ТОП 10:

Психология женского развития



Вместо того, чтобы принять или адаптировать старые методы психологии, некоторые исследователи феминистского направле-ния надеются создать собственную психологию, которая, через прямое обралцение к специфическим женским аспектам субъектив-ного опыта, будет помогать женщинам. Психология женского раз-вития отчастги является реакцией на аидроцеитрические предубеж-дения, очевищные в большинстве традиционных психологических теорий и иссследований (см. Терапия, центрированиая иа эісеиской личности).

Психология здравого смысла

Ряд взгляідов, разделяемых «обычными людьми» и основан-ных на логиіке и здравых рассуждениях. Теории здравого смысла обычно не піроверяются на достоверность, в отличие от научных теорий, и часто являются противоречивыми (примерами могут служить выражения «с глаз долой, из сердца вон» или «яблочко от яблони шедалеко падает»). Существует также расхожее мне-ние, что всяі психология основана на здравом смысле, однако психологи чіасто совершают открытия, которые противоречат интуиции и :не могут быть предсказаны с точки зрения здравого смысла.

п

Психология как наука

Идея о том, что поведение человека во всех основных аспектах сходно с предметами изучения других наук. С этой точки зрения, человеческое поведение ничем не отличается от других природных феноменов и к нему применимы следующие предпосылки:

1. Детерминизм: любое поведение рассматривается как имсю-щее причину (см. Свободиая воля ѵегзш детерминизм). Прсдсказуемость: если поведение детерминировано, то мож-но предсказывать будущие события.

Контроль: если поведение предсказуемо, это значит, что его можно контролировать.

Проблемы. связанные с психологией как научной дисциплиной:

1. Систематизация: научная дисциплина подразумевает упоря-доченную систему знаний. В принципе, это справедливо для психологии, однако сложность изучаемых предметов, а так-же особенности их изучения затрудняют процесс системати-зации психических явлений.

2. Рефлексивность: наблюдатель и наблюдаемый являются пред-ставителями одного вида, поэтому трудно сохранять объек-тивное и беспристрастное отношение к предмету изучения.

3. Генерализация: научные законы можно экстраполировать во времени и пространстве, в то время как психологические объяснения часто ограничены конкретным местом и време-нем. К примеру, многие открытия в области конформизма и повииовения в Соединенных Штатах конца 1950-х годов были связаны с особым общественным климатом, существо-вавшим в то время в США.

4. Доступность проверки: многие объекты психологии не под-даются наблюдению и, следовательно, не могут быть опре-делены с достаточной точностью. Можно без натяжки ска-зать, что из всех наук психология в наибольшей степени опи-рается на умозаключения. В ней существует большой разрыв между фактическими данными, полученными в процессе экс-перимента, и объяснением этих данных. Примером может служить теория психосексуального развития по Фрейду, мно-гие из основных идей которой нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть.

п

Психология профессиональной деятельностиОтрасль психологии, непосредственно связанная с профессио-нальной деятельностью человіека. Относится к очень широкому и разнообразному спектру интеіресов, включая собеседования и на-бор персонала, влияние условий работы на производительность труда и психологическое благополучие работников, организацию карьеры, психологические консультации и изучение особенностей поведения людей разных профессий. Хотя психологию профессио-нальной деятельности принято связывать в основном с промыш-ленностью, специалистов этом области можно встретить и в дру-гих учреждениях.

Психология развития

Отрасль психологии, связаншая с изменением и развитием чело-века в процессе его жизни. Термин часто используется как сино-ним детской психологии, чтго отражает сосредоточенность на этом периоде развития. Изучением других этапов человеческой жизни занимаются такие дисгдиплины, как, например, гвронтоло-гия.

Психометрическое тестирование

Измерение психологических факторов личпости. Может при-меняться почти в любой облаюти, но самыми распространенными являются тесты на умственное развитие, черты личности и при-кладные способности (см. стаітьи Тесты на умственные способно-сти и Личностный опросник). История психометрического тести-рования начинается в середине XIX века, когда были созданы первые тесты для определения умственного развития. Использо-вание этих тестов подверглосъ особенно острой критике в 1960-х годах, когда утверждалось, чгго их резуЛьтаты служили основой для дискриминации по профессиональным признакам и при по-ступлении в учебные заведенмя. Это само по себе не представля-ло большой проблемы, но угверждалось, что результаты тестов являются питательной средоій для расизма. В последние годы произошло бурное развитие тсихометрических методов, особен-но в области психологического консулыпироваиия, выборочных процедур и клинической диагностики. Чтобы тест был пригоден для использования, он должен обладать высокой валидностъю, т. е. давать четкое указание на верюятную реакцию человека в той или иной ситуации. Одна из основных проблем, связанных с психо-

п

метрическими тестами (особенно с теми, которые используются при выборочных процедурах) заключается в том, что люди могут обманывать или, по крайней мере, давать экспериментатору ис-каженное представление о самих себе. Многие тесты имеют встроенную «шкалу лжи», учитывающую эту особенность. К примеру. если р*еспоидеит пытается создать сугубо положитель-ное представление о себе (скажем, утверждает, что он никогда не лжет или не сердится), то есть основания усомниться в его чест-ности при ответах на остальные вопросы.

Психопат

См. Аитиобществеииая личиостъ.

Психопатология

Исследование общих закономерностей психических рас-стройств, таких как шизофреиия и депрессия. Термин обычно ис-пользуется для обозначения этиологии психических расстройств, но не практических методов их лечения.

Психосексуальное развитие

См. Фрейд.

Психостимуляторы

Химические соединения и природные продукты, обладающие избирательной активностью по отношению к нормальной и нару-шенной психической деятельности. Злоупотребление этими препа-ратами может привести к физиологической зависимости, а в край-них случаях — к смерти человека.

Психотерапия

В узком смысле — лечение человека с помощью психологичес-ких средств воздействия. В широком смысле — оказание психоло-гической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях раз-личных психологических затруднений, а также в случае потребно-сти улучшить качество собственной жизни. Подобная помощь оказывается в двух основных формах — индивидуальной и груп-повой. Существует множество подходов, различающихся понима-нием природы человека, человеческих отношений, групповых про-цессов. Наиболее известные подходы — психоаиститический, ког-нитивный, бихевиористский, гумаиистический и т. д.

п

Психотерапия, центрированная на пациенте

Гуманистический метод терапии, создание которого связывает-ся с именем Карла Роджерса. Роджерс обладал позитивными взглядами на природу человека, полагая. что в ее основе лежит добро, и считал, что терапия не должна задавать цели пациенту. чтобы затем направлять его к их достижснию; скорсе, клиент дол-жен ставить собственные цели при поддсржке психотерапевта. Та-ким образом, главная задача терапии заключалась в создании нод-ходящих условий для того, чтобы пациент мог максимально реа-лизовать свои способности и врожденное стремление к самоактуа-лизаціш. Терапевт воздерживается от указаний и советов. но поддерживает оптимальное сочетание теплоты и внимания к паци-енту во время сеансов психотерапии.

Роджерс считал, что терапевт должен обладать следующими качествами:

Искреиностъ: терапевт не прячется за профессиональным фасадом. Его честность и откровенность побуждают пациен-та свободно выражать свои чувства и нести за них ответ-ственность.

Безусловное приятие: в отличие от других людей, проявляю-щих участие и заинтересованность лишь в том случае, если собеседник ведет себя соответствующим образом, терапевт должен выказывать теплоту и понимание, даже если он не одобряет поведение пациента.

• Способность к пониманию и сопереживанию (эмпатии). Умение видеть мир глазами пациента и понимать, почему он видит мир именно так, а не иначе.

Оценка эффективности этого метода терапии:

• Терапия, центрированная на пациенте, делает акцент на чув-ствах человека, поэтому ее эффективность болыне зависит от позитивной самооценки пациента, чем от перемен в его по-ведении. Это создает некоторые проблемы, так как пациен-ты обращаются к психотерапевту именно потому, что по разным причинам утрачивают контроль над своими чув-ствами.

• В более современных подходах используются косвенные ме-тоды оценки, такие как физиологические измерения, а также

п

сообщения от близких родственников пациента. В целом, терапия, центрированная на пациенте, оказывает некоторую помощь людям, утратившим душевное равновссие, но дажс сам Роджерс утверждал, что она не поможет тем. кто страда-ет более серьезными расстройствами.

Психотропные препараты

Химические вещества, непосредственно влияющие на мозг и сглаживающие многис симптомы психических расстройств. К ним относятся антипсихотические препараты, корректирующие бес-связное мышление, аптидепрессаіипы, улучшающие настроение людей, страдающих от депрессии, и успокаивающие средства, ней-трализующие чувство тревоги и напряженность.

Психофармакология

Научное исследование воздействия лекарственных препаратов на психику человека.

Психофизиологические (психосоматические) расстройства

По классификации ИЗМ-ІѴ — расстройства, возникающие в результате сочетания физических и психологических факторов. Наиболее известными психосоматическими расстройствами явля-ются язва желудка, мигрень и коронарная недостаточность. Язва желудка, например, может развиться в результате взаимодействия физических факторов (чрезмерное выделение желудочного сока) и психологических факторов (стресс). Коронарная недостаточ-ность часто развивается в результате воздействия физических (вы-сокий уровень холестерина, курение и отсутствие физических уп-ражнений) и психологических (стресс на работе, личпостъ типа А) факторов. В развитии психосоматических расстройств особенно велика роль стрсссообразующих факторов. Окружающая среда иногда предъявляет к нам почти невыполнимые требования. Ниже перечислены три главных вида стрессообразующих факторов, ве-дущих к развитию подобных расстройств:

• Личные факторы: развод или потеря близкого человека.

• Фоновые факторы: подспудный стресс, когда человек живет в районе с высоким уровнем преступности, имеет неинтерес-ную работу или несчастен в семейной жизни.

п

• Катастроэфические факторы: аварии, травматические собы-тия или шриродные катастрофы, которые могут оказывать долговрешенное воздействие на подавляющее большинство людей. Міногие из присутствовавших на футбольном стадио-не в Хилссборо летом 1989 года, когда там рухнула трибуна, испытываали психосоматические расстройства в течение не-скольких. лет после этого события.

Современньие исследования установили связь между стрессооб-разующими фаікторами и подверженностью болезням, в особенно-сти расстройстівам иммунной системы. Считается, что эти факто-ры играют суіщественную роль в случаях «внезапной смерти», ког-да люди неожшданно умирают после серьезного травматического события. Извесстны случаи, когда человек умирал на похоронах близкого родстгвенника или друга.

Лечение псшхосоматических расстройств оказывается более эф-фективным прш сочетании психологического вмешательства (ме-тодики релаксащии, когпитивиая терапия) с медицинскими препа-ратами, нейтраілизующими физические сиптомы расстройства.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.215 (0.008 с.)