Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Античная философия досократического (натурфилософского) периода: основные школы, проблемы и представители.
История античной философии делится на следующие периоды: 1.Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ (7 – 5 вв. до н. э.) 2.Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ; 3.Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель; 4.Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков; 5.Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии. Натурфилософский период. Философы натурфилософского периода античной философии уделяли внимание не вопросам этики, как впоследствии, а вопросам космологии. Основные школы: 1. Милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) Стихии в основе. Вода, воздух. 2. Пифагорейцы (Пифагор, Алкмеон) Число – основа всего. 3. Элейская школа (Парменид, Зенон, Мелисс) 4. Школа Гераклита (Гераклит, Кратил) Огонь, логос. 5. Школа Анаксагора (Анаксагор, Архелай, Метродор) Семена жизни – гомеомерии.
6. Философия Элейской школы: учение о бытии Парменида, философский смысл апорий Зенона. Элейская школа (конец 6 – первая половина 5 века до н. э.) Основные представители: Парменид, Зенон Элейский, Мелисс. Парменид ввел понятие «бытие» (греч. – «онтос», отсюда онтология – наука, учение о бытии). Доверять можно только разуму, чувства нас обманывают, создают иллюзорную картину. Парменид рассуждал следующим образом: бытие – это все, что есть, существует. Противоположность ему – небытие, т.е. все то, чего нет. Но раз в небытии ничего нет, значит, и небытия нет, а значит, есть только бытие. При этом бытие статично, т.е. в нем нет движения, изменения. Все те перемены, которые мы видим и ощущаем вокруг себя, происходят не в бытии, а в мире наших представлений, мнений, т.е. в «доксе». Бытие же – это то, что мы можем помыслить, но не увидеть, т.е. это синоним мышления. Парменид характеризовал бытие следующими свойствами: Ø бытие единственно Ø бытие однородно (гомогенно); Ø бытие безгранично; Ø бытие вечно Ø бытие неподвижно.
Известен также Принцип Парменида (принцип всеобщей связи), согласно которому «ничто не возникает из ничего и не переходит в ничто, но все возникает из другого и переходит в другое». В настоящее время получили развитие многие идеи, основанные на этом принципе: мировые константы, законы сохранения, концепция круговорота, теория вакуума, гипотеза трансмутаций и др. Апории Зенона – внешне парадоксальные рассуждения на тему о движении и множестве. Зенон (490 — 430 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, представитель элейской школы. Основную задачу своей философии видел в защите и обосновании учения Парменида о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий. Истина сущего обнаруживается только посредством мышления. Чувственный опыт ведет к обнаружению множественности вещей, их разнообразия и изменчивости, и, следовательно, к недостоверности. Факт противоречия между данными опыта и их мыслительным анализом был выражен Зеноном в форме апорий (трудноразрешимые противоречия). Все сводятся к доказательству того, что: 1) логически невозможно мыслить множественность вещей; 2) допущение движения ведет к противоречиям. Согласно 3енону, при попытке помыслить движение, мы неизбежно наталкиваемся на противоречия, из этого следует вывод о немыслимости, а тем самым и о невозможности движения вообще. Всего было около сорока апорий, до наших дней дошли девять, самые знаменитые – «Ахиллес и черепаха», «Стрела» и «Стадия». 7. Философские воззрения софистов и Сократа. Появление в Древней Греции в середине 5 в. до н.э. софистов - явление закономерное, ибо софисты обучали (за плату) красноречию (риторике) и умению вести спор (эристике),а спрос на людей, в городах Афинского союза, образовавшегося после победы афинян в греко-персидских войнах был велик: в судах и народных собраниях умение говорить, убеждать и переубеждать было жизненно важным. Положительная роль софистов в развитии философской мысли - также и в том, что они создали науку о слове и заложили основы логики. Внимание софистов в мировоззрении было перенесено с проблем Космоса, природы на проблемы человека, общества, знания. Софисты признавали лишь субъективные истины, которых действительно много, а объективную истину отрицали. Философия софистов встретилась со значительной критикой: их критиковали Платон, Аристотель, но главным критиком был Сократ.
Сократ: Философ классического периода, учитель Платона, имевший огромное количество последователей. Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Сократический метод: введенный Сократом способ обучения с помощью вопросов и ответов. Его метод также называется майевтикой. Он задавал наводящие вопросы, тем самым заставляя собеседника прийти к истине. Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным. Сомнение ('я знаю, что ничего не знаю') должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию ('познай самого себя'). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды,- необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Будда: В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване. 8. Античная философия классического периода: Платон и Аристотель. Классический период античной философии: (5-4 вв. до н. э.) Представители: Сократ, Платон, Аристотель. Платон: (427-348 гг. до н. э.) – ученик Сократа и учитель Аристотеля. Автор «платоновского корпуса» - сборника трудов, большая часть которых представлена в форме диалогов. Онтология Платона: принято считать, что Платон является одним из основателем идеалистического направления в мировой философии. Для Платона мир делится на две составляющие – мир вещей и мир идей, или, как он их называет, мир эйдосов. Мир эйдосов идеален и постоянен, в отличие от мира вещей. Нельзя сказать, что Платон кардинально противопоставляет эти два «мира», но для него вещи не могут существовать без идей, а совершенство – в постоянстве. Платон о государстве: Платон считал необходимым нахождение у власти правителей-философов. Он выступал за стабильность, за совместное проживание жителей. Более того, Платон полагал, что государственное стоит выше частного, поэтому дети должны воспитываться не родителями, а государством. Также Платон выделял три сословия: философов-правителей, производителей и воинов.
Дуализм Платона: дуалистические идеи Платона содержатся уже в его онтологии. Также, он противопоставляет тело и душу как две разнородные сущности. Душа, по мнению Платона, вечна. Также Платон выделял в душе три «начала». Платон о познании: все, доступное познанию, Платон делит на два рода: постигаемое ощущением и постигаемое умом. Ощущения позволяют понимать мир вещей (но не достоверно), а разум позволяет понять истину. Аристотель: ( 384 – 322 гг. до н. э.) – ученик Платона, основатель Ликея. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом. Учение Аристотеля о причинах и первоначалах: Ø Материя Ø Форма Ø Действующая, или производящая причина Ø Конечная причина Идея души: Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа неотделима от тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа. Учение о человеке: Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами. Учение о государстве: Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства. Аристотель, в отличие от Платона, считавшего важнейшими стабильность и неподвижность, напротив, считал, что все формируется в движении и развитии.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 908; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.009 с.) |