ТОП 10:

Диагностическое и статистическое руководство (05М)



Классификация, определение и опксание более 200 психических расстройств. Э8М регулярно обновляется и пополняется; после-днее издание 1994 года называется ЭЗМ-ІѴ. Чтобы избежать по-тенциальных затруднений, вызванных разными подходами к анор-малыюму поведепию, в 05М-ІѴ делается акцент на описании симп-томов и течении расстройства, а не на его этиологии и лечении. В Б8М-ІѴ используется многоуровневая система, т. с. система клас-сификации, в которой группы расстройств расположены по уров-ням в контексте общих симптомов. Поскольку больной может иметь множественный диагноз по нескольким видам расстройств. постановка полного диагноза требует учета всех категорий.

 

 

Категория расстройства Описание
IКлинические расстройства Симптомы этих психических расстройств бо-лезненны для пациента или нарушают какую-либо область его деятельности (например, иш-зофреішя и тревоэіспые расстройстш)
II (а) Расстройства Личности (б) Умственная отсталость Дисфункция восприятия и реагирования на окружаюший мир (например. параноидальное расстройство и проблемы. связанные с алко-голизмом и наркоманией)
    Расстройства специфических навыков, на-пример, чтения и речи
III Общие медицинские условия Информация, касающаяся физических про-блем, которые могут быть полезны д.тя пони-мания. коррекции или лечения психического расстройства
IV Психосоциальные проблемы и проблемы внешней среды Включает рейтинг психосоциальных факто-ров (например, взаимоотношения и пробле-мы окружающей среды), которые могут спо-собствовать текущему состоянию пациента
V Глобальная оценка функционирования Общая оценка уровня адаптивного функцио-нирования за предыдущий год. Информация о функциональных возможностях помогает предсказать вероятный исход заболевания

 

 

Аргументы за:

• Такие системы классификации, как В8М-ГѴ, дают ценный диагностический материал для профессионалов, имеющих дсло с психическими расстройствами. При наличии согласо-ванных терминов и категорий расстройств появляется воз-можность эффективного общения между специалистами.

• Они дают понимание этиологии: диагноз расстройства по-зволяет психологу обосновать свою точку зрения о причинах тсх или иных симптомов (к сожалению, это бывает затрудни-тельно из-за расхождений во взглядах на причины психичес-ких расстройств).

• Они дают план для лечения: при поставленном диагнозе можно прописать наиболее подходящий курс терапии. Кли-нические исследования установили, что определенные виды терапии наиболее эффективно работают со специфическими расстройствами.

Аргументы против:

• Представители гумаиистической психологии утверждают, что такие системы классификации обезличивают пациентов и сводят их к ряду медицинских диагнозов.

• Система страдает из-за недостатка достоверности, посколь-ку не все практикующие психологи ставят одинаковый диаг-ноз, наблюдая одинаковые симптомы и располагая соответ-ствующей информацией о том или ином состоянии. Уточне-ние категорий 08М-ІѴ снизило остроту этой проблемы, хотя она по-прежнему очевидна, особенно при некоторых видах расстройств.

• Система дает недостаточно информации о причинах раз-личных расстройств. К примеру, в диагностической катего-рии ишзофреішя существует несколько подвидов. Проблема заключается в том, следует ли их лечить как разновидности одного основного расстройства или как совершенно раз-ные расстройства, имеющие отдельные причины и требую-щие особой терапии.

 

Диаграмма рассеивания

Графическое изображение корреляции между двумя сериями измерений — к примеру, между коэффициентом умственного раз-

 

 

Переменная Б. Высокая позитивная корреляция

Переменная А. Умеренная негативная корреляция

вития и оценками на зкзаменах. Чем больше точек на диаграмме рассеяния образует определенную тенденцию, тем выше степень корреляции. При линейной корреляции (когда точки расположе-ны вдоль одной линии), направление от нижнего левого угла к верхнему правому означает позитивную корреляцию, а направле-ние от верхнего левого угла к нижнему правому указывает на нега-тивную корреляцию. См. также Коэффициент корреляции.

 

Дивергентное мышление

 

См. Конвергентпое мышление.

 

Дилемма Хейнца

 

Гипотетическая моролъная дилелша, когда участников просят сделать выбор за вымышленный персонаж в различных конфликт-ных ситуациях. В наиболее известном примере Хейнц должен ре-шить, следует ли ему нарушить закон и украсть лекарство в по-пытке спасти свою умирающую жену. Ответы не подобные дилем-мы обычно используются для определения текущей стадии нрав-ственного развития по Кольбергу.

 

Диморфный

 

Буквально: «существующий в двух формах». Этот термин чащс всего встречается в словосочетании «половой дшюрфизм», описы-вающем ярко выраженное физическое различие полов у многих видов животных — например, уток. Яркая, заметная раскраска

 

уток-самцов сформировалась в процессе полового отбора с един-ственной целью привлечения самок. С другой стороны, невзрачная расцветка самок сформировалась в процессе естествеиного отбо-ра и служит для маскировки от хищников во время высиживания яиц. Когда между полами нет заметных внешних различий, их на-зывают мономорфиыми.

 

Дисконтный принцип

Игнорирование других причин, если можно произвести атрибу-цию события по одной возможной причине. К примеру, если мы знаем, что недавно был сильный снегопад, то вряд ли будем объяс-нять чье-то опоздание леныо, рассеянностыо или поломкой авто-мобиля.

 

Дискретная переменная

Объект для измерения дискретных категорий, в противополож-ность непрерывному континууму. К примеру, мужской и женский пол или разные марки автомобилей являются дискретными пере-мснными. Рост, вес и коэффициент умственного развития являют-ся примерами непрерывных переменных.

 

Дискриминация

Поведение или отношение к членам одной группы, неспра-ведливое по сравнению с отношением к членам других групп. Дискриминация может проявляться на разных уровнях, от про-стого избегания до активных и враждебных атак на личность или группу людей. Дискриминационное поведение может быть связано с глубинными предрассудками либо являться продуктом общественных сил, действующих в то или иное время. Кроме того, оно может отражать веру в справедливый мир (см. Гипоте-за «справедливого мира»), где объекты дискриминации считают-ся заслуживающими подобного отношения.

 

Дискурсный анализ

Метод, с помощью которого психологи пытаются извлечь смысл из повседневного общения между людьми. Центральная идея дискурсного анализа заключается в том, что разговор оказы-вает важное воздействие на поведение людей, участвующих в бесе-де или слушающих ее. Дискурсный анализ может происходить на нескольких уровнях:

 

• Деконструкционизм: попытка понять, что говорится на са-мом деле, выявить скрытые предубеждения и предпосылки. проглядывающие за процессом общения. Мы часто слышим, как люди говорят: «Я ничего не имею против, но...»

• Репсртуары интерпретаций: термины и стили языка, исполь-зуемые при общении. К примеру, термин «дружеский огонь» использовался во время войны в Заливе как метафора оши-бочного нападения со стороны союзников, но по какой-то причине эта метафора не отражает трагическую некомпетен-тность, проявленную во время реального события.

Дискурсный анализ имеет очевидные преимущества, так как об-ращается к богатому источнику народных объяснений человечес-кого опыта и поведения, а также затрагивает вопросы, представлй-юшие высокий общественный интерес.

 

Дислексия

 

Термин имеет два близких значения. Более распространен тер-мин «эволюционная дислексия», описывающий затруднения в приобретении навыков устной и письменной речи, которые счита-ются следствием аномалий в развитии ребенка. Согласно некото-рым оценкам, 2—4% детей в возрасте 10 лет проявляют заметные признаки дислексии. Во втором, менее распространенном значе-нии термина, речь идет о «приобретенной дислексии», когда язы-ковые навыки повреждаются в результате инсульта или травмы головного мозга. Здесь мы рассмотрим только первый тип дислек-сии, для которого характерны следующие симптомы:

• Затрудненное чтение или произношение, которое не являет-ся следствием слабого интеллекта или отсутствия возможно-сти обучения.

• Неуверенное различение левой и правой стороны.

• Путаница в написании букв «б» и «д».

• Существенные трудности в запоминании арифметических таблиц.

• Неспособность правильно назвать простую послсдователь-ность (например, месяцы или времена года).

Психологи обычно сталкиваются с трудностями при различе-нии симптомов дислексии у здоровых детей с плохими навыками

 

 

чтения и письма. Диагноз дислексии более вероятен, если ребенок проявляет необычную слабость в этой области по сравнению с другими навыками (особенно по сравнению с общим уровнем ум-ственного развития).

 

Дисперсия

Степень разброса в серии результатов. дающая опрсделенное понятие об изменчивости этих результатов. Чем выше диспер-сия, тем больше результатов разбросано вокруг среднего значе-ния (а не сгруппировано вокруг одного центрального результа-та).

 

Диссоциативные расстройства

Виды расстройств, при которых одна часть личности становит-ся отделенной от другой. К ним относятся:

• Диссоциативная амнезия, когда человек не может вспомнить информацию об особенно травматическом периоде своей жизни.

• Диссоциативное «бегство», когда человек забывает свою на-стоящую личность в попытке создать новую.

• Множественное расстройство личпости, когда человек попе-ременно проявляет признаки разных личностей, каждая из которых имеет свои воспоминания.

 

Дисфункция

 

Любое нарушение в нормальном функционировании организ-ма, вызванное физическими или умственными процессами.

 

 

Дифференцировка

 

Процедура, с помощью которой животное обучается иначе реа-гировать на уже усвоенный стимул, причем эта реакция оказывает-ся несовместимой с предыдущей. Принцип дифференцировки ле-жит в основе систематической десеисибилизации, когда присут-ствие пугающего стимула (например, паука) вызывает реакцию страха. С помощью дифференцировки реакцию страха можно за-менить реакцией расслабления, чтобы при будущем появлении ус-трашающего стимула страх и расслабление взаимно подавляли друг друга. В результате пациент (теоретически) должен ощущать меньший испуг.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.007 с.)