Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психофизіический закон ВебераСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Этот закон ігласит, что степень изменения стимула, при кото-рой он становиітся различимым (порог различеиия) прямо пропор-циональна интеенсивности этого стимула. Так, более мощные сти-мулы должны уусиливаться в большей степени, чем слабые стиму-лы, прежде чемі различие станет заметным. Психохир\ургия Хирургическсое вмешательство, при котором осуществляется опе-рация над нервшыми клетками и тканями головного мозга с целью изменить психшческое состояние пациента. Это очень спорный вид хирургии, рассміатриваемый лишь в том случае, когда все остальные методы доказаліи свою несостоятельность. Существует мало свиде-тельств тому, чтго психохирургические методы оказывают заметный благотворный ээффект; их серьезным изъяном является то, что раз-рушение нервнозй ткани, как правило, бывает необратимым. Птенцовьке виды Виды животшых, которые практически беспомощны после рож-дения и, следовзательно, нуждаются в значительной родительской п опеке и защите для выживания. Хотя этот термин обычно проти-вопоставляется выводковым выдсш, оба они относятся скорее к уча-сткам непрерывного континуума, чем к четким категориям. Так, некоторые животные требуют большей родительской опеки, чем другие, хотя и тех, и других можно*назвать птенцовыми. К приме-ру, птицы. которые гнездятся на деревьях, обычно являются птен-цовыми, в то время как многие птицы, которые обычно гнездятся на земле (такие как утки и гуси) являются выводковыми. Первые должны оставаться в гнезде, пока полностью не оперятся, и зави-сят от родителей во всем, что касается пищи и защиты. Вторые на-чинают следовать за матерью вскоре после вылупления из яйца и кормятся сами, хотя тоже нуждаются в родительской опеке до пол-ного оперения. р Рабочая ппамять Модель паимята, первоначально сформулированная Беддли и Хитчем (1974) ии впоследствии усовершенствованная Беддли (1986). Основные полоэжения этой модели: 1. Понятие г краткосрочиой псшяти должно быть заменено по-нятием «сосистема рабочей памяти». 2. Это понятітие более функционально, так как связано с актив-ной обрабботкой и временным хранением информации. 3. Рабочая і память рассматривается как комплексная много-компоненнтная система, а не как отдельная единица хране-ния. Согласно этоой модели, система рабочей памяти состоит из трех основных компаонентов. Это центральный исполнительный блок. фонологическаяя петля (иногда называемая артикуляторной пет-лей) и визуальнно-пространственный альбом. Центральный испол-нительный бловк рассматривается как контрольный центр внима-ния, переключанющий внимание на различные стимулы и наблюда-ющий за дейстквием других компонентов. Фонологическая петля подразделяется і на систему артикуляторного контроля, где инфор-мация повторяеется в речевой форме, и фонологическое хранили-ще, содержащеее информацию речевого ввода за короткий период времени (1,5—22 с). Из-за своих функций эти два компонента еще называются «вннутренним голосом» и «внутренним слухом». Визу-ально-пространнственный альбом предназначен для обработки ви-зуальных стимуі/лов, которые могут быть либо непосредственными (через зрительнсюе восприятие), либо восстановленными из долго-временной памяяти в форме зрительных образов. Поскольку при решении различнных задач используются разные компоненты рабо-чей памяти, моэжно совмещать сложные задачи (такие как чтение или решение прроблем) с артикуляторными задачами (такими как повторение), безз ухудшения производительности. р Главное преимущество этой модели заключается в том, что она рассматривает краткосрочное хранение и активную обработку ин-формации в рамках одного теоретического объяснения. К сожале-цию, о самом важном ее компоненте — исполнительном блоке — у нас меныпе всего сведений. Кроме того, моделъ рабочей памяти не объясняет, каким образом роль центрального исполнительного блока может меняться в результате повседневной практики и жиз-ненного опыта. Беддли был сторонником гибкого подхода к этой проблеме. проводя различие между осознанной и автоматической обработкой информации. Система рабочей памяти Развитие В наиболее общем смысле (в психологии) — последователь-ность событий и изменений, происходящих в течение жизненного срока. Разделенное внимание См. Внимсшие. р Различеніие стимула Аспект кпаастеского формыровшшя условных рефлексов, когда организм реагшрует на один спишул, утрачивая склонность реаги-ровать на сходщые стимулы. Иными словами, организм проводит различение между значительными и незначительными стимулами. продолжая реаігировать на первые и оставляя последние без вни-мания. Различежие наступает при условии тормоэісеиия генерали-зованных стим;улов: они больше не сигнализируют о наступлении важного событгия. С другой стороны, первоначальный условный стимул время оіт времени ассоциируется с безусловным стимулом и поэтому не подівергается торможению. К примеру, собака часто настораживает уши, когда слышит характерный звук двигателя подъезжающегсо автомобиля, так как вскоре после этого появляет-ся ее хозяин. Зівуки, издаваемые другими автомобилями, оставля-ются без внимашия, когда собака начинает различать автомобиль хозяина. Различительный стимул Аспект выработки инструменталыіых (оперантных) условных рефлексов, когдіа организм получает подкрепление за реакцию при наличии особоіго стимула. К примеру, голубь может научиться клевать зеленыій диск и избегать дисков другого цвета. Для этого экспериментатоэру следует подкреплять первую реакцию, а все ос-тальные оставліять без внимания. Разнояйцевые близнецы Термин описывает близнецов, развившихся из разных яйцекле-ток. Это означгает, что были оплодотворены две зиготы, или яй-цеклетки, в отлшчие от однояйцевых близнецов, когда одна оплодот-воренная делитсся на две идентичные части. Разум Одно из саміых трудных для определения, понятие разума имеет несколько значвений в психологии. С идеалистической точки зре-ния, разум явліяется эфемерной (нефизической) сущностью по сравнению с тгелом, которое представляет собой физическую структуру. В нагши дни термин используется в более конкретном смысле — напріимер, для обозначения совокупности сознательных процессов (восщриятия, внимания или интеллектуальной деятельно-сти). В данном контексте понимание принципов деятельности ра- р зума имеет важное значение для объяснения наблюдаемого пове-дения. Рандомизация Способ уменьшения эффекта последователыюсти. Порядок за-дач, выполняемых участниками эксперимента, определяется слу-чайным выбором. Ранжирование Составление списка результатов по порядку, от первого до пос-леднего. Например:
Расизм Дискриминация людей по расовому признаку. Расширенные определения расизма меняются в зависимости от намерения иссле-дователей, но попадают в две основные категории: • Социоэкономические определения: расизм рассматривается как «культурно санкционированная, рациональная реакция на соперничество за скудные ресурсы». Поскольку многие белые люди занимают более высокое общественное положе-ние, чем темнокожие, они получают более широкий доступ к общественным благам и ресурсам. • Идеологические определения: разделение людей на «расо-вые» категории и соответствующая атрибуция неизменных характеристик для всех представителей данной категории — например, «все белые люди...», «все афро-американцы...», «все азиаты...». Распространение неизменных характеристик на всех представителей отдельной расы само по себе не явля-ется расизмом, но при этом подразумевается, что одна раса каким-то образом обладает большими достоинствами, чем все остальные. р Распределение Графическое изображение частоты встречаемости определен-ных результатов. Распределение можно изобразить различными способами, включая графики и гистогралшы Распределенное научение См. Концентрированное иаучение. Распыление ответственности Тенденция. в соответствии с которой наблюдатель менее скло-нен оказывать помощь в присутствии других людей, чем если бы он находился в одиночестве. В таких случаях ответственность за возможные действия разделяется (или распыляется) между всеми присутствующими наблюдателями. Из-за присутствия посторон-них каждый человек чувствует меныне личной ответственности за происходящее и, следовательно, меныне готов помочь ближнему в чрезвычайной ситуации. См. также Поведение постороинего. Расслоенная выборка См. Выборка. Расстройства личности Стойкие и неизменные схемы мышления или поведения. Хотя то же самое можно сказать о характеристиках, образующих личностъ, термин «расстройство личности» применяется в тех случаях, когда схемы мышления и поведения существенно отклоняются от обще-принятых социальных норм. К примеру, всем нам свойственно иног-да подозревать других людей, но если мы с подозрением и недове-рием относимся к каждому человеку, то это может указывать на расстройство личности. Такие расстройства могут иметь крайне тяжелые последствия как для самого человека, так и для членов его семьи и окружения. По классификации ВЗМ-ІѴ насчитывается десять отдельных расстройств личности, собранных в три группы: • Группа А — непредсказуемые или эксцентричные виды по-ведения, такие как параиоидальиое расстройство личности (люди, высказывающие глубокое недоверие и подозрение к окружающим). • Группа Б — чрезмерная эмоциональность или агрессив-ность, например антиобщественная личностъ (люди, выка- р зывающие открытое пренебрежение в правам и чувствам других людей). • Группа В — расстройства, характеризующиеся интенсивным страхом или тревожным состоянием, например зависшюсти (стремление во всем полагаться на других и неспособность принять даже незначитсльные решения самостоятелыю). Эта диагностическая классификация имеет свои недостатки. Одна из главных проблем заключается в том, что диагноз в боль-шей степени опирается на умозаключения терапевта, а не на фак-тическое поведение пациента. Трудно также оценить, когда незна-чительные отклонения от нормальных схем поведения переходят в расстройство личности. Расстройства настроения Общий термин для всех психических расстройств, влияющих на эмоциональное состояние человека. По классификации ОБМ-ІѴ существуют две главные категории расстройств настроения: депрес-сивиые и биполяриые расстройства. Расстройства поведения Диагностическая классификация для ряда различных рас-стройств (таких как деструктивное поведение или клептомания), проявляемых часто и со значительной интенсивностью. Так, хотя склонность время от времени лгать собеседнику может быть достой-на осуждения, это не указывает на стойкое расстройство поведения, в отличие от постоянной и часто злонамеренной лжи. Существуют также некоторые свидетельства генетической природы расстройств поведения, хотя многочисленные исследования показывают, что неблагоприятные семейные обстоятельства и конфликты между ро-дителями наиболее сильно влияют на их развитие. Расстройства по-ведения чаще всего наблюдаются у детей и подростков; в зрелом возрасте они могут привести к аитиобществеііному поведеиию. Расстройство мышления Общий термин, обозначающий любые нарушения речи или мышления, которые могут быть симптомами псыхического рас-стройства. К примеру, расстройство мышления является симпто-мом шизофрении, при которой оно выражается через бессвязные мысли и высказывания. 18 1066 р Расширение заданного объема понятия Термин относитгся к тем случаям, когда слово используется для обозначения собъектов или ситуаций, выходящих за рамки его обычного истользования. К примеру, маленький ребенок может называть «хпапами» всех мужчин определенного возрас-та. Расщеплениее личности (множественная личность) Состояние, приі котором человек чувствует себя разделенным на две или несколіько отдельных личностей. Одна личность мо-жет не знать о су/ществовании другой; в крайних случаях они могут соперничатьь или взаимно подавлять друг друга. Это срав-нительно новый фееномен, почти неизвестный в Великобритании. Его предполагаемюе существование породило массу довольно странных нравствеенных и юридических конфликтов. Некоторые убийцы в США зааявляли, что преступление было совершено их аііег е§о (другой лшчностью), и, следовательно, оии не могут не-сти ответственностгь за случившееся. Феномен расщепления лич-ности вскоре сталі тесно ассоциироваться со все возрастающим количеством сообпцений о насилии над детьми. Во время сеансов психотерапии мноэгие люди сообщали о случаях насилия над ними, которые нег были подтверждены объективными доказа-тельствами. Это щривело к обвинениям, что подобные воспоми-нания были неумьышленно заложены в сознание уязвимых паци-ентов самими тераапевтами (см. Восстановлеиные воспомипания). Новые открытия, дискредитировали широко распространенное мнение о массовош насилии над детьми, а вместе с ним и идею расщепления личнюсти как особого патологического состояния. Некоторые циникии утверждали, что расщепление личности явля-ется скорее изобрегтением психоаналитиков, чем настоящим пси-хическим расстрошством. Рационализазция Один из защигтных механизмов по теории Фрейда: попытка объяснить наше поэведение самим себе и другим, пользуясь рацио-нальными и социаільно приемлемыми способами. К примеру, мы можем скрывать дгетскую привычку есть из особой тарелки или пить только из своэей чашки за объяснением вроде «я не хочу на-глотаться чужих міикробов». р Рационально-эмотивная терапия Вид когпитивиой тератш, основанный на теории о том, что многие стойкие эмоциональные реакции возникают в результате беспочвенных убеждений, внушаемых человеком самому себе. К примеру, человек может убедить себя в том. что он бездарен, или в том, что его никто не любит. Широко распространенное иррацио-нальное убеждение заключается в том, что мы должны быть ком-петентными в любом деле. Оценивая свои дсйствия по этому прин-ципу. мы часто сталкиваемся с неудачами и разочарованиями. При проведении рационально-эмотивной терапии психолог выяв-ляет беспочвенные убеждения и поощряет пациента рассуждать о них в более уравновешенной манере. Основные этапы терапии: • Пациента поощряют к рациональному изучению его убежде-ний. • Терапевт убеждает пациента изменить свой образ мыслей и принять более здравый взгляд на мир. • Новый образ мыслей должен сделаться частью повседневной жизни пациента. Пациентам часто задают «домашние задания»; выполняя их, они должны испытать на практике новые, конструктивные процес-сы мышления. Реактивность Изменения в поведении людей, знающих о том, что за ними на-блюдают. Термин описывает тот факт, что участпик эксперимента реагирует на присутствие наблюдателя и изменяет свое поведение разными способами (манерность, предчувствие оцаіки, сосредото-ченность и т. д.). Реакция Термин, который используется в психологии очень широко, но по большей мере в техническом смысле, т. е. как реакция организ-ма на присутствие некоторых стимулов. Регрессия Один из защитиых механизмов, по теории Фрейда, когда чело-век пытается избежать тревожной ситуации, возвращаясь к более ранним схемам поведения, обычно усвоенным в детстве. 18* р Редукционизм Осознаваемая или неосознаваіемая методологическая установ-ка. направленная на сведение явшений одного порядка к явлени-ям качественно иного порядка (ніапример, психических — к физи-ологическим, биохимическим). Редукционизм игнорирует или отрицает наличие психологичесжих закономерностей и механиз-мов, лишая психологию статуса самостоятельной науки. Типич-ным примером редукционизма яівляются биохимические и физио-логические объяснения шизофретии, а также социобиологические объяснения агрессии и сексуалыного поведения. Изучение слож-ного общественного поведения вз лабораторной обстановке мож-но назвать эксперимеиталъиым рэедукционизмом. Исследование таких феноменов, как поведение постороииего и повиновение может дать нам определенное понятие о некоторых ас-пектах человеческой личности, н<о почти не говорит об индивиду-альном поведении человека за пределами лаборатории. Аргументы в пользу редукциошизма при изучении человеческой психики: • Благодаря более высокому істатусу и надежности физических наук (физиология, химия и т. д.), редукционистские объясне-ния часто кажутся более привлекательными и «несомненны-ми», особенно на постороніний взгляд. • Редукционистские объясненшя легче подтвердить (или сфаль-сифицировать), поскольку,. чем сложнее психологические объяснения, тем достовернеее они кажутся. Аргументы против редукционшзма при изучении человеческой психики: • Большинство психологов полагают, что поиск единственного причинно-следственного обіъяснения различных видов чело-веческого поведения являетгся тщетным и бесполезным заня-тиям. Когда мы рассматриюаем психические расстройства из перспективы физиологичесжой дисфункции, то игнорируем возможное воздействие сощиальных и культурных факторов. • Редукционисткие взгляды чіасто отвлекают внимание от дру-гих возможных объясненим. Если мы говорим об агрессии как о «неизбежном аспекте человеческой природы», то вряд ли сможем найти конструктгивные способы ее преодоления. р Резистентность Хотя в психологии термин иногда используется в широком смысле (например, сопротивление внешнему воздействию или не-желание выполнять приказы). в психоаналызе он имеет особое значение. Здесь «резистентность» означает процесс, посредством которого мысли и воспоминания. хранящиеся в бессознательном разуме. удерживаются там. не проникая на осознанный уровень. В рамках психоанализа термин также обозначаст стойкое несог-ласие аиализанта с интерпретациями, предлагаемыми психоаиа-литиком. Рейтинговая шкала Оценка личности или поведения по измерительной шкале с дис-крстными интервалами. К примеру, в школах часто составляются рейтинги успеваемости учеников по отдельным предметам, в зави-симости от приложенных усилий:
Рекапитуляция Ничем не подтвержденное предположение о том, что мы вос-создаем генетическое развитие нашего вида (сфилогеиез) в нашем индивидуальном развитии (онтогепез). Таким образом, этапы на-шего жизненного развития рассматриваются в контексте эволюци-онного развития нашего вида. Реклама По существу. реклама является попыткой изменить поведение потребителя. Исследования установили, что такое изменение бо-лее вероятно, когда рекламная информация содержит привлека-тельные образы наряду с элементами компетентности и авторите-та. Существуют противоречивые мнения о роли психологии в фор-мировании рекламного поля, но можно выделить два вполне дос-товерных открытия: р • Сообщения, связанные с приятгными чувствами, чаіще оказьі-ваются эффективными (наприімер: «Псйте это, и вьи тоже бу-дете довольны и счастливы»).. • Обращения к страху могут біыть эффективными, но лишь в том случае, если получателно сообщения предоставляется шанс избежать этой эмоции вз будущем. В качестве примера можно привести рождественсскую рекламу, предоютерегаю-щую водителей от езды в нетиэезвом состоянии. Открытие подсознателыюго вос:приятия привело к созданию новых рекламных приемов. Рекламюдатели стали помещать свою информацию на киноэкранах в течіение очень короткогсо времени (около 1/3000 секунды). За этот гпериод сообщение (например, «пейте кока-колу») успевало проншкнуть в подсознаниіе, хотя и находилось ниже порога визуальнсого восприятия. Аргументы о пользе или вреде «подсознательнош рекламы» в основном носят академический характер, так как: она запрещена в Англии и США. Газеты Телевидаение Радио Средства массовзой информации Эффективность политической ренкламы в средствах маюсовой информации. Процент воспоминанию выше, когда участншки читают сообщения, чем когда смотрят его > по телевидению или юлушают по радио (Гюнтеро и др., 1986) р Репликация Повторение конкретыого открытия в области психологии в других ситуациях и с учаістием других людей. Мы склонны больше доверять экспериментальным открытиям, если они подтверждают-ся другими исследоватешями. Репликация того или иного откры-тия другим психологом шмеет жизненно важное значение для фор-мирования научной теории. Репрезентативна-я выборка Группа участников, бюлее или менее точно представляющая со-став изучаемой популяцши. Выборка может отражать распределе-ние по возрастным и пошовым признакам, а также любые другие характеристики, влияюпцие на результат эксперимента с точки зре-ния исследователя (см. Шыборка). Респондент Человек, отвечающиій на вопросы в анкете, личностном опрос-нике или во время интержью. Ретикулярная фоірмация Сложная сеть нейроиюв и клеточных ядер, занимающая цент-ральную часть ствола головного мозга. Часто называется «ретику-лярной системой активащии» из-за той роли, которую она играет в процессе активации. Совзременные исследования позволяют утвер-ждать, что ретикулярна?я формация оказывает важное влияние на процессы сна, вниманияі, движения, а также на сердечно-сосудис-тые, дыхательные и циржулярные рефлексы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.145 (0.013 с.) |