Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-биологическая и психосоматическая проблемы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В развитии медицины и здравоохранения, а так же ряда других наук наступил период, когда их формирование и дальнейший прогресс требуют уточнения и углубления понимания диалектики биологического и социального. Социально-биологическая проблема — это общеметодологическая философская проблема, ее целостный теоретический анализ является задачей философии. Философская постановка проблемы биологического и социального опирается на представления об иерархии форм движения, уровней развития материи. Накоплен большой объем знании о биологической и социальной формах движения материи, качественно отличающихся друг от друга. Задача философии заключается в том, чтобы вскрыть объективную логику научных фактов в различных областях знания, дать логический анализ структуры и содержания биосоциальной проблемы, обосновать сводимость методов и данных различных наук по этой проблеме. Уже неоднократно было отмечено, что «социальное» - это, во-первых, те законы и закономерности жизнедеятельности общества, которые возникают и протекают на основе исторически сложившегося способа производства и распределения общественного продукта, это специфический способ удовлетворения общественным человеком своих жизненных (социальных и биологических) потребностей в рамках сложившихся в обществе социальных процессов. В ряде случаев такая социальная детерминация носит настолько глубокий характер, что при ее отсутствии определенные свойства, структуры и функции, присущие общественному человеку, не имели бы места (речь, абстрактное мышление, определенные черты характера, моральные установки). Развитие социального подчеркивает его активность и широту: оно превращается в условие существования и развития биологического. Ясно, например, что качественная специфика обмена веществом и энергией между социальной системой и всей остальной природой (включая и биологический мир) заключается в его принципиальной опосредованности производством: в постиндустриальном обществе практически любое вещество и любая энергия, прежде чем стать предметом потребления со стороны человека, должны приобрести обязательную форму продукта труда. Социально-биологическая проблема в той или иной мере объективно связана с эволюционной теорией, экологией, генетикой, антропологией, общей и социальной психологией, медициной и рядом других наук. Раскрыть специфику социальной и биологической форм движения материи, их соотношение в фило- и онтогенезе человека, в развитии общества – значит правильно решить и проблему взаимоотношения личности и общества, воспитания человека, глубже понять патогенез и сущность психических и соматических болезней. Психосоматическая проблема – одна из наиболее сложных проблем философии и медицины новейшего времени. Психосоматические взаимоотношения находятся в центре внимания медицины со времени ее возникновения как относительно самостоятельной сферы деятельности. Понятием «соматическое» в физиологии обозначают телесное, в отличие от психического. Под сомой имеют в виду строение и функции организма, в том числе и его внутреннюю среду. Соматическое может пониматься как «интегральная сумма» биофизических, биохимических, собственно биологических и в какой-то мере биосоциальных процессов. Характеристика психической реальности затруднена и тем, что механизмы психики, сознания непосредственно не наблюдаются. Психическое не дано нам в качестве вещи, чувственно воспринимаемой, оно постигается через рефлексию. Научное объяснение особенностей психического возможно на основании принципа отражения. Когда речь идет о влиянии психики на соматические процессы организма, то с точки зрения теории отражения это влияние надо понимать не как воздействие какой-то самостоятельно существующей силы, а как опосредованное психикой человека влияние окружающего мира на физиологические функция его организма. Психическое — это своеобразное проявление деятельности организма, сущность которого заключается в отражении человеком условий его существования и саморегуляции функций организма при посредстве этого отражения. Другими словами, психическое — это бытие в отраженной, идеальной форме. Психосоматика – направление медицинских исследований, изучающее влияние психических факторов на возникновение и течение болезней. В широком значении под психосоматикой понимают изучение всего комплекса проблем, связанных с взаимным влиянием психики и физиологических механизмов жизнедеятельности организма человека. Некоторые исследователи используют термин «психосоматика» в узком значении для обозначения направления в современной медицине (так называемая психосоматическая медицина), в теоретическом отношении базирующегося на идеяхпсихоанализа и использующего разработанные им терапевтические методы. Факт влияния состояния психики на процесс возникновения и характер развития многих соматических болезней у медиков не вызывает сомнений. Термин «психосоматические расстройства» в настоящее время широко употребляется. Согласно современным представлениям психосоматическое заболевание — это физиологический ответ человека, организма или органа человека на постоянно существующие иди периодически повторяющиеся эмоциональные стрессы в различных формах, например в форме «вегетативных неврозов». Психосоматическая медицина никогда не представлялисобой более или менее однородного явления. Диагностика и лечение больного в психосоматической медицине идо настоящего времени еще далеки от совершенства.
Доклады и рефераты. 1. Естественно-научное знание как основа современной медицины. 2. Норма и патология, здоровье и болезнь как системные качества человека. 3. Социально-биологическая проблема в медицине ХХ века. 4. Психосоматическая проблема в медицине ХХ века. 5. Классификация нозологических форм в медицине.
Литература. 1. Гиппократ. Сочинения. – М., 1999. 2. Гиппократовская школа. – М., 1989. 3. Богород И. В. Врач и больной. – М., 1982. 4. Быкова С., Юдин Б. Эвтаназия: мнение врача. // Человек. 1994, №2. 5. Быкова С., Юдин Б. Что думают врачи об эвтаназии? // Врач. 1991, №4. 6. Косарев И. И., Сахно А. В. Нравственная ответственность врача в современном мире. – М., 1987. 7. Котельников В. П. От Гиппократа до наших дней. – М., 1987. 8. Сагатовский В. Н. Философия как теория всеобщего и ее роль в медицинском познании. – Томск, 1968. 9. Чазов Е. Н., Царегородцев Г. И. Опыт философско-методологического анализа врачебной диагностики. // Вопросы философии. 1986, №9. 10. Чикин С. Я. Врачи-философы. – М., 1990. 11. Чикин С. Я. Проблемы биомедицинской этики. – М., 1996. 12. Философские вопросы биологии и медицины. – М., 1986. 13. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 14. Губин В. Д. Философия. – М.: ТК Велби, 2008.
Тема 19. Философские проблемы медицины (6 часов). Занятие 2. Проблема знания в медицине. Становление философии здоровья (2 часа). Цель занятия. Сформировать представление о философских и методологических основах медицины. Задачи. 1. Рассмотреть философию как методологическую основу медицины. 2. Дать анализ проблемы знания в медицине. 3. Изучить влияние глобальных проблем современности на развитие медицины и здравоохранения. 4. Изучить философские и методологические основы клинического исследования. Вопросы для повторения. 1. Дайте определение медицины как науки. 2. Дайте общую характеристику философско-методологических оснований медицины. 3. Дайте классификацию медицинских наук. 4. В чем заключается специфика процессов интеграции и дифференциации в медицине. 5. Как соотносятся философские категории и понятия медицины. 6. Дайте определение нозологической единицы. 7. Дайте классификацию нозологических форм. 8. Изложите сущность социально-биологической проблемы в медицине. 9. Изложите сущность психосоматической проблемы.
Вопросы для подготовки к занятию и опроса. 1. Проблема знания в медицине. 2. Диагностика как специфически познавательный процесс. 3. Рациональность и научность медицинского знания. Критерии научности в медицине. 4. Влияние глобальных проблем современности на развитие медицины и здравоохранения. 5. Проблема здорового образа жизни. Становление философии здоровья.
Тестовые задания. 1. Кто применил законы логики к медицине? а) Гален; б) Авиценна; в) Аристотель. 2. Философия здоровья – это: а) общая теория о здоровье человека; б) гуманитарная проблема развития человека; в) размышление о самоценности человеческого здоровья; г) все здесь сказанное. 3. Субстанциональные корни здоровья человека: а) социальные условия; б) духовные факторы; в) биологические качества; г) все вместе взятое. 4. Признаки здорового образа жизни – это: а) соблюдение во всем меры потребления; б) строгай режим жизни и творчества; в) забота о единении тела и духа; г) все вместе взятое.
Основные идеи темы. Системная структура знания в философии медицины, его единство обуславливается как объектом и предметом медицины, так и господствующими в ней философско-методологическими и медико-теоретическими основаниями, внутренней гносеологической однородностью (получение знания для клиники и профилактики), критериями научности и рациональности, свойственными классической, неклассической и постнекласической картинам мира. Важную роль играет и включенность медицинского знания в многоуровневую систему, о которой речь шла выше. Наконец это единство обеспечивается научным медицинским языком, системой собственно медицинских понятий, а так же измеренческими, информационными и компьютерными технологиями. Медицинское знание является сложным объектом философского и логико-методологического анализа и может рассматриваться в развитии, а так же как сложившаяся система. В зависимости от этого его анализ может вестись с точки зрения единства эмпирического и теоретического, логического и исторического подходов диалектики и метафизики. Историко-методологический и другие подходы к анализу медицинского знания показывают, что теоретико-познавательные достижения медицины имеют в основе развитие и конкурентные отношения двух (или нескольких) концепций, основывающихся на различных принципах. Например, эмпиризм и попытки создать теоретическую основу медицинского знания сопровождают всю ее историю. Солидарная и гуморальная теоретические концептуальные схемы лежали в основе клинического знания от Античности до середины XIX веков. Ятромеханическая исследовательская программа, а затем экспериментальная и клиническая медицина XIX в. и вся медицина ХХ в. требовали углубленного понимания количественных и качественных отношений в живом, развития на этой основе измеренческого подхода, причем в последние десятилетия он все больше превращается в самостоятельную научную исследовательскую программу. Общеизвестно, что в медицине методологической основой выступал механизм и биологизм, нозологизм и антинозологизм, организмоцентризм и «популяционный» подход. в современной медицине важную роль играют правильное решение психосоматические проблемы, соотношения биологического и социального. Кроме того, в медицине наряду с распространенной в ХХ в. диалектикой начал формироваться синергетический подход, а так же технико-технологическая и естественнонаучная теоретические концептуальные схемы. Столкновение или взаимодействие указанных подходов (научно-исследовательских программ) проходит через всю историю научной (а частично и традиционной) медицины и фиксирует важность этой грани исследования развития знания в медицине. Медицинское знание, как и любое другое знание, социально обусловлено, является неотъемлемой частью определенной эпохи, вписывается в контекст эпохи – в культуру общества, переплетаясь, соединяясь с другими его элементами. Отсюда, с одной стороны, осуществляется «подпитка» медицины экспериментальными, теоретическими и конкретно-научными знаниями смежных наук, привнесение в нее их методов, а с другой стороны – влияние на медицинское знание философских идей, различных ценностных, социокультурных факторов. Контекст эпохи выявляется прежде всего при анализе закономерностей развития медицинского знания (интернализм – экстернализм, кумулятивистский и революционный путь), движущих сил и характера его развития. В медицинском знании контекст эпози отчетливо прослеживается так же в идеалах и нормах знания. Идеалы и нормы в медицинской науке могут пониматься как установки, определяющее понимание, видение, эмпирическое и теоретическое освоение исследуемых объектов; они задают в самой общей форме цель и метод научного исследования, в соответствии с которым строится научная картина мира, создаются теории и добываются новые факты. Идеалы и нормы в медицине – это, во-первых, ее собственно теоретико-познавательные установки и, во-вторых, - социальные нормативы. Важным методологическим средством понимания медицинского знания является использование следующих понятий: «теоретическая концептуальная схема», «научная исследовательская программа», «дисциплинарная единица знания» и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.158.29 (0.011 с.) |