Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В.10.Источники и структура сознания. Сознание и самосознаниеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Если в первобытном обществе самонаблюдения привели людей к заключению, что в их головах происходили процессы, отличные от процессов в окружающей природе, то эти явления они пытались объяснить с позиции мифолог представления о душе, которая управляет телом. Если в эпоху нового времени сознание признавалось первичной реальностью, не зависящей от экономических, социальных и производственных факторов, то Марксизм признает вторичность сознания по отношению к миру. Не сознание определяет бытие, а наоборот. «Сознание — есть осознанное». Сознание — свойство чел мозга особым образом отражать объективную действительность; субъективный образ объективной действительности. Сознание чела связано с формированием второй сигнальной системы, т.е. чел оперирует понятиями вместо реальных предметов. Основой сознания является восприятие. Структура:1)сознание: когнитивная (позноват) среда, эмоциональная среда, волевая среда; 2)Самосознание: самочувствие, осознание себя, как члена общ, осознание Я; 3) Бессознательное (сновидения, гипноз, инстинкты). Самосознание - это начало подлинного человеческого сознания. Только тогда, когда у человека появляется самосознание, он становится способным к умственному труду, к работе с символами как носителями идеального, только тогда он становится и самооценивающим и самоконтролирующим существом, поощряющим либо порицающим самого себя за правильный или неправильный выбор программы поведения. С появлением самосознания человек становится способным оценивать все аспекты своего поведения в обществе - не только правильность своего мышления, но и нравственного облика, идеалов и мотивов своего поведения. А это означает, что с появлением самосознания у человека появляется возможность стать и быть личностью, т. е. творцом самого себя и своей судьбы. Самосознание — процесс когда Я обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире. Сознание предполагает, что акты «я мыслю», «я переживаю», «я вижу» и т. д., вызванные взаимодействием Я и внешнего мира, одновременно порождают сопровождающие их акты: «я мыслю, что я мыслю», «я переживаю, что я переживаю» и т. д. Эти сопровождающие акты составляют содержание рефлексии и самосознания. В сознании человек не просто переживает, но отдает отчет себе в том, что он переживает и наделяет переживание смыслом. Процедура «я мыслю» не тождественна сознанию. Для возникновения сознания необходимо, чтобы человек взял свое мышление под контроль самой мысли, то есть занялся процедурой понимания того, почему он об этом мыслит, есть ли какая-либо цель к его мыслительном внимании к данному предмету. Сознание обеспечивает человеку прояснение всех смысло-жизненных проблем: для чего он живет, достойно ли живет, есть ли цель в его существовании. Направленность на внешние предметы присуща и психике животных, но без актов рефлексии и самосознания, предполагающих формирование Я, как состояния выделенности человека из природы и из сообщества других людей. Существуют различные стратегии исследования и понимания сознания: объективно-идеалистическая (на уровне Абсолюта, Бога); пантеистическая (сознание всюду и везде);реалистическая (сознание человека);натуралистическая, вульгарно-материалистическая (только мозг). Соответственно в качестве потенциально возможных источников сознания представляются: — космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание индивида;— внешний предметный и духовный мир, природные, социальные, духовные явления, воспринимаемые сознанием в виде конкретно-чувственных, понятийных и др. образов;— социокультурная среда, научные, этические, эстетические установки, нормы поведения, накопленные обществом знания и пр.;— духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний;— мозг, как макроструктурная природная система, обеспечивающая на клеточном уровне осуществление общих функций сознания. Функции сознания: 1.Отражение-сознание организует познавательные процессы - восприятие, представление, мышление, а также организует память.2.Регулирование3. Рефлексия -Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.4.Креативная функция-Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.5.Духовная.
В.11.Проблема бессознательного в философии. Сознание и язык. Бессознательное (unconscious) - неосознаваемое. 1) Ряд физических и психических функций (процессов), осуществляющихся без управления ими со стороны сознания. В частности, бессознательно осуществляются многие вегетативные функции. 2) Бессознательное - теоретический конструкт, обозначающий психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль (не представленных в сознании субъекта). Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. Бессознательное - особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин "бессознательное" используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительность цели и последствия к-рого не осознаются. Термин "бессознательное" широко употребляется в философии и психологии, а также в психиатрии, психофизиологии, юридич. науках, искусствоведении. Несмотря на многочисленные попытки, пока не удалось построить целостной теории, объясняющей механизмы и структуру бессознательного. С точки зрения Декарта и развивавшихся под его влиянием философских и психологических теорий периода «после картезианских столетий», сознание является единственной формой духовной жизни. Философию бессознательного создал Э. Гартман. Новая психология считает сознательное только островом, окруженным морем «душевного».Абсолютно бессознательным является макрокосмическое (см. Макрокосмос, Микрокосмос).Бессознательное в психологическом смысле может быть только относительно бессознательным, т.е. бессознательное для нашего Я не является бессознательным для субъекта, включающего это Я, которого можно назвать также «душой» (или, согласно психологическому учению о слоях - Оно). Как Я представляет собой носитель сознания, точно так же и душа является носителем бессознательного. И действительно, для того чтобы понять феномены бессознательного (особенно память, действие вспоминания и мыслительные процессы), мы должны приписать душе следующие способности:1) обладать некоторым содержанием, отдельные элементы которого мы можем сознательно переживать только последовательно один за другим; 2) в отношениях между этими элементами должна наблюдаться последовательность, причем отдельные фазы ее входят в наше сознание как результаты (переживания), а прочие остаются (относительно) неосознанными, так что создается впечатление бессознательного процесса;3) обладать знанием о реальных психофизических связях и об установлении мысленных связей, знанием, которым мы не распоряжаемся сознательно. Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З.Фрейдом, который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного: 1. Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами; 2. Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их обработанности; 3. Подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается. Для современной глубинной психологии и психотерапии бессознательное не является больше результатом вытесняющей деятельности сознания (как это имеет место, напр., у Фрейда и его школы - см. Фрейдизм), а представляет собой нечто особенное и творческое, психическую перводействительность, главный источник свойственных всем людям осн. мотивов и первоформ, архетипов переживаний. Согласно К.Г.Юнгу, бессознательное есть не влекущее, а формирующее; оно является источником творческой фантазии духа и чувства ценности, которое не должно затрагиваться разумом. Общая идея о бессознательном, восходящая к учению Платона о познании-воспоминании (анамнезе), оставалась господствующей вплоть до нового времени. Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые чётко сформулирована Г. Лейбницем ("Монадология", 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). Первую попытку строго материалистич. объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли (Англия), связавший бессознательное с деятельностью нервной системы. Нем. классич. философия касалась в основном гносеологического аспекта бессознательного. И. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез). Иной характер обрело бессознательное у поэтов-романтиков и теоретиков романтизма, развивавших в противовес рационализму Просвещения своего рода культ бессознательного как глубинного источника творчества. Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул А. Шопенгауэр, продолжателем к-рого выступил Э. Гартман, возведший бессознательное в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса. В 19 в. началась линия собственно психологического изучения Б. (И. Ф. Гербарт, Г. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс - Германия). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824), согласно к-рому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств. Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфич. методы воздействия на бессознательное (первоначально - гипноз). Исследования, особенно франц. психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом. Продолжением этой линии явилась концепция австр. врача и психолога 3. Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, к-рые не осознаются в силу действия особого защитного механизма - вытеснения. Отказавшись от физиологических объяснений, Фрейд представил бессознательное в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Швейц. психолог К. Юнг, помимо личного бессознательного, ввёл понятие коллективного бессознательного, объективной психики, разные уровни к-рой идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества. В советской психологии проблема бессознательного разрабатывалась особенно в связи с теорией установки Д. Н. Узнадзе.Психофизиологические аспекты бессознательного, изучавшиеся И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, исследовались в связи с анализом сна и гипнотических состояний, корковых и подкорковых образований, явлений автоматизма в трудовой и спортивной деятельности и т.д. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования бессознательного. В.12.Древнеиндийская философия Возникновение философии в Др. Индии относится примерно к середине I тысячелетия до н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Древнеиндийское общество делилось на варны: 1)жреческая варна (брахманы); 2)варна военной аристократии (кшатрии); 3)варна земледельцев, ремесленников, торговцев (вайшьи); 4)низшая варна (шудры). Древнейший памятник индийской литературы - Веды. В них выражено весьма древнее религиозной мировоззрение. Веды состоят из 4 частей: сборник религиозных гимнов, сборник ритуальных текстов, правила поведения для отшельников, философская часть (Упанишады). По форме Упанишады обычно представляют диалог мудреца-учителя с учеником, либо с человеком ищущим истину. Среди многих вопросов о природе, человеке и познании в Упанишадах доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Центральный вопрос в теории познания Упанишад- разделение знания на 2 вида: низшее и высшее. Низшее значение - это зн-е эмпирической действительности, которое считается з-ем отрывочным, фрагментарным=>неистинным. Высшее зн-е –это зн-е духовного Абсолюта, кот. рассматривается как восприятие бытия в его целостности и главным средством приобретением которого служит мистическая интуиция; Именно это зн-е дает власть над миром. Осн-м источником философской.мысли более позднего –эпического периода явл. Обширная эпическая поэма “Махабхарат”, кот. состоит из 18 книг, повествующих о борьбе за власть между двумя родами. Особо важную роль в становлении философии. сыграла математика(в несколько меньшей степени астрономия). Мат-ка в др. Индии, особенно такие ее разделы, как арифметика, алгебра, достигла очень больших результатов(достаточно указать на появление здесь позиционной системы счисления и введения нуля).Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед: веданта, миманса, йога и др.) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, локаята). Джайнизм в своей главной части - учение, указывающее путь “освобождения” души от ее подчинения страстям. Цель - “святость”, особый образ поведения, при помощи которого достигается указанное освобождение. Буддизм возник в VI-V вв до н.э. как учение, враждебное древней религии брахманизма. Учения буддизма основываются на легенде об основателе религии Будде и распространялись среди городских низов. Буддизм выдвигает следующие краеугольные положения: 1)жизнь исполнена страданий; 2)существует причина возникновения страданий; 3)имеется возможность прекращения страданий в настоящей жизни (нирвана). Цель познания - освобождение человека от страданий. Локаята - древнейшее материалистическое философское учение в Индии, отрицало существование какого-либо другого мира, кроме материального. Все вещи природы состоят из воздуха, огня, воды и земли Индуизм возник только в течение последнего тысячелетия в Западной Индии. Его основой является кастовый строй. Главные боги - Вишну и Шива. В.13.Древнекитайская философия. Китайская философия сложилась на рубеже эпох Чуньцю (VIII–V вв. до н. э.) – Чжаньго (V–III вв. до н. э.) во время правления династии Чжоу (XI–III вв. до н. э.). Свое начало китайская философия ведет от первых мифологических представлений, изложенных в древних книгах: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов» и др.Для мифологии Китая характерно представление о первоначальном состоянии мира как первобытном хаосе и двух противоположных упорядочивающих началах – небесного «ян» и земного «инь». Именно они учредили порядок на Земле.В «Книге истории» говорится о 5 началах мира: воде, огне, дереве, металле и земле, – а также о 5 явлениях природы: дожде, солнечном сиянии, жаре, холоде и ветре. Причиной зла в мире и страданий человека является неблагоприятное сочетание этих начал и явлений. Главная нравственная заповедь для достойной жизни и поведения человека – всемерно поддерживать постоянную гармонию, осуществляя разумное сочетание начал в пище, поведении, ритуале. Основными философскими школами Древнего Китая считаются: конфуцианство, моизм и даосизм. Конфуцианство. Основатель – Кун Фу-цзы, ставший известным в Европе как Конфуциус (Конфуций). Кун Фу-цзы родился в царстве Лу в 551 г. до н. э., когда отец его, правивший в Лу уездом Цзоу, был очень стар, а мать молода; умер он в 479 г. до н. э. Конфуций происходил из древнего аристократического, но обедневшего рода. Это не могло не сказаться на его учении, которое сочетает в себе элементы нового с элементами старины. Сам Конфуций рассказывает о себе, что в детстве он жил бедно и ему пришлось научиться многому тому, что не имеет цены в том обществе, в котором он жил (Конфуцию приходилось быть и пастухом, и сторожем), что в 15 лет он обратил свои помыслы к учебе, в 30 – обрел самостоятельность, в 40 – освободился от сомнений, в 50 – познал волю неба, в 60 – научился отличать правду от неправды, в 70 – стал следовать желаниям своего сердца, при этом не нарушая ритуала. Главное его сочинение – «Беседы и суждения». В центре учения – нравственные ценности и искусство управления государством. Высшую моральную заповедь Конфуций сформулировал так: «Не делай другим того, что не желаешь себе». Основные этические понятия, составляющие правильный путь, – дао – суть человеколюбие (жэнь), «золотая середина» (чжун юн), взаимность, сыновья почтительность к родителям. Этика конфуцианства основывается на принципе «золотой середины», состоящей в том, что, для того чтобы жить в согласии с другими людьми, нужно прежде всего найти согласие с собой. Главный метод управления народом – сила примера и убеждения. Если верхи будут следовать дао, то народ будет их уважать и любить. Преследования и убийство инакомыслящих и непокорных Конфуций осуждал. По его мнению, благородный муж не может быть алчным, жадным и жестоким. Благородный муж поступает так, как велит долг, думает о морали, о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду. Моизм. Основан Мо-Цзы (Мо Ди), который родился в год смерти Конфуция. Умер он в конце IV в. до н. э. О жизни Мо-Цзы почти ничего не известно. Моисты отрицали предопределенность всего судьбой. Небо, по их мнению, не предопределяет все и вся, а лишь желает, чтобы люди любили друг друга. Отсутствие всеобщей любви – причина беспорядков. Жизнь человека определяется его свободными действиями, а не приказами неба, которое лишь желает, чтобы люди помогали друг другу, чтобы сильный не притеснял слабого, а знатный не кичился бы в отношении незнатного. Народ моисты почитали высшей ценностью и любовь к народу провозглашали как волю небес. Будучи убежденными противниками войн, они были первыми пацифистами. Пытаться с помощью войны решать политические споры между государствами, пытаться добиться мощи и славы – это все равно, что заставить всех людей Поднебесной пить одно лекарство для лечения разных болезней. Вторгаясь на территорию другого государства, армия топчет хлеба, рубит леса, разрушает города и селения. Не лучше приходится и агрессорам. Многочисленные армии уходят в поход и не возвращаются обратно. Тысячи семей остаются без кормильцев, а дети сиротеют. Между тем всеобщая любовь требует того, чтобы все люди, как и небо, любили всех людей, все государства любили все государства. Даосизм. Основателем даосизма считается Лао-Цзы (VI в. до н. э.). На первом плане в философии даосизма стоят онтологические проблемы. В основе мировоззрения даосистов лежит дао, являющееся первоосновой и субстанцией всех вещей. Дао предшествует Богу и диктует законы небу, небо – земле, земля – человеку. Дэ – неопределенный, вторичный принцип, благодаря чему дао проявляется в мире вещей и наполняет их энергией. Этический идеал даосов выражен в концепции У-вей (недеяние) и направлен против конфуцианства. У-вей означало подчинение естественному ходу вещей, приводящее к свободе и счастью. Цель поведения – уподобиться дао, которое не борется, но умеет побеждать; победоносно бездействие, остальное – суета. Лучший правитель тот, кто ни во что не вмешивается и не мешает дао, народу известен лишь факт его существования. Общественный идеал даосов – патриархальная, непросвещенная жизнь, так как непросвещенным народом легче управлять; отсутствие внешних контактов, мир с соседями. Даосы – сторонники мира. Путь дао – путь мира. Когда в стране существует дао – лошади унавоживают землю; когда в стране отсутствует дао – боевые кони пасутся в окрестностях. Ведь хорошее войско – средство, порождающее несчастье. Стремясь к миру, совершенно мудрый правитель уступчив к соседям. Он не начинает войну первым. В трактате дается образ умного невоинственного полководца, который, победив, не прославляет себя. Прославлять себя победой – это значит радоваться убийству людей. Напротив, победу следует отмечать похоронной процессией. Неоконфуцианство - идеалистическая школа китайской философии, сложившаяся в основном в период Сун (10-13 века). Значительное место занимают вопросы онтологии, натурфилософии, космогонии. Утверждалась незыблемость социальных порядков. Занимало господствующее положение в философской и общественно-политической мысли Китая до начала 20 века.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.195 (0.018 с.) |