Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характерные черты античной философииСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенности античного общества: - Частная собственность - Товарно-денежные отношения - Участие граждан в управлении государством - Уважение прав граждан - Классическое рабство Основные этапы развития античной философии: - Натурфилософия (7-6 вв. до н.э.) - Классический период (5-4 вв. до н.э.) - Эллинистическо-римский период (3 в. до н.э., 5 в. н.э.) Характерные черты античной философии: - Космоцентричность (рассмотрение мира как космос) - Созерцательность (размышление о мире, его сущности) - Опора на человеческий разум - Высокий понятийный уровень (материя, идея, душа) - Ориентация на человека (проблемы). Религиозно-философские идеи христианства Средневековое общество -эпоха феодализма Главная идея средневековой философии – теоцентризм (в центре мира находится Бог) Креоационизм -Бог – творит мир: - Человек – раб Божий - Спасение (каждый должен спасти свою душу) - Откровение (нужны знания чтобы спастись) - Вера (то, что необходимо чтобы понять откровение) - Любовь (кто не любит, тот не познал Бога) - Равенство - Воздояние (каждый получит по заслугам) - Провиденциализм (Богу - всё известно) Особенности средневековой философии: - Религиозность - Догматизм - Морализация Средневековая философия: основные этапы, персоналии Период патристики (2-6 вв. н.э.) – защита христианства, разработка основных догматов Ориген: Разработка тринитарной проблемы Тертуллиан: « Верую, потому что абсурдно» Августин: - Бог – источник бытия и добра - Проблемы пространства и времени - Верую, чтобы понимать - Проблема неравенства (неравенство неизбежно) - Учение о двух градах (царство живое и царство небесное) Боэций: «Утешение Философией» Восточная философия: - Дзен-буддизм - Шанкара - Авиценна - Альгазали - Аверроэс - Маймонид Период схоластики (11-15 вв.) – систематизация христианского вероучения Спор об универсалиях: - Реализм – общее существует вне и до вещи - Номинализм – общее существует вне и после вещи - Концептуализм – общее существует внутри и после вещи Фома Аквинский: - Пять доказательств существования Бога - Гармония веры и разума Пьер Абеляр: («Да и нет», «История моих бедствий») «Понимаю, чтобы верить» Мистическое направление философии Бернард Клервосский, Бонавентура, Майстер Экхарт - Катарсис (очищение души) - Просветление - Озарение (результат мистического экстаза) Ключевые проблемы средневековой философии Проблема тела и души Проблема добра и зла: Бог творит только добро, зло – результат свободного выбора человека Проблема свободы воли и предопределения: С одной стороны человек действует свободно, с другой – все заранее предначертано Богом Проблема веры и знания: - «Верую, потому что абсурдно» (Тертуллиан) - «Верую, чтобы понимать» (Св. Августин) - Гармония веры и разума (Фома Аквинский) - «Понимаю, чтобы верить» (П. Абеляр) - Теория двух истин (И.Д. Скотт, Р. Бэкон, У. Оккам) Мировоззренческие основы эпохи Возрождения Характерные черты эпохи Возрождения: - Антропоцентризм (человек в центре) - Секуляризация - Творчество (человек стал рассматриваться как творец) - Свобода мысли (всё по команде) - Гедонизм (наслаждение земельным бытиём) - Гражданственность (идеал – гражданин) - Интерес к античности (характерная черта вождей)
Гуманистические тенденции эпохи Возрождения Гуманизм: - Самодостаточная ценность человеческой жизни - Абсолютная духовная свобода - Божественность человека Данте: Философия свободы и любви Петрарка: « Философия – это наука о человеке и его добродетелях» Пико Дела Мирандола: «Речь о достоинстве человека» М. Монтень: «Опыты» «Что я знаю? Далеко не все. Но я могу задавать вопросы».
Возрожденческая натурфилософия Николай Кузанский: - Бог - абсолютный максимум и минимум - Совпадение противоположностей - Пантеизм - Мир бесконечен - Человек – микрокосм - Ученое незнание Н. Коперник: Гелиоцентрическая модель мира Дж. Бруно: Единство и бесконечность мира, его несотворимость и неуничтожимость. Концепция героического энтузиазма
Социально-политические и религиозные идеи Возрождения и Реформации Н. Макиавелли: «Государь». Мотивами действий человека в обществе являются стремление к власти и обогащению. Т. Мор: «Утопия». Лучшим является общество, цель которого – благополучие и счастье всех граждан Т. Кампанелла: «Город Солнца» Мистическое направление в религиозной философии: - Я. Беме - Парацельс - М. Нострадамус Реформация: - Я. Гус - М. Лютер - Ж. Кольвин Характерные черты протестантизма: - Личное отношение человека и Бога - Всеобщее священство (каждый может стать священником) - Абсолютный авторитет Библии - Оправдание одной только верой (добрые дела не спасут нашу душу, только вера) - Учение о мирском призвании (заслужить прощения Бога) - Трудовая и предпринимательская этика - Упрощение и удешевление культа (обряды, пение хором) - Демократизация церкви (нету патриархов)
Основные направления в европейской философии 17 в. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Паскаль 17 в. – начало Нового времени: - Г. Галилей - И. Кеплер - И. Ньютон Ф. Бэкон: «Новый Органон», «Новая Атлантида» - «Знание – сила» - Борьба с идолами познания - Критика схоластики - Эмпиризм (философия течения) - Индукция (мера рассуждения от частного к общему) - Первая техноутопия (всё будет основано на науке и технике) Р. Декарт: «Рассуждение о методе» - «Я мыслю – следовательно я существую» - Рационализм (познание мира – разумное) - Дедукция - Учение о врожденных идеях - Дуализм Б. Паскаль: «Мысли» - Трагичность существования человека - Человек – «мыслящий тростник» - Пари Паскаля
Эмпиризм философии Т. Гоббса и Дж. Локка Т. Гоббс: «Левиафан» - Существует только материя - Критика религии (религия возникает из страха) - Все движется - Источник идеи – внешний мир - Концепция общественного договора Дж. Локк: «Опыт о человеческом разуме» - Сенсуализм (с помощью чувств) - Учение о внутреннем и внешнем опыте - Либерализм (о свободе и реформах)
Рационалистическая философия Б. Спинозы и Г. Лейбница Б. Спиноза: - Единственная субстанция – Природа или Бог - Свобода – осознанная необходимость Г. Лейбниц: - Мир – совокупность духовных первокирпичиков – монад - «Теодицея» Скептицизм в философии 18 в. Дж. Беркли, Д. Юм Дж. Беркли: Мир – это комплекс человеческих ощущений (солипсизм, агностицизм) Д. Юм: - « Существует ли внешний мир? – Не знаю» - Критика детерминизма - Утилитаризм
Философия французского Просвещения 18 в. Характерные черты Просвещения: - Вера в человеческий разум - Идея общественного прогресса - Антифеодальная направленность - Утверждение народного суверенитета, прав человека - Светский характер мировоззрения - Философия механистического материализма Вольтер - Критика абсолютизма и феодальных порядков - Антиклерикализм - Принцип толерантности Ж. Ж. Руссо - Критическое отношение к частной собственности - «Назад, к природе» Д. Дидро: «Энциклопедия». Неверие – первый шаг в философию Ш. Монтескье: Многофакторность общественного развития. Разделение властей П. Гольбах: «Система природы» - атеистический материализм Детерминизм Ж. Ламетри: «Человек-машина»«Анти-Сенека»
И. Кант И. Кант: « Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» - Роль ощущений, рассудка и разума в познании - «Вещи в себе» (ноумены) и «мир явлений» (феномены) - Роль априорных понятий в познании - Антиномии (противоречия) - Категорический императив Философия И. Фихте, Ф. Шеллинга И. Фихте: «Наукоучение», «Ясное как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии» - Человек – источник и причина своих поступков - Реальный мир существует постольку, поскольку о нем мыслит субъект - Полагание – отрицание - синтез Ф. Шеллинг: «Система трансцендентального идеализма» -Природа – целостное гармоничное устройство, единство противоположностей Г. Гегель Г. Гегель: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» - В основе всего сущего лежит абсолютная идея - Первая ступень – логика - Вторая ступень – природа - Третья ступень - дух Дух – различные виды человеческого сознания и деятельности 1. Субъективный дух – духовное развитие индивида. 2. Объективный дух – социально-историческая деятельность человечества. 3. Абсолютный дух – искусство, религия, философия. Диалектический метод Г. Гегеля: - Развитие всего сущего - Противоречия – источник развития - Переход количественных изменений в качественные с помощью скачка - Спиралевидность развития через отрицание - Взаимосвязь всех явлений - Истина как процесс Философия Л. Фейербаха Л. Фейербах «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Основы философии будущего» Позитивизм ХIХ век – век открытий и изобретений Позитивизм: (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль) «Философия в чистом виде не нужна,ее должна заменить наука» - О. Конт Три стадии интеллектуального развития человечества: -Теологическая (религия) - Метафизическая (философия) - Позитивная (наука) Г. Спенсер: - Задача философии – унификация знания - Эволюционизм - Социал-дарвинизм Дж. Ст. Милль « Философия должна быть основана на индуктивной логике»
Марксизм ХIХ век – век социальных конфликтов Философия марксизма - Задача философии – изменение мира - Диалектический материализм - Три закона диалектики - Основной вопрос философии - Основные формы движения - Проблема отчуждения - Формационный подход - Влияние экономики на общественную жизнь - Роль классовой борьбы
Философия иррационализма А. Шопенгауэр - Философия пессимизма и аскетизма С. Кьеркегор «Или-или», «Страх и трепет», «Болезнь к смерти» Категории человеческого существования: - Страх - Отчаяние - Свобода - Вера
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.212 (0.01 с.) |