Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приёмы познания политической действительности.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Методы политической науки. Социологическая методология — выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. Бихевиоралистская — суть метода заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов). Нормативно-ценностная — предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Функциональная — требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой. Системная - суть этого подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Антропологический подход — он требует изучения обусловленности политики природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.). Психологический подход — предполагает учет его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития (психоанализ). Социально-психологический подход аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. д.). Критико-диалектический подход – анализ политических явлений проводился в контексте выявления внутренних противоречий как источника самодвижения политики. Сравнительная методология предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, различных способов выполнения одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации. Приёмы познания политической действительности. Составной частью процесса познания в политологии является развитие междисциплинарных исследований. Для этого важно правильно использовать знания и достижения в экономике и социологии, психологии и статистике, антропологии и региональных или страноведческих исследованиях. Таким образом, достигается максимальная результативность при решении практических политических задач и проблем общества. Процесс познания политической реальности опирается, с одной стороны, на совокупность теоретических моделей, а с другой - на эффективность методов и процедур исследования, применяемых в рамках прикладной политологии. Многое зависит от правильного выбора метода для познания политической действительности и прогнозирования политических процессов. Процесс политического познания базируется на использовании категорий политологии. Объяснение целесообразности использования той или иной категории встречает определенные трудности. Они заключаются, прежде всего, в междисциплинарных связях этой науки. Политология в ходе своего развития активно приспосабливала понятия других наук к осуществлению процесса познания политических реалий. Рассмотрим подробнее методы политологии. Современная политическая наука выделяет как приоритетные следующие методы: институциональный, сравнительный, антропологический, психологический, социологический, бихевиористский, структурно-функциональный, системный. Существуют и другие методы, которые применяются в зависимости от поставленных целей и решаемых задач. Применительно к политологии следует рассматривать специфичность применения этих методов в силу того, что методология политологии, как относительно новой науки, создает ощущение отсутствия оригинальности и самостоятельности. Действительно, выделить специфические политологические методы весьма сложно в силу того, что исследование политической жизни характеризуется определенным симбиозом методики гуманитарных исследований и техники эмпирических исследований. Билет Политическое поведение, его особенности. Политическое поведение. Понятие политического поведения помогает при анализе политической деятельности уяснить ее механизм, структуру, способ достижения целей. Оно позволяет разнообразные проявления политической деятельности свести к системе отдельных действий, элементов. Специфика политического поведения определяется самой природой политики — установлением политических отношений между субъектами не только с совместимыми, но и с противоположными интересами, суждениями и направлением активности. В ходе развития любого политического процесса возникает ощутимая потребность в закреплении черт, норм, регуляторов политического поведения в принципах политической организации, в придании духовным ориентирам политического действия институциональной формы (например, разработка четких процедур выборов, или принятия решений, или замещения должностей в государственном аппарате и т.п.). Очевидно, что в политике, как и во всякой другой сфере, люди ведут себя по-разному. В зависимости от политического поведения участники политики подразделяются на следующие категории: лидеры, возглавляющие политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствующие его сплочению и достижению намеченных целей; активисты — посредники между лидерами и последователями. Они организуют участников движения, постоянно снабжая лидеров информацией о достигнутых результатах и трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения масс; последователи. Их поведение характеризуется разной степенью активности и участия в организациях, они поддерживают цели, выдвинутые лидерами, считают их соответствующими своим интересам, которые они представляют достаточно четко, что и стимулирует их участие в политической деятельности; лидеры мнения, не влияя на поведение участников с точки зрения его организации, своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего в публицистике, создают “поля” эмоционального и интеллектуального напряжения вокруг тех или иных проблем, делают их объектом всеобщего внимания; к ним обращаются за советом, но не за директивой для действия. Билет Природа, особенности и функции политической власти. Политическая власть – это присущая политически организованному сообществу людей форма социальных отношений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов – индивидов, социальных групп и общностей – подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств. Политическая власть – это реальная способность и возможность общественных сил проводить свою волю в политике и правовых нормах, прежде всего в соответствии со своими потребностями и интересами. Природа политической власти Политическая власть возникает, формируется в ходе реализации потребностей управления, регулирования общественных отношений. Она действует как принудительная форма снятия порождаемых различием интересов противоречий и конфликтов, структурирования и укрепления человеческих сообществ. В сфере политики происходит постоянная борьба различных интересов, поэтому существует необходимость преодоления сопротивления других людей и сил, и политическая власть реализуется в принудительной форме. Политическая власть обладает рядом особенностей: верховенство, обязательность решений политической власти для всякой иной власти; право на легальное использование насилия против антиобщественных элементов; публичность (всеобщность и безличность). Политическая власть обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам; наличие единого центра принятия решений; выполнение роли арбитра в конфликтах между представителями различных социальных групп; многообразие используемых ресурсов; обеспечение максимальной стабильности общества как целого в рамках существующих отношений собственности, действующих законов и конституции. Функции политической власти как инструмента социального управления: сохранение социальной целостности; реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп; регулирование социальных отношений, поддержание стабильности в функционировании социального организма. Политическая власть должна обеспечить сочетание разных сторон, отраслей социальной жизни таким образом, чтобы они действительно дополняли, а не подрывали существование друг друга; поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга. Основные формы правления Формы государственного устройства можно поделить на: Виды монархий Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан). Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на: Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России[3], Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа[4]. В настоящее время подобных монархий в мире нет. Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на: Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко). Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания). Республика Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями. Виды республик Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несет ответственность. Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор). Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ). Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Виды политических режимов Демократический режим Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Авторитарный режим Авторитаризм (от лат. Auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Военно-бюрократический режим авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы. Корпоративный авторитаризм устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом Дототалитарный авторитаризм — режим, устанавливаемый на определенной стадии развития политических систем некоторых стран. Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии Тоталитаризм (от лат. Totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм. Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Фазы В политическом процессе выделяют три основных фазы его существования. Первая: артикуляция, т. Е. осознание, определение и представление во власть своих политически значимых интересов всеми социальными субъектами общества. Артикуляция воплощается через деятельность партий, общественных объединений, лидеров, через митинги, избирательные кампании, референдумы, а также через общественное мнение, средства массовой информации и т. П. в зависимости от политического режима и традиций общества. Вторая фаза политического процесса – это этап принятия решений и формирования политической воли. В зависимости от конкретно–исторических условий содержание политического процесса на этой фазе будет зависеть от уровня централизации власти, характера взаимоотношений центральных и местных органов власти, партийных и государственных структур, способов разделения и взаимной ответственности властей и т. Д.. Третьей фазой политического процесса является этап воплощения политической воли в жизнь. Его содержание – реализация управленческих решений. Основная задача здесь: обеспечить вертикальную интеграцию политической жизни общества. Для этого необходимо выбрать и проводить адекватные принятым решениям методы политического регулирования или типы реализации решений. В современной политологии различают следующие типы реализации политических решений: популизм, элитизм, консерватизм, демократизм и радикализм. Типы лидеров Выделяют различные типы лидерства. По отношению к подчиненным выделяют авторитарных и демократических лидеров; по масштабу- общенациональных, классовых, партийных. В современной политологии выделяется несколько собирательных типов лидера: § лидер-знаменосец, которого отличают особое видение действительности, привлекательный идеал, мечта, способная воодушевить широкие массы; § лидер-служитель, который в своей деятельности ориентируется на нужды и потребности своих приверженцев и избирателей и действует от их имени; § лидер-торговец, который способен привлекательно преподнести свои идеи, грамотно убедить граждан в преимуществе своих идей над идеями других; § лидер-пожарный, который ориентирован на самые насущные, жгучие проблемы и действия которого зависят от конкретной ситуации. Некоторые лидеры способны увлечь людей, вдохновить их на какую-то деятельность. В этом случае часто говорят о харизме (от греч. charisma — божественный дар, благодать) — представлении об исключительной одаренности человека. Харизматичного лидера окружающие склонны наделять свойствами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости. Право такого человека быть лидером поддерживается слепой верой, благоговением, преданностью людей. История также много раз демонстрировала, что харизматичные лидеры могут легко превращаться в диктаторов. Типы политической культуры. Политическая культура формируется под воздействием многочисленных факторов, что предопределяет и многообразие ее видов, моделей. a) в зависимости от уровня общности: общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам); b) в зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране: интегрированная (характеризуемая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования политической системы, низким уровнем политического насилия) и фрагментарная (характеризуемая отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, социальной разобщенностью, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти); c) зависимости от отношения к, власти: господствующая и контркультура; d) в зависимости от отношения к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности); e) в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы: патриархальная (для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявленииими активности в этом); f) в зависимости от стилей политического поведения: рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида); g) в зависимости от вида политического режима: демократическая и антидемократическая; h) в зависимости от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.; i) в зависимости от связи с религией: божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом); j) в зависимости от базовых ценностей, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности: общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели). Методы политической науки. Социологическая методология — выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. Бихевиоралистская — суть метода заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов). Нормативно-ценностная — предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Функциональная — требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой. Системная - суть этого подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Антропологический подход — он требует изучения обусловленности политики природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.). Психологический подход — предполагает учет его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития (психоанализ). Социально-психологический подход аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. д.). Критико-диалектический подход – анализ политических явлений проводился в контексте выявления внутренних противоречий как источника самодвижения политики. Сравнительная методология предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, различных способов выполнения одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации. Приёмы познания политической действительности. Составной частью процесса познания в политологии является развитие междисциплинарных исследований. Для этого важно правильно использовать знания и достижения в экономике и социологии, психологии и статистике, антропологии и региональных или страноведческих исследованиях. Таким образом, достигается максимальная результативность при решении практических политических задач и проблем общества. Процесс познания политической реальности опирается, с одной стороны, на совокупность теоретических моделей, а с другой - на эффективность методов и процедур исследования, применяемых в рамках прикладной политологии. Многое зависит от правильного выбора метода для познания политической действительности и прогнозирования политических процессов. Процесс политического познания базируется на использовании категорий политологии. Объяснение целесообразности использования той или иной категории встречает определенные трудности. Они заключаются, прежде всего, в междисциплинарных связях этой науки. Политология в ходе своего развития активно приспосабливала понятия других наук к осуществлению процесса познания политических реалий. Рассмотрим подробнее методы политологии. Современная политическая наука выделяет как приоритетные следующие методы: институциональный, сравнительный, антропологический, психологический, социологический, бихевиористский, структурно-функциональный, системный. Существуют и другие методы, которые применяются в зависимости от поставленных целей и решаемых задач. Применительно к политологии следует рассматривать специфичность применения этих методов в силу того, что методология политологии, как относительно новой науки, создает ощущение отсутствия оригинальности и самостоятельности. Действительно, выделить специфические политологические методы весьма сложно в силу того, что исследование политической жизни характеризуется определенным симбиозом методики гуманитарных исследований и техники эмпирических исследований.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.29 (0.011 с.) |