ТОП 10:

Ретроактивная иінтерференция (торможение)



Объяснение феномеша забывания, основанное на том факте, что со временем новые воспюминания смешиваются с уже существую-щими. Эффект интерфе;ренции усиливается при наличии значи-тельного сходства междлу новыми и старыми воспоминаниями. Ис-следования, посвященньяе этому виду забывания, в наши дни срав-нительно редки, хотя существует некоторый интерес в области анализа свидетельских шоказаний. Было установлено, что воспо-минания свидетелей моігут искажаться в результате последующих расспросов о событии.

р

Ретрограднаая амнезия

Неспособность > вспомнить события, непосредственно предше-ствующие заболевванию или травме. Жокеи. получившие тяжелые травмы после падеения с лошади. часто сообщают о том, что не мо-гут вспомнить соббытия, предшествовавшие падению.

Ретроспекти/івное исследование

В широком смлысле — «обратная обработка» с целыо устано-вить, какие событгия и переживания из жизненного опыта человека могли повлиять наа его нынешнее состояние. Исследования Джона Боулби в области , детской преступности показали, что многие ма-лолетние правонаірушители в раннем детстве испытали продолжи-тельную разлуку ссо своими матерями. Ретроспективные исследова-ния имеют ряд огрраничений — например, искаженные воспомина-ния и неспособноссть отделить одно причинное событие от множе-ства других фактоэров, которые могли способствовать нынешнему состоянию пациеннта.

 

Ретроспективнсое исследование: цель процесса заключается в

попытке установитть, какие события и переживания могли послужить

приччиной текущего состояния пациента

Рефлекс

В психологии ттермин имеет несколько значений, начиная от технического опрэеделения (вроэісдешюе поведение, проявляемое без сознательногоо усилия и не меняющееся в зависимости от си-туации), до неспеецифических (акт, осуществляемый под воздей-ствием «импульсаа»). В теории классического формировапия услов-ных рефлексов о»н определяется как «неусвоенная ассоциация между стимуламиі и соответствующими реакциями». Таким обра-зом, слюноотделегние при виде пищи является безусловным реф-лексом.

р

Рефракторный период (период невозбудимости)

Промежуток времени, следующий за нервным импульсом, ког-да отдельный сегмент нервной клетки становится невосприимчи-вым к стимуляции.

Рецессивный ген

Генетическая информация, относящаяся к отдельному свойству организма. может подавляться воздействием доминантного геиа и, следовательно, не проявляется в фенотипе. Считается, что свой-ства, представленные рецессивными генами, проявляются в фено-типе лишь в том случае, если каждый из родителей вносит свой ре-цессивный ген в будущее потомство.

Рецидивизм

Термин, обозначающий повторное и неоднократное нарушение закона. Если человека часто привлекают к суду за мелкие кражи, то его можно назвать рецидивистом.

Риталин

Медицинский препарат, сходный по воздействию с амфетами-нами. С некоторым успехом использовался при лечении дефицита внимапия у гиперактивных детей.

Ритуализация

При изучении поведения животных термин обозначает посте-пенную модификацию некоторых видов поведения с последую-щим переходом к стереотипной демонстрации, несущей четкое сообщение для представителей того же вида животных. Со вре-менем коммуникативная функция становится все более очевид-ной и недвусмысленной. Пример ритуализованной демонстрации можно видеть в ритуале ухаживания многих видов птиц. Поведе-ние, некогда имевшее совершенно иные функции (например, пи-тание или прихорашивание) спустя много поколений модифици-ровалось и превратилось в демонстрацию ухаживания.

Робастность (стэтистич.)

Качество, присущее статистическим тестам, продолжающим эффективно действовать в контексте расчета вероятности, несмот-ря на то, что предпосылки, на которых они были основаны, оказа-лись несостоятельными.

р

Ровеснинк

При исполньзовании в психологии, термин обозначает человека. в определеннсом отношении подобного другому человеку, с кото-рым его сравьнивают. Сравнение может проводиться по шітеллек-ту, способностѵш или иным способом. подразумевающим прямое сравнение.

Род (мужкской и женский)

Термин исгпользуется в тех случаях, когда считается уместным акцентироватгь психологические характеристики, связанные с жен-ским и мужскким полом. Использование другого термина [§ех] ог-раничено биоэлогическими различиями. Однако в силу того, что биологическиее и психологические характеристики личности нахо-дятся в постояянном взаимодействии, некоторые психологи свобод-но пользуютсяя обоими терминами, не делая каких-либо преднаме-ренных смыслаовых различий между ними.

Родителььский вклад

В биологиии — любой вклад одного из родителей в отдельного потомка, увелиичивающий его шансы на выживание за счет благо-получия другиих потомков. Простой иллюстрацией этого принци-па является ьвклад самки млекопитающего животного. Самки обычно произзводят гораздо меньше яйцеклеток по сравнению с количеством сспермы у самцов. Яйцеклетки содержат питательные вещества, а спперма нет. Чем больше питательных веществ самка вкладывает в ссвои яйцеклетки, тем меньше дополнительных яйцек-леток может оэбразоваться в ее организме. Таким образом, роди-тельский вкладд у самок может иметь различную форму:

• Сохранешие яйцеклеток в организме.

• Снабжегаие питательными веществами через плаценту.

• Строителльство гнезд и защита потомства.

• Кормленние, время и энергия, потраченные на воспитание по-томства..

Из-за болыішего вклада самок самцы могут соперничать друг с другом за одинн из принципиально редких ресурсов: яйцеклетки са-мок. Поэтому ссамки могут становиться разборчивыми и выбирать самцов, предосставляющих лучшие ресурсы или другие преимуще-ства. Родительоский вклад наблюдается и у самцов. Они могут:

р

• Обозначать и защищать свою территорию (т. е. обеспечи-вать ресурсы).

• Строить гнезда.

• Кормить самок до рождения потомства.

• Оказывать помощь в защите. питании, кормлении и воспи-тании потомства.

У некоторых видов животных родительский вклад самцов ока-зывается большим, чем у самок. Тогда самки начинают соперни-чать друг с другом за самцов, и самцы становятся разборчивыми. Поэтому в специальной литературе иногда можно встретить такие понятия, как «соперничество за самцов» и «соперничество за са-мок».

Родственный отбор

Различные виды поведения, которые могут уменьшать вероят-ность выживания или репродуктивные способности отдельного животного, но при этом направлены на повышение выживаемости и воспроизводства близких генетических родственников этого жи-вотного. Наиболее очевидным примером такого поведения явля-ется родительская опека. Родители, которые кормят свое потом-ство и заботятся о нем, действуют в соответствии с принципами естествеиного отбора, так как они увеличивают шансы передачи своих геиов следующим поколениям. Но прямые потомки не явля-ются единственными родственниками животного. Коэффициент близости (возможность того, что любые животные имеют сходные гены) так же высок для двоюродных родственников, как для роди-телей и их потомства. Хотя для других родственников коэффици-ент близости составляет значительно меньшую величину, живот-ное может передавать свои гены косвенным образом и выполнять задачу сохранения вида, помогая всем представителям родствен-ной группы. Родственный отбор чаще всего предлагается в каче-стве объяснения биологического алътруизма среди животных од-ного вида. Животное, проявляющее биологический альтруизм, может сохранить больше своих генов, способствуя выживанию вида в целом, а не только своего потомства.

Термин прямая годность обозначает репродуктивную выгоду, достигаемую через прямых потомков животного, а термин косвен-ная годностъ — репродуктивную выгоду, достигаемую через гене-тических родственников, не имеющих прямой связи с животным.

р

Вместе они составляют общую гспдпостъ животного. Теория род-ственного отбора подчеркивает іважную роль общей годности в проявлениях биологического альтгруизма.

Ролевой конфликт

Ситуация, при которой человеж играет две роли одновременно. причем ожидания, связанные с этшми ролями, несовместимы друг с другом. К примеру, в этическо.м кодексе Американской психо-логической ассоциации практикующим психотерапевтам воспре-щается вступать в двойственные отношения со своими клиентами (т. е. одновременно принимать пірофессиональное и личное учас-тие в их жизни). Ожидания, связашные с этими двумя ролями, счи-таются несовместимыми.

Роль

Социальная функция личностиі; способ поведения, соответству-ющий общепринятым нормам в з;ависимости от социального ста-туса и межличностных отношенийі, подразумевающий наличие оп-ределенных прав и обязанностеш, связанных с общественными ожиданиями. К примеру, человек может играть роль отца, учите-ля, друга или доверенного лица. Жаждая из этих ролей связана со сложившимися представлениями о ней. Иногда роли определяют-ся характером взаимоотношений (врач-пациент, учитель-ученик). а иногда распределяются по догожоренности между участвующи-ми сторонами (лидер-последоватешь, муж-жена).

Романтическая любовь

Вид межличностиой аттракщии, характеризуемый сильным влечением и мощными эмоциямш. Обычно противопоставляется партнерской любви — чувству негжности и привязанности, кото-рое мы испытываем по отношенико к людям, чья жизнь тесно пере-плетается с нашей. Романтическая любовь обычно более мимолет-на, в то время как партнерская ліюбовь может возникнуть на ее основе и является более продолжгательной.

Рукотворная среда

Термин обозначает перцептуашьный мир, в котором растут дети, родившиеся в индустриальноэм обществе. Мы окружены зда-ниями и другими структурами, сюзданными в основном руками человека (отсюда слово «рукотво]рный»), и это определяет опыт

р

нашсго восприятия с момента рождения. В большинстве рукотвор-ных структур используются углы и прямые линии, и мы постепен-но привыкаем к такому восприятию мира. Исследователи челове-ческого восприятия пользуются этим фактом в качестве возможно-го объяснения нашей подверженности различным перцептуаль-ным иллюзііям, которых не испытывают люди, живушие в естественной обстановке.

с

Самоактуализация

Термин имеет два главных значеншя. Во-первых, сго можно ис-пользовать в контексте мотиваиии, т.\ е. как мотив для наиболее полного осуществления личностных возможностей. Во вторых, это завершающая стадия развития соигласно теории личности Аб-рахама Маслоу. Когда человек удовзлетворяет все основные по-требности (физиологические, потребшость в безопасности и т. д.), он может подняться на более высокийі уровень осознания. На этом уровне он стоит над проблемами окруужающего мира, а не борется с ними. Люди, достигшие самоактуалшзации, принимают себя вме-сте со своими недостатками и ограншчениями и испытывают по-требность к творчеству во всех аспектгах своей жизни.

Самооценка

Наше мнение о себе. Оценивая свеои способности, дети могут придерживаться высокого или низкогго мнения о себе, в зависимо-сти от собственного успеха и оценок окружающих людей. В ран-нем детстве ребенок судит о себе по чтетырем главным критериям:

1. Когнитивная компетентность: сспособность решать пробле-мы и достигать поставленных вделей.

2. Социальная компетентность: сгаособность поддерживать от-ношения с другими людьми.

3. Физическая компетентность: «чтго я умею (или не умею) де-лать» — бегать, играть в футбои и т. д.

4. Кодекс поведения: «хороший лиі я мальчик (девочка)»?

С возрастом критерии самооценки с:тановятся более дифференци-рованными по мере формирования преддставлений о нашей привлека-гельности в глазах противоположного > пола, о чувстве юмора, про-фессиональной пригодности и т. д. В неекоторых теориях самооценка рассматривается как результат совожупного восприятия наших способностей во всех областях жизни. ] Поскольку некоторые облас-

с

ти представляются более важными, чем другие (к примеру, нас может не беспокоить собственный внешний вид или физическая сила), мы склонны взвешивать важность каждого мнения, а не суммировать их. Согласно другим взглядам на развитие самооценки, в ее основу ло-жатся мнения и суждения других людей (см. Зеркстыюе «Я»).

Сбывающееся (самореализующееся) пророчество

Убежденность в том, что события часто происходят в соответ-ствии с нашими предсказаниями. Так, если сообщить студенту, что он провалится на экзаменах, он может настроить себя соответству-ющим образом, поверить в неизбежность провала, махнуть рукой на подготовку и в конце концов действительно потерпит неудачу, исполнив пророчество.

«Я неизбежно провалюсь. Все говорят мне, что я безнадежен»

Отсутствие должной подготовки и знакомства с предметом

«Я провалился на экзамене»

 

«Они были правы, я безнадежен»

Сбывающееся пророчество в действии

Свободная ассоциация

Термин психоаистиза, используемый для описания связи между психическими явлениями, которая может дать представление о под-сознательиом разуме аиализанта. Обычно психоаналитик дает ана-лизанту слово или идею, а тот реагирует спонтанным образом, про-износя все, что ему приходит на ум. Затем аналитик вьщвигает ин-терпретацию связи между данной идеей и полученными ответами.

Свободная воля (ѵегзиз детерминизм)

Дискуссия между теми, кто считает, что поведение определяется внешними или внутренними факторами, влияющими на личность (детерминизм), и сторонниками мнения о том, что люди активно

с

реагируют на происходящие событгия (свободная воля). Вера в на-уку как прямой путь к познанию сэбычно является аргументом де-терминистов, исходящих из предпоссылки, что каждое событие име-ет свою причину. Идея «чистой» ісвободной воли подразумевает, ■ что события беспричинны или прогисходят случайно. Считается, что поведение человека не детерминирсовано внешними событиями (та-кими как формирование условных ірефлексов), но определяется его решениями в соответствии со склашом характера (мягкий детерми-низм). Таким образом, свобода всоли рассматривается как любое действие, свободное от внешнего прринуждения. Если вы отдаете все свои деньги прохожему на улице, этго можно рассматривать как при-знак щедрости, но не в том случае;, если вас держат под прицелом пистолета. Оба действия детерминиірованы, но если первое является актом свободной воли, то второе — актом принуждения. Аргументы в пользу свободной воли:

• Главный аргумент связан с шдеей моральной ответственнос-ти. Мы должны распоряжатгься своими поступками, чтобы иметь возможность отвечать за них.

• Такие гуманистические подхсоды, как психотерапия, центри-роваипая на псщиеите, основашы на предпосылке свободной воли. Терапевт помогает пащиенту пользоваться свободной волей таким образом, чтобы.1 распоряжаться своей волей с максимальной эффективностіью.

Аргументы против свободной вюли:

• Вера в свободную волю не согласуется с научными представ-лениями, т. е. каждое событше должно иметь причину.

• Существует значительная неошределенность в самом понятии свободной воли. Предположеіние о том, что любое поведение беспричинно или хаотично, яівляется неприемлемым; предпо-ложение о влиянии свободнсой воли на поведение человека поднимает вопросы, на которьые науке еще предстоит ответить.

Аргументы в пользу детерминиззма:

• Идеи детерминизма согласу/ются с успехами современной науки. Научные знания даютг нам возможность предсказы-вать поведение, а в конечномі счете и управлять им.

с

Аргумснты против дстерминизма:

• Детерминизму свойственна логическая неопровержимость. Если причину нельзя обнаружить путем изучсния нскоторых аспектов поведения, это нс значит, что причины не сущс-ствует. просто она ещс нс установлена.

Своекорыстное атрибутивное искажение

Склонность относить успех за счет характерпых атрибутивных факторов, а неудачи — за счет сіітуациоіиіых атрибутивных фак-торов. Если мы в чем-то преуспели, то можем считать, что успех обусловлен нашими способностями или степеныо приложенных усилий. Если мы терпим неудачу, то виним в этом внешние факто-ры («не повезло» или «плохие учебники»). Своекорыстное атрибу-пшвиое искажеиие может возникать по нескольким причинам:

• В когнитивных объяснениях подчеркивается тот факт, что если мы настроены на достижение успеха, то скорее всего будем связывать успех с нашими усилиями и относить неуда-чу за счет внешних причин.

• В мотивационных объяснениях подчеркивается наша по-требность сохранять высокое мнение о себе и позитивную самооценку. Атрибутивное искажение позволяет нам сохра-нять хрупкое чувство собственного достоинства.

• Согласно теории управления впечатлением, своекорыстное атрибутивное искажение возникает в силу нашей потребнос-ти производить впечатление компетентности и уверенности в себе. Неудача угрожает разрушить это впечатление и, сле-довательно, относится за счет внешних факторов.

Классические примеры своекорыстного атрибутивного искажс-ния можно встретить в выпусках спортивных газет. Футбольные ко-манды часто проигрывают из-за плохого судейства или недостаточ-ной финансовой поддержки клуба, но неудача редко объясняется плохой подготовкой игроков или недостаточной волей к победе.

Сдвиг к рискованным решениям

При изучении грутювой поляризации было сделано открытие, что люди более склонны принимать рискованные решения, когда они действуют в составе сплоченной группы, а не самостоятельно.

19 1066

с

Однако некоторые исследования показали, что в группах такясе может происходить сдвиг к чрезмерной осторожности. В общем ц целом, группы поляризуются (высказывают категорические сужде-ния) в соответствии с установками (отиошеиием), разделяемыми их представителями до принятия группового решения. Таким об-разом, если большинство членов группы склонялось к рискован-ным рсшениям до общего обсуждения, то в групповом решения обнаруживается выраженный сдвиг в сторону риска. С другой сто-роны, если большинство членов группы склонялось к более остро-жному решению до общего обсуждения. то групповое решение будет отражать еще более острожную позицию.

Сексизм

Предрассудок по отношению к другим людям. основанный на по-ловых признаках. Человек имеет жесткие установки (отиошеиия) или убеждения о представителях противоположного пола, оправдываю-щие его предрассудок. В более общем смысле термин обозначает дискршшиацию представителей одного пола представителями дру-гого пола (в области образования, профессиональной сфере и т. д.). Хотя все это применимо к любому полу, термин обычно использует-ся в смысле мужской дискриминации по отношению к женщинам.

Селективная оптимизация

Предположение о том, что пожилые люди стараются поддержп-вать свои интеллектуальные способности. сосредоточивая свои ре-сурсы на тех вещах, которые у :них по-прежнему хорошо получаются.

Селективное внимание

См. Вшшаиие.

Селективное скрещивание

Методика спаривания животных для получения потомства с особыми генетическими характеристиками.

Семантическая память

См. Эпизодическая пстять.

Семантический дифференциал

Иногда называемый «семантическим дифференциалом Осгу-да», по имени его изобретателя Чарльза Осгуда, это метод оценки

с

смысла отдельных понятий для участиыков эксперимента. Участ-■ики оцснивают смысл каждого слова по ряду противоположных Ьрамстров, таких как «слабость-сила». «грязный-чистый» и т. д. Хаким образом можно выяснить отношение человека к отдельным объектам на разных уровнях (скажем. позитивное или негативное).

Сензитивные периоды

Термин описывает периоды развития, в которые развивающий-ся организм бывает особснно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Это периоды оптималь-ных сроков развития определенных сторон психики. Чрезмерно раннее начало обучения чему-либо может неблагоприятно ска-заться на психическом развитии, так же как и очень позднее нача-ло. Термин используется в различных областях научения, таких как формирование привязшіности, овладение языковыми навыка-ми и т. д.

Сенсибилизация

Повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя. Обычно сопровождается одновременно развивающимся процессом сенсорной адаптпции. При использо-вании в качестве объяснения феномена паучения у животных, тер-мин обозначает усиление реакции на часто повторяющиеся и важ-ные стимулы — например, нападение хищников. Если лиса напа-дает на выводок цыплят и уносит одного среди общей суеты, то другие цыплята становятся более алертными и осторожными, тем самым повышая свои шансы на выживание, если лиса появится снова.

Сенсорный дефект

Изъян или врожденный недостаток одного из главных органов чувств — например, зрения или слуха. Можно сказать, что слепые или люди с частичной потерей зрения имеют сенсорный дефект. В таких случаях положение человека часто оказывается вдвойне не-выгодным: он страдает от самого изъяна и от негативного отно-шения к себе со стороны окружающих. В наши дни чаще использу-ются термины «инвалидность» или «функциональное нарушение».

Сенсорный нерв

См. Афферентный нейрон.

19*

с

Серийная обработка

Вид обработки информашш. когда данные обрабатываются поэтапно. Большая часть информации, которая проходит через со-знание, обрабатывается именноі таким образом.

Серийное объединение

Способность ребснка к поншманиго пространствснно-времепных связей. Так. ребенок может упорядочить объскты по длине. высотс или сотласно очередности их появления. Создание личной временной линии («что случилось со мной и когда это случилось») является од-ним из первых шагов ребенка в ;усвоении концепции исторического развития. Серийное объединение также помогает ребенку решать проблемы, связанные с логическими умозаключения. К примеру, если предлагается установить связь ме;жду двумя палочками разного раз-мера (скрытыми от наблюдения), ребенок может воспользоваться третьей палочкой, промежуточного размера по отношению к первым двум. Если ребенку говорят, что піалочка А длиннее палочки Б, кото-рая, в свою очередь, длиннее лалючки В, то это значит, палочка А должна быть длиннее В. Чтобы ре;шить подобную проблему, ребенок должен сохранять в памяти всю ишформацию о связях между А, Б и В, чтобы логическим путем вывести заключение о связи между А и В. Жан Пиаже утверждал, что рейенок не может этого сделать, пока не достигнет операционной стадиш интеллектуального развития.

Серия

Помимо общеупотребительнстго значения (ряд объектов или событий), в психологии этот тер.мин (зеі) обозначает любую тен-денцию к проявлению специфич<еской реакции. Такие установки следует отличать от осознанных у/становок (аігішсіе), выражающих наше отиошение к объектам и соібытиям:

• Перцептуальная установка: склонность воспринимать объекты определенным обр;азом. Пища неизменно выглядит более привлекательной, ког;да мы голодны.

• Двигательная установка: ск:лонность выполнять определен-ное действие так же, как раньше, несмотря на осознанное на-мерение изменить его.

• Функциональная установк:а: склонность рассматривать объекты и пользоваться ими только одним способом (см. Фуикционалышя фиксация).

с

Хотя эти эффекты ограничивают разнообразие наших реакций Бо вссх вышеперсчисленных примерах, их воздействие обычно бы-вает врсменным, несмотря на тенденцию к повторному проявле-Іцю.

Серотонин

Нейротрсшсмиттер, который обычно оказывает тормозящий эффект на центральную нервную систему. Играет определенную роль в регулировке поведения (релаксация) и сдерживании агрес-сии. Такис препараты, как ЛСД, подавляющие дсйствие серотони-на чсрсз блокировку рецспторных зон. могут привести к длитсль-ным периодам сна и даже к галлюцинациям в бодрствующем со-стоянии. Серотонин входит в состав многих антидепрессаптов.

Сетчатка

Внутренняя свсточувствительная оболочка глаза. Состоит из зрительных рецепторов в виде пачочек и колбочек. Преобразует световое раздражение в нервное возбуждение и осуществляет пер-вичную обработку зрительных сигналов.

Сигнал тревоги

Способ звуковой коммуникации, используемый животными для оповещения других членов группы о появлении хищника. Животное, подающее сигнал тревоги. привлекает внимание к себе и подвергается большей опасности. Такое поведение благотворно для вида в целом. так как отвлекает хищника или заставляет его отказаться от нападения (см. Родствеииый отбор).

Сигнализация

Любое поведение, с помощью которого одно животное воз-действует на органы чувств другого животного таким образом, чтобы изменить поведение этого животного. При этом считается, что между двумя животными происходит нечто вроде общения. Существует два основных взгляда на природу общения между животными:

1. Сигналы позволяют животному-«отправителю» манипули-ровать поведением животного-«адресата». Это дает отпра-вителю эволюционные преимущсства. К примеру, животное может посылать ложные сигналы, либо заманивая добычу,

либо позволяя другим животгным скрыться от хищников (см. Мимикрия). 2. И «отправитель». и «адресатх» получают выгоду от участия в общении. Силы отбора воздеействуют на обоих животных и, возможно, подталкивают ихс в одном направлении, т. е. к развитиго эффективной сигшальной систсмы. «Чсстнос» об-щение имеет жизненно важноэ значение при ухаживании, вза-имодействии между родителяями и потомством и т. д.

Существует несколько сенсорньмх каналов. по которым сигнал передается от одного животного к: другому. К ним относятся:

1. Зрение. К примеру, окраска, гпоза или плюмаж животного яв-ляются аспектами визуальной демонстрации, которую мож-но использовать для передачш информации, связанной с уха-живанием, угрозой или готовзностью к спариванию. Визуаль-ные демонстрации гораздо бэолее эффективны на открытоіі местности и при свете дня, а не в темноте.

2. Звук может использоваться для подачи сигналов тревоги, призывов о помощи или в бррачный период для оповещения о готовности к спариванию.. Звук имеет преимущества, так как передается на большие раасстояния, через плотную расти-тельность и может быть усльмшан в темноте. Звук лучше пе-редается по воде, чем по возздуху, а низкочастотные вибра-ции могут распространяться на очень болыхше расстояния. Существуют многочисленныее доказательства обмена сигна-лами между горбатыми китаіми с помощью инфразвука.

3. Феромоны — химические сиггнальные вещества, выделяемые одним животным и воспришимаемые рецепторами другого животного, чье поведение иззменяется соответствующим об-разом. Наряду с эффективныш действием в темноте и плот-ных зарослях, феромоны имееют дополнительное преимуще-ство, так как запах сохраняеется достаточно долго. Многие животные помечают гранишы своей территории или обща-ются с потенциальными партгнерами для спаривания с помо-щью феромонов.

Сила принуждения

Власть, приобретаемая человексом над другими людьми благо-даря возможности наказывать их зга неповиновение. Эта разновид-

с

ность социального воздействия проявляется в любом поведении, обусловленном угрозой наказания. См. также Соцыачыюе влияние.

Симбиоз

Л штельныс отношения между двумя животными, обычно при-носяшпс пользу обеим сторонам. Характерным примером симбио-за является поведение губана-чистильшика и более крупных хищ-ных рыб, обитающих в коралловых рпфах. Чистильщик вычищает паразитов с чешуи крупной рыбы, которая, в свою очередь. не пытается нападать на него. Отношения выгодны для обоих видов: чистильщик получает пищу, а более крупная рыба избавлястся от паразитов, которые в противном случае могли бы причинить ей значительный ущерб. Однако следует заметить, что симбиотичные отношения не считаются взаимовыгодными (см. Взаимиый сілътру-изм): каждое животное вырабатывает схему поведения, выгодную исключительно для себя.

Симпатическая нервная система

См. Автономная нервная система.

Симптом

В широком смысле — некое событие или внешний признак, указывающий на существование определенного расстройства.

Симультанное (одновременное) формирование условных рефлексов

Процедура, используемая при классическом формырованыи ус-ловных рефлексов, когда безусловный (БС) и условный (УС) стиму-лы представляются одновременно. В обычной последовательности безусловный стимул предшествует условному.

Синапс

Промежуток между окончанием аксона одного нейроиа и депд-рытом другого нейрона. Иногда называется еще синаптическим промежутком или синаптическим зазором.

Синаптическая трансмиссия

Процесс, с помощыо которого нервный импульс проходит через синаптический зазор от одного иейрона (предсинаптического) к дру-гому нейрону (постсинаптическому). Когда потеіщысш действыя (не-

с

рвный импульс) достигает окончанияя одного нейрона, он открывает микроскопические капсулы (синаштические везикулы), выделяющие вешествь-нейротраисмиттеры. ЭЭти вещества преодолевают си-наптический зазор и достигают деидррита следующего нейрона, где захватываются специальными рецепт<горными зонами. В зависимости от активации рецепторных зон этсо может привести к возбуждению или торможению соседнего нейррона. Чрезмерное возбуждение приводит к «сгоранию» нервной клеттки, поэтому тормозящие импульсы имеют жизненно важное значиение. Вероятность «сгорания» принимающего нейрона обусловлена л количеством стимулируемых рецепторов, которое, в свою очередь.,, зависит от частоты и интенсивности поступающих нервных импуульсов.

Синдром Дауна

Хромосомная аномалия, ведущая к< умственной отсталости. Согласно оценкам, один из каждой тысяячи детей рождается с разновидностью синдрома Дауна, хотя у жкенщин, рожающих после 45 лет, это значение может возрасти до оддного из сорока. При наиболее распространенной разновидностей синдрома Дауна ребенок рождается с одной лишней хромосомсой в 21-й паре. Большинство детей, страдающих синдромом Даунаа, имеют коэффициент умственного развития между 35 и 55 едшницами.

с

Синдром Корсакова

Разновидность амнезии, обычно проявляющаяся у хронических алкоголиков. Пациент утрачивает воспоминания о недавних событиях, однако память о более ранних событиях остается нетронутой. Синдром Корсакова служил одним из основных доказательстве разделения памяти на кратковременную и долгосрочную (см. Модель памяти Апжипсона-Шиффрина).

Синдром ложной памяти

См. Восстановленные воспоминания.

Система ключевых слов

Способ улучшения эффективности памяти через ассоциацию запоминаемых вещей с «ключами» (например, с разными местами, как в методе фокусировки). Чаще используется ассоциация каждого порядкового пункта с ключевым словом, подобранным в рифму. Еще один способ повышения организационной эффективности — предложения, где ключом к запоминаемому перечню служат начальные буквы слов, образующих предложение (например, для запоминания цветов спектра: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).

Система коммуникаций

Система коммуникаций, которая может быть физической или организационной, определяет структуру общения в пределах группы. К примеру, в системе «колеса» все члены на периферии группы должны общаться через центральную личность, а в «многоканальной» системе каждый член группы может обращаться к любому другому члену, не посылая свое сообщение через посредника.

Некоторые схемы коммуникации

с

Систематическая десенсшбилизация

Разновидность терапии поведеииия, направленная на уменьше-ние чувства тревоги, испытываемоее человеком в присутствии пуга-ющего объекта. В соответствии с процедурой, пациента сначала учат расслабляться (см. Методики / релаксации), а затем постепенно подвергают воздействию пугающсйй ситуации. Идея заключается в том. что релаксация подавляет троевогу, возникающую в присут-ствии пугающего объскта. Пациентт сначала мысленно представля-ет этот объект, а затем учится дейсствовать в реальных ситуациях, ранее вызывавших бесконтрольнуіш тревогу.

Системное различение

Процесс визуального восприятияя, позволяющий нам различать двухмерные стішулы (например, сглова на этой странице) и трех-мерные стимулы (окружающие оббъекты). Было выдвинуто нс-сколько тсорий, объясняющих мехаанизм этого различения:

• Шаблонная теория: поступакющие стимулы сравниваются с готовыми образами (шаблоннами), хранящимися в памяти. Стимул распознается при блиизкой степени совпадения.

• Теория прототипов: поступавющие стимулы сравниваются с «типичными» образами этогсо класса стимулов. К примеру, если нас просят представить . дом, большинство европейцев обнаружит, что у них имеютсяя сходные представления о том. как должен выглядеть дом. Вйсе, что соответствует этому об-разу — т. е. обладает сходньшми чертами, — будет опознано как дом.

Ситуационная атрибуция

Атрибуция собственного или чуяжого поведеиыя к внешним фак-торам, не находящимся под прямымѵі контролем человека. Мы про-изводим ситуационную атрибуцию,, когда приходим к выводу, что данное поведение было вызвано, ннапример, сложностыо задачи, случайными факторами (удача илки неудача) либо другими вне-шними воздействиями (см. также Хіарактериая атрибуция).

Скиннер, Б. (1904—1990)

Американский психолог, автор ьконцепции «оперантного бихе-виоризма», одним из центральных шонятий которой является «опе-рантное обусловливание». Это пошятие обозначает особый путь

с

образования условных рефлексов, заключаюшийся в подкретеі ши спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не апимула (в отли-чие от «классического» павловского пути). Известен благодаря своим работам о вырабитке ипструмепталыіых (операітѵіых) ус-ловиых рефлексов, а также созданию оригинальных эксперимен-тальных методик. в частности «камер Скишіера».

Слабоумие

Расстройство, характеризуемое серьезным ухудшением ум-ственных способностсй. особенно потсрсй памяти, наряду с по-вреждением по меныией мере одной когииппівиоГі функции. Чело-век, страдающий слабоумием, утрачивает знания об окружающем мире и даже о самом себе. Существуют различные виды слабоу-мия, но в первом приближении их можно подразделить на корти-кальные и субкортикальные.

• Кортикальное слабоумие: на фоне общего расстройства па-мяти больные испытывают афазию, изменение личиости и прогрессирующее ухудшение ряда прикладных способнос-тей. Среди разновидностей кортикального слабоумия наи-более известна болезнь Альцгеймера.

• Субкортикальное слабоумие: нарушение памяти выражается в неспособности пользоваться информацией долговременно-го хранения. Афазии обычно не бывает, но наблюдается рас-пад личности. Примером служит болезнь Хантингтона — постепенное вырождение сознания, эмоций и двигательных способностей.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.191 (0.036 с.)