Методические указания по проведению практических занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по проведению практических занятий



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» (ТУСУР)

 

Кафедра Экономики

 

Земцова Л.В.

 

 

Методические указания по проведению практических занятий и самостоятельной работе студентов по курсу

«Институциональная экономика»

для направления 080200.62 - Менеджмент

 

 


Содержание

1 Введение. 3

2 Методические указания по проведению практических занятий. 3

3 Методические указания по самостоятельной работе студентов. 20

Список рекомендуемой литературы.. 24

 


Введение

Цель учебного курса «Институциональная экономика» - формирование у студентов экономических специальностей способностей к анализу нестандартных ситуаций, возникающих в ходе трансформаций общественной структуры, а также практических умений моделировать и прогнозировать поведение экономических субъектов в определенных институциональных рамках.

Задачи курса:

1) Сформировать у студентов целостное представление о содержании, аналитическом инструментарии и направлениях развития институциональной экономики;

2) Дать представление об основных теоретических расхождениях неоклассического направления в экономической науке и институционализма, практической применимости данных теорий;

3) Выработать у студентов практические навыки самостоятельного анализа ситуаций и решения задач с применением институционального подхода;

4) Закрепить теоретические знания и практические навыки студентов в процессе семинаров, практических занятий и самостоятельной работы.

 

Выпускник направления 080200.62 – Менеджмент в результате изучения курса «Институциональная экономика» должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

 

Методические рекомендации включают указания по проведению практических занятий и самостоятельной работе студентов, темы докладов и список литературы.

Методические указания по проведению практических занятий

Тема 1. Институты и их роль в функционировании экономических

Систем

Вопросы и задания к практическому занятию

1. Дайте общее определение института.

2. Опишите нормативный подход к определению института, приведите примеры официальных и неофициальных институтов.

3. Опишите этический подход к определению института. Как вы пони­маете термин «институционализация»?

4. Опишите информационный подход к определению института. Какова экономическая функция культуры?

5. Опишите эволюционный подход к определению института. Объясни­те содержание понятия «рутина».

6. Опишите игровой подход к определению института. Какие упрощаю­щие предположения принимаются при данном подходе?

7. Опишите трансакционный подход к определению института. Как его сторонники объясняют процесс изменения институтов?

8. Опишите социологический подход к определению института. В чем сущность процесса «социологизирования» экономики?

9. Опишите происхождение и функционирование следующих институ­тов: рукопожатие, частная собственность, брак, образование, рынок.

10. Опишите происхождение и функционирование института «государство».

 

В результате выполнения и обсуждения практических заданий студенты приобретают следующие компетенции - знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

 

Тесты для проверки достижения компетенций: ОК-2; ОК-5; ОК -12.

1. С точки зрения нормативного подхода институт рассматривается как

а) навязанное извне правило, регламентирующее поведение человека.

б) этическая (моральная, нравственная, ценностная) позиция человека, которая влияет на его выбор одной альтернативы поведения из множества до­ступных альтернатив

в) специфи­ческое знание, которое выработано многими поколениями людей, ус­воено ныне живущим поколением и содержит рекомендуемые нормы поведения.

2. Что является примером неформального института?

а)институт брака

б) традиция здороваться со знакомы­ми людьми

в) правила функцио­нирования системы государственной власти, закрепленные в соответ­ствующих законах

г) характер взаимоотношений между преподавателями и студентами

3. О каком понятии идет речь: совокупность «внутренних» институтов хозяйственного субъекта. В эволюционной экономической теории играет ту же роль, что гены в биологии.

а)норма

б)Аллокация

в)Контракт

г)рутина

4. Кто из экономистов в 1991 г. получил Нобелевскую пре­мию по экономике за работы по проблемам трансакционных издер­жек и прав собственности

а) Р.Коуз

б) Д. Нэш

в) П. Сорокин

г) Л. Тевено

5. Одним из основоположников социального подхода к исследова­нию экономических институтов является

а) Д. Нэш

б) П. Сорокин

в) Ж.Ж. Руссо

г) Л. Тевено

6. Экономическая доминанта, об­щая для всех либеральных школ, выражается в определяющем значе­нии

а) производства материальных товаров

б) индустриального про­изводства

в) исторически сложившейся общественной традиции

7. Основоположником теории человеческого капитала является

а)Р.Коуз

б) Г. Беккер

в) М.Вебер

г) Т.Веблен

 

 

Тема 3. Предшественники институционалистов

Занятие проводится в интерактивной форме: презентации докладов с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, компьютеров и т.п.

Цель: организация процесса изучения теоретического содержания в интерактивном режиме

Задачи:

· совершенствование способов поиска, обработки и предоставления новой информации;

· развитие коммуникативных навыков;

· актуализация и визуализация изучаемого содержания на лекции.

Методика осуществления.

Студенты готовят презентации докладов на темы:

  1. Немецкая историческая школа
  2. Экономические идеи Фридриха Листа
  3. Экономические взгляды Вернера Зомбарта
  4. Экономические взгляды Макса Вебера
  5. Идеи К.Маркса

 

В результате обсуждения презентаций студенты приобретают следующие компетенции - знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

 

Вопросы для проверки достижения компетенций: ОК-2; ОК-5; ОК -12.

1. Какова роль немецкой исторической школы и марксизма в становлении институционализма?

2. Что понимал Ф. Лист под терминами «космополитическая экономия» и «национальная экономия»?

3. Дайте определение понятия «производительные силы» (по Листу). На­зовите основные факторы производительных сил. Какова взаимосвязь произ­водительных сил страны с ее материальным богатством?

4. Назовите факторы благосостояния нации, выделенные Ф. Листом. В чем состоит отличие его трактовки благосостояния от трактовки классиче­ской школы?

5. Что понимал В. Зомбарт под термином «хозяйственный дух»? Какие типы хозяйственного духа он рассматривал?

6. В чем состоит источник капиталистического духа по Зомбарту: в регу­лирующей деятельности государства; в исторически сложившихся традициях; в уровне развития технологий производства; в наследственной предрасполо­женности? Выберите правильный ответ.

7. Охарактеризуйте предпринимательскую натуру и мещанскую натуру (по Зомбарту). Что понимал В. Зомбарт под «народом героев» и «народом тор­говцев»? Какие народы он относил к первому и второму типу?

8. М. Вебер отрицает возможность объективного экономического анали­за. Какие аргументы он приводит? В чем М. Вебер видит слабость классичес­кой политэкономии?

9. Назовите источник общественного развития по Марксу. Покажите внутреннее противоречие Марксовой теории общественного развития.

10.В чем состоит сущность «материалистического понимания истории» в марксизме?

11.Какие практические выводы делал К. Маркс из теории эксплуатации?

Тесты для проверки достижения компетенций: ОК-2; ОК-5; ОК -12.

1. Немецкая историчес­кая школа противопоставила тезису классиков о «невидимой руке»

а) концепцию невмешательства государства в экономику

б) концепцию рыночного саморегулирования

в) концепцию национальных интересов

2. В качестве главного источника капиталистического духа В.Зомбарт называет

а)социальный фактор

б)религиозный фактор

в) биологический, наследственный фактор

3. Вставьте пропущенное имя: «……исследует влияние религии, и прежде всего протестантиз­ма,на становление капиталистического духа».

а) В.Зомбарт

б)Ф.Лист

в)К.Маркс

г)М.Вебер

4. Маркс видит при­чину экономического развития в

а) свободной конкуренции и государ­ственном невмешательстве

б) моральных, духовных, культурных, правовых основах общественной жизни.

в) материальных основах производства, т.е. в производительных силах

 

Методика осуществления.

Студенты готовят презентации докладов на темы:

1. Дж. Гэлбрейт о необходимости планирования в корпорации

2. Учение Дж.Гэлбрейта о техноструктуре

3. Теория нового индустриального общества Дж. Гэлбрейта

 

В результате обсуждения презентаций студенты приобретают следующие компетенции - знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

 

Вопросы для проверки достижения компетенций: ОК-2; ОК-5; ОК -12.

1.Приведите аргументы Дж. Гэлбрейта в защиту планирования при капи­тализме.

2.Какова роль знаний в управлении корпорацией (по Гэлбрейту)?

3.Определите понятие «техноструктура». Назовите цели техноструктуры и опишите методы достижения этих целей.

4.Сформулируйте главное противоречие в деятельности корпорации, выявленное Дж. Гэлбрейтом.

5.Перечислите побудительные мотивы, рассмотренные Дж. Гэлбрейтом. С каким фактором производства он связывает каждый из этих мотивов?

 

Тесты для проверки достижения компетенций: ОК-2; ОК-5; ОК -12.

1. Необходимость планирования в корпорации Гэлбрейт обосновывает

а) длительным периодом производственного процесса

б) большой величи­ной капиталовложений

в) строго целевым характером капитало­вложений

г)контролем профсоюзов за деятельностью корпораций

2. По мнению Дж.Гэлбрейта необходимость по­лучения и оценки информации, поступающей от многих лиц, в процессе принятия решения в современной промышленности обуслов­ливается тремя основными моментами

а) Технологическими потребностями

б) Потребностями планирования

в) Потребностями координации

г) Потребностями предвидения

3. Парадокс денежного мотивасостоит в том, что

а) чем ниже уровень дохода, тем долее его значение относительно других мотивов

б) чем выше уровень дохода, тем меньше его значение относительно других мотивов

в) чем выше уровень дохода, тем выше его значение относительно других мотивов

 

Методика осуществления.

Группа студентов делится на несколько малых групп. Каждой группе предлагается выбрать три игровых модели межчеловеческих взаимодействий из семи («Дилемма заключенных», «Конкуренция дуополий», «Конфликт полов», «Встреча студентов», Игра «Проверка знаний», «Права собственности», «Правила движения»). Затем в группе разбираются эти игровые модели, которые имитируют межчеловеческие взаимодействия, анализируются различные стратегии поведения игроков.

При подготовке к данному занятию студенты должны прочитать гл.3 «Игровой подход к исследованию институтов» из учебного пособия Земцовой Л.В. Институциональная экономика.

В результате работы в малых группах студенты приобретают следующие компетенции - знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

Вопросы и задания для проверки достижения компетенций: ОК-2; ОК-5; ОК -12.

1.Приведите пример модели, в которой нерациональные стратегии явля­ются солидарными.

2.В каком случае соглашение о солидарном поведении выполняется без принуждения?

3.Приведите пример модели, в которой инновационные стратегии пове­дения носят характер: а) антагонистический, б) неантагонистический.

4.Приведите пример модели, в которой солидарные стратегии являются: а) равновесными, б) неравновесными.

5.Приведите пример модели, в которой каждая стратегия поведения яв­ляется осторожной.

 

Тесты для проверки достижения компетенций: ОК-2; ОК-5; ОК -12.

1.Модель, в которой нерациональные стратегии явля­ются солидарными

а) «Дилем­ма заключенных»

б) «Конкурен­ция дуополий»,

в) «Конфликт полов»

г) «Встреча студентов»

2.Модель, в которой инновационные стратегии пове­дения носят неантагонистический характер

а) «Проверка знаний»

б) «Конкурен­ция дуополий»,

в) «Конфликт полов»

г) «Встреча студентов»

3.Модель, в которой инновационные стратегии пове­дения недопустимы

а)Права собственно­сти»

б) «Проверка знаний»

в) «Правила движения»

г) «Встреча студентов»

Задания к практическому занятию

1. Права собственности, их параметры

2. «Теорма Коуза», ее роль в развитии экономической теории права

3. Системы собственности, их характеристики

4. «Наивная» теория возникновения прав собственности

В результате выполнения и обсуждения практических заданий студенты приобретают следующие компетенции - знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

 

Вопросы и задания для проверки достижения компетенций: ОК-2; ОК-5; ОК -12.

1. Если командная экономика представляла собой систему, находящуюся в устойчивом состоянии даже при наличии хроничес­кого дефицита, то в чем причина радикальной нестабильности и неустойчивости переходной от командной к рыночной экономики?

2. Чем отличается норма утилитаризма, являющаяся элемен­том конституции командной экономики, от рыночной нормы утилитаризма?

3. Известный американский политолог и экономист Фрэнсис Фукуяма в одной из своих последних книг рассматривает подъемы и спады в рыночной экономике через динамику доверия между ее субъектами. Насколько оправдан такой подход?

4. Дайте свою оценку словам русского правоведа начала XX в. И. Ильина: «Частная собственность является тою формою облада­ния и труда, которая наиболее благоприятствует хозяйственно-творящим силам человека».

5. Покажите на примере лизинга (передачи оборудования в долгосрочную аренду) преимущества общего права по сравнению с гражданским правом в защите интересов участников сделки и в создании стимулов к эффективному использованию сдаваемого
в аренду имущества.

6. Возможна ли ситуация, когда у одной и той же вещи есть много собственников? Укажите условия, при которых наличие нескольких собственников препятствует эффективному использо­ванию вещи.

Тема 10. Теория контрактов

Вопросы и задания к практическому занятию

1. Приведите пример контракта. Укажите, по каким обязательствам каж­дая сторона этого контракта является должником, а по каким — кредитором.
Перечислите основные принципы контрактных обязательств.

2. Определите понятие «специфический актив». Приведите примеры специфических активов.

3. Опишите основные свойства договора и охарактеризуйте особенности оппортунистического поведения сторон в случае: а) договора купли-продажи, б) договора аренды, в) трудового договора, г) договора займа.

4. По какой причине большинство контрактов являются неполными? Дайте определение «неявного контракта». По какой причине контракт может быть неформализованным? Приведите пример неявного контракта. Приве­дите пример самовыполняющегося контракта.

5. Проведите сравнительный анализ исторических форм контракта.

6. В чем заключается принципиальное отличие теории агентских отно­шений и теории отношенческих контрактов?

7. Приведите примеры отношений принципал—агент. Чем обусловлены агентские издержки? Из каких компонентов они состоят? Приведите пример залоговых гарантий.

8. Объясните происхождение термина «неблагоприятный отбор».

9. Дайте экономическую интерпретацию термина «невидимое рукопо­жатие».

10. Проиллюстрируйте конкретными примерами понятие «фундаменталь­ная трансформация».

11. Объясните смысл понятия «заложники». Приведите примеры из хо­зяйственной практики.

12. Перечислите основные типы частного порядка улаживания конфликтов.

13. Какого типа контракты вам приходилось заключать сегодня? Обоснуйте вашу характеристику на примере одной из сделок.

14. Дайте институциональную интерпретацию известной пого­ворке «Договор дороже денег». Идеал какого контракта нашел свое отражение в ней?

15. Каким наиболее специфичным активом вы обладаете на сегодняшний день? Обоснуйте.

16. Опишите отличия между политической партией и общест­венно-политическим движением на основе институционального подхода, используя категории института и организации.

17. Сравните институциональное объяснение специфики конт­ракта о найме и то, которое предлагает марксизм. Напомним, что согласно марксистской теории, в основе капиталистического конт­ракта о найме лежит специфика стоимости и потребительной стоимости товара «рабочая сила». «Извлечь стоимость из потреб­ления товара нашему владельцу денег удается лишь в том случае, если ему посчастливится открыть на рынке такой товар, сама потребительная стоимость которого обладала бы оригинальным свойством быть источником стоимости».

18.Почему для разрешения диспутов, возникающих в ходе реализации имплицитного контракта, нет необходимости к при­влечению третьей стороны? Иными словами, в чем причина само­достаточности имплицитного контракта по срав­нению с другими видами контрактов?

 

В результате выполнения и обсуждения практических заданий студенты приобретают следующие компетенции - знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

Тесты для проверки достижения компетенций: ОК-2; ОК-5; ОК -12.

1. Контрактное обязательство есть частный случай

а) абсолютного права собственности.

б) относительного права собственности.

в)) Стратегии осторожного поведения

2. К специфическим активам относятся

а)специфичность физических активов

б) специфичность человеческих активов

в) целевые активы

г) особенности климатический условий предприятия

3. По какой причине большинство контрактов являются неполными?

а) Вследствие оппортунистического поведения одной из сторон

б) Вследствие неопределенности будущего

в) Вследствие оппортунистического поведения обеих сторон

4. Классический контракт —

а) неполный, явный, ра­зовый, обеспечиваемый государством.

б) полный, неявный, ра­зовый, обеспечиваемый государством.

в) полный, явный, регулярный, обеспечиваемый государством.

г) полный, явный, ра­зовый, обеспечиваемый государством.

5. Теория агентских контрактов

а) рассматривает взаимодействие участников контракта как антаго­нистическое

б) делает акцент на роли кооперации, сотрудничества, солидарности

в) рассматривает поведение участников контракта как абсолютно рациональное

г) допускает, что поведение участников взаимодейст­вия не является абсолютно рациональным

 

Тема 11. Теория фирмы

Вопросы и задания к практическому занятию

1. Определите понятия «фирма» и «размер фирмы» в рамках трансакционной теории фирмы. При каких условиях размер фирмы оптимален? От ка­ких факторов зависит оптимальный размер фирмы?

2. Приведите аргументы критиков трансакционной теории фирмы.

3. Почему общественные издержки часто превышают частные издержки?

4. Приведите пример отрицательного внешнего эффекта, производимого фирмой. Опишите характер общественных издержек для данного случая. Опишите способ интернализации внешнего эффекта, отличный от введения налога Пигу.

5. От каких факторов зависит величина налога Пигу? Какова обществен­ная функция этого налога? Приведите аргументы против использования на­лога Пигу в качестве регулятора отрицательных внешних эффектов.

6. Приведите пример хозяйственного субъекта, обладающего правом собственности на отрицательный внешний эффект.

7. Сформулируйте теорему Коуза. Приведите пример из хозяйственной практики, когда условие теоремы Коуза не выполняется.

8. Проведите сравнительный анализ методов решения проблемы внеш­них эффектов, предложенных А. Пигу и Р. Коузом соответственно.

9. Какие общие черты свойственны фирме и рынку?

10. Определите понятие «фирма» в рамках контрактного подхода к исследо­ванию институтов. Какие факторы определяют цель «неклассической» фирмы?

11. Определите роль репутации в механизме управления фирмой. В каких случаях механизм репутации неэффективен? Какова основная причина отделения собственности от контроля? Каковы практические способы решения этой проблемы? Дайте определение кодетерминации. Какие особенности со­временной экономики порождают необходимость кодетерминации?

12. Определите понятие рынка в рамках контрактного подхода к исследо­ванию институтов.

 

В результате выполнения и обсуждения практических заданий студенты приобретают следующие компетенции - знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

 

Тесты для проверки достижения компетенций: ОК-2; ОК-5; ОК -12.

 

1. Теория фирмы Р.Коуза называется

а)контрактной

б) трансакционной

в)агентской

г)отношенческой

Издержки, необходимые для осуществления рыночной трансак­ции, называют

а)внутреннимитрансакционными издержками

б)внеш­нимитрансакционными издержками

в)из­держками управления

2. С позиций современной теории человеческого капитала фирме, при прочих равных условиях, выгоднее

а) использовать как постоянных работников, так временных

б) использовать одного постоянного работника, нежели несколько временных работников

в) использовать несколько временных работников, нежели одного постоянного работника

3. Налог Пигу направляется

а)фирмой в налоговый орган

б) государством на компенсацию положительного внешнего эффекта

в) государством на компенсацию отрица­тельного внешнего эффекта

4. Неклассическая фирма

а) система нерыночных трансакций, организованных предпринимателем с целью максимизации прибыли

б) характеризуется тем, что различные ее чле­ны имеют определенные права на нее, что предусматривается фор­мальными и неформальными контрактами

в) есть фирма, которую возглавляет предприни­матель

Вопросы к практическому занятию

1. Государство как институт. Функции государства.

2. Теории возникновения государства

3.Государство как организация. Государство и проблемы рентоориентированного поведения

В результате выполнения и обсуждения практических заданий студенты приобретают следующие компетенции - знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

 

Вопросы и задания для проверки достижения компетенций: ОК-2; ОК-5; ОК -12.

1. Опишите неоклассическую теорию государства. Какова роль в этой тео­рии затрат граждан на эмиграцию? Из каких элементов состоят эти затраты?

2. Опишите теорию, в которой государство выступает в качестве произво­дителя общественных благ. Какова особенность трактовки понятия «общест­венное благо» в рамках новой институциональной теории?

3. Опишите контрактную теорию государства. В чем заключаются особен­ности отношений принципал—агент в данном случае?

4. Опишите теорию политических рынков. В чем состоит отличие конку­ренции на экономических и политических рынках?

5. Какова цель автократии в модели государства Макгира—Олсона?

6. Объясните понятия «оседлый бандит» и «бандит-гастролер».

7. Из каких двух слагаемых состоит доход властной группы в случае рас­пределительной демократии в модели Макгира—Олсона?

Тесты для проверки достижения компетенций: ОК-2; ОК-5; ОК -12.

1.В какой теории государство рассматривается как моно­полист, максимизирующий свой доход, причем монополия государст­ва состоит в его исключительном праве на власть

а) Неоклассической теории

б) Теории общественных благ

в) Контрактной теории государства

г) Теории политических рынков

2.Основную часть затрат граждан на эмиграцию составляют

а)затраты на переезд

б)затраты на покупку нового жилья

в) потери специфических инвестиций граждан

г) затраты на переобучение

 

Методика осуществления.

Студенты готовят презентации докладов на темы:

1. Понятие общественного выбора

2. Правила общественного выбора

3. Процедура общественного выбора

4. Парадоксы голосования

5. Электронная демократия

В результате обсуждения презентаций студенты приобретают следующие компетенции - знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

Вопросы и задания для проверки достижения компетенций: ОК-2; ОК-5; ОК -12.

1. Дайте определение понятия «общественный выбор». В чем состоит различие рыночного механизма и механизма общественного выбора?

2. Опишите функцию общих издержек общественного выбора. Можно ли отнести эти издержки к трансакционным издержкам?

3. Перечислите основные процедуры общественного выбора. Какие про­цедуры не гарантируют единственность выбранной альтернативы?

4. Объясните, почему парадокс голосования Кондорсе называют цикли­ческим?

5. Охарактеризуйте основные принципы традиционной демократии и элекронной демократии. Связан ли переход к электронной демократии с проблемой трансакционных издержек?

 

Тесты для проверки достижения компетенций: ОК-2; ОК-5; ОК -12.

1.Функция предпринимательской активности r(t) по­казывает,

а) какая часть потенциального объема производства частных благ будет реально произведена при заданной налоговой ставке

б) какой максимальный объем производства возможен при заданной налоговой ставке.

в) какой минимальный объем производства возможен при заданной налоговой ставке.

2.В моделе Макгира-Олсонацельраспределительной демократии состоит в

а) максимизации чис­того объема присваиваемых частных благ

б) максимизации объема частных благ

в) максимизации объема общественных благ

3.Правило простого большинстваопределяет пороговый вес группы поддержки как

а) на уровне 50%.

б) на уровне выше 50%.

в) наибольшей из имеющихся групп поддержки

г) 50% плюс один голос

3 Методические указания по самостоятельной работе студентов

Вопросы для рассмотрения

1.Основные этапы развития экономической мысли

2.Американский институционализм

3.Неоинституционализм

В результате выполнения заданий студенты приобретают следующие компетенции - знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

Вопросы и задания для проверки достижения компетенций: ОК-2; ОК-5; ОК -12.

1.Назовите основные этапы развития экономической мысли

2.Каковы основные идеи классической школы политэкономии

3.Каковы основные идеи неоклассиков

4. В чем заключаются основные отличия старого институционализма от неоклассики? Попытайтесь рассмотреть какую-либо проблему на основе разных подходов.

5.В чем отличие традиционного институционализма от НИЭТ

Вопросы для рассмотрения

1.Характеристика неоклассического направления

2.Старый институционализм

3.Особенности послевоенного институционализма

4.Кризис старого институционализма и модификация теоретических подходов

5.Новая институциональная экономическая теория

В результате выполнения заданий студенты приобретают следующие компетенции - знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

Вопросы и задания для проверки достижения следующих компетенций: ОК-2; ОК-5;

ОК -12.

1.Дайте характеристику неоклассическому направлению

2.Что вы понимаете под «старым институционализмом»

3.Каковы особенности послевоенного институционализма

4.В чем проявился кризис старого институционализма

5.Каковы основные черты новой институциональной экономической теории

 

Вопросы для рассмотрения

1. Основные подходы к анализу экономических организаций

2. Классификация институциональных концепций

3. Трудности НИЭТ

 

В результате выполнения заданий студенты приобретают следующие компетенции - знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

Вопросы и задания для проверки достижения следующих компетенций: ОК-2; ОК-5;

ОК -12.

  1. Назовите основные подходы к анализу экономических организаций
  2. Перечислите основные институциональные концепции
  3. Каковы основные трудности НИЭТ

 

Вопросы для рассмотрения

1.Исходные представления

2.Современный эволюционный институционализм

3.Основные особенности

В результате выполнения заданий студенты приобретают следующие компетенции - знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

Вопросы и задания для проверки достижения следующих компетенций: ОК-2; ОК-5;

ОК -12.

1. Каковы особенности эволюционного институционализма?

2. В чем специфика современного эволюционного институционализма

 

Вопросы для рассмотрения

1. Провалы рынка

2. Сущность, цели и функции государства

3. Теоретические модели государства

4. Провалы государства и их исправление

5. Институциональный подход к государственному вмешательству

 

В результате выполнения заданий студенты приобретают следующие компетенции - знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

Вопросы и задания для проверки достижения компетенций: ОК-2; ОК-5; ОК -12.

1. Что такое государство? Это организация или институт?

2. Вспомните основные положения теор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.221 с.)