ТОП 10:

Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК)



Молекула, которая является химической основой наследствен-ности. ДНК переносит всю генетическую информацию на хромо-сомах.

 

Дезориентирующие переменные

 

Термин обозначает возможное влияние неконтролируемых факторов на измеряемое поведение (зависимая перемеішая) в экспе-рименте. К примеру, одно исследование, проведенное несколько лет назад, установило различие в физической силе между католи-ками и некатоликами. Однако внимательное изучение эксперимен-тальных процедур показало, что это различие обусловлено не ре-

 

лигиозными убеждениями или атлетизмом прсдставителей като-лического вероисповедания, а профессиональными различиями участников эксперимента (все католики были набраны из строи-тельных рабочих, прокладывавших автостраду неподалеку от уни-верситста, где проводился эксперимент). В данном случае профес-сия участников играла роль дезориентирующей переменной.

 

Декларативное знание

 

Термин, обозначающий любое знание, к которому человек име-ет осознанный доступ и которое может быть выражено тем или иным способом. Так, когда мы учимся печатать, то полагаемся на свои знания о расположении клавиш (декларативное знание). Но по мере приобретения рабочих навыков мы постепенно перестаем думать о расположении клавиш. и наши пальцы попадают в нуж-ные места почти без осознанных усилий (процедурное знание). Представление о знании в рамках этих двух систем было проде-монстрировано при исследовании пациентов, страдающих амнези-ей, у которых наблюдалась полная утрата декларативной памяти, но их процедурная память оставалась неповрежденной.

Демонстрация умиротворения

 

Виды поведения, способствующие уменьшению агрессии при столкновении, особенно в тех ситуациях, когда одно из живот-ных не может убежать или отступить. Демонстрация умиротво-рения принимает различные формы. Подчиненное животное ста-рается скрыть или свести к минимуму все, что может пробудить агрессию у его оппонента. Например, если животное скалит зубы в качестве демонстрации угрозы (см. угрожающее поведение), оно прячет их, закрывая пасть и отворачиваясь в качестве демонстра-ции умиротворения. Иногда подчиненные животные успокаива-ют агрессивных представителей своего вида, создавая мотиваци-онный конфликт у доминирующего животного. Подчиненныс самцы макак-резусов часто поворачиваются спиной к доминиру-ющему самцу и принимают позу сексуальной покорности. Таким образом, ссксуальная мотивация, возникающая у доминирующс-го животного, вступает в конфликт с агрессивной мотивацией. Демонстрация умиротворения у человека сохраняется в жесте руки, поднятой в знак приветствия. Ранее этот жест показывал. что человек не вооружен; демонстрация пустых рук до сих пор принята у многих народов как знак добрых намерений.

 

Дендриты

Древовидно разветвленные отростки нервных клеток, принима-ющие импульсы от соседних нейронов или непосредственно от внешних раздражителей.

 

Депрессанты

Химические вещества, снижающие активность цеитралъиой не-рвной системы. Принимаемые в больших дозах, они могут ослаб-лять внутренние запреты, нарушать сосредоточенность и способ-ность к взвешенным суждениям. Наиболее распространенными видами депрессантов являются алкоголь, седативные препараты (валиум и либриум) и опиаты (морфин и героин).

Депрессия

Категория расстройств пастроеиия. В состоянии депрессии че-ловек испытывает чувство огромной печали, вины и собственной бесполезности; жизнь кажется ему невыносимо тяжелой. По клас-сификации В8М-ІѴ существует два основных типа депрессии: об-щая депрессия и биполяриые расстройства. Общая депрессия наи-более распространена. Формальный диагноз общей депрессии тре-бует наличия пяти из нижеследующих симптомов (включая либо подавленное настроение, либо утрату интереса к окружающему):

• Печаль, угнетенное душевное состояние.

• Потеря интереса к обычным делам.

• Расстройства сна (бессонница), или — у некоторых пациен-тов — желание спать постоянно.

• Резкие перемены уровня активности — летаргия и апатия либо возбужденное состояние.

• Плохой аппетит и потеря веса или необычная прожорли-вость и ожирение.

• Упадок энергии, сильная усталость.

• Негативная самооценка, чувство вины и собственной беспо-лезности.

• Нарушение сосредоточенности, замедленное мышление и не-решительность.

• Навязчивые мысли о смерти или самоубийстве.

Общая депрессия является наиболее широко распространенным психическим расстройством, поражающим примерно 5% населе-

 

ния. Средний возраст пациентов с этим диагнозом колеблется между 40 и 50 годами; женщины страдают чаще, чем мужчины. Существуют следующие объяснения причин депрессии:

• В биологических теориях депрессия рассматривается как на-следственная предрасположенность. во многом обусловлен-ная геиетическими факторами (играющими большую роль в биполярпых расстройствах, чем в общей депрессии). В ре-зультате современных исслсдований была установлена воз-можная связь между иейротраисмыттерами серотонииом и норадреналином (норэпииефрии) и развитием обоих типов депрессии.

• В когнитивных теориях подчеркивается роль иррациональ-ных мыслей и убеждений как главных факторов, воздейству-ющих на эмоциональное состояние личности. Согласно тео-рии Аарона Бека, причиной депрессии в зрелом возрасте служит предубеждение, связанное с негативными интерпре-тациями событий. Корни депрессии следует искать в детских переживаниях, таких как утрата родителей, социальное от-торжение в среде сверстников или враждебное отношение со стороны членов семьи. Предубеждение начинает действо-вать, когда человек сталкивается с ситуацией, которую он переживал в детствс.

Виды лечения депрессии включают:

• Психотерапию, в том числе основанную на когнитивной те-ории Аарона Бека. Терапевт пытается выявить негативные и алогичные способы мышления пациента, а затем помогает ему выработать новый, более реалистичный взгляд на себя и окружающий мир.

• Биологические методы, включая применение электрошоко-вой терапии и лекарственных препаратов, особенно аитидеп-рессаитов из категории трициклических лекарств и произ-водных флуоцетина (прозак).

Клинические данные показывают, что леченис медицинскими препаратами быстрее снимает симптомы депрессии, хотя психоте-рапия постепенно приближается к ним по эффективности, особен-но на ранних стадиях расстройства. Все больше свидетельств под-

 

тверждает мненис о том, что когнитивная терапия лучшс предотв-ращает рецидивы депрессии, хотя сочетанис выгод от когнитив-ноіі и лекарствснной терапии, по всей видимости, приносит паци-ентам больше пользы. чсм любой их этих видов терапии по от-дельности (см. Биполярпое расстройство).

 

Депривация

 

Термин, ставший широко известным благодаря Джону Боулби, который считал, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем детстве. испытывают задержку в эмоциональном, физи-ческом или интеллектуальном развитии. Термин «дспривация» применяется в тсх случаях, когда узы привязшиюсти оказываются разорванными. Ранние эксперименты Боулби с участием детей, эвакуированных во время Второй мировой войны. привели его к убеждению, что длительная разлука с матерью является причиной синдрома депривации. Это убеждение укрепилось в результате ис-следования макак-резусов, проведенного Гарри Харлоу в 1950-х годах. Харлоу доказал, что молодые мартышки, разлученные с матерями вскоре после рождения и воспитанныс в изоляции, обна-руживают существенную задержку в развитии. Исследование вос-питанников сиротских приютов установило, что они часто выка-зывают признаки отставания в физическом. эмоциональном и ин-теллектуальном развитии. Подобные эффектьг являются прямым следствием депривации в раннем возрасте.

Работы Боулби во многом способствовали благотворным пере-менам в обществе, особенно улучшению государственной заботы о маленьких детях и постепенному усилению роли приемных родите-лей как альтернативы сиротским приютам. Тем не менее, многие его утверждения об опасности ранней разлуки с матерью кажутся прс-увеличенными, а чувство вины перед детьми, испытываемое работа-ющими матерями, не считается таким сильным, как раньше.

 

Десенсибилизация

Термин обозначает уменьшение чувствительности по отноше-нию к внешнему стимулу. К примеру, организм первые несколько раз будет реагировать на внезапный шум, но постепенно его реак-ция ослабеет и исчезнет.

 

Детерминизм

См. Свободиая воля (ѵегзш детермипизм).

 

Дети как свидетели

 

Область психологических исследований, посвященная изуче-нию достоверности детских воспоминаний о травматических со-бытиях или переживаниях. Особенно важное значение придается детским воспоминаниям о половом насилии. До 1970-х гг. сообще-ния дстей о случаях полового насилия над ними обычно счита-лись нсдостоверными. Начиная с 1980 года и далее суды стали уде-лять больше внимания показаниям потерпевших при рассмотре-нии дел о насилии над дстьми. Психологические исследования в этой сложной области нельзя проводить с использованием тради-ционных экспериментальных методов. но благодаря сеансам пси-хоансілиза было установлено, что дети могут вспоминать события с такой же точностью, как и взрослые, хотя они тоже подвержены различным факторам, воздействующим на их показания. Уэйд и Тервис (1995) перечислили следующие открытия:

• Как и в случае со взрослым человеком, на воспоминания ре-бенка можно повлиять наводящими и отвлекающими вопро-сами.

• Детские воспоминания, как и воспоминания взрослых лю-дей, часто находятся под воздействием стереотипов или ус-воснных понятий о людях и обстоятельствах.

• Дети обычно знают разницу между вымыслом и реальнос-тью, но в эмоционально напряженных ситуациях эта грани-ца может быть размыта.

• Когда взрослые расспрашивают детей, ответы иногда обус-ловлены представлением о том, чего хотят взрослые, а не личным знанием события.

• Эмоциональный тон интервыо может повлиять на точность показаний. Принудительные или настойчивые расспросы по-буждают ребенка говорить то, что от него хотят услышать.

 

«Дети-волки»

 

Дети, обнаруженные в глуши, чье поведение привело исследо-вателей к убеждению, что эти дети воспитывались дикими живот-ными. Считается, что «дети-волки» могут дать ценнейшую инфор-мацию о различных аспектах человеческого развития (например, овладения языковыми навыками). Свидетельства, окружающие подобныс случаи, неизбежно страдают определенной поверхност-ностью и даже анекдотичностью. Не исключается и возможность

 

того. что эти дети были первоначально брошены родителями из-за умственной отсталости или других задержек в развитии. Это озна-чает. что их пригодность для исследоваиий личиости крайне огра-ничена и на основании подобных исследований нельзя делать об-шие выводы о нормальном развитии человека.

Дефицит внимания у гиперактивных детей (ДВГ)

Детское расстройство. характеризуемое неспособностыо сосре-доточиваться на задачах, импульсивным и гиперактивным поведе-нием, либо сочетанием этих факторов. Считается. что ДВГ страдает примерно 3—5% детей. хотя существует тенденпия ставить невер-ный диагноз расстройства нормально гиперактивным или невнима-тельным детям. Ребенок, страдающий ДВГ, может также испыты-вать трудности с обшением и усвоением пройденного материала. Это не удивительно, но следует указать, что ДВГ и неспособность к обучению являются разными расстройствами. Причины ДВГ до сих пор неясны. Некоторые психологи предполагают возможность не-врологической дисфункции в качестве главной причины; другие считают, что причиной являются стрессы и конфликты в семье ре-бенка. Большинство исследователей сходится во мнении, что недо-могание обусловлено рядом взаимосвязанных факторов.

Существуют разные взгляды на лечение ДВГ. Такие лекар-ственные препараты, как ритстші, усиливают внимательность и снижают активность детей, страдающих этим расстройством. Би-хевиористские методики включают положительное подкрепление (вознаграждение) за внимательность и хорошее поведение, а ког-нитивная терапия делает акцент на самодисциплине и расширении умственного кругозора.

 

Децентрация

 

Термин обозначает возрастающую способность ребенка рас-сматривать события из перспективы других людей, а не только из собственной перспективы (см. Эгоцентризм). Так, пятилетний мальчик, имеющий сестру, может ответить, что у него есть сестра, но когда его спросят, есть ли у сестры брат, он ответит отрица-тельно. Ребенок более старшего возраста, способный поставить себя на место сестры, ответит утвердительно. Термин имеет аль-тернативное применение в теории Пиаэісе, где он обозначает спо-собность ребенка отходить от сосредоточенности на перцептуаль-ных свойствах стимула в тестах прищипа сохраиения. Ребенок, спо-

 

собный к децснтрации, редко заблуждается насчет одинакового объема воды, налитой в два сосуда различной формы, и основыва-ет свой ответ на более или менее логичных доводах.

Джиллиган, Кэрол

В 1982 году Кэрол Джиллиган опубликовала свою работу под названием «Другой голос». бросившую вызов взглядам Кольберга на нравствснное развитие человека в приложении к женскому полу. Пользуясь моралъиыми дилеммаии из реальной жизни жен-щин (например, делать или не делать аборт), она установила, что женщины обладают иной. но не низшей нравственной организаци-ей по сравнению с мужчинами. В то время, как по Кольбергу самый высокий уровень нравственного развития связан с абстрактными проблемами справедливости, участники исследований К. Джилли-ган болыпе сосредоточивались на человеческих взаимоотношениях и потребности в заботе о ближнем. Этот подход расставляет иные нравственные акценты, более приземленные, если измерять их по критериям Кольберга. Согласно К. Джиллиган. женщина прохо-дит три этапа в своем нравственном развитии:

• Забота о себе.

• Забота о других.

• Забота о себе и о других.

На последней, наиболее зрелой стадии женщина пытается обре-сти равновесие между тем. что хорошо для других людей, и тем. что хорошо для нее самой. Сталкиваясь с моральными дилемма-ми, женщины и мужчины одинаково способны думать в терминах абстрактных идей справедливости или в терминах заботы о благо-получии других людей. Однако при этом рассуждения мужчин большее ориентированы на первое, а рассуждения женщин — на второе. Работа К. Джиллиган породила всплеск интереса к поло-вым различиям в нравственном развитии человека.

 

Диагноз

Идентификация и классификация психологического расстрой-ства. Термин используется во многом так же, как в физической ме-дицине, т. е. пациенту, направленному к психиатру или клииическо-му психологу, может быть поставлен диагноз депрессш или шизофре-иии. Точность диагноза зависит от четко определенных диагности-

 

ческих категорий. В психологии нет таких точных определений, как в физической медицине, поэтому профессионалы болыне сосредото-чиваются на симптомах расстройства, а не на попытках его точного определения. Это помогает избежать некоторых проблем, возника-юшпх из-за неправилъной постановки диагноза.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.140.184 (0.015 с.)