Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как россияне относятся к государству?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
«От старого отстали, к новому не пристали» «Хозяйство крепкую руку любит» Русские народные пословицы Один из самых спорных вопросов в переходный период (от советской системы к рынку) — это вопрос о роли государства в экономике и социальной сфере. Анализируя традиционные установки русского архетипа (ч. II, гл. 3), мы убедились в том, что в сознании россиян существует зависимость между личностью и государством. Однако эти отношения со временем менялись. Так, всего 10 лет назад государство еще воспринималось некоторыми социальными группами (особенно культурной и научно-технической элитой страны) — как «монстр», «империя зла» и т.д. Митинговая истерика периода начала перестройки требовала «уничтожить монстра» и «приобщиться ко всему цивилизованному миру». Во многом это была естественная реакция поколения, выросшего в условиях несвободы, тоталитарного государства, постоянного сдерживания личной инициативы. Не случайно все начатые в стране преобразования проходили под флагом «развода» государства и общества, минимизации возможности вмешательства государства в сферу частных интересов. Однако большинство населения страны не ставило под сомнение необходимость «сервисных» функций государства: социальной защиты, бесплатного здравоохранения и образования, той или иной степени регулирования экономики. Борясь с государством, россияне все-таки оставляли за ним его «отеческие» обязанности по отношению к ним самим. Так возник нынешний конфликт между государством и обществом. И единственный выход из него видится в «возвращении статуса государства», в первую очередь — в сферу регулирования социально-экономических процессов, где наблюдается его наибольший дефицит. Оставив разрушительные идеи относительно государства, современные россияне постепенно начинают понимать, что «рынок» — такой же общественный институт, как и другие, и что его существование требует определенных правил, которые способно контролировать государство. Поэтому представители почти всех российских политических партий и групп (в меньшей степени «либералы») выступают за государственный контроль над основными сферами экономики: коммунисты (45%), социалисты (40%), националисты (43%) и даже центристы (30%)80. Россияне продолжают верить, что государство должно занимать лидирующие позиции в экономике". Не поколебали эти убеждения ни обмены денег в начале 90-х годов, ни экономический кризис 1998 года. Так, 88% россиян считают, что в ведении государства должна находиться электроэнергетика, 63% «отдают» ему и жилищно-коммунальное хозяйство». Обратите внимание, что в 1998 г. так считали только 42%. Большинство россиян (72%) считает, что машиностроительные и металлургические заводы должны быть обязательно государственными". Примерно поровну делятся мнения в отношении транспорта, а уж производство продуктов питания 2/3 опрошенных готовы безоговорочно отдать частникам. Большинство россиян не устраивает то, что государство практически исчезло из социальной сферы, полностью переложив заботы о здоровье, воспитании, образовании и т.п. на самих граждан. За десятилетия советской власти люди привыкли к тому, что государство отвечает за выплату пенсий в положенные сроки, что за каждый труд гарантированно выплачивается зарплата, что инвалиды и малоимущие граждане должны быть социально защищены и что преступники должны быть обязательно найдены и наказаны. Все это подразумевалось как само собой разумеющееся. И когда вся эта налаженная система рухнула, граждане не могут понять: или государство уклоняется от своих обязанностей, или оно не в состоянии нормально функционировать. Отсюда очень высокий уровень претензий к нему и обид. Большинство населения России все претензии за беды, которые на него обрушились, склонно предъявлять государству, которое по-прежнему воспринимается единственной инстанцией, ответственной за все, что происходит в стране. Они пока еще не готовы увидеть другую сторону проблемы — ослабление института российского государства. Именно сомнения россиян в способности государства нормально функционировать влияют на «метания» российского общественного мнения — от демократии до авторитаризма. Ослабленное российское государство утратило сейчас во многом свои силовые функции. Граждане России ответили на это тем, что перестали доверять государству и, в частности, его правоохранительным органам: так, только 11% населения доверяет милиции, а вот 71% — нет; суду соответственно — 12,5% и 64%102. Возросшая преступность, которой способствует коррумпированность чиновников на всех уровнях, к сожалению, — неоспоримая действительность в сегодняшней России. В такой ситуации граждане требуют от государства защиты и поддерживают меры по усилению государственных силовых структур. В свете перечисленных подходов к роли государства вполне логично, что, отвечая на глобальный вопрос «Какова наиболее благоприятная для России политэкономинеская модель?», 37% россиян поддержали идею «смешанной экономики с сильным государственным сектором», 18% — централизованное планирование (социализм), и только 8% выступило за либеральную модель с минимумом государственного участия. Интересно, что в 1994 г. (т.е. всего восемь лет назад) таковых было почти вполовину больше — 12,5%. Таким образом, популярность либерально-экономических идей в России постепенно снижается102. Но самое удивительное в том, что процент сторонников сильного госсектора не меняется в зависимости от возраста: ответы 18- и 55-летних дают примерно одинаковые результаты. Возможно, что это говорит о каком-то особенном традиционализме российского общественного сознания. По мнению аналити-ков68, идеалом для большинства россиян идеальным является «социальное государство», в основе которого лежит не столько индивидуаль- 1б-3646 ная свобода, а идея солидарности как «общего блага». Такая модель соединяет в себе, с одной стороны, активную роль государства в экономике и сильную систему социальной защиты, но с другой стороны, невмешательство государства в частную жизнь, политические и гражданские свободы. Эта модель не кажется им умозрительной и нереальной в далеком будущем. Россиянам представляется, что они уже жили в системе именно такого государства — в СССР, особенно на брежневском этапе. Более половины всех опрошенных убеждены, что СССР был первым государством в истории России, которое обеспечивало справедливость для простых людей и сделало для них возможной приличную жизнь. Такая парадоксальная идея не только результат идеологического «промывания мозгов» советского периода. Сама ситуация в постперестроечной России не давала людям позитивных моделей устройства жизни, наоборот, она постоянно подталкивает их к идеализации прошлого. Какие цели общественного развития избирают для себя россияне? Из почти двух десятков целей развития общества половина опрошенных выбрала только две: повышение качества жизни и наведение порядка в стране. Все остальные цели, в том числе и нравственное возрождение общества, сохранение русских традиций, создание эффективной рыночной экономики, отступают перед этими двумя. Государство, по мнению россиян, обязано заниматься в первую очередь именно этими двумя суперпроблемами. К слову, по российским традициям оно этим и занимается, взваливая на себя бремя социальных обязательств, и нагрузка эта растет. Так, бюджетные расходы" в 1998 году составляли 37% от ВВП, в 2001-м — 37,2%, а в 2002-м — 41% ВВП. Для сравнения: в странах с наивысшим темпом роста экономического развития (Китай, Малайзия, Тайвань) эти расходы не выше 15— 20% ВВП, поскольку эти государства отказались от обязательств по выплатам пенсионного и других видов социального обеспечения. В России же эти выплаты — норма, и отказаться от них нельзя. Все бы хорошо, да вот из-за этого растет налоговая нагрузка на подымающийся российский бизнес. После перестройки российское общество приняло важнейшие демократические ценности: равенство всех граждан перед законом, свобода слова и печати, независимость суда, свободные выборы органов власти и т.д. Однако эти инструменты демократии, позволяющие гражданам осуществлять свои права, пока еще ими освоены недостаточно. Так, право на свободный выбор про- фессии, свобода передвижения по стране, право на забастовку еще не имеют для граждан особого значения. Даже в СМИ этим проблемам уделяется незначительное внимание. Поэтому в сложившихся условиях россияне пока еще не слишком обращают внимание на легитимные формы политической и экономической самоорганизации. Они, скорее, надеются, что в силу каких-то неясных причин («чуда»?!) в стране вдруг наконец-то появится «хорошая власть», «правильный президент», который «все сделает», а дальше все пойдет «нормально». Вспомним, что патерналистская модель государства входит в традиционный русский архетип (см. об этом ч. II, гл. 3, § 7,8). Во всяком случае, граждане России совершенно категорически отвергают любые революционные средства переустройства общества. Только 12% опрошенных выступают за радикальную ломку системы, зато 62,4% — за постепенные эволюционные реформы. Таким образом, распространенный миф о том, что русским по причине их особой ментальности свойственно «бунтовать», эмпирически не подтверждается. Наоборот, русских все больше объединяет их неприятие социальных экспериментов. Горький пройденный путь дал свои плоды.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.162 (0.009 с.) |