Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что дозволено юпитеру, не дозволено быку

Поиск

По древнегреческому мифу, Юпитеру (греч. Зевс) приглянулась дочь финикийского царя Европа. Юпитер превратился в быка и похитил ее. Quod licet Jovi, non licet bovi - пословица говорит о нескромной или безосновательной претензии.

 

Яблоко раздора

В греческой мифологии яблоко раздора - золотое яблоко с надписью «прекраснейшей», которое подбросила богиня раздора Эрида трем богиням: Гере, Афине и Афродите. Смертный юноша Парис должен был присудить яблоко достойнейшей («суд Париса»). Гера пообещала Парису власть и богатство, Афина - мудрость и воинскую славу, а Афродита - отдать в жены самую красивую женщину. И Парис признал самой прекрасной из богинь Афродиту. Исполняя свое обещание, богиня помогла Парису похитить самую красивую из смертных женщин - Елену. С этого похищения началась Троянская война. Выражение «яблоко раздора» означает: причина спора, раздора.

 

Ящик Пандоры

В греческой мифологии Пандора - первая женщина, созданная богами в наказание людям за похищение Прометеем огня. Зевс отдал ее замуж титана Эпиметея. На свадьбу Зевс подарил Пандоре ящик, в котором были заключены все людские пороки, беды, несчастья и болезни, но запретил его открывать. Увидев в доме мужа этот сосуд, любопытная Пандора, несмотря на запрет, открыла его, и все бедствия, от которых страдает человечество, распространились по земле. Только одна Надежда осталась на дне сосуда, как того и пожелал Зевс. В переносном смысле «ящик Пандоры» - источник всяких бедствий.

 

Соответствие греческих и римских богов

ГРЕЦИЯ ФУНКЦИЯ РИМ
Аид бог царства мертвых Плутон
Аполлон бог солнца и покровитель искусств Аполлон
Арес бог войны Марс
Артемида богиня охоты Диана
Асклепий бог врачевания Эскулап
Афина богиня мудрости и справедливой войны Минерва
Афродита богиня любви и красоты Венера
Борей бог северного ветра Аквилон
Геба богиня юности Ювента
Гера царица богов Юнона
Геракл герой, совершивший знаменитые 12 подвигов Геркулес
Гермес бог торговли и ловкости Меркурий
Гестия богиня домашнего очага Веста
Гефест бог огня и кузнечного ремесла Вулкан
Гея богиня земли Теллус
Деметра богиня полей и плодородия Церера
Дионис (Вакх) бог виноградарства и виноделия Бахус, Либер
Зевс верховный бог Юпитер
Зефир бог западного ветра Фавоний
Кронос бог времени Сатурн
Мойры   богини человеческой судьбы Парки
Музы   покровительницы наук, поэзии и искусств Камены
Ника (Нике) богиня победы Виктория
Пан   бог лесов, охотников и пастухов, всей природы Фавн
Персефона богиня плодородия и царства мертвых Прозерпина
Посейдон   бог морей и землетрясений Нептун
Селена   богиня луны Диана
Тихе (Тиха, Тюхе)   богиня случая и судьбы Фортуна
Хариты   богини красоты и изящества Грации
Эос   богиня утренней зари Аврора
Эринии   богини мщения Фурии
Эрот (Эрос) бог любви Амур, Купидон  

 

«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

(АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА)

(ОЗО)

 

Учебный курс «Античная литература» (10 часов) читается студентам-заочникам I курса на установочной сессии. На практические занятия отводится 6 часов. Форма отчётности – экзамен. Перед экзаменом проводится консультация.

Тематические планы

По курсу «История зарубежной литературы»

(Античная литература) (ОЗО)

 

№ п/п Наименование разделов и тем учебной дисцип-лины Всего часов в тру-доем-кости В том числе аудиторных Самостоятельная работа студентов
Всего часов Лек-ции Практические Лаб. Конт.
  Введение. Историческое значение античной литературы. Древнегреческая мифология.              
2. Древнегреческая мифология              
3. Героический эпос. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Дидактический эпос Гесиода «Труды и дни»             вызывная консуль-тация   самостоятельно
4. Греческая лирика: разновидности лирики. Древнегреческая элегия, ямб. Сольная поэзия. Хоровая поэзия             самостоятельно. Стихи наизусть
5. Древнегреческая трагедия: Эсхил, Софокл, Еврипид.              
6. Происхождение древнегреческой комедии: творчество Аристофана.             самостоятельно
7. Древнегреческая проза: «Поэтика» Аристотеля             самостоятельно
8.   Греческая лите-ратура эпохи эллинизма (Ме-нандр, Феокрит)             самостоятельно
9.     Римская лите-ратура. Творчество Плавта             самостоятельно  
10.   Римская литература периода гражданских войн. Поэзия Катулла. Творчество Лук-реция             4 Самостоятельно. стихотворение наизусть
11.     Римская литература эпохи Августа (Вергилий, Гораций, Овидий)                 самостоятельно    
12. Греческая и римская литература эпохи среднеземноморской империи (Сенека, Лонг)             Самостоятельно
  Итого:              
  Итоговый проверочный тест              

 

1. Историческое значение античной литературы. Хронологическая и географическая протяжённость античности. Древнегреческая мифология (лекция).

Литература

Тронский, И.М. История античной литературы. М., 1988. С.9 – 18; 21 – 34

Античная литература (под ред. А.А. Тахо-Годи). М., 1980. С. 5 – 10

Кун,Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., любой год издания

Тахо-Годи, А.А. Греческая мифология. М., 1989

Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа. М., 2000

Вопросы для самопроверки

- Значение слова antiquus.

- Географическая протяжённость античности.

- Периоды античности, их характеристика.

- Влияние античности на развитие искусства в новое время.

- Понятие о мифе.

- Перечень и характеристика основных черт мифологического сознания.

Основные понятия и термины

Античный, миф, мифология, тотемизм, анимизм, фетишизм, хтонизм, фитоморфизм, зооморфизм, антропоморфизм, архетип, демиург, аэд, рапсод, культурный герой, мифологическое время, этиологическая функция мифа.

2. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (лекция)

Литература

Гомер, Илиада. Одиссея (любые неадаптированные издания)

Тронский, И.М. История античной литературы. М., 1988. С. 34 – 44; 54 – 61

Полонская, К.П. Поэмы Гомера. М., 1961

Шталь, И.В. «Одиссея» героическая поэма странствий. М., 1978

Голинкевич, Н.Т. Читаем Гомера: Одиссея. Песнь первая. М., 1996

Ярхо, В.Н. Древнегреческая литература: Эпос. Ранняя лирика. М., 2001

Сахарный, Н. Гомеровский эпос. М., 1976

 

Вопросы для самопроверки

- Историческая и мифологическая основы эпоса Гомера.

- Эпос как род литературы. Особенности эпического стиля Гомера.

- Характеры эпических героев в поэмах. Изображение человека в гомеровских произведениях.

- Художественные средства Гомера и особенности его творческого метода.

- Выполнение тестовых заданий.

 

Основные понятия и термины

Эпос, эпическое богатырство, эпическое двойничество, ретардация, экфраза, гомеровское понимание судьбы, мифологическая основа эпоса.

 

3. Дидактический опыт Гесиода (самостоятельно)

Литература

Гесиод, Труды и дни // Полное собрание сочинений: Поэмы. Фрагменты. М., 2001

Тронский, И.М. История античной литературы. М., 1988. С. 61 – 66

 

Вопросы для самопроверки

- Время жизни и творчества Гесиода.

- Художественное своеобразие эпоса Гесиода: особенности композиции, основные темы.

 

4. Греческая лирика. Архилох. Тиртей. Алкей. Сапфо. Анакреонт. Пиндар (самостоятельно)

Литература

Древнегреческая элегия. СПб., 1996

Античная поэзия. Ростов-на-Дону, 1997

Античная литература: Греция. Антология. Часть 1 (состав. Н.А. Фёдоров, В.И. Мирошенкова). М., 1989. С. 93 – 96; 103 – 107; 112 – 123; 124 – 130

Античная лирика. М., 1968

Тронский, И.М. История античной литературы. М., 1988. С. 75 – 94.

Ярхо, В.Н. Античная лирика.

Ярхо, В.Н. Древнегреческая литература: Эпос. Ранняя лирика. М., 2001

Античная лирика // Филол. записки. Вестник: литературоведение и язык. 1994. Вып. 3. С. 181 – 189.

 

 

Вопросы для самопроверки

- Основные виды древнегреческой лирики, их характеристика.

- Жанровые особенности творчества древнегреческих поэтов (Тиртей, Архилох, Солон, Феогнид, Мимнерм, Алкей, Сапфо, Анакреонт).

- Круг основных лирических тем поэтов.

Основные понятия и термины

Монодийная (монодическая) лирика, мелика, алкеева строфа, ямб, элегия, эмбатерии, эпиталамия, эпиникий.

5. Греческая трагедия. Творчество Эсхила (лекция)

 

Литература

Эсхил, Трагедии (Прометей прикованный. Орестея) // Эсхил. Трагедии. М., 1971

Тронский, И.М. История античной литературы. М., 1988. С. 106 – 125

Гусейнов, Г.Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. М., 1982

Ярхо, В.Н. Античная драма: Технология мастерства. М., 1990

Ярхо, В.Н. Эсхил. М., 1958

Савельева, Л.И. Романтические традиции в античной литературе. Казань, 1973

Античность и современность сквозь призму мифа об Атридах. М., 1996

Боннар, А. Трагедия, Эсхил, Рок и Справедливость // Боннар А. Греческая цивилизация. Ростов-на-Дону. 1994. Кн.1

Головня, В.В. История античного театра. М., 1972

Радциг, С.И. Античная литература: её художественное и историческое значение в связи с общей культурой Древней Греции и Рима. М., 1962

 

Вопросы для самопроверки

- Устройство греческого театра и театральных представлений

- Художественные достижения Эсхила (почему Эсхила называют «отцом трагедии»?)

- Структура трагедии Эсхила.

- Характер эсхиловской трагедии.

- Трактовка образа Прометея в драме Эсхила.

- Взаимосвязанность частей трилогии «Орестея».

- Миф об Атридах и его роль в трагедии.

- Самые яркие персонажи в каждой части трагедии. Почему именно вокруг них Эсхил сосредотачивает внимание читателя/зрителя?

- «Вечные» проблемы в трагедии.

- Выполните тестовые задания.

Основные понятия и термины

Драма, трагедия, орхестра, скена, проскениум, эписодий, эпод, хоревты, хорег, эксод, стасим, парод, катарсис, герой-провидец, трагическая кульминация, трагедия «кровавой мести».

 

6. Творчество Софокла (лекция)

 

Литература

Софокл, Трагедии (Антигона. Эдип-царь – на выбор) // Софокл. Драмы. М., 1958

Тронский, И.М. История античной литературы. М., 1988. С. 126 – 136

 

Вопросы для самопроверки

- Воплощение основной идеи личности и государства в трагедии «Антигона».

- Особенности фабулы произведения, его композиции.

- Образная схема «Антигоны». Основной приём обрисовки характеров.

- Своеобразие трагического конфликта в трагедии «Эдип-царь».

- Драматическое мастерство Софокла.

 

7. Творчество Еврипида (лекция)

 

Литература

Еврипид, Медея // Еврипид. Трагедии: В 2-х тт. М., 1999

Тронский, И.М. История античной литературы. М.,1988. С. 136 - 142

 

Вопросы для самопроверки

- Новое и традиционное в трагедиях Еврипида.

- Функция мифа о волшебнице из Колхиды в трагедии «Медея».

- Система образов в трагедии «Медея».

- Основные драматургические приёмы в данной трагедии.

 

8. Происхождение греческой комедии. Творчество Аристофана (лекция)

 

Литература

Аристофан, Лягушки // Аристофан. Комедии. Калининград, 2001

Тронский, И.М. История античной литературы. М., 1988. С. 157 – 165

Головня, В. Аристофан. М., 1955

Соболевский, С.И. Аристофан и его время. М., 1957

Штейн, А.Л. Весёлое искусство комедии. М., 1990

Ярхо, В.Н. Древнегреческая литература: Обретённые страницы. М., 2001

Боннар, А. Греческая цивилизация: В 2-х кн. Ростов-на-Дону, 1994. Кн.2, Гл. 8. С. 5 – 35 (выполнить конспект)

 

Вопросы для самопроверки

 

- Происхождение древней аттической комедии и особенности её структуры.

- Условно-фантастический характер фабулы комедии «Лягушки».

- Пародийный элемент в комедии, карикатурность образов.

- «Агоны» и их роль в понимании позиции автора.

- Функции хора и особенности его образа.

 

Основные понятия и термины

«Песни кóммоса», «фаллические песни», агон, агональность, парод, ода, антиода, парабаса, эксод.

 

9. «Поэтика» Аристотеля: система его воззрений на литературу (самостоятельно)

 

Литература

Аристотель, Поэтика. Риторика // Аристотель и античная литература. М., 1978

Тронский, И.М. История античной литературы. М., 1988. С. 181 - 186

Лосев, А.Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика. М., 1975. С. 425 – 471.

Миллер, Т.А. Аристотель и античная литературная теория. М., 1978

Вопросы для самопроверки

- Выполните конспект работы Аристотеля, отметив определение поэзии писателем.

- Определяющие признаки поэзии, с точки зрения Аристотеля.

- Выпишите слова Аристотеля о трагедии и катарсисе.

- Наиболее важная часть трагедии, по Аристотелю.

- Факторы, обеспечивающие целостность трагедии, по Аристотелю.

- Внутреннее и внешнее членение трагедии, с точки зрения Аристотеля.

- Советы Аристотеля драматургу, касающиеся главных лиц трагедии, принципов создания характеров.

- Оценка Аристотелем «мысли» и лексического состава трагедии.

- Шесть составных компонентов трагедии, в которых осуществляется подражание, по Аристотелю.

 

Основные понятия и термины

Катарсис, философский диалог, перипетия («перелом»), «узнавание», фабула трагедии, характеры, мимесис

 

 

10. Греческая литература эпохи эллинизма (самостоятельно)

а) Комедия Менандра «Брюзга»;

б) Феокрит – создатель жанра идиллии.

 

Литература

Менандр, Брюзга (Угрюмец) // Менандр. Комедии. М., 1964

Тронский, И.М. История античной литературы. М., 1988. С. 196 – 202

Феокрит, Лирика // Античная поэзия. Ростов-на-Дону, 1997. С. 134 – 141

Тронский, И.М. История античной литературы. М., 1988. С. 217

 

Вопросы для самопроверки

- Понятие новоаттической комедии.

- Особенности фабулы комедии Менандра «Брюзга».

- Система героев в комедии «Брюзга».

- Почему «Брюзга» считается необычной, с точки зрения жанра, «новой» комедией?

- Авторское понимание добра и зла в комедии «Брюзга.

- Буколический жанр: характеристика персонажей сельских идиллий (ид. 3, 4, 5, 10, 11).

- Характеристика персонажей городских идиллий (ид. 14, 15)

- Образ автора в идиллиях.

- Структура буколик.

 

 

Основные понятия и термины

Новоаттическая комедия, бытовая комедия, идиллия, буколики, буколические стихотворения, буколический жанр, «буколиазм».

 

11. Римская литература. Творчество Плавта (самостоятельно)

 

Литература

Плавт, Горшок (другие названия: Комедия о горшке, Кубышка, Клад) // Плавт. Избранные комедии. М., 1968

Тронский, И.М. История античной литературы. М., 1988. С. 280 – 292

Ярхо, В.Н., Полонская, К.П. Античная комедия. М., 1979. С. 53 – 105

Полонская, К.П. «Игра» в комедиях Плавта // Античность и современность: Сб. науч. ст. М., 1972

Гиленсон, Б.А. Античная литература: Древний Рим. М., 2001. С. 64 – 69.

 

Вопросы для самопроверки

- Периодизация римской литературы.

- Истоки римской комедии, её жанровая специфика.

- Художественное своеобразие комедии Плавта «Горшок».

- Художественная функция образа раба в комедии Плавта.

- Отличие комедии Плавта от комедии новоаттической

 

Основные понятия и термины

Комедийная интрига, буффонада.

 

12. Римская литература периода гражданских войн (самостоятельно)

Литература

Катулл, Книга стихотворений. М., 1986

Лукреций, О природе вещей.

Тронский, И.М. История античной литературы. М., 1988. С. 337 – 345 (о Катулле); с. 330 – 337 (о Лукреции).

Античная лирика. М., 1968.

Гиленсон, Б.А. Античная литература: Древний Рим. М., 2001. С. 135 – 147 (о Катулле); с. 149 – 164 (о Лукреции).

 

Вопросы для самопроверки

- Кружок неотериков: эстетические принципы поэтов (литературная программа).

- Литературное наследие Катулла (общая характеристика).

- Основные темы творчества Катулла.

- Особенности любовной лирики поэта.

- Художественная форма и философское содержание поэмы Лукреция «О природе вещей».

 

Основные понятия и термины

Александрийская поэзия, неотерики, «полиметры», элегия, «сапфическая строфа», эпиталамии. Эпикурейство, эпикуреизм, дидактическая поэма.

 

13. Римская литература эпохи Августа (самостоятельно)

Литература

Вергилий, Энеида // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971

Гораций, Собрание сочинений. СПб., 1993

Овидий, Метаморфозы // Овидий. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии. М., 1983

Тронский, И.М. История античной литературы. М., 1988. С. 352 – 382, 394 – 396.

Борухович, В.Г. Квинт Гораций Флакк: Поэзия и время. Саратов, 1993

Топоров, В. Эней – человек судьбы. М., 1993

Ошеров, С.А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия // Античность и современность. М., 1972. С. 317 – 329

Шервинский, С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971

Гиленсон, Б.А. Античная литература: Древний Рим. М., 2001. С. 184 – 210 (о Вергилии), с. 217 – 240 (о Горации); с. 252 – 274 (об Овидии).

Вопросы для самопроверки

- Особенности искусства эпохи Августа.

- История создания «Энеиды».

- Миф об Энее в канве поэмы Вергилия (его идейная и художественная функция). Соотношение мифа и истории в поэме.

- Сюжет и композиция «Энеиды».

- Концепция времени в поэме.

- Центральный герой поэмы – Эней как «человек судьбы». Эней и Дидона.

- Сатиры, оды, эподы, послания Горация: художественные особенности.

- Художественные особенности поэмы Овидия о превращениях «Метаморфозы»: заглавие, композиция, приёмы, с помощью которых поэт избегает повествовательного однообразия.

Основные понятия и термины

Эпос, эпическая поэма, сатира, ода, послание, эпод, диатриба, «рамочный» метод.

 

14. Греческая и римская литература эпохи среднеземноморской империи (самостоятельно)

а) трагедия «Медея» Сенеки;

б) роман Лонга «Дафнис и Хлоя».

 

Литература

Лонг, Дафнис и Хлоя // Античный роман. М., 2001.

Сенека, Медея // Сенека. Трагедии. М., 1983.

Тронский, И.М. История античной литературы. М., 1988. С. 407 – 418, 253 -256, 258

Бахтин, М.М. Эпос и роман. СПб., 2000. Глава «Греческий роман». С. 11 - 58.

Боннар, А. Греческая цивилизация: В 2-х кн. Ростов-на-Дону. 1994. Кн. 2, глава 17 (С. 639 – 643).

Савельева, Л.И. Романтические тенденции в античной литературе. Казань, 1973. С. 90 – 101.

Античная драма. М., 1970

Радциг, С.И. Античная литература: её художественное и историческое значение в связи с общей культурой Древней Греции и Рима. М., 1962

Гиленсон, Б.А. Античная литература: Древний Рим. М., 2001.

 

 

ВОПРОСЫ

К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

«АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

(ОЗО)

 

1. Хронология и география античной литературы. Общие особенности античной литературы.

2. Понятие о мифе. Эволюция мифологических представлений как движение от хаоса к космосу. Типы и циклы мифов. Основные сюжеты и образы.

3.Олимпийская мифология. Образы и функции олимпийских богов в греческой мифологии. Космогонические мифы. Мифы о богах и героях.

4.Понятие об эпосе. Основные черты героических эпосов Гомера.

5.Своеобразие жанра поэмы «Илиада» Гомера. Особенности эпического действия.

6.Особенности художественного стиля поэм Гомера.

7.Своеобразие жанра поэмы «Одиссея» Гомера. Особенности стиля, композиции произведения. Эпический идеал человека в поэме.

8. Люди и боги в «Илиаде» Гомера. Образы Ахиллеса и Гектора, их место в поэме. Способы характеристики героев. Своеобразие изображения богов в поэме

9. Образы богов и людей в «Одиссее». Образ Одиссея в гомеровском эпосе.

10.Сюжетная основа гомеровских поэм, их композиционное единство.

11. Сюжеты и образы дидактического эпоса Гесиода. «Труды и дни». «Теогония»

12. Греческая лирика: общая характеристика. Происхождение лирики и ее основные жанры.

13. Ямбическая поэзия Архилоха.

14.Темы и идеи элегий Тиртея.

15. Лирика Лесбоса: темы, образы, формы поэзии. Творчество Алкея.

16. Сапфо как представительница монодийной лирики.

17. Поэзия Анакреонта.

18. Оды Пиндара и жанр эпиникия

19. Устройство греческого театра и театральных представлений.

20. Эллинская драма, её происхождение и родовые черты

21. Эсхил как «отец трагедии». Вклад Эсхила в развитие драмы. Трагедия «Прометей прикованный»: проблематика, образы, конфликт. Образ Прометея.

22.«Орестея» Эсхила: миф об Атридах как основа трилогии. Принцип трилогии в «Орестее», взаимосвязанность частей, фабула трилогии, ритуальные модели.

23.«Вечные» проблемы в трилогии Эсхила «Орестея». Основные образы. Истолкование финала трилогии.

24.Общая характеристика драматургических принципов творчества Софокла. Трагедия «Антигона»: истолкование основного конфликта, центральные образы, роль хора в трагедии.

25.Своеобразие драматургии Еврипида. Трагедия «Медея»: раскрытие в трагедии борьбы чувств и внутреннего разлада в душе человека. Образы Медеи и Ясона.

26. Античная проза, ее жанры и виды. «Поэтика» Аристотеля. Система воззрений Аристотеля на литературу.

27. «Поэтика» Аристотеля. Его размышления о трагедии и катарсисе.

28. Новоаттическая комедия Менандра. Сюжет и характеры в комедии Менандра «Брюзга»

29. Греческий роман. Понятие о романе. Жанровое своеобразие и поэтика буколического романа Лонга «Дафнис и Хлоя»: композиция, образы, стиль

30. Комедия Аристофана «Лягушки»: особый характер фабулы, основные приемы создания образов. Агоны и их роль в понимании эстетической позиции автора. Образ хора и его функции.

31. Лирика Катулла: ее темы, образ человека и понимание любви (чтение стихотворения наизусть).

32. «Послание к Пизонам», «Памятник» и «Наука поэзии» Горация. Взгляды Горация на поэзию и творчество.

33. Комедия Плавта «Клад» («Комедия о горшке»). Основная проблема комедии, интрига, система образов, приемы комического.

34. Поэма Вергилия «Энеида». Сюжет и композиция «Энеиды. Тема исторической миссии Рима и образ Августа в поэме. Понимание человека («Эней как человек судьбы»), богов и судьбы в поэме Вергилия «Энеида».

35. Римская любовная элегия. Своеобразие ранней любовной лирики Овидия («Amores»).

36. Творческий путь Овидия. Его место в литературе эпохи Августа. Поэзия Овидия периода ссылки. «Скорбные элегии»: основные темы и мотивы

37. Поэма Овидия «Метаморфозы»: замысел поэмы, своеобразие его художественного решения, композиция, основные мотивы и образы. Понимание превращений в «Метаморфозах» Овидия.

38. Драматургия Сенеки. Трагедия «Медея»: основная проблематика, особенности развития конфликта, система образов

39. Сатиры Горация.

40. Гораций как поэт «золотой середины»: основные темы, идеи, жанры поэзии. Оды Горация, их проблематика и художественные особенности.

41. Ранняя поэзия Вергилия («Буколики», «Георгики»). Жанровое своеобразие. Традиции и новаторство.

42. Поэзия Феокрита.

43. Художественная форма и философское содержание поэмы Лукреция «О природе вещей»

44. «Фасты» Овидия

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ I

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЯМ 1-2

Задание 1 М. Элиаде. Опыт определения понятия «миф»

Прочитав текст М. Элиаде, сравните предложенное им определение понятия «миф» с другими определениями, помещенными в разных, в том числе мифологических, словарях.

 

Трудно найти такое определение мифа, которое было бы принято всеми учеными и в то же время доступно и неспециалистам. Впрочем, возможно ли вообще найти то универсальное определение, которое способно охватить все мифы и все функции мифов во всех архаических и традиционных обществах? Миф есть одна из чрезвычайно сложных реальностей культуры, и его можно изучать и интерпретировать в самых многочисленных и взаимодополняющих аспектах.

Мне кажется, что более приемлемым будет следующее определение, так как оно шире охватывает интересующий нас вопрос: миф излагает сакральную историю, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена «начала всех начал». Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла своего воплощения и осуществления, будь то всеобъемлющая реальность, космос или только ее фрагмент: остров, растительный мир, человеческое поведение или государственное установление. Это всегда рассказ о некоем «творении», нам со­общается, каким образом что-либо произошло, и в мифе мы стоим у истоков существования этого «чего-то». Миф говорит только о происшедшем реально, о том, что себя в полной мере проявило. Персонажи мифа — существа сверхъестественные. Они общеизвестны, так как они действуют в легендарные времена «начала всех начал». Миф раскрывает их творческую активность и обнаруживает сакральность (или просто сверхъестественность) их деяния. В целом миф описывает различные, иногда драматические, мощные проявления священного (или сверхъестественного) в этом мире. Именно эти проявления явились реальной основой создания Мира и сделали его таким, каков он есть — смертным, разделенным на два пола, обладающим культурой.

У нас будет еще случай дополнить и рассмотреть более детально эти некоторые предварительные замечания, но важно подчеркнуть именно сейчас факт, который нам кажется наиболее значительным: миф рассматривается как сакральное повествование и, следовательно, как событие, действительно произошедшее, так как оно всегда имеет отношение к определенным реальностям. Космогонический миф имеет в качестве своего обоснования реальность, он «истинен», поскольку само существование мира подтверждает этот миф. Далее: миф о происхождении смерти имеет также свою «реальность», поскольку его доказывает смертность человека, и так далее.

Так как миф рассказывает о деяниях сверхъестественных существ и о проявлении их могущества, он становится моделью для подражания при любом, сколько-нибудь значительном проявлении человеческой активности. Когда миссионер иэтнограф Штрелов спрашивал представителей австралийского племени арунта, почему они совершают тот или иной ритуал, ему отвечали однозначно: «Потому что так нам повелели наши предки».

Элиаде М. Аспекты мифа М., 1996. С 15—17.

 

Задание 2. М. Гаспаров. Боги свои и боги чужие

Ознакомившись с текстом М. Л. Гаспарова, ответьте на следующие вопросы:

1) Каковы функции выделенных двенадцати богов-олимпийцев и почему у некоторых из них имеются разные имена и прозвища?

2) В чем, по мнению М. Л. Гаспарова, своеобразие веры греков в своих и чужих богов?

3) В чем усматривает М. Л. Гаспаров различие между мифом и сказкой?

 

БОГИ СВОИ И БОГИ ЧУЖИЕ

Когда греков спрашивали: «Кто ваш бог?», они отвечали: «Богов у нас много». Когда спрашивали: «А кто главный?», они отвечали: «Двенадцать олимпийцев: Гестия, Гера, Гермес, Деметра, Арес, Артемида, Зевс, Афродита, Гефест, Аполлон, Посейдон и Афина».

Список этот был нетвердый: то и дело в него включался, например, Дионис вместо Ареса или Гефеста. И список этот был неполный: в нем не были названы бесчисленные божества природы, часто гораздо более близкие человеку. В каждой речке жила своя наяда, в каждом дереве — дриада, в каждой скале — ореада. И много веков спустя, когда императоры и церковь приказали людям быть христианами, крестьяне со вздохом отрекались от Зевса и Аполлона, но долго еще тайком ходили в рощи молиться деревьям и ручьям.

У богов были разные имена и прозвища. Аполлон был также и Феб-Сияющий, и Локсий-Вещающий, и Пеан-Врачующий, и Гека-эрг-Далекоразящий, и Пифий-Драконоубийца, и Мусагет — Вождь Муз, и Делий — Рожденный на Делосе, и Ликей — то ли «Светлый», то ли «Волчий», и, может быть, даже Гелиос-Солнце. Дионис — это и Вакх, и Иакх, и Лиэй, и Бассарей, и Бромий, и Эвий. Артемида была и Селеной, богиней луны, и Илифией, помощницей рожающих женщин, и Гекатой, покровительницей колдуний; впрочем иногда Геката отождествлялась с Деметрой, а иногда почиталась отдельно. Мы видим: прозвище бога могло превратиться в имя самостоятельного бога и, наоборот, самостоятельный бог мог слиться с другим и его имя превратиться в прозвище.

Даже один и тот же бог в разных местах изображался и почитался настолько по-разному, что можно было задуматься: да точно ли он один и тот же? На острове Крите чтили пещеру, где вырос Зевс-младенец, и чтили могилу, где погребен Зевс-покойник. Когда критянам говорили: «Но ведь Зевс бессмертен!», они отвечали: «Не умирает только тот, кто не рождался». В Аркадии в одном храме чтили сразу трех Гер: Геру-девицу, Геру-царицу и Геру-вдовицу. Когда аркадянам говорили: «Не может быть Гера сразу и девицей и вдовицей», они отвечали: «Не знаем, но так чтили ее наши предки». В Спарте стояли статуи Ареса в оковах и Афродиты в оковах; спартанцы объясняли: «Это чтобы бог войны не покидал нашего государства, а богиня любви — наших семейств», но, кажется, сами не очень доверяли своим объяснениям.

Кроме богов, почитали и обожествленных героев. Тут тем более один город другому не указчик. Аяксу Саламинскому приносили жертвы на Саламине, Елене и Менелаю — в Спарте, Гераклу — повсюду, но по-разному. Например, в городе Эрифрах Геракла почитали только женщины-рабыни, потому что когда-то кумир Геракла приплыл сюда по морю на плоту, подтянуть плот к берегу (сказали гадатели) можно было только канатом из женских волос, свободные женщины пожалели обрезать свои волосы, а рабыни обрезали. А были герои и еще более неожиданные. Так, в городе Аканфе почитали умершего здесь перса Артахея, начальника стро­ительства Ксерксова канала, за то, что он был ростом в пять локтей без четырех пальцев (это значит 2 м 23 см) и имел голос громче всех на свете.

Все это причудливое своеобразие имело очень важные последствия. Оно учило греков терпимости. Никто, даже афиняне, не могли сказать: «Только мы чтим Афину правильно, а все остальные — неправильно; только наша Афина настоящая, а все остальные — не настоящие». Все были настоящие, потому что все почитались по заветам предков: значит, сама богиня хотела, чтобы ее почитали по-разному и чтобы не знали, какова она на самом деле. «Каковы боги на самом деле?» — спросил мудрого поэта Симонида царь Гиерон Сиракузский. Симонид попросил день на размышление, потом еще два, потом еще четыре и так далее; Гиерон удивился, а Симонид сказал: «Чем больше я думаю, тем труднее мне ответить».

По этой же причине греки не удивлялись и не возмущались, что у других народов есть свои собственные боги. Они просто говорили: «В Египте чтят Диониса под именем Осириса, в Финикии — Геракла под именем Мелькарта, в Сирии — Афродиту под именем Астарты, в Риме — Зевса под именем Юпитера, у германцев — Гермеса под именем Вотана» и т. д. А если рассказы об этих богах не всегда похожи на греческие, то ведь и греческие рассказы о них не везде одинаковы.

Если бы Греция была единым государством, то, вероятно, жрецы различных храмов организовались бы в единую церковь и стали следить не только за тем, правильно ли люди поклоняются богам, но и за тем, правильно ли люди думают о богах. К счастью, этого не случилось. Жрецы в Греции не были самостоятельным сословием, как, например, в Египте. Это были государственные должностные лица, избиравшиеся всенародным голосованием и следившие, чтобы государство не обидело своих богов и не лишилось их покровительства. Для этого нужно было соблюдать обряды: каждый гражданин обязан был участвовать в шествиях, молебствиях, жер­твоприношениях, какими бы странными они ему ни казались. А верил он или не верил в то, что об этих богах рассказывалось, и если не верил, то во что он верил вместо этого, — в это жрецы не вмеши­вались. Потому что они помнили: каковы боги на самом деле — не знает никто.

А когда о вере спрашивали ученых людей, то они отвечали: «Есть вера гражданина, вера философа и вера поэта. Гражданин говорит: «Зевс — это покровитель нашего города, которого мы должны чтить так-то и так-то». Философ говорит: «Зевс — это мировой закон, вида и облика не имеющий». Поэт говорит: «Зевс — это небесный царь, то и дело сбегающий от своей небесной цари­цы к земным женщинам, то в виде быка, то в виде лебедя, то еще в каком-нибудь». И все правы. Только не нужно эти три вещи смешивать».

 

СКАЗКА НА КАЖДОМ ШАГУ

Кто помнит миф об Одиссее, тот не забыл трогательного эпизода: Одиссей в образе нищего, неузнанный приходит в свой дом, ему омывает ноги старая ключница и вдруг вскрикивает, нащупав шрам на ноге: она узнала его, это шрам Одиссея - ему в молодости нанес эту рану кабан на охоте.

Так вот, греки тоже не забыли этого кабана: невдалеке от Дельфов показывали место, где когда-то родился тот кабан, который



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.145.219 (0.018 с.)