Вводная: Общая характеристика периода. Литературная ситуация,



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вводная: Общая характеристика периода. Литературная ситуация,



Борьба направлений. Барокко

Предпосылки формирования нового взгляда на мир и человека в культуре XVII века.

Кризис ренессансного гуманизма как предпосылка формирования барочного образа человека. Эстетические принципы барокко. Произведение искусства в контексте барочной культуры. Динамически напряженные отношения между формой и содержанием как примета барочного произведения искусства. Характерные черты стиля барокко. Поэзия испанского барокко: Луис де Гонгора-и-Арготе, Хуан Боскан, Франсиско де Кеведо-и-Вильегас. Специфика развития испанской литературы в XVII в. и исторический процесс. Барочная драматургия в творчестве Кальдерона. Новаторство. Французское барокко. Творчество Сирано де Бержерака. Немецкая литература барокко. Творчество Грифиуса, Гриммельсгаузена.

2) Французская литература XVII в. Драматургия классицизма

Общая характеристика исторического и литературного процесса во Франции. Соотношение и борьба направлений.Исторические и социальные предпосылки эстетики классицизма. Теоретики классицизма: Ф. Малерб и
Н. Буало. Французский классицистический театр: драматургия П. Корнеля,
Ж. Расина, Ж. Б. Мольера. Нормативность классицизма. Специфика драматического конфликта и принципы создания образа героя.

Литературный процесс в западноевропейских странах в XVIII в. Понятие о Просвещении

Понятие “эпоха Просвещения”. Антифеодальный характер искусства XVIII века. Просвещение как единый, но внутренне противоречивый “диалогический” тип культуры, порожденный неразрешимыми коллизиями самоутверждающегося новоевропейского Разума. Проблема цивилизации и естественного человека в литературе Просвещения. Особенности культурной эпохи VIII в. Литература эпохи Просвещения. Основные тенденции. Направления. Жанры и формы. Новаторство.Границы и периодизация литературы эпохи Просвещения. Просвещение в Англии. Особенности Просвещения во Франции. Периодизация. Специфика культурного процесса в Германии. Немецкое Просвещение. Периодизация. Реализм и сентиментализм в литературе Просвещения.

Западноевропейский театр в эпоху Просвещения

Театр в эпоху Просвещения в Англии.Французский театр XVIII века.

Формирование немецкого театра.Итальянский театр.Драматургия итальянское Просвещение. XVIII века. Творчество Гольдони и Гоцци. Реформа итальянского театра Гольдони. Театральные сказки Гоцци, значение для развития итальянской драматургии.

 

Планы семинарских занятий

Практическое занятие №1

Эстетика барокко и драма П.Кальдерона «Жизнь есть сон»

1. Барокко как новая художественная система искусства XVII века. Барокко и эстетика Возрождения. Барокко и классицизм (культизм, культуранизм, гонгоризм).

2. Основные принципы эстетики барокко:

o идея изменчивости мира (сотворить мозаичную картину мира);

o новое художественное видение действительности;

o роль обстоятельств в становлении характера;

o недостоверность знаний;

o перенесение качеств мертвой природы на живую и наоборот.

3. Поиски смысла бытия в драме П.Кальдерона «Жизнь есть сон»:

o жанровое своеобразие;

o композиция драмы;

o тематическое своеобразие;

o художественное время и пространство;

o метаморфозы Сегизмундо: инерция бытия и обретение реальности;

o сон как литературный прием;

o сон и реальность;

o фатум и свобода выбора жизненного пути;

o метаморфозы короля Басилио: следование року и преодоление рока;

o женские образы.

4. Интерпретация названия драмы.

Литература

1. Кальдерон П. Жизнь есть сон // Педро Кальдерон. Пьесы. В 2-х томах. М., 1961. Т.1.

2. Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. История учений о драме. М., 1967.

3. Аветисян В.А. Гете и Кальдерон // Гетевские чтения. 1984. М., 1986. С.96-110.

4. Балашов Н.И. Испанская классическая драма. М., 1975.

5. Бояджиев Г.Н. Кальдерон // История зарубежного театра. Ч.1. М., 1971. С.161-169.

6. Кальдерон и мировая литература. Л., 1986.

Практическое занятие № 2

Картина мироздания в поэме Д.Мильтона «Потерянный рай»

1. Джон Мильтон и эпоха (общественная жизнь, политическая борьба, литературные современники).

2. Публицистика Д.Мильтона.

3. Поэма «Потерянный рай»: замысел, история создания, сюжетная основа; актуализация библейского сюжета.

4. Жанровое своеобразие «Потерянного рая».

5. Образная система поэмы

o Адам и Ева;

o Сатана, Херувимы, Демоны, Духи;

o Бог;

o Сын Бога.

6. Тема свободы воли в поэме (и другие темы).

7. Картина мироздания, созданная Державным Зодчим

o категории художественного времени и пространства;

o Хаос, Высоты, Небеса;

o Рай, Эмпирей, Эдем – блаженный край, Божий Сад;

o Бездна, Преисподняя, Пандемонизм – черты Сатаны;

o Новый мир: Земля – обитель человека.

8. Своеобразие художественного мира поэмы «Потерянный рай».

Литература

1. Мильтон Д. Потерянный рай.

2. Аникст А.А. Дж.Мильтон и его поэма «Потерянный рай» // Наука и религия. 1976. № 9. С.54-57.

3. Самарин Р.М. Творчество Дж.Мильтона. М., 1964.

4. Чамеев А.А. Дж.Мильтон и его поэма «Потерянный рай». Л., 1986.

Практическое занятие № 3

Классицистическая трагедия: П.Корнель, Ж.Расин

1. Жанр трагедии и его место в системе литературных жанров XVII века.

2. «Сид» П.Корнеля и эстетика классицизма:

o суть конфликта: столкновение личного и государственного интересов;

o концепция образов Сида и Химены;

o своеобразие композиции «Сида»;

o художественные приемы.

3. «Федра» Ж.Расина как психологическая трагедия:

o суть конфликта и его художественное решение;

o источник сюжета; актуализация античного образца;

o рефлексия и стихия чувства (страсти) в трагедии;

o образ женщины, ведомой страстью (Федра); концепция любви;

o характер монологов в трагедии.

4. «Сид» Корнеля и «Федра» Расина: соотнесенность с эстетикой классицизма.

Литература

1. Корнель П. Сид // Корнель Пьер. Театр. В 2-х тт. М., 1984. Т.1 / Здесь: статья А.Д.Михайлова «Театр Корнеля». С.605-666.

2. Расин Ж. Трагедии. М., 1977.

3. Барт Р. Работы о Ж.Расине // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

4. Золотов Ю.К. Нравственные основы действия во французском классицизме XVII века // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1988. Т.47. № 3. С.211-220.

5. Курилов А.С. Французский классицизм // В.Г.Белинский и литературы Запада. М., 1990. С.65-85.

6. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

7. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968

Практическое занятие № 4

Комедия Мольера «Дон Жуан»

1. Проблематика комедии (злободневный и общечеловеческий аспекты); перекличка с другими произведениями автора.

2. Характеры в комедии, персонажи положительные и отрицательные.

– «Дон Жуан»: своеобразие мольеровской трактовки вечного образа; жизненные позиции героя, черты характера.

– Сганарель – оппонент или соглашатель? Как разрабатывается Мольером параллель «хозяин и его слуга»?

– Каковы функции героев второго плана?

3. Черты высокой комедии в «Дон Жуане».

Литература

1. Мольер Ж.–Б. Полн. собр. соч.: В 3 т. – М.: Искусство, 1985 (предисл. Ю.Гинзбурга и С.Великовского).

2. Мольер Ж.–Б. Полн. собр. соч.: В 4 т. – М.: Искусство, 1965–1967 (вст. ст. и комментарий Г.Н.Бояджиева).

3. Бордонов Ж. Мольер. – М.,1983.

4. Гликман И.Д. Мольер: Критико–биографический очерк. – М.; Л., 1966.

5. Мультатули В.М. Мольер. – М., 1988.

6. Черневич М.Н., Штейн А.Л., Яхонтова М.А. История французской литературы. – М., 1965.

Практическое занятие № 5

Модель государственного устройства в романе Дж.Свифта «Путешествия Гулливера»

1. Публицистика Джонатана Свифта (памфлеты «Битва книг» и «Сказка бочки» («Сказка о бочке», «Письма суконщика»…).

2. Роман «Путешествия Гулливера» как отражение социально-философских взглядов Дж.Свифта.

o Жанровое своеобразие.

o Основные темы романа.

o Повествовательная структура.

o Концепция образа Гулливера.

3. Варианты государственного устройства, описанные в романе:

o Путешествие Гулливера к лилипутам;

o Путешествие Гулливера в Бробдингнег (к великанам).

o Путешествие в Лапуту и другие страны.

o Путешествие к гуигнгнам (умные лошади и йеху).

4. Особенности фантастики и социальной сатиры в романе.

5. Прием оппозиции и его функция в романе.

Литература

1. Свифт Д. Путешествия Гулливера.

2. Свифт Д. Памфлеты. М., 1955.

3. Дубашинский И.А. «Путешествия Гулливера» Дж.Свифта. М., 1969 (См. также другие работы И.А.Дубашинского).

4. Левидов М.Ю. Путешествие в некоторые отдаленные страны, мысли и чувства Дж.Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. М., 1986.

5. Мирский Д.П. Свифт // Мирский Д.П. Статьи о литературе. М., 1987. С.70-90.

6. Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных героев. М., 1973.

Практическое занятие № 6



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.009 с.)