ТОП 10:

Соперничество через заіщиту ресурсов



Термин обозначает вид соперничіества за ресурсы, при котором животные не имеют возможности віыбирать охотничьи угодья или пастбища, но вынуждены занимать наилучшую доступную терри-торию. Если сначала животные моігут выбирать между угодьями хорошего и плохого качества (в терминах доступности ресурсов), то они выберут лучшие условия. Заіщищая эту территорию от дру-

с

гих животных данного вида. они эффективно вытесняют их в худ-ціие места. В конце концов, худшая территория тоже заполняется, и любос новое животное не допускается в ес предслы. Таким обра-зом. некоторые животные получают доступ к лучшим ресурсам, другис вынуждены мириться с худшими условиями, а трстьи вооб-ше не допускаются к ресурсам.

Соперничество через эксплуатацию ресурсов

«Соглашение», сушествующее среди животных, соперничаю-щих за ресурсы, при котором сопсрники распределяются по от-дельным охотничьим угодьям или пастбищам в соответствии с качеством доступных рссурсов. Представим себе два ареала обита-ния. В одном имеется больше ресурсов (например. пищи), чем в другом. Если исходить из предпосылки об отсутствии агрессии и территориальных ограничений. то животные. имеющие право вы-бора, выберут лучшие условия. Ресурсы в этом ареале обитания будут постепенно истощаться, поскольку они используются все большим количеством особей. На этом этапе для любых новых животных будет предпочтительнее выбрать другие угодья, где, не-смотря на более ограниченные ресурсы, соперничсство значитель-но слабее и больше свободного места. Теоретически, два отдель-ных ареала должны заполняться таким образом, чтобы обеспечить каждое животное одинаковыми ресурсами, независимо от места его обитания.

Сохранение равновесия

Термин, используемый в теории когнитивного развития Жана Пиаэісе для описания перемещения ребенка между состоянием равновесия (преимущественная ассимиляция) и неравновесным состоянием (преимущественная аккомодаиия). При неизменных условиях существующее понимание мира іымогает ребенку ре-шить большинство проблем, с которыми он сталкивается. Это состояние равновесия. Когда ребенок вынужден осваиваться в новых обстоятельствах и осознает, что новая информация не со-впадает со сложившимися представлениями о мире, он находится в неравновесном, или переходном состоянии. Изменяя свой теку-щий уровень понимания или способностей (аккомодация), он может вернуться в состояние равновесия. Каждый раз, когда это происходит, ребенок формирует более эффективные схемы (мыс-ленные структуры).

с

Социализаіция

Процесс усвосния индивидом социального опыта, систсмы соцц. альных связей и <отношений. В процессе социализации человек при-обретает убеждешия, общественно одобряемые формы поведения, не-обходимые сму .для нормальной жизни в обществе. Хотя термин «социализация» обозначает процесс, продолжающийся в течение всей жизни (людш постоянно учатся и улучшают свои навыки), он чаще используетсся применительно к периодам детства и юиости.

Социальнаія дилемма

Ситуация, коігда нам приходится принимать решение о поступ-ке, который может принести личную выгоду в ближайшсм буду-щем, однако, в силу определенных общественных последствий, может причинит:ь вред в отдаленной перспективе. В романе Джо-зефа Хеллсра «Уловка-22», когда Йоссарьян просит освобождения от службы, его сепрашивают: «Что было бы, если бы все думали так же?», на что он отвечает: «Тогда я был бы идиотом, если бы думал иначе». Убежденность в том, что все люди руководствуются эгоистичными побуждениями, часто подталкивает нас к «упрежда-ющим действиям» и проявлению собственного эгоизма. Даже не веря, что другоій человек совершил эгоистичный поступок, мы можем настаиватгь на своем, убежденные в том, что действия одно-го человека все }равно ничего не изменят в этом мире. Когда все рассуждают подобным образом, эгоизм становится нормой и про-исходит истощенше ресурсов. В истории известны случаи «траге-дии общинных шастбищ», когда каждый владелец выводил на об-щественную землію немного больше голов скота, чем было дозво-лено; в результатге общинные земли скудели и становились непри-годными для все;х. Социальные дилеммы подобного рода можно видеть повсюду: ів транспортных пробках на дорогах, в магазинах во время дефицита продуктов и т. д.

Социальнает инженерия

Термин, введе:нный в оборот Джеромом Вейснером, научным советников адмишистрации президента США. Вейснер полагал. что мы должны шспользовать все накопленные знания о человечес-ком поведении, чтобы направить его на достижение социально же-лательных целей.. Психологии и психологам отводилось особое место в этом плаіне. Поскольку психологи являются экспертами в области человечесского поведения, то, по мнению Вейслера, имен-

с

но психология должна обеспечить знания и средства для достиже-ния цели. Это не новая идея, и утопическое прсдставленис о психо-логах, исподволь направляющих человечество к счастыо и согла-сшо, разделяется далеко не всеми специалистами. Социальная ин-женерия ныне рассматривается как одна нз неприемлемых форм обшсственного контроля.

Социальная психология

«Попытка понять и объяснить, каким образом реальное, вооб-ражаемое или подразумеваемое присутствие других людей влияет на чувства и поведение человека» (Оллпорт, 1985).

Социально значимые исследования

Термин отражает признание того факта, что психологическое исследование имеет отношение не только к людям, принимающим непосредственное участие в нем, но также может иметь широкий общественный резонанс. К примеру, не считается этически прием-лемым делать утверждения, основанные на сомнительных резуль-татах экспериментальных исследований в связи с гепетической не-полноценностью той или иной расовой группы (см. Теориы «дур-пых геиов»). Исследование считается социально значимым, если оно имеет прямые общественные последствия или затрагивает ин-тересы широкого круга людей, имеющих к нему отношение. К примеру, экспериментальные исследования о природе соотноше-ния расовой принадлежности и коэффициеипіа умствеииого разви-тия или работы о генетических причинах гомосекустыюсти мож-но считать социалъно значимыми. Подобные исследования созда-ют этыческие дилеммы для ученых, поэтому на каждом этапе необ-ходимо задавать себе вопросы следующего содержания:

• Почему выполняется это исследование?

• В какой обстановке оно выполняется?

• Могут ли результаты исследований оказать негативное воз-действие на отдельную группу или категорию людей?

• Как будут использоваться и интерпретироваться результаты исследования?

Если исследователь не может убедительно ответить хотя бы на некоторые из вопросов, то его действия могут причинить косвен-ный ущерб некоторым людям; хуже того, результаты исследова-

с

ния могут быть иіспользованы в политических или корыстных це-лях, чтобы усилить противостоянис в обществе (см. Сощыальныц кошпроль).

Социальное влияние

Влияние, оказьііваемое одним человском на другого чсловека, в то время как он с;ам остается сравнительно недосягасмым для от-ветного воздействия. Сушсствует несколько разных видов соци-ального влияния, хотя один чсловек (агент) может оказывать все виды влияния одн овременно в своих отношениях с другим челове-ком (мишеныо):

1. Сила принуждения: возможность осуществлять наказание.

2. Сила вознаграждения: возможность шіграждать за требуе-мое поведение.

3. Сила авторитета: «мишень» считает, что «агент» обладает намного прсвосходящими знаниями или способностями.

4. Юридическая (законодательная) сила: «мишень» считает, что агент облечен властыо принимать решения и отдавать при-казы.

5. Притягательная сила: «мишень» идентифицируется с «аген-том», либо испытывает влечение к нему.

Социальное внедрение (мыслей, идей и т. д.)

Один из механизмов убеждения в процессе коммуникации. Пы-таясь убедить слушателей изменить свои взгляды или повсдение (например, при го>лосовании), оратор может предупредить их об аргументах его соиерников и таким образом уменьшить возмож-ное психологичесюое воздействие противоположной стороны, т. е. как бы делает слушателям «прививку» от чужого влияния. Поли-тики широко пользуются этим приемом: «Они могут говорить вам, что выступагат за снижение налогов и уменьшение рабочего дня, но...»

Социальное паразитирование

Склонность некюторых людей вкладывать меньше усилий в вы-полнение групповых задач, чем в том случае, если задачи выполня-ются индивидуально. Социальное паразитирование особенно рас-пространено при выполнении задач, где вклад каждого из членов коллектива в окончательный результат не поддается точной оцен-

с

е. Если мы считаем, что другие отлынивают от работы, то сами ачинаем поступать так же. Согласно теоріш «справедливости» мы отим получить от ситуации нечто примерно эквивалентное наше-■у вкладу в нее.

Социальное познание

Роль когиитивиых факторов в нашем общественном поведении. оциальное познание является основным методологическим под-одом в соииаіыюй исихологии. Психологи изучают, в какой степе-и наши мысли зависят от непосредственного общественного кон-екста и. в свою очередь, влияют на наше поведение в обществе. езюме этого подхода выглядит следующим образом:

1. Люди обладают ограниченными способностями для обра-ботки информации об окружающем мире, поэтому они пользуются когнитивными обобщениями (например, стерео-типами), чтобы максимально уменьшить нагрузку на мыш-ление.

2. Мы разрабатываем схемы, отражающие наши знания о са-мих себе, других людях и наших общественных ролях. Когда эти схемы закрепляются, они определяют наш способ обра-ботки информации и формирования суждений о себе и дру-гих.

3. Мы менее склонны опираться на эти схемы, если цена невер-ного суждения очень высока или если мы осознаем, что наша схематическая обработка может оказаться неточной.

4. Со временем схемы становятся все более сложными и упоря-доченными и с трудом поддаются изменению.

5. Теория социального познания подвергается критике за чрез-мерный акцент на когнитивных аспектах общественного по-ведения и игнорирование других важных факторов (напри-мер, эмоциональных). Мы иногда принимаем решения, не имеющие смысла, если судить о них по когнитивным крите-риям, но отражающие наше особое эмоциональное состоя-ние (счастье, гнев или печаль).

Социальное содействие (и торможение)

Улучшение производительности при выполнении некой задачи в присутствии других людей (социальное содействие), или ухудше-ние производительности (социальное торможение). Это может

с

происходить либо в присутствии пассивных зрителей (эффею-ц аудитории), .либо в присутствии других людей, выполняюіхщх сходные задачи (эффект содействия).

Социальное сравнение

Один из иостулатов социальной психологии. который гласит, что мы используем других людей как эталон для оценки наших собственных установок (отиошеиий), эмоций и поведения. Когда мы не уверены в том, как следует себя вести или что нужно думать в той или иной ситуации. то смотрим на других людей в попытке приспособить собственное поведение к существующим нормам. Люди могут пользоваться социальными сравнением по ряду при-чин, включая:

• Оценку:: как хорошо мы выглядим по сравнению с другими людьми, являются ли наши реакции уместными или жела-тельными.

• Усовершенствование: мы сравниваем себя с другими людь-ми, лучше владеющими конкретными навыками, что позво-ляет нам улучшать собственные навыки.

• Самооценку: мы сравниваем себя с другими людьми, уступа-ющими нам по тем или иным параметрам, чтобы убедиться в своей компетентности.

Социальные потребности

Потребности, связанные с определенными аспектами социаль-ного поведения — например, потребность в дружбе, потребность в одобрении окружающих или стремление к власти.

Социальный конструкционизм

Теория, возникшая из критики более ранних взглядов на чело-веческое поведение, основанных на идее рациональной, самодос-таточной личиости. Сторонники социального конструкционизма утверждают, что мы не можем понять причины человеческого по-ведения, если смотрим из этой перспективы. Люди рассматрива-ются как продукт своей культурной и личной истории, а также не-посредственного социального контекста.

Согласно теории социального конструкционизма, вместо того чтобы ограничивать исследования попытками установить схемы индивидуального поведения, мы должны изучать отношения меж-

с

ду людьми, образующие внутренний мир субъективного опыта. Это подразумевает отход от традиционных эксперименталъиых методов исследований с обработкой количественных данных, и более широкое применение качествеииых методов.

Социальный контроль

Одна из дисциплин социалъиой психологии. изучающая воздей-ствие социальной среды на человеческое поведеиие. Возможности (по крайней мере, теоретические) кажутся почти безграничными. Использование методов иодкрешеиия, убеждения и пропаганды предоставляет возможность для контроля над поведением других людей. В определенном смысле, социальный контроль можно рас-сматривать как окончательную цель всей научной психологии, хотя эта идея не особенно радует многих психологов. Концепция социального контроля поднимает много этических вопросов — в частности, при терапии анормалышго поведеиия (см. также Этыка и Социалыю значимые исследоваиия).

Социобиология

Область на стыке современной биологии, психологии и социо-гуманитарного знания, изучающая эволюционно-генетические ос-новы социального поведения животных и человека. Главные поня-тия социобиологии:

1. Стратегия. Стратегия представляет собой один из несколь-ких возможных способов действий, которые могут быть предприняты животным. Такие стратегии, как родительская опека или альтруистическое поведение, находятся под гене-тическим контролем и подчиняются законам естественного отбора. Любая стратегия, увеличивающая общую годиостъ животного, с большей вероятностью занимает свое место в «репертуаре поведения» того или иного вида.

2. Стратегия эволющюнной стабилъиости — виды поведения, которые становятся широко распространенными в популя-ции и противостоят любым альтернативным стратегиям. Это оптимальные стратегии в зависимости от обстоятельств, при которых они используются. К примеру, использование демоистрацыи умиротворения может получить широкое рас-пространение, если она дает преимущества обеим сторонам конфликта. Доминирующее животное, которое не реагирует

с

на демонстрацию умиротворения и вступает в схватку, рискует получить ненужные травмы, что может уменьшить его репродуктивные возможности.

Основной проблемой социобиологии являются поиски убедительного объяснения биологического ачыпруизма.

Социограмма

Графическое выражение математической обработки результатов социометрического теста при исследовании межличностных отношений между членами малой группы. При составлении соци-ограммы людей просят ответить на ряд вопросов вроде «с кем бы вы предпочитали сидеть рядом на дружеской вечеринке?». На основе ответов, полученных от всех членов группы, составляется диаграмма связей, указывающих на дружеские отношения, «звезд» (часто выбираемых людей) и «пари» (тех, кого выбирают редко или вообще не выбирают).

Типичная социограмма. Б является «звездой», а В — «пари»

Сплоченность

Термин обычно используется применительно к группе людей и обозначает склонность членов одной группы держаться вместе, выступая «единым фронтом» по таким важным вопросам, как правила поведения или культурные предпочтения. Существует мнение, что сплоченность группы приводит к увеличению ее эффективности и влиятельности, а следовательно, и к благополучию ее членов.

Спонтанное восстановление

Повторное проявление угасшей условной реакции. Если условная реакция больше не подкрепляется, то организм перестает про-

с

являть се. Однако по истечении определенного периода, называс-мого «периодом отдыха», реакция может спонтанно возникнуть снова.

Способность

Качества или навыки. позволяющие человеку заниматься той ли иной деятельностью. К примеру, мы можсм обладать спортив-ыми, интеллектуальными, математическими способностями и так алес.

Сравнительная психология

В наиболее строгом смысле этого термина сравнительная пси-хология является изучением поведения животных с целыо экстра-поляции получснных данных и результатов на поведение человека. К области сравнительной психологии относится ряд научных под-ходов, включая этологию, теорию научеиия и социобиологыю. Сле-дует заметить, что в сравнительной психологии акцент делается именно на сравнении с человеческими характеристиками, а не на изучении животных как таковых.

Среда

Термин, который обычно подразумевает внешнюю среду оби-тания организма, хотя может применяться и для описания нашей внутренней (т. е. физиологической среды). Он содержит в себе им-плицитную предпосылку о том, что определенная среда оказывает модифицирующее воздействие на организм. Таким образом, мы можем сказать, что некий организм является «продуктом своей среды».

Среднее

Арифметическая величина, рассчитываемая делением суммы всех результатов на их количество. Например, (3+5+6+3+3):5=4 — среднее значение.

Средний мозг

См. Головной мозг.

Сродство

Термин имеет ряд значений в психологии, но в наиболее частом употреблении обозначает чувство, испытываемое родителями по

с

отношению к своим дстям (по сравнению с термином привязан-иость, который обозначает чувство, испытываемое детьми по от-ношению к родителям. Сродство играет особую роль в детском воспитании и заботе о благополучии детей.

Стандартизированные инструкции

Набор инструкций, используемых при проведении эксперимен-тов, последовательных по стилю. содержанию и способу передачи на всех этапах эксперимента и для всех его участников. Поскольку инструкции часто подразумевают лишь вербальное общение меж-ду экспериментатором и участниками, то очень важно. чтобы всем говорилось одно и то же, иначе в эксперименте появится новая пе-ремепиая, которая может повлиять на результаты. Стандартизиро-ванные инструкции могут быть письменными или представленны-ми на экране компьютера, чтобы обеспечить полное сходство в общении с каждым участником.

Стандартизированные процедуры

Жесткий набор правил и процедур, используемый при проведе-нии и оценке результатов экспериментов или психометрического тестирования. Стандартизированные процедуры имеют важное значение, так как даже малейшее отклонение может оказать силь-ное воздействие на показатели участников, непредсказуемое для исследователя.

Стандартизированные тесты

Тесты, измеряющие индивидуальные показатели по сравнению с популяцией, обладающей сходными характеристиками (напри-мер, школьники 11—16 лет или студенты третьего курса). Такие тесты позволяют исследователю установить иормы результативно-сти или репрезентативные показатели для представителей всей по-пуляции. Стандартизированные тесты могут проводиться с лю-бым количеством участников, чьи показатели затем сравниваются с нормами основной популяции для определения текущей стадии развития.

Стандартное отклонение

Статистическая мера отклонения в серии результатов. Стан-дартное отклонение дает исследователю представление о широте разброса результатов вокруг среднего значения.

с

Старческий возраст

Поздний период пожилого возраста. Как и в случае с юиостыо, не существует точно определенного возраста, который можно классифицировать как «старческий»; скорее. термин используется в общем смысле для описания того периода, когда задачи зрелого возраста уступают место новым задачам и приоритетам заключи-тельного жизненного этапа. Термину отдается предпочтсние перед синонимом дряхлостъ из-за ошибочного убеждения, что старчес-кий возраст сопровождастся неизбежным упадком во всех аспек-тах человеческой деятельности.

Старческое слабоумие

См. Слабоумие.

Статистика

Математическая дисциплина, предназначенная для обработки специфических характеристик выборки или результатов исследова-ния. В психологических исследованиях такие статистические вели-чины, как средиее или стстдартиое отклоиеиие, рассчитываются на основе выборки, которая предположительно представляет все главные характеристики изучаемой популяции.

Статистическое значение

Вывод о том, что данные, полученные в результате исследова-ния, не являются случайными. Статистическое значение обычно выражается в терминах вероятиости. Традиционным нижним порогом статистического значсния является р (вероятность) = 0,05. Все, что находится ниже этого порога, считается случайным и автоматически отвергается. Большее статистическое значение указывает на причинность результатов, хотя в силу самой приро-ды психологического исследования «причина» не всегда бывает определенной. Статистическое значение результатов говорит о том, что они едва ли являются случайными, но это не обяза-тельно подразумевает, что результат имеет значение для психо-логии.

Стереоскопическое зрение

Перцептуальное восприятие трехмерных объектов, благодаря сочетанию двух точек обзора (глаза) и наличию зрительных кана-лов, передающих информацию в головиой мозг.

с

Стереотип

Жесткое. часто упрощенное представление о конкретной груп-пе или категории людей. Посксольку мы вообще склонны к упро-щениям. то формирусм стереогипы для большей предсказуемостн поведения друтих людей. Эти стгереотипы часто имеют негативную природу и основаны на предрас-судках и дыскріімиіиіщиі. Стереоти-пы не обязательно являются ложными; обычно они содсржат не-кое зерно истины. Их разделяет значительное количество людей, что в целом способствует их уікоренению. Стереотипы могут ме-няться со временем, но их носштелям часто бывает трудно изба-виться от усвоенных представлсений.

Стили воспитания детеей

Различные способы взаимодсействия родителей со своими деть-ми. Стили воспитания можно подразделить по степени их требова-тельности к ребенку (т. е. установлению высоких стандартов и тре-бований послушания родителямі и/или отзывчивости и уважения к правам и потребностям ребенкаі).

• Авторитетный стиль вослтатания: одновременно требова-тельный и отзывчивый. Рюдители выдвигают разумные тре-бования к ребенку в вощросах обучения и послушания, но проявляют нежность к неміу и с уважением относятся к праву ребенка на принятие решсний.

• Авторитарное воспитанис: требовательное, но не отзывчи-вое. От детей требуется бсспрскословное послушание под угрозой различных наказаший. При таком подходе права и потребности дстей практиічески игнорируются.

• Разрешительное воспитаніие: отзывчивое, но не требователь-ное. Детям предоставляютгся все возможности для самостоя-тельных решений, и родштели не пытаются устанавливать правила или объяснять реібенку его обязанности.

• Безучастный стиль воспит-ания: ни отзывчивый, ни требова-тельный. Между родителяіми и детьми почти не происходит взаимодействия. Подход <«спустя рукава» в крайних случаях граничит с пренебрежениеім родительскими обязанностями.

Стимул

Термин с трудом поддается отределению, хотя и является цент-ральным в области научной псиіхологии. Стимулы обычно имеют следующие характеристики:

с

• Обладают физической реальностью (например, звуки или запахи).

• Могут стимулировать органы чувств воспринимающего оргаиизма.

• Должны вызывать некую реакцию организма.

• Имеют преимушественно внешнсе происхождение. но могут, в опредсленных пределах, возникать в само^м организме.

Среди стимулов. удовлетворяющих этим крнтсриям. можно на-вать события в окружающей срсде (тепло или шум) н телесные ощущсния (боль или дискомфорт).

Стратегия эволюционной стабильности

Социобиологический термин для описания любой стратегии (один из ряда возможных планов действий). которая не может быть улучшсна и, следовательно, сопротивляется вторжению аль-тернативных стратсгий. Когда стратегия эволюционной стабиль-ности закрепляется в популяции животных, любое изменение ухуд-шит биологическую приспособленность животного, которое ею обладает. Многие стратегии эволюционной стабильности зависят от обстоятельств. Так, хотя демонстрацию умиротвореиия можно считать стратегией эволюционной стабильности, она не всегда бывает наилучшей для домииирующего животного. Соответствен-но, реакция типа «убивай, если другое животное гораздо меньше, и отвечай на демонстрацию умиротворения, если другое животное того же размера или крупнее» может стать стратегией эволюцион-ной стабильности в конфликтах за использование ресурсов.

Страх перед разлукой

Термин имеет два основных значения. В психоаистизе он озна-чает тревогу, испытываемую ребенком в связи с возможной утра-той матери. Согласно теории привязаниости, термин описывает беспочвенные и часто панические опасения ребенка, временно раз-лученного с родителями. В некоторых случаях эти опасения могут вызвать замкнутость, отчуждение или нежелание ходить в школу.

Стресс

Существует несколько различных определений стресса:

• Как стимул: стресс может рассматриваться как характерис-тика окружающей среды (нехватка времени, нездоровая об-становка на работе и т. д.).

с

Как реакция: стресс рассшатривается как состояние психи-ческого напряжения, возніикающсе в ответ на сложные об-стоятельства.

Отсутствие равновесия в оэтношеннях между человеком и ок-ружаюшей обстановкой (шодель взаимодействия для стрес-совой ситуации). Человек испытывает стресс, когда предпо-лагаемые требования обстгановки становятся более высоки-ми, чем предполагаемая стособность удовлетворять эти тре-бования.

Модель взаимодействия < для стрессовой ситуации

Важным аспектом этой моделіи является акцент на предполага-емых способностях и требованшях обстановки, а не на фактичес-ких требованиях и реальных сп(особностях. Вполне может суще-ствовать настоящий разрыв межкду требованиями и способностя-ми, но если человек не осознает этого, он не испытывает стресса. Стресс имеет различные последстгвия, включая следующие:

Субъективные эффекты: чзувство общей усталости, апатия,

низкая ссшооценксі.

Поведенческие эффекты: злюупотребление алкоголем, поте-

ря аппетита и суетливост.

Когнитивные эффекты: чрегзмерно острая реакция на крити-

ку и неспособность сосредсоточивать внимание.

Физиологические эффекты:: повышенное кровяное давление

и содержание глюкозы в ікрови, учащенное сердцебиение,

затрудненное дыхание.

Проблемы со здоровьем: ксоронарная недостаточность, язва

желудка, головные боли.

Организационные последстгвия: неудовлетворенность рабо-

той, плохие отношения с ксэллегами и прогулы.

с

Стресс-терапия

Метод избавления от фобий, состоящий в том, что пациенту предлагают представить пугающую ситуацию. Это вызывает «взрыв» тревоги, но в отличие от реального события, все происхо-дит лишь в воображснии пациента. Принцип, лежащий в основе этого метода, заключается в переживании пугающей ситуации (на-пример, человек воображает себя запертым в погребе, полном крыс) в безопасных условиях терапевтического сеанса. Поскольку люди. страдающие фобиями, обычно пытаются избежать пугаю-шей ситуации, метод лишает их этой возможности. Терапевт опи-сывает ситуацию, а затем предлагает пациенту представить ее во всех подробностях. Сначала это приводит к стрессу, но поскольку сеансы терапии повторяются снова и снова. ситуация во многом утрачивает свою болезненность, и страх исчезает.

Сублимация

Один из защитиых механизмов по теории Фрейда, когда человек выражает половую или агрессивную энергию косвенными спосо-бами, наиболее приемлемыми для общества. Так, различные виды деятельности, включая танцы, юмор, живопись, музыку или даже любовь, могут рассматриваться как сублимированное удовлетво-рение половых или агрессивных побуждений.

Суммирование

В буквальном смысле — «сложение»: либо в статистике, при сложении ряда результатов, либо в физиологии, когда интенсив-ность стимула возрастает из-за сочетания нескольких сенсорных сигналов.

Супер-Эго

В теории Фрейда - одна из компонент структуры личности, ко-торая связана с нравственностью и идеалами. В то время, как Ид озабочено мгновенным удовлетворением своих желаний, Супер-Эго определяет, является ли данное поведение морально приемле-мым. Супер-Эго развивается в результате решения проблем Эдипо-ва комтекса и болыпей частыо представляет собой интеріістиза-цию установок, правил и ценностей отца или матери, в зависимос-ти от пола ребенка. Оно делится на две части: Эго-идеал, заключающий в себе стандарты нравственного поведения, к кото-рым мы стремимся, и совестъ, удерживающую нас от поступков,

с

которые считаются морально неприсмлемыми. Совесть заставляст нас испытывать гордость и удовлетворение. когда мы соответству. ем Эго-идеалу. либо чувство вины и стыда, когда мы преступаем моральные иормы. Супер-Эго постепенно начинает оказывать мошное влияние на нашс поведсние, однако оно постоянно нахо-дится в конфликте с Ид, и противоречивые требования двух этих аспектов личности разрешаются черсз суждения Эго — третьей со-ставляющей структуры человеческой личности.

Схемы

В психологии термин имеет два главных значения:

1. В социальной психологии схемой называется упорядоченная система информации о предыдущих событиях и переживани-ях, использ>'емая для оценки будущих событий и принятпя решений в связи с этими событиями. К примеру, друг при-гласил вас к себе на большую вечеринку. Предыдущий опыт подобных вечеринок (сон на полу, долгий путь домой и тя-желое похмелье) убеждает вас в том, что их следует избегать. Схемы упорядочивают наше восприятие событий, а такжс влияют на способ восприятия будущих событий того жс рода.

2. Согласно теории Пиаэісе, схема является упорядоченной структурой знания или способностей, изменяющейся с воз-растом или по мере приобретения жизненного опыта. У нас есть физические схемы (например, умение ездить на велоси-педе) и умственные схемы (например, схемы деления и умно-жения).

Схемы подкрепления

Различные способы применения положителъиого стимула с це-лью сохранения текущей частоты реакции. Согласно теории выра-ботки ииструмеитсиіыіых условиых рефлексов, организмы, обучае-мые новому поведению, обычно получают положительный сти-мул каждый раз, когда проявляют желательную реакцию (по-стоянное подкретеиие). Это обеспечивает быструю наработку подкрепляемого поведения. После того, как частота реакции дос-тигает определенного уровня, уместно переключиться на схему подкрепления, выдающую положительный стимул лишь время от

с

времени. Это больше похоже на роль положительных стимулов в реальной жизни и помогаст поддерживать частоту реакции в тсчс-нпс более длительного времени. Если бы мы каждый раз выигры-вали в национальную лотсрею. то. без сомнсния, пристрастились бы к игре и тратили много врсмени на заполнение лотсрейных билетов. Если удача нсожиданно пзмсняст нам, и это продолжает-ся в течение нескольких недель, то мы, вероятно. прекратим поку-пать билеты. Однако если мелкие выигрыши продолжают выпа-дать время от времени, то наш интерес поддерживается в течение более длительного срока. Таким образом, постояннос подкрепле-ние особенно важно на первичной стадии формирования реакции. а частичное подкрепление — на стадии ее сохранения.

Схеіма подкрепления Прнмер
Полное (постоянное) Каждая желательная реакция получает подкрепленис
Черсз фиксированные интервалы Получение положительного стимула че-рез фиксированные интервалы времени обеспечивает проявление реакции в тече-ние этого времени
Через разные интервалы Положительный стимул в среднем дается в 50°/і случаев, но интервалы меняются непредсказуемым образом
После установленного числа ответных реакций Положительный стимул дается после оп-ределенного числа реакций, независимо от временных интервалов
Через переменное соотношение Положительный стимул дается в среднем после определенного количества реакций, но фактическое число меняется от случая к случаю

Сценарий

Интернализированиое представление, или «история» о том, что обычно происходит в конкретной ситуации. Сценарий является разновидностью восстановлешіых воспомиианий, когда ребенок мысленно совмещает разные случаи с одинаковой последователь-ностью событий и таким образом вырабатывает общий сценарий о том, что обычно происходит в жизни и чего он может ожидать в будущем. Если мы спросим ребенка, что происходит, когда мы ходим в церковь, он может ответить: «Мы входим, садимся, затем

71 1ПАЛ

с

встаем и слушаем священника; потомі мы молимся и идем домой». Сначала сценарии ограничены нескошькими действиями, но затем становятся более усложненными. Дети полагаются на сценарии для упорядочивания и интерпретацииг повседневной жизни и часто пользуются ими как справочной инфюрмацией для понимания ис-горий, услышанных от других людейі. Сценарии имеют особенно важное значение, когда детей просят давать свидетельские показа-ния в суде (см. Депиі как свидетели).

т

Таламус

Будучи частью переднего мозга, таламус передает нервные им-пульсы по сенсорным каналам к соответствующим участкам коры головного мозга. Считается, что таламус играет важную роль в процессах памяти. Его повреждение может привести к аитероград-ной амнезии, а также вызвать тремор — непроизвольную дрожь ко-нечностей в состоянии покоя, — хотя эти симптомы отсутствуют, когда пациент выполняет осознанные движения.

Танатос

Фрейдистский термин, означающий «инстинкт смерти», влече-ние к смерти. Характеризуется агрессивным поведением и общим неприятием полоэісительных стимулов.

Тахистоскоп

Прибор для лабораторных исследований, позволяющий экспе-риментатору давать участникам визуальные стимулы в течение разных промежутков времени и с разной освещенностью. В зави-симости от сложности устройства продолжительность стимула может составлять от одной миллисекунды до полутора минут.

Текучий интеллект

Абстрактная форма интеллекта, включающая логические рас-суждения и способность находить решение новых проблем. Мно-гие исследователи считают, что этот интеллект достигает своего максимума в возрасте 18—20 лет (см. также Кристсіллизованиый ин-теллект).

Телеграфная речь

Укороченные предложения, напоминающие телеграммы, харак-терные для речи детей в возрасте от полутора до двух лет. В приме-рах такой речи («дядя идет домой» или «машина едет далеко») вид-ны рудименты первичного младенческого словаря, но структура

т







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.191 (0.03 с.)