Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-философские учения нового времени: Т. Гоббс, дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж. -ж. Руссо.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – французский философ права и истории. Монтескье разрабатывал модель государства будущего и создал проект свободного государства, базирующегося на концепции разделения властей. Цель теории разделения властей у Монтескье – гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления власти, обеспечить их политическую свободу, сделать право подлинным регулятором отношений между гражданами и правительством. Монтескье писал о двух видах свободы: естественной, существующей в дообщественном состоянии, и политической, возникшей в государстве на основе законов. Политическая свобода – это «право делать то, что дозволено законами», она есть безопасность гражданина, обеспеченная справедливыми уголовными законами. них верховного положения. Мерой свободы у Монтескье выступает право. Верховенство права может быть обеспечено только разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную. Томас Гоббс (1588-1679) – английский государственный деятель и философ, основатель механического материализма. Для обоснования своих представлений о государстве Гоббс прибегает к описанию «естественного состояния», в котором все люди равны, руководствуются своими потребностями, интересами, страстями, жаждой власти, эгоизмом. Свобода человека в «естественном состоянии» ничем не ограничена, поэтому каждый имеет право на все, даже на жизнь другого человека. Такое поведение ведет к постоянным конфликтам, происходит «война всех против всех». Согласно Гоббсу, «нужда – мать всех изобретений». В силу этого, чтобы избавится от страха и обеспечить безопасность, люди путем договора объединяются в общество и учреждают по собственному усмотрению верховную власть, которая может быть доверена одному лицу или собранию. Джон Локк (1632-1704) – английский философ, психолог, педагог.Высший принцип Локка: «нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях», при этом он признавал наличие известной «разборчивости разума». В своем учении о государстве Локк пользуется теологической аргументацией, вплетенной в канву рационалистических умозаключений. Философские взгляды Локка подготовили почву для деизма, согласно которому Бог создал мир, но с той поры больше не вмешивается в его дела. Жан-Жак Руссо (1712-1778) – французский писатель и философ, представитель французского Просвещения. С именем Руссо связаны радикальные тенденции в политической мысли предреволюционной Франции: идеи равенства, социальной справедливости, народного суверенитета, законности сопротивления тирании. Руссо дает государству четкие социальные характеристики и рассматривает его как форму и средство господства богатых и угнетения бедных. По его мнению, вступив в общественный договор, обманутый народ не сумел отстоять свою свободу. Его пассивность привела к деспотизму, при котором все сводится к закону силы, а, следовательно, как бы вновь возвращается в естественное состояние. Но тирания не вечна, ее рано или поздно свергнет гнев народа.
17. Философия Эпохи Просвещения. Основные представители философии просвещения по странам Франция– Бейль, Вольтер, Монтескье, РуссоГельвеций, Гольбах, Дидро. Англия - Локк, Беркли, Юм, Пристли, Мандевиль. Германия – Вольф, Лессинг, Гердер, Гете. ФРАНЦИЯ В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления: 1. Деизм - направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными чертами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских философов-деистов принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк. Вольтер Франсуа (1694 —- 1778) — философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который: • страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: "Раздавите гадину!"); • считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие; • видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности; Жан Жак Руссо (1712 — 1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии. В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. Он: • видел в Боге мировую волю и мировой разум; • считал, что материя «несотворима» и объективно существует всегда; • считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души; • был убежден, что человек не в силах до конца познать мир (в частности, сущностей вещей и явлений); • выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии — "гражданскую религию", "культ великого существа (Бога)", "культ мировой воли" и т. д.; • был сторонником эмпирического (опытного) познания; • считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность; • обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению); 2. Атеизм — направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию. Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. 3. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление получило широкое распространение в философии Франции во второй половине XVIII — начале XIX вв. Представители данного направления жестко критиковали существующий общественно-экономический и политический строй, выдвигали проекты построения нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство. Социалистическо-утопические (коммунистические) идеи нашли поддержку среди широких слоев простого народа Франции накануне и во время Великой французской революции 1789 - 1794 гг. Видными социалистами-утопистами Франции (первыми коммунистами) были Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье. Клод Сен-Симон (1760 - 1825) продолжил традицию утопического социализма во Франции. Он: • близко подошел к диалектическому пониманию мира (единство и борьба противоположностей); • выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рассматривал общество как целостный организм; • в качестве определяющей, базовой сферы жизни общества видел экономику (экономика, производственные отношения определяют все — политику, социальные отношения, мировоззрение) — экономический детерминизм; АНГЛИЯ Джон Локк (1632 — 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени. Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка: • мир материалистичен; • в основе познания может лежать только опыт ("нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах"); • сознание — пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о "чистой доске", на которой записывается опыт — tabula rasa); • источником опыта выступает внешний мир; • цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности; • идеал человека — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии; • идеал государства — государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1921; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.131.51 (0.006 с.) |