Раздел 1. Предмет философии. Историко-философское введение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Предмет философии. Историко-философское введение



Лекции – 6 часов. Практические занятия – 8 часов.

 

Тема 1. Философия, ее предмет и функции. Становление философского знания.

 

Понятие мировоззрения, его типы и важнейшие компоненты. Основные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Своеобразие философского мировоззрения, его отличие от других типов мировоззрения.

Предмет философии. Эволюция представлений о предмете философии. Основные философские проблемы, их эволюция в процессе становления и развития философского знания. Структура философского знания: учение о бытии (онтология), учение о познании (гносеология), учение о методах познания (методология), учение о человеке (философская антропология), учение об обществе (социальная философия), учение о ценностях (аксиология).

Функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая, критическая и др.

Роль философии в жизни человека и общества, её место в духовной культуре. Приоритет непреходящих общечеловеческих ценностей и идей гуманизма.

Основные этапы исторического развития философской мысли и ее направления.

Понятие философской школы и учения. Цивилизационное многообразие философских традиций.

Генезис философии в Древней Греции. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии. Своеобразие античной диалектики.

Трактовки бытия в античной философии. Человек и его сознание, постановка проблемы познания. Проблема человека, государства и общества в античной философской мысли классического периода. Начало формирования философских воззрений о праве.

Особенности культуры эллинизма, основные философские школы этого периода. Правовые идеи в эллинистическо-римской философии. Античность и философия последующих эпох.

Основные черты средневековой теологической философии: теоцентризм, креационизм, провиденциализм. Патристика, ее своеобразие. Схоластика, этапы её развития. Роль университетов в средневековой Европе. Основные философско-правовые взгляды в Средневековье.

Философия эпохи Возрождения: реставрация античных идеалов всесторонне развитого, деятельного человека; гуманизм; пантеизм. Социально-философская мысль эпохи Возрождения и ее правовые аспекты.

 

Тема 2. Философия классическая, неклассическая и постнеклассическая.

Философия ХVII – ХVIII в.в., ее связь с развитием науки и процессом формирования философии права и юридической науки Нового времени. Решение проблемы познания. Идея универсального метода научного познания. Антиномия эмпиризма и рационализма в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Д. Локк, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, Д. Беркли Д. Юм). Философия эпохи Просвещения: идеи антиклерикализма, веры в разум, утверждение прав и свобод человека, идея общественного договора, исторического прогресса. Социально-политические и правовые аспекты философии Нового времени.

Классическая немецкая философия, ее особенности и значение. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии. Правовые взгляды И. Канта. Диалектика субъекта и объекта в философии И. Фихте и Ф. Шеллинга. Философская система и метод Г. Гегеля. Антропологическая философия Л. Фейербаха. Философско-правовые идеи немецкой классической философии.

Марксистская философия: основные идеи и эволюция. Философско-правовые идеи философии марксизма.

Неклассическая философия: характерные черты и направления философии 2-ой половины XIX-начала ХХ века.

Общая характеристика основных течений западной философской мысли ХХ-XXI столетий. Формирование постнеклассических направлений во второй половине ХХ века: постпозитивизм, постструктурализм, постмодернизм.

 

Тема 3. Русская философия.

Своеобразие русской философии, этапы эволюции философской и социально-политической мысли в России. Основная проблематика русской философии XIX – первой половины ХХ вв. Славянофилы и западники. Критика славянофилами культуры Запада и обоснование особого исторического пути России. Либеральное и революционно-демократическое направления западничества.

Материалистическое течение в русской философии (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский). Русская религиозная философия. Философия всеединства В.С. Соловьева. Экзистенциально-религиозная философия Н.А. Бердяева. Русский космизм, его основные течения.

Разработка нравственно-правовых проблем в трудах русских философов конца XIX – середины ХХ вв. (И.А. Ильин, П.И. Новгородцев и др.).

Раздел 2. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ

Лекции – 6 часов. Практические занятия – 8 часов.

 

Тема 1. Бытие как центральная категория философии. Фундаментальные характеристики бытия.

 

Онтология - учение о бытии. Философская категория «бытие», ее содержание и эволюция в истории философии. Соотношение понятий: бытие и небытие, бытие и сущее. Подходы к проблеме бытия в современной философии. Понятие вещи. Вещь, свойство, отношение.

Проблема многообразия и единства бытия. Понятие субстанции в истории философии. Плюрализм, дуализм, идеалистический и материалистический монизм.

Основные формы бытия. Специфика природного, социального, человеческого бытия. Фундаментальные свойства бытия. Структурная организация бытия, понятия системы и элемента, виды систем, принципы системности и самоорганизации. Материя как философская категория. Движение как атрибут бытия. Развитие и его модели. Пространство и время как культурные универсалии и как важнейшие атрибуты бытия. Многообразие пространственно-временных уровней бытия.

 

Тема 2. Философские и научные картины мира как модели бытия

 

 

Понятие «картина мира». Научные, философские и религиозные картины мира.

Понятие мира. Мир как объективная реальность. Картины мира как философский синтез научных знаний о реальности; мировоззренческая и методологическая функция картин мира. Эволюция картин мира.

Натурфилософская картина мира: мир как самодостаточная, закономерная, внутренне упорядоченная и целесообразная реальность (космологические модели Античности). Аристотелевско-птолемеевская система мира.

Картина мира классической науки. Механистические представления о материи и движении. «Лапласовский» детерминизм. Субстанциальная концепция пространства и времени.

Неклассическая наука – квантово-механическая картина мира, вероятностно-статистический характер причинности, реляционная концепция пространства-времени.

Постнеклассическая картина мира. Системность и самоорганизация как свойства бытия. Фундаментальная роль случайности. Стохастичный, неопределенный, нелинейный характер развития Вселенной. Синергетика как методология исследования сложных систем. Базисные принципы синергетики. Антропный принцип в постнеклассической науке.

 

Тема 3. Бытие и сознание.

Бытие и сознание. Понятие материального и идеального. Проблема происхождения сознания. Информационное взаимодействие как предпосылка возникновения сознания. Роль трудовой деятельности, языка и общения в формировании сознания.

Постановка проблемы сознания в философии. Сознание и мозг. Общественная природа и активность сознания. Творческий характер сознания. Самосознание, его структура и формы.

Структура сознания. Структура психической деятельности. Сознательное и бессознательное. Фрейдистские и неофрейдистские трактовки бессознательного и его роли в происхождении культуры. Сознание как необходимое условие развития культуры.

 

Раздел 3. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ

Лекции 4 часа. Практические занятия – 6 часов.

 

Тема 1. Познание

Познание как активная деятельность человека, направленная на производство знаний. Проблема познаваемости мира в философии и основные способы ее решения. Субъект и объект познания.

Познание как процесс. Основные виды и уровни познания. Чувственное познание, его основные формы. Рациональное познание. Основные формы мышления. Роль интуиции в познании. Единство чувственного, рационального и интуитивного познания. Односторонность сенсуализма, рационализма, иррационализма.

Проблема истины в философии и науке. Классическая, когерентная, прагматическая, конвенциальная концепции истины. Истина и заблуждение. Правда и ложь. Объективное и субъективное, абсолютное и относительное в истине. Конкретность истины. Критерии истинности знания. Познание и практика. Проблема истины в судебном исследовании и юридической практике.

Объяснение, понимание, интерпретация. Диалогическая природа понимания. Герменевтические трактовки понимания. Особенности юридической герменевтики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.1.23 (0.018 с.)