Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Институты и их роль в функционировании экономических

Поиск

Систем

Вопросы и задания к практическому занятию

1. Дайте общее определение института.

2. Опишите нормативный подход к определению института, приведите примеры официальных и неофициальных институтов.

3. Опишите этический подход к определению института. Как вы пони­маете термин «институционализация»?

4. Опишите информационный подход к определению института. Какова экономическая функция культуры?

5. Опишите эволюционный подход к определению института. Объясни­те содержание понятия «рутина».

6. Опишите игровой подход к определению института. Какие упрощаю­щие предположения принимаются при данном подходе?

7. Опишите трансакционный подход к определению института. Как его сторонники объясняют процесс изменения институтов?

8. Опишите социологический подход к определению института. В чем сущность процесса «социологизирования» экономики?

9. Опишите происхождение и функционирование следующих институ­тов: рукопожатие, частная собственность, брак, образование, рынок.

10. Опишите происхождение и функционирование института «государство».

 

В результате выполнения и обсуждения практических заданий студенты приобретают следующие компетенции - знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

 

Тесты для проверки достижения компетенций: ОК-2; ОК-5; ОК -12.

1. С точки зрения нормативного подхода институт рассматривается как

а) навязанное извне правило, регламентирующее поведение человека.

б) этическая (моральная, нравственная, ценностная) позиция человека, которая влияет на его выбор одной альтернативы поведения из множества до­ступных альтернатив

в) специфи­ческое знание, которое выработано многими поколениями людей, ус­воено ныне живущим поколением и содержит рекомендуемые нормы поведения.

2. Что является примером неформального института?

а)институт брака

б) традиция здороваться со знакомы­ми людьми

в) правила функцио­нирования системы государственной власти, закрепленные в соответ­ствующих законах

г) характер взаимоотношений между преподавателями и студентами

3. О каком понятии идет речь: совокупность «внутренних» институтов хозяйственного субъекта. В эволюционной экономической теории играет ту же роль, что гены в биологии.

а)норма

б)Аллокация

в)Контракт

г)рутина

4. Кто из экономистов в 1991 г. получил Нобелевскую пре­мию по экономике за работы по проблемам трансакционных издер­жек и прав собственности

а) Р.Коуз

б) Д. Нэш

в) П. Сорокин

г) Л. Тевено

5. Одним из основоположников социального подхода к исследова­нию экономических институтов является

а) Д. Нэш

б) П. Сорокин

в) Ж.Ж. Руссо

г) Л. Тевено

6. Экономическая доминанта, об­щая для всех либеральных школ, выражается в определяющем значе­нии

а) производства материальных товаров

б) индустриального про­изводства

в) исторически сложившейся общественной традиции

7. Основоположником теории человеческого капитала является

а)Р.Коуз

б) Г. Беккер

в) М.Вебер

г) Т.Веблен

 

 

Тема 2. Методы институциональной экономики

Вопросы и задания к практическому занятию

1.Какие экономические теории относят к социально-институциональ­ному направлению экономической мысли?

2.Какие термины используют в качестве синонима «информационной экономики»?

3.Назовите основные отличия информационной экономики и индустриальной экономики.

4.Опишите модель «институционального человека». В чем ее отличие от модели «экономического человека»?

5.Объясните смысл понятий «социализация», «гармонизация» и «слу­чайный выбор».

6.Опишите органический подход в институциональной экономике.

7.Изложите концепцию социального организма Г. Спенсера.

8.Изложите концепцию разделения труда Э. Дюркгейма.

9.Опишите индуктивный метод построения экономической теории. Как вы понимаете термин «эмпиризм»?

10.Объясните сущность междисциплинарного подхода в институцио­нальной экономике. Как вы понимаете термин «экономический империа­лизм»?

 

В результате выполнения и обсуждения практических заданий студенты приобретают следующие компетенции - знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

 

Тесты для проверки достижения компетенций: ОК-2; ОК-5; ОК -12.

1. Кто из психологов внес существенный вклад в развитие концепции «институционально­го человека» и получивший в 2002 г. Нобелевскую премию по экономике за применение психологической методики в экономической науке

а) Д. Канеман

б) Г. Беккер

в) Дж.Гэлбрейт

г) Р.Коуз

2. Среди институционалистов наиболее последовательным сторон­ником эмпирического подходабыл

а) У. Мит­челл

б)Дж. Коммонс

в) Т. Веблен

г)Дж.Гэлбрейт

3. Основоположник экономического империализма, получивший 1992 г. Но­белевскую премию по экономике за расширение сферы применения микроэкономического анализа

а)Р.Коуз

б) Г. Беккер

в) Э. Дюркгейм

г) Д. Канеман

4. К методам институциональной экономики не относятся

а) личностный подход

б) групповой подход

в) социометрический подход

г) индивидуалистский подход

5. Ин­дуктивный метод построения экономической теории

а) предпола­гает возможность существования универсальных законов, справедли­вых для любого общества и в любую эпоху

б) отвергает возможность существования универсальных законов

 

Тема 3. Предшественники институционалистов

Занятие проводится в интерактивной форме: презентации докладов с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, компьютеров и т.п.

Цель: организация процесса изучения теоретического содержания в интерактивном режиме

Задачи:

· совершенствование способов поиска, обработки и предоставления новой информации;

· развитие коммуникативных навыков;

· актуализация и визуализация изучаемого содержания на лекции.

Методика осуществления.

Студенты готовят презентации докладов на темы:

  1. Немецкая историческая школа
  2. Экономические идеи Фридриха Листа
  3. Экономические взгляды Вернера Зомбарта
  4. Экономические взгляды Макса Вебера
  5. Идеи К.Маркса

 

В результате обсуждения презентаций студенты приобретают следующие компетенции - знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

 

Вопросы для проверки достижения компетенций: ОК-2; ОК-5; ОК -12.

1. Какова роль немецкой исторической школы и марксизма в становлении институционализма?

2. Что понимал Ф. Лист под терминами «космополитическая экономия» и «национальная экономия»?

3. Дайте определение понятия «производительные силы» (по Листу). На­зовите основные факторы производительных сил. Какова взаимосвязь произ­водительных сил страны с ее материальным богатством?

4. Назовите факторы благосостояния нации, выделенные Ф. Листом. В чем состоит отличие его трактовки благосостояния от трактовки классиче­ской школы?

5. Что понимал В. Зомбарт под термином «хозяйственный дух»? Какие типы хозяйственного духа он рассматривал?

6. В чем состоит источник капиталистического духа по Зомбарту: в регу­лирующей деятельности государства; в исторически сложившихся традициях; в уровне развития технологий производства; в наследственной предрасполо­женности? Выберите правильный ответ.

7. Охарактеризуйте предпринимательскую натуру и мещанскую натуру (по Зомбарту). Что понимал В. Зомбарт под «народом героев» и «народом тор­говцев»? Какие народы он относил к первому и второму типу?

8. М. Вебер отрицает возможность объективного экономического анали­за. Какие аргументы он приводит? В чем М. Вебер видит слабость классичес­кой политэкономии?

9. Назовите источник общественного развития по Марксу. Покажите внутреннее противоречие Марксовой теории общественного развития.

10.В чем состоит сущность «материалистического понимания истории» в марксизме?

11.Какие практические выводы делал К. Маркс из теории эксплуатации?

Тесты для проверки достижения компетенций: ОК-2; ОК-5; ОК -12.

1. Немецкая историчес­кая школа противопоставила тезису классиков о «невидимой руке»

а) концепцию невмешательства государства в экономику

б) концепцию рыночного саморегулирования

в) концепцию национальных интересов

2. В качестве главного источника капиталистического духа В.Зомбарт называет

а)социальный фактор

б)религиозный фактор

в) биологический, наследственный фактор

3. Вставьте пропущенное имя: «……исследует влияние религии, и прежде всего протестантиз­ма,на становление капиталистического духа».

а) В.Зомбарт

б)Ф.Лист

в)К.Маркс

г)М.Вебер

4. Маркс видит при­чину экономического развития в

а) свободной конкуренции и государ­ственном невмешательстве

б) моральных, духовных, культурных, правовых основах общественной жизни.

в) материальных основах производства, т.е. в производительных силах

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.248.88 (0.009 с.)