Философия Древней Индии: характерные черты, главные проблемы, основные направления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Древней Индии: характерные черты, главные проблемы, основные направления.



Философия Древней Индии: характерные черты, главные проблемы, основные направления.

Формирование древней индийской философии началось примерно во втором тысячелетии до нашей эры. Эти идеи стали известны благодаря древним индийским религиозным памятникам, называвшимся ведами. Важный вклад в развитие древнеиндийской философии внес буддизм. Он провозгласил следующие истины:

Ø вся человеческая жизнь — это сплошное страдание;

Ø причина страданий — стремление к удовольствиям;

Ø прекратить страдания можно лишь на путях отказа от привязанностей и отрешенности;

Ø ведет к прекращению страдания “Благородный Восьмеричный путь”, предполагающий использование верных взглядов, верного намерения, верной речи, верного действия, верных средств жизни, верного усилия, верного памятования и верного сосредоточения

Этапы древнеиндийской философии: ведический период (15-6 вв. до н.э.), эпический (6-2 вв. до н.э.), эпоха сутр (2 в. до н.э.). Веды – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после 15 в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья племенами арийцев. В тоже время появляется буддизм – религиозно-философское учение, главной идеей которого является «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» и «путем аскетизма». «Средний путь» - путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать.

4. Древнекитайская философия: особенности, центральные вопросы и основные школы.

Древнекитайская философия – 6-2 вв. до н. э.

Основные школы:

Ø Даосизм- учение о «Дао» или «пути вещей», традиционное китайское учение. В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться.

Ø Конфуцианство: Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый. Это учение нельзя назвать религией, оно таковой не является, но это одна из самых заметных идеологий. В конфуцианстве чрезвычайно высоко оцениваются чувство долга, уважение к старшим, справедливость. Это учение также называют «школой ученых».

Ø Моизм: идеи всеобщей любви и преуспевания, забота об общей пользе

Ø Школа законников (легизм): Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и императором, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Легисты прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания. Они считали, что люди плохи по своей природе, и нуждаются в жестких законах и ограничениях.

Ø Школа имен: несоответствие названий сущности ведет к хаосу.

Ø Школа инь-ян: натурфилософская школа, понятие противоположностей инь-ян.

 

Философия эллинизма: киники, стоики, эпикурейцы, скептики.

Период эллинизма: центр философии перемещается из Греции в Рим.

Эпикурейцы: Эпикур (341-270 гг. до н. э.) – основной задачей Эпикур считал поведение, которое приводит человека к счастью. Критерий счастья – мера удовольствия, которая подразделяет на три вида: природные и необходимые для жизни; природные, но для жизни необходимые; не необходимые для жизни и не природные. Следует стремиться к первым, избегая остальных. Конечной целью жизни Эпикур считал устранение страдания и внутреннего беспокойства – атарксию. Познание природы освобождает человека от страха суеверий и вообще религии, а также от боязни смерти. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет удовольствие, но это не простое чувственное удовольствие, а духовное. Эпикур призывал человека соизмерять удовольствие, которое он получает, с возможными последствиями: «Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти ещё нет, когда она приходит, то нас уже нет».

Скептики: Пиррон (365-275 гг. до н. э.) - главным принципом объявляет принцип воздержания от суждения, от безоговорочного предпочтения одного из двух равносильных или противоречащих друг другу суждений, и скептицизм. Желающий достигнуть счастья должен ответить на три вопроса: из чего состоят вещи? как мы должны к ним относится? какую пользу мы получим из этого отношения? Ответить на первый вопрос возможным не представляется, поскольку всякому утверждению может быть всегда противопоставлено противоположное. Из дилеммы вытекает ответ на второй вопрос – следует воздерживаться от однозначных оценок и суждений. Этот вывод в свою очередь определяет ответ на третий вопрос – пользой от воздержанности в суждениях будет безмятежное состояние души. Пиррон считал, что окружающие человека вещи совершенно не познаваемы; отрицал объективное существование добра и зла, не верил в возможность рационального обоснования моральных норм.

Стоики: Зенон (336-264 гг. до н. э.) Стоики призывали придерживаться естественной жизни. Душа человеческая у них меняется подобно огню, подчиняется закону космоса. Стоики предполагали, что существует внутренний принцип развития вселенной (разумный мировой Логос), который определяет судьбы природы и человека. В этой связи человеку необходимо следовать судьбе, чтобы стать независимым от внешних обстоятельств. Живя в соответствии с законами общества, человек достигает внутреннего равновесия (апатии). Окружающий мир не свободен, свобода в душе человека (и аристократ и последний раб свободны во внутренней жизни). Философию они считали необходимым для развития души, высоко ценили чувство долга.

Киники: Антисфен, основана в 4 в. до н. э. Основатель школы Антисфен Афинский, развивая принципы Сократа, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. Антисфен утверждал, что для достижения блага следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе:

Ø простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;

Ø умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;

Ø верность, храбрость, благодарность.

 

Средневековая европейская философия: особенности, главные проблемы, этапы развития

Периодизация европейской философии: 6 в. н. э. – 14 в. н. э.

Европейская средневековая философия делится на два периода: патристический и схоластический.

Патристика: (6- 8 вв. н. э.) главным авторитетом для патристиков была Библия, а также сочинения Отцов Церкви.

Принципы патристики:

Ø теоцентризм — признание в качестве источника всего сущего Бога;

Ø креационизм — признание того, что Бог создал все из ничего;

Ø провиденциализм — признание того, что Бог правит всем;

Ø персонализм — признание того, что человек — “персона”, сотворен Богом по собственному подобию и наделен совестью;

Ø ревеляционизм — признание того, что самый надежный путь познания наиболее важных для человека истин состоит в постижении смысла Священного писания.

 

Выдающиеся представители: Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан. Большое внимание христианскими философами периода патристики уделялось пропаганде заповедей религиозной морали. Сочинения, посвященные этому, поражают глубиной проникновения в духовный мир человека, знанием человеческих страстей и желаний. Для этих сочинений характерен всепроникающий гуманизм.

По мере своего развития, патристика «перетекла» в схоластику.

Схоластика (8 – 14 вв. н. э.)

Систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Основные проблемы:

Ø Вера и знание

Ø Доказательство бытия Бога

Ø Общее и единичное (проблема универсалий)

Выдающиеся представители: Фома Аквинский, Дунс Скотт, Уильям Оккам, Ансельм Кентреберрийский. Особенностью философии Фомы Аквинского является то, что он высоко ценил идеи Аристотеля, стремился дать им такую интерпретацию, чтобы создать последовательную систему, связанную с утверждением христианской веры. Фома Аквинский стремился использовать философию для обоснования и доказательства истин веры. Он считал, что философская теология является высшим выражением философской рефлексии.

Пять доказательств существования Бога:

1.Бог рассматривается как “неподвижный двигатель”, приводящий все в движение;

2.Бог рассматривается как первая причина;

3.Бог является источником необходимости в мире;

4.Бог есть источник совершенства, сам являясь совершенным;

5.Бог устанавливает конечные цели и поэтому не может не существовать.

ФРАНЦИЯ

В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:

1. Деизм - направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными чертами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма).

К числу видных французских философов-деистов принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Вольтер Франсуа (1694 —- 1778) — философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который: • страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: "Раздавите гадину!"); • считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие; • видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;

Жан Жак Руссо (1712 — 1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии.

В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. Он:

• видел в Боге мировую волю и мировой разум;

• считал, что материя «несотворима» и объективно существует всегда;

• считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной

души;

• был убежден, что человек не в силах до конца познать мир

(в частности, сущностей вещей и явлений);

• выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения,

предлагал создать заменитель религии — "гражданскую религию", "культ великого существа (Бога)", "культ мировой воли" и т. д.;

• был сторонником эмпирического (опытного) познания;

• считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;

• обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению);

2. Атеизм — направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию.

АНГЛИЯ

Джон Локк (1632 — 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени.

Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка:

• мир материалистичен;

• в основе познания может лежать только опыт ("нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах");

• сознание — пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о "чистой доске", на которой записывается опыт — tabula rasa);

• источником опыта выступает внешний мир;

• цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;

• идеал человека — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;

• идеал государства — государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

Философия экзистенциализма.

Экзистенциализм (от латинского existentia — существование) считается одним из крупнейших течений в мировой философии XX в. В нем отражена реакция интеллигенции на неустойчивость и трагизм жизни, незащищенность человека от социальных бурь и потрясений, на возрастание отчуждения между людьми. Сторонники экзистенциализма стремились отыскать новые пути реализации человеческой свободы, способы преодоления страха и одиночества и взывали к ответственности каждого человека, живущего в обществе, требуя уважения к правам и достоинству личности. Формирование экзистенциальной философии уходит корнями в умонастроения XIX в.

Заслугой же экзистенциализма является то, что он поднимает ряд важных проблем:

-проблему сущности индивидуального Я;

-роль эмоций в жизни человека;

-место человека в обществе;

-проблему свободы личности;

-роль философии и искусства в поиске своей истины;

-проблему межличностного общения;

Родоначальником экзистенциализма считается выдающийся датский философ Серен Кьеркегор (1813 — 1856). Одним из существенных источников направленности философии Кьеркегора было осознание им неблагополучия мира. Начало философии, по мнению датского мыслителя, вытекает не из удивления, как учили Платон и Аристотель, а из отчаяния. Последнее порождается тем, что мир наполнен нетерпимым злом.

Западники и славянофилы.

При характеристике особенностей развития философии в России необходимо прежде всего учитывать условия ее существования, которые по сравнению с западноевропейскими были крайне неблагоприятными. В то время, когда в университетах Германии свои философские системы свободно излагали И. Кант, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В. Ф. Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшим никакого фило­софского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Вплоть до второй половины XIX в. философская проблема­тика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках вне официальных структур просвещения, что имело последствия двоякого рода. С содержательной стороны русская философия также имеет свои особенности. В ней представлены в той или иной степени все основные направления философского мышления: он­тология, гносеология, этика, эстетика, философия истории и т.д. Однако есть и ведущие для нее темы. Одной из них, определившей саму специфику русской философии, стала тема России, постижения смысла ее существования в истории. С этой темы начиналось становление русской философской мысли, и она оставалась актуальной на всем протяжении ее развития. Другой ведущей темой стала тема человека, его судьбы и смысла жизни. Усиленное внимание к проблеме человека оп­ределило нравственно-практическую направленность русской философии. Особенностью русского философского мышления был не просто глубокий интерес к вопросам морали, а доминирование моральной установки при анализе многих других проблем. Самобытная русская философия в своих новаторских изыска­ниях теснейшим образом была связана с религиозным миросо­зерцанием, за которым стояли века духовного опыта России. В настоящее время бесценный духовный опыт, добытый рус­ской философией, выступает как необходимая основа духовного возрождения и построения нравственного, гуманистического мира.

Христианизация Р. сыграла огромную роль в становлении рус. фил мысли.

Материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870), Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-1868). Они явл не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев демократии. Р ф прошли поучит школу нем клас фил и Фр просвещения. После глубокого увлечения гегельянством р фил повернулась в стор мат-ма (не без помощи Феерб), стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию, идею о том, что созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи - мозга.

В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь разнооформ-ная материя с разнородн кач-вами, в р-те столкновения кот и начинается жизнь природы. Обосн принцип постояной эволюции обществ истории. Герцен: природа и челов история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прелив, движение, причем движ происходит посредством борьбы 2 противопол тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся.В русск. космизме – 3 теч.: ест.-научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма: связь чел. сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и пробл. понимания и др. Бердяев Берд. пришел к религ. экзистенциализму. Осн. работы: "Смысл творчества", "Смысл истории", "Дух и реальность", "Экзист. диал-ка божественного и чел-ского". В центре --- проблема ч. исходный пункт --- примат свободы над бытием, свободу не определяет даже Бог, она есть самодовлеющий характер. Стоит в одном ряду с Богом, творчеством, духом. Онтология Б. строится на противопост. духа и природы.

Религиозно-философская онтология Булгакова впервые сформулирована им в двух книгах — “Философия хозяйства” и “Свет невечерний”. Вслед за В. Соловьевым Булгаков исходит из концепции, что Бог, абсолютное — это всеединство, нет и не может быть ничего вне Бога, того, что ограничивало бы своим бытием божественное бытие. Бог творит мир из ничто, полагая тем самым бытие сотворенных вещей: мир пронизан “божественными энергиями”, которые и составляют основу его бытия. В бытие Бог реализует себя, творя мир, он осуществляется в нем и в этом смысле мир — это становящийся Бог.

Между богом и миром, соединяя их и не являясь ни тем, ни другим, находится София — идеальная основа мироздания, предмет божьей любви, всеединство, которое приемлет любовь бога, вечная Женственность. София — это и органическое единство идей всех сотворенных существ: по Булгакову, любое существо имеет свою идею, которая является его сущностью, Софией, поэтому каждый живой организм имеет две стороны; отрицательную — материю, низший субстрат, отдельную часть раздробленного на объекты материального бытия; и положительную, софийную, идеальную.

Мир — это иерархия идейных существ, каждое из которых жаждет “софийного осияния”, преображения в красоте, что достигается под руководством Софии как универсальной ''инстинктивно бессознательной или сверхсознательной души мира” (это, как считает Булгаков, обнаруживается в целесообразности строения живых организмов и в их инстинктах родового начала).

Булгаков развивает теорию двух Софий: божественной и сотворенной. Божественная София принадлежит идеальному миру, она находится вне времени, сотворенная София раскрывается в мире вещественном, осуществляется во времени. Так как положительное содержание мира тождественно содержанию, которое было в боге до акта творения, сотворенная София близка Софии божественной, которая есть “вечное человечество в Боге”.

 

Религиозное сознание.

Следующей исторической формой миропонимания явилась религия(от латинского слова "благочестие", "набожность"). Древнейшие религиозные верования входили в качестве элемента во многие мифы. Но самостоятельную мировоззренческую функцию религия приобретает значительно позднее, когда возникают национально-государственные религии, в которых вероисповедная связь между людьми в известной степени совпадает с этническими и политическими связями (таковы, например, существующие и ныне индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм). Особенно наглядно мировоззренческая роль видна на примере наднациональных, мировых религий -- буддизма (6--5 вв. до н. э.), христианства (1 в.) и ислама (7 в.).

Религиозное сознание можно определить как отражение действительности в фантастических образах.

Основными чертами религиозного сознания являются чувственная наглядность, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, эмоциональная насыщенность.

43. Человек в системе социальных связей. Проблема соотношения личности и общества.

Человек в системе социальных связей.

Человек является субъектом, т.е. активным деятелем социальной системы. Однако конкретный индивид не способен вступить в отношение с целым обществом, он всегда связан с другими субъектами через конкретные виды деятельности. Социальные связи отличаются по виду, содержанию в зависимости от характера совместной деятельности людей и возникающих между ними отношений. В сфере производства складываются экономические социальные связи. В сфере политики и права социальные связи возникают на основе соблюдения законов. В сфере управления социальные связи определяются должностным положением субъектов деятельности.

Каждый человек одновременно вступает в несколько видов социальных связей и представляет собой не что иное, как «сгусток» общественных отношений (социальных связей), интегрированных в индивидуальности. Чем сложнее структура социальных связей, тем большую власть над личностью они приобретают. Иначе говоря, в многообразии социальных связей возникает опасность утраты личностной целостности и подмены ее функциональными проявлениями, когда система подавляет личность, формируя ее индивидуальные качества «под заказ».

Проблема соотношения личности и общества.

Рассмотрим проблему соотношения отдельной личности и общества. Предположим что общество — есть дополненная или расширенная личность, а личность — сжатое или сосредоточенное общество. Степень подчинения лица обществу должна соответствовать степени подчинения самого общества нравственному добру, без чего общественная среда никаких прав на единичного человека не имеет. Каждый человек как таковой — есть нравственное существо, или лицо, имеющее независимо от своей общественной полезности безусловное достоинство и безусловное право на существование и на свободное развитие своих положительных сил. Условие совершенствования — свободное развитие человека. Общественное развитие в конце концов приведет к возникновению идеальной человеческой цивилизации, которую видел как вселенскую теократию. При свободной теократии: власть принадлежит церкви в лице первосвященника; сила принадлежит царю; государство добровольно подчиняется церкви. В обществе всегда есть некое понятие нормы личностного развития. При этом личностные и общественные представления о норме и общественных идеалах не совпадают. Для общества нормально то, что способствует его сохранению на данном этапе, и идеально то, что еще больше воплощает общественные интересы в данный момент.

44. Человек и природа. Природное и общественное в человеке.

Человек и природа.

Важнейшим аспектом проблемы человека является выяснение его места и роли в природном универсуме. Под природой понимается совокупность всего сущего в материальном мире в противоположность духовным явлениям и феноменам культуры и цивилизации. Природа является объектом естествознания. Представления о природе как пространстве для развертывания человеческих сущностных сил были особенно актуальны в XIX в., когда успехи естествознания давали надежду на использование сил природы для удовлетворения потребностей человека. Поэтому при анализе отношения человека к природе следует учитывать, с одной стороны, природное происхождение человека, его генетическое родство со всем миром живого, и, прежде всего гоминидами, а с другой — принципиальную выделенность человека, его возвышение над природой и принадлежность к миру культуры. Человеческое поведение определяется не инстинктами, а является актом свободной воли. Последнее обстоятельство несет в себе возможность хищническо-10 отношения к природе, что вызвало современный экологический кризис.

Философия Древней Индии: характерные черты, главные проблемы, основные направления.

Формирование древней индийской философии началось примерно во втором тысячелетии до нашей эры. Эти идеи стали известны благодаря древним индийским религиозным памятникам, называвшимся ведами. Важный вклад в развитие древнеиндийской философии внес буддизм. Он провозгласил следующие истины:

Ø вся человеческая жизнь — это сплошное страдание;

Ø причина страданий — стремление к удовольствиям;

Ø прекратить страдания можно лишь на путях отказа от привязанностей и отрешенности;

Ø ведет к прекращению страдания “Благородный Восьмеричный путь”, предполагающий использование верных взглядов, верного намерения, верной речи, верного действия, верных средств жизни, верного усилия, верного памятования и верного сосредоточения

Этапы древнеиндийской философии: ведический период (15-6 вв. до н.э.), эпический (6-2 вв. до н.э.), эпоха сутр (2 в. до н.э.). Веды – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после 15 в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья племенами арийцев. В тоже время появляется буддизм – религиозно-философское учение, главной идеей которого является «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» и «путем аскетизма». «Средний путь» - путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать.

4. Древнекитайская философия: особенности, центральные вопросы и основные школы.

Древнекитайская философия – 6-2 вв. до н. э.

Основные школы:

Ø Даосизм- учение о «Дао» или «пути вещей», традиционное китайское учение. В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться.

Ø Конфуцианство: Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый. Это учение нельзя назвать религией, оно таковой не является, но это одна из самых заметных идеологий. В конфуцианстве чрезвычайно высоко оцениваются чувство долга, уважение к старшим, справедливость. Это учение также называют «школой ученых».

Ø Моизм: идеи всеобщей любви и преуспевания, забота об общей пользе

Ø Школа законников (легизм): Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и императором, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Легисты прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания. Они считали, что люди плохи по своей природе, и нуждаются в жестких законах и ограничениях.

Ø Школа имен: несоответствие названий сущности ведет к хаосу.

Ø Школа инь-ян: натурфилософская школа, понятие противоположностей инь-ян.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.078 с.)