Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По курсу «история зарубежной литературы»↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс античной литературы изучается на Iкурсе (2 семестр). Он предполагает 12 лекционных часов, 18 часа практических занятий. Основная цель учебного курса – составить представление о художественном своеобразии античной литературы, условиях её формирования и развития, подготовить основу для понимания последующего мирового литературного мирового литературного (в целом – культурного) процесса. В процессе изучения античной литературы студенты должны освоить терминологический минимум (лирика, драма, эпос, комедия, трагедия, антропоморфизм, фабула, катáрсис, перипетии, «гомерический хохот», архетип, мифологическое времяидр.), изучить закономерности трёх литературных родов, и их основных жанровых разновидностей, овладеть навыками литературоведческого анализа на разных уровнях (проблемно-тематическом, структурно-композиционном), сформировать навыки работы с исследовательской литературой, словарями-справочниками. Учебный курс строится исходя из того, что античная литература объединяет 3 крупные литературные эпохи, которые представляют собой 3 стадии единого литературного процесса (греческий, эллинистический, римский). Основная задача курса – показать особенности каждого литературного периода и их органическую связь. Важным представляется наблюдение за становлением основных литературных жанров и их развитием на протяжении трёх периодов античной литературы.
ПРОГРАММА СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ 1.*Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1975. 2 .*Гомер. Илиада. Одиссея. 3.*Древнегреческая лирика (Архилох, Сапфо, Анакреонт, Алкей, Пиндар, Тиртей). 4. *Гесиод. Труды и дни. 5. Эзоп. Басни. 6. *Эсхил. Прометей прикованный. Орестея. 7. *Софокл. Антигона. 8. *Еврипид. Медея. 9. *Аристофан. Лягушки. Всадники. Облака. Мир. Лисистрата. Ахарняне (на выбор 2-3 комедии). 10. *Аристотель. Поэтика. 11 .*Менандр. Брюзга. Третейский суд. Отрезанная коса (на выбор). 12. *Лонг. Дафнис и Хлоя. 13. *Плавт. Комедия о горшке. Ослы. Привидение. Хвастливый воин (на выбор 2-3 комедии). 14. *Гораций. Оды. Наука поэзии. Сатиры. 15. *Вергилий. Энеида. Буколики. Георгики. 16. *Овидий. Метаморфозы. Печальные элегии (Скорбные элегии). Любовные элегии. 17. *Сенека. Медея. Федра. 18. Апулей. Золотой осел (Метаморфозы). 19. Петроний. Сатирикон.
Звёздочкой (*) отмечены тексты, рекомендованные для чтения студентам-заочникам ИЗДАНИЯ АНТИЧНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2. Античная комедия. Ростов-на-Дону – М., 1997. 3. Античная поэзия. Ростов-на-Дону, 1997. 4. Греческая трагедия. Ростов-на-Дону, 1997. 5. Греческий роман. М., 1988. 6. Древнегреческая трагедия. Новосибирск, 1993. 7. Петроний. Апулей, М., 1991. 8. Гомер, Илиада. Л., 1990. Илиада. М., 2002 9. Гомер, Одиссея. М., 1993. 10. Гесиод, Полное собрание сочинений: Поэмы. Фрагменты. М., 2001 11.Эллинские поэты в переводе В.В.Вересаева. М., 1963. 12. Античная басня. М., 1991. 13. Древнегреческая элегия. СПб., 1996. 14. Эсхил, Трагедии. М.,1971. 15. Софокл, Драмы. М.,1958. 16. Софокл, Драмы. М., 1990. 17. Еврипид, Трагедии: В 2т. М., 1999. 18. Аристофан, Комедии: В 2т. М., 1983. 19. Аристофан, Комедии. Калининград, 2001 20. Александрийская поэзия, М., 1972. 21. Басни Эзопа, М., 1968 (или любое другое издание) 22. Аристотель, Поэтика. Риторика || Аристотель и античная литература. М., 1978. 23. Менандр, Комедии. М., 1964. 24. Плавт, Избранные комедии. М., 1968. 25. Цицерон, Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. 26. Цицерон, О старости, о дружбе, об обязанностях. М., 1993. 27. Катулл, Книга стихотворений. М., 1986. 28. Вергилий, Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971. 29. Гораций. Собрание сочинений. СПб., 1993. 30. Овидий, Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии. М., 1983. 31. Овидий, Наука любви. Лекарство от любви. Элегии и послания. СПб., 1997. 32. Овидий, Собрание сочинений: В 2 т. СПб., 1994. 33. Овидий, Наука любви. М., 2001 34. Сенека, Трагедии. М., 1983. 35. Сенека, Письма к Луцилию. Трагедии. М., 1986. 36. Римская сатира, М., 1957. 37. Марциал, Эпиграммы. СПб., 1994. 38. Ювенал, Сатиры. СПб., 1994. 39. Лонг, Дафнис и Хлоя. М., 1958; Античный роман, М., 2001 40. Апулей, Апология. Метаморфозы. Флориды. М., 1993; Античный роман, М., 2001; Золотой осёл, СПб., 2001 41. Античный роман, М., 1969. 42. Античные риторики: собр. текстов, статьи, комментарии. М., 1978 43. Античные гимны, М., 1988 УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И ХРЕСТОМАТИИ Лосев, А.Ф., Сонкина, Г.А. Тахо-Годи, А.А., др. Античная литература. М., 1986 Лосев, А.Ф. Античная литература (под ред. Тахо-Годи А.А.). М., 2008 Ярхо, В.Н. Древнегреческая литература: Эпос. Ранняя лирика. М., 2001 Античная литература (под ред. А.А. Тахо-Годи)., М., 1986 Радциг, С.И. История древнегреческой литературы. М., 1977 Тронский, И.М. История античной литературы. М., 1983 Чистякова, Н.А., Вулих, Н.В. История античной литературы. М., 1972 Анпеткова-Шарова, Г.Г., Чекалова, Е.И. Античная литература. Л., 1989 Античная литература: Греция (хрестоматия). М., 2002 Хрестоматия по античной литературе. В 4 томах. Том 3. Античная драма: Антология Издательство: Амалфея, 2009 Хрестоматия по античной литературе. В 4 томах. Том 2. Античная лирика и малые жанры, М., Амалфея, 2007 Гиленсон, Б. А. Литература и культура Древнего мира, Академия, 2008 Осьмухина, О. Ю., Казеева, Е. А. От античности к XIX столетию. История зарубежной литературы. Издательства: Флинта, Наука, 2010 Найдыш, В. М. Мифология, КноРус, 2010 Поэтика мифа. Современные аспекты. Серия: Чтения по истории и теории культуры. РГГУ, 2008
Наговицын, А. Е. Древние цивилизации. Общая теория мифа. Серия: Культуры. Издательство: Академический проект, 2005 Гринцер, Н. П., Гринцер, П. А. Становление литературной теории в Древней Греции и Индии. Издательство: РГГУ, 2000 Садовская, И. Г. Мифология. Серия: Учебный курс. Издательства: ИКЦ «МарТ», Издательский центр «МарТ», 2006
СПИСОК ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ И КРИТИЧЕСКИХ РАБОТ ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 1 - 2 Древнегреческая мифология 1. Мифология. Понятие о мифе. Особенности мифологического мышления. Функции мифа. 2. Специфика мифологического пространства и времени. Дихотомия «начальных» сакральных времен и эмпирического текущего времени (проиллюстрировать примерами из мифов). 3. Этапы развития древнегреческой мифологии. Хтонический период. 4. Олимпийская мифология: греческий пантеон. Примеры из произведений искусства разных эпох, в которых используются образы олимпийских богов. 5. Классификация мифов.6. Важнейшие циклы древнегреческих мифов.7. Боги и герои древнегреческих мифов.8. Основные мифологические архетипы. К. Г. Юнг об архетипе. 9. Классификация мифологических сюжетов. Разновидности мифов. 10. Мифология и античная литература.Задание 1. Объяснить мифологическое происхождение следующих афоризмов:
1) Кто из богов правил в золотой век? 2) Сколько лет длилась битва Зевса с титанами? 3) Какие имена Афродиты Вы можете назвать? 4) Какие богини не подчиняются власти Афродиты? 5) Атрибутами какой богини являются змея и сова? 6) Какой греческой богине соответствует в римской мифологии Прозерпина? Какие мифы связаны с этой богиней? 7) Кто из греческих героев победил горгону Медузу? Какие еще подвиги этого героя Вы знаете? 8) Чему научил людей Прометей? 9) Кто из богов создал первую женщину? Как ее зовут? 10) Какую загадку задавала Сфинкс? 11) Чьим предком был Эней? Кто его родители? 12) Как была изготовлена первая лира? 13) Что такое «омфал»? 14) Почему царь Мидас отказался от дара Диониса? 15) Чьей дочерью является Гармония? 16) Кто такие силены и сатиры? 17) Какие герои устояли перед сиренами? 18) Какие реки текут в Аиде? 19) Как появился цветок гиацинт? 20) Кто обучил искусству врачевания Асклепия? 21) Где и как появился источник – Гиппокрена? 22) Каким богам поклонялись амазонки? 2) Что явилось причиной сна Эндимиона? 26) Почему Эвридика не вернулась из Аида? 27) Каковы были последствия путешествия Фаэтона? 28) Назовите двенадцать подвигов Геракла. 29) Чем отличаются горы, мойры и хариты? 30) Назовите имена девяти муз.
Литература Лосев, А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. Кун, Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1975. Публий Овидий Назон Метаморфозы. М., 1977. Грабарь-Пассек, М.Е. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. М., 1966. Парандовский, Я. Мифология. М., 1971 Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. Тахо-Годи, А.А. Греческая мифология. М., 1989. Фрейденберг, О.М. Миф и литература древности. М., 1978. Юнг, К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев: Москва, 1997.Мифологический словарь. М., 1991. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х тт. М., 1980-1982.Истоки греческой литературы (гл. IV) // История греческой литературы (под ред. С.И. Соболевского, Б.В. Гонгута, З.И. Гринберга, др.): в 3-х тт. Т. 1. – М. – Л.: Издательство Академии наук СССР,1946. – С. 56 – 62.Тахо-Годи А. А., Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах и символах. М. 1998. Юнг, К. Архетип и символ. М., 1991. УЧЕБНИКИДополнительная литература Менар, Р. Мифы в искусстве старом и новом. М., 1992 Гесиод. О происхождении богов (Теогония). Эллинские поэты. М., 1963. Гусмалов И.Г. Греческая мифология. Боги. М., 1998. Брюсов В. Я. Избранное. М., 1984 (и другие издания). Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. М., 1988. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М., 1996. Между Эдипом и Озирисом. Становление психоаналитической концепции мифа. М., 1998. Менар Р. Мифы в искусстве старом и новом. М., 1992 Немировский А.И. Мифы древней Эллады. М., 1992
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 3 Гомеровский эпос 1. Гомеровский вопрос: сущность понятия; области, которые охватывает «гомеровский вопрос»; развитие «гомеровского вопроса» в истории мировой литературы и критики. 2. Понятие об эпосе. Основные черты эпоса. Своеобразие эпической фабулы и эпического героя. 3. Троянская война: миф и история. Сюжетная основа гомеровских поэм, их композиционное единство: - особенности композиции «Илиады». Характер развития сюжета; - композиция «Одиссеи». 4. Принципы изображения мира в «Илиаде» и «Одиссее» (временная дистанция, всесторонность, оценка изображаемого – подобрать доказательные примеры). 5. Эпическая концепция человека в «Илиаде» и «Одиссее»: - Ахиллес как архетип эпического героя; – примеры человеческих сообществ, представленные в поэмах; как изображаются отношения того или иного человека со своим сообществом? – черты героя-богатыря в образе Одиссея, сочетание индивидуального и общечеловеческого. Зарождение индивидуальной характеристики у Гомера. 6. Боги в поэмах Гомера: образы богов и способы их характеристики в «Илиаде» (образ Зевса, Ареса, Афины, Афродиты, Аполлона, др.). «Божественное вмешательство». 7. Человек и судьба в произведениях Гомера: образ Ахиллеса, образ Гектора в «Илиаде», образ Одиссея в «Одиссее»
Литература Сахарный Н. Гомеровский эпос. М., 1976. Лосев А.Ф. Гомер. – М., 1960. Полонская К. Поэмы Гомера, М., 1961 Флоренсов Н. Троянская война и поэмы Гомера. М., 1991 Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса. М., 1963. Шталь И. В. Гомеровский эпос. М., 1975 Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983. Шталь И.В. «Одиссея» - героическая поэма странствий. М., 1978 Ярхо В.Н. Древнегреческая литература: Эпос. Ранняя лирика. М., 2001 Маркиш С.П. Гомер и его поэмы. Л., 1962 Радциг С.И. Античная литература: её художественное и историческое значение в связи с общей культурой Древней Греции и Рима. М., 1962 Вейль С. «Илиада», или Поэма о Силе // Новый мир. № 6. 1990. С. 250-260. Дополнительная
Аверинцев С. С. Вступительное слово к эссе С. Вейль «Илиада», или Поэма о Силе // Новый мир. 1990. № 6. С. 249-250. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. М., 1958. Т. 1. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. М.; Л., 1962. Суконик А. Послесловие к эссе С. Вейль «Илиада». С. 259—260. Чистякова Н. А. История возникновения и развития древнегреческого эпоса. СПб., 1999. Задания
1. Выяснить сущность понятий: «эпос» (род литературы), «эпос» (жанр литературы), «эпическая концепция человека и мира», «герой–богатырь». 2. Рассмотреть причины, вызвавшие к жизни гомеровский вопрос, и варианты его решения. 3. Знаете ли Вы «Илиаду» и «Одиссею»? 1) Что послужило поводом «гомерического» хохота олимпийских богов? 2) Сколько кораблей пришло под Трою из Афин? Сколько всего кораблей прибыло под Трою? 3) Почему Менелаю не удалось убить Париса? 4) Как звали врачевателя в войске ахейцев? 5) Кого из богов ранил Диомед? 6) Какие дары были обещаны Ахиллесу за возвращение в войско? 7) Какими способами Гера оказывала помощь ахейцам? 8) За что Гефест был благодарен Фетиде? 9) Какие доспехи изготовил Гефест для Ахиллеса? 10) О чем поведал Ахиллесу его конь Ксанф? 11) С какими богами вступили в поединок Посейдон, Афина, Гера, Гермес, Гефест? 12) По какому поводу были устроены спортивные состязания ахейцев? Как Одиссей победил в беге Аякса? 13) На какой срок пообещал Приаму Ахиллес не вступать в битву? 14) Почему Елена так горько оплакивала Гектора? 15) Каких героев Гомер называет: «громовержец», «мужеубийца», «пастырь народов», «бессмертным подобный», «дочь светлоокая Зевса», «златотронная», «розовоперстая»?
*** 1) Кто из богов изменял внешность Одиссея? 2) Как Афина вселяла надежду в Пенелопу? 3) Почему нимфа Калипсо отпустила Одиссея? 4) Зачем царевна Навсикая приехала на берег моря? 5) Что росло в садах Алкиноя? 6) О чем пел Демодок? 7) Как путникам удалось уехать от лотофагов? 8) Как Одиссей обманул Полифема? Правый или левый глаз потерял Полифем? 9) Как встретили путников лестригоны? 10) Какими чарами обладала Цирцея? 11) О чем рассказал Одиссею Тиресий? 12) Кто из спутников Одиссея предложил убить быков Гелиоса? Каковы последствия этого преступления? 13) Как звали собаку Одиссея? 14) Как были побеждены женихи Пенелопы? Почему Одиссей так жестоко обошелся с женихами? 15) Чем угощались на пирах в «Одиссее»?
Литература Вейль С. «Илиада», или Поэма о Силе // Новый мир. № 6. 1990. С. 250-260. Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса. М., 1963. Шталь И. В. Гомеровский эпос. М., 1975 Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983. Шталь И.В. «Одиссея» - героическая поэма странствий. М., 1978 Ярхо В.Н. Древнегреческая литература: Эпос. Ранняя лирика. М., 2001 Радциг С.И. Античная литература: её художественное и историческое значение в связи с общей культурой Древней Греции и Рима. М., 1962 Дополнительная Аверинцев С. С. Вступительное слово к эссе С. Вейль «Илиада», или Поэма о Силе // Новый мир. 1990. № 6. С. 249-250. БоннарА. Греческая цивилизация: В 3 т. М., 1958. Т. 1. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. М.; Л., 1962. Сахарный Н. Гомеровский эпос. М., 1976. Суконик А. Послесловие к эссе С. Вейль «Илиада». С. 259—260. Флоренсов Н. Троянская война и поэмы Гомера. М., 1991. Чистякова Н. А. История возникновения и развития древнегреческого эпоса. СПб., 1999. Маркиш С.П. Гомер и его поэмы. Л., 1962 Полонская К.П. Поэмы Гомера. М., 1961 ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 4 Древнегреческая трагедия «Орестея» Эсхила Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых художественных произведений Эсхил «Орестея» (пер. С.Апта) «Орестея» («Агамемнон». Эписодий IV, Коммос) 1. Какие черты «вечного образа» Кассандры воплощены в приведенном диалоге? 2. Какая ритуальная модель определяет своеобразие художественной образности рассматриваемого драматического фрагмента?
«Орестея» («Хоэфоры». Эписодий III, Стасим III) 1. Как проявились в указанном эписодии выразительные возможности стихомифии? Найдите в тексте «Орестеи» другие примеры стихомифии. Каковы основания обращения к ней? 2. Изменилась ли роль хора в этом эписодии?
«Орестея» («Эвмениды». Коммос) 1. Как в речах Афины проясняется название этой части трилогии? 2. Почему именно богине Афине отведена в этой части ведущая роль? 3. Почему в этом месте трилогии драматургу понадобился именно коммос?
Литература Гусейнов Г. Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. М., 1982. Ярхо В. Н. Античная драма: Технология мастерства. М., 1990. Ярхо В. Н. Эсхил. М., 1958. Ярхо В.Н. Древнегреческая литература: Эпос. Ранняя лирика. М., 2001
Дополнительная Античность и современность сквозь призму мифа об Атридах. М., 1996. Боннар А. Трагедия, Эсхил, Рок и Справедливость // Греческая цивилизация: В 2-х кн. Кн. 1. Ростов-на-Дону, 1994. Головня В. В. История античного театра. М., 1972. Радциг С.И. Античная литература: её художественное и историческое значение в связи с общей культурой Древней Греции и Рима. М., 1962
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 5
Литература
Головня В. В. Аристофан. М., 1955. Соболевский С. И. Аристофан и его время. М.,1957. Штейн А. Л. Веселое искусство комедии. М., 1990. Ярхо В. И. Аристофан. М., 1954. Ярхо В.Н. Древнегреческая литература: обретённые страницы. М., 2001
Дополнительная Боннар А. Смех Аристофана // Боннар А Греческая цивилизация. 1994. Т. 2. Гл. VIII. Гусманов И. Г. Аристофан и Менандр. Орел, 1998. Ярхо В., Полонская К. Античная комедия. М., 1979.
Тема доклада
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 6 Римский эпос. «Энеида» Вергилия
1. Историко-биографические сведения о Вергилии. 2. Поэмы Вергилия «Буколики» и «Георгики»: тематика, художественные особенности. 3. Поэма «Энеида»: тема, замысел, мифологическая и литературная основы поэмы. Идеологическое значение мифа об Энее для эпохи императора Августа. 4. Книга третья: морские странствия героя. Эней и Одиссей (сравнительная характеристика) 5. Четвертая книга поэмы. Эней и Дидона: изображение Вергилием любви героев. 6. Шестая книга поэмы, ее роль в развитии истории героя. 7. Эней как «человек судьбы». 8. Вергилий и Гомер. Своеобразие эпоса Вергилия.
Тесты для самопроверки. 1. Какая богиня преследовала Энея? а) Венера б) Юнона в) Сивилла 2. Кого из родственников удалось спасти Энею из Трои? а) отца б) брата в) племянника 3. Почему Эней покинул Дидону? а) разлюбил б) полюбил другую в) приказали боги 4. Что изображено на щите Энея? а) потомки б) животные в) Троя. Литература Тронский И.М. История античной литературы. – М.: 1988, С. 352 – 367 Гиленсон Б. А. Античная литература: Древний Рим: Учебное пособие. М.: 2001. С. 182 – 213. Гаспаров М. Вергилий - поэт будущего // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1979. Ошеров С. А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия // Античность и современность. М., 1972. С. 317—329. Топоров В. Эней - человек судьбы. М., 1993. Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971. Полонская К. П. Римские поэты принципата Августа. – М., 1963. Поэтика древнеримской литературы. – М., 1990. Дополнительная Тахо-Годи А.А. Хтонические мотивы в «Энеиде» Вергилия как один из принципов стиля // Вопросы классической филологии. М., 1971. № 3 - 4. Цымбурский В. Л. Анхиз в Троаде и в «Энеиде» // Античная культура и современная наука. М., 1985. С. 142.
Тема доклада Биография Вергилия
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 7 - 8 Творчество Горация и Овидия
1. Историко-биографические сведения о Горации 2. «Сатиры» и «Эподы» Горация: главная тема, ее развитие в стихотворениях. Особенности сатир Горация. Форма эпода у Горация. Основной творческий принцип, сформулированный Горацием в сатирах и эподах. 3. Оды, послания Горация: их тематика, адресаты, художественные особенности, привнесённые Горацием в жанры и темы (при ответе обязательно использовать тексты стихотворений поэта) 4. Поэтическая философия «золотой середины» Горация 5. Историко-биографические сведения об Овидии. Три периода творчества поэта (характеристика). Элегические циклы: «Любовные элегии», «Героиды»; поэмы «Средства для лица», «Наука любви» и «Лекарства от любви» (общая характеристика). 6. «Метаморфозы» Овидия как энциклопедия античной мифологии. Философская основа поэмы. Проблема жанра и стиля «Метаморфоз». 7. Идейно-художественная трансформация мифа в свете культурно-исторических идей эпохи (миф о Фаэтоне, Дедале и Икаре, Ниобе и др.). 8. Психологическое мастерство Овидия (Пирам и Фисба, Аполлон и Дафна, Филемон и Бавкида, Пигмалион и др.). Литература Борухович В. Г. Квинт Гораций Флакк. Саратов, 1993. Полонская К. П. Римские поэты принципата Августа. – М., 1963. Поэтика древнеримской литературы. – М., 1990. Ярхо В. И., Полонская К. П. Античная лирика. М., 1977. Дополнительная Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. М., 1989. Мальчукова Т. Г. В свете традиций. О сравнительно-типологическом изучении лирических жанров. Петрозаводск, 1986.. ЗАДАНИЕ Выпишите из словаря литературоведческих терминов определения жанра оды, эпода, сатиры, послания. Темы докладов 1. Историко-биографические сведения о Горации 2. Жизнь и творчество Овидия 3. Известные переводчики поэзии Овидия
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 9 -10 Античный роман
1. Понятие о романе. Условность обозначения античных повествовательных текстов термином «роман». 2. Греческий авантюрный роман и его топика (типическая схема античного романа, с точки зрения М.М. Бахтина) 3. Своеобразие романа Лонга «Дафнис и Хлоя» в ряду других греческих романов. 4. «Сатирикон» Петрония. - состав текста и тематика; - хронотоп романа; - сюжет и главные эпизоды; - «Пир Тримальхиона» как пародия* на платоновскую традицию; - образ Тримальхиона; - финальная часть романа. Легенда об Эфесской вдове. 5. «Метаморфозы» («Золотой осел») Апулея: - источники романа; - особенности сюжета. Завязка романа; - фольклорно-сказочные мотивы в романе. Сказка об Амуре и Психее: аспекты прочтения ее содержания (ее аллегорический смысл), соотнесенность с общим смыслом произведения; - другие вставные новеллы; - развязка произведения, идейно-философское, религиозное зерно романа; - сатирические моменты произведения. 6. Отличия римского романа от греческого. Литература Лонг. Дафнис и Хлоя Петроний. Сатирикон Апулей. Метаморфозы (Золотой осёл) Античный роман. Сб. статей. М., 1969. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234 - 271. Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб., 2000. С. 11 – 58 Стрельникова И. «Сатирикон» - бытовой роман Петрония // Античный роман. М., 1969 Ярхо Б. Я. Предисловие // Петроний Арбитр. Сатирикон. М., 1990. С.12 - 38. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра, М.: 1997. С. 92 – 93; 285 - 286 Полякова С. Об античном романе // Тацит. Лонг. Петроний. Апулей. М., 1969. С. 5 - 20. Грабарь-Пассек М.Е. О языке и стиле Апулея //Апулей «Апология и речь…», М., 1993. Полякова С.В. «Метаморфозы» Апулея. М., 1988 Античная культура: Литература Театр. Искусство. Словарь-справочник под ред. Яpxo B.H..М., 1995 Дополнительная Кнабе Г. С. «Анналы» Тацита и конец античного Рима // Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. С. 501 - 522. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995. С. 639 – 643 ЗАДАНИЕ Выпишите из литературоведческого словаря определение понятия «пародия» Темы докладов 1. Историко-литературное значение античного романа 2. Историко-биографические сведения о Петронии 3. Биобиблиографическая справка об Апулее ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 11 Литература 1. Еврипид, «Медея» (любое издание) 2. Сенека, «Медея» (любое издание) 3. Античная драма. М.,1970 4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.,1969 5. Античная культура: Литература. Театр. Искусство: Словарь-справочник под ред. Ярхо В.Н. М., 1996. 6. Учебники ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (дневное отделение)
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
1. Хронология и география античной литературы. Общие особенности античной литературы 2. Понятие о мифе. Периоды мифологии. Эволюция мифологических представлений как движение от хаоса к космосу. 3. Типы и циклы мифов. Основные сюжеты и образы. Олимпийская мифология. Образы и функции олимпийских богов в греческой мифологии. 4. Космогонические мифы. Мифы о богах и героях. 5. Понятие об эпосе. Основные черты героических эпосов Гомера. Сюжетная основа гомеровских поэм, их композиционное единство. 6. Своеобразие жанра поэмы «Илиада» Гомера. Особенности эпического действия. Особенности художественного стиля поэмы «Илиада». Принципы изображения мира в поэме 7. Своеобразие жанра поэмы «Одиссея» Гомера. Особенности стиля, композиции произведения. Принципы изображения мира в поэме 8. Эпический идеал человека в произведениях Гомера. Люди и боги в «Илиаде» Гомера. Образы Ахиллеса и Гектора, их место в поэме. Способы характеристики героев. Своеобразие изображения богов в поэме 9. Человек и судьба в произведениях Гомера. Образы богов и людей в «Одиссее». Образ Одиссея в гомеровском эпосе. 10. Сюжеты и образы дидактического эпоса Гесиода. «Труды и дни». «Теогония» 11. Греческая лирика: общая характеристика. Происхождение лирики и ее основные жанры. 12. Ямбическая поэзия Архилоха. 13. Темы и идеи элегий Тиртея. 14. Лирика Лесбоса: темы, образы, формы поэзии. Творчество Алкея. Прочитать стихотворение наизусть 15. Сапфо как представительница монодийной лирики. Прочитать стихотворение наизусть 16. Поэзия Анакреонта: основные жанры и темы. Прочитать стихотворение наизусть 17. Оды Пиндара и жанр эпиникия 18. Устройство греческого театра и театральных представлений. Греческая трагедия, её происхождение и структура 19. Эсхил как «отец трагедии». Вклад Эсхила в развитие драмы. Трагедия «Прометей прикованный»: Проблематика, образы, конфликт. Образ Прометея. 20. «Орестея» Эсхила: миф об Атридах как основа трилогии. Принцип трилогии в «Орестее», взаимосвязанность частей, фабула трилогии, ритуальные модели. Основные образы в трилогии Эсхила «Орестея». Тип нового героя. Истолкование финала трилогии. 21. Общая характеристика драматургических принципов творчества Софокла. Трагедия «Антигона»: сюжет, истолкование основного конфликта, центральные образы, роль хора в трагедии. 22. Своеобразие драматургии Еврипида. Трагедия «Медея» как новый тип трагедии: раскрытие в трагедии борьбы чувств и внутреннего разлада в душе человека. Образы Медеи и Ясона. Основные драматургические приёмы Еврипида 23. Античная басня: возникновение басни как жанра, структура басни. Легендарный Эзоп. Содержание эзоповской басни, структура басенного сюжета 24. Античная проза, ее жанры и виды. «Поэтика» Аристотеля. Система воззрений Аристотеля на литературу. Аристотель о трагедии и катарсисе 25. Философская проза Платона: сократические диалоги: своеобразие жанра 26. Новоаттическая комедия: ее отличие от древней и средней комедий. Бытовая комедия Менандра «Брюзга»: сюжет, конфликт, характеры, круг проблем в произведении. Особенности стиля комедии Менандра. 27. Греческий роман. Понятие о романе. Типологическая схема сюжета, особенности романного хронотопа, характеристика героев романа. Жанровое своеобразие и поэтика буколического романа Лонга «Дафнис и Хлоя»: композиция, образы, стиль 28. Происхождение греческой комедии, её структура, объект, роль хора 29. Происхождение древней аттической комедии, особенности ее структуры и герои. 30. Общая характеристика творчества Аристофана. Основные темы его комедий, строение, тематика и образы. Философские и научные идеи времени в комедии «Облака». 31. Комедия Аристофана «Лягушки»: особый характер фабулы, основные приемы создания образов. Агоны и их роль в понимании эстетической позиции автора. Образ хора и его функции. 32. Александрийская поэзия, ее жанровые формы, источники сюжетов, основные темы. Гимны и эпиграммы Каллимаха 33. «Причины» Каллимаха: разработка жанра элегии 34. Идиллии Феокрита: темы, мотивы, образы, стиль 35. Периодизация римской литературы. Римская мифология. Миф о Вечном Городе 36. Римская ораторская проза, её основные черты. Проза Цицерона 37. Философская поэма Лукреция «О природе вещей» 38. Римская комедия. Комедия Плавта «Клад» («Комедия о горшке»). Основная проблема комедии, интрига, система образов, приемы комического. Дальнейшее развитие жанра комедии 39. Римская лирика. Школа неотериков. Лирика Катулла: ее основные темы, образ человека и понимание любви. 40. Лирика Горация: оды. Проблематика од и художественные особенности (анализ стихотворений) 41. Сатиры Горация: основная тема, её развитие, проблематика, художественное своеобразие (анализ стихотворений) 42. «Эподы» и «Послания» Горация: жанровая форма, основные темы (анализ стихотворений). 43. Ранняя поэзия Вергилия («Буколики», «Георгики»). Жанровое своеобразие. Традиции и новаторство. 44. Поэма Вергилия «Энеида». Мифологическая и литературная основы поэмы, тема, замысел. Сюжет и композиция «Энеиды» Вергилия. Тема исторической миссии Рима и образ Августа в «Энеиде» Вергилия. 45. Четвёртая книга поэмы Вергилия «Энеида»: Эней и Дидона: изображение Вергилием любви героев. Шестая книга поэмы Вергилия «Энеида»: её роль в истории героя. Понимание человека («Эней как человек судьбы»), богов и судьбы в поэме Вергилия «Энеида». Эней и Одиссей 46. Римская любовная элегия. Своеобразие ранней любовной лирики Овидия, её основные темы («Amores»). 47.Поэзия Овидия периода ссылки. «Скорбные элегии», «Послания с Понта»: основные темы и мотивы 48. Поэма Овидия «Метаморфозы» как его главное произведение: тематика, композиция, понимание превращений, особенности изображения мира и человека 49. Драматургия Сенеки. Трагедия «Федра»: основная проблематика, особенности развития конфликта, система образов. 50. Сатиры Ювенала: проблематика и художественное своеобразие 51. Развитие жанра эпиграммы в творчестве Марциала 52. Происхождение литературной басни. Басни Федра и Бабрия: основное содержание их произведений, отличия, судьба творческого наследия 53. Римский роман. «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея как авантюрно-бытовой роман. Проблематика произведения, стиль, аллегории, понимание Апулеем превращения. Идейная концепция и роль мифа в романе. 54. Роман Петрония «Сатирикон». Проблема сохранности текста, художественные особенности произведения: состав текста, предполагаемая структура, хронотоп романа, автор и персонажи. ТЕМЫ для самостоятельной работы студентов 1. Жанры обрядовой лирики и их развитие в эллинской поэзии 2. Анакреонт и анакреонтика: их переводы и переложения в России 3. История и миф в трагедии Эсхила «Персы» 4. Герой, сюжет и проблематика трагедии Софокла «Эдип-царь» 5. Проблематика и психологизм трагедии Еврипида «Ипполит» 6. Своеобразие трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде» 7.Трагический конфликт и трагический герой Эсхила, Софокла, Еврипида (в сравнении) 8. Смеховые обряды эллинов и древняя аттическая комедия 9. Литература эпохи эллинизма: новое ощущение и новые жанры 10. Образ Медеи в трагедии Еврипида и «Аргонавтике» Аполлония Родосского 11. Изображение любви в романе Харитона «Хэрей и Каллироя» (или Ахилла Татия «Левкиппа и Клитофонт») 12. Творческий путь Софокла 13. «Медея» и «Ипполит»: природа конфликта в трагедиях Еврипида 14. Стыд и совесть в античной трагедии 15. Критика современных нравов комедии Аристофана «Облака». Сократ и софисты 16. Политические взгляды Аристофана и их отражение в комедии «Лисистрата» 17. Место Теренция в истории театра и драмы 18. Литературная теория Горация («К Пизонам») 19. Отражение закатной поры греко-римской цивилизации в романе Петрония Арбитра «Сатирикон». ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК Читательский дневник – вид самостоятельной работы студента по зарубежной литературе. Форма дневника свободная. Запись, вносимая в читательский дневник, включает в себя 1) библиографические сведения (фамилия, инициалы автора, название произведения, фамилия, инициалы переводчика (для художественного текста); 2) перечень имен для действующих лиц произведения, основные события сюжета (КРАТКО, в пересказе студента); 3) обязательны выписки из текста, художественные цитаты. Их цель – помощь на практических занятиях и зачете при характеристике героев, особенностей стиля художественного произведения. Читательским дневником разрешается пользоваться при подготовке к ответу на экзамене. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Авантюрный персонаж - персонаж, отличающийся жизненной активностью, склонный к перемене жизненных положений, к приключениям, стремящийся выбраться из неблагополучных ситуаций и добыть желанные блага. Таковы герои сохранившихся фрагментов «Сатирикона» Петрония. Их, однако, отличает нео
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.192 (0.013 с.) |