Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тесты, свободные от влияния культурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Идеализированное представление о тестах на умственное раз-витие, свободных от любых предубеждений по отношению к чле-нам другой культуры, расы или вероисповедания. Многие хоро-шо известные тесты (например, тест Стэнфорда-Бине и тест Век-слера по определению детского интеллекта) критиковались за ан-глоцентризм (позитивное предубеждение по отношению к англоязычным народам). Другие тесты критикуются за позитив-ное прсдубеждение по отношению к \ѴА8Р (белым англосаксон-цам протестантского вероисповедания). Весьма сомнительно, можно ли создать тесты, полностью свободные от культурного воздействия. Значительное большинство таких тестов измеряет кристаллизованный иптеллект, а следовательно, те навыки и зна-ния, которые были приобретены в определенном культурном контексте. Типовые теории личности Способы классификации людей по ограниченному числу пси-хологических характеристик. В отличие от других классификаций личпости (например, экстравертностъ), типовые классификации строятся по принципу «все или ничего» — т. е. человек принадле-жит либо к одному типу, либо к другому, без смешения категорий. Примером типовой теории личности является копституционпая теория Шелдона. т Толерантность Ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятньій фактор в результате снижения чувствительности к его воздей-ствию. В специализированном значении термин описывает привьі-кание организма к употреблению определенных препаратов. В ре-зультате для достижения того же эффекта приходится принимать все болыиие дозы препарата. Толпа Помимо очевидного определения (большое скопление людей), термин имеет особое значение при исследовании юіюсти. Здесь он обозначает большую, слабо организованную группу, которая мо-жет дать подростку ощущение идентичности, основанное на апе-реотипе группы, пока он еще не успел развить чувство собствен-ной идеитичности. Торможение (подавление, угнетение) Термин, имеющий много разных значений, но обычно означа-ющий ограничение любого процесса или реакции путем его тор-можения или подавления. Торможение (угасание условного рефлекса) Термин, используемый при классическом формироваіши услов-иых рефлексов и выработке инструменталы іых условных рефлексов, обозначающий потерю усвоенной реакции. В случае классического формирования условных рефлексов условный стимул (УС) больше не сопровождается безусловным стимулом (БС). Повторение ус-ловного стимула, не подкрепленного безусловным, приводит к потере усвоенной реакции. К примеру, когда перед приемом пищи (БС) каждый раз звенит звонок (УС), ваша собака будет прихо-дить в возбуждение при каждом звуке звонка. Если звонок более не предшествует появлению пищи, то через некоторое время воз-буждение угасает. При выработке инструментальных условных рефлексов торможение означает, что реакция более не подкрепля-ется положительньш стимулом, либо используемый стимул утра-чивает эффективность. Например, если вы даете своей собаке бис-квит каждый раз, когда она приносит газету, то в конце концов она начнет таскать вам все — от иллюстрированных журналов до «Санди Таймс». Однако вскоре после того, как бисквиты закон-чатся, вам придется самому ходить за газетой. т В более-широком смысле термин ехііпсііоп означает также «вы-мирание вида», что относится к уже исчезнувшим видам (напри-мер, дронт) и к существующим видам, которые находятся под уг-розой уничтожения. Точка контроля Термин обозначает способ отношения человека к контролю над собственным поведением. Измерение производится по двум параметрам: от высокого внутреннего контроля до высокого внешнего контроля. Человек с высоким внутренним контролем считает, что он может свободно управлять своим поведением и, следовательно, более склонен к личной ответственности за свои поступки, которые рассматриваются как результат личных спо-собностей и усилий. Человек с высоким внешним контролем пола-гает, что его поведение больше обусловлено внешними воздей-ствиями, или «удачей». Травма Термин обозначает либо физическое повреждение, вызванное внешними причинами, либо психологический ущерб, причинен-ный сильным эмоциональным потрясением. Тревожная реакция См. Общий адаптационный синдром. Тревожность Чувство страха и мрачные предчувствия, которые сопровожда-ются усиленной и продолжительно физиологической активацией. Как таковые, симптомы тревожности могут присутствовать во многих психических расстройствах. Уровень тревожности можно измерить различными способами: самоотчетом, измерением коэіс-по-галъванической реакции или наблюдением за особенностями по-ведения (например, за возбужденными движениями, быстрой ре-чью или потливостью). Тревожные расстройства Категория расстройств, характеризуемых сильным чувством тревоги. Наиболее распространенными психическими расстрой-ствами среди взрослых людей являются фобии, посттравматичес-кие стрессы и одерэісимо-навязчивые расстройства. У Угрожающее поведение Схемы поведения, позволяющие животному справляться с кон-фликтами, возникающими в результатс агрессивных столкновений с конспецифичными организмами. Большинство видов угрожающе-го поведения обусловлено соперпичеством за ресурсы (пища, дос-туп к самкам и т. д.). В подобных ситуациях животное испытывает конфликт между агрессией и страхом. Конфликт порождает раз-личные поведенческие реакции, такие как демонстрация угрозы, демонстрация умиротворения, обозначение границ своей террито-рии с помощью пахучих меток, птичьи песни и танцы. Все эти раз-новидности поведения имеют одну общую особенность: они мини-мизируют ущерб от столкновения между представителями одного вида. Узнавание (опознание) Помимо очевидного значения, термин широко используется в контексте исследования намяти. Во время эксперимента на опоз-нание участникам дают ряд возможных вариантов, из которых только один является правильным решением. Укрупнение Методика для увеличения емкости краткосрочной памяти через соединение единиц информации (обычно цифр) в более крупные блоки. С помощью этой методики можно добиться впечатляющих результатов. К примеру, цифры 3, 5, 2, 7, 5, 8, 5, 1, 0, 4, 3, 9 обычно перегружают нашу краткосрочную память (см. Цифровой отре-зок), но если выстроить их в блоки 352, 758, 510 и 439, способность запоминания значительно улучшается. Умственная отсталость По классификации ОЗМ-ІѴ умственная отсталость определяет-ся как существенное отставание от среднего интеллектуального развития в сочетании со слабо выраженным адаптивным поведе-
нием (способностью заботиться о себе). Умственная отсталость обычно наблюдается у людей в возрасте до 18 лет. При использовании тестов на умственное развитие как критерия развития интеллекта существенным отставанием считается КУР ниже 70 (среднее значение равно 100). Статистический анализ показывает, что примерно 2,5% людей попадают в эту категорию. График умственного развития По DSM-IV выделяется четыре уровня умственной отсталости: • слабая (КУР 55-70), • средняя (КУР 40-55), • сильная (КУР 25-40), • глубокая (КУР менее 25). Умственная отсталость имеет как органические, так и психические причины, причем последняя категория является гораздо более обширной. Исследователи в области умственного развития подчеркивают тот факт, что значительная доля случаев умственной отсталости обусловлена недостатком или отсутствием мотивации. Кумулятивный эффект общественного отчуждения, постоянных неудач и слабого или непоследовательного подкрепления приводит к тому, что у многих людей отсутствует мотивация к достижению успеха. Согласно альтернативному объяснению, незначительная травма головного мозга, не поддающаяся точному определению, вызывает слабую (наиболее распространенную) форму умственной отсталости. Затем воздействие окружающей среды маскирует или, наоборот, усиливает признаки умственной отсталости, в зависи- У мости от действующих факторов. Органические объяснения ум-ственной отсталости включают хромосомные нарушения (напри-мер, сипдром Дауиа) или генетические условия (фенилкетонурия). В последнее время загрязнение окружающей среды, включая выбро-сы промышленных отходов и высокую загазованность, предлага-лось в качестве одной из возможных причин учащения случаев умственной отсталости среди детей. Универсальная характеристика Любая глубинная характеристика человека или животного, приложимая ко всем представителями данного вида, несмотря на различия жизненного опыта и воспитания. Уорф, Б. См. Гипотеза лиигвистического релятивизма Упущения Чаще всего их связывают с рассеянностью, но на самом деле, это примеры ошибок внимания. На основе экспериментальных сви-детельств можно выделить следующие виды упущений: • Проверочные ошибки: неспособность завершить определен-ную последовательность действий из-за недостаточной вни-мательности в критические моменты. К примеру, я часто до-езжаю почти до своего места работы, так как забываю по-вернуть на главную дорогу, чтобы попасть туда, куда соби-рался с самого начала. • Ошибки хранения: мы забываем первоначальное намерение или действие — например, кладем в кофе вторую ложку са-хара, забывая о том, что положили первую. • Субрутинные ошибки происходят, когда мы неумышленно вставляем или пропускаем некоторые этапы в определенной последовательности действий. Я помню, как однажды на-блюдал за владельцем лавки, торгующим чипсами собствен-ного изготовления, который кидал очищенные картофелины прямо в кипящее масло (не пропустив их сначала через аппа-рат для нарезки!) • Ошибки различения происходят, когда мы утрачиваем способ-ность различать близкие предметы — например, заходим не в тот подъезд или пытаемся открыть дверцу чужого автомобиля. У • Совокупные программные ошибки происходят, когда мы пользуемся неправильным сочетанием предметов — напри-мер, кладем соль в кофе или посыпаем сахаром вареное яйцо. Наиболее странной особенностью упущений является то, что они в основном происходят во время привычной деятельности, когда от человека можно ожидать, что он совершит наименьшее количество ошибок. Ответ, по-видимому, следует искать в конт-рольных процессах, которыми мы пользуемся при различной дея-тельности. На ранних стадиях обучения действия совершаются под нашим осознанным контролем. Совершенствуя свои навыки, мы переключаемся на автоматическую обработку деятельности. Полагаясь на автоматическую обработку, мы время от времени утрачиваем жесткий контроль над своими действиями, возможный лишь при осознанном внимании. Именно тогда мы совершаем ошибки. Их сравнительная редкость указывает на то, что в реаль-ной жизни мы постоянно переходим от осознанного внимания к автоматической обработке. Уровни измерения Способы оценки данпых, получаемых при экспериментальных исследованиях. Различные уровни измерения относятся к разным видам информации, в зависимости от количества доступной ин-формации и природы измерительных инструментов. Различают следующие основные уровни измерения: • Номинальные данные группируются в категории. Результа-ты по каждой категории описываются в виде частотного графика (распределения). В качестве примера можно привес-ти количество студентов разных национальностей, обучаю-щихся в университете. • Порядковые данные группируются в виде рейтингов или ди-апазонов. Примером может быть качественная оценка при-влекательности фотографий женихов и невест или рейтинг этих фотографий по степени их привлекательности (1-я, 2-я, 3-я и т. д.). • Дискретные данные. Для оценки этих данных используется шкала с фиксированными единицами измерения (например, дюймы или секунды), однако отсутствие реального нуля оз- У начает, что разные результаты не могут соотноситься в про-порции друг к другу. Например, коэффициент умственного развития 160 не означает, что КУР человека в два раза пре-вышает показатель 80. • Пропорциональные данные сходны с дискретными, но на шкале измерения присутствует ноль, и пропорциональные соотношения обретают смысл. Расстояние в две мили дей-ствительно в два раза превышает расстояние в одну милю. Уровни обработки Согласно теории, выдвинутой Крейком и Локхартом (1972), глубина обработки перцептуальной информации, происходящая в процессе обучения, определяет количество информации о данном объекте, хранящейся в долговремепиой памяти. Таким образом, ко-личество смысловых характеристик, извлеченных из данного сти-мула, определяет уровень, или глубину обработки. На самом по-верхностном уровне при обработке извлекаются лишь физическис характеристики (цвет или размер) стимула. На самом глубоком уровне обработки извлекается информация о смысловом значении стимула. Вот главные предпосылки этой теории: • Уровень обработки объекта определяет его запоминаемость. • Чем глубже уровень обработки, тем заметнее след памяти и тем дольше он сохраняется. При дальнейших исследованиях возникло предположение, что первоначальная теория уровней обработки рассматривает работу памяти в чрезмерно упрощенном контексте. Крейк и Тулвинг (1975) установили, что усложнение обработки является ключевым фактором запоминания изучаемой темы, поэтому глубокая обра-ботка в процессе обучения (например, запоминание слова, вклю-ченного в сложное предложение) повышает вероятность запоми-нания по сравнению с упрощенной обработкой (когда то же самое слово включено в простое предложение). Другие исследования по-казали, что особые, или уникальные стимулы запоминаются глуб-же, чем обычные стимулы. Критики этой теории высказывают следующие соображения: • Измерение и глубина обработки данных находятся в замкну-том круге умозаключений. Если что-то лучше запомнилось. У то это воспринимается как свидетельство более глубокой обработки, а затем уже глубокая обработка рассматривается как причина лучшего запоминания. • Существуют проблемы с точной оценкой уровня обработки, которым может пользоваться человек при выполнении конк-ретной эксперимснтальной задачи. Выполнение задачи, пре-дусматривающей лишь поверхностную обработку. может потребовать глубинной семантической обработки, что при-водит к искажению полученного результата. • Теория уровней обработки описывает пропессы, происходя-щие в человеческой памяти, но не объясняет их. Утверждая, что глубокая обработка приводит к лучшему запоминанию, чем поверхностная, сторонники теории не объясняют, поче-му это происходит. Усвоенная беспомощность Склонность организма к прекращению попыток избегать воздействия неприятного стимула, так как в прошлом все по-добные попытки заканчивались неудачей. В ходе эксперимен-тальных исследований этого феномена на собак воздействовали разрядами электрического тока, не давая им убежать. После нескольких разрядов собаки больше не пытались скрыться, даже когда им предоставлялась очевидная возможность для бег-ства. Условная мораль См. Кольберг, Л. Условная реакция См. Классическое формирование условных рефлексов. Условно-позитивное отношение См. Безусловное принятие. Условный положительный стимул См. Вторичное подкреігчение. Условный стимул См. Классическое формировапие условных рефлексов. У Успокаивающие средства Класс лекарственных препаратов, вызывающих сонливость и ослабление сенсорно-моторной активности через угнетение ценщ-рстъной первпой системы. У пациентов постепенно вырабатывается привыкание к этим препаратам, и они нуждаются в увеличенньіх дозах, чтобы добиться того же эффекта. Это может привести к психологической, а в крайних случаях — к физической зависимости от препарата. Устойчивость Психологический копструкт, означающий сопротивляемость болезни или способность бороться со стрессом. При исследовании стрессовых ситуаций Кобаса и др. смогли определить некоторых характеристики людей, проявляющих устойчивость к стрессу: • Они не боятся перемен. • Они увлечены своей работой или чувствуют, что заняты важным делом. • Они осознают, что могут распоряжаться своей жизнью. Кобаса обнаружил, что первый из этих факторов является наи-более важным. Те, кто воспринимал перемены (например, потерю работы) как вызов, а не как трагическое личное событие, быстрее вырабатывали позитивное отношение к жизни и в результате были меньше подвержены стрессам. Идея устойчивости обладает интуитивной привлекательнос-тью, но ее действенность трудно подтвердить какими-либо свиде-тельствами, кроме косвенных. Уступчивость Разновидность социального воздействия, когда один человек пытается повлиять на другого, склонить его к согласию со своим предложением. Существует несколько форм уступчивости: • Заискивание: мы пытаемся сделать себя более привлекатель-ными в глазах других людей, чтобы облегчить достижение своих целей. К примеру, многие люди не скупятся на лесть, когда стараются уговорить собеседника. • Множественные запросы {методики «ногой в дверь» и «две-рыо в лицо»). В первом случае скромный запрос сопровожда- У ется повышснными требованиями; во втором случае круп-ный запрос сопровождается снижением требований в виде преднамеренной уступки. • Методика «это еще не все», когда продавец обставляет по-купку дополнительными предложениями, пока покупатель еще не принял окончательного решения. Это обычная прак-тика в рыночной торговле: перед нашими глазами развора-чиваются фантастические предложения, увеличивающие ценность сделки. («Полный обеденный прибор, плюс набор кастрюль, плюс бесплатный чайный сервиз, и это еще не все...»). Утробная зависть Концепция, создание которой приписывается Эрику Эриксону. Согласно этой концепции, мужчины пытаются компенсировать свою неспособность создавать и выращивать новую жизнь в соб-ственном теле, стремясь к творческим свершениям в окружающем мире. Участник Человек, чье поведение изучается в процессе эксперимеитально-го исследования. В наши дни этому термину отдается предпочте-ние по сравнению с прежним термином «субъект», который, по общему мнению, обезличивал людей, принимавших участие в ис-следовании. Ныне термин «субъект» почти исключительно ис-пользуется при экспериментах с участием животных. ф Фаза сна с быстрым движением глаз (БДГ) Период сна. характеризусмый движениями глаз и сновидсния-ми. У взрослых людсй БДГ-сон чередуется с другими периодами сна в 90-минутном цикле. Периоды БДГ-сна могут продолжаться до одного часа, хотя средняя продолжительность составляет око-ло двадцати минут. Когда человек засыпает, он проходит через несколько этапов, каждый из которых характеризуется более глу-боким сном. Примерно чсрез сорок пять минут процесс повора-чивает вспять, и человек достигает того состояния, которое на электроэпцефалогрсшме обычно ассоциируется с бодрствовани-ем, но не просыпается, а вступает в фазу БДГ-сна. При этом обычно наблюдается учащенное сердцебиение и повышенное кровяное давление, а дыхание становится частым и неровным. В этом состоянии человек видит сны. Ближе к концу ночи периоды БДГ-сна становятся чаще и продолжительнее. Точный механизм этой фазы сна до сих пор неизвестен, хотя принято считать, что какова бы ни была его функция, он имеет прямое отношение к сновидению. Фазы сна См. Фаза спа с быстрым движеиием глсіз. Факторы гигиены Аспекты работы, которые могут вызвать неудовлетворенность у работников. К ним относятся зарплата, рабочие условия и каче-ство руководства. Согласно Герцбергу, укрепление лишь одного из факторов гигиены (к примеру, улучшение рабочих условий или повышение зарплаты) не приведет к повышению производитель-ности труда. Удовлетворенность работой и мотивация сотрудни-ков больше зависят от возможности отвечать за свой труд и степе-ни участия в общем деле. Многие фирмы-производители (такие как «Тойота» и «Вольво») разработали так называемые «схемы укрупнения», чтобы больше привлекать работников к процессу ф производства в целом, а не к одной незначительной части произ-водственной цепочки. Феминизм Личная позиция. акцентирующая уважительнос отношенис к женщине как человечсскому сущсству. Убеждение в том. что меж-ду мужчинами и женщинами должно существовать общественное, экономическое и законодательное равенство (см. также Фемииист-ские мепюды исследовапий). Феминистские методы исследований Методы психологических исследований. не страдающие от не-дооценки женского опыта восприятия. Некоторые зашитники фемишізма утверждали, что традиционные методы лаборатор-ных эксперимешпов или психометрических тестов, дающие ре-зультаты в виде количественных данных, не являются вполне пригодными из-за потенциальных предубеждений, возникающих почти на каждом этапе исследования. Вместо этого рекомендует-ся применение качествеиііых методов — например, открытых интервью. Феномен вспоминания Информация, хранящаяся в памяти, может быть недоступной до появления специфического внешнего стимула, активирующего воспоминания. К примеру, неожиданный звук или запах может пробудить у нас яркие и подробные воспоминания детства. Феномен «на кончике языка» Термин описывает состояние, когда мы чувствуем, что знаем нужное слово, однако не можем вспомнить его. Исследования по-казали, что в таких случаях участпики могут мгновенно вспомнить нужное слово, как только видят его в ряду других слов. Феноменология Психологический подход, основная предпосылка которого заключается в том, что субъективное и непосредственное восприя-тие события является важным фактором поведешія человека. Нам бывает трудно понять, почему кому-то хочется пересечь Атланти-ку или просидсть три дня на верхушке дерева, — просто потому, что мы не способны к восприятию мира из их перспективы. Лишь 23-1066 ф взглянув на окружающее глазами другого человека, мы можем понять. почсму он поступает так, а не иначе. Фенотип Наблюдаемые характеристики или черты отдельного организ-ма. Обычно сопоставляется с геиотипом, т. е. с генетической ин-формацией, которая передается от поколения к поколению. Фетишизм Как разновидность парафилш, фетишизм в психологии обозна-чает сильное половое влечение к неодушевленным объектам; как правило, к предметам женского туалета. Чтобы оцснить предмет как фетиш, требуется наличие следующих характеристик: • Человек испытывает сильное половос возбуждение в присут-ствии данного предмета. • Предмет необходим для полового возбуждения во время со-вокупления. • Человек выбирает партнеров по сексу исключительно на ос-нове наличия у них данного предмета. Если человек испытывает половое возбуждение, наряжаясь в одежду противоположного пола, это называется трансвестизмом — расстройством, встречающимся у некоторых гетеросексустыіых представителей мужского пола. Физическая (физиолотическая зависимость) Зависимость от специфического вещества, которая вырабатывает-ся при длительной употреблении. Если прием вещества внезапно пре-кращается, человек может страдать от сильной абстиненции. Приме-рами веществ, быстро вызывающих физическую зависимость, явля-ются морфин и героин (см. также Абстииеитиые сьшптомы, Психо-логинеская зависшюстъ). Физическая агрессия Акт агрессии, совершаемый с намерением нанести прямой ущерб или травму другому человеку (или объекту). Фиксация Аспект теории Фрейда, обозначающий анормальное состояние, когда ребенок застопоривается на одном конкретном этапе разви- ф тия. Последующее развитие будет происходить под влиянием этой фиксации. так как она устанавливаст черты личиости, сохраняю-щиеся в течение всей жизни (см.. к примеру, Аиачьиый тип лтнос-пги). Если индивидуум получает чрсзмернос или недостаточное удовлетворение на одном из- этапов развития, у него возникает фиксация с последующей регрессисй к этому этапу в условиях стресса или в чрезвычайных обстоятельствах. Фиксированная схема действий Последовательность врожденного поведения, часто выполняе-мая в неизменной манере всеми представителями одного вида. Обычно в качестве примера такого поведения приводят дикого гуся, возвращающего яйцо в свое гнездо. Если яйцо выкатилось на небольшое расстояние от гнезда, то гусь вернет его обратно, под-катив с помощыо клюва. Если яйцо выскользнет во время этого процесса, гусь тем не менее будет продолжать возвратные движе-ния клювом. Дикий гусь, закатывающий яйцо в свое гнездо Поскольку эта деятельность неизменно проявляется у всех пред-ставителей одного вида, многие этологи считают ее врожденной. Однако многие схемы поведения, которые кажутся жестко фикси-рованными, могут проявляться лишь потому, что все представите-ли одного вида находятся в сходных условиях внешней среды. По-этому некоторые этологи неохотно пользуются термином «фикси-рованная схема действий» из-за отсутствия точности в его опреде-лении. Филиальный (сыновний, дочерний) импринтинг Термин обозначает привязанность молодого животного к сво-им родителям, особенно к матери. Филиальный импринтинг на- ф блюдается у многих птин и почти у всех стадных животных. Это ранняя форма обучения, обеспечиваюшая выживание молодых животных. которые в противном случае могут погибнуть от голо-да или нападения хищников (см. Илшриитинг). Филиальный имп-ринтинг является двусторонним процессом, поскольку родители такжс выказывают признаки привязанности к своему потомству. Именно по этой причине фермсрам часто бывает трудно пристро-ить осиротевших ягнят к друтой овце. Филогенез Историческое развитие вида. См. также Оптогепез (индивиду-альное развитие отдельного организма). Фобии Категория тревожных расстройств, характеризуемая настой-чивым беспричинным страхом перед объектами или ситуациями. Фобия отличается от обычного страха болыхіей интенсивностыо и всепоглощающим желанием избегать пугающего объекта. Эмоци-ональное расстройство, связанное с фобиями, мешает повседнев-ной деятельности человека, и ему часто бывает трудно вести нор-мальную жизнь. По классификации И8М-ІѴ насчитывается три категории фобий: • Агорафобия: страх перед открытыми пространствами. • Социальные фобии: страх перед возникновснием потенци-ально неловкой ситуации — например, когда человек боится выступать перед слушателями или есть в присутствии незна-комых людей. • Специфические фобии: например, страх перед пауками (арахнофобия) или страх перед полетами (аэрофобия). Объяснения возможных причин возникновения фобий суще-ствснно различаются, но вполне вероятно, что фобии развиваются в процессе классического формирования условных реф.чексов, выра-ботки инструментсілъпых условпых рефлексов либо являются ре-зультатом генетической предрасположенности к подобным рас-стройствам. Все эти объяснения сталкиваются со значительными проблемами, хотя эффективность бихевиористских методов тера-пии при лечении фобий поддерживает мнение о том, что они были усвоены в процессе научения. ф Фобии мргут развиваться в любой период жизни, хотя некото- рыс специфические фобии, такие как страх персд определенными : животными. возникают в детствс и исчезают в раннсй юности без терапевтического воздействия. Некоторые психологи считают. что Іотдельные фобии (страх перед хищниками. боязнь темноты) явля- ются отзвуком реальных опасностей, существовавших в далеком I прошлом. Естествеииый отбор благоприятствует развитию чув-■ствительности к пугающим объектам и ситуациям. поэтому мы находимся в состоянии биологической готовиости к развитию I фобии, даже без длительной экспозиции, необходимой для форми- !| рования условиых рефлексов. Хотя многие фобии исчезают сами по [ себс, без необходимости психиатрического вмешательства. неко-I торые стойкие разновидности можно лишь ослабить после курса I специальной терапии (см. также Агорафобия). Фовеолы Небольшая область на сетчатке глаза. Останавливая взгляд на | предмете, мы фокусируем на фовеолах свет, отраженный от этого ■ предмета. Фовеолы наполнены зрительными колбочксти и являют-ся областью наиболее острого зрения. Фонема Хотя фонемой часто называется звук речи, точнее будет опреде-[ лить ее как звуковую единицу, обладающую неким смыслом для говорящего или для слушателя. Фоновая зависимость/независимость Степень воздействия заднего плана (фона) обстановки на вос-приятие человека. Простейшая демонстрация с]роновой зависимос-ти происходит следующим образом. Человеку показывают стер-жень, подвижно закрепленный в каркасе, а затем начинают вра-щать каркас. После этого человек должен вращать стержень, пока сму не покажстся. что исходное положение восстановлено. У тсх участников эксперимента, которым оказывается трудно это сде-лать (испытывающих воздействие перцептуального суждения об ориентации каркаса или фона) наблюдается высокая степень фо-новой зависимости. Тс. кто может правильно установить положе-ние стержня независимо от ориентации каркаса, проявляют высо-кую степень фоновой независимости. Болыпинство людей показы-вает средние результаты между этими двумя крайностями. Фоно- ф вая зависимость также связана с различиями в других ооластях психологического функционирования, таких как личностъ и пси-хическое здоровье. Формирование реакции Один из заіцитных механизмов по теории Фрейда, когда человек ведет себя прямо противоположно внутренним импульсам и по-буждениям, которые он не осмеливается выразить или признать открыто. К примеру, человск может подавлять свои гомосексушъ-иые побуждения, выказывая внешне враждебное отношение к од-нополой любви. Формирование условных рефлексов по Павлову См. Классическое формироваиие условных рефлексов. Формирование условных рефлексов путем последовательного приближения к конечной цели Способ формирования сложной реакции через подкреплеиие бо-лее простых реакций и постепенное приближение к желаемой цели. В начале процедуры одна реакция, чем-то напоминающая желательную, но в незавершснной форме, подкрепляется каждый раз по мере ее проявления. После того как реакция консолидиру-ется, подкрепление выдается лишь в тсх случаях, когда реакция изменяется в сторону приближения к желаемой цели. Постепен..о консолидируется новая реакция, и т. д. Через последовательное приближение к сложной реакции организм можно научить поведс-нию, которое не входило в первоначальный «биологический ре-пертуар» его вида. Фрейд, Зигмунд (1856—1939) Основатель психоаистиза, прославляемый многими как вели-чайший гений XX века и критикуемый другими за интеллектуаль-ное шарлатанство. Главным вкладом Фрейда в психологию было новое понимание структуры и развития личиости. Согласно Фрей-ду, личность состоит из трех главных взаимо,;«.йствующих аспек-тов: • Ид — вместилище психической энергии, исходящей от не-посредственных инстинктов жизни и смерти. Ид действует в соответствии с принципом удовольствия, т. е. ищет удоволь- ф ствия и избегаст боли и страданий. Оно постоянно ищет са-мовыражения. • Эго — часть психики, находящаяся в контакте с требования-ми Ид и нравственными принципами Супер-Эго. Оно дей-ствует в соответствии с принципом реальности. контролируя стремление Ид к немсдленному удовлетворению своих жела-ний и находя уместные способы самовыражения. • Супер-Эго — нравственный аспект личности, продукт социа-лизаиии. Содержит Эго-идеал (стандарты нравственного по-ведения) и совесть («внутренний голос», который сообщает нам о дурных поступках). Супер-Эго играет роль верховного арбитра, раздающего награды (чувство гордости и удовлет-ворения) и наказания (чувство вины или стыда), в зависимо-сти от активации одной из двух сго составляюших. Требования Ид («я хочу это, и хочу немедленно») и трсбования Эго («нет, это неправильно») часто вступают в конфликт между собой. Эго борется с этими конфликтами, включая подсознатель-ные защитные мехаиизмы. Они искажают или отрицают реаль-ность таким образом, что мы оказываемся защищенными от бес-покойства, порождаемого нерешенными конфликтами. Фрейд считал, что мы все время находимся в состоянии конфликта между Ид и Супер-Эго, а также между желаниями личности и требовани-ями окружающей обстановки. Он полагал, что последний конф-ликт является неизбежным, поскольку правила и традиции появля-ются и исчезают, а вроэісденные человеческие характеристики оста-ются нсизменными. Согласно теории Фрейда, жизнь человека делится на пять эта-пов, которые называются психосексуачьными стадиями развития личности, подчеркивая то обстоятельство, что главной движущей силой является потребность в выражении половой энергии. На каждой стадии эта энергия выражается разными способами и че-рез разные части тела: 1. Оральная стадия (от 0 до 2 лет): рот считается фокальной точкой чувственных ощущений, через которую ребенок про-являет раннюю сексуальную энергию. 2. Анальная стадия (от 2 до 3 лет). С началом развития своего Эго ребенок осознает окружающую реальность и необходи-мость подчиняться требованиям других людей. Главным на ф этой стадии получение удовольствия от обретсния контроля над испусканием фекалий. 3. Фаллическая (Эдипова) стадия (от 3 до 6 лет), когда половая энергия начинает фокусироваться на гениталиях. Основным конфликтом на этой стадии является Эдипов комігчекс, при котором рсбенок подсознательно хочет обладать родителем противоположного пола и избавиться от родителя своего пола. В результате этого желания мальчики испытывают камплекс кастращш, который впоследствии заставляет их принимать сторону отца (отоэісдествлепие с агрессором). Явно больше озадаченный процессами женского развития, Фрейд утверждал, что девочки испытывают зависть к пенису (осознание того, что у них нет пениса). которая в конечном счете преодолевается через материнство и рождение ребенка (мужского пола, обладагащего искомым пенисом). Любой другой ход женского развития рассматривался как девиация, или отклонение от нормы. 4. Латентная стадия (от 6 до 12 лет). Это период сравнительно-го затухания сексуальных интересов. Ребенок укрепляет уве-ренность в себе и овладевает навыками общения с окружаю-щим миром. Фрейд считал, что на этой стадии предыдущие «переживания и раздражители» подавляются, и у детей раз-вивает младенческая сшнезия — т. е. неспособность вспом-нить многие события своего раннего детства. 5. Генитальная стадия (от 12 лет и старше). Кульминация пси-хосексуального развития и фиксация половой энергии на ге-ниталиях. В конечном счете это направляет людей к сово-куплению и началу следующего жизненного цикла. По поводу теории Фрейда высказывались разнообразные заме-чания: • Фрейд считал конфликты, деструктивные побуждения, по-хоть и эгоизм неизбежными человеческими качествами. Нео-фрейдисты подчеркивают важность творчества, любви, аль-труизма и надежды. • Фрейд полагал, что когда девочки обнаруживают у себя от-сутствие пениса, они завидуют мужчинам, которые обладают пенисом, примиряясь со своим низ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.52.173 (0.015 с.) |