Просветительская концепция «естественного человека» и роман Д.Дефо «Робинзон Крузо» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Просветительская концепция «естественного человека» и роман Д.Дефо «Робинзон Крузо»



1. Своеобразие просветительской концепции человека.

2. Д.Дефо и дух времени, дух эпохи.

3. Д.Дефо публицист и политический деятель.

4. Художественное творчество Д.Дефо.

o История создания романа «Робинзон Крузо» (путевой дневник Вудза Роджерса, судьба Александра Селькирка).

o Жанровая природа романа «Робинзон Крузо».

o Двуплановость структуры романа: занимательность и философско-аллегорический смысл повествования.

o Тематическое своеобразие романа.

o Концепция образа Робинзона Крузо.

o Характеристика дневниковых записей Робинзона.

o Пятница: «образ–оппонент», «образ–идея», или …?

5. Ваш комментарий финала романа.

6. Писатель и Читатель («правда» и «вымысел» в романе).

Литература

1. Дефо Д. Робинзон Крузо.

2. Аникст А. Дефо. М., 1957.

3. Белоусов Р. О чем умолчали книги. М., 1971.

4. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

5. Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Киев-Одесса, 1983.

6. Тураев С.В. Введение в западноевропейскую литературу XVIII в. М., 1962.

7. Урнов Д. Робинзон и Гулливер. М., 1973.

8. Урнов Д. Вехи традиции в английской литературе. М., 1986.

9. История всемирной литературы в 9-ти тт. М., 1985. Т.5.

Практическое занятие № 7

Трагедия И.В.Гете «Фауст» и проблема познания

1. Личность И.В.Гете и научное знание эпохи.

2. Творческая история «Фауста» Гете.

3. Жанровое своеобразие «Фауста».

4. Композиционные особенности:

o характер «Посвящения»;

o эстетические позиции Гете в «Театральном прологе»;

o символический характер «Пролога на небе»;

o сущность спора между Богом и Мефистофелем.

5. Проблема познания и самопознания в трагедии «Фауст»:

o Фауст и Дух Земли;

o Фауст и Вагнер;

o Фауст и Мефистофель;

o Фауст и Маргарита; Фауст и Елена;

o Фауст и народ.

6. Смысл истины, найденной Фаустом (последний монолог).

7. Универсальность «Фауста».

Литература

1. Гете И.В. Фауст.

2. Аникст А.А. «Фауст» Гете. М., 1970. М., 1980.

3. Аникст А.А. Гете и Фауст. От замысла к свершению. М., 1983.

4. Волков И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. М., 1970.

5. Гетевские чтения. М., 1986. М., 1991.

6. Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.

7. Тураев С.В. От Просвещения к романтизму. М., 1983.

8. Эккерман И.П. Разговоры с Гете. М., 1981.

Практическое занятие № 8

Итальянская комедия в эпоху Просвещения

1. Законы итальянского театра «дель арте», традиции, лежащие в его основе, сильные стороны комедии масок.

2. Чем вызвано начало кризиса комедии «дель арте» в ХVIII веке? Участие К.Гольдони и К.Гоцци в полемике о современном им театре.

3. Реформа К.Гольдони: от комедии масок к комедии характеров. На какие литературные традиции он мог опереться?

4. Комедия К.Гольдони «Слуга двух господ»:

o круг проблем, просветительская тенденциозность пьесы;

o разнообразие и многогранность человеческих характеров;

o способы создания комического эффекта, эстетическая ориентация Гольдони.

5. «Сказки для театра» К.Гоцци:

o какие цели преследовал в них автор?

o художественное воплощение нравственной проблематики комедии «Турандот» в сказочном сюжете и изображении характеров;

o в чем секрет популярности фьяб Гоцци?

Литература

1. К.Гольдони, К.Гоцци, В.Альфьери / Вст. ст. Н.Б.Томашевского. – М., 1971.

2. Томашевский Н.Б. Традиции и новизна: Заметки о литературе Италии и Испании. – М., 1981 (см. раздел «Традиции и новизна»).

 

Вопросы и задания для КСР

ТЕКСТЫ

Пьесы Ф. Шиллера «Разбойники», «Коварство и любовь»

Пьеса Р.Б. Шеридана «Школа злословия»

Пьеса П.Бомарше «Женитьба Фигаро»

Вопросы для обсуждения:

Шиллер

Период «Бури и натиска»

1. Идеологическая и эстетическая программа штюрмеров;

2. Борьба с классицистическими канонами в драматургии.

«Разбойники»

1. Штюрмерский тип конфликта: отцы и дети, вражда братьев и т. п.

2. Отражение в конфликте социальных и философских антиномий (природа и свобода, эмоциональное и рациональное).

3. Образ Карла фон Моора и его декларации.

4. Бунтарский характер как отражение просветительского волюнтаризма и жанровое новаторство ранней драматургии.

«Коварство и любовь»

1. Особенности поэтики сюжета: использование известного литературного мотива, коллизии и их актуализация.

2. Любовь «поверх барьеров» как центральная тема штюрмерской драмы

3. Пространство двора и пространство частной жизни

4. Конфигурация персонажей

5. Событийный ряд

6. Социальный и этический аспекты конфликта.

 

Литература:

o История зарубежной литературы 18-го века. М., 2001.

o Зарубежная литература XVII–XVIII веков. Хрестоматия. М., 1982.

o Жирмунский В. М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.

o Ланштейн П. Жизнь Шиллера. М., 1984.

o Либинзон З. Е. “Коварство и любовь” Ф. Шиллера. М., 1969.

o Либинзон З. Е. Фридрих Шиллер. М., 1990.

o Лозинская Л. Ф. Шиллер. М., 1990.

o Тураев С. В. «Дон Карлос» Шиллера: проблема власти // Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М., 1995.

o Шиллер. Статьи и материалы. М., 1966.

Р.Б. Шеридан

1. Личность и творчество Р.Б. Шеридана в контексте английского Просвещения.

2. Комедия «Школа злословия» - сатира на светское общество Англии ХVIII века.

3. Антитеза братьев Сэрфесов – главный двигатель сюжета комедии.

4. Психологическая глубина в изображении супругов Тизл.

5. Художественное своеобразие «Школы злословия» (жанр, сложность интриги, динамизм сюжета, приемы авторской характеристики персонажей).

Литература

o История зарубежного театра. – Ч.1. – М., 1971.

o Кагарлицкий Ю.И. Театр на века: Театр эпохи Просвещения. М., 1987.

o Маршова Н.М. Шеридан. М., 1978.

o История зарубежной литературы XVIII в. / Под ред. З.И. Плавскина. М., 1991.

 

П. О. Бомарше

1. Время и обстоятельства, в которых создавались «Женитьба Фигаро». Как они отразились в комедиях?

2. Образ Фигаро в пьесе: жизненная позиция, духовный облик, эволюция личности; связь с литературными традициями и их творческое развитие.

3. Граф Альмавива в комедии «Женитьба Фигаро». Авторские идеи, связанные с этим персонажем.

4. Характеры героинь Бомарше – связь с традициями, мастерство драматурга.

5. Изображение в комедии «Женитьба Фигаро» противников Просвещения.

Литература

o Черневич М.Н., Штейн А.Л., Яхонтова М.А. История французской литературы. – М., 1965.

o Грандель Ф. Бомарше. – М.: Книга, 1985.

o Финкельштейн Е.Л. Бомарше. – Л.–М. 1957.

o Артамонов С.Д. Бомарше. – М., 1960.

Вопросы для экзамена/зачёта

1. Характеристика эпохи и стиля барокко.

2. Драматургия барокко. Творчество Кальдерона.

3. Барочная европейская лирика. Л. де Гонгора, Дж. Марино, А. Грифиус.

4. Маньеризм как художественный стиль рубежа XVI – XVII вв.

5. Искусство барокко XVII века.

6. Роман Ганса Гриммельсгаузена “Симплициссимус” – вершина немецкого барокко.

7. Литература французского барокко XVII века.

8. Литература испанского барокко XVII века.

9. Литература итальянского барокко XVII века.

10. Классицизм как художественная система XVII века.

11. “Поэтическое искусство” Н. Буало – своеобразный кодекс классицизма.

12. Роль французской Академии в утверждении принципов классицизма в литературе и искусстве.

13. Жизнь и творчество П. Корнеля. Спор о “Сиде”.

14. Психологическая разработка образов в трагедиях Расина. Заговор против “Федры”.

15. Французская афористика XVII века.

16. Творчество Ж. Лафонтена.

17. Классицистическая французская проза XVII века. М.-М. Лафайет.

18. Мольер и его эпоха.

19. Жанр “высокой комедии” в творчестве Мольера.

20. Жизнь и творчество Мильтона.

21. Проблематика и художественные особенности поэмы «Потерянный рай» Мильтона.

22. Характеристика эпохи Просвещения в Европе. Основные художественные стили эпохи.

23. Английская романистика Просвещения. С. Ричардсон, Т. Дж. Смоллет и др.

24. «Робинзон Крузо» Д. Дефо как символ эпохи Просвещения.

25. Сатира в творчестве Дж. Свифта.

26. Идеал человеческой природы в творчестве Г. Филдинга.

27. Английский сентиментализм. Л. Стерн.

28. Английские нравы XVIII века в творчестве Р. Шеридана.

29. Жизнь и творчество Р. Бернса.

30. Французский роман 10-30-ых годов XVIII века. А. Прево.

31. Философские взгляды Монтескье и его роман “Персидские письма”.

32. Жизнь и творчество Вольтера.

33. Философские взгляды Вольтера и его художественная проза.

34. Жанровое многообразие литературного наследия Вольтера.

35. Вольтер-сатирик. “Орлеанская девственница”.

36. Жизнь и литературное творчество Д. Дидро.

37. Жизнь и литературное творчество Ж.-Ж. Руссо. Руссоизм.

38. Комедийное мастерство Бомарше.

39. Эстетика Лессинга.

40. Литературное движение «Буря и натиск».

41. Жизнь и творчество Гете.

42. Трагедия «Фауст» - духовное завещание Гете.

43. История Фауста и Маргариты. Проблема вины героя.

44. Драматургия Ф. Шиллера.

45. К. Гольдони – комедиограф.

46. Театральные сказки К. Гоцци.

 

Учебники и учебные пособия:

Артамонов О. Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. ‑ М., 1988.

История зарубежной литературы XVII в. Под ред. З. И. Плавскина. ‑ М., 1987.

История зарубежной литературы XVIII в. Под ред. З. И. Плавскина. ‑ М., 1991.

Зарубежная литература XVII-XVIII вв. Составитель С. Д. Артамонов. ‑ М., 1982.

Зарубежная литература XVIII в. Под ред. Б. И. Пуришева. В 2 т. Т. 1. – М., 1988.

Зарубежная литература XVIII в. Под ред. Б. И. Пуришева. В 2 т. Т. 2. – М., 1988.

 

Дополнительная литература

1. История всемирной литературы в 9-ти томах. – М., АН СССР, 1989. – Т. 4-5.

2. Пискунова С. Золотой век испанской поэзии // Поэзия испанского Возрождения. – М., 1989. – С.7-35.

3. Шайтанов И. Барокко и классицизм: картина мира. // Литература, 2000, № 8. – С. 5-12.

4. Бордонов Ж. Мольер. – М., 1983.

5. Гликман И. Мольер. – М.-Л., 1966.

6. Нечаенко Д. Дон-Жуан // Литература, 1995. – № 7. С. 6.

7. Багно В. Расплата за своеволие, или воля к жизни // Миф о Дон Жуане. – С-Пб., 2000. – С. 5-22.

8. История западноевропейского театра: в 6-ти т. / Под ред. С. С. Мокульского. – М., 1956-1974.

9. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. – М., 1968.

10. Плавскин З. И. Испанская литература 17-середины 19 века. – М., 1978.

11. Штейн А. Л. История испанской литературы. – М., 1994.

12. Искусство Франции XVII-XVIII веков // Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 2. Северное Возрождение: страны Западной Европы XVII-XVIII века. – М., 1990. – С. 219-235.

13. Кадышев Н. Расин. – М., 1989.

14. Зарубежная литература: От Эсхила до наших дней: Уч. пособие для средней школы. 2-е изд., доп. – Воронеж: “Родная речь”, 1997.

15. Артамонов С. Вольтер. М., 1954.

16. Державин К. Н. Вольтер. – М., АНСССР, 1946.

17. Артамонов С. Философские повести. – М., 1960.

18. Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы. – М., 1985.

19. Елистратова А. Английския роман эпохи Просвещения. – М., 1966.

20. Кагарлицкий Ю. Великий роман и его создатель // Филдинг Генри. История Тома Джонса, найденыша. Часть первая. – М., 1982. – С. 3-18.

21. Колесников Б. И. Традиции и новаторство в шотландской поэзии 16-18 вв. – М., 1970.

22. Райт-Ковалева Р. Предисловие // Бернс Р. Стихотворения. Поэмы. Шотландские баллады. – М., 1976.

23. Шайтанов Игорь Сентиментализм // Литература, № 3, 2002. – С. 5-12.

24. Левидов М. Путешествие в некоторые отдаленные страны мысли и чувства Дж. Свифта. – М., 1964.

25. Нерсесова М. Дж. Свифт. – М., 1967.

26. Муравьев В. Дж. Свифт. – М. 1968.

27. История о докторе Иоганне Фаусте // Немецкие шванки и народные книги 16 века. – М., 1990. – С. 504- 616.

28. Вильмонт Н. Гете. – М., 1959.

29. Тураев С. Гете в школе. – М., 1950. – С. 80-117.

30. История немецкой литературы. – М., АНСССР, Т. 2.

31. Аникст А. “Фауст” Гете. – М., 1979.

32. Тураев С. Гете и формирование концепции мировой литературы. ‑ М., 1989.

33. Жирмунский В. М. Гете в русской литературе. ‑ Л., 1982.

Требования к уровню освоения дисциплины

Основные понятия, которые должен освоить студент в процессе изучения курса

Классицизм, просветительский классицизм, «Веймарский классицизм», «революционный классицизм», рационалистический метод, литературные типы, классицистический характер, конфликт чувства и долга, система жанров классицизма, классицистическая трагедия, нравоучительная комедия, комедия характеров, «высокая комедия», комедия-балет, «спор древних и новых»;

Барокко, гонгоризм, консептизм, маринизм, метафизическая школа, «поэзия кавалеров», религиозно-философская драма;

Ренессансный реализм, просветительский реализм, испанская национальная драма, «драма чести»;

Просвещение, энциклопедисты, просветительские направления в литературе, сентиментализм, «Буря и натиск», штюрмеры, теория «естественного человека», общественный договор, «робинзонада».

Приложение А

Шкала оценки знаний студентов по рейтинговой системе

Каждый учебный семестр оценивается максимально в 80 баллов. Студентом могут быть заработаны дополнительные баллы (до 15) за выполнение творческих заданий повышенной сложности.

Шкала соответствия рейтинга итоговой оценке:

80 – 70 баллов – «9-10»;

70 –60 баллов – «8-7»;

60 – 50 баллов – «6-5»;

менее 50 баллов – «4».

РЕЙТИНГОВАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Название вида учебной деятельности Баллы Примечания
Посещение семинарских занятий  
100%    
50%    
менее 50%    
Ответы и дополнения на семинарских занятиях (выставляется оценка от 4-10). Ответы должны быть на 5 из 8 занятий. 5 занятий 5*10=50  
Написание теста (выставляется оценка от 4-10)    
Сдача КСРа (выставляется оценка от 4-10)    
Итого Максимум Минимум    

Для допуска к сдаче зачёта / экзамена необходимо написать все письменные работы, сдать КСР.

Если есть пропуски без уважительных причин семинарских занятий необходимо написать эссе или литературный портрет героя. Подготовиться к беседе по тексту произведения.

Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 35 баллов (письменные работы, устный КСР, отработки пропущенных занятий)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.057 с.)