Тема 8. Виды и классификация трансакций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Виды и классификация трансакций



 

Вопросы и задания к практическому занятию

1. Дайте определение трансакции, приведите пример трансакции, которая не является товарным обменом. Приведите примеры неэкономической трансакции и нерыночной трансакции.

2. Дайте определения торговой трансакции, трансакции управления, трансакции рационирования. Приведите примеры трансакции каждого вида. Тождественны ли понятия «товарный обмен» и «торговая трансакция»?

3. Дайте определение трансакционных издержек и трансформационных издержек. Какие издержки называют статическими, а какие динамическими? Проведите сравнительный анализ свойств трансакционных издержек и трансформационных издержек.

4. Перечислите базовые постулаты экономической теории информации.

5. Дайте определения опытного блага, исследуемого блага и доверительно­го блага. Приведите пример блага каждого вида.

6. Каковы общие и отличительные черты теории сигнализирования
М. Спенса и теории человеческого капитала Г. Беккера?

7. Дайте определение оппортунистическому поведению. Приведите при­меры такого поведения продавца, покупателя, работодателя, наемного работ­ника, предпринимателя, государственного чиновника.

8. Дайте определение отлыниванию. Приведите примеры отлынивания. Назовите способы противодействия отлыниванию. Перечислите экономиче­ские показатели, которые рассматриваются в модели отлынивания работни­ков. Укажите те из них, которые не рассматриваются в традиционной микро­экономике, а также те, которые рассматриваются в ней.

9. Как вы понимаете понятие «размывание прав собственности»? Приве­дите примеры. Опишите основные формы, которые принимают издержки спецификации и защиты прав собственности на макроуровне.

В результате обсуждения вопросов и заданий студенты приобретают следующие компетенции - знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

Тесты для проверки достижения компетенций: ОК-2; ОК-5; ОК -12.

1. Примером нерыночной трансакции является

а) Фьючерсная сделка

б) Товарный обмен

в) Брачный контракт

2. В какой трансакции не происходит обмен благами?

а) Фьючерсная сделка

б) Товарный обмен

в) Брачный контракт

3. Трансакционные издержки называют

а) статическими

б) динамическими.

в) постоянными

4. Вставьте пропущенное имя: «Экономическая теория информа­ции,была создана ……., который в 1982 г. полу­чил Нобелевскую премию по экономике за исследование промыш­ленных структур, функционирования рынков, а также причин и последствий государственного регулирования

а)Р.Коузом

б) Дж. Стиглером

в) Г. Беккером

г) М. Спенсом

5. Вставьте пропущенное понятие: «Примером ….. служит поведение продавцов подержанных автомобилей, или лимо­нов»

а) предконтрактного оппортунистического поведения

б) постконтрактное оппортунистического поведения

в) теории сигнализирования на рынке

 

Тема 9. Институциональный анализ прав собственности

Задания к практическому занятию

1. Права собственности, их параметры

2. «Теорма Коуза», ее роль в развитии экономической теории права

3. Системы собственности, их характеристики

4. «Наивная» теория возникновения прав собственности

В результате выполнения и обсуждения практических заданий студенты приобретают следующие компетенции - знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

 

Вопросы и задания для проверки достижения компетенций: ОК-2; ОК-5; ОК -12.

1. Если командная экономика представляла собой систему, находящуюся в устойчивом состоянии даже при наличии хроничес­кого дефицита, то в чем причина радикальной нестабильности и неустойчивости переходной от командной к рыночной экономики?

2. Чем отличается норма утилитаризма, являющаяся элемен­том конституции командной экономики, от рыночной нормы утилитаризма?

3. Известный американский политолог и экономист Фрэнсис Фукуяма в одной из своих последних книг рассматривает подъемы и спады в рыночной экономике через динамику доверия между ее субъектами. Насколько оправдан такой подход?

4. Дайте свою оценку словам русского правоведа начала XX в. И. Ильина: «Частная собственность является тою формою облада­ния и труда, которая наиболее благоприятствует хозяйственно-творящим силам человека».

5. Покажите на примере лизинга (передачи оборудования в долгосрочную аренду) преимущества общего права по сравнению с гражданским правом в защите интересов участников сделки и в создании стимулов к эффективному использованию сдаваемого
в аренду имущества.

6. Возможна ли ситуация, когда у одной и той же вещи есть много собственников? Укажите условия, при которых наличие нескольких собственников препятствует эффективному использо­ванию вещи.

Тема 10. Теория контрактов

Вопросы и задания к практическому занятию

1. Приведите пример контракта. Укажите, по каким обязательствам каж­дая сторона этого контракта является должником, а по каким — кредитором.
Перечислите основные принципы контрактных обязательств.

2. Определите понятие «специфический актив». Приведите примеры специфических активов.

3. Опишите основные свойства договора и охарактеризуйте особенности оппортунистического поведения сторон в случае: а) договора купли-продажи, б) договора аренды, в) трудового договора, г) договора займа.

4. По какой причине большинство контрактов являются неполными? Дайте определение «неявного контракта». По какой причине контракт может быть неформализованным? Приведите пример неявного контракта. Приве­дите пример самовыполняющегося контракта.

5. Проведите сравнительный анализ исторических форм контракта.

6. В чем заключается принципиальное отличие теории агентских отно­шений и теории отношенческих контрактов?

7. Приведите примеры отношений принципал—агент. Чем обусловлены агентские издержки? Из каких компонентов они состоят? Приведите пример залоговых гарантий.

8. Объясните происхождение термина «неблагоприятный отбор».

9. Дайте экономическую интерпретацию термина «невидимое рукопо­жатие».

10. Проиллюстрируйте конкретными примерами понятие «фундаменталь­ная трансформация».

11. Объясните смысл понятия «заложники». Приведите примеры из хо­зяйственной практики.

12. Перечислите основные типы частного порядка улаживания конфликтов.

13. Какого типа контракты вам приходилось заключать сегодня? Обоснуйте вашу характеристику на примере одной из сделок.

14. Дайте институциональную интерпретацию известной пого­ворке «Договор дороже денег». Идеал какого контракта нашел свое отражение в ней?

15. Каким наиболее специфичным активом вы обладаете на сегодняшний день? Обоснуйте.

16. Опишите отличия между политической партией и общест­венно-политическим движением на основе институционального подхода, используя категории института и организации.

17. Сравните институциональное объяснение специфики конт­ракта о найме и то, которое предлагает марксизм. Напомним, что согласно марксистской теории, в основе капиталистического конт­ракта о найме лежит специфика стоимости и потребительной стоимости товара «рабочая сила». «Извлечь стоимость из потреб­ления товара нашему владельцу денег удается лишь в том случае, если ему посчастливится открыть на рынке такой товар, сама потребительная стоимость которого обладала бы оригинальным свойством быть источником стоимости».

18.Почему для разрешения диспутов, возникающих в ходе реализации имплицитного контракта, нет необходимости к при­влечению третьей стороны? Иными словами, в чем причина само­достаточности имплицитного контракта по срав­нению с другими видами контрактов?

 

В результате выполнения и обсуждения практических заданий студенты приобретают следующие компетенции - знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

Тесты для проверки достижения компетенций: ОК-2; ОК-5; ОК -12.

1. Контрактное обязательство есть частный случай

а) абсолютного права собственности.

б) относительного права собственности.

в)) Стратегии осторожного поведения

2. К специфическим активам относятся

а)специфичность физических активов

б) специфичность человеческих активов

в) целевые активы

г) особенности климатический условий предприятия

3. По какой причине большинство контрактов являются неполными?

а) Вследствие оппортунистического поведения одной из сторон

б) Вследствие неопределенности будущего

в) Вследствие оппортунистического поведения обеих сторон

4. Классический контракт —

а) неполный, явный, ра­зовый, обеспечиваемый государством.

б) полный, неявный, ра­зовый, обеспечиваемый государством.

в) полный, явный, регулярный, обеспечиваемый государством.

г) полный, явный, ра­зовый, обеспечиваемый государством.

5. Теория агентских контрактов

а) рассматривает взаимодействие участников контракта как антаго­нистическое

б) делает акцент на роли кооперации, сотрудничества, солидарности

в) рассматривает поведение участников контракта как абсолютно рациональное

г) допускает, что поведение участников взаимодейст­вия не является абсолютно рациональным

 

Тема 11. Теория фирмы

Вопросы и задания к практическому занятию

1. Определите понятия «фирма» и «размер фирмы» в рамках трансакционной теории фирмы. При каких условиях размер фирмы оптимален? От ка­ких факторов зависит оптимальный размер фирмы?

2. Приведите аргументы критиков трансакционной теории фирмы.

3. Почему общественные издержки часто превышают частные издержки?

4. Приведите пример отрицательного внешнего эффекта, производимого фирмой. Опишите характер общественных издержек для данного случая. Опишите способ интернализации внешнего эффекта, отличный от введения налога Пигу.

5. От каких факторов зависит величина налога Пигу? Какова обществен­ная функция этого налога? Приведите аргументы против использования на­лога Пигу в качестве регулятора отрицательных внешних эффектов.

6. Приведите пример хозяйственного субъекта, обладающего правом собственности на отрицательный внешний эффект.

7. Сформулируйте теорему Коуза. Приведите пример из хозяйственной практики, когда условие теоремы Коуза не выполняется.

8. Проведите сравнительный анализ методов решения проблемы внеш­них эффектов, предложенных А. Пигу и Р. Коузом соответственно.

9. Какие общие черты свойственны фирме и рынку?

10. Определите понятие «фирма» в рамках контрактного подхода к исследо­ванию институтов. Какие факторы определяют цель «неклассической» фирмы?

11. Определите роль репутации в механизме управления фирмой. В каких случаях механизм репутации неэффективен? Какова основная причина отделения собственности от контроля? Каковы практические способы решения этой проблемы? Дайте определение кодетерминации. Какие особенности со­временной экономики порождают необходимость кодетерминации?

12. Определите понятие рынка в рамках контрактного подхода к исследо­ванию институтов.

 

В результате выполнения и обсуждения практических заданий студенты приобретают следующие компетенции - знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

 

Тесты для проверки достижения компетенций: ОК-2; ОК-5; ОК -12.

 

1. Теория фирмы Р.Коуза называется

а)контрактной

б) трансакционной

в)агентской

г)отношенческой

Издержки, необходимые для осуществления рыночной трансак­ции, называют

а)внутреннимитрансакционными издержками

б)внеш­нимитрансакционными издержками

в)из­держками управления

2. С позиций современной теории человеческого капитала фирме, при прочих равных условиях, выгоднее

а) использовать как постоянных работников, так временных

б) использовать одного постоянного работника, нежели несколько временных работников

в) использовать несколько временных работников, нежели одного постоянного работника

3. Налог Пигу направляется

а)фирмой в налоговый орган

б) государством на компенсацию положительного внешнего эффекта

в) государством на компенсацию отрица­тельного внешнего эффекта

4. Неклассическая фирма

а) система нерыночных трансакций, организованных предпринимателем с целью максимизации прибыли

б) характеризуется тем, что различные ее чле­ны имеют определенные права на нее, что предусматривается фор­мальными и неформальными контрактами

в) есть фирма, которую возглавляет предприни­матель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.90.91 (0.056 с.)