Характерные черты античной философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные черты античной философии



Особенности античного общества:

- Частная собственность

- Товарно-денежные отношения

- Участие граждан в управлении государством

- Уважение прав граждан

- Классическое рабство

Основные этапы развития античной философии:

- Натурфилософия (7-6 вв. до н.э.)

- Классический период (5-4 вв. до н.э.)

- Эллинистическо-римский период

(3 в. до н.э., 5 в. н.э.)

Характерные черты античной философии:

- Космоцентричность (рассмотрение мира как космос)

- Созерцательность (размышление о мире, его сущности)

- Опора на человеческий разум

- Высокий понятийный уровень (материя, идея, душа)

- Ориентация на человека (проблемы).

Религиозно-философские идеи христианства

Средневековое общество -эпоха феодализма

Главная идея средневековой философии – теоцентризм (в центре мира находится Бог)

Креоационизм -Бог – творит мир:

- Человек – раб Божий

- Спасение (каждый должен спасти свою душу)

- Откровение (нужны знания чтобы спастись)

- Вера (то, что необходимо чтобы понять откровение)

- Любовь (кто не любит, тот не познал Бога)

- Равенство

- Воздояние (каждый получит по заслугам)

- Провиденциализм (Богу - всё известно)

Особенности средневековой философии:

- Религиозность

- Догматизм

- Морализация

Средневековая философия: основные этапы, персоналии

Период патристики (2-6 вв. н.э.) – защита христианства, разработка основных догматов

Ориген: Разработка тринитарной проблемы

Тертуллиан: « Верую, потому что абсурдно»

Августин:

- Бог – источник бытия и добра

- Проблемы пространства и времени

- Верую, чтобы понимать

- Проблема неравенства (неравенство неизбежно)

- Учение о двух градах (царство живое и царство небесное)

Боэций: «Утешение Философией»

Восточная философия:

- Дзен-буддизм

- Шанкара

- Авиценна

- Альгазали

- Аверроэс

- Маймонид

Период схоластики (11-15 вв.) – систематизация христианского вероучения

Спор об универсалиях:

- Реализм – общее существует вне и до вещи

- Номинализм – общее существует вне и после вещи

- Концептуализм – общее существует внутри и после вещи

Фома Аквинский:

- Пять доказательств существования Бога

- Гармония веры и разума

Пьер Абеляр: («Да и нет», «История моих бедствий») «Понимаю, чтобы верить»

Мистическое направление философии Бернард Клервосский, Бонавентура, Майстер Экхарт
Постижение Бога:

- Катарсис (очищение души)

- Просветление

- Озарение (результат мистического экстаза)

Ключевые проблемы средневековой философии

Проблема тела и души
Аскетизм
-Душа возвышалась, а тело унижалось

Проблема добра и зла: Бог творит только добро, зло – результат свободного выбора человека

Проблема свободы воли и предопределения: С одной стороны человек действует свободно, с другой – все заранее предначертано Богом

Проблема веры и знания:

- «Верую, потому что абсурдно» (Тертуллиан)

- «Верую, чтобы понимать» (Св. Августин)

- Гармония веры и разума (Фома Аквинский)

- «Понимаю, чтобы верить» (П. Абеляр)

- Теория двух истин (И.Д. Скотт, Р. Бэкон, У. Оккам)

Мировоззренческие основы эпохи Возрождения

Характерные черты эпохи Возрождения:

- Антропоцентризм (человек в центре)

- Секуляризация

- Творчество (человек стал рассматриваться как творец)

- Свобода мысли (всё по команде)

- Гедонизм (наслаждение земельным бытиём)

- Гражданственность (идеал – гражданин)

- Интерес к античности (характерная черта вождей)

 

Гуманистические тенденции эпохи Возрождения

Гуманизм:

- Самодостаточная ценность человеческой жизни

- Абсолютная духовная свобода

- Божественность человека

Данте: Философия свободы и любви

Петрарка: « Философия – это наука о человеке и его добродетелях»

Пико Дела Мирандола: «Речь о достоинстве человека»

М. Монтень: «Опыты» «Что я знаю? Далеко не все. Но я могу задавать вопросы».

 

Возрожденческая натурфилософия

Николай Кузанский:

- Бог - абсолютный максимум и минимум

- Совпадение противоположностей

- Пантеизм

- Мир бесконечен

- Человек – микрокосм

- Ученое незнание

Н. Коперник: Гелиоцентрическая модель мира

Дж. Бруно: Единство и бесконечность мира, его несотворимость и неуничтожимость. Концепция героического энтузиазма

 

Социально-политические и религиозные идеи Возрождения и Реформации

Н. Макиавелли: «Государь». Мотивами действий человека в обществе являются стремление к власти и обогащению.

Т. Мор: «Утопия». Лучшим является общество, цель которого – благополучие и счастье всех граждан

Т. Кампанелла: «Город Солнца»

Мистическое направление в религиозной философии:

- Я. Беме

- Парацельс

- М. Нострадамус

Реформация:

- Я. Гус

- М. Лютер

- Ж. Кольвин

Характерные черты протестантизма:

- Личное отношение человека и Бога

- Всеобщее священство (каждый может стать священником)

- Абсолютный авторитет Библии

- Оправдание одной только верой (добрые дела не спасут нашу душу, только вера)

- Учение о мирском призвании (заслужить прощения Бога)

- Трудовая и предпринимательская этика

- Упрощение и удешевление культа (обряды, пение хором)

- Демократизация церкви (нету патриархов)

 

Основные направления в европейской философии 17 в. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Паскаль

17 в. – начало Нового времени:

- Г. Галилей

- И. Кеплер

- И. Ньютон

Ф. Бэкон: «Новый Органон», «Новая Атлантида»

- «Знание – сила»

- Борьба с идолами познания

- Критика схоластики

- Эмпиризм (философия течения)

- Индукция (мера рассуждения от частного к общему)

- Первая техноутопия (всё будет основано на науке и технике)

Р. Декарт: «Рассуждение о методе»

- «Я мыслю – следовательно я существую»

- Рационализм (познание мира – разумное)

- Дедукция

- Учение о врожденных идеях

- Дуализм

Б. Паскаль: «Мысли»

- Трагичность существования человека

- Человек – «мыслящий тростник»

- Пари Паскаля

 

Эмпиризм философии Т. Гоббса и Дж. Локка

Т. Гоббс: «Левиафан»

- Существует только материя

- Критика религии (религия возникает из страха)

- Все движется

- Источник идеи – внешний мир

- Концепция общественного договора

Дж. Локк: «Опыт о человеческом разуме»

- Сенсуализм (с помощью чувств)

- Учение о внутреннем и внешнем опыте

- Либерализм (о свободе и реформах)

 

Рационалистическая философия Б. Спинозы и Г. Лейбница

Б. Спиноза:
-«Этика»

- Единственная субстанция – Природа или Бог

- Свобода – осознанная необходимость

Г. Лейбниц:
-Основы познания – интеллект

- Мир – совокупность духовных первокирпичиков – монад

- «Теодицея»

Скептицизм в философии 18 в. Дж. Беркли, Д. Юм

Дж. Беркли: Мир – это комплекс человеческих ощущений (солипсизм, агностицизм)

Д. Юм:

- « Существует ли внешний мир? – Не знаю»

- Критика детерминизма

- Утилитаризм

 

Философия французского Просвещения 18 в.

Характерные черты Просвещения:

- Вера в человеческий разум

- Идея общественного прогресса

- Антифеодальная направленность

- Утверждение народного суверенитета, прав человека

- Светский характер мировоззрения

- Философия механистического материализма

Вольтер

- Критика абсолютизма и феодальных порядков

- Антиклерикализм

- Принцип толерантности

Ж. Ж. Руссо

- Критическое отношение к частной собственности

- «Назад, к природе»

Д. Дидро: «Энциклопедия». Неверие – первый шаг в философию

Ш. Монтескье: Многофакторность общественного развития. Разделение властей

П. Гольбах: «Система природы» - атеистический материализм Детерминизм

Ж. Ламетри: «Человек-машина»«Анти-Сенека»

 

И. Кант

И. Кант: « Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»

- Роль ощущений, рассудка и разума в познании

- «Вещи в себе» (ноумены) и «мир явлений» (феномены)

- Роль априорных понятий в познании

- Антиномии (противоречия)

- Категорический императив

Философия И. Фихте, Ф. Шеллинга

И. Фихте: «Наукоучение», «Ясное как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии»

- Человек – источник и причина своих поступков

- Реальный мир существует постольку, поскольку о нем мыслит субъект

- Полагание – отрицание - синтез

Ф. Шеллинг: «Система трансцендентального идеализма»

-Природа – целостное гармоничное устройство, единство противоположностей

Г. Гегель

Г. Гегель: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук»

- В основе всего сущего лежит абсолютная идея

- Первая ступень – логика

- Вторая ступень – природа

- Третья ступень - дух

Дух – различные виды человеческого сознания и деятельности

1. Субъективный дух – духовное развитие индивида.

2. Объективный дух – социально-историческая деятельность человечества.

3. Абсолютный дух – искусство, религия, философия.

Диалектический метод Г. Гегеля:

- Развитие всего сущего

- Противоречия – источник развития

- Переход количественных изменений в качественные с помощью скачка

- Спиралевидность развития через отрицание

- Взаимосвязь всех явлений

- Истина как процесс

Философия Л. Фейербаха

Л. Фейербах «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Основы философии будущего»
-Антропологический материализм

Позитивизм

ХIХ век – век открытий и изобретений

Позитивизм: (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль)

«Философия в чистом виде не нужна,ее должна заменить наука» - О. Конт

Три стадии интеллектуального развития человечества:

-Теологическая (религия)

- Метафизическая (философия)

- Позитивная (наука)

Г. Спенсер:

- Задача философии – унификация знания

- Эволюционизм

- Социал-дарвинизм

Дж. Ст. Милль « Философия должна быть основана на индуктивной логике»

 

Марксизм

ХIХ век – век социальных конфликтов

Философия марксизма

- Задача философии – изменение мира

- Диалектический материализм

- Три закона диалектики

- Основной вопрос философии

- Основные формы движения

- Проблема отчуждения

- Формационный подход

- Влияние экономики на общественную жизнь

- Роль классовой борьбы

 

Философия иррационализма

А. Шопенгауэр
«
Мир как воля и представление»

- Философия пессимизма и аскетизма

С. Кьеркегор «Или-или», «Страх и трепет», «Болезнь к смерти»

Категории человеческого существования:

- Страх

- Отчаяние

- Свобода

- Вера



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.39.205 (0.044 с.)