Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как современные россияне воспринимают самих себя?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
«Что русскому здорово, то немцу — смерть» «Не живи, как хочется, а живи, как можется» Русские народные пословицы Сейчас, в период трансформации российского общества мифы о характере русских умножились. На так и неразгаданные тайны «славянской души» стали накладываться новые: Как выживают россияне в новой реальности? Как преуспевают? Как отразилась новая жизнь на традиционных качествах русских? Как они оценивают себя сами? По данным аналитиков102, русские, оценивая себя, главным образом отмечают свои положительные качества, и меньше — отрицательные. Если же попытаться на этой основе дать обобщенный автопортрет русского человека, то он получится следующим: «Русские — это душевные и приветливые, щедрые, доверчивые и смелые люди. Для них характерны жизнерадостность, доброта (27,6%), скромность, честность, терпение (22,1%), гостеприимство (28,9%), дружелюбие (18,5%) и религиозность. Они почти в равной степени активны и инертны, ленивы и трудолюбивы, преклоняются перед авторитетом и уверены в себе, вспыльчивы и уравновешены». Вместе с тем русские согласны и в том, что им присущи отсутствие пунктуальности, недисциплинированность, пьянство, халатность и неаккуратность. Нетрудно заметить, что полученный «социологический образ современных русских» практически не отличается от «образа», закрепленного в массовых представлениях, в том числе и у других народов. Самооценка русских кажется объективной. Выходит, что как ни сложны и трагичны для русских оказались последние 10—15 лет (исторически это короткий период), традиционные черты национального характера не подверглись изменениям, оказались устойчивыми. И это неудивительно: русский этнос, пользуясь термином Л. Гумилева («От Руси к России»), еще молодой, ему всего 500—600 лет, и самые выразительные этапы развития у него еще впереди. Сравнивая черты русского, и, например, американского характера, можно сделать вывод о колоссальной разнице между ними. Американская культура — более жесткая, ориентированная на «дело»: людьми движет бизнес, расчет, успех, карьера. Русская же культура даже сейчас, в новых условиях, кажется мягкой, в ней на первом плане — неформальные, «душевные» отношения. Русский человек и сейчас кажется добродушным, отзывчивым на чужое горе, гостеприимным и щедрым. В нем нет американской жесткости, активности и предприимчивости, зато есть терпение и высокие адаптационные способности. И если отношения между американцами строятся на индивидуализме, и законности^ то отношения с русскими надо строить на других принципах — общительности, доверии и взаимной помощи. Однако под воздействием фундаментальных процессов последнего времени у русских начали обозначаться черты, ранее им мало свойственные Так, в советское время русские почти не придавали значения своей национальной идентичности. Однако в ходе распада СССР им напомнили, что они — русские, причем иногда весьма резко, как, например, в прибалтийских i осударствах. Это дало толчок для развития русского национа-шзма — как общественного и политического движения, процесс кристаллизации которого все более заметен. Например, в юм, что теперь русские воспринимают себя не по признаку государства, а по нации: вместо слов «россиянин» (а ранее, до 1991 г. — «советский»), предпочтительнее употреблять слово «рус-(кий». Только 36% респондентов готовы были бы, окажись они и Киеве, называть себя'«россиянин» (по стране), а 47% — «рус- (/СМИ»68. Явно изменились их стереотипы поведения за границей, например, во Франции: они уже с гордостью говорят: «Я русский» и не смущаются своего «славянского» неграссирующего произношения, как это было раньше. Раньше за границей они держались настороже, «жались» друг к другу (воспроизводя миф о русском коллективизме), были закомплексованы и застенчивы. Теперь они могут использовать любые средства, чтобы достичь цели — моральной и материальной независимости И при этом не очень-то стремятся ассимилироваться на Западе, не спешат расставаться с русским гражданством, предпочитая на Западе получить вид на жительство и реализовать себя, но время от времени «для души» возвращаться на родину. Если раньше мы говорили о русских, как о «суперэтносе», или, по словам А. Солженицына, «канве, расшитой другими нациями», то теперь они становятся все более сплоченными и едиными в осознании своей национальной принадлежности. Возможно, за всем этим стоит то, что русские как бы «стесняются» своего нынешнего государства, им обидно за униженное положение их страны по сравнению с недавним прошлым. Многие опросы общественного мнения в последние годы отражали это чувство стыда российских граждан за состояние дел в стране: так, главные чувства, которые испытывают россияне, — это «стыд за нынешнее состояние страны» (64,7%), несправедливость всего происходящего вокруг» (73,6%), «чувство, что дальше так жить нельзя» (49,5%), а «удовлетворение» или «чувство, что осталось потерпеть еще немного, и все наладится» — только по 11%. Вполне допустим, однако, и чисто практический интерес подчеркивания своей «русскости», особенно за границей — для формирования диаспор, или просто «среды общения». Ведь заме- ! у-3646 чено, что для многих народов значение национальности очень важно при образовании «своего круга». Для русских раньше это не имело решающего значения, а теперь ситуация изменилась. Факторы консолидации русских в современных условиях еще не вполне сложились. Кроме языка, становится важной и психологическая близость, взаимопонимание. Особо здесь стоит отметить роль православной церкви, которая имеет высокий уровонь общественного доверия. Во всяком случае, в России сейчас верующих людей гораздо больше, чем неверующих. Раньше (до революции 1917 г.) «русскость» определяли через православную веру, хотя это не значит, что так будет и в будущем. В переходный период многие принципы и понятия в России еще не вполне структурированы. Однако важно подчеркнуть, что если в начале перестройки на «демократической волне» всеобщей была идея «растворения» российской специфики, насущных проблем самих россиян в общечеловеческой цивилизации, их «повернутость» в сторону Запада, интерес к его культуре и восхищение перед его богатством, а также демократические призывы превратить Россию из «империи зла» в «цивилизованную страну», то теперь эти идеи отвергаются. Сейчас подобные идеи и лозунги поддерживают не более 15% «прозападнически» настроенных россиян среди гуманитарной и технической интеллигенции. Большинство же русских считает российскую специфику— ценностью,а западные ценности и экономические рецепты возрождения России воспринимаются ими как чуждые, не подходящие для нее, и даже иногда вредящими ей68. Итак, происходит процесс русской консолидации, этнический признак для русских становится более важным, чем признак государственной принадлежности. И в то же время в целом русским чужда дискриминация по национальному признаку. По-прежнему нормально воспринимаются межнациональные браки: 70—75% молодых людей68 не видят здесь никаких ограничений. Более 60% русских рассматривают Россию как «общий дом» для многих народов, которые должны обладать равными правами. Интересно, что образ Российского государства для русских имеет специфическое значение: если идет речь о государстве, то оно «российское» (неявно сливается со словом «русский»), тогда как «русский» — это всегда «российский». Как понимать это несовпадение? Большинство русских при этом не ищет для себя никаких преимуществ, но отказаться от ответственности за «это» юсударство и разделить ее наравне с другими народами они не ттовы. Поэтому в их понимании: «все народы равны, но... президентом пусть будет все-таки русский». Так считают 48,7% русского населения страны, а другая половина русских не спорит, «но им этот вопрос безразличен». А вот татары, башкиры и украинцы, проживающие на территории России, не одобряют выбор русского на пост российского президента (34%). Итак, большинство русских сохраняют традиционную модель благожелательного отношения с соседями. Национальная консолидация русских в настоящее время постепенно развивается и ориентирована не на противопоставление другим нациям, а скорее на самопознание. Однако в случае обострения межнациональных конфликтов, усиления экспансии со стороны других этнических групп (в том числе и экспансии экономической) или внешнего давления на Россию, нельзя исключить и иного развития консолидации. В этом процессе на первый план может выйти этнический фактор как способ самозащиты. И уже сейчас на политическом горизонте обозначились черты такого поворота. Например, многие русские озабочены неблагоприятными сдвигами в этническом балансе населения страны, ежегодным уменьшением количества русских почти на 1 миллион. Обозначился образ этнического агрессора: «кавказец». Люди со специфически восточной внешностью не всегда могут попасть в элитные заведения после «фэйс-контроля». Можно констатировать в России наличие националистически настроенного электората: примерно 9—11% россиян согласны с тезисом, что «Россия должна быть государством русских людей». Параллельно с аналогичными тенденциями в Европе (например, во Франции), националистические выступления экстремистов особенно активны в России в середине апреля (в память о Гитлере). Пожалуй, с каждым годом их агрессивность нарастает. Впервые за последние годы в апреле 2002 г. Президент страны в Послании Федеральному Собранию назвал подобные выступления скинхедов «серьезной угрозой стабильности и безопасности в стране» и подчеркнул, что это «один из факторов, делающих нашу страну некомфортной для граждан и негостеприимной для иностранцев». Еще более популярны «мягкие» формы национализма с разговорами о том, что «русские составляют большинство населения, несут основную ответственность и значит должны иметь больше прав». Лет 10 назад такую позицию поддерживали 13,1% населения, а сейчас более 20% россиян. 17* Таким образом, за последние годы в России сформирована база для политического старта русского национализма. По мнению аналитиков, «на сегодняшний день национализм— это наиболее интенсивно развивающаяся, «поисковая» идеология в России, она активно экспериментирует с различными моделями политической мобилизации. Это заметно отличает ее и от коммунистической, и от либеральной идеологии».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.153 (0.01 с.) |