Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Молекула, которая является химической основой наследствен-ности. ДНК переносит всю генетическую информацию на хромо-сомах.
Дезориентирующие переменные
Термин обозначает возможное влияние неконтролируемых факторов на измеряемое поведение (зависимая перемеішая) в экспе-рименте. К примеру, одно исследование, проведенное несколько лет назад, установило различие в физической силе между католи-ками и некатоликами. Однако внимательное изучение эксперимен-тальных процедур показало, что это различие обусловлено не ре-
лигиозными убеждениями или атлетизмом прсдставителей като-лического вероисповедания, а профессиональными различиями участников эксперимента (все католики были набраны из строи-тельных рабочих, прокладывавших автостраду неподалеку от уни-верситста, где проводился эксперимент). В данном случае профес-сия участников играла роль дезориентирующей переменной.
Декларативное знание
Термин, обозначающий любое знание, к которому человек име-ет осознанный доступ и которое может быть выражено тем или иным способом. Так, когда мы учимся печатать, то полагаемся на свои знания о расположении клавиш (декларативное знание). Но по мере приобретения рабочих навыков мы постепенно перестаем думать о расположении клавиш. и наши пальцы попадают в нуж-ные места почти без осознанных усилий (процедурное знание). Представление о знании в рамках этих двух систем было проде-монстрировано при исследовании пациентов, страдающих амнези-ей, у которых наблюдалась полная утрата декларативной памяти, но их процедурная память оставалась неповрежденной. Демонстрация умиротворения
Виды поведения, способствующие уменьшению агрессии при столкновении, особенно в тех ситуациях, когда одно из живот-ных не может убежать или отступить. Демонстрация умиротво-рения принимает различные формы. Подчиненное животное ста-рается скрыть или свести к минимуму все, что может пробудить агрессию у его оппонента. Например, если животное скалит зубы в качестве демонстрации угрозы (см. угрожающее поведение), оно прячет их, закрывая пасть и отворачиваясь в качестве демонстра-ции умиротворения. Иногда подчиненные животные успокаива-ют агрессивных представителей своего вида, создавая мотиваци-онный конфликт у доминирующего животного. Подчиненныс самцы макак-резусов часто поворачиваются спиной к доминиру-ющему самцу и принимают позу сексуальной покорности. Таким образом, ссксуальная мотивация, возникающая у доминирующс-го животного, вступает в конфликт с агрессивной мотивацией. Демонстрация умиротворения у человека сохраняется в жесте руки, поднятой в знак приветствия. Ранее этот жест показывал. что человек не вооружен; демонстрация пустых рук до сих пор принята у многих народов как знак добрых намерений.
Дендриты Древовидно разветвленные отростки нервных клеток, принима-ющие импульсы от соседних нейронов или непосредственно от внешних раздражителей.
Депрессанты Химические вещества, снижающие активность цеитралъиой не-рвной системы. Принимаемые в больших дозах, они могут ослаб-лять внутренние запреты, нарушать сосредоточенность и способ-ность к взвешенным суждениям. Наиболее распространенными видами депрессантов являются алкоголь, седативные препараты (валиум и либриум) и опиаты (морфин и героин). Депрессия Категория расстройств пастроеиия. В состоянии депрессии че-ловек испытывает чувство огромной печали, вины и собственной бесполезности; жизнь кажется ему невыносимо тяжелой. По клас-сификации В8М-ІѴ существует два основных типа депрессии: об-щая депрессия и биполяриые расстройства. Общая депрессия наи-более распространена. Формальный диагноз общей депрессии тре-бует наличия пяти из нижеследующих симптомов (включая либо подавленное настроение, либо утрату интереса к окружающему): • Печаль, угнетенное душевное состояние. • Потеря интереса к обычным делам. • Расстройства сна (бессонница), или — у некоторых пациен-тов — желание спать постоянно. • Резкие перемены уровня активности — летаргия и апатия либо возбужденное состояние. • Плохой аппетит и потеря веса или необычная прожорли-вость и ожирение. • Упадок энергии, сильная усталость. • Негативная самооценка, чувство вины и собственной беспо-лезности. • Нарушение сосредоточенности, замедленное мышление и не-решительность. • Навязчивые мысли о смерти или самоубийстве. Общая депрессия является наиболее широко распространенным психическим расстройством, поражающим примерно 5% населе-
ния. Средний возраст пациентов с этим диагнозом колеблется между 40 и 50 годами; женщины страдают чаще, чем мужчины. Существуют следующие объяснения причин депрессии: • В биологических теориях депрессия рассматривается как на-следственная предрасположенность. во многом обусловлен-ная геиетическими факторами (играющими большую роль в биполярпых расстройствах, чем в общей депрессии). В ре-зультате современных исслсдований была установлена воз-можная связь между иейротраисмыттерами серотонииом и норадреналином (норэпииефрии) и развитием обоих типов депрессии. • В когнитивных теориях подчеркивается роль иррациональ-ных мыслей и убеждений как главных факторов, воздейству-ющих на эмоциональное состояние личности. Согласно тео-рии Аарона Бека, причиной депрессии в зрелом возрасте служит предубеждение, связанное с негативными интерпре-тациями событий. Корни депрессии следует искать в детских переживаниях, таких как утрата родителей, социальное от-торжение в среде сверстников или враждебное отношение со стороны членов семьи. Предубеждение начинает действо-вать, когда человек сталкивается с ситуацией, которую он переживал в детствс. Виды лечения депрессии включают: • Психотерапию, в том числе основанную на когнитивной те-ории Аарона Бека. Терапевт пытается выявить негативные и алогичные способы мышления пациента, а затем помогает ему выработать новый, более реалистичный взгляд на себя и окружающий мир. • Биологические методы, включая применение электрошоко-вой терапии и лекарственных препаратов, особенно аитидеп-рессаитов из категории трициклических лекарств и произ-водных флуоцетина (прозак). Клинические данные показывают, что леченис медицинскими препаратами быстрее снимает симптомы депрессии, хотя психоте-рапия постепенно приближается к ним по эффективности, особен-но на ранних стадиях расстройства. Все больше свидетельств под-
тверждает мненис о том, что когнитивная терапия лучшс предотв-ращает рецидивы депрессии, хотя сочетанис выгод от когнитив-ноіі и лекарствснной терапии, по всей видимости, приносит паци-ентам больше пользы. чсм любой их этих видов терапии по от-дельности (см. Биполярпое расстройство).
Депривация
Термин, ставший широко известным благодаря Джону Боулби, который считал, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем детстве. испытывают задержку в эмоциональном, физи-ческом или интеллектуальном развитии. Термин «дспривация» применяется в тсх случаях, когда узы привязшиюсти оказываются разорванными. Ранние эксперименты Боулби с участием детей, эвакуированных во время Второй мировой войны. привели его к убеждению, что длительная разлука с матерью является причиной синдрома депривации. Это убеждение укрепилось в результате ис-следования макак-резусов, проведенного Гарри Харлоу в 1950-х годах. Харлоу доказал, что молодые мартышки, разлученные с матерями вскоре после рождения и воспитанныс в изоляции, обна-руживают существенную задержку в развитии. Исследование вос-питанников сиротских приютов установило, что они часто выка-зывают признаки отставания в физическом. эмоциональном и ин-теллектуальном развитии. Подобные эффектьг являются прямым следствием депривации в раннем возрасте. Работы Боулби во многом способствовали благотворным пере-менам в обществе, особенно улучшению государственной заботы о маленьких детях и постепенному усилению роли приемных родите-лей как альтернативы сиротским приютам. Тем не менее, многие его утверждения об опасности ранней разлуки с матерью кажутся прс-увеличенными, а чувство вины перед детьми, испытываемое работа-ющими матерями, не считается таким сильным, как раньше.
Десенсибилизация Термин обозначает уменьшение чувствительности по отноше-нию к внешнему стимулу. К примеру, организм первые несколько раз будет реагировать на внезапный шум, но постепенно его реак-ция ослабеет и исчезнет.
Детерминизм См. Свободиая воля (ѵегзш детермипизм).
Дети как свидетели
Область психологических исследований, посвященная изуче-нию достоверности детских воспоминаний о травматических со-бытиях или переживаниях. Особенно важное значение придается детским воспоминаниям о половом насилии. До 1970-х гг. сообще-ния дстей о случаях полового насилия над ними обычно счита-лись нсдостоверными. Начиная с 1980 года и далее суды стали уде-лять больше внимания показаниям потерпевших при рассмотре-нии дел о насилии над дстьми. Психологические исследования в этой сложной области нельзя проводить с использованием тради-ционных экспериментальных методов. но благодаря сеансам пси-хоансілиза было установлено, что дети могут вспоминать события с такой же точностью, как и взрослые, хотя они тоже подвержены различным факторам, воздействующим на их показания. Уэйд и Тервис (1995) перечислили следующие открытия: • Как и в случае со взрослым человеком, на воспоминания ре-бенка можно повлиять наводящими и отвлекающими вопро-сами. • Детские воспоминания, как и воспоминания взрослых лю-дей, часто находятся под воздействием стереотипов или ус-воснных понятий о людях и обстоятельствах. • Дети обычно знают разницу между вымыслом и реальнос-тью, но в эмоционально напряженных ситуациях эта грани-ца может быть размыта. • Когда взрослые расспрашивают детей, ответы иногда обус-ловлены представлением о том, чего хотят взрослые, а не личным знанием события. • Эмоциональный тон интервыо может повлиять на точность показаний. Принудительные или настойчивые расспросы по-буждают ребенка говорить то, что от него хотят услышать.
«Дети-волки»
Дети, обнаруженные в глуши, чье поведение привело исследо-вателей к убеждению, что эти дети воспитывались дикими живот-ными. Считается, что «дети-волки» могут дать ценнейшую инфор-мацию о различных аспектах человеческого развития (например, овладения языковыми навыками). Свидетельства, окружающие подобныс случаи, неизбежно страдают определенной поверхност-ностью и даже анекдотичностью. Не исключается и возможность
того. что эти дети были первоначально брошены родителями из-за умственной отсталости или других задержек в развитии. Это озна-чает. что их пригодность для исследоваиий личиости крайне огра-ничена и на основании подобных исследований нельзя делать об-шие выводы о нормальном развитии человека. Дефицит внимания у гиперактивных детей (ДВГ) Детское расстройство. характеризуемое неспособностыо сосре-доточиваться на задачах, импульсивным и гиперактивным поведе-нием, либо сочетанием этих факторов. Считается. что ДВГ страдает примерно 3—5% детей. хотя существует тенденпия ставить невер-ный диагноз расстройства нормально гиперактивным или невнима-тельным детям. Ребенок, страдающий ДВГ, может также испыты-вать трудности с обшением и усвоением пройденного материала. Это не удивительно, но следует указать, что ДВГ и неспособность к обучению являются разными расстройствами. Причины ДВГ до сих пор неясны. Некоторые психологи предполагают возможность не-врологической дисфункции в качестве главной причины; другие считают, что причиной являются стрессы и конфликты в семье ре-бенка. Большинство исследователей сходится во мнении, что недо-могание обусловлено рядом взаимосвязанных факторов. Существуют разные взгляды на лечение ДВГ. Такие лекар-ственные препараты, как ритстші, усиливают внимательность и снижают активность детей, страдающих этим расстройством. Би-хевиористские методики включают положительное подкрепление (вознаграждение) за внимательность и хорошее поведение, а ког-нитивная терапия делает акцент на самодисциплине и расширении умственного кругозора.
Децентрация
Термин обозначает возрастающую способность ребенка рас-сматривать события из перспективы других людей, а не только из собственной перспективы (см. Эгоцентризм). Так, пятилетний мальчик, имеющий сестру, может ответить, что у него есть сестра, но когда его спросят, есть ли у сестры брат, он ответит отрица-тельно. Ребенок более старшего возраста, способный поставить себя на место сестры, ответит утвердительно. Термин имеет аль-тернативное применение в теории Пиаэісе, где он обозначает спо-собность ребенка отходить от сосредоточенности на перцептуаль-ных свойствах стимула в тестах прищипа сохраиения. Ребенок, спо-
собный к децснтрации, редко заблуждается насчет одинакового объема воды, налитой в два сосуда различной формы, и основыва-ет свой ответ на более или менее логичных доводах. Джиллиган, Кэрол В 1982 году Кэрол Джиллиган опубликовала свою работу под названием «Другой голос». бросившую вызов взглядам Кольберга на нравствснное развитие человека в приложении к женскому полу. Пользуясь моралъиыми дилеммаии из реальной жизни жен-щин (например, делать или не делать аборт), она установила, что женщины обладают иной. но не низшей нравственной организаци-ей по сравнению с мужчинами. В то время, как по Кольбергу самый высокий уровень нравственного развития связан с абстрактными проблемами справедливости, участники исследований К. Джилли-ган болыпе сосредоточивались на человеческих взаимоотношениях и потребности в заботе о ближнем. Этот подход расставляет иные нравственные акценты, более приземленные, если измерять их по критериям Кольберга. Согласно К. Джиллиган. женщина прохо-дит три этапа в своем нравственном развитии: • Забота о себе. • Забота о других. • Забота о себе и о других. На последней, наиболее зрелой стадии женщина пытается обре-сти равновесие между тем. что хорошо для других людей, и тем. что хорошо для нее самой. Сталкиваясь с моральными дилемма-ми, женщины и мужчины одинаково способны думать в терминах абстрактных идей справедливости или в терминах заботы о благо-получии других людей. Однако при этом рассуждения мужчин большее ориентированы на первое, а рассуждения женщин — на второе. Работа К. Джиллиган породила всплеск интереса к поло-вым различиям в нравственном развитии человека.
Диагноз Идентификация и классификация психологического расстрой-ства. Термин используется во многом так же, как в физической ме-дицине, т. е. пациенту, направленному к психиатру или клииическо-му психологу, может быть поставлен диагноз депрессш или шизофре-иии. Точность диагноза зависит от четко определенных диагности-
ческих категорий. В психологии нет таких точных определений, как в физической медицине, поэтому профессионалы болыне сосредото-чиваются на симптомах расстройства, а не на попытках его точного определения. Это помогает избежать некоторых проблем, возника-юшпх из-за неправилъной постановки диагноза.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.228 (0.011 с.) |