Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-биологическая и психосоматическая проблемы.

Поиск

В развитии медицины и здравоохранения, а так же ряда других наук наступил период, когда их формирование и дальнейший прогресс требуют уточнения и углубления понимания диалектики биологического и социального.

Социально-биологическая проблема — это общеметодологическая философская проблема, ее целостный теоретический анализ является задачей философии.

Философская постановка проблемы биологического и социального опирается на представления об иерархии форм движения, уровней разви­тия материи. Накоплен большой объем знании о биологической и соци­альной формах движения материи, качественно отличающихся друг от друга. Задача философии заключается в том, чтобы вскрыть объективную логику научных фактов в различных областях знания, дать логический анализ структуры и содержания биосоциальной проблемы, обосновать сводимость методов и данных различных наук по этой проблеме.

Уже неоднократно было отмечено, что «социальное» - это, во-первых, те законы и закономерности жизнедеятельности общества, которые возникают и протекают на основе исторически сложившегося способа производства и распределения общественного продукта, это специфи­ческий способ удовлетворения общественным человеком своих жизнен­ных (социальных и биологических) потребностей в рамках сложивших­ся в обществе социальных процессов. В ряде случаев такая социальная детерминация носит настолько глубокий характер, что при ее отсутст­вии определенные свойства, структуры и функции, присущие общест­венному человеку, не имели бы места (речь, абстрактное мышление, определенные черты характера, моральные установки). Развитие социального подчеркивает его активность и широту: оно превращается в условие существования и развития биологического. Ясно, например, что качественная специфика обмена веществом и энергией между социальной системой и всей остальной природой (включая и биологический мир) заключается в его принципиальной опосредованности производством: в постиндустриальном обществе практически любое вещество и любая энергия, прежде чем стать предметом потребления со стороны человека, должны приобрести обязательную форму продукта труда.

Социально-биологическая проблема в той или иной мере объективно связана с эволюционной теорией, экологией, генетикой, антропологией, общей и социальной психологией, медициной и рядом других наук. Раскрыть специфику социальной и биологической форм движения материи, их соотношение в фило- и онтогенезе человека, в развитии общества – значит правильно решить и проблему взаимоотношения личности и общества, воспитания человека, глубже понять патогенез и сущность психических и соматических болезней.

Психосоматическая проблема – одна из наиболее сложных проблем философии и медицины новейшего времени. Психосоматические взаимоотношения находятся в центре внимания медицины со времени ее возникновения как относительно самостоятельной сферы деятельности.

Понятием «соматическое» в физиологии обозначают телесное, в отличие от психического. Под сомой имеют в виду строение и функции организма, в том числе и его внутреннюю среду. Соматическое может пониматься как «интегральная сумма» биофизических, биохимических, собственно биологических и в какой-то мере биосоциальных процессов.

Характеристика психической реальности затруднена и тем, что ме­ханизмы психики, сознания непосредственно не наблюдаются. Психи­ческое не дано нам в качестве вещи, чувственно воспринимаемой, оно постигается через рефлексию. Научное объяснение особенностей психического возможно на основании принципа отражения. Когда речь идет о влиянии психики на соматические процессы организма, то с точки зрения теории отражения это влияние надо понимать не как воздействие какой-то самостоятельно существующей силы, а как опосредованное психикой человека влияние окружающего мира на физиологические функция его организма. Психическое — это своеобразное проявление деятельности организма, сущность которого заключается в отражении человеком условий его существования и саморегуляции функций организма при посредстве этого отражения. Другими слова­ми, психическое — это бытие в отраженной, идеальной форме.

Психосоматика – направление медицинских исследований, изучаю­щее влияние психических факторов на возникновение и течение болез­ней. В широком значении под психосоматикой понимают изучение всего комплекса проблем, связанных с взаимным влиянием психики и физиологических механизмов жизнедеятельности организма человека. Некоторые исследователи используют термин «психосоматика» в узком значении для обозначения направления в современной медицине (так называемая психосоматическая медицина), в теоретическом отношении базирующегося на идеяхпсихоанализа и использующего разработанные им терапевтические методы.

Факт влияния состояния психики на процесс возникновения и характер развития многих соматических болезней у медиков не вызывает сомнений. Термин «психосоматические расстройства» в настоящее вре­мя широко употребляется. Согласно современным представлениям психосоматическое заболевание — это физиологический ответ человека, организма или органа человека на постоянно существующие иди периодически повторяющиеся эмоциональные стрессы в различных формах, например в форме «вегетативных неврозов».

Психосоматическая медицина никогда не представлялисобой более или менее однородного явления. Диагностика и лечение больного в психосоматической медицине идо настоящего времени еще далеки от совершенства.

 

Доклады и рефераты.

1. Естественно-научное знание как основа современной медицины.

2. Норма и патология, здоровье и болезнь как системные качества человека.

3. Социально-биологическая проблема в медицине ХХ века.

4. Психосоматическая проблема в медицине ХХ века.

5. Классификация нозологических форм в медицине.

 

Литература.

1. Гиппократ. Сочинения. – М., 1999.

2. Гиппократовская школа. – М., 1989.

3. Богород И. В. Врач и больной. – М., 1982.

4. Быкова С., Юдин Б. Эвтаназия: мнение врача. // Человек. 1994, №2.

5. Быкова С., Юдин Б. Что думают врачи об эвтаназии? // Врач. 1991, №4.

6. Косарев И. И., Сахно А. В. Нравственная ответственность врача в современном мире. – М., 1987.

7. Котельников В. П. От Гиппократа до наших дней. – М., 1987.

8. Сагатовский В. Н. Философия как теория всеобщего и ее роль в медицинском познании. – Томск, 1968.

9. Чазов Е. Н., Царегородцев Г. И. Опыт философско-методологического анализа врачебной диагностики. // Вопросы философии. 1986, №9.

10. Чикин С. Я. Врачи-философы. – М., 1990.

11. Чикин С. Я. Проблемы биомедицинской этики. – М., 1996.

12. Философские вопросы биологии и медицины. – М., 1986.

13. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

14. Губин В. Д. Философия. – М.: ТК Велби, 2008.

 

 

Тема 19. Философские проблемы медицины (6 часов).

Занятие 2. Проблема знания в медицине. Становление философии здоровья (2 часа).

Цель занятия.

Сформировать представление о философских и методологических основах медицины.

Задачи.

1. Рассмотреть философию как методологическую основу медицины.

2. Дать анализ проблемы знания в медицине.

3. Изучить влияние глобальных проблем современности на развитие медицины и здравоохранения.

4. Изучить философские и методологические основы клинического исследования.

Вопросы для повторения.

1. Дайте определение медицины как науки.

2. Дайте общую характеристику философско-методологических оснований медицины.

3. Дайте классификацию медицинских наук.

4. В чем заключается специфика процессов интеграции и дифференциации в медицине.

5. Как соотносятся философские категории и понятия медицины.

6. Дайте определение нозологической единицы.

7. Дайте классификацию нозологических форм.

8. Изложите сущность социально-биологической проблемы в медицине.

9. Изложите сущность психосоматической проблемы.

 

Вопросы для подготовки к занятию и опроса.

1. Проблема знания в медицине.

2. Диагностика как специфически познавательный процесс.

3. Рациональность и научность медицинского знания. Критерии научности в медицине.

4. Влияние глобальных проблем современности на развитие медицины и здравоохранения.

5. Проблема здорового образа жизни. Становление философии здоровья.

 

Тестовые задания.

1. Кто применил законы логики к медицине?

а) Гален;

б) Авиценна;

в) Аристотель.

2. Философия здоровья – это:

а) общая теория о здоровье человека;

б) гуманитарная проблема развития человека;

в) размышление о самоценности человеческого здоровья;

г) все здесь сказанное.

3. Субстанциональные корни здоровья человека:

а) социальные условия;

б) духовные факторы;

в) биологические качества;

г) все вместе взятое.

4. Признаки здорового образа жизни – это:

а) соблюдение во всем меры потребления;

б) строгай режим жизни и творчества;

в) забота о единении тела и духа;

г) все вместе взятое.

 

Основные идеи темы.

Системная структура знания в философии медицины, его единство обуславливается как объектом и предметом медицины, так и господствующими в ней философско-методологическими и медико-теоретическими основаниями, внутренней гносеологической однородностью (получение знания для клиники и профилактики), критериями научности и рациональности, свойственными классической, неклассической и постнекласической картинам мира. Важную роль играет и включенность медицинского знания в многоуровневую систему, о которой речь шла выше. Наконец это единство обеспечивается научным медицинским языком, системой собственно медицинских понятий, а так же измеренческими, информационными и компьютерными технологиями.

Медицинское знание является сложным объектом философского и логико-методологического анализа и может рассматриваться в развитии, а так же как сложившаяся система. В зависимости от этого его анализ может вестись с точки зрения единства эмпирического и теоретического, логического и исторического подходов диалектики и метафизики.

Историко-методологический и другие подходы к анализу медицинского знания показывают, что теоретико-познавательные достижения медицины имеют в основе развитие и конкурентные отношения двух (или нескольких) концепций, основывающихся на различных принципах. Например, эмпиризм и попытки создать теоретическую основу медицинского знания сопровождают всю ее историю. Солидарная и гуморальная теоретические концептуальные схемы лежали в основе клинического знания от Античности до середины XIX веков. Ятромеханическая исследовательская программа, а затем экспериментальная и клиническая медицина XIX в. и вся медицина ХХ в. требовали углубленного понимания количественных и качественных отношений в живом, развития на этой основе измеренческого подхода, причем в последние десятилетия он все больше превращается в самостоятельную научную исследовательскую программу. Общеизвестно, что в медицине методологической основой выступал механизм и биологизм, нозологизм и антинозологизм, организмоцентризм и «популяционный» подход. в современной медицине важную роль играют правильное решение психосоматические проблемы, соотношения биологического и социального. Кроме того, в медицине наряду с распространенной в ХХ в. диалектикой начал формироваться синергетический подход, а так же технико-технологическая и естественнонаучная теоретические концептуальные схемы. Столкновение или взаимодействие указанных подходов (научно-исследовательских программ) проходит через всю историю научной (а частично и традиционной) медицины и фиксирует важность этой грани исследования развития знания в медицине.

Медицинское знание, как и любое другое знание, социально обусловлено, является неотъемлемой частью определенной эпохи, вписывается в контекст эпохи – в культуру общества, переплетаясь, соединяясь с другими его элементами. Отсюда, с одной стороны, осуществляется «подпитка» медицины экспериментальными, теоретическими и конкретно-научными знаниями смежных наук, привнесение в нее их методов, а с другой стороны – влияние на медицинское знание философских идей, различных ценностных, социокультурных факторов. Контекст эпохи выявляется прежде всего при анализе закономерностей развития медицинского знания (интернализм – экстернализм, кумулятивистский и революционный путь), движущих сил и характера его развития. В медицинском знании контекст эпози отчетливо прослеживается так же в идеалах и нормах знания. Идеалы и нормы в медицинской науке могут пониматься как установки, определяющее понимание, видение, эмпирическое и теоретическое освоение исследуемых объектов; они задают в самой общей форме цель и метод научного исследования, в соответствии с которым строится научная картина мира, создаются теории и добываются новые факты. Идеалы и нормы в медицине – это, во-первых, ее собственно теоретико-познавательные установки и, во-вторых, - социальные нормативы.

Важным методологическим средством понимания медицинского знания является использование следующих понятий: «теоретическая концептуальная схема», «научная исследовательская программа», «дисциплинарная единица знания» и др.
Это позволяет поставить и решить такие проблемы, как достоверный анализ развития медицинского знания, выбор образца в процессе научной деятельности, разработка программы методологического анализа, определение границ научной исследовательской программы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.158.29 (0.011 с.)