Эллинистический период в развитии античной философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эллинистический период в развитии античной философии.



Эллинистическая эпоха древнегреческого рабовладельческого общества охватывает период от распада империи Александра Македонского до покорения Греции Римом – конец 1У-1 вв. до н.э. Известными философами в этот период были Эпикур и Тит Лукреций Кар.

ЭПИКУР ( 341-270 гг. до н.э.). Эпикур – афинянин по происхождению является выдающимся мыслителем эпохи эллинизма.

Взгляды Эпикура можно условно разделить на три основные части:

1. каноника, или теория познания;

2. физика – учение о природе;

3. этика.

Философия для Эпикура – главное и основное средство для достижения человеком наиболее счастливой жизни.

В своей философской концепции Эпикур обосновывает положение о вечности материи: ничто не возникает из ничего и в ничто не превращается. Развивая философские взгляды атомистов Левкиппа и Демокрита, Эпикур полагал, что вселенная состоит из тел и пустот, а вещи осознаются нами с помощью ощущений. Тела состоят из неделимых и неизменных атомов, сам же мир безграничен и бесконечен.

Эпикур ввел принцип отклонения атомов в ходе их движения в пустоте. Отсюда свобода, по Эпикуру, основной закон их существования. В применении к общественной жизни и к человеку это означало возможность выбирать им собственную траекторию полёта, свободно решать свою судьбу.

В теории познания Эпикур стоял на позиции абсолютизации сенсуализма. Он полагал: чувства непогрешимы, чувства не ошибаются, – ошибается разум.
Не отрицая существования Богов, Эпикур вместе с тем считал недопустимым их вмешательство в жизнь людей. Он утверждал, что душа человека материальна и смертна. Она состоит из атомов особой тонкости, рассеянных по всему телу.
Эпикур придавал большое значение этическому учению. Цель философии – счастье человека. Счастье – это чувство удовольствия, а главное – свобода от страданий. Эпикур был сторонником гедонизма. Однако, при этом философ всегда подчёркивал, что нельзя жить счастливо, не живя разумом, нравственно и справедливо. Счастье – это всегда состояние мудрости и невозмутимости духа (атараксия). «Не надо бояться смерти и Богов» – учил Эпикур. «Пока мы живём, смерти нет, а когда она всё же придёт, то нас уже не будет».

ЛУКРЕЦИЙ КАР (99-55 гг. до н.э.). Лукреций был выдающимся римским поэтом – философом и известным математиком и просветителем. Будучи последовательным сторонником философии Демокрита и Эпикура, Лукреций развивал и отстаивал основные положения их атомистической теории. Материя для Лукреция – это мир движущихся атомов. Она никем не сотворима и неуничтожима, бесконечна во времени и пространстве. Атомы как некие «кирпичики» мира имеют разную величину и форму, чем и объясняется многообразие мира. Уничтожение того или иного предмета или вещи есть ничто иное, как распад атомов. Душа человека тоже материальна, будучи создана из воздуха и тепла. Дух, по Лукрецию, весьма тонок и имеет наибольшую скорость. Лукреций стоял на позициях признания познаваемости мира. Основой познания, по его мнению, являются чувственные восприятия. Они возникают в результате воздействия атомов на органы чувств человека. Чувства – это определенная ступень, без которой невозможно адекватное отражение объективной реальности. Философия Лукреция, как и всё эпикурейство, ориентировалась на объяснение мира с позиций научного знания и здравого смысла. Чтобы сделать людей счастливыми, считал Лукреций, надо избавить их от чувства страха перед Богами и помочь им в этом деле смогут различные науки (в том числе философия).

Темы докладов и рефератов.

1. Психология Платона.

2. Биология и психология Аристотеля.

3. Учение и судьба Сократа.

4. Философия киников

5. Зарождение медицины как автономного научного знания.

6. Гиппократ и «Корпус Гиппократа».

7. Расцвет кинизма и распад сократических школ эллинистической эпохи.

8. Цицерон: риторика, идеи о гуманитарном знании.

9. Птолемей и система античной медицины.

10. Гален и синтез античной медицины.

 

Основная литература.

1. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.:Высш. шк., 1998.

2. Дж.Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Книга 1: Античность. - СПб.. 1994.

3. История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 1991.

4. История философии: Запад-Россия-Восток. Книга I /Под ред. Н.В. Мотрошиловой. - М., 1995.

5. Соловьев В.С. Лекции по истории философии //Вопросы философии, 1989. № 6.

6. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

7. Фрагменты ранних греческих философов. - М.: Наука, 1989.

8. Чанышев А.Н Философия Древнего мира. – М., 2001.

9. Чанышев А.Н. Италийская философия. - М., 1975.

10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М.. 1981.

 

Дополнительная литература.

1. Антология кинизма. - М.:Наука, 1984.

2. Аристотель. Сочинения: В 4-х тт. - М.;" 1975-1984.

3. Бакусев В. М. «Вечное возвращение» и античность.//Вопросы философии, 2007, №12.

4. Джохадзе Д.В. Диалектика Аристотеля. - М.: Наука, 1971.

5. Джохадзе Д.В. Основные этапы развития античной философии. - М.: Наука, 1977.

6. Джюхадзе Д.В. Диалектика эллинистического периода. - М., 1979.

7. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М,, 1986.

8. Егоров А. С. Эмпедокл и проблема греческого шаманизма.//Вопросы философии, 2007, №12.

9. Иванов В. Эллинская религия страдающего бога. №1-6.//Человек, 2007, №6.

10. Кессиди Ф. Х. «Загадка» бурного расцвета греческой философии.//Вопросы философии, 2007, №12.

11. Лосев А.Ф. История античной эстетики. * В 6-ти тт. - М., 1963/80.

12. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. - М.: Мысль, 1996.

13. Нерсесянц В.С. Сократ и мы. - М.:Наука, 1977.

14. Платон. Сочинения: В 3-х. тт. - М., 1968-1972.

15. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Т.1 - Новосибирск, 1994.

16. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. - М., 1998.

17. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека.: Биографические очерки. - М.: Республика, 1995.

 

Тема3. Философия древней Греции и Рима (6 часов).

Занятие 3. Контрольное занятие.

Цель занятия.

Сформировать представление об античной философии как модели проблематики европейской культуры.

Задачи.

1. Проверить знание философских идей основных представителей античной философии.

2. Оценить способность определять место и роль философских взглядов античных авторов в контексте развития мировой культуры.

3. Проверить умение видеть связь философии и медицины.

4. Проверить умение связывать античную философскую традицию с современностью.

5. Определить проблемные стороны усвоения и использования изученного материала студентами с целью дальнейшего совершенствования учебного процесса.

 

Вопросы для контрольного занятия.

Каждой подгруппе достается два вопроса: один из ранней греческой философии, другой из философии классического и римского и эллинистического периодов.

1. Ранняя греческая философия:

а) Представления о первооснове мира Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена;

б) Учение Пифагора и пифагорейцев о числах, пифагорейский образ жизни, пифагорейская медицина;

в) Учение о первооснове мире, диалектические идеи, учение о Логосе Гераклита;

г) Элейская школа: «атеизм», учение о едином и гносеология Ксенафана, онтологические идеи Парменида, доказательства невозможности помыслить движение и множественность мира Зенона;

д) Идеи о первооснове и движущих силах мира Эмпедокла, учение о гомеомериях Анаксагора;

е) Понятие атомов и пустоты, учение о свойствах атомов, видах движения, социальные идеи Левкиппа и Демокрита.

2. Античная философия классического периода:

а) Риторика, софизмы и философские идеи софистов;.

б) Учение о человеке, обществе, метод Сократа;

в) Онтология, гносеология, социальная философия Платона;

г) Классификация наук, учение о материи и форме, категориях, четырех видах причин, структуре души и социальные идеи Аристотеля.

3. Философия эллинистического и римского периода:

а) Эпикур;

б) стоики;

в) скептики;

г) неоплатоники.

 

Основная литература.

1. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.:Высш. шк., 1998.

2. Дж.Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Книга 1: Античность. - СПб.. 1994.

3. История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 1991.

4. История философии: Запад-Россия-Восток. Книга I /Под ред. Н.В. Мотрошиловой. - М., 1995.

5. Соловьев В.С. Лекции по истории философии //Вопросы философии, 1989. № 6.

6. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

7. Фрагменты ранних греческих философов. - М.: Наука, 1989.

8. Чанышев А.Н Философия Древнего мира. – М., 2001.

9. Чанышев А.Н. Италийская философия. - М., 1975.

10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М.. 1981.

 

Дополнительная литература.

1. Антология кинизма. - М.:Наука, 1984.

2. Аристотель. Сочинения: В 4-х тт. - М.;" 1975-1984.

3. Бакусев В. М. «Вечное возвращение» и античность.//Вопросы философии, 2007, №12.

4. Джохадзе Д.В. Диалектика Аристотеля. - М.: Наука, 1971.

5. Джохадзе Д.В. Основные этапы развития античной философии. - М.: Наука, 1977.

6. Джюхадзе Д.В. Диалектика эллинистического периода. - М., 1979.

7. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М,, 1986.

8. Егоров А. С. Эмпедокл и проблема греческого шаманизма.//Вопросы философии, 2007, №12.

9. Иванов В. Эллинская религия страдающего бога. №1-6.//Человек, 2007, №6.

10. Кессиди Ф. Х. «Загадка» бурного расцвета греческой философии.//Вопросы философии, 2007, №12.

11. Лосев А.Ф. История античной эстетики. * В 6-ти тт. - М., 1963/80.

12. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. - М.: Мысль, 1996.

13. Нерсесянц В.С. Сократ и мы. - М.:Наука, 1977.

14. Платон. Сочинения: В 3-х. тт. - М., 1968-1972.

15. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Т.1 - Новосибирск, 1994.

16. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. - М., 1998.

17. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека.: Биографические очерки. - М.: Республика, 1995.

 

 

Тема 4: Философия средних веков (2 часа).

Цель занятия.

Рассмотреть основные идеи западноевропейской философии эпохи средневековья в контексте западноевропейской, российской и исламской культур.

 

Задачи.

1. Выделить особенности философских взглядов периодов патристики и схоластики.

2. Сравнить западноевропейский, восточноевропейский и исламский вариант ответов на основные проблемы философии средневековья.

3. Определить аспекты связи средневековой религии, философии и медицины.

Вопросы для повторения.

1. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные этапы развития античной философии.

2. Как философы Милетской школы решали проблему первоначала?

3. Что вкладывали элеаты в понятия «знание» и «мнение»?

4. Какие важные философские категории были введены в науку элеатами?

5. Объясните смысл тезиса Гераклита: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

6. В чем заключается метод Сократа?

7. В чем суть теории анамнезиса Платона?

8. Почему учение Платона о государстве нередко называют первой коммунистической утопией?

9. В чем эвристический смысл учения Платона о структуре души?

10. Учение Аристотеля о материи и форме – материализм или идеализм? Обоснуйте свой ответ.

11. Покажите значение учения Аристотеля о четырех видах причин для медицины.

12. Покажите влияние философских идей на формирование медицинских парадигм античности.

Вопросы для подготовки к занятию и опроса.

1. Исторические условия формирования философии средневековья.

2. Период Патристики.

3. Возникновение схоластической философии в Западной Европе.

4. Спор об универсалиях: реализм, концептуализм, номинализм.

5. Проблема соотношения веры и разума в западноевропейской средневековой философии.

6. Философия Фомы Аквинского.

Тестовые задания.

1. Апологеты во 2 в. до н. э.:

а) являлись сторонниками Юлиана Отступника;

б) защищали, оправдывали христианское вероучение;

в) впервые раскрыли стремление души к первоединству;

г) рассматривали противоположность духа и материи.

2. Квинт Тертуллиан провозгласил:

а) «Христианское откровение упраздняет мудрость мира сего»;

б) «Верую, потому, что нелепо»;

в) «Божественное и дьявольское постоянно борются между собой»;

г) «Ищите и обрящете».

3. «Стромата» (буквально – «цветные ковры») – это произведение, включающее в себя множество цитат из трудов греческих философов для реабилитации греческой философии в глазах христиан. Оно было собрано:

а) Юлианом Отступником;

б) Юстином Мучеником;

в) Филоном Александрийским;

г) Климентом Александрийским.

4. Стремясь объединить христианство с неоплатонизмом, он впервые предпринял философско-аллегорическое истолкование Библии:

а) Климент Александрийский;

б) Аммоний Саккас;

в) Плотин;

г) Ориген.

5. Один из отцов церкви, Григорий Нисский (325 - 394):

а) попытался разработать систему правоверного богословия;

б) опроверг догмат Троицы;

в) обосновал положение о том, что разум выше веры;

г) доказал тождество сущности (усии) и ипостаси.

6. Он был рожден в семье римского чиновника, учился риторике у скептиков, затем был приверженцем манихейства, но, перейдя в христианство, стал виднейшим из отцов западной церкви:

а) Иероним Блаженный;

б) Авросим Медиоланский;

в) Аврелий Августин;

г) Василий Кессарийский.

7. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

а) исследовать социальную действительность;

б) исследовать природу;

в) найти рациональные доказательства веры;

г) сформировать христианскую философию в противовес языческой.

8. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно философское направление, им созданное, называется:

а) атомизмом;

б) томизмом;

в) августинизмом;

г) папизмом.

9. Аверроэс – это западное прочтение арабского имени:

а) аль-Кинди;

б) аль-Фараби;

в) ибн Рушд;

г) ибн Сина.

10. Авиценна понимал мир как произведение:

а) слепых сил природы;

б) божественного разума;

в) божественной воли;

г) божественных воли и разума.

11. В согласии с другими арабскими философами Ибн Сина учил об универсалиях, которые существуют:

а) до единичных вещей;

б) в реальных вещах;

в) как единичные вещи;

г) после вещей.

12. По Аверроэсу, материальный мир:

а) вечен и бесконечен, но в пространстве ограничен;

б) сотворен Богом из ничего;

в) обречен на гибель;

г) вечен и в пространстве безграничен.

13. Аверроэс, развивая учения о человеке и нравственности,

а) признавал бессмертие индивидуальной души;

б) отрицал бессмертие души;

в) считал неизбежным посмертное вознаграждение или наказание на том свете;

г) поддерживал идею об отсутствии различий между добром и злом.

14. Первый из христианских писателей Ориген был официально осужден церковным собором за то, что:

а) обосновывал тезис о нематериальности Бога, его совершенстве и вечности;

б) доказывал бесконечность Бога на основе положений апофатического богословия;

в) писал о сотворении Богом – еще до сотворения мира – бессмертных и бестелесных духов (ангелов и человеческих душ), которые обладают свободой воли (свободой выбора);

г) доказывал творение мира Богом «из ничего»;

д) рассматривал Бога-отца, Бога-сына, и святого духа как последовательные эманации верховного Бога.

15. К отцам церкви, деятельность которых характеризуется и с богословской и с философской точек зрения, живших в 4 в. на Востоке, в Каппадокии (Малая Азия), относятся:

а) св. Иероним Блаженный;

б) Григорий Назианзин;

в) Василий Великий, епископ Кессарийский;

г) Григорий Нисский;

д) Амвросий Медиоланский.

16. Аврелий Августин написал следующие произведения:

а) «Шестоднев»;

б) «О блаженной жизни»;

в) «Исповедь»;

г) «О Граде Божием»;

д) «Гортензий».

17. Для «Ареопагитик» Псевдо-Дионисия понимание отношений Бога и мира строится на:

а) эманационизме;

б) пантеизме;

в) эволюционизме;

г) креационизме;

д) панпсихизме.

18. На воззрения Иоанна Скота Эригуены оказали решающее влияние:

а) Максим Исповедник;

б) Амвросий Медиоланский;

в) Псевдо-Дионисий;

г) Алкуин;

д) Мани.

19. Основные идеи схоластики:

а) создать философский метод по изучению природного мира;

б) с помощью разума проникнуть в истину веры и приблизить ее к мыслящему духу;

в) придать религиозной и теологической истине систематическую форму при помощи философских методов;

г) сформулировать основы социальной философии;

д) использовать философские аргументы для исключения возможности критики святых истин.

20. Иоанн Росцелин из Компьени решительно выступал:

а) против платоновского реализма;

б) за платоновский реализм;

в) против понятия общих субстанций;

г) за то, что существуют единичные вещи;

д) за то, что универсалии не являются речью.

21. К произведениям Фомы Аквинского не относятся:

а) «О Граде Божием»;

б) «Сумма теологии»;

в) «О предопределении»;

г) «О божественном единстве и теоретичности»;

д) «Об основании веры против сарацинов, греков и армян».

22. Роджер Бэкон выдвинул три основных возражения против схоластики:

а) схоласты не достаточно хорошо знают греческий и арабский языки для правильного постижения древней философии;

б) они не достаточно знают математику, которая является основой наук;

в) схоластический метод – это дедукция, основанная на ссылках на религиозные авторитеты;

г) схоласты не используют мистический метод познания;

д) они недостаточно используют аллегорический смысл Библии.

23. В «Сумме теологии» Фомы Аквинского содержится пять доказательств существования Бога, среи которых такие:

а) все в мире случайно, но при этом случайное не зависит от необходимого. Бог – это уникальное совпадение случайности и необходимости;

б) все в мире направленно к некоей цели, имеет смысл и полезность. Бог – это высшее разумное существо, которое видит глобальную цель и все направляет к ней;

в) в мире существует ряд действующих причин. Но некоторые причины порождают сами себя. Бог существует независимо от каких бы то ни было причин;

г) все в мире движется, и Бог является «первым двигателем» мира;

д) все в мире может рассматриваться как степени качеств, следующих друг за другом. Бог – наивысшая степень качества.

24. Основополагающими предвидениями Я. Беме являются:

а) «Наставления в христианской вере»;

б) «Аврора, или Утренняя заря в восхождении»;

в) «О тройственной жизни человека»;

г) «К христианскому дворянству немецкой нации»;

д) «О трех принципах».

25. С точки зрения Я. Беме, человек является:

а) идеальным совершенством, реализуемым не на земле, а в царстве Божием;

б) микрокосмом, единством божественного и природного;

в) полным ничтожеством, просветляемым святым духом и спасаемым по воле божией;

г) «малым богом», сочетающим в себе единство телесного духовного;

д) противоречивым сочетанием добра и зла.

26. Исторической личностью считали Иисуса Христа:

а) гностики;

б) манихеи;

в) неоплатоники;

г) фарисеи;

д) саддукеи.

27. Теоретическую критику основных положений Библии и христианского вероучения не дали в своем произведении «Против христиан»:

а) Порфирий;

б) Прокл;

в) Плотин;

г) Юлиан Отступник;

д) Маркион.

28. К апологетам принято относить:

а) Юстина Мученика;

б) Ямвлиха;

в) Татиана;

г) Цельса;

д) Афиногора.

29. В важнейшем догмате христианского монотеизма, догмате о троичности единого Бога – дух святой:

а) некоторыми исследователями рассматривался как заимствование христианами учения гностиков о плероме;

б) ассоциировался с Логосом;

в) религоведами истолковывался в качестве модификации ближневосточных религиозных представлений о богине-матери;

г) в развитии христианства иногда подменялся культом Богоматери;

д) представал абстрактным выражением Бога-отца, начиная с Филона Александрийского.

 

 

Основные идеи темы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.159 с.)