Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Измененное состояние сознания

Поиск

Термин исходит из убеждения в том, что существуют различ-ные уровни, или состояния сознания. Состояние сознания можно изменять искусственно (например, с помощью гипноза) или есте-ственным образом (во время сна). Считается, что состояние созна-ния человека оказывает влияние на его психологическую актив-ность — например, на уровень мотивации.

Изучение деятельности

Метод социопсихологического исследования, разработанный Куртом Левиным. По его мнению, чтобы проникнуть в суть пробле-мы, необходимо произвести изменение, а затем наблюдать за его следствием. Этот вид исследования применяется в реальных жизнен-ных ситуациях — например, в привлечении к общеобразователь-ным программам заключенных или в дискуссиях между людьми, имеющими расовые предрассудки, и жертвами их предубеждений.

 

Иллюзия

 

Перцептуальный опыт, который нс является настоящим ото-бражением физического события, воспринимаемого через органы чувств. Иллюзия представляет собой нечто болыпее, чем «ошибку восприятия», так как является опытом, который нельзя предска-зать на основе простой регистрации самого стимула. К примеру, в иллюзии Мюллера-Лайера линия с отогнутыми концами кажется длиннее, чем линия со стрелками, хотя на самом деле их длина одинакова (см. рисунок).

 

Примеры иллюзий

 

В «лунной иллюзии» Луна кажется больше, когда она стоит низко над горизонтом, а не в зените. Мы хорошо знаем, что рас-стояние между Землей и Луной не изменилось, однако иллюзия все равно оказывает мощное воздействие.

Иллюзии многое говорят о способе нашего восприятия, особен-но в связи с активной ролью мозга в перцептуальных процессах. Кроме того, иллюзии демонстрируют важную роль контекста в формировании восприятия. Это можно показать на примере ил-люзии Эббингауза, когда два одинаковых круга в центре узора ка-жутся разными из-за размера соседних кругов.

Имитация

 

Подражание поведению другого человека. Сушествуют доказа-тельства того, что имитация проявляется у детей уже через не-сколько дней после рождения. Она служит мошным средством обучения, а полоэісителъиые стимулы, получаемые от родителей. когда ребенок имитирует их действия, помогают ему знакомиться со многими аспсктами человеческого поведения.

Имплицитная память

 

См. Экспліщитшія ішмять.

Имплицитная теория личности

Набор предпосылок, основанных на наших представлениях о связи одних характеристик личиости с другими характеристиками. К примеру, мы можем считать. что честолюбивые люди обычно трудолюбивы или что артистичные люди склонны пренебрегать условностями. Эти мнения называются «имплицитными», по-скольку человек может не иметь никаких доказательств своей пра-воты и даже не рассуждает на осознанном уровне. Тем не менее, они оказывают влияние на наши суждения о других людях и опре-деленным образом формируют наше поведение. Имплицитная те-ория личности имеет преимущество в том, что упрощает наш спо-соб обработки информации об окружающем мире, но так как, в сущности, она является лишь набором не подтвержденных пред-посылок, то мало что говорит нам об истинном характере людей, с которыми мы имеем дело.

 

Импринтинг

Вид паучепия, происходящего на ранних этапах жизни жи-вотного. Импринтинг обычно начинается вскоре после рожде-ния. В результате возникает жесткая привязанность к взрослому животному (обычно матери), которая впоследствии с трудом поддается изменению. Импринтинг часто происходит во время специфического периода в жизни животного, известного как сепзитивиый период, и характеризуется «реакцией следования», когда молодое животное следует повсюду за объектом привя-занности. Эта разновидность импринтинга обычно называется филиальиым имприитиигом. Молодое животное воспринимает определенные характеристики матери и подходит только к ней, а не к другим взрослым представителям своего вида, которые

 

 

могут напасть на него. В процессе полового имприитиига моло-дое животное запоминает характеристики (расцветку, плюмаж и т. д.) представителей противоположного пола своего вида, что является жизненно важным условием для последующего успеш-ного ухаживания и спаривания. У диких уток-крякв половой им-принтинг чаще происходит у самок, поскольку самцы обладают яркой окраской и их легко отличить от других видов уток. Для самцов задача распознавания представительниц своего вида, судя по всему, является более трудной, из-за невзрачной окраски самок и их сходства с другими видами уток. У животных, воспи-танных представителями близкого вида, впоследствии может развиться половой импринтинг к этому виду. Наиболее частое межвидовое скрещивание в результате импринтинга наблюдается у самцов диких уток.

Половой импринтинг чаще всего развивается в рамках одного вида, реже — между представителями сходных видов и совсем ред-ко — между представителями разных видов. У некоторых птиц, воспитываемых в домашних условиях, иногда возникает жесткая фиксация на человеке; последствия такого импринтинга являются очень стойкими и создают значительные проблемы в спаривании с представителями своего вида. Вопрос об импринтинге у млекопи-тающих является более спорным. Молодые ягнята и козы выказы-вают признаки импринтинга, и теория Боулби о привязанности детей к родителям во многом опирается на исследования по имп-ринтингу.

 

Индивидуализация

 

Термин обозначает нашу потребность отличаться от других людей в определенном отношении, чтобы не быть или не чувство-вать себя в точности похожими на них. Несмотря на стремление в чем-то походить на других, болышшство людей лелеет свое чув-ство индивидуальности; это отчасти объясняет наше необычное, а иногда и нелепое поведение. Рискуя навлечь на себя неодобрение окружающих, мы подтверждаем (по крайней мере, для самих себя) наше чувство индивидуальности. Люди также могут стремиться к индивидуальности из-за желания полнее распоряжаться своей жиз-ныо. Жесткий коиформызм по отношению к общественным нор-мам означает, что мы утрачиваем чувство личной свободы, а ин-дивидуальные способы поведения и самовыражения поддержива-ют ощущение собственной значимости.

 

 

 

Индивидуализм

Тсрмин относится к любой культуре, гдс главной ячейкой со-циальной организации является нуклеарная семья (родители и дети). Термин обычно используется по контрасту с коллектшиз-мом, где ведущая роль принадлежит коммунальным отношениям, а основной ячейкой общества является семейная община. Вели-кобританию можно привести как примср культуры с преобладани-ем индивидуализма, а Китай — как пример коллективистской культуры.

 

Индивидуальные различия

Признание того факта, что люди различаются по своему гене-тическому составу, жизненному опыту, эмоциональному складу. интеллекту и т. д. Часто игнорируемые при исследованиях в русле иомотетической традиции, индивидуальные различия играют главную роль в идеографическом подходе — например при исследо-ваниях личиости. Один из основных принципов гумаішстической психологии заключается в том, что все люди уникальны по своей природе.

Инициация

Термин обычно используется для описания ритуала, с помо-щью которого подросток присоединяется к сообществу взрослых людей. В некоторых культурах обряд инициации имеет вид фор-мальной церемонии. С другой стороны, в западном обществе тер-мин используется в гораздо более общем смысле и обозначает пе-риод моратория (см. Юностъ), во время которого подросток пы-тается найти свой способ самовыражения в окружающем мире.

Инновации: влияние меньшинства

Разновидность социального воздействия, при котором мнение меньшинства оказывает влияние на группу в целом. Для этого не-обходим ряд следующих условий:

• Меньшинство должно с самого начала выражать четкую по-зицию.

• Меньшинство должно твердо придерживаться своей пози-ции, несмотря на давление большинства.

• Представители меньшинства должны действовать согласо-ванно друг с другом.

 

 

Сушественным открытием в этой области является то. что вли-яние меньшинства ощущается лишь через некоторое время. Таким образом, последовательно выражаемое мнение меньшинства фор-мирует ряд межличностных процессов, что приводит к постепсн-ному отходу от позиций большинства. Это связано со следующи-мп причинами:

• Согласно приіщипу коваршщии, члены группы большинства производят характерную атрибуцию, рассматривая предста-вителей меньшинства как уверенных людей, неизменных в своем мнении.

• Поскольку мнение меньшинства продолжает выражаться, несмотря на давление и несогласие большинства, его воздей-ствие усиливается (припцип нарастапия).

Все это заставляет представителей большинства серьезно от-носиться к мнению меньшинства. Если они уже не так увере-ны в собственном мнении, то могут склониться на сторону меньшинства. Если представители большинства один за дру-гим начинают переходить на сторону меньшинства, то воз-никает эффект «снежного кома», когда влияние менынин-ства становится все более выраженным.

Влияние меньшинства становится особенно сильным, если оно отстаивает позиции, соответствующие возникающим обществен-ным нормам (см. 2еіІ§еі$і), а не противоречащие им.

Инсайт (озарение)

Внезапное понимание решения проблемы. Термин часто ис-пользуется в психотератш, где говорится, что пациент достигает инсайта, когда он осознает свое состояние либо причины этого состояния, которые ранее были непонятны для него.

 

Инстинкт

 

Термин с трудом поддается определению, но обычно означает любую естественную (т. е. врожденную, а не усвоенную) реакцию, характерную для данного вида. Инстинкты считаются мотивато-рами различных схем поведения животных, таких как ухажива-ние, спаривание, отношения между родителями и детьми, хотя их роль в человеческом поведении представляется более спорной. Фрейд пользовался термином «инстинкт» по отношению к Эросу

 

 

и Танитосу (инстинкты жизни и смерти), которые являются глу-бинными причинами многих аспектов человеческого поведения. особенно половых и агрессивных проявлений. Ныне термин ис-пользуется в психологии гораздо реже, чем раньше. так как его первоначальное значение не было подкреплено убедитсльнымп доказательствами.

 

Инструментальная агрессия

Разновидность агрессии, когда главной целью является не при-чинение страданий жсртве, а достижение какой-то иной цели, ко-торой сопутствует агрессивное поведение. Когда один ребенок от-талкивает другого, чтобы первым подойти к Деду Морозу, он проявляет инструментальную агрессию.

 

Инструментальные рефлексы

См. Выработка ииструмеиталъиых условиых рефлексов.

 

Интеллект

 

Несмотря на ранние попытки определить интеллект в терми-нах так называемого общего фактора, в болылинстве современ-ных определений подчеркивается способность эффективного функционирования в окружающей среде, что подразумевает адаптивную природу интеллекта. Понятие интеллекта в психо-логии неизбежно сочетается с понятием коэффициеита умствеи-иого развития (КУР), который вычисляется по результатам тес-тов на умствениое развитие. Поскольку в этих тестах адаптив-ное поведение измеряется в специфическом культурном контек-сте, они почти всегда несут на себе отпечаток культурных предпочтений; иными словами, трудно измерить степень адап-тивности и эффективности поведения за рамками данной кулъ-туры.

 

Интеллектуальный возраст

Уровень интеллектуального развития, соответствующий опре-деленному возрасту. При работе с детьми, обладающими «нор-мальным» интеллектом, интеллектуальный возраст равен хроно-логическому (фактическому возрасту ребенка). У детей с задержка-ми в развитии интеллектуальный возраст отстает от хронологи-ческого, а у одаренных детей интеллектуальный возраст опережает хронологический.

 

 

Интернализация

 

Тип социального воздействия, обусловленный нашим желани-ем отстаивать правоту своих мнений и ценностей. Если мы счита-ем другого человека рассудительным и достойным доверия. то более склонны соглашаться с его мнениями и ценностями, вклю-чая их в свою систему. Со временем они отделяются от источника и становятся стабильной частыо нашего когнитивного мира.

 

Интровертность

Характеристика и тип личности, оцениваемые по шкале интро-вертность/экстравертность, связанной с теорией личиости Г. Айзенка. Интровертность ассоциируется со сдержанностью и застен-чивостью в социальных контактах, а интроверты считаются более пассивными и углубленными в себя, чем экстраверты.

 

Интроекция

 

Фрейдистский термин, обозначающий подсознательное отожде-ствление с ценностями родителей. Это приводит к развитию нрав-ственного и идеалистичного Супер-Эго.

 

Интроспекция (самоанализ)

 

Наблюдение личности за своими умственными процессами в попытке понять, как они работают. Во время интроспекции участ-никам дают стимулы (к примеру, текст для запоминания или про-блему для решения), а они сообщают о том, что происходит в их сознании во время работы над задачей. Интроспекция далеко не всегда считается точным отражением мыслительных процессов, хотя бы по той причине, что участники могут сообщить только о том, что происходит на осознанном уровне.

 

Инфантицид (детоубийство)

Термин обозначает склонность к истреблению своего потом-ства у некоторых коиспецифичных видов. Подобные случаи на-блюдались у различных животных, включая львов, грызунов и приматов. К примеру, самцы индийских обезьян-лангуров, не-давно захватившие лидерство в группе, пытаются убить всех еще не отнятых от груди младенцев, чтобы самки могли вынашивать их потомство, пока какой-нибудь другой самец не вытеснил их из группы. Некоторые птицы, включая ястребов и сов, не совершают прямого инфантицида, но косвенно способствуют ему. Их птенцы

 

 

вылупливаются из яиц в разное время, поэтому старший птенец обычно крупнее и сильнее младшего, который подвергается запу-гиванию, игнорируется родителями и часто погибает от голода. Родители относятся к этому безразлично и даже могут предложить останки мертвого птенца выжившсму в качестве пищи. Вполне возможно. что эти птицы откладывают два яйца, пользуясь одннм как «страховкой» на случай неудачи. У некоторых видов птиц сам-ки всегда откладывают по два яйца. В благоприятные годы роди-тели могут выкормить обоих птенцов, а в неблагоприятные годы один из них умирает, и родителям не приходится тратить ресурсы и энергию на его выживание.

 

Информационное воздействие

Вид социального воздействия, когда нам приходится обра-щаться к другим людям за информацией о том, как нам следует думать или поступать. Если мы не уверены в своем мнении или выборе наилучшей стратегии в конкретной ситуации, другие люди могут снабдить нас ценной информацией. Приспосабливая свое мнение и поступки к мнениям и поступкам окружающих, мы про-являем разновидность конформизма. На самом деле, информаци-онное воздействие является мощным инструментом убеждения; это одна из главных причин нашего желания походить на других людей.

 

Ипохондрия

Разновидность функционального расстройства (симптомы ко-торого не имеют определенной физической причины и поэтому ас-социируются с психологическими проблемами), при котором па-циент интерпретирует незначительные физические изменения в своем состоянии как признаки серьезной болезни.

 

Ипсативные* ответы

Ответы, полученные на вопросы из опросников, где присут-ствует объект вынуоісденного выбора. К примеру, если вас спраши-вают, что вы предпочитаете: двенадцатичасовую лекцию по стати-стике или купание в ванной, наполненной слизняками, и вы выби-раете последнее, то это вовсе не означает, что вам нравится подоб-ное времяпрепровождение. Ипсативные ответы практически не

 

* Ірзо сііхіс (лат.) — голословное утверждение.

 

 

имеют смысла сами по себс. но могут быть очень полезны как ос-нова для дальнейшей дискуссии.

Искусственный разум (ИР)

Сочетание опыта когнитивпой псыхологші и компыотерной науки, направленное на разработку компыотерных программ, способных выполнять комплексные задачи. Сущность этого под-хода заключается в том, что операционные системы, созданные людьми, приближаются по своим возможностям к рассуждаю-щсй способности, или разуму человека. До какой степени про-граммы ИР подражают когнитивной способности человека — вопрос, открытый для обсуждения. Процесс человеческого по-знания включает взаимодействие между когпитивной и биологи-ческой системами, причем первая большей частью является реак-цией на требования последней. С другой стороны, компьютеры действуют исключительно в рамках когнитивной системы. Ког-нитивный процесс человека подвержен воздействию всевозмож-ных мотивационных и эмоциональных факторов, в то время как компьютерные программы являются «целеустремленными» в своем подходе к проблемам.

Исследование

Общий термин, обозначающий любую попытку изучения про-блемы путем сбора и/или анализа данных. Психологи чаще пользу-ются термином «исследование» для активного сбора данных (на-пример, при проведении экспершіентов или исследований личиости).

Исследование личности

Попытка глубинного исследования человеческого опыта и по-ведения. Исследование личности включает подробное описание тех аспектов поведения, которые представляют интерес для иссле-дователя, а также интерпретации его открытий. При этом неизбе-жен налет субъективности, так как важность темы и соответствую-щая интерпретация зависят от человека, выполняющего исследо-вание. Исследование личности отличается от других подходов к изучению опыта и поведения рядом особенностей:

• Они значительно более подробны, чем эксперименты и на-блюдения, и дают исследователю гораздо более глубокое представление о природе личности.

 

 

• Они сосредоточиваются не только на личности в целом, но также на одной узкой области психологического функцио-нирования этой личности.

• Они пользуются качественньши методами в значительно большей степени, чсм традиционными тестами и измерения-ми (количественные методы).

• Они признают важность субъективных сообщений, т. е. чувств и убеждений человека, наряду с более объективными данными, получаемыми из других источников.

• Они являются примером идеографического подхода. в отли-чие от номотетического подхода, применяющегося в экспс-риментальных методах.

Аргументы за:

• Они дают значительно более подробные сведения о поведс-нии человека, чем сведения, получаемые при использовании обычных количественных методов.

• Они не прячут под ковер иидивидуалъиые разлычия; вместо этого они признают и акцентируют внимание на уникально-сти личного опыта и поведения каждого человека.

Аргументы против:

• Из-за этой уникальности возникают трудности при попытке экстраполяции полученных результатов на других людей. Иначе говоря, хотя мы можем многое узнать о поведении че-ловечества в целом, используя такие методы, как исследова-ние личности, их основной целью является изучение опыта и поведения отдельного индивидуума.

• Субъективность, присущая исследованиям личности, часто затрудняет для внешнего наблюдателя проблему разделения объективной информации и заключений исследователя.

Исследование постфактум

Разновидность экспериментальных исследований, когда пезави-симая перемеішая представляет собой одну из характеристик участ-ника (например, возраст, пол, политические убеждения и т. д.). По-скольку исследователь не в состоянии контролировать независи-мую переменную, ее можно изменять лишь через выбор участни-

 

 

ков (например, из разных возрастных групп). Из-за невозможнос-ти манипуляций с нсзависимой переменной связь между ней и зави-сылюй перемеппой нельзя определить как причинную. Так, мы мо-жем сказать, что люди из разных возрастных групп по-разному выполняют одну и ту же задачу, но нс можем сказать. что эти раз-личия обусловлены возрастом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.109.144 (0.012 с.)