ТОП 10:

Дихотомическое прослушивание



Термин, используемый при исследовании внимаиия, когда одно сообщение псредается в левое ухо, а другос сообщение одновре-менно передается в правое ухо. При эксперименте на дихотомичес-кое прослушивание участников просят повторить одно из сообще-ний, игнорируя другое. Способность делать это указывает на то. что они пользуются направлением сообщения (левое или правое ухо) для вынесения осознанных суждений.

 

Диэнцефалон

 

Главный отдел переднего мозга, содсржащий тстсшус и гипо-таламус.

 

Длительное обследование

Поддержание контакта с участниками после эксперимента с це-лыо выявления долгосрочных эффектов, вызванных их участием в исследовании. Длительное обследование бывает полезным по ряду причин. Оно позволяет исследователю убедиться в отсутствии не-благоприятных симптомов после эксперимента, а иногда помогает установить наличие латентпых эффектов, которые иначе оста-лись бы незамеченными.

 

ДНК

См. Дезоксирибонуклеиновая кислота.

 

Долговременная память

Часть псшяти. связанная с информацией о событиях, случив-шихся в отдаленном прошлом. Противопоставляется краткосроч-ной памяти, связанной с информацией о событиях, случившихся в недавнем прошлом. Существует несколько категорий для более узкого определения долговременной памяти: эпизодическая псшять (память о личных событиях), семаитическая памятъ (память об усвоенных знаниях), декчаративное знание (память о том, что...) и процедуриое знание (память о том, как...). См. также Модель псшяти Аткинсона-Шиффрииа.

 

Доминирование

При использовании в контексте поведения животных данный термин подразумевает отношения между двумя животными, когда одно животное (подчиненное) уступает другому (доминирующе-

 

му) в борьбе за ресурсы. Эти отношения могут быть установлены различными способами, включая открытый конфликт, семейныіі статус, возраст, старшинство в группе и т. д. Сложившиеся отно-шения поддерживаются с помощью угроэісающего поведепия.

 

Дооперационная стадия

См. Пиаэісе, Жан.

 

Достоверность

Если открытие можно повторить, то оно считается достовер-ным. Помимо этого общего соображения. термин используется более конкретным образом в психологических исследованиях и при оиенке результатов:

• Чтобы экспериментальное открытие считалось достовер-ным, необходимо доказать, что оно с успехом воспроизво-дится при тех же условиях (ретикация).

• Для достоверности психометртеского теста он должен обла-дать виутреиией и внешней валидностыо. Ответы на вопросы в анкете или личиостном опроснике можно проверить на наличие противоречий (внутренняя валидность). Кроме того, ответы можно проверять в течение определенного времени, устанавли-вая степень стабильности результатов (внешняя валидность).

Дофамин

Химический иейротрапсмиттер, обнаруженный в головном мозге. Дофамин происходит от тирозина — аминокислоты. кото-рая содержится в различных продуктах и вырабатывается пече-нью. Благодаря действию различных энзимов, тирозин перераба-тывается в дофамин, который затем содержится в синаптических везикулах (пузырьках) для использования в процессе синаптичес-кой трансмиссии.

 

Дофаминовая гипотеза

Гипотсза о том, что избыточная активность иейротрапсмиттера дофамина связана с шизофреиией. Нейроны головного мозга шизоф-реников, использующие дофсшип, срабатывают слишком часто и передают слишком много сообщений; в результате возникают симп-томы, ассоциируемые с шизофренией. Доказательства роли дофа-мина в развитии болезни исходят из двух главных источников:

 

Антипсихотические препараты, смягчаюшие симптомы ши-зофрении. блокируют рсцспторы дофамина и снижают его активность. Сходные препараты, усиливающие психотичес-кие симптомы (амфетамины), косвенным образом усилива-ют активность дофамина.

• Концентрацию дофамина в головном мозгс можно опреде-лить по содсржанию его побочного продукта — гомова-нильной кислоты (НѴА). Измерение содсржания НѴА в го-ловном мозгс шизофреников показывает гораздо более вы-сокий уровень дофамина, чем у здоровых людей. Исследова-ние головного мозга умерших шизофреников позволяет обнаружить значительное увсличение количества рецепто-ров дофамина по сравнению с нормой.

Собранные факты позволили исследователям утверждать, что симптомы шизофрении можно контролировать с помощью сниже-ния уровня активности дофамина в головном мозге. Существует несколько проблем, связанных с дофаминовой гипотезой:

• Лишь 50—60% пациентов реагирует на антипсихогические препараты.

• Ныне считается, что избыточная активность дофамина про-является лишь при шизофрении типа I (характеризуемой по-зитивными симптомами, такими как бред и галлюцинации), но не шизофрении типа II (характеризуемой негативными симптомами, такими как отсутствие эмоций и утрата личной воли).

• Озадачивает тот факт, что препараты, снижающие актив-ность дофамина (например, фенотиазины) должны сокра-тить его содержание ниже нормального уровня, чтобы воз-действие было эффективным. Согласно теории, снижение уровня дофамина до нормального должно быть достаточно для заметного терапевтического воздействия, но этого поче-му-то не происходит.

Драйв (влечение, побуждение, внутренний импульс)

Термин, описывающий мотивационное состояние организма, возникающее в результате специфической потребности (например, потребность в пище, потребность в укрытии и т. д.). Если мы име-

ем потребность в пище, то испытываем мотивационное состояние голода.

Другие («они»-группа)

Люди, не принадлежащие к коисолидировшиюй группе; те. кто по какой-либо причине не принадлежит или не был принят в данную группу. Из-за склонности отождествляться с группой, к которой мы принадлежим, «другие» часто подвергаются дискриминации или становятся объектом предубеждений (см. Мииимачьиые грун-пы).

 

Дряхлость

 

См. Старческий возраст.

 

Дуализм

 

Философская позиция, которая обычно встречается в дискусси-ях о теле и разуме. Дуализм проводит различие между телом и ра-зумом двумя способами. Параллельный дуализм рассматривает тело и разум как фундаментально различные части одного орга-низма: они сосуществуют, но в обособленном и параллельном виде. С другой стороны, интерактивный дуализм признает отдель-ную природу тела и разума, но рассматривает их в процессе посто-янного взаимодействия.

 

Е

Евгеника

Программа селективного скрещивания с целыо «улучшения» человеческих способностей благодаря тщательному отбору и переносу наследственных характеристик. Идея евгеники признана непрактичной, аморальной и в целом устаревшей.

 

Естественное наблюдение

 

Тип исследования, обладающий двумя характеристиками: а) на-блюдатель не пытается манипулировать каким-либо аспектом ситу-ации, а просто наблюдает и регистрирует события; б) наблюдение происходит не в искусственной среде, создаваемой в лаборатории, а в естественной обстановке, где обычно встречается данное поведе-ние. Существует два основных вида естественного наблюдения — так называемое «включенное», или активное наблюдение, и пассив-пое наблюдение. В первом случае наблюдатсль присоединяется к де-ятельности, происходящей в группе, чтобы получить более точную информацию о поведении ее членов. При этом члены группы не знают об истинном занятии и целях наблюдателя. Во втором случае наблюдатель старается оставаться незаметным и регистрирует ха-рактерные детали индивидуального или группового поведения.

Чтобы наблюдение было эффективным, исследователь должен:

• Разработать соответствующие способы регистрации и клас-сификации полученных сведений.

• Выполнить ряд предварительных исследований для того что-бы убедиться, что все наблюдатели будут сходным образом интерпретировать наблюдаемое событие (см. Перекрестная падежностъ).

Аргументы за:

• Главным преимуществом методов естественного наблюде-ния является возможность изучать поведение в естественной

 

 

обстановке, без экспериментальных или лабораторных огра-ничений.

• Поскольку естественнос наблюдение обычно продолжается в течение более длительного времени. чем при типичном ла-бораторном эксперименте, наблюдатель может глубже и полнее изучить интересующее его поведение.

Аргументы против:

• Поскольку наблюдатель не может контролировать иезависи-мую перемеиную, то он не в состоянии делать выводы о при-чинно-следственных связях.

• Если участники узнают о присутствии наблюдателя, их пове-дение станет менее естественным из-за реакции на изменив-шуюся обстановку.

Естественный отбор

Часть дарвиновской теории эволюции, объясняющая, почему некоторые представители одного вида производят на свет боль-ше потомства, чем другие. Согласно этой теории, животные, хо-рошо адаптированные к среде своего обитания, производят больше потомства, чем хуже адаптированные животные. Со вре-менем характеристики, дающие одному животному преимуще-ства перед другим (в контексте выживания и репродуктивных возможностей), распространяются на вид в целом. Наиболее эср-фективными характеристиками являются те, которые повышают шансы животного на выживание и улучшают его репродуктив-ные способности.

Резюме этой теории выглядит следующим образом:

• Индивидуальные представители любого вида отличаются друг от друга (генетические различия).

• Все организмы обладают огромным репродуктивным потен-циалом, но размер популяций в целом остается постоянным. Следовательно, существует соперничество за ресурсы (пища, территория, партнеры для спаривания).

• В результате этого соперничества некоторые организмы производят больше потомства, чем другие. Потомство на-следует характеристики своих родителей, и эволюционные перемены закрепляются в процсссе естественного отбора.

 

• Вследствие естественного отбора организмы лучше адаптируются к среде своего обитания.

Компоненты теории естественного отбора

 

Естественный эксперимент

См. Эксперимент.

 

Ж

Женщины и депрессия

Трсвожная тенденция, наметившаяся в последние два десятиле-тия. Было установлено, что жснщины в среднем страдают депрес-сией в два раза чаще, чем мужчины. Существует ряд возможных объяснений этой статистической аномалии, хотя ни одно из них не имеет видимых преимуществ перед другими.

1. Гипотеза ложного отображения: половой предрасполо-женности к депрессии не существует, но женщины чаще обращаются за психологической помощыо в связи с симп-томами депрессии. Значительно болыпее число мужчин пытается бороться с депрессией с помощью алкоголя. Это соображение подкрепляется открытием, что мужчины в среднем страдают алкоголизмом в два раза чаще, чем жен-щины.

2. Хромосомная гипотеза: депрессия вызвана мутацией X-хромосомы, в результате чего женщины (XX) более склон-ны к развитию депрессии, чем мужчины (ХУ). Депрессия коррелируется с другими Х-хромосомными аномалиями (такими как дальтонизм), хотя исследования в области се-мейной наследственности не подтверждают это объясне-ние.

3. Психоаналитические объяснения: женщины более подверже-ны депрессии в силу «зависти к пенису», развивающейся на основе комтекса Электры. Из-за ощущения утраты и чув-ства собственной неполноценности женщина остается уязви-мой перед депрессией в течение всей жизни.

4. Социокультурные объяснения: женщина «обречена на по-ражение» — либо в качестве домохозяйки, не ощущающей должного внимания и вознаграждения за свои труды, либо в качестве специалиста, который несет двойной груз работы и семейной ответственности.

 

 

5. Объяснения по типу «внушенной беспомощности»: женщи-ны более подвержены депрессии, так как чувствуют себя ме-нее властными над своей жизнью, чем мужчины. Отсутствие контроля вызывает чувство беспомощности и безнадежнос-ти, что, в свою очередь, приводит к депрессии.

 

Жетонная система

Раздел программы модыфыкацыы поведения, основанный на принципе выработкы ыиструменталъиых (онерантиых) условных рефлексов. Жетонная система применялась в различных ситуациях при терапии многих расстройств, включая острую шызофреныю и аутызм. Три главных аспекта этой системы:

1. Пациентов вознаграждают за желательное поведение (напри-мер, заботу о себе), вручая им специальные жетоны.

2. Чем чаще пациент совершает желательные поступки, тем больше жетонов он получает.

3. Эти жетоны затем можно обменять на предметы или воз-можность заняться приятной деятельностью (например, на сладости или на поездку за город).

 

Жизненное развитие

 

Идея о том, что человек развивается в течение всей свой жизни. Хотя идея жизненного развития не связана с одной конкретной теорией, она основана на ряде предпосылок:

• Потенциал для развития сохраняется в течение всего жизнен-ного цикла.

• Нет единственного оптимального курса развития.

• Развитие происходит по нескольким позициям одновремен-но. Мы развиваемся в общественном, интеллектуальном, эмоциональном и физическом отношении. Прогресс или за-держка на одном направлении не обязательно является при-знаком прогресса или торможения на остальных направле-ниях.

• Этот подход подчеркивает важную роль взаимодействия личности с окружающей средой. Наиболее распространен-ная метафора — река, чье русло формируется той местнос-тью, по которой она протекает. В свою очередь, река оказы-вает определенное воздействие на местность.

 

 

Среди исследователей, чей подход был основан на идее жизнен-ного развития, можно назвать Эрпка Эриксона и Даниэля Левиисо-иа. Этот подход к развитига противопоставляется теории жизпеи-ных собътшй.

 

Жизненные события

 

События, подразумевающие важные перемены или переход-ные периоды в разных аспектах человечсской жизни. В классифи-капшо включены такие событпя. как потеря супруга, развод. вы-ход на пенсию и т. д. Из-за прямой связи со значительными пере-менами в жизненном укладе они часто называются «критически-ми событиями». Однако общая классификация не учитывает тонкостей индивидуального подхода. Для некоторых людей раз-вод является значительным этапом жизненного пути, с крайне болезненными и длительными последствиями; другие гораздо бо-лезненнее воспринимают смерть домашнего животного или не-справедливое отношение начальства на работе. Следует заме-тить, что жизненными событиями могут быть и те события, кото-рые не произошли — например. если человека не повысили по службе или он не поступил в институт. Психологи, поддержива-ющие модель «жизненных событий», рассматривают перемены, происходящие в зрелом и пожилом возрасте, как результат кри-тических событий, которые мы переживаем, и наших попыток приспособиться к этим событиям. Так, например, изменения в зрелом возрасте считаются менее постепенными и продолжитель-ными, чсм предполагается в теории жизнеипого развития. В ран-них моделях жизненные события рассматривались как источник патологии и стрессовых факторов в жизни человека. При провер-ке по «шкале социальной реадаптации» Холмса и Райха респон-денты указывают наиболее важные события, которые они пере-жили за последние двенадцать месяцев. Каждое событие оцени-вается но степсни его потенциального стресса для личности. В качестве основных ориентиров. бракосочетание оценивается в 50 баллов, а смерть супруга — по высшей отметке в 100 баллов. Даже Рождество включено в этот список как период потенциаль-ного стресса, который может привести к заметным материаль-ным и личным неурядицам. Чем больше общий результат, тем выше вероятность того, что человек сталкивается с различными психологическими проблемами (самой распространенной реак-цией обычно бывает депрессия).

 

 

Шкала социальной реадаптации по Холмсу и Райху:

 

Категория Жизненное событие Средний балл

 

Смерть супруга
Развіод
Супружеская разлука, измена
Тюремнос заключение
Смерть близкого родственника
б Увечьс или тяжелая болсзнь
Бракосочетание
Увольнение с работы
Восстановление брака
Выход на пенсию
Болезнь члена семьн
Беременность
Проблемы с есксом 39
Пополнение семьи
Переквалификация
Изменение материального положения
Смерть близкого друга
Переход на другую работу
Ссоры с супругом (супругой)
Долг свыше 10000 долларов
Просроченный долг или закладная
Изменение нагрузки на работе
Сын или дочь покидает семью
Неприятности с родственниками супруга
Выдающесся личное достижение
Жена поступает на работу
Начало илп окончание школы
Изменение жилищных условий
Пересмотр личных привычек
Неприятносги сруководством
Изменения в рабочем графике
Смена места жительства
Смена школы или колледжа
Изменение графика отпусков
Изменения в деятельности религиозного характера
Изменение общественной активности
Долг менее 10000 долларов
Изменения в распорядке сна
Мелкий разлад в семье
Изменение режима питания
Отпуск
Рождество
Мелкие нарушения закона

Согласно более современным взглядам на природу жизненных событий, они являются не просто отдельными процессами. Жиз-нснные события действительно вызывают первоначальную реак-цию потрясения и недоверия (как вы воспримете новость о том, что выиграли 20 миллионов в национальной лотерсе?) Но затсм человек получает возможность вступить в новый период жизни, накапливая позитивный и конструктивный опыт о своем пережи-вании. Жизненное событие необходимо сдслать составной частыо бытия, не позволяя ему доминировать над повседневными делами. Вдова становится «одинокой женщиной», а инвалид — «частично нетрудоспособным человеком». Способность человека пережить такое событие и выработать конструктивное отношение к нему определяется его внутренними и внешними ресурсами. Они могут быть социальными (друзья и родственники, готовые прийти на помощь) и личными (здоровье, самоуважение, психологическая устойчивостъ).

З

 

Забывание

 

Одна из общих идей психологии: утрата способности вспом-нить или опознать ранее усвоенную информацию. Феномен забы-вания можно разделить на две широкие категории — полное забы-вание, когда информация фактически утрачивается, и забывание, зависящее от внешних стимулов, при котором фрагменты инфор-мации сохраняются в долговремеииой псімяти, но остаются недо-ступными при попытках вспомнить ее. Вот некоторые главные объяснения феномена забывания:

Помехи: воспоминания искажаются либо в результате пре-дыдущих событий (проактивиая иитерференция), либо в ре-зультате последующих событий (ретроактивная интерфе-ренция).

Вытеснение: этот вид забывания обычно связан с мотиваци-ей — люди неосознанно вытесняют мучительные или неосоз-нанные воспоминания.

• Ошибки воспроизведения: в более современных объяснени-ях фсномена забывания подчеркивается важность различ-ных стимулов в процессах забывания и воспомииания. Эти стимулы могут быть внутренними (например, психологи-ческое или физиологическое состояние — стресс, алкоголь-ное опьянение и т. д.) или контекстуальными (аспекты об-становки). Мы с большей вероятностью вспоминаем ин-формацию, если восстанавливаем ее в том же состоянии и контексте, в каком она была получена первоначально. Это соображение крайне важно при выработке навыков обуче-ния.

 

Зависимая переменная

Некий аспект поведения, испытывающий воздействие иезависи-мой перемениой при проведении эксперимеита. Эксперименталь-ный эффект достигается, если независимая переменная вызывает

 

 

изменение зависимой переменной. К примеру, наличие обратиоц связы при выполнении задачи (независимая переменная) можст привести к увеличению производительности труда (зависимая пе-ременная).

 

Зависимость

 

Разновидность расстрѳйства личноспш, когда человек на-столько опирастся на других людей, что не может принять даже простейшего самостоятельного решения. Люди. страдаюшие этим расстройством, испытывают глубокое чувство неадекват-ности и беспомощности. Они готовы на все. чтобы избежать оди-ночества, и нуждаются в постоянной поддержке окружающих. В крайних случаях они вообще не способны вынести физическую разлуку со своим партнером. Если связь прекращается, человск чувствует себя опустошенным и старается как можно быстрее установить новые взаимоотношения. Сохранение близких отно-шений становится для него таким важным делом, что он пред-почитает терпеть унижения от партнера, лишь бы не оставаться в одиночестве. Люди, страдающие зависимостыо, более уязви-мы перед другими расстройствами, такими как фобии и депрес-сии. Предлагаются следующие возможные объяснения зависи-мости:

• С точки зрения психоанализа, при зависимости возникает фиксация на оральной стадии, детское неосознанное желание иметь надежную заботу и опеку.

Бихевиористские объяснения вращаются вокруг идеи оши-бочного опыта при научении, когда зависимое поведение не-адекватно вознаграждалось, а независимое подвергалось на-казанию.

Когнитивные объяснения подчеркивают роль ошибочных схем мышления. Люди, страдающие зависимостью, считают себя неполноценными и нуждаются в другом человеке, кото-рый помогал бы им бороться с жизненными невзгодами. Та-ким образом, у них формируется ошибочное убеждение, что независимость подразумевает одиночество.

Из-за природы этого расстройства пациенты могут возлагать на терапевта ответственность за свое состояние и занимать очень пассивную позицию на сеансах терапии. В психодинамических пе-

 

реходах предпринимаются попытки высвооодить подавленные воспоминания, послужившие причиной расстройства. Особую роль в этой тсрапии играет почти неизбежный перепос (смещепие аффекта) на терапевта. В когнитивной и когтітивио-поведенчес-кой терапии психолог пытается изменить ошибочное убеждение пациента в своей неполноценности. Пациента обучают проявлять большую уверенность в себе. чтобы эффективнее выражать свои желания и потребности в отношенпях с партнсром.

Задний мозг

 

См. Головиой мозг.

Закладывание пищи

 

Склонность запасать пищу впрок, развитая у некоторых живот-ных. Они делают это различными способами, но чаще всего зары-вают пищу или прячут в незаметных местах. Преимущества такого поведения:

• Оно создает запас пищи на тот период, когда ресурсы стано-вятся особенно скудными (например, зимой).

• Пищу можно спрятать от соперников.

• Животное тратит меньше времени на поиски пищи и может заниматься другими делами.

Вместе с тем, закладывание пищи связано с определенными опасностями:

• Пища может быть обнаружена и украдена соперниками.

• Животное должно составить мысленную карту района закладки, чтобы обнаружить ее в нужное время; если ориен-тиры, образующие эту карту, были нарушены другими жи-вотными, закладка может потеряться.

Из-за потенциального риска кражи или потери пищи опти-мальное поведение заключается в распределении запасов по не-скольким закладкам, а не в хранении одного большого запаса. Это преимущество должно уравновсшиваться такими сообра-жениями, как количество затраченного времени и энергии, а так-же возможностью вспомнить расположение нескольких закла-Док.

 

 

Заключение (умозаключение)

 

Разновидность когнитивного процесса, при котором суждения выносятся на основе доступных свидетельств, а не прямого наблюдения за событиями. К примеру, если мы видим разлитое молоко и следы кошачьих лап, то можем прийти к заключению, что здесь похозяйничала кошка.

 

Закон Йеркса-Додсона

Этот закон гласит, что при выполнении большинства задач производительность постепенно возрастает с повышением уровня активации до той точки, где любое дальнейшее повышение активации приводит к снижению производительности. Оптимальный уровень активации определяется природой задачи. Простые и хорошо знакомые задачи имеют более высокий уровень оптимальной активации, чем сложные и плохо знакомые задачи (см. также Эффект аудитории).

 

Закон повторения

 

Этот закон гласит, что повторяющиеся действия выполняются лучше и менее подвержены ошибкам. Как одно из объяснений феномена научения, закон повторения упрощает действительность, игнорируя воздействие таких факторов, как мотивация организма, наличие положительных стимулов и т. д.

 

Закон следствия

 

Согласно этому закону, сформулированному Эдвардом Торн-дайком, события в окружающей среде «вознаграждают» организм за определенные виды поведения. В результате то поведение, которое приводит к «хорошим» последствиям, обычно повторяется; по-

 

 

ведение, которое приводит к «плохим» последствиям, перестает по-вторяться. Таким образом, происходит отбор видов поведения. в чем-то сходный с процессом естествешюго отборсі. Эффективное поведение встречается чащс, а неэффсктивное постепенно исчезает.

Замещение симптома

Если невротические симптомы устраняются без соответствую-шсй терапии самого расстройства, то оно вскоре начинает прояв-ляться через другие симптомы. В психотерапии это называется «за-мещением симптома».

 

Запугивание

 

Использование страха как инструмента убеждения в попытке из-менить устаиовку или поведение других людей. Эффективность ис-пользования страха как средства убеждения варьирует в широких пределах. Наиболее важными представляются следующие факторы:

• Насколько неприятно описываемое событие?

• Насколько возможно неблагоприятное развитие событий, если рекомендованные действия не будут предприняты?

• Насколько эффективны рекомендованные действия и помогут ли они повернуть ход событий в благоприятном направлении?

• Способен ли человек, получивший рекомендацию, выпол-нить указанные действия?

Таким образом, люди более склонны изменять свои установки или поведение, если они убеждены, что в противном случае про-изойдут пугающие события, и если они могут предпринять эффек-тивные действия, направленные на предотвращение этих событий.

Затылочные доли

Задняя часть полушарий коры головного мозгсі, главной функци-ей которой является обработка визуальной информации.

 

Защита ресурсов

 

См. Соперпичество через защыту ресурсов.

 

Защитные механизмы

 

Подсозиательиая стратегия, защищающая разум от чувства тре-воги. Согласно теории Фрейда, защитные механизмы некоторым

 

 

образом искажают реальность, чтобы мы могли лучше справиться с ситуацией. К ним относятся смсщеіше, проекцыя, формироваиие реакции, регрсссыя и подавлеіше (вытеснение).

 

 

Звуковой метод чтения

Метод обучсния чтению детей, акцентирующий внимание на звучании различных букв и их сочетаний, а не на распознавании отдельных слов и словосочетаний.

 

Зеркальное «Я»

 

Термин, использованный Чарльзом Кули для передачи идеи о том, что самоосознание человека во многом обусловлено реакция-ми окружающих людей. Таким образом, другие люди играют роль «зеркала», смотрясь в которое, мы можем судить о самих себе.

 

Зигота

Оплодотворенная клетка, возникающая при слиянии спермато-зоида и яйцеклетки.

 

Знаковый стимул

 

Специфический аспект организма, вызывающий сильную реак-цию у другого животного. Знаковые стимулы обычно имеют фор-му особых структур, расцветок, запахов или призывов, провоциру-ющих специфическое поведение (агрессию, родительскую заботу или ухаживание). Исследования показали, что у конспецифичных животных отзывчивость на знаковые стимулы может вырабаты-ваться даже в случае изоляции от представителей своего вида.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.029 с.)