Тема 3. Культура и цивилизация. Формы ценностного освоения бытия. 4 часа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Культура и цивилизация. Формы ценностного освоения бытия. 4 часа.



1. Понятие культуры, его историческое развитие. Структура и функции культуры. Виды культуры. Материальная и духовная культура. Элитарная и массовая культура.

2. Проблема преемственности в культуре, традиции и новаторство.

3. Философское понимание ценностей (аксиология). Ценности, нормы, оценки.

Духовные и материальные, общечеловеческие, классовые, национальные,

индивидуальные ценности.

4. Проблема социального идеала и переоценки ценностей в эпоху социальных

преобразований.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить лекционный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия;

- изучить рекомендованную литературу;

- углубленно изучить понятия «цивилизация» и «культура», сравнить определения цивилизации и культуры в различных философских источниках;

- написать эссе на тему «Значение и роль философии для образования современного юриста» или пробную рецензию на один из учебников по философии, изучавшихся в течении семестра;

-подвести итоги анкетирования на первом занятии – оценка студентами результатов обучения;

-подготовиться к итоговому тестированию (рубежный контроль № 3).

 

Основная литература.

1. Философия: учебник / под общ. ред. Л.А. Деминой. – М.: Проспект, 2012. Гл. 7, § 3-4.

2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. 5–ое изд. - М.: Проспект, 2008.

3. Философия. Часть вторая. Основные проблемы философии. / Под ред. В.И. Кириллова. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Юристъ, 1999. Дополнительный тираж 2005, 2006.

4. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. / Составитель: Алексеев П.В. - М.: Проспект, 2010.

 

Дополнительная литература

 

1. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 2002.

2. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 2007.

3. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М., 2006.

4. Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М., 2000-2001.

5. Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

6. Философия: Учебное пособие. /Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юристъ, 2002.

7. Философия: Учебник для вузов. / Под ред. В.В. Миронова. - М.: Норма, 2005.

8. Хрестоматия по западной философии: Учебное пособие. / Составитель: Фокина Н.И.- М.:

Проспект, 2006, 2008.

 

3.4. Самостоятельная работа студента

 

Важнейшую роль в овладении философией играет самостоятельная работа студентов, без которой невозможно стать высококлассным судебным экспертом и юристом. Самостоятельная работа студента призвана формировать у него такие знания, умения и навыки, которые способствуют становлению научно подготовленного специалиста, квалифицированно и ответственно выполняющего на практике свои профессиональные обязанности. В связи с этим в процессе учебы студент выполняет следующие основные виды самостоятельной работы:

1. Подготовка к лекциям. Студент должен иметь некоторый запас знаний, касающийся темы будущей лекции. Для этого ему необходимо познакомиться:

· С лекционным материалом, изложенным в учебниках, электронных источниках и др.

· С основными категориями и понятиями, которые будут использованы на лекции.

· С теми дискуссионными проблемами, которые затрагивают тему лекции.

· Подготовить вопросы, которые возникли у него при знакомстве с материалами будущей лекции.

2. Подготовка к практическим занятиям. Практическое занятие – одна из широко применимых форм изучения учебного материала, заключающаяся в организованном обсуждении поставленных вопросов. На них обучаемые углубляют, систематизируют и закрепляют знания, полученные на других видах занятий и в ходе самостоятельной работы. Подготовка к практическим занятиям предполагает:

· Изучение материалов лекций, учебников и учебных пособий, первоисточников, материалов, помещенных в электронных средствах информации.

· Формирование умения выделять проблемные вопросы и умения отвечать по существу на основные вопросы, сформулированные в планах занятий, а также в индивидуальных формах заданий.

· Формирование умения обобщать изучаемый материал, а также строить достаточно и убедительно аргументированные и обоснованные выводы.

· При подготовке к практическим занятиям студентам важно выработать навыки самостоятельного поиска научной информации, овладеть навыками составления библиографии (списка литературы) и цитирования источников по изучаемой теме, которые необходимы при составлении докладов, эссе, презентаций проектов и других видов сообщений.

 

3. Самостоятельная работа студентов при подготовке к экзаменам.

  • Осмысление и приведение в систему знаний полученных на лекциях и практических занятиях.
  • Знакомство с вопросами для самоконтроля и их уяснение.
  • Обращение к ранее изученным первоисточникам.
  • Выделение непонятных вопросов и обращение за консультацией к преподавателю.

 

В целом, изучение систематического курса философии предполагает следующие виды самостоятельной работы:

 

- знакомство с первоисточниками философской мысли: либо непосредственно с работами отдельных авторов, либо на основании хрестоматии (рекомендуемые источники и хрестоматии приведены в списках литературы) и отчет о работе в виде конспекта при индивидуальном собеседовании с преподавателем на консультации;

- подготовка эссе, докладов, рефератов, презентаций с последующим обсуждением их на практических занятиях;

- обдумывание проблемных вопросов и проблемных ситуаций по тематике предстоящей лекции, практического занятия и выдвижение их для обсуждения;

- подготовка к участию в дискуссиях, круглых столах, коллоквиумах, студенческих конференциях;

- выполнение тестов для самоконтроля при подготовке к практическому занятию;

- подготовка к контрольному тестированию;

- опыт рецензирования прочитанной философской литературы, учебников, статей и т.п.

 

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса

1) При изучении Раздела 1 (историко-философское введение) необходимо углубленное изучение - по выбору студента - одного из произведений отечественного или зарубежного философа ХХ века и подготовка доклада о прочитанном на практическом занятии. Такого рода работа призвана способствовать выработке понимания современных тенденций развития философской мысли, а также овладению навыками философского анализа различных типов мировоззрения.

2) При изучении раздела 2 (онтология) рекомендуется ознакомиться с концепциями бытия/небытия в работах современных российских и зарубежных философов (это можно сделать, используя электронные ресурсы информационно-образовательных порталов, например, ФЦИОР), определить собственную позицию по данному вопросу и аргументированно выступить с ней на обсуждении. Данный вид работы развивает навыки самостоятельного мышления и умение вести дискуссию. Изучение темы «Научные картины мира» требует от студента, с одной стороны, более глубокого ознакомления с результатами современной науки, с другой – умения увидеть их мировоззренческие смыслы.

3) Для лучшего понимания проблем философской антропологии рекомендуется самостоятельное ознакомление с гипотезами происхождения человека, а также результатами современных дискуссий философов, ученых и представителей церкви о сущности человека, начале жизни человека, смерти и бессмертии и т.п.

4) Изучение Раздела 3 (гносеология и методология) требует от студента умения рассмотреть юридические документы, а также изучаемые дисциплины в области судебной экспертизы и правовые дисциплины в целом с точки зрения использования в них философских и общенаучных методов, что способствует лучшему пониманию методологии права.

5) При изучении Раздела 4 (Общество. Цивилизация. Культура) самостоятельная работа студентов должна быть направлена на подготовку к участию в дискуссиях по проблемам и противоречиям современного общества, в том числе, в рамках Дискуссионного клуба Академии.

 

 

Образовательные технологии

При освоении учебного материала курса Философии используются преимущественно активные и интерактивные образовательные технологии, способствующие созданию атмосферы свободной и творческой дискуссии как между преподавателем и студентами, так и в студенческой группе. Целью при этом является выработка у студентов навыков и компетенций, позволяющих самостоятельно вести исследовательскую и научно-педагогическую работу.

 

Методы, рекомендуемые для использования на лекционных занятиях:

1) Прочитать лекцию на небольшой фрагмент лекционного материала.

2) Объяснить на лекции другим студентам суть главных принципов излагаемых на лекции концепций и моделей.

3) Создание проблемных ситуаций, формулирование проблемных вопросов в процессе лекции, позволяющих большинству слушателей подключиться к эвристическому поиску.

 

Методы, рекомендуемые для использования на практических занятиях:

 

1) Организовать дискуссию на семинарских занятиях на определенную тему.

2) Творчески осмыслить изучаемый материал в выборе направления личных интересов в правоведении.

 

Методы, рекомендуемые для использования в индивидуальной работе со студентами:

 

- Подготовить тезисы доклада, выступления или сообщения на тематику данной дисциплины в научном студенческом обществе академии, на заседании философского кружка или на других научных мероприятиях, включая кафедральные и межкафедральные конференции.

 

Также используются:

- методика «малых групп»;

- рецензирование учебных пособий;

- методика презентаций проектов;

- «кейс-стади»;

- технология портфолио;

- дистанционные технологии;

- Интернет-конференции;

- встречи с ведущими философами и правоведами.

 

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
II Лекции Лекция-дискуссия    
Лекция-презентация  
Практические занятия Работа в малых группах «Аквариум» «Броуновское движение» «Мозговой штурм» Дерево решений «Эрудит» Дебаты «Кейс-метод»  
Итого:  

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 50% аудиторных занятий

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

 

 

I. Примерные темы эссе, проектов, рефератов, дискуссий для подготовки к практическим занятиям

  • Философские идеи Платона и Аристотеля: учение о бытии и познании (сходство и различие).
  • Проблема разума и веры, сущности и существования в философии Средневековья.
  • Человек эпохи Возрождения: идеалы, стремления, возможности.
  • Ф.Бэкон и Р.Декарт: сходство и различие философских учений.
  • Трактат И.Канта о вечном мире и современность.
  • Диалектика Г.Гегеля и диалектика К.Маркса.
  • Проблема истинности знания в философии неопозитивизма.
  • К.Поппер и П. Фейерабенд: единомышленники или враги?
  • Понятие жизни, сущности и назначения человека в философии жизни.
  • Проблема человека в философии экзистенциализма.
  • Человек: волк или овца?
  • Славянофилы и западники: история и современность.
  • Идея «разумного эгоизма» в философии Н.Чернышевского.
  • Учение о богочеловечестве в философии В.Соловьева и Н.Бердяева.
  • Понятие культуры и цивилизации в философии Н.Бердяева.
  • Особенности российской правовой культуры.
  • Бытие человека и его перспективы. Человек настоящего и будущего.
  • Бытие как философская категория. Виды бытия.
  • Проблема соотношения материального и идеального.
  • Философское и естественнонаучное толкование времени.
  • Сознательное и бессознательное.
  • Творческая природа сознания.
  • Место и роль интуиции в познавательной деятельности человека.
  • Философские категории: методологическое, аксиологическое, эвристическое значения для юридических наук.
  • Роль субъективного фактора в превращении возможности в действительность.
  • Особенности социального познания.
  • Место человека в системе общественных отношений.
  • Противоречивое единство морального и правового сознания.
  • Современная философия о свободе и ответственности личности.

II. Вопросы для самоконтроля, проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

 

  1. Мировоззрение, его структура и основные типы.
  2. Философское мировоззрение.
  3. Предмет и функции философии.
  4. Характерные черты мифологического и религиозного мировоззрения.
  5. Философия античности эпохи становления (Милетская школа, Пифагор, элеаты, Гераклит).
  6. Сократ и софисты.
  7. Атомистическая философия Демокрита. Учение о свободе, необходимости и познании.
  8. Философия Платона, учение об идеях, познании и человеке.
  9. Философия Аристотеля, учение о материи и форме, познании, этические взгляды.
  10. Философия эпохи эллинизма. Эпикур и его школа. Стоицизм и скептицизм. Неоплатонизм.
  11. Особенности средневековой философии. Патристика, учение Августина

Блаженного. Схоластика, ее своеобразие. Философские взгляды Фомы

Аквинского.

  1. Философия эпохи Возрождения и её особенности. Пантеизм и диалектика в учениях Н. Кузанского и Дж. Бруно.
  2. Философия 17-18 в.в., ее особенности, связь с развитием науки. Решение проблемы познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (Фр. Бэкон, Р. Декарт).
  3. Учение о субстанции и ее атрибутах в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).
  4. Учение о «первичных» и «вторичных» качествах Дж. Локка.

Субъективный идеализм Дж. Беркли и философский скептицизм Д. Юма.

  1. Французское Просвещение и философский материализм ХУ111 века.
  2. Классическая немецкая философия, ее своеобразие. Философия Им. Канта: учение о познании, морали и праве.
  3. Философская система и метод Г.В.Гегеля.
  4. Антропологическая философия Л. Фейербаха. Критика религии, учение о человеке и обществе.
  5. Единство материализма и диалектики в философии марксизма. Марксистская философия в России.
  6. Своеобразие русской философии, этапы ее развития. Русская философия ХУ111 века (М.В.Ломоносов, А.Н. Радищев).
  7. Славянофилы (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский) и западники: философские и социально-политические взгляды.
  8. Русская материалистическая философия Х1Х века. А.И.Герцен,

Н.Г.Чернышевский.

  1. Русская религиозная философия. Философия Всеединства В.С.Соловьева. Религиозный экзистенциализм и социальная философия Н.А.Бердяева.
  2. Позитивизм, его исторические формы. Неопозитивизм.
  3. Основные идеи философии постпозитивизма (К.Поппер, Т.Кун, П.Фейерабенд).Влияние постпозитивизма на современную философию.
  4. Философия А.Шопенгауэра. Ее развитие в философии жизни (Ф.Ницше).
  5. Учение о бессознательном З.Фрейда. Неофрейдизм.
  6. Проблема человека в философии экзистенциализма.
  7. Бытие, его основные формы. Решение проблемы бытия в современной философии.
  8. Проблема единства мира и ее решение в философии, плюрализм, дуализм, монизм.
  9. Материя как философская категория, ее основные атрибуты.
  10. Материальное и идеальное. Субстанциональные концепции бытия, материализм и идеализм.
  11. Движение и его формы. Движение и развитие, основные концепции развития.
  12. Философские и научные концепции пространства и времени.
  13. Понятие картины мира. Современная картина мира.
  14. Понятие сознания, его происхождение, сущность и структура. Общественная природа и активность сознания.
  15. Природа бессознательного, его основные проявления. Психическая деятельность как единство сознательного и бессознательного.
  16. Проблема познаваемости мира и ее решение в философии.
  17. Чувственное и рациональное познание. Ограниченность сенсуализма, рационализма и иррационализма.
  18. Философские концепции истины и ее критериев.
  19. Научное познание и его специфика. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
  20. Понятие метода познания. Эмпирическое и теоретическое познание.
  21. Познание и понимание.
  22. Метафизика и диалектика как философские методы познания. Основные принципы и законы диалектики.
  23. Категории единичного, общего и особенного, их роль в познании. Значение этих категорий для установления юридической ответственности.
  24. Система, структура, элемент, их взаимосвязь. Сущность системного подхода.
  25. Категории содержания и формы. Содержание и форма в праве.
  26. Категории причины и следствия. Проблема причинности в судебном исследовании.
  27. Необходимость и случайность. Значение этих категорий для установления юридической ответственности.
  28. Сущность и явление, их противоречивая взаимосвязь.
  29. Категории возможности и действительности. Виды возможностей. Роль субъективного фактора в превращении возможности в действительность.
  30. Бытие человека. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека. Сущность биологизаторских и социологизаторских концепций.
  31. Человек в системе социальных отношений. Понятие личности. Личность как субъект и объект общественных отношений.
  32. Проблема исторической необходимости и свободы личности. Свобода и ответственность личности.
  33. Проблема сохранения человеческой индивидуальности в современном мире.
  34. Сущность и предназначение человека. Смысл человеческой жизни.
  35. Понятие природы. Природа и общество, этапы их взаимодействия.
  36. Экологические и демографические проблемы в современном обществе, роль права в их решении.
  37. Понятие общества. Общество как система. Важнейшие подсистемы: экономическая, политическая, социальная, духовная, их особенности и роль в обществе.
  38. Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания.
  39. Специфика политического и правового сознания, их взаимообусловленность и социальная детерминация.
  40. Нравственное сознание. Противоречивое единство морального и правового сознания.
  41. Эстетическое сознание, его взаимосвязь с другими формами общественного сознания. Роль искусства в жизни общества.
  42. Религия и религиозное сознание. Свобода совести.
  43. Общество как исторический процесс. Концепции исторического процесса.
  44. Проблема периодизации общества. Понятие социального детерминизма.
  45. Понятие культуры, ее структура и функции. Правовая культура и ее особенности.
  46. Ценности и оценки. Виды ценностей. Ценности права и ценности морали.
  47. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций. Культура и цивилизация.

 

 

6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:

 

№ п/п Наименование раздела (темы) учебной дисциплины Коды формируемых компетенций Планируемый результат обучения (знания, умения, владение навыками) и коды общекультурных и профессиональных компетенций, которые формируются при достижении этого результата
1. Предмет философии. Историко-философское введение     ОК-1, ОК-2, ПК-20, ПК-21 В результате изучения раздела 1 дисциплины Философия базовой части цикла ГСЭ обучающийся должен знать: предмет философии, ее роль в истории человеческой культуры, соотношение с другими формами духовной жизни; основные этапы развития философской мысли; иметь представление о важнейших школах и учениях выдающихся философов; об основных отраслях философского знания – онтологии, теории познания, социальной философии, философской антропологии; мировоззренческие основы философии права; уметь: ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания; анализировать философско-правовые тексты, выявлять теоретически ценные идеи, мысли, подходы, а также творчески применять знания истории философии в ситуациях, требующих личностного и гражданского участия в совершенствовании отдельных общественных структур, прежде всего в области права, и общества в целом; владеть: навыками философского анализа различных типов мировоззрения и концепций права в их историко-философском рассмотрении  
2. Философия бытия     ОК-3, ОК-4, ПК-17. В результате изучения раздела 2 будущий судебный эксперт должен знать: основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи; иметь представление о решении основных проблем философии и онтологии права в современной философии; уметь: понимать характерные особенности современного этапа развития философии; применять философские принципы и законы в юридической деятельности; владеть: навыками последовательного и целенаправленного осмысления значения философских принципов, законов и категорий применительно к теоретической и практической деятельности юриста  
3. Философия познания     ОК-4, ОК-9, ОК-10, ОК-13, ПК-2, ПК-18, ПК-19, ПК-20 В результате изучения раздела 3 будущий эксперт-криминалист должен знать: основные операции познавательной деятельности; проблематику определения истинности познания и ее критериев; диалогическую природу понимания; основы методологии научного познания и методологические основы юридического мышления; уметь: обосновывать собственную точку зрения; применять общефилософские, общенаучные методы в современных правовых учениях, в методологии права; владеть: методикой использования основных положений и методов социальных, гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач  
4. Общество, цивилизация, культура   ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ПК-12, ПК-9, ПК-20, ПК-22 В результате изучения раздела 4 будущий судебный эксперт должен знать: современные философские подходы к проблемам человека и общества, перспективам развития планетарного социума; особенности и социальное значение правовых ценностей; особенности правовой культуры России; уметь: понимать роль философии в формировании ценностных и профессиональных ориентаций личности; быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы; владеть: культурой мышления; навыками использования различных философских методов для анализа тенденций современного развития общества, философско-правового анализа; философскими основаниями правового воспитания на идеалах демократии и правового государства в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками  

 

 

7. Учебно-методическое обеспечение

Рекомендуемая литература.

 

Основная

 

1. Философия. Учебник. Под ред. Л.А. Деминой. М., Проспект, 2012.

2. Философия. Часть первая. История философии. / Под ред. В.И. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Юристъ, 1999. Дополнительный тираж 2002, 2003, 2004, 2005, 2006.

3. Философия. Часть вторая. Основные проблемы философии. / Под ред. В.И. Кириллова. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Юристъ, 1999. Дополнительный тираж 2005, 2006.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М.: МГУ, 2001.

5. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. 5–ое изд. - М.: Проспект, 2008.

6. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. / Составитель: Алексеев П.В. - М.: Проспект, 2010.

 

Дополнительная

Философские первоисточники

1.Аристотель. Большая этика. Соч. В 4-х т. — Т.4. — М.: Мысль, 1984.

2.Аристотель. Метафизика. Соч. В 4-х т. -М.: Мысль, 1976.

3.Аристотель. Первая аналитика. Вторая аналитика. -Соч. В 4-х т.- М.: Мысль, 1978.

4.Аристотель. Политика. Соч. В 4-х т. —М.: Мысль, 1984.

5.Бердяев Н.А. О назначении человека. — М.: Республика, 1993.

6.Бердяев Н.А. Самопознание. — М.:Книга, 1991.

7.Бердяев Н.А. Смысл истории. — М.: Мысль, 1990.

8.Бердяев Н.А. Судьба России. — М.: АПН, 1990.

9.Бердяев Н.А. Философия неравенства. -М.: ИМА-пресс, 1990.

  1. Бердяев Н.А Философия свободы.— М.: Мысль, 1990.
  2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. — М.: Политиздат, 1977.
  3. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. В 3-х книгах.- С-Пб.: Наука, 1993-1994.
  4. Гегель Г.В.Ф. Философия истории.— С-Пб.: Наука, 1993.
  5. Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика. Работы разных лет. В 3-х т. — М.: Мысль, 1973.
  6. Герцен А.И. О месте человека в природе. Соч. В 2-х т. -М.: Мысль, 1985.
  7. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Соч. В 2-х т. — М.: Мысль, 1989-1991.
  8. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия //Вопросы философии. — 1986. - № 3.
  9. Декарт Р. Рассуждение о методе. — М.: Изд-во АН СССР, 1983.
  10. Дидро Д. Философские принципы о материи и движении. –М.: Наука, 1997.
  11. Ильин И. А. Путь к очевидности. — М.: Республика, 1993.
  12. Кант И. Критика чистого разума. — М.: ИКА «Тайм-Ayт», 1993.
  13. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки. — М.: Прогресс, 1993.
  14. Кун Т. Структура научных революций. — М.: Мысль, 1977.
  15. Локк Д. Опыт о человеческом разуме. — М.: Мысль, 1998.
  16. Лосев А Ф. История античной философии. — М.: Мысль, 1989.
  17. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.
  18. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1972.- Т. 13.
  19. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М., 1999.
  20. Платон. Диалоги. — М.: Мысль, 1986.
  21. Плеснер Г. Ступени органического и человек. В кн.: Проблема человека в западной философии. —М.. Прогресс, 1988.
  22. Рассел Б. История западной философии. В 2-х т. — М.: МИФ, 1993.
  23. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. — М.: Изд-во ин. л-ры, 1997.
  24. Рикёр П. Человек как предмет философии //Вопросы философии. — 1989. -№2.
  25. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. // Сумерки богов. М., 1989.
  26. Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном существовании и интеллектуальной свободе // Вопросы философии. — 1990. -№2
  27. Соловьев В.С. Оправдание добра. — М.: Мысль, 1998.
  28. Сорокин П.А Человек. Цивилизация. Общество. — М: Политиздат, 1992.
  29. Тойнби А Постижение истории / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1998.
  30. Толстой Л.Н. Путь жизни. — М.: Республика, 1993.
  31. Фейербах Л. Сущность христианства. — М.: Мысль, 1965.
  32. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. В 2-х т.— М.: Правда, 1990.
  33. Франк С.Л. Духовные основы общества. — М.: Республика, 1992.
  34. Франк В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  35. Фромм Э. Душа человека. — М.: Республика, 1992.
  36. Фромм Э. Психоанализ и этика. — М.: Республика, 1993.
  37. Философия истории. Антология. М., 1995.
  38. Хайдеггер М. О сущности истины //Философские науки.-1989. -№4.
  39. Циолковский К.Э. Живая Вселенная // Вопросы философии. — 1992, -№6.
  40. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии. — М.: Республика, 1998.
  41. Шопенгауэр А Свобода воли и нравственность. — М.: Республика, 1992.
  42. Шпенглер О. Закат Европы.— М.: Республика, 1998.
  43. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Республика, 1994.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.062 с.)