Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аттенюаторная (затухающая) модель вниманияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одно из объяснений феномена восприятия информацпи, кото-рой не уделяется никакого видимого внимания. Согласно теории. выдвинутой Анной Тришман, косвенные стнмулы обрабатывают-ся болсс тщательно, чем ранее предполагалось. На псрвом этапе выбора стимулов для дальнейшей обработки отвергнутые сообще-ния нс пропадают, а «затухают». Они подвергаются опрсделенной обработкс. но не достигают сознания. Значимая информация (на-прпмер, ваше имя) имеет низкий порог восприятия; если вы его слышите, оно «включает» процесс подсознательной обработки информации. В силу того, что этот вид селективной обработки наблюдался на светских приемах и званых всчсрах. он был извес-тен как «эффект дружеской вечериикы».
Аттракция
См. Межличностішя аттракция.
Аутизм Детское психическое расстройство, которое классифицируется по И8М-ІѴ как стойкая задержка развития. Дети. страдающие аутиз-мом, плохо реагируют на окружающее, имеют слабые навыки обще-ния и могут вести себя непредсказуемым образом. Аутизмом в основ-ном страдают дети мужского пола; две трети больных остаются пси-хически ущербными и в зрелом возрасте. Возможно, эта цифра не отражает истинного положения вещей, так как исследования ограни-чены теми пациентами, которые не принимали участия в программах усиленной терапии. Главными характеристиками аутизма являются: • Неотзывчивость. Дети, страдающие аутизмом, проявляют равнодушие к окружающей обстановке и отсутствие интере-са к другим людям. Повседневная деятельность, в которой они участвуют, носит поверхностный и пассивный характер. • Языковые проблемы и дефицит общения. Многие дети, стра-дающие аутизмом, вообще не могут говорить, а остальные имеют серьезные изъяны речи (см. Эхожиия). • Ограниченные творческие способности н анормальные реак-ции на окружающее. Дети, страдающис аутизмом, играют и взаимодействуют с окружающей средоіі необычными спосо-бами. Для них характерна чрезмерно острая реакция даже на незначительные изменения в привычных занятиях.
Существует несколько объяснений причин аутизма. Перечис-лим некоторые из них: • Перцептуально-когнитивные: аутизм происходит от неспо-собности интерпретировать звуки или от чрезмерной изби-рательности в восприятии внешних стимулов. Ребенок стра-дает перцептуальными или когнитивными расстройствами, которые делают обычное общение или взаимоотношения практически невозможными. • Биологические: исследователи называют несколько возмож-ных причин, включая генетические факторы, осложнения при родах и неврологическую дисфункцию. • Воздействие семьи и окружающей среды. Согласно этому мнению, которое ныне считается устаревшим, аутизм может быть вызван (по крайней мере, косвенно) личными качества-ми родителей или анормальными схемами взаимодействия между родителями и детьми. • Более современным объяснением аутизма является задержка в развитии по теории разума: ребенок не может развить тео-рию о том, что люди, включая и его самого, обладают разу-мом. Таким образом, он не может представить мысли или предвидеть поведение других людей. В лечении детей, страдающих аутизмом, существуют опреде-ленные проблемы, так как они плохо приспосабливаются к пере-менам в привычной деятельности, а их непредсказуемое поведение может помешать действенному лечению. При бихевиористском подходе особенно трудно найти эффективный полоэісителъный стимул для работы с такими детьми. Не существует чудесных средств, которые могли бы полностью излечить ребенка от аутиз-ма, хотя следующие методики помогают пациенту более эффек-тивно общаться с окружающим миром: • Коррекция поведения. Стимулирует желательное поведение, избирательно подкрепляя адекватные поступки и время от времени наказывая за неадекватные поступки. • Лекарственные препараты. Хотя психотропные средства сами по себе приносят мало пользы, их применение в сочета-нии с другими методиками может дать положительный эф-фект. • Выработка навыков общения. Использование невербальных способов общения, таких как язык жестов и табличек с сим-волами, помогает детям общаться с терапевтом. Аутистическая враждебность
Термин использовался для описания склонности некоторых лю-дей формировать свои предрассудки в отсутствие какого-либо фак-тического взаимодействия с объектами предрассудков. Не обладая достоверной информацией, они считают объект предрассудков сво-ей полной противоположностью. Кажущееся различие оправдывает их враждебность, и предрассудки укореняются еще глубже. Аутокинетический эффект
Разновидность перцептуального искажения, когда человеку ка-жется, что маленькая неподвижная точка света движется в темной комнате. Движение является иллюзорным, а не реальным, и вызва-но движениями глаз наблюдателя.
Аутосомы
Хромосомы, не связанные с половыми признаками. В клетке человеческого тела существует 46 хромосом, упорядоченных в 23 пары. Из них 22 являются аутосомами, а оставшаяся пара — XX или ХУ — хромосомами, определяющими пол человека. Афагия
Состояние, которое считается вызванным повреждением лате-рального гипоталамуса, вынуждающее организм отказываться от приема пищи. Афазия
Частичная или полная потеря речи в результате травмы голов-ного мозга. Существует несколько различных видов афазии.
Афазия Брока
Нарушение речи, вызванное повреждением области Брока. Проблемы возникают в основном с произношением, а понимание языка страдает в гораздо меньшей степени. Некоторые аспекты этого вида афазии (например, аграмматизм) затрудняют понима-ние речи больного для окружающих. Афазия Брока приводит к трем основным дефектам речи:
Аграмматизм: больному трудно пользоваться различными грамматически значимыми предлогами и артиклями, он путается во временах и падежах. Аномия: больному трудно искать нужные слова, что приводит к косноязычию и общему замедлению речи. Затрудненная артикуляция: неправильное произношение слов, когда звуки часто бывают расположены в неверном порядке.
Афазия Вернике Синоним — сенсорная афазия. Повреждение области Вернике в головном мозге приводит к проблемам в обработке и понимании речевых стимулов, хотя воспроизведение речи остается относительно нормальным (см. также Афазия Брака).
Афония
Частичная или полная потеря речи. Термин используется в тех случаях, когда причина расстройства не связана с повреждением головного мозга и может быть (хотя бы частично) обусловлена психологической травмой.
Аффект
Общий термин, описывающий человеческие эмоции или настроение. Синоним — эмоциональная реакция.
Аффективная психопатия
Клиническое состояние, описанное Джоном Боулби, при кото-ром человек не испытывает ни чувства вины за свои преступления, ни жалости к своим жертвам. В знаменитой работс Боулби «44 юных вора» говорится о том. что большинство детей было разлуче-но со своей матерыо на срок более полугода, еще не достигнув пяти-летнего возраста. Из этого числа у 14 подростков развилась аффек-тивная психопатия; по предположению Боулби. это явилось резуль-татом невнимания со стороны родителей в раннем возрасте.
Афферентные нейроны
Эти нейроны передают информацию от органов чувств (напри-мер, глаз или ушей) в цеитральную нервную систему для обработки.
Аффилиация Чувство принадлежности, естественная склонность людей ис-кать общества себе подобных. Аффилиация также рассматривает-ся в качестве мотивационной переменной, в том смысле, что люди различаются по причинам своей потребности в человеческом об-ществе. Эта потребность может возникать по нескольким возмож-ным причинам: • Для того чтобы избежать одиночества, которое возникает при отсутствии социальных связей с друзьями и родственни-ками. • Чтобы найти круг общения для уменьшения тревоги и бес-покойства или для эмоциональной поддержки со стороны других людей. • Для привлечения внимания, когда человек ищет общества других людей, чтобы находиться в центре внимания.
Ацетилхолин
Нейротрансмиттер, обнаруженный в человеческом мозге. Аце-тилхолин связан с болезнью Альцгеймера в том смысле, что вы-рождение ацетилхолиновых иейронов характерно для этого заболе-вания. Б Базисная линия
Точка отсчста, сравнение с которой позволяет оценить эффек-тивность той или иной методики. К примеру, эффективность ле-карственного препарата можно определить, сравнив поведение па-циента до и после приема. В эксперимеитах использование копт-ролъиой группы часто является базисной линией, по которой оцени-вается эффективность иезависшюй перемеиной.
Безусловная реакция
Широко используемый термин; синоним того, что Павлов на-зывал «условным рефлексом». Обозначает любую реакцию, после-довательно проявляемую организмом в присутствии безусловиого стимула. В теории Павлова подчеркивалась важная роль безус-ловных оефлексов, но впоследствии бихевиористы расширили этот термин, включив в него целый спектр разновидностей вроэіс-деииого поведения, а также реакции, усвоенные через иаучеиие и ставшие составной частыо «репертуара поведения» того или иного организма. Безусловное принятие Термин гумаиистической психологии, означающий полное при-нятие личности пациента, независимо от того, что он говорит или делает. Безусловное принятие является ключевым элементом пси-хотерапии, центрироваииой иа пациеите.
Безусловный стимул
Любой стимул, последовательно вызывающий безусловиую ре-акцию организма. В экспериментальных исследованиях Павлова (см. Классическое формирование условных рефлексов) безусловным стимулом было присутствие пищи во рту, а безусловной реакци-ей — выделение слюны. Реакция слюноотделения происходила также в предвкушении пищи.
«Бей или беги» Реакция, с помощью которой животное готовится к опасной си-туации. Последовательность действий готовит организм к воз-можной обороне или нападению (бей), либо к бегству в безопасное место (беги). При повышении уровня активности происходят соот-ветствующие изменения в нервной системе и выделение гормопов, необходимых для того, чтобы поддерживать состояние активации.
Белое вещество
Нервная ткань в виде плотно упакованных пучков нервных во-локон, покрытых миелиновым покровом, содержащаяся в головном и спинном мозге. В головном мозге белое вещество находится внутри, а серое вещество (тела нервных клеток) снаружи; в спин-ном мозге картина меняется на противоположную.
Бессознательное Понятие обозначает совокупность психических процессов и меха-низмов, в функционировании и влиянии которых человек не отдает себе отчета. Разработка представлений о бессознательном была на-чата 3. Фрейдом, который первым обратил внимание на то, что мно-гие человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайны-ми, обусловлены глубинными мотивами и комплексами, которые сам человек не осознает. Эти мотивы проявляются также в сновиде-ниях, невротических симптомах, продуктах творчества и т. п. Принято считать, что аспекты эмоционального опыта, вызыва-ющие слишком сильную тревогу, непереносимую для сознательно-го разума, вытесняются в бессознательное, но продолжают оказы-вать неосознанное влияние на поведение и чувства человека.
Бессознательный мотив
Термин использовался Фрейдом, наряду с другими исследовате-лями, для описания идеи о том, что не вся мотивация является осознанной и рациональной. Согласно Фрейду, значительная часть нашего поведения определяется факторами, действующими за пределами осознанного восприятия. Они могут проявляться как защитиые мехтшзмы или иным образом.
Бета-предпочтение
Термин, используемый для классификации любой теории, игно-рирующей или минимизирующей различия между мужчинами и
женщинами. Теория бета-предпочтения может либо игнорировать особенности женской жизни, либо выдвигать тезис, что результаты исследований для мужчин в равной степени приложимы и к женщинам. Бета-ритм Состояние активности головного мозга, когда организм бодрствует и вовлечен в процесс активного мышления, либо принимает участие в происходящих событиях. При измерении на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) бета-ритм характеризуется неровными, низкоамплитудными волнами.
Билатеральная ЭШТ См: Электрошоковая терапия.
Бимодальная дистрибуция Разновидность эмпирической плотности распределения частоты, где присутствуют две моды, т. е. две высшие точки на графике. К примеру, если мы соединим две группы французских студентов, одну французскую и одну английскую и дадим им тест по истории Франции, график результатов может выглядеть следующим образом:
Бимодальное распределение Биологическая готовность См. Готовность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.105 (0.01 с.) |