Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

См. лекция № 39 (политические партии и партийные системы).

Поиск

Вопрос № 71 Личность в политике. Политические лидеры.

В политологии под личностью понимается не отдельный индивид, и не индивидуальность как таковая, а совокупность вполне определенных, то есть повторяющихся, устойчивых, присущих многим индивидам, качеств Понятие личности делает акцент на «социальной компоненте» в человеке, которую он развивает, будучи представителем той или иной общности людей. Поэтому личность – это, прежде всего совокупность тех социальных ролей, которые ей «предписывается» выполнять, исходя из вполне определенного социального статуса, занимаемого личностью. В тоже время личность обладает способностью формировать собственное отношение к действительности, что получило название направленности личности.

Что же определяет личность в качестве субъекта политики?

Во-первых, наличие у личности определенной «автономии» в обществе, способствующей формированию у нее устойчивых потребностей и интересов;

во-вторых, способность к целепоганию, то есть постановке и достижению целей и задач своей деятельности;

в-третьих, способность к волевым усилиям («политическая воля») для достижения поставленных целей;

в-четвертых, способность к самонаправленному поведению, то есть

поведению, ориентированному не только на внешние объекты, но и на самого себя как субъекта.

Процесс становления личности как субъекта и тем более, качественные состояния достигаемой «субъектности», имеют в реальной практике бесконечное множество вариаций.

По отношению к политической жизни, политике в целом субъектность личности может проявляться как то или иное сочетание информированности о политике, интереса к ней и конкретного политического участия. Согласно этим критериям в политологии выделяются следующие типы личностей (Е. Вятр):

«активисты» – активно ищущие информированные люди, положительно настроенные к участию в политической жизни;

«компетентные наблюдатели» похожие по характеристикам на первых, но не стремящихся к активному участию (например, ученые, писатели и др.);

«компетентные критики» – информированные и интересующиеся, но их отношение к политике и власти является в целом отрицательным (критическим);

«пассивные граждане» – настроены, как правило, отрицательно или нейтрально по отношению к власти, не интересуются политикой, хотя могут быть и информированы о ней;

«аполитичные и отчужденные» – мало что знают о политике, не интересуются ею, и настроены резко отрицательно к любому личному участию в политической жизни.

В основе другой типологии лежит различение двух видов отношения индивида к власти: автономного, когда власть ценится в силу каких-либо ее собственных достоинств, и инструментального, когда власть ценится в качестве средства достижения определенных целей; а также двух видов мотивов при «вхождении» человека во власть: эгоцентрических, направленных на собственную личность или ближайшее окружение, и социоцентрических, которые концентрируются на благе какой-либо более широкой группы людей (класса, нации, поселенческой общности) или общества в целом.

История показывает, если при социоцентрических мотивах, побуждающих людей активно участвовать в политике, подход к власти всегда инструментален (так как в ней видят средство для того, что бы что-то сделать для общества), то при эгоцентрических – проявляется как автономное, так и инструментальное к ней отношение. Понятно, что чрезвычайно широкое распространение в исторической практике получило сочетание инструменталистского и эгоцентрических подходов, когда люди ищут во власти средство для получения личных выгод. Такие люди ценят власть не саму по себе, а исходя из того, что она может им дать, хотя и могут осуществлять ее так, что это принесет выгоду какой-либо общности.

И ОПИСАТЬ СВОЕГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА. ТО, ЧТО МЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ДЕЛАЛИ.

72. Политическая идеология.

см. лекция № 33 (политическое сознание и политическая идеология), вопрос №2(сущность политической идеологии) и вопрос №3(современные политические идеологии).

73. Политическая культура.

Понятие и функции политической культуры.

Политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Общество проявляет и осознает себя в культуре. От состояния и развития духовной культуры, от качества культурных ценностей зависит и интеллектуальный потенциал общества, и степень осознания им своих проблем, уровень их решений.

Культура никогда не замкнута на какую-либо сферу общественной жизни, но является интегральным аспектом развития общества. Строение культуры, ее дифференциация и социальные функции соответствуют исторически определенной дифференциации самой человеческой деятельности, содержащей творческие компоненты.

Политическая культура выступает неотъемлемой частью культуры в целом. В понятии "политическая культура"' органически выражается единство политики и ее общественного сознания. Сферой политической культуры является политическая жизнь общества, все, что затрагивает проблемы власти и управления, участия людей в политике, а также пограничные зоны: взаимодействия политики и права, политики и экономики, политики и нравственности. Это позволяет рассматривать политическую культуру как важнейший элемент политической системы любого общества, как характеристику политических отношений в процессе функционирования политической системы.

Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической системе общества.

Познавательная функция - формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность. Интегративная - достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя. Политическая культура формирует стабилизирующую основу политической жизни и способствует повышению эффективности управления.

Коммуникативная - позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт.

Регулятивная - заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения.

Воспитательная - дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации людей. Структура политической культуры.

Структура политической культуры делится на три части: культура политического сознания, культура политического поведения, культура функционирования политических институтов.

Элементы структуры политической культуры:

политическое сознание, включающее в себя как идеологические компоненты (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления), так и психологические (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения);

политическое поведение (политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности);

политический опыт (политические традиции, обычаи, политическая память общества и т.д.).

Основные черты политической культуры:

› она фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;

› является продуктом естественного исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества;

› имеет тотальный характер - политические отношения пронизаны, насыщены, пропитаны политической культурой; › характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения и не сводится к сумме политических субкультур.

Вопрос № 74 Норма права – понятие и виды

Вопрос № 75 Основы конституционного строя России.

Конституционный строй - это способ и форма организации государства, которые закреплены в Конституции.

Основы Конституционного строя - важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.217.59 (0.008 с.)