп 68 Геронтология 69 Гетсрономная мораль 69 Гетсросексуальность 69 Гештальт 69 Геіптальт-законы оргапизации

воспрпятия 69 Гештальт-терапия 70 Гиперактивность 70 Гипноз 70 Гипоталамус 71 Гипотеза 72 Гипотеза лингвистического

релятивизма 72 Гнпотеза «справедливого мира» 72 Гипофиз 72 Гиппокамп 73 Гистограмма 73 Главные черты 73 Глубинная структура 74 Головной мозг 74 Голофразы 75 ГомеЬстаз 75 Гомосексуальность 76 Гормон 76 Готовность 76 Группа ровесников 77 Групповая динамнка 77 Групповая поляризация 78 Групповая терапия 78 Групповое мышление 78 Гуманистическая психология 79 Гуманистические методы терапии 79

д

Дальтонизм 80 Данные 80 Дарвинизм 80

Двусторонний крнтерий 81 Двусторонняя гипотеза 81 Дезоксирибонуклеиновая кислота

(ДНК) 81 Дезориентиругоішіе переменные 81 Декларативное знание 82 Демонстрация умиротворения 82 Дендриты 83 Дспрессанты 83 Депрессия 83 Депривация 85 Десенсибилизация 85 Детерминизм 85 Дети как свидетели 86 «Дети-волки» 86 Дефицит внимания у гиперактивных

детей(ДВГ) 87 Децентрация 87 Джиллиган, Кэрол 88 Диагноз 88 Диагностическое и статистическое

руководство (ОЗМ) 89 Диатрамма рассеивания 90 Дивергентное мышление 91 Дилемма Хейнца 91 Диморфный 91 Дисконтный принцип 92 Дискретная переменная 92 Дискриминация 92 Дискурсный анализ 92 Дислексия 93 Дисперсия 94

Диссоциативные расстройства 94 Дисфункция 94 Дифференцировка 94 Дихотомическое прослушивание 95 Диэнцефалон 95 Длительное обследование 95 ДНК 95 Долговременная память 95

Доминирование 95 Дооперационная стадия 96 Достоверность 96 Дофамин 96

Дофаминовая гипотеза 96 Драйв (влечение, побуждение,

внутренний импульс) 97 Друтие («они»-группа) 98 Дряхлость 98 Дуализм 98

Е

Евгеника 99

Естественное наблюдение 99 Естественный отбор 100 Естественный эксперимент 101

ж

Женщины и депрессия 102 Жетонная система 103 Жизненное развитие 103 Жизненные события 104

Забывание 107 Зависимая переменная 107 Зависимость 108 Задний мозг 109 Закладывание пищи 109 Заключение (умозаключение) 110 Закон Йеркса-Додсона 110 Закон повторения 110 Закон следствия 110 Замещение симптома 111

Запугивание 111 Затылочпые доли 111 Защита ресурсов 111 Защитные механизмы 111 Звуковой метод чтения 112 Зеркальное «Я» 112 Зигота 112 Знаковый стимул 112 Зона ближайшего (проксимального) развития 112

и

Игра 113

Игровая терапия 113 Идентификация 114 Идентичность 114 Идеографический 114 Иерархический принцип организации

поведения 114 Иерархия потребностей 116 Избыточная компенсация 116 Изменение поведения 116 Измененное состояние сознания 116 Изучение деятельности 116 Иллюзия 117 Имитация 118 Имплицитная память 118 Имплицитная теория личности 118 Импринтинг 118 Индивидуализация 119 Индивидуализм 120 Индивидуальные различия 120 Инициация 120

Инновации: влияние меньшинства 120 Инсайт (озарение) 121 Инстинкт 121

Инструментальная агрессия 122 Инструментальные рефлексы 122

Интеллект 122

Интеллектуальный возраст 122 Интернализация 123 Интровертность 123 Интроекция 123 Интроспекцня (самоанализ) 123 Инфантицид (детоубийство) 123 Информационное воздейстзие 124 Ипохондрия 124 Ипсативные ответы 124 Искусственный разум (ИР) 125 Исследоваиие 125 Исследование личности 125 Исследованне постфактум 126 Исследование расщепленного

мозга 127 Исследования близнецов 127 Истерия 127 Итоговое исследование 128

к

Камера Скиннера 129 Карты Зенера 129 Катарсис 129 Кататоническая шизофрения

(кататония) 129 Каузальная атрибуция 130 Каузальная (причинная) схема 130 Качественные методы исследования 130 Квазиэксперимент 131 Кинестетический 131 Классическое формирование

условных рефлексов 131 Клаустрофобия 133 Клиническая психология 133 Клиническое интервью 133 Когнитивная наука 133 Когнитивная психология 133

Копштнвно-поведснчсская

(когнитивио-бихевиоральная)

тсрапия 134 Когнитивные карты 134 Когнитивные процессы 134 Копштивные терапии 134 Копштивный дисеонапс 135 Кодекс психологическон

практикп 136 Кожно-гальваничсская реакция

(КГР) 136 Колбочки 136 Коллективизм 137 Коллективное бессознательное 137 Кольберг, Л. 137 Компетентность 138 Комплекс 139 Комплекс кастрации (кастрационный

комплекс) 139 Комплекс Электры 139 Компульсивность (навязчивая,

иррациональная тяга к чему-

либо) 140 Конация 140

Конвергентное мышление 140 Конгенитальный 141 Консенсус 141

Консолидированнаягруппа 141 Конспецифичное животное 141 Конституционная теория 142 Конструкт 142 Конструктивные теории

восприятия 142 Конструктная валидность 143 Контактная группа 143 Контент-анализ 143 Контрольнаягруппа 144 Контрперенос 144 Конфиденциальность 144 Конфликт 144

Копфликт «дстн-родители» 145 Конфликт типа «приближение-

нзбегание» 146 Конфликт типа «приближение-

приближснне» 147 Конформизм (влняние

большинства) 147 Коиценірированное научение 149 Копцепция (идся) 149 Кора головного мозга 149 Коррелятнвная модель

умозаключений 149 Кортиев орган 150 Косвенная годность 150 Коэффициент корреляции 150 Коэффициент умственного развития

(КУР) 151 Краткосрочная память 151 Кривая серийных позиций 151 Кризис идентичности 152 Кристаллизованный интеллект 152 Критерий хи-квадрат 152 Критерий центральной тенденции 152 Критический период 153 Критическое событие 153 Ксенофобия 153 К-стратегия 153 Куб Некера 153 Кукла Бобо 154 Культура 154

Культурная антропология 154 Культурный детерминизм 154 Культурный релятивизм 155 КУР 155

л

Лаборатория 156

Л абораторный эксперимент 156

Ламаркизм 156

Латентное научение 156 Латентность 156 Латентный эффект 157 Латеральное мышление 157 Левпнсон. Д. Дж. 157 Лепетание 157 Лечение медицинскими

препаратами 158 Либидо 159 Лидерство 159 Литий 160

Личностный конструкт 160 Личностный опросник 160 Личностиый опросник Айсенка 160 Личиость 161 Личность типа А 161 Лоботомия 162 Локализация функций 163 Лонгитюдный метод 163 Любопытство 163

м

«Маленький Альберт» 164 «Маленький Ганс» 164 Маниакально-депрессивный

психоз 164 Маниакальные расстройства 164 Мания 164 Маслоу, А. 165 Медиана 166

Межвидовая дискриминация 166 Межвозрастная конкуренция 166 Междунарѳдная классификация

расстройств (ІСО) 167 Межличностная аттракция 167 Межнациональное исследование 167 і/Межполовой отбор 168

Мезоморф 168 Мейоз 168 Меланхолия 168 Метакоммуникация 168 Метод двойной страховки 168 Метод поперечных срезов 169 Мстод фокусировки 169 Методика «дверыо в лицо» 170 Методика «ногой в дверь» 170 Методика «составной

головоломки» 170 Методики релаксации 171 Механизм овладения языком 171 Миелиновый покров 171 Мимикрия 171 Минимальная дисфункция головного

мозга 173 Минимальные группы 173 Митоз 173 Мнемоника 173 Мода 174

Моделирование 174 Модель 174

Модель «веры в здоровье» 174 Модель памяти Аткинсона-

Шиффрина 175 Модификация поведения 175 «Мозговой штурм» 175 Мозжечок 175 Моногамия 175 Мономорфный 176 Моральная дилемма 176 Моральная тревожность 177 Моральные нормы 177 Моральный реализм 177 Морфема 177

Морфологические черты 178 Мотивация 178 Мотивация к достижению 178 Мотивированное забывание 179

Моторный нейрон 179 Мультимодальпая терапия 179 Мутация 179 Мышление 180

н

Наблюдение 181

Навык 181

Навязчивые идеи 182

Награда 182

Надпочечная железа 182

Наименее прсдпочитаемый сотрудпик

(НПС) 182 Наказание 182 Нарушение 183 Нарушенная речь 183 Наследственность 183 Настоятельная характеристика 183 Насыщение (пресыщение) 184 Нативизм 184 Научение 185 Научение избеганию 185 Научение путем проб и ошибок 185 Научение с одной пробы 185 Научение через наблюдение 186 Научный метод 186 Невербальное общение 187 Невроз 187

Невроз тревожности 188 Невротическая тревожность 188 ѵ Негативное подкрепление 188 Негативные симптомы 189 Независимая переменная 189 Нейрон 189

Нейронная трансмиссия 189 Нейротрансмиттер 190 Неопровержимость 191 Неофрейдисты 191

Нсрвная анорсксня (апогехіа

пеѵтоза) 191 Нервный импульс 192 НервныГі срыв 192 Неструктурированпое интервью 192 Неэксперимепталыіый метод 192 Номинальные данные 193 Номотетический 193 Нонконформизм 193 Нормальное распределение (кривая

Гаусса) 194 Нормальность (обычное состояние) 194 Нормативное воздействие 195 Нормы 195

Нормы общественного поведения 195 Нормы развития 195 Норэпинефрин 195 Нравственное развитие 195 Нулевая гипотеза 196

о

Обзоры и интервью 197 Область Брока 198 Область Вернике 198 Обобщаемость 198 Обратимость 198 Обратная обработка 199 Обратная связь 199 Обратноустановочное поведение 199 Обучение через открытие 200 Общая годность 200 Общественное значение 200 Общественные представления 200 Общественные тенденции у

животных 201 Общие черты 202

Общий адаптационный синдром 202 Общий фактор 202

Объект вынужденпого выбора 203 Объективная тревожность 203 Объективность 203 Ограничивающий код 203 Одержнмо-навязчивые

расстройства 204 Одпосторонний контроль 204 Однояйцевые близнецы 205 Окольный путь убеждения 205 Онтогенез 205

Операционное определение 205 Операция 205 Опосредованное (косвенное)

научение 206 Оптимальная стратегия поисков

пищи 206 «Опустевшее гнездо» 206 Организм 206

Органическое расстройство 207 Ордината 207

Осведомленное согласие 207 Основная вера (ѵегзиз

недоверие) 207 Осознание 208 Отклонение от нормы 208 Открытые вопросы 208 Отношение (установка) 208 Отождествление с агрессором 209 Отреагирование 209 Отрицание 210 Отсроченная дискинезия 210 Отставлешюе обусловливание 210 Отчуждение 210

Отчуждение (экзистенциальное) 210 Очевидная валидность 210 Ошибкатипа I 211 Ошибка типа II 211 Ошибочная атрибуция 211 Ощущение 211

п

Палочки 213 І/Память 213

Память: практические навыки 213

Пандемониум 214

Паническое расстройство 214

Парадпгма 215

Парадигма предрасположенности к стрессу 216

Парадокс 216

Парадоксальный сон 217

Паразитизм 217

Паралингвистика 217

Параллельная пгра 217

Параллельная обработка 218

Параноидальная шизофрения 218

Параноидальное расстройство 218

Парапсихология 218

Парасимпатическая нервная система 219

Парафилия 219

Партнерская любовь 220

Пассивное наблюдение 220

Педагогическая психология 220 І/Первичное подкрепление 220

Передний мозг 220

Перекрестная надежность 220

Переменная 221

Перенос (смещение аффекта) 221

Перенос навыка 221

Перманентная память 221

Перцептуальная защита 221

Перцептуальная организация 222

Перцептуальное постоянство 222

Пиаже, Жан 222

Пиковое переживание 223

Пищевые расстройства 223

ПК 223

Плацебо 224

28 1066

Поведение 224

«Поведение постороннего» 224 Поверхностная структура 225 Повиновсние 225 Повторение 226 Подавление (вытеснение) 227 Подбор 227 Подкрепление 227 Подкрепление с переменными

интервалами 228 Подкрепление через нефпксированные

интервалы 228 Подкрепление через переменное

соотношение 228 Подсознанне 228 Подсознательное восприятие 229 «Подъемы и спады» 229 Позитивизм 230 Позитивное отношение 230 Позитивное подкрепление 230 Позитивные симптомы 231 Позиционное уравнивание 231 Познание 231 Поиски пищи 232 Показатель дисперсии 232 Полевой эксперимент 232 Полевые исследования 232 Полиандрия 233 Полигамия 233 Полигамная полиандрия 234 Половая зрелость 234 Половая идентификация 234 Половая характеристика 234 Половое воспроизвюдство 235 Половое предпочтение 235 Половой диморфизм 235 Половой импринтішг 235 Половой мономорфизм 236 Половой отбор 236 Половые предпочтения 237

Половые различпя 238 Половые роли 238 Половые стереотипы 239 Положительный стимул 239 Популяция 239 Порог различеііия 239 Порог распознавания слов 240 Портретнос отображение 240 Порядковые данные 240 Последователыю-устаповочное

повсдение 240 Постмодернизм 240 Постоянство объектов 240 Постоянство размера 241 Постоянство формы 241 Постоянство цвета 241 Посттравматический стресс 241 Постэкспериметальное интервью 242 Потенциал действия 242 Потеря индивидуальности 242 Предварительное исследование 243 Предрассудок 243 Предсознание 244 Предубеждение 244 Предчувствие оценки 244 Прекогнистика 245 Привыкание 245 Привычка 245 Привязанность 245 Признак (особенность) 246 Признак стимула 246 Принцип ковариации 246 Принцип нарастания 248 Принцип постоянства 248 Принцип Премака 248 Принцип реалыюсти 248 Принцип сохранения 248 Принцип удовольствия 250 Принцип экономии 250 Природа ѵегеиз научение 250

Пристрастие 251

Причииа п слсдствие 251 Причинность 251

Проактивпая интерференция 251 Проба (попытка) 252 Проблема тела и разума 252 Прогноз 252

Прогностнческая валидность 252 Проективныіі тест 252 Проекния 252

«Происхождение видов» 252 Пропаганда 253 Просоциальнос поведепие 253 Прототип 254 Процедурное знание 254 Прямая годность 254 Психиатр 254

Психический мораторий 254 Психическое расстройство 254 Психоанализ 255 Психоаналитик (аналитик) 257 Психогенные расстройства 257 Психодинамика 257 Психодрама 257 Психоз 257 Психокинез 258 Психолингвистика 258 Психологическая война 258 Психологическая зависимость 259 Психологическое

консультирование 259 Психология 260

Психология женского развития 260 Психология здравого смысла 260 Психология как наука 261 Психология профессиональной

деятельности 262 Психология развития 262 Психометрическое тестирование 262 Психопат 263

Психопатология 263 Пснхосексуальное развитие 263 Психостимуляторы 263 Пснхотерапия 263 Пспхотерапия. центрнрованная на

пациенте 264 Психотропные прспараты 265 Психофармакологпя 265 Психофизнологические

(психосоматические)

расстройства 265 Психофизнческий закон Вебера 266 Психохирургия 266 Птенцовые виды 266

Р

Рабочая память 268 Развитие 269

Разделенное внимание 269 Различение стимула 270 Различительный стимул 270 Разнояйцевые близнецы 270 Разум 270 Рандомизация 271 Ранжирование 271 Расизм 271 Распределение 272 Распределенное научение 272 Распыление ответственности 272 Расслоенная выборка 272 Расстройства личности 272 Расстройства настроения 273 Расстройства поведения 273 Расстройство мышления 273 Расширение заданного объема

понятия 274 Расщепление личности

(множественная личность) 274

Рационализация 274 Рационально-эмотивная терапия 275 Реактивность 275 Реакция 275 Регрессия 275 Редукционизм 276 Резистентность 277 Рейтинговая шкала 277 Рекапитуляция 277 Реклама 277 Репликация 279 Репрезентативная выборка 279 Респондент 279 Ретикулярная формация 279 Ретроактивная интерференция

(торможение) 279 Ретроградная амнезия 280 Ретроспективное исследование 280 Рефлекс 280 Рефракторный период (период

невозбудимости) 281 Рецессивный ген 281 Рецидивизм 281 Риталин 281 Ритуализация 281 Робастность (статистич.) 281 Ровесник 282

Род (мужской и женский) 282 Родительский вклад 282 Родственный отбор 283 Ролевой конфликт 284 Роль 284

Романтическая любовь 284 Рукотворная среда 284

с

Самоактуализация 286 Самооценка 286

Сбываюшееся (самореализующееся)

пророчество 287 Свободная ассоциация 287 Свободная воля (ѵегзиз

детерминизм) 287 Своекорыстное атрибутивное

искажение 289 Сдвиг к рискованным решениям 289 Сексизм 290

Селективная оптнмизация 290 Селективное внимание 290 Селективное скрещивание 290 Семантическая память 290 Семантический дифференциал 290 Сензитивные периоды 291 Сенсибилизация 291 Сенсорный дефект 291 Сенсорный нерв 291 Серийная обработка 292 Серийное объединение 292 Серия 292 Серотонин 293 Сетчатка 293 Сигнал тревоги 293 Сигнализация 293 Сила принуждения 294 Симбиоз 295

Симпатическая нервная система 295 Симптом 295 Симультанное (одновременное)

формирование условных

рефлексов 295 Синапс 295

Синаптическая трансмиссия 295 Синдром Дауна 296 Синдром Корсакова 297 Синдром ложной памяти 297 Система ключевых слов 297 Система коммуникаций 297 Систематическая десенсибилизация 298

Системное различение 298

Снтуационная атрибуция 298

Скиннер. Б. 298

Слабоумие 299

След памяти 300

Слуховая (аудиальная) система 300

Случайная выборка 300

Смещение (замещение) 300

Сновидения 300

Совесть 301

Совместное наученне 301

Совпадающая валидность 301

Согласие 301

Сознание 302

Созревание 303

Соматические методы терапии 303

Соматотип 303

Соответствие 304

Соперничество за ресурсы 304

Соперничество между потомками 304

Соперничество через защиту

ресурсов 304 Соперничество через эксплуатацию

ресурсов 305 Сохранение равновесия 305 Социализация 306 Соцнальная дилемма 306 Социальная инженерия 306 Социальная психология 307 Социально значимые исследования 307 Социальное влияние 308 Социальное внедрение (мыслей, идей

ит. д.) 308 Социальное паразитирование 308 Социальное познание 309 Социальное содействие (и

торможение) 309 Социальноесравнение 310 Социальные потребности 310 Социальный конструкционизм 310

Социальный контроль 311 Социобиология 311

Социограмма 312 Сплоченностъ 312

Спонтанное восстановление 312

Способность 313

Сравнительная психология 313

Среда 313

Среднее 313

Средний мозг 313

Сродство 313

Стандартизированные инструкции 314

Стандартизированные процедуры 314

Стандартизированные тесты 314

Стандартное отклонение 314

Старческий возраст 315

Старческое слабоумие 315

Статистическое значение 315

Стереоскопическое зрение 315

Стереотип 316

Стили воспитания детей 316

Стимул 316

Стратегия эволюционной

стабильности 317 Страх перед разлукой 317 Стресс 317 Стресс-терапия 319 Сублимация 319 Суммирование 319 Супер-Эго 319 Схемы 320

Схемы подкрепления 320 Сценарий 321

т

Таламус 323 Танатос 323 Тахистоскоп 323

Текучий интеллект 323

Телеграфная речь 323

Телепатия 324

Теменная доля 324

Темперамент 324

Теории «дурпых генов» 324

Теорин игр 324

Теория 325

Теория активации внешних

стимулов 325 Теория двойного сдерживания

(«двойная связь») 326 Теория деятельности 326 Теория диссонанса 327 Теория копштивной

последовательности 327 Теория «козла отпущения» 327 Теория конфликтного отвлечения 327 Теория «любви к буфету» 328 Теория о влиянии выдающейся

личности на ход истории 328 Теория оптимального

несоответствия 328 Теория переноса возбуждения 329 Теория подавленной агрессии 329 Теория равновесия 330 Теория разума 331 Теория самовосприятия 332 Теория социального воздействия 332 Теория социального обмена 332 Теория социального обучения 332 Теория социальной

идентификации 333 Теория «справедливости» 334 Теория управления впечатлением 334 Теория «эгоистичных генов» 325 Теория ярлыков 335 Терапевтическая среда 336 Терапия 336 Терапия повсдения 336

Терапня, центрированная на женской

личности 337 Территориальность 337 Тест «Три горные вершины» 337 Тсст Векслсра на определение

детского интеллекта 338 Тест на незнакомую ситуацию 338 Тест на определение спорных

вопросов 339 Тест Роршаха 339 Тест тсматнческой апперцепцпи

(ТТА) 340 Тест Тьюринга 340 Тестостерон 340

Тесты на умствепное развитие 340 Тесты, свободные от влияния

культуры 341 Типовые теории личности 341 Толерантность 342 Толпа 342 Торможение (подавление,

угнетение) 342 Торможение (угасание условного

рефлекса) 342 Точка контроля 343 Травма 343

Трсвожная реакция 343 Тревожность 343 Тревожные расстройства 343

У

Угрожаюшее поведение 344 Узнавание (опознание) 344 Укрупнение 344 Умственная отсталость 344 Универсальная характеристика 346 Уорф, Б. 346 Упущения 346

Уровни нзмерения 347 Уровни обработки 348 Усвоенная беспомошность 349 Условная мораль 349 Условная реакция 349 Условно-позитивное отношенпе 349 Условный положнтельный стимул 349 Условный стимул 349 Успокаивающие средства 350 Устойчивость 350 Уступчивость 350 Утробная зависть 351 Участник 351

Ф

Фаза сна с быстрым движением глаз

(БДГ) 352 Фазысна 352 Факторы гигиены 352 Феминизм 353 Феминистские методы

исследований 353 Феномен вспоминания 353 Феномен «на кончике языка» 353 Феноменология 353 Фенотип 354 Фетишизм 354 Физическая (физиологическая

зависимость) 354 Физическая агрессия 354 Фиксация 354

Фиксированная схема действий 355 Филиальный (сыновний, дочерний)

импринтинг 355 Филогенез 356 Фобии 356 Фовеолы 357 Фонема 357

Фоновая зависимость/незавпсимость 357 Формирование реакции 358 Формирование условных рефлексов

по Павлову 358 Формирование условпых рефлексов

путем последователыюго

приближения к конечной цели 358 Фрейд, Зигмунд 358 Фрейдистские оппібки 361 Фрейдистский 361 Фундаментальная ошибка

атрибуции 361 Функциональная фиксация 361 Функциональное расстройство 361

X

Характер 363

Характерная атрибуция 363 Характерные черты 363 Хиазм (перекрест зрительного

нерва) 363 Химиотерапия 364 Холистический подход 365 Хромосомные аномалии 365 Хромосомы 365 Хромский Н. 365 Хроническая шизофрения 366 Хронологический возраст 366

ц

Ценности 367

Центральная нервная система

(ЦНС) 367 Центральная тенденция 367 Центрирование 367 Циркадный ритм 368

Цифровой отрезок 368 ЦЫС 368

ч

Частичное подкрепление 369 Частотный график 369 Чувство направления 369 Чувство утраты 370

ш

«ІІІаловливый мишка» 372 Шизоидный 372 Шизофрения 372 Шкала Векслера для измерения

интеллекта у взрослых людей 374 Шкала внешних и внутренних

признаков 374 Шкала Лайкерта 374 Шкала половых ролей по Бему 374 Шкала развития по Бейли 376 Шкала социальной дистанции 376 Шкала «Р» 376 Шоковая терапия 376

э

Эволюционная психология 378 Эволюция 378 Эго 379 Эгоизм 379 Эгоцентризм 379 Эгоцентричная речь 380 Эдипов комплекс 380 Эйдетическое воображение 380 Экзогенный 380

Экологическая достоверность

(валидность) 381 Экологическая ниша 381 Эксперимент 382 Экспериментальная группа 384 Экспериментальный план 384 Экспериментальный план с одним

участником 385 Эксперименты над животными 385 Эксплицитная память 387 Экстравертность 387 Экстраординарная цель 387 Экстрасенсорное восприятие

(ЭСВ) 387 Эктоморф 388 Электрическая самостимуляция

мозга 388 Электрическая стимуляция мозга 388 Электрошоковая терапия (ЭШТ) 388 Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) 389 Эмоции 389

Эмпатия (сопереживание) 390 Эмпиризм 391 Эндогенная депрессия 391 Эндогенный 391 Эндокринная система 391 Эндоморф 392 Эндорфины 392 Энурез 392

Эпизодическая память 392 Эпинефрин 393 Эргономика 393 Эриксон, Эрик 394 Эрогенные зоны 394 Эрос 394 ЭСВ 394 Этапы психосоциального

развития 394 Этика 394 Этиология 395

Этнометодология 395

Этиоцентризм 396

Этология 396

Эффект (следствие) 397

Эффект аудитории 398

Эффект добровольцев 399

Эффект дружеско



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.103 (0.013 с.)