Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Субъекты, предмет и основание иска, обстоятельства и предмет доказывания по гражданским делам.

Поиск

1. Видовая характеристика субъектов процессуального права.

2. Объект и субъект процессуальных отношений.

3. Общие права лиц, участвующих в деле. Распорядительные права лиц, участвующих в деле.

4. Определение предмета и основание Ика по гражданскому делу.

5. Понятие обстоятельств. Выявление обстоятельств по гражданскому делу.

6. Формирование предмета доказывания по гражданскому делу.

Литература

Боннер, А.Т. Неисковое производство в гражданском процессе: учеб. пособие / А.Т. Боннер. – М.: Проспект, 2011. – 654 с.*

Гражданский процесс: учебник / под ред. В.В. Яркова. – М.: Юриспруденция, 2009. – 367 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: общая часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 752 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: особенная часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 960 с.*

Практикум по гражданскому процессу: учеб. пособие / под ред. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 496 с.*

Туманова, Л.В. Гражданское процессуальное право: учеб. пособие / Л.В. Туманова. – М.: Проспект, 2010. – 567 с.*

Тема 3. Особенности рассмотрение дел из семейных отношений (разбор конкретных ситуаций)

1. Условия судебного способа расторжения брака. Предмет и бремя доказывания по делам о расторжении брака.

2. Предмет и бремя доказывания по делам о взыскании алиментов.

3. Установление отцовства в исковом порядке. Характеристика иска по делам об установлении отцовства.

4. Рассмотрение дел о лишении родительских прав и восстановлении в родительских правах.

5. Особенности доказывания по делам, связанным с воспитанием детей.

Литература

Боннер, А.Т. Неисковое производство в гражданском процессе: учеб. пособие / А.Т. Боннер. – М.: Проспект, 2011. – 654 с.*

Гражданский процесс: учебник / под ред. В.В. Яркова. – М.: Юриспруденция, 2009. – 367 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: общая часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 752 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: особенная часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 960 с.*

Практикум по гражданскому процессу: учеб. пособие / под ред. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 496 с.*

Туманова, Л.В. Гражданское процессуальное право: учеб. пособие / Л.В. Туманова. – М.: Проспект, 2010. – 567 с.*

Тема 4. Процессуальные особенности рассмотрения трудовых споров (групповая дискуссия)

1. Состав лиц, участвующих в трудовых делах. Рассмотрение судами дел о восстановлении на работе.

2. Рассмотрение судами дел по искам о заключении трудового договора. Рассмотрение судами дел об оплате труда работников.

3. Рассмотрение судами дел по искам о возмещении работниками материального ущерба, причиненного предприятиям, учреждениям, организациям.

4. Исполнение судебных актов по трудовым делам.

 

Литература

Боннер, А.Т. Неисковое производство в гражданском процессе: учеб. пособие / А.Т. Боннер. – М.: Проспект, 2011. – 654 с.*

Гражданский процесс: учебник / под ред. В.В. Яркова. – М.: Юриспруденция, 2009. – 367 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: общая часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 752 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: особенная часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 960 с.*

Практикум по гражданскому процессу: учеб. пособие / под ред. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 496 с.*

Туманова, Л.В. Гражданское процессуальное право: учеб. пособие / Л.В. Туманова. – М.: Проспект, 2010. – 567 с.*

 

Тема 5. Процессуальные особенности рассмотрения судами споров
о компенсации морального вреда

1. Субъектный состав правоотношений по делам о компенсации морального вреда.

2. Предмет доказывания по делам о компенсации морального вреда.

3. Методика определения размера компенсации морального вреда.

4. Решение суда по делам о компенсации морального вреда.

Литература

Боннер, А.Т. Неисковое производство в гражданском процессе: учеб. пособие / А.Т. Боннер. – М.: Проспект, 2011. – 654 с.*

Гражданский процесс: учебник / под ред. В.В. Яркова. – М.: Юриспруденция, 2009. – 367 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: общая часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 752 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: особенная часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 960 с.*

Практикум по гражданскому процессу: учеб. пособие / под ред. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 496 с.*

Туманова, Л.В. Гражданское процессуальное право: учеб. пособие / Л.В. Туманова. – М.: Проспект, 2010. – 567 с.*

Тема 6.Рассмотрение судами дел о защите чести, достоинства и деловой репутации (разбор конкретных ситуаций)

1. Подведомственность и подсудность гражданских дел о защите чести, достоинства и деловой репутации.

2. Состав лиц, участвующих по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации.

3. Предмет и бремя доказывания по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации.

4. Судебное разбирательство по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации.

5. Судебное решение по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации и его исполнение.

 

Литература

Боннер, А.Т. Неисковое производство в гражданском процессе: учеб. пособие / А.Т. Боннер. – М.: Проспект, 2011. – 654 с.*

Гражданский процесс: учебник / под ред. В.В. Яркова. – М.: Юриспруденция, 2009. – 367 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: общая часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 752 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: особенная часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 960 с.*

Практикум по гражданскому процессу: учеб. пособие / под ред. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 496 с.*

Туманова, Л.В. Гражданское процессуальное право: учеб. пособие / Л.В. Туманова. – М.: Проспект, 2010. – 567 с.*

 

Тема 7. Процессуальные особенности рассмотрения гражданских дел о возмещении вреда в случае повреждения здоровья или смерти кормильца

1. Состав лиц, участвующих по делам о возмещении вреда в случае повреждения здоровья или смерти кормильца.

2. Предмет и бремя доказывания по делам о возмещении вреда в случае повреждения здоровья или смерти кормильца.

3. Судебное разбирательство дел о возмещении вреда в случае повреждения здоровья или смерти кормильца.

4. Исполнение судебного решения по делам о возмещении вреда в случае повреждения здоровья или смерти кормильца.

Литература

Боннер, А.Т. Неисковое производство в гражданском процессе: учеб. пособие / А.Т. Боннер. – М.: Проспект, 2011. – 654 с.*

Гражданский процесс: учебник / под ред. В.В. Яркова. – М.: Юриспруденция, 2009. – 367 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: общая часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 752 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: особенная часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 960 с.*

Практикум по гражданскому процессу: учеб. пособие / под ред. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 496 с.*

Туманова, Л.В. Гражданское процессуальное право: учеб. пособие / Л.В. Туманова. – М.: Проспект, 2010. – 567 с.*

Тема 8. Процессуальные особенности рассмотрения жилищных дел

1. Судебное рассмотрение дел по спорам о признании права пользования жилыми помещениями, относящимися к государственному (муниципальному) жилищному фонду социального использования.

2. Судебное рассмотрение дел о разделе жилой площади.

3. Судебное рассмотрение дел об обмене и принудительном обмене.

4. Судебное рассмотрение дел о выселении.

5. Дела об определении порядка пользования жилым помещением, находящимся в общей собственности нескольких лиц, об устранении препятствий в пользовании жилым помещением квартирой.

6. Иск наймодателя в случае самовольного переустройства нанимателем жилого помещения.

 

Литература

Боннер, А.Т. Неисковое производство в гражданском процессе: учеб. пособие / А.Т. Боннер. – М.: Проспект, 2011. – 654 с.*

Гражданский процесс: учебник / под ред. В.В. Яркова. – М.: Юриспруденция, 2009. – 367 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: общая часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 752 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: особенная часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 960 с.*

Практикум по гражданскому процессу: учеб. пособие / под ред. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 496 с.*

Туманова, Л.В. Гражданское процессуальное право: учеб. пособие / Л.В. Туманова. – М.: Проспект, 2010. – 567 с.*

 

Тема 9. Восстановительное правосудие в гражданском процессе

1. Восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения в рамках гражданского законодательства, как способ защиты нарушенного гражданского права.

2. Дела об устранении препятствий в пользовании земельным участком.

3. Требования имущественного характера, не подлежащих оценке, связанные с защитой права собственности от нарушений, не связанных с лишением владения.

4. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и (или) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения со стороны собственника по отношению к арендатору.

Литература

Боннер, А.Т. Неисковое производство в гражданском процессе: учеб. пособие / А.Т. Боннер. – М.: Проспект, 2011. – 654 с.*

Гражданский процесс: учебник / под ред. В.В. Яркова. – М.: Юриспруденция, 2009. – 367 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: общая часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 752 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: особенная часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 960 с.*

Практикум по гражданскому процессу: учеб. пособие / под ред. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 496 с.*

Туманова, Л.В. Гражданское процессуальное право: учеб. пособие / Л.В. Туманова. – М.: Проспект, 2010. – 567 с.*


МЕТОДИЧЕНСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Квалификационные требования, предъявляемые к студенту, определяют степень усвоения им изученного материала.

Преподавание учебного спецкурса «Особенности судебного разбирательства гражданских дел» предусматривает изучение перечня нормативных и литературных источников, посвященных вопросам судебной защиты гражданских прав, свобод и законных интересов.

При чтении лекций важно раскрыть сущность правовых институтов, относящихся к охране гражданских прав, свобод и законных интересов в условиях состязательности и равноправия сторон и в соответствии с видами судопроизводства, вытекающих из гражданских правоотношений. При чтении лекций особое внимание уделяется основным методологическим и наиболее сложным вопросам гражданского процессуального права, а также практики его применения при рассмотрении различных дел.

Целью семинарских занятий является не только контроль знаний студентов, но и привитие навыков устных публичных выступлений, обоснования своей позиции, формирование умений участвовать в полемике, выдвигать аргументы и отстаивать свою точку зрения, применять полученные знания для решения практических вопросов.

Также целью семинарских занятий является закрепление материала, который дается студентам на лекциях, и материала, изученного в ходе самостоятельной подготовки. Именно семинарские занятия во многом обеспечивают должное знание дисциплины и успешную сдачу зачета. Проведение семинаров призвано также определить уровень знания каждым студентом пройденного материала. На семинарских занятиях проводятся контрольные проверки знаний студентов (текущий контроль, рубежный контроль). В процессе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям необходимо учесть следующее.

Семинарское занятие, как правило, складывается из двух частей: обсуждения теоретических вопросов и решения задач. Все это требует соответствующей самостоятельной подготовки студентов.

Для обсуждения теоретических вопросов студенту следует обратиться к содержанию лекционного материала, изучить соответствующую специальную литературу, положения закона, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ (СССР – в части не противоречащей действующему законодательству). При изучении теоретических положений целесообразно обращение к рекомендованной литературе, как основной, так и дополнительной, а также к периодическим изданиям, например таким как «Российский судья», «Судья», «Мировой судья», «Законность», «Российская юстиция» и другим изданиям.

 

Для студентов обязательно решение тестов и задач к практическим занятиям (семинарам), выполнение письменных работ.

В целях эффективности практических занятий по данному спецкурсу требуется особо тщательная, кропотливая и творческая работа преподавателя к его проведению, с тем, чтобы пробудить интерес к преподаваемому курсу у студентов. Хорошо продуманные и правильно заданные вопросы на практическом занятии побуждают студентов к активной работе. Следует исходить из того положения, что многие из участников семинара уже в той или иной форме встречались с элементами защиты и охраны гражданских прав в суде. Поэтому постановкой вопросов следует выяснить представления студентов об основаниях, способах и формах этой защиты.

На семинары выносятся вопросы, требующие углубленного изучения понятий, процедур, особенностей толкования действующего законодательства и применения его в практической деятельности. Подготовка студентов к семинарским занятиям включает (в том числе в виде докладов) ознакомление: с соответствующими разделами учебников, пособий, нормативными источниками и рекомендуемой правовой литературой, судебной практикой.

Интересным методом работы на практическом занятии является ознакомление студентов с конкретными гражданским делами.

Другой прием, способствующий активизации студентов при проведении занятий, заключается в использовании и составлении в ходе занятия графических схем по рассматриваемой теме или отдельному вопросу.

Составление графических схем по каждой из тем курса и по отдельным изучаемым вопросам призвано разнообразить учебный процесс и ориентировать на углубленное изучение предмета. Данный методический прием укладывается и в систему непрерывного контроля и самоконтроля знаний. Он призван активизировать творческий потенциал обучаемого, способствовать познанию его собственных склонностей, помочь овладеть новыми знаниями и навыками.

При использовании данного метода возрастает нагрузка на преподавателя. Он должен стимулировать учебу студента путем формулирования новых заданий и вопросов, хорошо представлять, что нужно отразить в графической схеме, и при необходимости быть готовым к появлению неожиданного вопроса или возникновению дискуссии.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе студентов.

При работе с литературой в ходе самостоятельной работы рекомендует­ся делать выписки наиболее важного материала, в частности основных поня­тий, определений, а также положений, содержащих ответ на вопрос лекции и семинара. Особое внимание должно быть уделено сущности исходных поня­тий, поскольку они являются ключом для изучаемого материала. При этом следует стремиться к осознанию каждого признака, определения, раскры­вающих сущность той или иной правовой категории.

При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки наиболее важного для понимания данной темы материала, в частности, основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответы на вопросы, затронутые в ходе лекций и семинаров. Большое внимание целесообразно уделить понятийному аппарату, поскольку он является основой изучаемого материала. При этом следует стремиться к осмыслению каждого признака, определения, раскрывающих сущность той или иной правовой дефиниции. Это поможет студентам приобрести навыки аналитического мышления, умение критически оценивать различные позиции, вырабатывать собственную точку зрения и уметь ее защищать.

Результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в следующих формах:

- в составлении плана изученного источника;

- в выписках концептуальных положений автора работы;

- в составлении тезисов, т.е. самостоятельное краткое изложение основных мыслей прочитанного источника;

- в составлении аннотации, т.е. краткой обобщающей характеристики прочитанной книги, брошюры, статьи;

- в написании конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтверждённые цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами.

Самостоятельная работа с литературой должна научить студентов выделять и запоминать наиболее важные положения, выработать у них творческий подход к пониманию теоретических проблем и их практических следствий, критическое отношение к отдельным концепциям и выводам, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности.

По каждой теме семинарского занятия имеется перечень необходимой литературы. Необходимо отметить, что указанным перечнем вся литература по той или иной теме, безусловно, не исчерпывается. Студент может обратиться к преподавателю, ведущему семинарские занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу.

Кроме того, студент должен самостоятельно отслеживать изменения закона, используя при этом официальные издания («Российскую газету»,«Парламентскую газету», «Собрание законодательства»).

В процессе самостоятельной работы целесообразно также использовать и справочно-информационные базы Консультант Плюс, Гарант, Кодекс и другие. Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе направлений судебной практики. С последней следует знакомиться и изучая материалы, публикующиеся в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации».

Готовясь к семинару, студент должен самостоятельно:

- проработать соответствующие разделы учебников, чтобы иметь представление о выносимых на обсуждение проблемах;

- изучить материалы лекций и литературу, делая выписки, необходимые для обсуждения проблем семинара;

- продумать ответы по вопросам темы, быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на семинарское занятие, что требует обдумывания аргументации и системы доказательств той точки зрения, которая, по мнению студента, является наиболее приемлемой.

Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию следует аргументировать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные правовые источники, а также при возможности примеры из собственной профессиональной деятельности.

Семинар предполагает наличие дискуссии, активный обмен мнениями по поставленным вопросам, обсуждение сообщений и выступлений. На семинарских занятиях может быть использована и система докладов. К докладу студент готовится самостоятельно, определив предварительно с преподавателем тему доклада, а также проработав вопрос о его структуре. В докладе целесообразно отразить и теоретические и практические позиции. В этой связи необходимо обращение к специальной литературе по теме доклада, в том числе и литературе, не указанной в УМК, а также к материалам судебной практики. Если в процессе подготовки доклада у студента возникают затруднения, они могут быть разрешены на консультации с преподавателем.

Доклад по вопросу темы осуществляется после вступительного слова преподавателя. Оптимальная продолжительность доклада по одному вопросу – до 15 минут. По наиболее сложным вопросам на доклад может быть отведено и более продолжительное время. В обсуждении докладов принимают участие все присутствующие на семинаре студенты.

Одной из форм самостоятельной работы студентов является изучение материала в виде ролевой игры (имитация судебных заседаний, оформления наследственных прав у нотариуса, разрешения конфликтных задач-ситуаций, связанных с судебной защитой наследственных прав и оформлением наследства, принятием мер по его охране и т.д.). Это необходимо в целях формирования у студентов навыков применения на практике принципов наследственного права, при изучении вопросов о специфике перехода прав в порядке наследования. Задание на выполнение ролевой игры выдаёт преподаватель: он определяет тему и форму занятия-игры, определяет цели и задачи занятия, рекомендует литературу, нормативные акты и судебную практику, с которыми необходимо ознакомиться при подготовке к занятию. Для подготовки к данному виду занятия студентам необходимо изучить рекомендованную преподавателем библиографию, при необходимости сделать выписки и конспекты, распределить роли между остальными студентами, составить сценарий ролевой игры исходя из целей и задач, которые поставил преподаватель перед началом занятия. Итогом проведения данной формы самостоятельной работы студентов является анализ основных ошибок с точки зрения материального и процессуального права.

Ещё одной формой самостоятельной работы студентов выступает решение практических задач, предложенных преподавателем для каждого практического занятия. Это особенно важно с учётом практической направленности спецкурса. Поэтому при выполнении данной самостоятельной работы студентам необходимо внимательно изучить нормы действующего законодательства (в том числе и те, которые не являются непосредственным предметом изучения темы семинарского или практического занятия), а также обязательно – положения судебной практики – Постановлений Пленума Верховного Суда РФ, Постановления Президиума Верховного Суда РФ, на которые следует ссылаться при разрешении юридических казусов на занятии.

Также одной из форм самостоятельной работы студентов является написание контрольных работ, самостоятельное изучение вопросов, не рассмотренных на лекционных и семинарских занятиях (особенно студентами заочного отделения).

Преподавателем могут предлагаться иные формы самостоятельной работы – сообщения-доклады, участие в научных конференциях, составление сравнительных таблиц (критерии могут предлагаться преподавателем либо разрабатываться студентами). Рекомендации по организации данных форм самостоятельной работы студентов даются преподавателем в индивидуальном порядке.

При пропуске студентом семинарских занятий их темы должны быть отработаны индивидуально. Отработка по согласованию с преподавателем может состоять в подготовке конспектов, рефератов, письменных и устных ответов по отдельным вопросам.

В процессе самостоятельной работы, как отмечалось выше, студент должен ознакомиться с содержанием настоящих методических материалов, требованиями, предъявляемыми к изучению спецкурса.

Материалы по самостоятельной работе могут представляться в виде конспектов, докладов, рефератов, материалов практических занятий.

Кроме того, студенты должны участвовать в консультациях и индивидуальных собеседованиях.

Методические рекомендации по вопросам самостоятельной работе преследуют также частные цели: научить студентов при изучении литературы выделять и запоминать наиболее важные и трудные для уяснения категории и положения уголовного права, выработать у них творческий подход к теоретическим проблемам и выводам, критическое отношение к отдельным научным подходам в отношении тех или иных институтов уголовного права и правоприменительной практики, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности.

Говоря о процессе самостоятельной работы следует также обратить внимание на то, что изучение материала (при подготовке к занятиям, подготовке реферата, доклада и т.д.) целесообразно начинать с изучения положений закона, регулирующего те или иные вопросы, а затем обращаться к материалам, изложенным в учебной литературе. Усвоенные позиции следует затем соотнести со складывающейся практикой применения закона, для чего необходимо будет обращение к соответствующим постановлениям Пленума Верховного Суда РФ и материалам судебной практики по конкретным делам, публикующимся, например в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» и имеющимся в правовых системах (Консультант Плюс и др). Для более углубленного усвоения вопроса должно иметь место обращение к специальной литературе.

Для закрепления изученного материала предлагаются контрольные вопросы и практические задания. Их выполнение покажет студенту степень усвоения отдельных тем и дисциплины в целом.

 


ПРИМЕРЫ КОНТРОЛЬНЫХ И ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.154.237 (0.01 с.)