Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дихотомическое прослушиваниеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Термин, используемый при исследовании внимаиия, когда одно сообщение псредается в левое ухо, а другос сообщение одновре-менно передается в правое ухо. При эксперименте на дихотомичес-кое прослушивание участников просят повторить одно из сообще-ний, игнорируя другое. Способность делать это указывает на то. что они пользуются направлением сообщения (левое или правое ухо) для вынесения осознанных суждений.
Диэнцефалон
Главный отдел переднего мозга, содсржащий тстсшус и гипо-таламус.
Длительное обследование Поддержание контакта с участниками после эксперимента с це-лыо выявления долгосрочных эффектов, вызванных их участием в исследовании. Длительное обследование бывает полезным по ряду причин. Оно позволяет исследователю убедиться в отсутствии не-благоприятных симптомов после эксперимента, а иногда помогает установить наличие латентпых эффектов, которые иначе оста-лись бы незамеченными.
ДНК См. Дезоксирибонуклеиновая кислота.
Долговременная память Часть псшяти. связанная с информацией о событиях, случив-шихся в отдаленном прошлом. Противопоставляется краткосроч-ной памяти, связанной с информацией о событиях, случившихся в недавнем прошлом. Существует несколько категорий для более узкого определения долговременной памяти: эпизодическая псшять (память о личных событиях), семаитическая памятъ (память об усвоенных знаниях), декчаративное знание (память о том, что...) и процедуриое знание (память о том, как...). См. также Модель псшяти Аткинсона-Шиффрииа.
Доминирование При использовании в контексте поведения животных данный термин подразумевает отношения между двумя животными, когда одно животное (подчиненное) уступает другому (доминирующе-
му) в борьбе за ресурсы. Эти отношения могут быть установлены различными способами, включая открытый конфликт, семейныіі статус, возраст, старшинство в группе и т. д. Сложившиеся отно-шения поддерживаются с помощью угроэісающего поведепия.
Дооперационная стадия См. Пиаэісе, Жан.
Достоверность Если открытие можно повторить, то оно считается достовер-ным. Помимо этого общего соображения. термин используется более конкретным образом в психологических исследованиях и при оиенке результатов: • Чтобы экспериментальное открытие считалось достовер-ным, необходимо доказать, что оно с успехом воспроизво-дится при тех же условиях (ретикация). • Для достоверности психометртеского теста он должен обла-дать виутреиией и внешней валидностыо. Ответы на вопросы в анкете или личиостном опроснике можно проверить на наличие противоречий (внутренняя валидность). Кроме того, ответы можно проверять в течение определенного времени, устанавли-вая степень стабильности результатов (внешняя валидность). Дофамин Химический иейротрапсмиттер, обнаруженный в головном мозге. Дофамин происходит от тирозина — аминокислоты. кото-рая содержится в различных продуктах и вырабатывается пече-нью. Благодаря действию различных энзимов, тирозин перераба-тывается в дофамин, который затем содержится в синаптических везикулах (пузырьках) для использования в процессе синаптичес-кой трансмиссии.
Дофаминовая гипотеза Гипотсза о том, что избыточная активность иейротрапсмиттера дофамина связана с шизофреиией. Нейроны головного мозга шизоф-реников, использующие дофсшип, срабатывают слишком часто и передают слишком много сообщений; в результате возникают симп-томы, ассоциируемые с шизофренией. Доказательства роли дофа-мина в развитии болезни исходят из двух главных источников:
Антипсихотические препараты, смягчаюшие симптомы ши-зофрении. блокируют рсцспторы дофамина и снижают его активность. Сходные препараты, усиливающие психотичес-кие симптомы (амфетамины), косвенным образом усилива-ют активность дофамина. • Концентрацию дофамина в головном мозгс можно опреде-лить по содсржанию его побочного продукта — гомова-нильной кислоты (НѴА). Измерение содсржания НѴА в го-ловном мозгс шизофреников показывает гораздо более вы-сокий уровень дофамина, чем у здоровых людей. Исследова-ние головного мозга умерших шизофреников позволяет обнаружить значительное увсличение количества рецепто-ров дофамина по сравнению с нормой. Собранные факты позволили исследователям утверждать, что симптомы шизофрении можно контролировать с помощью сниже-ния уровня активности дофамина в головном мозге. Существует несколько проблем, связанных с дофаминовой гипотезой: • Лишь 50—60% пациентов реагирует на антипсихогические препараты. • Ныне считается, что избыточная активность дофамина про-является лишь при шизофрении типа I (характеризуемой по-зитивными симптомами, такими как бред и галлюцинации), но не шизофрении типа II (характеризуемой негативными симптомами, такими как отсутствие эмоций и утрата личной воли). • Озадачивает тот факт, что препараты, снижающие актив-ность дофамина (например, фенотиазины) должны сокра-тить его содержание ниже нормального уровня, чтобы воз-действие было эффективным. Согласно теории, снижение уровня дофамина до нормального должно быть достаточно для заметного терапевтического воздействия, но этого поче-му-то не происходит. Драйв (влечение, побуждение, внутренний импульс) Термин, описывающий мотивационное состояние организма, возникающее в результате специфической потребности (например, потребность в пище, потребность в укрытии и т. д.). Если мы име- ем потребность в пище, то испытываем мотивационное состояние голода. Другие («они»-группа) Люди, не принадлежащие к коисолидировшиюй группе; те. кто по какой-либо причине не принадлежит или не был принят в данную группу. Из-за склонности отождествляться с группой, к которой мы принадлежим, «другие» часто подвергаются дискриминации или становятся объектом предубеждений (см. Мииимачьиые грун-пы).
Дряхлость
См. Старческий возраст.
Дуализм
Философская позиция, которая обычно встречается в дискусси-ях о теле и разуме. Дуализм проводит различие между телом и ра-зумом двумя способами. Параллельный дуализм рассматривает тело и разум как фундаментально различные части одного орга-низма: они сосуществуют, но в обособленном и параллельном виде. С другой стороны, интерактивный дуализм признает отдель-ную природу тела и разума, но рассматривает их в процессе посто-янного взаимодействия.
Е Евгеника Программа селективного скрещивания с целыо «улучшения» человеческих способностей благодаря тщательному отбору и переносу наследственных характеристик. Идея евгеники признана непрактичной, аморальной и в целом устаревшей.
Естественное наблюдение
Тип исследования, обладающий двумя характеристиками: а) на-блюдатель не пытается манипулировать каким-либо аспектом ситу-ации, а просто наблюдает и регистрирует события; б) наблюдение происходит не в искусственной среде, создаваемой в лаборатории, а в естественной обстановке, где обычно встречается данное поведе-ние. Существует два основных вида естественного наблюдения — так называемое «включенное», или активное наблюдение, и пассив-пое наблюдение. В первом случае наблюдатсль присоединяется к де-ятельности, происходящей в группе, чтобы получить более точную информацию о поведении ее членов. При этом члены группы не знают об истинном занятии и целях наблюдателя. Во втором случае наблюдатель старается оставаться незаметным и регистрирует ха-рактерные детали индивидуального или группового поведения. Чтобы наблюдение было эффективным, исследователь должен: • Разработать соответствующие способы регистрации и клас-сификации полученных сведений. • Выполнить ряд предварительных исследований для того что-бы убедиться, что все наблюдатели будут сходным образом интерпретировать наблюдаемое событие (см. Перекрестная падежностъ). Аргументы за: • Главным преимуществом методов естественного наблюде-ния является возможность изучать поведение в естественной
обстановке, без экспериментальных или лабораторных огра-ничений. • Поскольку естественнос наблюдение обычно продолжается в течение более длительного времени. чем при типичном ла-бораторном эксперименте, наблюдатель может глубже и полнее изучить интересующее его поведение. Аргументы против: • Поскольку наблюдатель не может контролировать иезависи-мую перемеиную, то он не в состоянии делать выводы о при-чинно-следственных связях. • Если участники узнают о присутствии наблюдателя, их пове-дение станет менее естественным из-за реакции на изменив-шуюся обстановку. Естественный отбор Часть дарвиновской теории эволюции, объясняющая, почему некоторые представители одного вида производят на свет боль-ше потомства, чем другие. Согласно этой теории, животные, хо-рошо адаптированные к среде своего обитания, производят больше потомства, чем хуже адаптированные животные. Со вре-менем характеристики, дающие одному животному преимуще-ства перед другим (в контексте выживания и репродуктивных возможностей), распространяются на вид в целом. Наиболее эср-фективными характеристиками являются те, которые повышают шансы животного на выживание и улучшают его репродуктив-ные способности. Резюме этой теории выглядит следующим образом: • Индивидуальные представители любого вида отличаются друг от друга (генетические различия). • Все организмы обладают огромным репродуктивным потен-циалом, но размер популяций в целом остается постоянным. Следовательно, существует соперничество за ресурсы (пища, территория, партнеры для спаривания). • В результате этого соперничества некоторые организмы производят больше потомства, чем другие. Потомство на-следует характеристики своих родителей, и эволюционные перемены закрепляются в процсссе естественного отбора.
• Вследствие естественного отбора организмы лучше адаптируются к среде своего обитания. Компоненты теории естественного отбора
Естественный эксперимент См. Эксперимент.
Ж Женщины и депрессия Трсвожная тенденция, наметившаяся в последние два десятиле-тия. Было установлено, что жснщины в среднем страдают депрес-сией в два раза чаще, чем мужчины. Существует ряд возможных объяснений этой статистической аномалии, хотя ни одно из них не имеет видимых преимуществ перед другими. 1. Гипотеза ложного отображения: половой предрасполо-женности к депрессии не существует, но женщины чаще обращаются за психологической помощыо в связи с симп-томами депрессии. Значительно болыпее число мужчин пытается бороться с депрессией с помощью алкоголя. Это соображение подкрепляется открытием, что мужчины в среднем страдают алкоголизмом в два раза чаще, чем жен-щины. 2. Хромосомная гипотеза: депрессия вызвана мутацией X-хромосомы, в результате чего женщины (XX) более склон-ны к развитию депрессии, чем мужчины (ХУ). Депрессия коррелируется с другими Х-хромосомными аномалиями (такими как дальтонизм), хотя исследования в области се-мейной наследственности не подтверждают это объясне-ние. 3. Психоаналитические объяснения: женщины более подверже-ны депрессии в силу «зависти к пенису», развивающейся на основе комтекса Электры. Из-за ощущения утраты и чув-ства собственной неполноценности женщина остается уязви-мой перед депрессией в течение всей жизни. 4. Социокультурные объяснения: женщина «обречена на по-ражение» — либо в качестве домохозяйки, не ощущающей должного внимания и вознаграждения за свои труды, либо в качестве специалиста, который несет двойной груз работы и семейной ответственности.
5. Объяснения по типу «внушенной беспомощности»: женщи-ны более подвержены депрессии, так как чувствуют себя ме-нее властными над своей жизнью, чем мужчины. Отсутствие контроля вызывает чувство беспомощности и безнадежнос-ти, что, в свою очередь, приводит к депрессии.
Жетонная система Раздел программы модыфыкацыы поведения, основанный на принципе выработкы ыиструменталъиых (онерантиых) условных рефлексов. Жетонная система применялась в различных ситуациях при терапии многих расстройств, включая острую шызофреныю и аутызм. Три главных аспекта этой системы: 1. Пациентов вознаграждают за желательное поведение (напри-мер, заботу о себе), вручая им специальные жетоны. 2. Чем чаще пациент совершает желательные поступки, тем больше жетонов он получает. 3. Эти жетоны затем можно обменять на предметы или воз-можность заняться приятной деятельностью (например, на сладости или на поездку за город).
Жизненное развитие
Идея о том, что человек развивается в течение всей свой жизни. Хотя идея жизненного развития не связана с одной конкретной теорией, она основана на ряде предпосылок: • Потенциал для развития сохраняется в течение всего жизнен-ного цикла. • Нет единственного оптимального курса развития. • Развитие происходит по нескольким позициям одновремен-но. Мы развиваемся в общественном, интеллектуальном, эмоциональном и физическом отношении. Прогресс или за-держка на одном направлении не обязательно является при-знаком прогресса или торможения на остальных направле-ниях. • Этот подход подчеркивает важную роль взаимодействия личности с окружающей средой. Наиболее распространен-ная метафора — река, чье русло формируется той местнос-тью, по которой она протекает. В свою очередь, река оказы-вает определенное воздействие на местность.
Среди исследователей, чей подход был основан на идее жизнен-ного развития, можно назвать Эрпка Эриксона и Даниэля Левиисо-иа. Этот подход к развитига противопоставляется теории жизпеи-ных собътшй.
Жизненные события
События, подразумевающие важные перемены или переход-ные периоды в разных аспектах человечсской жизни. В классифи-капшо включены такие событпя. как потеря супруга, развод. вы-ход на пенсию и т. д. Из-за прямой связи со значительными пере-менами в жизненном укладе они часто называются «критически-ми событиями». Однако общая классификация не учитывает тонкостей индивидуального подхода. Для некоторых людей раз-вод является значительным этапом жизненного пути, с крайне болезненными и длительными последствиями; другие гораздо бо-лезненнее воспринимают смерть домашнего животного или не-справедливое отношение начальства на работе. Следует заме-тить, что жизненными событиями могут быть и те события, кото-рые не произошли — например. если человека не повысили по службе или он не поступил в институт. Психологи, поддержива-ющие модель «жизненных событий», рассматривают перемены, происходящие в зрелом и пожилом возрасте, как результат кри-тических событий, которые мы переживаем, и наших попыток приспособиться к этим событиям. Так, например, изменения в зрелом возрасте считаются менее постепенными и продолжитель-ными, чсм предполагается в теории жизнеипого развития. В ран-них моделях жизненные события рассматривались как источник патологии и стрессовых факторов в жизни человека. При провер-ке по «шкале социальной реадаптации» Холмса и Райха респон-денты указывают наиболее важные события, которые они пере-жили за последние двенадцать месяцев. Каждое событие оцени-вается но степсни его потенциального стресса для личности. В качестве основных ориентиров. бракосочетание оценивается в 50 баллов, а смерть супруга — по высшей отметке в 100 баллов. Даже Рождество включено в этот список как период потенциаль-ного стресса, который может привести к заметным материаль-ным и личным неурядицам. Чем больше общий результат, тем выше вероятность того, что человек сталкивается с различными психологическими проблемами (самой распространенной реак-цией обычно бывает депрессия).
Шкала социальной реадаптации по Холмсу и Райху:
Категория Жизненное событие Средний балл
Согласно более современным взглядам на природу жизненных событий, они являются не просто отдельными процессами. Жиз-нснные события действительно вызывают первоначальную реак-цию потрясения и недоверия (как вы воспримете новость о том, что выиграли 20 миллионов в национальной лотерсе?) Но затсм человек получает возможность вступить в новый период жизни, накапливая позитивный и конструктивный опыт о своем пережи-вании. Жизненное событие необходимо сдслать составной частыо бытия, не позволяя ему доминировать над повседневными делами. Вдова становится «одинокой женщиной», а инвалид — «частично нетрудоспособным человеком». Способность человека пережить такое событие и выработать конструктивное отношение к нему определяется его внутренними и внешними ресурсами. Они могут быть социальными (друзья и родственники, готовые прийти на помощь) и личными (здоровье, самоуважение, психологическая устойчивостъ). З
Забывание
Одна из общих идей психологии: утрата способности вспом-нить или опознать ранее усвоенную информацию. Феномен забы-вания можно разделить на две широкие категории — полное забы-вание, когда информация фактически утрачивается, и забывание, зависящее от внешних стимулов, при котором фрагменты инфор-мации сохраняются в долговремеииой псімяти, но остаются недо-ступными при попытках вспомнить ее. Вот некоторые главные объяснения феномена забывания: Помехи: воспоминания искажаются либо в результате пре-дыдущих событий (проактивиая иитерференция), либо в ре-зультате последующих событий (ретроактивная интерфе-ренция). • Вытеснение: этот вид забывания обычно связан с мотиваци-ей — люди неосознанно вытесняют мучительные или неосоз-нанные воспоминания. • Ошибки воспроизведения: в более современных объяснени-ях фсномена забывания подчеркивается важность различ-ных стимулов в процессах забывания и воспомииания. Эти стимулы могут быть внутренними (например, психологи-ческое или физиологическое состояние — стресс, алкоголь-ное опьянение и т. д.) или контекстуальными (аспекты об-становки). Мы с большей вероятностью вспоминаем ин-формацию, если восстанавливаем ее в том же состоянии и контексте, в каком она была получена первоначально. Это соображение крайне важно при выработке навыков обуче-ния.
Зависимая переменная Некий аспект поведения, испытывающий воздействие иезависи-мой перемениой при проведении эксперимеита. Эксперименталь-ный эффект достигается, если независимая переменная вызывает
изменение зависимой переменной. К примеру, наличие обратиоц связы при выполнении задачи (независимая переменная) можст привести к увеличению производительности труда (зависимая пе-ременная).
Зависимость
Разновидность расстрѳйства личноспш, когда человек на-столько опирастся на других людей, что не может принять даже простейшего самостоятельного решения. Люди. страдаюшие этим расстройством, испытывают глубокое чувство неадекват-ности и беспомощности. Они готовы на все. чтобы избежать оди-ночества, и нуждаются в постоянной поддержке окружающих. В крайних случаях они вообще не способны вынести физическую разлуку со своим партнером. Если связь прекращается, человск чувствует себя опустошенным и старается как можно быстрее установить новые взаимоотношения. Сохранение близких отно-шений становится для него таким важным делом, что он пред-почитает терпеть унижения от партнера, лишь бы не оставаться в одиночестве. Люди, страдающие зависимостыо, более уязви-мы перед другими расстройствами, такими как фобии и депрес-сии. Предлагаются следующие возможные объяснения зависи-мости: • С точки зрения психоанализа, при зависимости возникает фиксация на оральной стадии, детское неосознанное желание иметь надежную заботу и опеку. • Бихевиористские объяснения вращаются вокруг идеи оши-бочного опыта при научении, когда зависимое поведение не-адекватно вознаграждалось, а независимое подвергалось на-казанию. • Когнитивные объяснения подчеркивают роль ошибочных схем мышления. Люди, страдающие зависимостью, считают себя неполноценными и нуждаются в другом человеке, кото-рый помогал бы им бороться с жизненными невзгодами. Та-ким образом, у них формируется ошибочное убеждение, что независимость подразумевает одиночество. Из-за природы этого расстройства пациенты могут возлагать на терапевта ответственность за свое состояние и занимать очень пассивную позицию на сеансах терапии. В психодинамических пе-
реходах предпринимаются попытки высвооодить подавленные воспоминания, послужившие причиной расстройства. Особую роль в этой тсрапии играет почти неизбежный перепос (смещепие аффекта) на терапевта. В когнитивной и когтітивио-поведенчес-кой терапии психолог пытается изменить ошибочное убеждение пациента в своей неполноценности. Пациента обучают проявлять большую уверенность в себе. чтобы эффективнее выражать свои желания и потребности в отношенпях с партнсром. Задний мозг
См. Головиой мозг. Закладывание пищи
Склонность запасать пищу впрок, развитая у некоторых живот-ных. Они делают это различными способами, но чаще всего зары-вают пищу или прячут в незаметных местах. Преимущества такого поведения: • Оно создает запас пищи на тот период, когда ресурсы стано-вятся особенно скудными (например, зимой). • Пищу можно спрятать от соперников. • Животное тратит меньше времени на поиски пищи и может заниматься другими делами. Вместе с тем, закладывание пищи связано с определенными опасностями: • Пища может быть обнаружена и украдена соперниками. • Животное должно составить мысленную карту района закладки, чтобы обнаружить ее в нужное время; если ориен-тиры, образующие эту карту, были нарушены другими жи-вотными, закладка может потеряться. Из-за потенциального риска кражи или потери пищи опти-мальное поведение заключается в распределении запасов по не-скольким закладкам, а не в хранении одного большого запаса. Это преимущество должно уравновсшиваться такими сообра-жениями, как количество затраченного времени и энергии, а так-же возможностью вспомнить расположение нескольких закла-Док.
Заключение (умозаключение)
Разновидность когнитивного процесса, при котором суждения выносятся на основе доступных свидетельств, а не прямого наблюдения за событиями. К примеру, если мы видим разлитое молоко и следы кошачьих лап, то можем прийти к заключению, что здесь похозяйничала кошка.
Закон Йеркса-Додсона Этот закон гласит, что при выполнении большинства задач производительность постепенно возрастает с повышением уровня активации до той точки, где любое дальнейшее повышение активации приводит к снижению производительности. Оптимальный уровень активации определяется природой задачи. Простые и хорошо знакомые задачи имеют более высокий уровень оптимальной активации, чем сложные и плохо знакомые задачи (см. также Эффект аудитории).
Закон повторения
Этот закон гласит, что повторяющиеся действия выполняются лучше и менее подвержены ошибкам. Как одно из объяснений феномена научения, закон повторения упрощает действительность, игнорируя воздействие таких факторов, как мотивация организма, наличие положительных стимулов и т. д.
Закон следствия
Согласно этому закону, сформулированному Эдвардом Торн-дайком, события в окружающей среде «вознаграждают» организм за определенные виды поведения. В результате то поведение, которое приводит к «хорошим» последствиям, обычно повторяется; по-
ведение, которое приводит к «плохим» последствиям, перестает по-вторяться. Таким образом, происходит отбор видов поведения. в чем-то сходный с процессом естествешюго отборсі. Эффективное поведение встречается чащс, а неэффсктивное постепенно исчезает. Замещение симптома Если невротические симптомы устраняются без соответствую-шсй терапии самого расстройства, то оно вскоре начинает прояв-ляться через другие симптомы. В психотерапии это называется «за-мещением симптома».
Запугивание
Использование страха как инструмента убеждения в попытке из-менить устаиовку или поведение других людей. Эффективность ис-пользования страха как средства убеждения варьирует в широких пределах. Наиболее важными представляются следующие факторы: • Насколько неприятно описываемое событие? • Насколько возможно неблагоприятное развитие событий, если рекомендованные действия не будут предприняты? • Насколько эффективны рекомендованные действия и помогут ли они повернуть ход событий в благоприятном направлении? • Способен ли человек, получивший рекомендацию, выпол-нить указанные действия? Таким образом, люди более склонны изменять свои установки или поведение, если они убеждены, что в противном случае про-изойдут пугающие события, и если они могут предпринять эффек-тивные действия, направленные на предотвращение этих событий. Затылочные доли Задняя часть полушарий коры головного мозгсі, главной функци-ей которой является обработка визуальной информации.
Защита ресурсов
См. Соперпичество через защыту ресурсов.
Защитные механизмы
Подсозиательиая стратегия, защищающая разум от чувства тре-воги. Согласно теории Фрейда, защитные механизмы некоторым
образом искажают реальность, чтобы мы могли лучше справиться с ситуацией. К ним относятся смсщеіше, проекцыя, формироваиие реакции, регрсссыя и подавлеіше (вытеснение).
Звуковой метод чтения Метод обучсния чтению детей, акцентирующий внимание на звучании различных букв и их сочетаний, а не на распознавании отдельных слов и словосочетаний.
Зеркальное «Я»
Термин, использованный Чарльзом Кули для передачи идеи о том, что самоосознание человека во многом обусловлено реакция-ми окружающих людей. Таким образом, другие люди играют роль «зеркала», смотрясь в которое, мы можем судить о самих себе.
Зигота Оплодотворенная клетка, возникающая при слиянии спермато-зоида и яйцеклетки.
Знаковый стимул
Специфический аспект организма, вызывающий сильную реак-цию у другого животного. Знаковые стимулы обычно имеют фор-му особых структур, расцветок, запахов или призывов, провоциру-ющих специфическое поведение (агрессию, родительскую заботу или ухаживание). Исследования показали, что у конспецифичных животных отзывчивость на знаковые стимулы может вырабаты-ваться даже в случае изоляции от представителей своего вида.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.53.246 (0.012 с.) |