Культура и искусство удельных княжеств и московской Руси (XII - хvi вв. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура и искусство удельных княжеств и московской Руси (XII - хvi вв. )



1. Складывание единого российского государства, формирование художественного центра России.

2. Строительство Московского кремля.

3. Формирование национальной школы живописи. Творчество Ф. Грека, А. Рублёва, Дионисия.

Основная литература:

1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учеб. для студ. вузов: В 2 ч. – М., 2002.

2. История культуры России: Курс лекций. – М., 1993.

3. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси: Материалы к курсу: «Культура Древней Руси»: Учеб. пособие для студ. вузов. – М., 1994.

Дополнительная литература:

1. Еремина Т.С. Предания о русских иконах. – М., 1994.

2. Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева: Проблемы, гипотезы, исследования. – М., 1976.

3. Миронов Г.Е. Три иконописца //Преподавание истории в школе. –1994. -№ 4. –С. 19-25.

4. Образ мироздания: храм средневековой Руси // Основы теории художественной культуры / Под ред. Л.М. Мосоловой. – СПБ., 2001. – С. 247-255.

5. Рублев Андрей: Из собрания Государственной Третьяковской галереи. – М., 1990.

6. Философия русского религиозного искусства XVI–ХХ вв.: Антология. – М., 1993.

7. Черникова Т.В. Кремль в конце xv - начале xvi века // Преподавание истории в школе. – 1997. – № 5. – 20-25.

Семинар 2

Культура и искусство России эпохи Петра I и эпохи «дворцовых переворотов»

  1. Становление светского искусства. Развитие архитектуры.
  2. Становление портрета в живописи.
  3. Возникновение первых театров.
  4. Стиль «барокко» в архитектуре.

Основная литература:

1. Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. - Л., 1989.

2. Буганов В.И. Петр Великий и его время. - М., 1989.

3. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. – М., 1990.

4. Павленко Н.И. Петр Великий. - М., 1990.

5. Ильина Т.В. Русское искусство ХVIII в. – М., 1999.

6. Краснобаев Б.И. Очерки русской культуры ХVIII в. – М., 1987.

Дополнительная литература:

1. Ефремова Л.А. Портрет в русской живописи (XVIII – начало XX вв.). – М., 2006. (Галерея мировой живописи)

2. Калязина Н.В., Комелова Г.Н. Русское искусство Петровской эпохи: Альбом. – Л., 1990.

3. Карпов Г.М. Петровская эпоха в российской истории и культуре// Преподавание истории в школе. – 1999. - № 6. – С. 65-79.

4. Коваленская Н. История русского искусства XVIII в. – М., 1962.

5. Краснобаев Б.И. Очерки русской культуры XVIII в.– М., 1987.

6. Павленко Н.И. Пётр Великий и его преобразования // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - № 3.

7. Русское искусство XVIII в.: Материалы и исследования / Под ред. Т.В. Алексеевой. – М., 1973.

8. Холодов Е. «Комедийная храмина» на Красной площади: К истории первого публичного театра в России // Театр. – 1981. – № 11. – С. 106–116.

Семинар 3

Культура и искусство России во второй половине ХVIII века

1. Русское Просвещение эпохи Екатерины II.

2. Классицизм в русской архитектуре.

3. Расцвет портретного искусства.

4. Формирование русской театральной культуры.

Основная литература:

1. Ильина Т.В. Русское искусство ХVIII в. – М., 1999.

2. Каменский А.Б. Екатерина II // Вопросы истории. – 1989. - № 3.

3. Коваленская Н.Н. Русский классицизм. Живопись. Скульптура. Графика. – М., 1964.

4. Краснобаев Б.И. Очерки русской культуры ХVIII в. – М., 1987.

Дополнительная литература:

1. Зотов А.И. Академия Художеств. Краткий очерк. – М., 1960.

2. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб., 1999.

3. Разумовский Ф. «Нещастный» жребий Баженова // Наше наследие. – 1989. - № 4. – С. 120-127.

4. Создатель русского театра (Ф. Волков) // Искусство в школе. – 1998. - № 3. – С. 42-43.

Семинар 4

Культура и искусство России эпохи Александра I

1. Русская архитектура ампира.

2. Становление русской классической музыкальной культуры.

3. Творчество художников-романтиков.

Основная литература:

1. Балакина Т.И. История отечественной культуры. Ч. 2 (середина ХVIII – начало ХХ вв.). – М., 1994.

2. История русской музыки: В 10 т. – М., 1985. – Т.5 (1826-1850).

3. Мир русской культуры: Энциклопедия-справочник / Рук. авт. кол. и науч. ред. А.Н. Мячин. – М., 2000.

4. Познанский В.В. Очерки русской культуры первой половины ХIХ века. - М., 1970.

5. Яковкина Н.И. История русской культуры: ХIХ век. – СПб., 2000.

Дополнительная литература:

1. История русской музыки: В 10 т. – М., 1985. – Т. 4 (1800-1825).

2. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). – СПб., 1994.

3. Ушаков А.В. Справочник по отечественной истории XIX-XX вв. для учащихся средней школы // Преподавание истории в школе. – 1998. - № 7. – С. 50-60.

Семинар 5

Культура и искусство России во второй половине ХIХ века

1. Основные направления развития художественной культуры.

2. История живописи периода «критического реализма».

Основная литература:

1. Захарова Л.С. Россия на переломе (Самодержавие и реформы 1861—1874 гг.) // История Отечества: люди, идеи, решения / Сост. С.В. Мироненко. - М., 1991.

2. Русская художественная культура второй половины ХIХ века. Картина мира / Отв. ред. Г.Ю. Стернин. – М., 1991.

Дополнительная литература:

1. Гордеева Е.М. Композиторы «Могучей кучки». – М., 1986.

2. Ненарокомова И.С. Крамской: Очерк. – М., 1991.

3. Рябцев Ю.С. Товарищество передвижников. П.М. Третьяков // Преподавание истории в школе. – 1997. - №3. – С. 46-51.

4. Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи /Сост. Г. Стернин. – М., 1984.

Семинар 6

Культура и искусство России «серебряного века» (конец ХIХ – начало ХХ в.)

1. Многообразие стилей и направлений в художественной культуре России.

2. Развитие живописи. Художественные объединения.

3. Становление киноискусства.

Основная литература:

1. Жидков В.С., Соколов К.Б. Десять веков российской ментальности. – СПб., 2001. – С. 427-434.

2. Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». – М., 1996.

Дополнительная литература:

1. Бессонов В., Янгиров Р. У колыбели «десятой музы»: Из истории отечественной кинематографии // Вопросы литературы. – 1990. - № 1. – С. 253-261.

2. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн: Альбом. – М., 1998.

3. Варакина Г. Сергей Дягилев: «Мир искусства» и художественные выставки // Вопросы культурологии. – 2008. – № 12. – С. 28-31.

4. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х гг. – М., 1988.

5. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. – М., 1993.

6. Юрищева И.В. Состояние народного образования в России в начале ХХ века // Преподавание истории в школе. – 2002. - № 2. – С. 12-19.

Семинар 7

Культура и искусство России в 1917 – начале 30-х годов

1. Художественная жизнь Советской России в первые послереволюционные десятилетия. Художественное творчество масс.

2. Становление советской школы изобразительного искусства.

3. Становление советского киноискусства.

Литература:

1. Аронов А.А. Мировая художественная культура. Россия. Конец ХIХ – ХХ век: Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов. – М., 2000.

2. Деготь Е. Русское искусство ХХ века. – М., 2002.

3. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. – М., 1994. – С. 324-379.

Семинар 8

Культура и искусство РСФСР в составе СССР в 1930-е – начале 1950-х гг.

1. Управление художественной культурой России в системе тоталитарного режима власти.

2. Метод «социалистического реализма».

3. Основные тенденции развития художественной культуры.

Основная литература:

1. Володарский В.М. Искусство при тоталитаризме. Аппарат управления искусством и художественная политика // Тоталитаризм. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. – М., 1996. – С. 209-219.

2. Голубев А.В. Тоталитарный режим в СССР: теория, споры, реальность // Преподавание истории в школе. – 2001. - № 2. – С. 24-33.

Дополнительная литература:

1. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. – М., 1994. – С. 361-409.

2. Соколов А.К. Наука, искусство и социальные реалии минувшего столетия //Отечественная история. – 2002. - № 1. – С. 60-72.

3. Фомина Н. «Социалистический реализм» – художественный стиль или метод государственного руководства искусством // Искусство в школе. – 2001. - № 5, 6.

Семинар 9

Культура и искусство России во второй половине XX века

1. Культура и искусство в период «хрущёвской оттепели».

2. Культура России в годы «застоя» (1970-е – 1980-е гг.).

3. «Перестройка» и развитие культуры России в 1985 г. – начале 90-х гг.

Основная литература:

1. Аронов А.А. Мировая художественная культура. Россия. Конец ХIХ – ХХ век: Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов. – М., 2000. – С. 194-223.

2. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. – М., 1999. – С. 473-518.

3. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 1990. – С. 374-411.

4. Наше Отечество (Опыт политической истории). Ч. 2 / Кулешов С.В., Волобуев О.В., Пивовар Е.И. и др. – М., 1991. – С. 479-544.

5. Дёготь Е. Русское искусство ХХ века. – М., 2002.

Дополнительная литература:

1. Пыжиков А.В. «Оттепель» в СССР: современный взгляд // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - № 8.

2. История и культурология: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Н.В. Шишовой. – М., 2000. – С. 411-427.

3. Наше Отечество (Опыт политической истории). Ч. 2 / Кулешов С.В., Волобуев О.В., Пивовар Е.И. – М., 1991. – С. 545-611.


учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

Учебники и учебные пособия

1. Балакина Т.И. История отечественной культуры: В 2-х ч. – М., 1994.

2. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура: учеб. пособие. – М., 2001.

3. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 1999, 2001. – 576 с. (гриф МО РФ)

4. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. – М., 1990.

5. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: учебник. – М., 1994.

6. История культуры России: курс лекций. – М., 1993.

7. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси: материалы к курсу: «Культура Древней Руси»: учеб. пособие. - М., 1994.

8. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: теоретические очерки: учебник для вузов. – М., 1994.

Дополнительная литература

1. Бердяев Н.А. Судьбы России. – М., 1990.

2. Бродский Б.И. Сокровища Москвы: альбом. – М., 1990.

3. Варакина Г. Сергей Дягилев: «Мир искусства» и художественные выставки // Вопросы культурологии. – 2008. – № 12. – С. 28-31.

4. Гордеева Е.М. Композиторы «Могучей кучки». – М., 1986.

5. Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. – М., 1977.

6. Древний Псков: История. Искусство. Археология. Новые исследования: сб. ст. / сост. С.В. Ямщиков. – М., 1988.

7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. - М., 1990.

8. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала ХХ века. – М., 1985.

9. Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. – М., 2001. – 429 с.

10. Зорина А. Могучая кучка. – Л., 1977.

11. Ильин И. Сущность и своеобразие русской культуры // Москва. – 1996. - № 10. – С.175-189.

12. Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева: Проблемы, гипотезы, исследования. – М., 1976.

13. История русского искусства конца XIX – начала XX века / Д.В. Сарабьянов. – М., 2001. – 301 с.

14. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910 гг. – М., 1982.

15. Культурное наследие Древней Руси. Истоки, становление, традиции: сб. ст. – М., 1976.

16. Калязина Н.В., Комелова Г.Н. Русское искусство Петровской эпохи: альбом. – Л., 1990.

17. Коваленская Н. История русского искусства XVIII в. – М., 1962.

18. Коваленская Н. Русский классицизм. Живопись. Скульптура. Графика. – М., 1964.

19. Краснобаев Б.И. Очерки русской культуры XVIII в. – М., 1987.

20. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVIII в. – начала XIX вв. – М., 1983.

21. Карпов Г.М. Петровская эпоха в российской истории и культуре // Преподавание истории в школе. – 1999. - № 6. – С. 62-79.

22. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVII в. – М.,1983.

23. Лотман О.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994.

24. Литература и культура Древней Руси: словарь-справочник / под ред. В.В. Кускова. – М., 1994.

25. Лихачева В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. – Л., 1971.

26. Лихачев Д.С. Развитие русской культуры IX – XVII вв. – М., 1973.

27. Лихачев Д.С. Великое наследие. – М., 1989.

28. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

29. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1996.

30. Мень А. Культура и духовное восхождение. – М., 1992.

31. Мир русской культуры: Энциклопедический справочник / науч. ред. А.Н. Мячин. – М., 2000.

32. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX - XVII вв. – М., 1984.

33. Ненарокомова И.С. Государственный музей Московского Кремля. – М., 1992.

34. Очерки русской культуры XVIII века: В 4 т. - М.,1985 – 1988.

35. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века. – М., 1976.

36. Ополовников А., Островский Г. Русь деревянная: Образы русского деревянного зодчества. – М., 1981.

37. Панченко А. Русская культура в канун петровских преобразований. – Л., 1984.

38. Познанский В.В. Очерки русской культуры первой половины XIX в. – М., 1970.

39. Петров-Стромский В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология. – М., 1999.

40. Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. – Л., 1986.

41. Рублев Андрей: Из собрания Государственной Третьяковской галереи: альбом. – М., 1990.

42. Русское православие. Вехи истории. – М., 1989.

43. Русское искусство XVIII в.: материалы и исследования / под ред. Т.В. Алексеевой. – М., 1973.

44. Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок. Исторические очерки. – М., 1989.

45. Русское общество 30-х гг. XIX в.: Люди и идеи. – М., 1989.

46. Россия первой половины XIX века глазами иностранцев. – Л., 1991.

47. Ракова М.М. Русское искусство первой половины XIX в. – М., 1975.

48. Русская усадьба // Художник. - 1992. - № 4-5.

49. Русская художественная культура второй половины ХIХ века. Картина мира / отв. ред. Г.Ю. Стернин. – М., 1991.

50. Сидоров Е.Ю. Культура мира и культура России // Полис. – 1998. - № 5. – С. 106-113.

51. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX в. – начала ХХ в. – М., 1993.

52. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX в. среди европейских школ. – М., 1980.

53. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России середины ХIХ века. – М., 1991.

54. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х гг. – М., 1988.

55. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX в. - начала ХХ в.: Исследования. Очерки. – М., 1984.

56. Сергию Радонежскому посвящается // Художник. - 1992. - № 4.

57. Трубецкой В.Н. Три очерка о русской иконе. – М., 1991.

58. Турчин В.С. Эпоха русского романтизма. – М., 1981.

59. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. – М.,1971.

60. Философия русского религиозного искусства XVI – ХХ вв.: антология. – М., 1993.

61. Цимбаев Н.М. Славянофильство. Из истории русской общественной мысли XIX в. – М., 1986.

62. Чёрный В.Д. Искусство средневековой Руси. – М., 1997.

63. Яковкина Н. И. История русской культуры: ХIХ. – СПб., 2000.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютер с устройством просмотра CD и DVD дисков.

Компьютерные программы:

- Microsoft Word,

- Microsoft PowerPoint,

- Cool2000,

- WorkShop.

Интерактивная доска Smart, проектор, экран.

Аудио-, видеоаппаратура.


методические указания для студентов

Цели и задачи письменной работы

Под письменной работой понимается изложение, обзор материала по какой-то проблеме. Работа может различаться по форме и содержанию. Письменная работа обычно пишется в процессе изучения одной из важных учебных проблем курса культурологии. Цель работы при этом – показать, как осмыслена эта проблема. Есть также дополнительные цели: выработка навыков самостоятельной учебно-исследовательской работы, обучение методике анализа, обобщения, осмысления информации и проверка знаний студента по прочитанному специальному курсу. Реализация этих целей осуществляется путем последовательного решения ряда задач:

- изучение литературы по намеченному вопросу;

- изучение информации, имеющейся в литературе или в ресурсах Интернета;

- сбор и обобщение материала;

- составление плана работы;

- написание работы;

- оформление работы.

Написание работы предполагает, главным образом, изложение чужих точек зрения, сделанных другими учеными выводов, однако желательно высказывать и свою точку зрения по освещаемому вопросу. Более того, работа преследует цель выработки своего отношения к изучаемой проблеме.

В письменной работе дается только первичное осмысление и обобщение определенного объема информации, накопленной учеными и изложенной в литературе. Письменная работа должна включать в себя больший потенциал учебно-исследовательской работы. Самый высокий уровень – дипломная работа, где студент разрабатывает свою самостоятельную тему.

При обсуждении и защите письменной работы могут использоваться две жанровых формы: отзыв и рецензия. Отзыв предполагает высказывание обобщенной, пусть даже субъективной, оценки или просто впечатления о письменной работе, без подробного анализа всех позитивных и негативных черт выполненной работы, в то время как рецензия - это объективная, обстоятельная и подробная оценка всех до мелочей элементов письменной работы.

При оценке письменной работы опираются на следующие критерии:

· сумел ли автор подобрать достаточный список литературы, необходимый для осмысления вопроса, обозначенного в качестве темы;

· составил ли он логически обоснованный план, соответствующий сформулированной цели и поставленным задачам;

· удалось ли ему собрать необходимый материал и осмыслить его правильно;

· умеет ли автор анализировать материал;

· отвечает ли письменная работа требованиям объективности, корректности, грамотности, логичности, аргументированности, доказательности, ясности стиля и четкости изложения;

· овладел ли студент навыками осмысления феноменов культуры;

· достаточно ли обоснованы выводы, соответствуют ли они поставленным задачам;

· какие методы в работе над письменной работой он использовал;

· насколько самостоятельно он выполнил работу;

· правильно ли оформлены письменная работа в целом, ссылки на использованные источники, список литературы.

Составление библиографии

Прежде чем приступить к непосредственному сбору материала, нужно составить список литературы, где освещен вопрос, по которому должна быть подготовлена письменная работа. В программе курса культурологии по каждой теме есть краткий список рекомендуемой литературы. В каждой библиотеке есть алфавитный библиографический и систематический предметный каталоги, где можно подобрать нужную литературу. За советом можно также обратиться в справочно-библиографический отдел библиотеки, а также воспользоваться Книжной летописью, Летописями журнальных статей, газетных статей. Есть также Ежегодники книги, журналы и аннотированные указатели. В справочно-библиографическом отделе библиотеки есть компьютер, введя в который ключевое слово, можно получить список литературы и журнальных статей по интересующей теме.

Для начала поиска библиографической информации можно также воспользоваться энциклопедиями, энциклопедическими словарями, где в конце статей, как правило, дается список дополнительной литературы.

Сбор материала

Материал для письменной работы собирают из той литературы, которая порекомендована руководителем или найдена самим автором в процессе составления библиографии. При этом изучать эту литературу можно по-разному. Одни монографии и статьи нужно читать, штудировать внимательно, конспектируя (если книга является собственностью автора, можно делать подчеркивания карандашом, в библиотечных книгах это запрещено). Другие же только просматривать в поисках любопытных деталей и фактов и делать выписки. Полезно научиться быстрому чтению, чтобы ускорить темпы переработки литературы.

В процессе изучения литературы используют методы конспектирования и выписок. Конспект – это краткое выражение основного содержания статьи или книги, главного смысла, пересказанного своими словами или в виде цитат.

Конспекты бывают нескольких видов: плановые, текстуальные, свободные и тематические. Плановые конспекты - это конспектирование книги по ее плану, по разделам, главам и параграфам, такой конспект полностью отражает структуру книги. Его можно строить в форме вопросов и ответов. Второй тип конспекта представляет собой собрание цитат, которое дает основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей. Третий тип конспекта - комбинированный, сочетает цитаты с пересказом своими словами содержания отдельных разделов. И четвертый - предполагает подбор цитат из разных источников или пересказ чужих мыслей, разнесенных по рубрикам, по пунктам плана, раскрывающим содержание темы.

Метод конспектирования применяют в том случае, если по теме письменной работы имеется одна или две монографии, которые нужно изучить полностью, от начала до конца. Метод выписок используется в случае, если литературы по теме письменной работы много. Тогда отбирают самые фундаментальные работы для обстоятельного изучения и конспектирования, остальные же просматривают, делая выписки в тех случаях, когда обнаруживают необходимые для раскрытия содержания темы мысли, идеи, высказывания. Выписки делать нужно со ссылками на статью или монографию, откуда взята цитата. Например: Петров-Стромский В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология. – М., 1999. – С. 27.

Выписки делают на отдельных листках, сверху крупными буквами, можно цветным фломастером, указывают ключевое слово, к которому относится выписка.

Выписки, относящиеся к выбранной теме, можно складывать в отдельный конверт, папку, а при работе на компьютере - в отдельный файл. Туда же помещают записанные собственные мысли и соображения, которые приходят в голову в связи с чтением литературы.

Осмысление и систематизация материала

Когда накоплен достаточный материал в виде цитат, размышлений, таблиц, схем и иллюстраций, можно приступать к его осмыслению и систематизации. Если записи сделаны на листках бумаги, то их раскладывают и группируют по смыслу, стремясь отыскать содержательные и логические связи.

Немного сложнее это сделать на экране компьютера, потому что одновременно не вывести в поле зрения все подготовленные тексты, приходится опираться на память.

Как осмысливается материал? Осмысление - это поиски ответов на вопросы, нас интересующие. Следовательно, у автора письменной работы должен быть свой интерес к рассматриваемой теме, отражающий его потребности. Тогда возникнут вопросы, и в ответ на них появится смысл.

Исходя из поставленных задач, в ходе осмысления материала отыскиваются ответы на вопросы: “что? где? когда? почему? зачем и для какой цели?” Ответы должны быть обоснованными, то есть, представлены аргументы, доказывающие справедливость выводов. Ответы должны быть непротиворечивыми.

Составление плана

План письменной работы отражает в концентрированном виде его суть. Это схематическое выражение того, что хочет сказать автор. Учитывая ограниченный объем внимания человека, план должен быть лаконичным, чтобы можно было, взглянув на него, легко понять, что стоит за ним, что будет раскрыто в тексте.

Обычная структура плана включает в себя:

1) Введение, в котором содержатся обоснование темы и ее значимости, объяснение причин, почему выбрана именно данная тема, чем обусловлен интерес к ней. Затем дается обзор литературы по выбранной теме. Хорошо бы предложить классификацию существующих точек зрения на проблему, если она достаточно хорошо изучена. Если же она изучена плохо, не привлекала к себе внимание ученых, то это нужно отметить, ибо возможность для творчества здесь увеличивается. Во введении должна быть четко сформулирована цель, которую автор ставит перед собой, и с помощью каких задач она будет реализоваться.

2) Основная часть письменной работы обычно состоит из двух разделов: а) теоретического осмысления проблемы и б) изложения фактического материала, который подтверждает изложенную в первом разделе основной части теорию. Основная часть должна соотноситься с поставленными задачами. Возможна даже разбивка основной части на столько параграфов (подразделов), сколько поставлено задач.

3) Заключение содержит результаты осмысления проблемы, выводы, к которым приходит автор письменной работы, а также оценку значимости этих выводов для практики или для дальнейшего изучения проблемы. Выводы должны прямо соответствовать поставленным задачам. Если же такого соответствия нет, то необходимо вернуться к введению и переформулировать задачи, чтобы добиться этого соответствия.

Написание работы

Когда материал собран, осмыслен, составлен план, – можно приступать к изложению. Существует два обычных метода работы над письменной работой. В первом случае начинают последовательно писать весь текст от введения до заключения. Преимущества такого последовательного изложения в связности и логичности текста, где все взаимосвязано и следует одно за другим. Однако многие предпочитают работать с ножницами и клеем. Написав страницу, обнаруживают, что нужно разъяснить и дополнить какое-то место. Разрезают страницу и вклеивают дополнение или необходимую цитату. После этого работу приходится переписывать набело. Для тех, кто привык работать именно так, методом “мозаики”, великолепные возможности предоставляет компьютер, где можно легко вставлять и переставлять куски текста, цитаты с одного места на другое, дописывать и переписывать фрагменты текста.

Письменная работа должна быть написана грамотным русским языком с соблюдением стилистических норм. Местоимение “я” в письменной работе употреблять не принято, лучше его избегать и свое мнение выражать обезличенно. Вместо «я думаю», «я считаю», следует употреблять выражения «думается, что...», «есть основания предполагать, что...», «логично предположить, что...».

Существуют неписаные нормы употребления цитат в тексте письменной работы: на одной странице их не должно быть более трех, если же требуется привести больше, то их лучше давать в пересказе с указанием на источник.

Правила оформления

Работа может быть выполнена от руки (разборчивым почерком) в ученической тетради, на компьютере на одной стороне листа формата А4 (21 х 29,7 см) (размер шрифта 14 через 1,5 интервала, поля - по 2 см сверху и снизу, 3 – слева и 1,5 см справа). Страницы письменной работы должны быть пронумерованы внизу (или сверху) на середине страницы, на титульном листе номер страницы не указывается, но он учитывается в числе страниц. Оборотная сторона каждого листа остается чистой. Примерный объем письменной работы – 18-20 страниц.

Ссылки на использованную литературу обязательны, ибо в этом проявляется культура отношения к чужой мысли, чужому тексту. Существуют правила цитирования:

1) заключать чужой текст в кавычки, а внизу страницы под чертой делать точную ссылку на издание, из которого взята цитата;

2) ссылка необходима и в случае, если чужая идея дана в пересказе своими словами, в этом случае она предваряется пометкой «См.»;

3) цитата должна быть законченным по содержанию отрывком текста, если фраза сокращена, то опущенные элементы заменяются многоточием;

4) если из цитируемого отрывка не понятно, о ком или о чем идет речь, возможна вставка в круглых скобках пояснения с указанием на лицо или предмет, после чего следует пометка инициалов автора письменной работы.

Библиографическое описание выполняется в соответствии с принятыми правилами. На первом месте указывается фамилия автора книги, из которой взята цитата, затем инициалы. Потом следует название книги без кавычек. Если же это сборник, содержащий статьи многих авторов, то сначала указываются фамилия и инициалы автора, затем название статьи. Потом, после двух косых черточек указывается название сборника. Далее указывается место издания, после двоеточия - название издательства (название издательства в библиографических описаниях указывается не всегда, обычно его указывают при составлении списка литературы в конце письменной работы, а в подстраничных ссылках можно обойтись без него), после запятой – год издания, после точки – страница. Например: Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб., 1999. – С. 99.


Материалы для проведения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.123 с.)