Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деловое сотрудничество и проблема пунктуальности и точности россиян
«Лучше поздно, чем никогда» «От спеху наделаешь смеху» Русские поговорки В главе 2 («матрешке»), посвященной этническим особенностям русских, мы говорили об их своеобразном, точнее субъективном отношении ко времени, в соответствии с которым они напоминают тип «южных» людей и очень отличаются от европейцев, в особенности от англосаксов с их линейным восприятием времени. Жизнь таких людей ориентирована на «дело», на последовательное, от этапа к этапу, выполнение какой-то задачи. Время, не использованное для действия, — это просто «убитое» время, т.е. потерянное безвозвратно. И виновники такой «потери» безоговорочно осуждаются. В отличие от европейцев время для русских связано не с поставленными целями, а скорее, с людьми и событиями. Причем активные натуры предпочитают заниматься сразу несколькими делами, и именно такая жизнь представляется им интересной и насыщенной. Распределяя свои дела по порядку, русские прежде всего учитывают не их практическую пользу, а то, какое эмоциональное и личное значение будут иметь такие встречи в их жизни. Лучшая форма инвестирования времени для них — межличностное взаимодействие. Таким образом, распределение времени у русских подчинено скорее не делу, а эмоциям. Поэтому для них не представляют чрезвычайной ценности, такие деловые качества людей, как пунктуальность, педантичность, точность выполнения расписания и планов. Вернее, они иногда могут делать вид, что соблюдают расписание и планы, но в душе они убеждены, что реальная жизнь, ее постоянно меняющиеся обстоятельства гораздо важнее любых договоренностей и расписаний. Они уважают чужую пунктуальность, но не приходят от нее в восторг. Такой тип людей вызывает у них ассоциации с роботом, т.е. человеком «без души», что расценивается ими только как недостаток, как «занудство». Французы не так жестко, как англосаксы, но тоже отличаются своей линейной ориентированностью во времени. И им очень трудно простить тех, кто может просто «забыть» о назначенном рандеву, отменить его в последнюю минуту, не выполнить план работы в срок, а главное — не принести потом своих извинений. Их выводит из себя срыв намеченной программы по чужой вине, задержка на пути к поставленной цели.
Это иногда вызывает серьезные трения между русскими и французскими партнерами. По признанию французов, имеющих опыт работы в России, полезно иметь при себе запасные вари-ац£ы для тех случаев, когда намеченная встреча срывается без предварительного звонка с извинениями. Ибо несмотря на самые твердые и точные договоренности русские могут вдруг изменить свои планы в последнюю минуту. Лучше быть заранее морально готовым к такому повороту событий. Особенности русских следует учитывать во время ведения деловых переговоров. Поскольку они более ориентированы не на само дело, а на людей, их задевает, когда партнер обрывает беседу на полуслове только на том основании, что «время— деньги» и он боится опоздать на следующее свидание. Для них наилучшая форма инвестирования времени — достойно закончить процесс общения, пусть даже без материальной выгоды для себя. При этом общение может быть посвящено как деловому вопросу, так и не деловому, а личному. При первой же встрече с делегацией или командой коллег из другой страны (департамента, отдела) русские автоматически сразу же ищут ключевую фигуру, которая бы обладала большей властью и полномочиями в решении вопроса. В этом их позиция реалистична: действительно, почти все зависит от начальника. Линейно ориентированные в отношении ко времени западные люди представляют себе жизнь как дорогу, по которой нужно следовать вперед с определенной скоростью, от цели к цели. Будущее для них — совсем не загадка, оно спрогнозировано, распланировано. И чтобы прогноз реализовался, нужно выполнить одно условие: работать тщательно и планомерно. А русские, со своим представлением о цикличности времени, идеями о судьбе, со своим фатализмом, вовсе не так самонадеянны относительно будущего. Они считают, что будущим невозможно управлять. И жизнь представляется им не как прямой путь, ведущий к заданной цели, а как извилистая тропа в неизвестной местности. Именно поэтому русские избегают строить твердые долгосрочные планы на будущее, в котором они не слишком уверены, и не только в силу своего фатализма или из-за кардинальных перемен последнего времени в жизни страны.
Сказанное, на первый взгляд, противоречит истории СССР, когда все было подчинено выполнению пятилетних планов. Од- 18* нако, во-первых, эта практика была искусственно внесена в российскую действительность и просуществовала только несколько десятилетий. А, во-вторых, каждый человек в то время отчетливо осознавал идеологическую подоплеку таких планов и их функции кнута, постегивающего задыхающуюся экономику. В реальности же эти планы редко выполнялись и от них было больше шума, чем пользы. Понятно, что несовпадение в восприятии времени у русских и других представителей европейской цивилизации в деловых контактах сопряжено с неудобствами и вызывает взаимное раздражение. Русских можно и нужно упрекать в том, что они не умеют сосредоточиться на главном, что они недисциплинированны и могут подвести партнера. Во всяком случае в сотрудничестве их нужно контролировать, проверяя каждый этап проделанной работы. Однако русское восприятие времени можно оценить и как результат философского отношения к жизни, как умение выйти за границы привычного и монотонного бытия, как отказ от «гонок за лидером», от успеха «любой ценой». Отношение россиян к труду «Что потопаешь, то и полопаешь» «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет» Говорится с осуждением о неумном человеке, который чрезмерным усердием повредил делу Своеобразное отношение русских ко времени влияет и на их отношение к труду. Сталкиваясь с русскими, зарубежные партнеры часто раздражаются и от их необязательности, но гораздо больше — от их неточности в следовании инструкции, приблизительности исполнения, когда работа выполнена кое-как, спустя рукава, со скрытыми изъянами, которые не видны сразу, а обнаруживаются, как правило, впоследствии. Часто подобные «особенности русского менталитета» зарубежные партнеры воспринимают как «лень», незаинтересованность в результатах сотрудничества, как отсутствие истинного профессионализма. И что самое поразительное, как отмечают иностранцы, эти качества русских нельзя искоренить. Скорее, сами европейские партнеры изменят свое отношение к жизни и работе под влиянием русских партнеров, как ни смешно это звучит. Все же расхожие домыслы о «природной лени» русских несправедливы, поскольку известно, что сами русские относятся к ленивым с презрением: «Кто ленится, тот не ценится», «Ленивые руки не родня умной голова». И вообще, «Ленивого хорошо за смертью посылать— не скоро придет». Конечно, русские быстро обучаются и осваивают новые профессии, быстро продвигаются в информатике и новейших технологиях, овладевают европейским сервисом и менеджментом. Но психология работы у них остается неизменной. И не по причине их упрямства, а в результате того, что она связана с их традиционными этнокультурными особенностями, которые сформировались несколько веков тому назад. Только под влиянием кардинальной ломки последних лет стереотипы делового поведения и традиционные установки русских начинают меняться. Разумнее тратить усилия не столько на борьбу с этими особенностями русских (и не впадать от них в панику), сколько постараться изучить их, понять и, в конце концов, по возможности, использовать себе во благо.
Представим себе такую ситуацию. Конец рабочего дня. Звучит сигнал о конце работы. В этой ситуации как будет действовать, например, немец? Он спокойно ровно в эту минуту выключит свой компьютер или отложит в сторону занесенный для удара молоток. Все! Завтра — новый рабочий день, новые задачи, вот тогда и продолжим работу. Стереотип поведения русского будет совершенно иной. Если ему не интересно, то и в течение рабочего дня он будет делать на работе все что угодно, только не трудиться, дожидаясь сигнала о конце рабочего дня: устраивать перекуры, пить чай, болтать с коллегами, а то и вовсе «слиняет» раньше положенного. Если же работа ему нравится и интересна, то он, скорее всего, просто не услышит этого сигнала. Забыв о времени, о семье, личных делах и планах на вечер, он будет работать хоть до утра. Причем финансовое удовлетворение для него — не самое важное. Русские — энтузиасты, они способны «гореть» на работе. Если работа доставляет удовольствие, то они готовы работать и без денег, брать часть работы с собой домой на выходные или праздничные дни, получать маленькую зарплату и не менять место работы. По мнению аналитиков106, для русских напряженность работы и величина зарплаты мало связаны между собой, а чаще даже независимы при выборе места работы. При опросе обще- ственного мнения выяснилось, что половина работников, конечно, согласна трудиться за высокую зарплату, что естественно. При этом неважно, будет ли работа очень напряженная или нет. Но зато для второй половины опрошенных самыми важными являются такие условия работы, как «атмосфера доброжелательности в трудовом коллективе», «возможность личного роста» (профессиональное обучение, повышение квалификации и т.п.), «сохранение здоровья», «нерегламентированность работы и рабочего дня» и др. В основе всех этих предпочтений того или иного труда лежит личная мотивация, а не стремление к высокому материальному доходу или соображения быстрой карьеры. Если же работа неинтересна (монотонная, нетворческая, неперспективная), если в трудовом коллективе конфликтные отношения, то даже приличная зарплата не удержит русского на рабочем месте. Начиная работать в России, нужно четко себе представлять не только круг экономических проблем, но и проблемы национальные, связанные с русской психологией и стереотипами поведения. Человеку, не знающему русской психологии, культуры и языка, работать с русскими партнерами не просто очень сложно, но даже нереально.
Способ получения информации «За что купил, за то и продаю» Так говорят, когда пересказывают слухи, не ручаясь за их достоверность. Интересно, что даже способ получения информации у французов и русских не совпадает. Французы черпают информацию из справочников, из Интернета, из статистики, из баз данных, из отчетов предшественников и т.д. В итоге они выходят на деловой контакт «вооруженные до зубов» объемистыми досье с преамбулой, колонками цифр, статистическими обоснованиями и -предполагаемыми прогнозами. Тем самым они психологически давят на русских, засыпая их своими фактами и цифрами. Цифры, конечно, вещь важная. Однако, по мнению русских, они представляют собой лишь часть картины человеческой жизни, так как не отражают отношений с клиентами, что, по их мнению, является важнейшим залогом успеха любого дела. Кро- ме того, печатная информация и база данных, как правило, быстро устаревает. Информация из «коридоров власти» или доверительные беседы в русской бане могут передать то, чего не прочтешь в газете. Русские скорее ориентированы на диалог, и информация им кажется более достоверной, если она получена из первых рук — устно. Именно в процессе обсуждения в кругу друзей, бывших сокурсников, знакомых по бизнесу и родственников, от «своих людей» они получают конкретные сведения об изменении экономической ситуации, о перспективах курса валюты, уровня инфляции, о персоналиях, в том числе и сплетни. Они видят те же самые события и их перспективы, что и западные партнеры, но как бы в более «широком контексте», так как обладают огромным количеством сведений, собранных через личные каналы информации. В поиске информации или решения проблемы они все связывают, уследить их логику или ход мотиваций иногда просто невозможно. Россияне в любом деле широко используют самые разнообразные личные связи, ищут и получают протекцию («руку»), предпочитают решать проблему, подойдя к ней «по-человечески», используя личные отношения. Поскольку российский социум построен на родственных и личных связях (имеются в виду закрытые группы «своих людей»), то при решении любой задачи россиянину очень важно иметь облеченных властью родственников, друзей или преданных одноклассников. Соответственно самые сложные и ответственные дела они поручают не столько профессионалам, компетентным коллегам (как, например, французы), а скорее, тем, кому доверяют, на кого можно положиться без риска быть обманутым.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.014 с.) |