Структура политологии. Её соотношение с другими гуманитарными науками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура политологии. Её соотношение с другими гуманитарными науками.



Политология представляет собой совокупность наук, отличающихся друг от друга методами, подходами, способами исследования политической жизни, но объединяемых единством предмета, которым является или политика в целом, или отдельные ее стороны. Структура политологии включает в себя: историю политической мысли, политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, политическую антропологию, политическую этику, сравнительную политологию, геополитику. Политология активно использует методы и достижения других социальных наук. Она тесно взаимосвязана с философией, социологией, историей, юриспруденцией, экономической теорией, психологией и др. Основные направления в развитии современной политологии: институционализм, теория разделения властей, теория политических элит, лидерства, субъект и объект политики.

5.Зарождение политической идеи в Древнем мире. Древняя Греция: по взглядам софистов – «человек есть мера всего», то есть справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми,

противоречивое и изменчивое творение человеческого разума; по Платону - «естественным путем возникают лишь «порочные» формы государства». К таким порочным формам он относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия — это власть честолюбцев. Честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию — господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государства: одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии — власти большинства. Демократическое государство «сверх должного опьяняется свободой». Аристотель – выдвинул идею о создании политии, как совершшенной формы правления в которой управляющие должности занимают образованные люди среднего класса, олицетворяющие все гражданские доблести (справедливость, благоразумие, рассудительность), то есть философы. Древний Китай: У древних китайцев единственным проводником воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и способности. Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения государства. Конфуций считал, что государство возникло из объединения семей; это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети. Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов.

6.Религиозное истолкование политики. Августин Аврелий (Блаженный) – учение о падшем человеке, о слабости человека перед лицом зла. Существует град божий и град земной. Себялюбие и стремление к достижению земных благ составляет сущность града земного, то есть государства. Церковь претендует на звание града божьего. Вся власть принадлежит церкви и она властвует от имени бога, значит незыблема и её власть не поддаётся сомнению. Фома Аквинский – власть сама по себе есть установление божественное, значит несёт людям добро, повиновение властям следует в той степени, в какой она проистекает от Бога, то есть на сколько она справедлива и может ли нести добро людям. Разработал теорию законов: вечный – заключён в боге, тождественен и существует сам по себе, естественный – производная вечного, отражение вечного закона в человеческом разуме, человеческий закон – с помощью силы и страха побуждать людей избегать зла и достигать добродетели.

7.Политическая мысль эпохи просвещения. Ш.Л. Монтескье – «О духе законов», разделял три ветви власти (законодательная, судебная, исполнительная), которые независимы друг от друга для того чтобы они могли друг друга контролировать, обеспечить верховенство закона, свободу граждан и их безопасность, выделял три формы правления: монархия, республика, деспотия, отдавал предпочтение конституционной монархии. Ж.Ж. Руссо – «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права» - противопоставил «естественное состояние» и «золотой век» (все люди равны), считал, что способность к совершенствованию (совершенствованию орудий труда, оттачиванию мастерства, обучению и так далее) привела к частной собственности и как следствие, неравенству между людьми в обществе, которое в худшем случае приведёт к деспотизму, нестабильному строю, народ свергнет деспота и создаёт государство на основе общественного договора, который предусматривает верховенство и суверенитет народа.

8.Политические идеи Нового времени. Т. Гоббс «Левиафан» - «война всех против всех», следствие – страх за жизнь и свободу, следствие – общественный договор, в котором государство выступает в качестве гаранта исполнения этого договора, власть неделима и принадлежит одному человеку, поэтому Гоббс предпочитал монархия всем другим формам правления.. Дж. Локк – «Два трактата о государственном правлении» основываясь на теории общественного договора, сформулированной Т.Гоббсом, однако он полагал, что собственность человека является результатом его труда. Народ имеет право свергнуть правительство, если считает его не компетентным, разделил власть на три ветви: законодательная, исполнительная, судебная; отдавал предпочтение конституционной монархии.

9.Становление политической науки. Берёт начало ещё с учений Сократа, Платона, Аристотеля, Т. Гоббса и Дж. Локка

1. Политология – как наука на стыке юриспруденции, истории, философии. (1880 г. Год рождения политики, Дж. Бёрджес, Колумбийский колледж).

2. Институциональный период, становление политологии – как самостоятельной научной дисциплины (конец 19 века) («история есть политика прошлого, политика есть история настоящего»).

3. Предпосылки исследований неформальных институтов правления (то есть исследование тех сфер действительности, которые не входят в рамки политической действительности).

4. Революция в политологии– появление бихевиоралистского направления в политической науке (1920-е годы).

5. Предпосылки введения математического моделирования (конец 20-ых годов 20 века).

6. в период Второй Мировой войны и послевоенное время в Европе политическая наука не развивалась. В США преподавали европейские изгнанники.

7. Политология, какой мы её видим сегодня.

10.Понятие политики. Специфика детерминации политики. Политика – многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентации и коммуникационных связей между классами и социальными группами по поводу власти и управления обществом, основными факторами которой выступают прежде всего большие социальные группы (классы, нации, народы, цивилизации), выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры. Специфика политики заключается в том, что она охватывает все сферы жизнедеятельности человека, а следовательно, изучается множеством гуманитарных наук (кроме политологии), такими как психология, социология, философия, юриспруденция и т.д.

11.Виды политической деятельности. Политическая деятельность - это вид активности, направленный на изменение или сохранение существующих политических отношений, в результате которого получается их новое качество, либо консервируется старое. Компромисс – соглашение, при котором стороны идут на уступки и отказы от своих целей для достижения согласия. Консенсус – соглашение на основе общих целей сторон, достижение которых возможно только при содействии сторон друг с другом. Конформизм – податливость индивида давлению группы, проявляющаяся в изменении индивидом своих первоначальных целей и интересов в соответствии с мнением большинства. Политический экстремизм – приверженность крайним взглядам и действиям, агрессивные действия против сложившихся структур и институтов, низвержение и расшатывание стабильности ради достижения своих целей. Революция – коренной поворот в жизни общества, в ходе которого происходит смена государственной власти и господствующих форм собственности. Контрреволюция – действия, направленные на восстановление старых порядков. Реформа - преобразование, которое не затрагивает основ существующего строя, и власти правящего класса, но предусматривает прогрессивные изменения. Специфическим видом политической деятельности являются митинги и демонстрации. Они представляют собой массовое, публичное выражение настроений, требований, солидарности или протеста. Выборы — формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан. Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

12.Проблема целей и средств в политике. Сила и насилие. Цель – выработанный человеком идеальный результат, служащий внутренним мотивом, ради которого осуществляется деятельность. Ее общая цель в социальной системе - интеграция внутренне дифференцированного общества, увязывание конфликтующих частных устремлений граждан с общей целью всего общества. Гарантией гармоничного сочетания частных и общих целей призвано служить государство. Средства - это конкретные факторы влияния ее субъектов на объекты: пропагандистские кампании, забастовки, вооруженные действия, электоральная борьба и т.д.

Противоречия между целями и средствами политики существуют реально и не всегда могут разрешаться за счет отказа от целей из-за опасения применения сомнительных в нравственном отношении средств, в процессе нравственного соизмерения целей и средств политики. Длительное применение безнравственных средств разлагающе действует как на самих лидеров, так и на их сторонников, подрывает доверие и у оппонентов, и у союзников и в конечном счете не только ведет к нравственной деградации людей, использующих такие средства, но и ставит под сомнение эффективность проводимой ими политики. Все это свидетельствует о том, что для реализации политических целей приемлемы далеко не любые средства. От тех целей, достигнуть которые можно лишь с помощью явно антигуманных действий, следует отказаться. Наиболее несовместимы с нравственностью насильственные средства. Сила и насилие. Сила может быть использована как во благо, так и во вред человечества. Насилие представляет собой преднамеренное действие, направленное на уничтожение человека (или других живых существ) или нанесение ему ущерба и осуществляемое вопреки его воле. Насилие может быть физическим, экономическим, психологическим и др. Применительно к политике, говоря о насилии, обычно имеют в виду физическое насилие (или ненасилие) как средство ее осуществления. В общественном сознании к насилию относятся как к неизбежному злу, вытекающему либо из природного несовершенства человека (или его "первородного греха"), либо из несовершенства социальных отношений. Систематическое применение насилия разрушает нравственные основы общества, совместной жизни людей - солидарность, доверие, правовые отношения и т.п., кроме того общество не может полностью устранить из своей жизни всякое насилие и вынуждено в целях его ограничения и пресечения использовать силу. Демократический строй создает важнейшие предпосылки для ограничения насилия, разрешения конфликтов мирными, ненасильственными средствами. Это достигается, прежде всего, в результате признания равенства прав всех граждан на управление государством, выражение и защиту своих интересов. В условиях демократии каждая общественная группа имеет возможность свободно выражать и отстаивать свое мнение, добиваться признания его справедливым и принятия парламентом или правительством. В современном мире предпринимаются все попытки для пресечения насилия, мир стал главной задачей мирового сообщества.

13.Политическая жизнь, её аспекты. Политическая жизнь - это непрекращающийся процесс деятель­ности множества индивидов, которые направляют свои совместные (кооперированные) усилия на решение политически значимых задач с помощью системы политических средств.

Аспекты политической жизни:

1. политика выступает в качестве сферы деятельности, так и инструментом субъектов политических отношений;

2. политическая жизнь – сфера действия политических институтов, инструменты: власть, принуждение, авторитет, насилие;

3. политика влияет на многие стороны жизни (экономика, культура, мораль, наука);

4. политическая жизнь характеризуется массовостью, активностью отдельных социальных групп (этносы, народности и т.д.)

5. политическая жизнь – мост между личностью и государством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.27.172 (0.008 с.)