ТОП 10:

Выработка инструментальных условных рефлексов



 

Объяснение феномена научения, обычно приписываемое Баруху Скиииеру. Основная идея заключается в том, что последствия той или иной реакции определяют вероятность ее повторения в бу-дущем. Организмы действуют в окружающей среде, а она, в свою очередь, оказывает воздействие на них. Манипулируя аспектами внешней среды (например, в ксшере Скиииера) можно уменыхшть или увеличить вероятность проявления конкретной реакции в бу-дущем. Любое событие, укрепляющее реакцию организма или уве-личивающее вероятность ее проявления, называется полоэісителъ-иьш стимулом. При позитивном подкреплеиии такая вероятность увеличивается. Негативное подкрепление означает устранение аверсивиого состояния, следующего за определенной реакцией. К примеру, в салоне многих автомобилей есть световой индикатор, назойливо мигающий до тех пор, пока вы не пристегнете ремень безопасности. Таким образом, реакция (застегивание ремня) полу-чает негативное подкрепление. Если последствия той или иной ре-акции приводят к умсньшению вероятности ее возникновения в будущем, то говорят, что организм подвергается иаказаиию. Ниже приведена схема различий между позитивным подкреплением (А), наказанием (Б) и негативным подкреплением (В):

 

А. Поведение (за которым следует) приятное событие = закрепление реакции. Б. Поведение (за которым следует) неприятное событие = затухание реакции. В. Неприятное событие (за которым следует) поведение, устраняюшее аверсивное состояние = закрепление реакции.

Скиннер также считал, что организмы учатся вести себя в спе-цифических обстоятельствах. Особая реакция на стимул, которая приводит к желаемому результату в одних условиях, может не при-вести к такому же результату в другой ситуации. Если наблюдать за автомобилями на автостраде, где есть видеокамера для контро-ля над скоростью движения, то можно заметить, что водители притормаживают перед камерой и набирают скорость, когда она остается позади. Когда организм получает подкрепление за реак-цию на один стимул, он может распространить эту реакцию на другие сходные стимулы. В молодости, когда я любил ездить на мотоцикле с мигалкой, похожей на полицейскую, ехавшие впереди водители замедляли ход — нетрудно угадать, почему.

 

Выработка моторной схемы

 

Термин, используемый для описания любого типа паучеиия, при котором происходит ассоциация между атшулом и реакцией. Таким образом, последнее определяется наличием первого.

 

Вырождение

Разрушение мозговых тканей в результате травмы или недо-статка питательных веществ.

 

Вялотекущая шизофрения

 

Диагностический ярлык, указывающий на тот факт, что у паци-ента были периоды шизофреиии, но во время постановки диагноза шизофрснические симптомы отсутствовали. Среди специалистов по психическим заболеваниям существуют значительные расхож-дения в связи с тсм, как долго у пациента должны отсутствовать симптомы шизофрении, прежде чем ему будет можно поставить такой диагноз.

 

 

Г

Гала-эффект

Термин обозначает склонность руководствоваться одной спс-цифической чертой личности или общим впечатлением о человеке в суждениях о других особенностях этого человека. Так, ссли мы знаем, что человек «холодный». то приписываем ему ряд других характеристик, связанных с холодностью, но никак не подтверж-денных на личном опыте.

 

Галлюцинация

 

Восприятие того, что не существует на самом деле. Галлю-цинации делятся на несколько категорий в зависимости от того, какие органы чувств принимают участие в их формиро-вании:

• При соматических галлюцинациях возникает ощущение, как будто что-то происходит внутри тела (например, в желудкс ползает змея).

• Визуальные галлюцинации — восприятие несуществующих людей, предметов, цветов и т. д.

• Тактильные (осязательные) галлюцинации — ощущение по-калывания или прикосновения к коже. Тактильные галлюци-нации часто возникают у людей, страдающих различными фобиямы.

• Обонятельные галлюцинации — человек постоянно ощуща-ет запахи, которые не может уловить никто, кроме него са-мого (например, запах дыма или плесени).

• Слуховые галлюцинации, особенно «голоса из ниоткуда», являются симптомом определенных видов психоза, например шизофрепии.

 

Галлюциноген

Любое химическое вещество, вызывающее галлюципации.

 

Гедонизм

Вера в то, что любое поведение мотивируется или должно мо-тивироваться стремлением к удовольствиям и уклонением от стра-даний.

 

Гедоническая релевантность

 

Склонность производить характерную атрибуцию, если с нами что-то происходит в результате поведения другого челове-ка. Так. если кто-то врезался в наш автомобиль, то мы менее склонны прислушиваться к таким доводам, как «обледеневшая дорога» или «плохая видимость», и болсе склонны связывать ин-цидент с плохими водительскими навыками или невниманием другого человека.

Ген

Часть хромосомы любого организма, несущая информацию в виде дезоксырибонуклеиповой кислоты (ДНК). Гены потенциально могут существовать в течение многих поколений; они постоянно воспроизводятся и испытывают влияние процесса естественного отбора.

 

Генерализация (обобщение)

 

В психологии термин имеет несколько разных значений:

• Генерализация может означать метод «широкого охвата», когда все члены конкретной группы считаются одинаковыми (см. Стереотипы). К примеру, мы можем думать, что все мужчины без ума от футбола или что каждый моряк должен носить тельняшку.

• Как часть процедуры классического формирования условных рефлексов, термин обозначает способность участников реа-гировать не только на стішулы, ранее вызывавшие реакцию, но и на другие сходные стимулы. Так, если организм при-учен реагировать на круг, то он будет реагировать на эл-липс, хотя и не так сильно.

• Как часть процедуры выработки ипструмептстьпых (опе-рантных) условных рефлексов, термин обозначает склон-ность организма к выработке реакции, сходной с ранее под-крепленными реакциями. Если вас награждают за хорошую

 

работу по психологии. то у вас возникает склонность хоро-шо выполнять работу по другим предметам.

 

Генерализация стимула

 

Аспект классического формирования условиых рефлексов, когда организм реагирует не только на условный стимул, но также на другие сходные стимулы. Чем больше сходство, тем четче выра-жается условная реакция. Генерализация стимула является важ-ным аспектом научения в дикой природе, так как позволяет орга-низму реагировать на другие потенциально важные стимулы. К примеру, если животное узнает, какие звуки или запахи сигнали-зируют о появлении хишника, оно также учится реагировать на незначительные изменения этих стимулов. Таким образом, орга-низм укрепляет «фактор безопасности», что способствует его вы-живанию.

 

Генетика

 

Изучение унаследованных характеристик (см. Ген), а также роли генов в жизненном развитии организмов.

 

Генетика поведения

Область исследования, связанная с генетическими основами по-ведения. Главный тезис этого подхода заключается в том, что ге-нетические различия во многом объясняют разницу между людьми и их реакцией на окружающую обстановку.

 

Генетический детерминизм

Убеждение в том, что развитие любого организма находится под генетическим контролем. Мнение может казаться бесспор-ным в отношении поведения простых организмов, но не для бо-лее высокоорганизованных животных и человека. Идея о том, что человеческое поведение во многом обусловлено генетически-ми факторами, нашла выражение в развитии эволюцыоиной психо-логии.

Генотип

Генетический состав личности. Генотип представляет собой со-вокупность унаследованного генетического материала, который передается от поколения к поколению. Хотя этот материал насле-дуется, он не обязательно проявляется в фенотипе организма. Та-

 

ким образом, генотип лучше всего рассматривать как ряд есте-ственных факторов, влияющих на развитие организма, но не конт-ролирующих это развитие.

Геронтология

Изучение процессов старения. Эта дисциплина рассматривает все аспекты старения: физические, психологические, социальные. и т. д.

Гетерономная мораль

 

В буквальном смысле, мораль другого человека. На этой ста-дии нравственного развития, по Жану Пиаже, дети в возрасте 5— 10 лет безоговорочно принимают правила, установленные взрос-лыми. Эти правила считаются неизменными и требующими стро-гого послушания. Пиаже считал, что подобные взгляды у детей обусловлены двумя соображениями:

• Взрослые могут принудить ребенка к послушанию, следова-тельно, он должен уважать установленные правила и тех, кто следит за их выполнением.

• У детей еще не развито когіштивное мышление. Их мышле-ние характеризуется эгоцентризмом, или убежденностью, что все думают так же, как и они. Если все принимают пра-вила, значит, их нужно выполнять.

 

Гетеросексуальность

Половое влечение к лицам противоположного пола.

Гештальт

Понятие, в переводе с немецкого означающес «целостная кон-фигурация» и выражающее идею о том, что целое (будь то лич-ностъ или перцептуальный образ) всегда больше, чем сумма его частей. Таким образом, личность рассматривается как нечто боль-шее, чем ее компоненты — взгляд, прямо противоположный идее редукционизма.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.140.184 (0.006 с.)