Античная философия досократического (натурфилософского) периода: основные школы, проблемы и представители. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Античная философия досократического (натурфилософского) периода: основные школы, проблемы и представители.



История античной философии делится на следующие периоды:

1.Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ (7 – 5 вв. до н. э.)

2.Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;

3.Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;

4.Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;

5.Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии.

Натурфилософский период.

Философы натурфилософского периода античной философии уделяли внимание не вопросам этики, как впоследствии, а вопросам космологии.

Основные школы:

1. Милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) Стихии в основе. Вода, воздух.

2. Пифагорейцы (Пифагор, Алкмеон) Число – основа всего.

3. Элейская школа (Парменид, Зенон, Мелисс)

4. Школа Гераклита (Гераклит, Кратил) Огонь, логос.

5. Школа Анаксагора (Анаксагор, Архелай, Метродор) Семена жизни – гомеомерии.

 

6. Философия Элейской школы: учение о бытии Парменида, философский смысл апорий Зенона.

Элейская школа (конец 6 – первая половина 5 века до н. э.)

Основные представители: Парменид, Зенон Элейский, Мелисс.

Парменид ввел понятие «бытие» (греч. – «онтос», отсюда онтология – наука, учение о бытии). Доверять можно только разуму, чувства нас обманывают, создают иллюзорную картину. Парменид рассуждал следующим образом: бытие – это все, что есть, существует. Противоположность ему – небытие, т.е. все то, чего нет. Но раз в небытии ничего нет, значит, и небытия нет, а значит, есть только бытие. При этом бытие статично, т.е. в нем нет движения, изменения. Все те перемены, которые мы видим и ощущаем вокруг себя, происходят не в бытии, а в мире наших представлений, мнений, т.е. в «доксе». Бытие же – это то, что мы можем помыслить, но не увидеть, т.е. это синоним мышления. Парменид характеризовал бытие следующими свойствами:

Ø бытие единственно

Ø бытие однородно (гомогенно);

Ø бытие безгранично;

Ø бытие вечно

Ø бытие неподвижно.

Известен также Принцип Парменида (принцип всеобщей связи), согласно которому «ничто не возникает из ничего и не переходит в ничто, но все возникает из другого и переходит в другое». В настоящее время получили развитие многие идеи, основанные на этом принципе: мировые константы, законы сохранения, концепция круговорота, теория вакуума, гипотеза трансмутаций и др.

Апории Зенона – внешне парадоксальные рассуждения на тему о движении и множестве.

Зенон (490 — 430 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, представитель элейской школы. Основную задачу своей философии видел в защите и обосновании учения Парменида о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий. Истина сущего обнаруживается только посредством мышления. Чувственный опыт ведет к обнаружению множественности вещей, их разнообразия и изменчивости, и, следовательно, к недостоверности. Факт противоречия между данными опыта и их мыслительным анализом был выражен Зеноном в форме апорий (трудноразрешимые противоречия). Все сводятся к доказательству того, что:

1) логически невозможно мыслить множественность вещей;

2) допущение движения ведет к противоречиям. Согласно 3енону, при попытке помыслить движение, мы неизбежно наталкиваемся на противоречия, из этого следует вывод о немыслимости, а тем самым и о невозможности движения вообще.

Всего было около сорока апорий, до наших дней дошли девять, самые знаменитые – «Ахиллес и черепаха», «Стрела» и «Стадия».

7. Философские воззрения софистов и Сократа.

Появление в Древней Греции в середине 5 в. до н.э. софистов - явление закономерное, ибо софисты обучали (за плату) красноречию (риторике) и умению вести спор (эристике),а спрос на людей, в городах Афинского союза, образовавшегося после победы афинян в греко-персидских войнах был велик: в судах и народных собраниях умение говорить, убеждать и переубеждать было жизненно важным. Положительная роль софистов в развитии философской мысли - также и в том, что они создали науку о слове и заложили основы логики. Внимание софистов в мировоззрении было перенесено с проблем Космоса, природы на проблемы человека, общества, знания. Софисты признавали лишь субъективные истины, которых действительно много, а объективную истину отрицали. Философия софистов встретилась со значительной критикой: их критиковали Платон, Аристотель, но главным критиком был Сократ.

Сократ:

Философ классического периода, учитель Платона, имевший огромное количество последователей. Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами.

Сократический метод: введенный Сократом способ обучения с помощью вопросов и ответов. Его метод также называется майевтикой. Он задавал наводящие вопросы, тем самым заставляя собеседника прийти к истине. Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным. Сомнение ('я знаю, что ничего не знаю') должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию ('познай самого себя'). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды,- необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа.

Будда: В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

8. Античная философия классического периода: Платон и Аристотель.

Классический период античной философии: (5-4 вв. до н. э.) Представители: Сократ, Платон, Аристотель.

Платон: (427-348 гг. до н. э.) – ученик Сократа и учитель Аристотеля. Автор «платоновского корпуса» - сборника трудов, большая часть которых представлена в форме диалогов.

Онтология Платона: принято считать, что Платон является одним из основателем идеалистического направления в мировой философии. Для Платона мир делится на две составляющие – мир вещей и мир идей, или, как он их называет, мир эйдосов. Мир эйдосов идеален и постоянен, в отличие от мира вещей. Нельзя сказать, что Платон кардинально противопоставляет эти два «мира», но для него вещи не могут существовать без идей, а совершенство – в постоянстве.

Платон о государстве: Платон считал необходимым нахождение у власти правителей-философов. Он выступал за стабильность, за совместное проживание жителей. Более того, Платон полагал, что государственное стоит выше частного, поэтому дети должны воспитываться не родителями, а государством. Также Платон выделял три сословия: философов-правителей, производителей и воинов.

Дуализм Платона: дуалистические идеи Платона содержатся уже в его онтологии. Также, он противопоставляет тело и душу как две разнородные сущности. Душа, по мнению Платона, вечна. Также Платон выделял в душе три «начала». Платон о познании: все, доступное познанию, Платон делит на два рода: постигаемое ощущением и постигаемое умом. Ощущения позволяют понимать мир вещей (но не достоверно), а разум позволяет понять истину.

Аристотель: ( 384 – 322 гг. до н. э.) – ученик Платона, основатель Ликея.

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

Учение Аристотеля о причинах и первоначалах:

Ø Материя

Ø Форма

Ø Действующая, или производящая причина

Ø Конечная причина

Идея души: Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа неотделима от тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа.

Учение о человеке: Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами.

Учение о государстве: Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

Аристотель, в отличие от Платона, считавшего важнейшими стабильность и неподвижность, напротив, считал, что все формируется в движении и развитии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 908; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.009 с.)