Гипотеза лингвистического релятивизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гипотеза лингвистического релятивизма



Гипотеза, предложенная Уорфом в 1956 году. Главная идея заключается в том, что родной язык человека оказывает огром-ное влиинне на его образ мыслей и восприятие. Существуют сла-бая и сильная версия этой гипотезы. Согласно слабой версии. язык влияет на способ нашего восприятия окружающего мира. В качестве примера чаще всего называют эскимосов, имеющих много разных терминов для обозначения снсга. так как они мо-гут различать болыне видов и характеристик снега, чсм европей-цы. Согласно сильной версии, лингвистические различия между людьми фактически отражаются в способе их мышления и пред-ставлениях об окружающем мире. К примеру, в языке индейцев хопи и тайцев не существует таких же представлений о прошлом. настоящем и будущем, как у нас. Это считается доказательством существенно иного способа восприятия времени.

 

Гипотеза «справедливого мира»

 

Вера в то, что мир является справедливым и предсказуемым местом. в котором хорошие дела вознаграждаются. а дурные неизбежно подлежат наказанию. Из-за веры в естественную причинно-следственную связь между поведением и его послед-ствиями сторонники этой гипотезы часто считают, что неудач-ливые или несчастные люди так или иначе заслужили свою участь.

 

Гипофиз

 

Будучи частыо эидокринной системы, гипофиз вырабатывает гормопы, главная функция которых заключается в активации гормонов, выделяемых другими железами. К примеру, гонадот-ропины являются гормонами, которые вырабатываются гипо-физом и переносятся по кровеносной системе к половым желе-зам, где они стимулируют выделение таких гормонов, как тес-тостероп.

 

Гиппокамп

Будучи частью лимбической системы переднего мозга, гиппокамп играет важную роль в процессах памяти. Повреждение этой области приводит к неспособности запоминать новую информацию, хотя уже имеющиеся воспоминания остаются нетронутыми.

 

Гистограмма

 

Способ графического представления результатов исследований по какой-либо дискретной переменной. К примеру, если мы хотим представить количество автомобилей из разных стран в автомобильном парке нашего колледжа, гистограмма может выглядеть следующим образом:

 

Страна изготовления Пример гистограммы

 

Главные черты

Характеристики, оказывающие преобладающее воздействие практически на все, чем мы занимаемся. Можно сказать, что главной чертой матери Терезы из Калькутты был альтруизм, а главной чертой Маргарет Тэтчер — вера в себя. Вопрос о том, есть ли главная черта у каждого человека, является спорным. Более вероятно, что мы обладаем небольшим количеством характерных черт (например, щедрость, надежность, импульсивность), отражающих наше типичное отношение к другим людям.

 

 

Глубинная структура

Скрытый смысл предложения. К примеру, в предложении «мальчик побежал за товарищем, и он упал», есть две глубинные структуры. Большинство предложений может быть понято слуша-тслями без осознания глубинной структуры, на основании поверх-ностной структуры предложения — то ссть грамматической ин-формации. Так, предложение «мальчик побежал за товарищем и упал» содержит лишь одну глубинную структуру. поэтому поверх-ностная структура имеет одно толкование. Когда смысл предложе-ния оказывается двойственным, слушателю необходима дополни-тельная информация о его глубинной структуре.

 

Головной мозг

Часть цеитралыюй иервиой системы. Головной мозг обычно подразделяется на передний мозг, средний мозг и задний мозг.

 

Основные разделы Подразделы Основные структуры
Передний мозг Теленцэфалон Диэнцефалон (промежуточный мозг) Кора головного мозга, базальный ганглий, лимбическая система Таламус, гипоталамус
Средний мозг Мезоэнцефалон Тектум. тегмегтум
Задний мозг Метэнцефалон Миелэнцефалон Мозжечок, варолиев мост Продолговатый мозг

 

• Теленцэфалон содержит два симметричных полушария, об-разующие головной мозг. Он, в свою очередь, состоит из коры головиого мозга и подкорковых областей базального ганглия и лимбической системы. Базальный ганглий осуще-ствляет контроль над движениями. Причина болезии Паркии-соиа заключается в вырождении иейроиов среднего мозга, ак-соны которых находятся в базальном ганглии. Одни части лимбической системы (особенно гиппоксьш) участвуют в процессе обучения и обработки воспоминаний, в то время как другие играют роль в эмоциональном поведении.

 

• Диэнцефалон содержит таламус и гипоталстус. Таламус пс-редает сенсорные стимулы в кору головиого мозга, а гипота-ламус контролирует автоиомную иервиую систему и эидок-риииую систему.

• Мезоэнцефалон состоит из тектума и тегментума. Тектум со-держит верхние и нижние бугорки, которые соответственно являются частыо визуальной и слуховой системы. Тегментум содержит ряд структур, наиболее важной из которых являет-ся ретикулярная формаиия, играющая значительную роль в процессах сна, движения и внимания.

• Метэнцефалон содержит варолиев мост и мозэісечок. Варо-лиев мост участвует в процессах сна и активации, а мозжечок принимает сенсорную информацию и обрабатывает ее вмес-те с информацией о движении, обеспечивая координацию движений орагнизма.

• Миелэнцефалон имеет одну главную структуру. Это продол-говатый мозг, который, через управление ретикулярной формацией, играет значительную роль в регулировании сер-дечно-сосудистой и респираторной системы.

 

Голофразы

Односложные предложения, характерные для речи маленьких детей. Некоторые психологи считают, что такие предложения дей-ствуют как «телеграфные сообщения», т. е. это сокращения, выз-ванные ограниченными языковыми способностями ребенка. Дру-гис полагают, что односложные предложения отражают простые понятия, такие как обладание («мое») или желание («хочу»).

 

Гомеостаз

 

Процесс, с помощью которого тело поддерживает равновесие в своей внутренней физиологической среде. Через гомеостатические импульсы происходят позывы к еде, питью и регулировке темпера-туры тела. К примеру, понижение температуры тела инициирует множество процессов (например, дрожь), помогающих восстано-вить нормальную температуру. Таким образом, гомеостаз иниции-рует другие процессы, которые действуют как регуляторы и вос-станавливают оптимальное состояние. В качестве аналога можно привести центральную систему отопления с термостатическим контролем. Когда комнатная температура падает ниже показате-лей, заложенных в термостате, он включает паровой котел, кото-

 

 

рыи нагнетает горячую воду в систему отопления. повышая темпе-ратуру. Когда температура в комнате достигает нормального уровня, термостат выключает паровой котел.

 

  --------► Механизм сравнения (рецепторы в гипоталамусе)
       
связь   Контроль ввода/вывода (в гипофизе)
гная        
Обраі   Механизм изменения (почки реабсорбируют воду)
         
    Продукт (содержание
    воды в крови возрастает)

Гомеостатический контроль над содержанием воды в кровеносной системе

 

Гомосексуальность

Склонность с половому контакту или сексуальное предпочтение к лицам того же пола. В обществе существует традиционно сильное предубеждение против людей с гомосексуальной ориентацией, и до 1980 года по классификации В5М гомосексуализм считался психи-ческим расстройством. Термин «гомосексуальный» чаще использу-ется по отношению к мужчинам, а термин «лесбийский» — по отно-шению к женщинам. И тех, и других еще называют «геями».

 

Гормон

См. Эндокрішная систелш.

 

Готовность

 

Термин описывает тот факт, что организмы лучше приспособ-лены к ассоциированшо определенных сочетаний стимулов и реак-

 

 

ций. Если животное ест, а потом заболевает, у него может развить-ся отвращение к запаху пищи. но не к зрительным или слуховым стимулам, присутствовавшим во время питания. Однако если во время еды животное получает удар электрическим током в сочета-нии с особыми зрительными или слуховыми стимулами, впослед-ствии оно будет избегать мест. где присутствуют эти стимулы, но не будет испытывать отвращения к пище. Это происходит потому, что запах пищи тесно ассоциируется с болезныо, в отличие от зри-тельных или слуховых стимулов. С другой стороны. зрительные и слуховые стимулы тесно ассоциируются с болью.

 

Группа ровесников

Социальная группа, обычно состоящая из ровваіиков одного воз-раста, которые имеют сходные ценности и стандарты поведения. Группа ровесников образуется в средней школе, когда принадлеж-ность к коллективу становится важным соображением для ребенка. В подростковом возрасте и ранней юности группы ровесников ста-новятся более сплоченными и ориентированными по интересам. Слабо организованная группа (см. Толпсі) иногда помогает подрос-ткам в поиске собственной идентичности, формировакии стереоти-пов или приобретении репутации среди ровесников. Как рыхлые, так и сплоченные группы ровесников выполняют важные функции. Если сплоченная группа дает основу для приобретения необходи-мых общественных навыков, то рыхлая группа предоставляет под-ростку возможность развития «временной личности» в процессе поиска собственной идентичности (см. Юностъ: формирование личности). Согласно последним исследованиям, влияние группы ро-весников на формирование ценностей у подростка может быть пре-увеличенным; многие нормы и ценности группы сверстников явля-ются как бы продолжением норм и ценностей, приобретенных дома. Значение группы ровесников постепенно уменьшается в по-здней юности, когда развитие более близких взаимоотношений от-крывает перед молодым человеком дорогу к взрослой жизни.

 

Групповая динамика

 

Совокупность социально-психологических процессов и явлений, происходящих в группе на всем протяжении ее существования — от образования до распада. А также различные взаимодействия между членами группы — например, отношения «лидер-последо-ватель», илй процедура совместного принятия решений. В более

 

узком смысле, термин часто используется как показатель благопо-лучия отношений в группе и эффсктивности совместной работы.

 

Групповая поляризация

Одна из групповых тенденций, выражающаяся в сдвиге к край-ностям в групповых решениях по сравнению с решениями, прини-маемыми отдельными членами группы. Когда члены группы про-являют индивидуальную осторожность в решении вопроса. на-блюдается еще большая осторожность при обсуждении этого воп-роса в группе единомышленников. Когда человек настроен решительно перед группорым обсуждением, он обнаруживает сдвиг к еще более рискованным решениям в процессе обсуждения.

 

Групповая терапия

Термин используется для описания психотерапевтических заня-тий в группах, в отличие от индивидуальной терапии. Терапевт не руководит действиями пациентов, как это часто происходит во время индивидуальных занятий, а скорее выполняет роль помощ-ника и наставника. Таким образом, каждый член группы одновре-менно играет роль пациента и терапевта. Слушая рассказы других людей об их чувствах и переживаниях, пациенты могут многое уз-нать о собственном состоянии. Вот некоторые преимущества это-го подхода в терапии:

• Наблюдая за успехами других членов группы, человек обре-тает надежду и приходит к убеждению, что его собственные проблемы тоже можно решить.

• Пациенты начинают понимать, что многие люди сталкива-ются с одинаковыми проблемами, и чувствуют себя не таки-ми одинокими, как раньше.

• Пациентам предоставляется возможность помогать другим и ощущать положительное воздействие своей роли помощника.

• Развивается позитивное взаимодействие, что имеет важное значение, так как недостаток общения с другими людьми способствует развитию некоторых психических расстройств.

Групповое мышление

Термин обозначает склонность отдельных групп принимать эк-стремальные, нереалистичные или неразумные решения. Если груп-па представляет собой сплоченный коллектив, члены которого име-

 

ют сходные взгляды на обсуждаемый предмет, а другие мнения от-сутствуют, то вероятность экстремальных решений резко возраста-ет. Члены группы могут игнорировать или искажать информацию, которая не согласуется с выбранной линией, а также выражают сильное неодобрение по отношению к несогласным. В конечном итоге складывается впечатление, что решсние принимается едино-гласно. Групповое мышление может иметь далеко идущие соци-альные и политические последствия: в истории есть много примеров трагических ошибок, совершенных в результате подобных рсшений.

Гуманистическая психология

Одна из наиболее современных областей психологии, гуманис-тическая психология выросла из потребности в более позитивных взглядах на человеческую личность. чем это было предложено в теориях психоаиализа или бихевиоризма. Основные представители гуманистической психологии, Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, верили в то, что люди рождаются с желанием расти, творить и любить, что они обладают способностью распоряжаться своей жизныо. Среда обитания и общественного взаимодействия может либо способствовать, либо препятствовать этой естественной склонности. Если человек живет в угнетающей среде, она препят-ствует его развитию; с другой стороны. благоприятная среда спо-собствует развитию.

Представители гуманистической психологии также считают, что важнейшим аспектом человечности является субъективный опыт. Вероятно, это представляет самую серьезную проблему с точки зре-ния научной психологии, которая требует, чтобы объект изучения был доступен для прямого наблюдения и проверки. Субъективный опыт по определению не вписывается в эти критерии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.034 с.)