Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как одно из высших достижений жанраСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Устройство греческого театра и театральных представлений. 2. Происхождение греческой трагедии и ее структура. 3. Эсхил как «отец трагедии». Его вклад в развитие жанра. Общая оценка трагедий, созданных до «Орестеи». 4. Миф об Атридах как основа трилогии. 5. Композиция, сюжет трилогии. Центральные образы произведения. 6. Рассмотрение каждой из частей трилогии в связи с остальными, выделение основных мотивов трилогии. 7. Работа Эсхила над созданием нового типа героя (Ср.: Агамемнон – Клитемнестра - Орест). Основной принцип, лежащий в основе нового типа героя
Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых художественных произведений Эсхил «Орестея» (пер. С.Апта) «Орестея» («Агамемнон». Эписодий IV, Коммос) 1. Какие черты «вечного образа» Кассандры воплощены в приведенном диалоге? 2. Какая ритуальная модель определяет своеобразие художественной образности рассматриваемого драматического фрагмента?
«Орестея» («Хоэфоры». Эписодий III, Стасим III) 1. Как проявились в указанном эписодии выразительные возможности стихомифии? Найдите в тексте «Орестеи» другие примеры стихомифии. Каковы основания обращения к ней? 2. Изменилась ли роль хора в этом эписодии?
«Орестея» («Эвмениды». Коммос) 1. Как в речах Афины проясняется название этой части трилогии? 2. Почему именно богине Афине отведена в этой части ведущая роль? 3. Почему в этом месте трилогии драматургу понадобился именно коммос?
Литература Гусейнов Г. Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. М., 1982. Ярхо В. Н. Античная драма: Технология мастерства. М., 1990. Ярхо В. Н. Эсхил. М., 1958. Ярхо В.Н. Древнегреческая литература: Эпос. Ранняя лирика. М., 2001
Дополнительная Античность и современность сквозь призму мифа об Атридах. М., 1996. Боннар А. Трагедия, Эсхил, Рок и Справедливость // Греческая цивилизация: В 2-х кн. Кн. 1. Ростов-на-Дону, 1994. Головня В. В. История античного театра. М., 1972. Радциг С.И. Античная литература: её художественное и историческое значение в связи с общей культурой Древней Греции и Рима. М., 1962
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 5
Древнеаттическая комедия Аристофана
1. Происхождение древней аттической комедии и особенности ее структуры. 2. Эпоха Аристофана в зеркале его комедий: а) тема войны и мира в комедиях Аристофана («Ахарняне», «Мир», «Лисистрата»), б) тема власти и народа («Всадники»), в) философские и педагогические идеи времени («Облака»). 3. «Лягушки» Аристофана. Мастерство комедиографа: а) условно-фантастический характер фабулы, б) пародийный элемент в комедии, гротеск и карикатура образов, в) агоны и их роль в понимании эстетической позиции автора, г) функции и образ хора.
Литература
Головня В. В. Аристофан. М., 1955. Соболевский С. И. Аристофан и его время. М.,1957. Штейн А. Л. Веселое искусство комедии. М., 1990. Ярхо В. И. Аристофан. М., 1954. Ярхо В.Н. Древнегреческая литература: обретённые страницы. М., 2001
Дополнительная Боннар А. Смех Аристофана // Боннар А Греческая цивилизация. 1994. Т. 2. Гл. VIII. Гусманов И. Г. Аристофан и Менандр. Орел, 1998. Ярхо В., Полонская К. Античная комедия. М., 1979.
Тема доклада
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 6 Римский эпос. «Энеида» Вергилия
1. Историко-биографические сведения о Вергилии. 2. Поэмы Вергилия «Буколики» и «Георгики»: тематика, художественные особенности. 3. Поэма «Энеида»: тема, замысел, мифологическая и литературная основы поэмы. Идеологическое значение мифа об Энее для эпохи императора Августа. 4. Книга третья: морские странствия героя. Эней и Одиссей (сравнительная характеристика) 5. Четвертая книга поэмы. Эней и Дидона: изображение Вергилием любви героев. 6. Шестая книга поэмы, ее роль в развитии истории героя. 7. Эней как «человек судьбы». 8. Вергилий и Гомер. Своеобразие эпоса Вергилия.
Тесты для самопроверки. 1. Какая богиня преследовала Энея? а) Венера б) Юнона в) Сивилла 2. Кого из родственников удалось спасти Энею из Трои? а) отца б) брата в) племянника 3. Почему Эней покинул Дидону? а) разлюбил б) полюбил другую в) приказали боги 4. Что изображено на щите Энея? а) потомки б) животные в) Троя. Литература Тронский И.М. История античной литературы. – М.: 1988, С. 352 – 367 Гиленсон Б. А. Античная литература: Древний Рим: Учебное пособие. М.: 2001. С. 182 – 213. Гаспаров М. Вергилий - поэт будущего // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1979. Ошеров С. А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия // Античность и современность. М., 1972. С. 317—329. Топоров В. Эней - человек судьбы. М., 1993. Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971. Полонская К. П. Римские поэты принципата Августа. – М., 1963. Поэтика древнеримской литературы. – М., 1990. Дополнительная Тахо-Годи А.А. Хтонические мотивы в «Энеиде» Вергилия как один из принципов стиля // Вопросы классической филологии. М., 1971. № 3 - 4. Цымбурский В. Л. Анхиз в Троаде и в «Энеиде» // Античная культура и современная наука. М., 1985. С. 142.
Тема доклада Биография Вергилия
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 7 - 8 Творчество Горация и Овидия
1. Историко-биографические сведения о Горации 2. «Сатиры» и «Эподы» Горация: главная тема, ее развитие в стихотворениях. Особенности сатир Горация. Форма эпода у Горация. Основной творческий принцип, сформулированный Горацием в сатирах и эподах. 3. Оды, послания Горация: их тематика, адресаты, художественные особенности, привнесённые Горацием в жанры и темы (при ответе обязательно использовать тексты стихотворений поэта) 4. Поэтическая философия «золотой середины» Горация 5. Историко-биографические сведения об Овидии. Три периода творчества поэта (характеристика). Элегические циклы: «Любовные элегии», «Героиды»; поэмы «Средства для лица», «Наука любви» и «Лекарства от любви» (общая характеристика). 6. «Метаморфозы» Овидия как энциклопедия античной мифологии. Философская основа поэмы. Проблема жанра и стиля «Метаморфоз». 7. Идейно-художественная трансформация мифа в свете культурно-исторических идей эпохи (миф о Фаэтоне, Дедале и Икаре, Ниобе и др.). 8. Психологическое мастерство Овидия (Пирам и Фисба, Аполлон и Дафна, Филемон и Бавкида, Пигмалион и др.). Литература Борухович В. Г. Квинт Гораций Флакк. Саратов, 1993. Полонская К. П. Римские поэты принципата Августа. – М., 1963. Поэтика древнеримской литературы. – М., 1990. Ярхо В. И., Полонская К. П. Античная лирика. М., 1977. К вопросу о художественном своеобразии поэмы Овидия «Метаморфозы» Классическая филология. Л., 1959; Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967; Гаспаров М. Три подступа к поэзии Овидия // Овидий. Элегии и малые поэмы. М., 1973; Гаспаров М. Овидий в изгнании // Овидий. Скорбные элегии. Письма с Понта. М., 1978; Ошеров С.А. Лирика и эпос Овидия // Овидий. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии. М., 1983.
Дополнительная Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. М., 1989. Мальчукова Т. Г. В свете традиций. О сравнительно-типологическом изучении лирических жанров. Петрозаводск, 1986.. ЗАДАНИЕ Выпишите из словаря литературоведческих терминов определения жанра оды, эпода, сатиры, послания. Темы докладов 1. Историко-биографические сведения о Горации 2. Жизнь и творчество Овидия 3. Известные переводчики поэзии Овидия
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 9 -10 Античный роман
1. Понятие о романе. Условность обозначения античных повествовательных текстов термином «роман». 2. Греческий авантюрный роман и его топика (типическая схема античного романа, с точки зрения М.М. Бахтина) 3. Своеобразие романа Лонга «Дафнис и Хлоя» в ряду других греческих романов. 4. «Сатирикон» Петрония. - состав текста и тематика; - хронотоп романа; - сюжет и главные эпизоды; - «Пир Тримальхиона» как пародия* на платоновскую традицию; - образ Тримальхиона; - финальная часть романа. Легенда об Эфесской вдове. 5. «Метаморфозы» («Золотой осел») Апулея: - источники романа; - особенности сюжета. Завязка романа; - фольклорно-сказочные мотивы в романе. Сказка об Амуре и Психее: аспекты прочтения ее содержания (ее аллегорический смысл), соотнесенность с общим смыслом произведения; - другие вставные новеллы; - развязка произведения, идейно-философское, религиозное зерно романа; - сатирические моменты произведения. 6. Отличия римского романа от греческого. Литература Лонг. Дафнис и Хлоя Петроний. Сатирикон Апулей. Метаморфозы (Золотой осёл) Античный роман. Сб. статей. М., 1969. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234 - 271. Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб., 2000. С. 11 – 58 Стрельникова И. «Сатирикон» - бытовой роман Петрония // Античный роман. М., 1969 Ярхо Б. Я. Предисловие // Петроний Арбитр. Сатирикон. М., 1990. С.12 - 38. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра, М.: 1997. С. 92 – 93; 285 - 286 Полякова С. Об античном романе // Тацит. Лонг. Петроний. Апулей. М., 1969. С. 5 - 20. Грабарь-Пассек М.Е. О языке и стиле Апулея //Апулей «Апология и речь…», М., 1993. Полякова С.В. «Метаморфозы» Апулея. М., 1988 Античная культура: Литература Театр. Искусство. Словарь-справочник под ред. Яpxo B.H..М., 1995 Дополнительная Кнабе Г. С. «Анналы» Тацита и конец античного Рима // Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. С. 501 - 522. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995. С. 639 – 643 ЗАДАНИЕ Выпишите из литературоведческого словаря определение понятия «пародия» Темы докладов 1. Историко-литературное значение античного романа 2. Историко-биографические сведения о Петронии 3. Биобиблиографическая справка об Апулее ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 11
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.87.157 (0.007 с.) |